Топиарная стрижка деревьев и кустарников в саду
Содержание растений в облагороженном виде преображает любой сад. Чтобы кустарники обрели желаемую форму, требуется фигурная стрижка кустов. Внешнее преображение деревьев необходимо не только для красивого обустройства садовой площади, но и для создания необычных фигурных композиций из имеющейся растительности.
Необходимые инструменты и подготовка
Топиарная и фигурная стрижка предполагает следующих инструментов для обрезки:
- секатора для обрезки веток кустов;
- ножа, чтобы подстричь побеги на участке до распускания растений;
- сучкореза для удаленной обрезки веток деревьев;
- пилы, чтобы подровнять ветки кустов и деревьев, смотрящих вверх;
- кустореза для дизайна кроны кустов и растений.
Новички в обрезке и стрижке не должны стремиться к созданию фигурных дизайнов. Для них топиарный процесс подразумевает применение ножниц для стрижки кустов. Позже можно придавать инструментом при стрижке форму овалов, конусов или шара.
Подготовка к стрижке растений начинается с создания плана-эскиза. Чтобы наглядно показать красоту после достижения искусства декоративной стрижки.
После проверяют пригодность выбранных для обрезки и стрижки инструментов. Инструменты оставляют прочные, чтобы легко придать форму растениям. Иначе желание быстро сделать фигурную живую изгородь перерастет в каторжную стрижку.
Для бывалых садоводов подойдет применение рамок из проволоки. Так при стрижке топиарные фигуры для сада получатся правдоподобнее. Сломанные элементы проволоки нужно обновлять, чтобы стрижка деревьев не теряла красоту формы.
Какие растения можно стричь?
Стрижка деревьев и кустарников применима для следующих типов растений:
- барбарисовых. Самый приемлемый для стрижки — барбарис Тунберга;
- всех подвидов туи;
- вяза;
- самшита;
- боярышника;
- бирючины;
- тиса;
- спиреи;
- всех видов ивы;
- кизильника;
- дерена белого.
Не каждое растение может подойти красотой и по форме для создания топиарной стрижки. Чтобы подровнять растения формой шара, используют:
- кусты туи западной глобозы;
- кусты спиреи;
- кусты кизильника блестящего;
- кусты дерена;
- деревья ивы шаровидной;
- декоративные кусты туи даники.
Для стрижки и дизайна секатором фигурной живой изгороди оставляют деревья ели, декоративные кусты можжевельника, пышные листья самшита. Для стрижки ножницами и украшения кубической формой оставляют кусты Спиреи и декоративного Тиса.
Как правильно стричь? Приемы и методы
Фигурная стрижка кустов инструментами отличается красотой. Ландшафтное искусство для стрижки сада имеет некоторые законы, применимые на участке.
Так, растениям лиственных пород необходима обрезка 1 раз за год. Подстричь деревья нужно, пока нет прироста побегов. Если ветки растений не постригают до осени, они оставляют объем.
Для растений, используемых в искусстве создания живых изгородей, нужна обрезка формы 1-2 раза за год. Топиарную и фигурную стрижку деревьев и кустов нужно производить до распускания веток. После стрижки оставляют 5 см формы прошлогодних веток. Последующие топиарные стрижки растений нужно производить до 1-го уровня прироста.
Для стрижки изгороди из хвойных кустов нельзя применять вертикальную обрезку форм боковых листьев. Листья кустов с боков постригают формой, суженой вверх. Иначе подложка дерева при стрижке оставляет пышную хвою.
Фигурная и топиарная декоративная стрижка сада производится инструментом от нижней части дерева или куста, и при желании можно подстричь крону. Полученные при стрижке фигурные изгороди и топиарные украшения требуют подкорма.
При создании стрижки молодых растений, подравнивать их форму советуют сильно. Чтобы кроны кустов и деревьев на участке становились пышными. Придать такую форму растениям можно секатором или подровнять кроны ножом для сада.
Уход за подстриженным растением
Уход после декоративной стрижки растений включает важные процедуры. Чтобы подровнять листья деревьев или подстричь растения, нужно знать их развитие. Листьям светолюбивых растений недостает света, поэтому для них оптимально создание стрижки конусом или пирамидой. Теневыносливые подходят для любого ландшафтного искусства. Их можно постригать шаром, конусом, создавать красивую изгородь и фигурные и топиарные элементы.
Стрижка растений в форме шара или куба легка для создания в саду при помощи каркаса из проволоки и ножниц. Ветки растений, выходящие за предел каркаса проволоки, постригают и придают им живой дизайн. Процедуры ухода:
- фигурное создание формы стрижки только во время покоя листьев и побегов растений в саду;
- до достижения распускания листьев и почек нужно подровнять область побегов или крону изгороди;
- создание фигурных и топиарных листьев растений и изгородей производят до осени на участке;
- хвойные растения для сохранения нижней формы связывают на участке под зиму.
Источник статьи: http://gardenerschool.ru/gazony-i-cvetniki/topiarnaya-strizhka-derevev-i-kustarnikov-v-sadu.html
Фигурная стрижка деревьев и кустарников: секреты мастерства
Добавление статьи в новую подборку
Во всем мире множество людей увлекается садоводством, и потому интерес к фигурной стрижке деревьев и кустарников растет с каждым годом. Topiaria, что в переводе означает «садоводческое искусство» – это создание декоративных форм растений путем художественной стрижки и обрезки.
Далеко не каждому садовнику под силу создать из дерева арт-объект. Это искусство требует определенных навыков, знаний, художественного вкуса и огромного терпения.
Владимир, с чего началось ваше увлечение топиарным искусством?
Мой приход в профессию был нестандартным. Обычно ведь как бывает: человек был увлечен садоводством или рисованием, скульптурой, а потом пришел в «топиарку». Да, я хорошо рисую, в молодости даже зарабатывал этим деньги. Но не в этом суть. По первому образованию я учитель истории, закончил Московский педагогический государственный университет им. Ленина. По второму высшему – экономист. Кем только не работал! В трудовой книжке больше десятка записей: от директора до дворника. Вместе со всей страной переживал и очень тяжелые времена.
В начале двухтысячных младшему сыну пора было в садик, а мест не хватало. Кому-то из семьи надо было устроиться в детсад, чтобы ребенка туда взяли. Так я стал дворником-сторожем в одном из детсадов города Тольятти. Там впервые начал ухаживать за древесными растениями и стричь кусты, которые до меня уже сформировал мой коллега. Мне понравилось это занятие, стало получаться все лучше и лучше. Потом я сел и хорошо обдумал, прописал новый бизнес. Практически сразу это все дало результат. Я начал получать заказы и вскоре сделал топиарное искусство своей профессией.
Сейчас я уже более 16 лет зарабатываю деньги только фигурной стрижкой деревьев и кустарников. Все это время я развиваюсь как мастер, как художник в широком смысле этого слова. Конечно, я постоянно занимаюсь и занимался самообразованием. В ландшафтной школе я отучился еще на раннем этапе, много читал специальной литературы. Книги по обрезке и стрижке выискивал где только можно. Перерывал интернет, общался с ландшафтниками. А еще больше работал, анализировал свой опыт.
Сейчас я создаю собственные технологии, ставлю эксперименты, иду ни на кого не похожим творческим путем, разрабатываю проекты своих собственных инновационных ландшафтов. Занимаюсь обучением. Провел уже более 50 мастер-классов. Они очень востребованы, поскольку о топиарном искусстве в средней полосе реально негде почитать. Литература в основном европейская, в нашем климате она применима с большими оговорками именно из-за разницы в климате. В вузах нет ни курсов, ни предметов, ни лекций… Практически нет ничего именно в условиях средней полосы. В дальнейшем планирую уделять больше времени обучению.
С какими видами растений вам больше всего нравится работать?
Вы, наверное, предполагаете, что я назову какие-то отдельные виды? Ну, нет! Мне нравятся все древесные растения, иначе я бы не занимался своим делом. А работать я предпочитаю с теми деревьями и кустарниками, в которых я увидел художественный потенциал. Когда понимаю, что могу сотворить шедевр. И конечно же, люблю работать с растениями, которые не болеют, дают хорошие приросты. С экзотами не работаю. Это совсем другое направление садоводства, ближе к коллекционированию. Меня интересует сильный, устойчивый, живучий материал.
Чем отличается стрижка от обрезки?
Стрижка и обрезка – это две разные операции. Стрижка – удаление периферийного слоя кроны (зеленой массы) с помощью садовых ножниц или кустореза. Обрезка – удаление отдельных ветвей в строго определенных местах. Обрезка выполняется секатором, сучкорезом или пилой, в зависимости от толщины удаляемой ветви. Для обрезки и стрижки существуют свои сроки, свои правила. Я еще использую такое понятие – арт-обрезка. В отличие от обрезки обычной, которая выполняется с утилитарной целью, арт-обрезка – это инструмент для создания произведений искусства из живых деревьев. Точно так же бывает просто стрижка для уменьшения размеров растения или для загущения кроны, а бывает фигурная – для создания новой формы, фигуры, имеющей художественную ценность.
Какие формы пользуются наибольшей популярностью в средней полосе?
У нас в стране популярны самые разные геометрические фигуры. Мода на сады в регулярном стиле не проходит уже тысячелетия. Просто если раньше уход за топиарным садом могли позволить себе только состоятельные люди или какие-то организации, то сейчас – практически любой садовод. Причина в том, что в стране появился качественный и очень разнообразный садовый инструмент. Любые секаторы, ножницы, кусторезы, пилы… Все, что хотите, на любой вкус и кошелек. Почему бы сейчас не содержать кусты или живую изгородь в виде шаров или других фигур? Купил кусторез и стриги себе на здоровье. Было бы желание.
Популярны также и сады в природном стиле, которые, кстати, тоже не обходятся без стрижки и обрезки. В последнее время в ландшафтном дизайне встречаются садовые деревья в японском стиле, типа ниваки или гартенбонсай. Их продают в садовых центрах уже в готовом виде. Но они также требуют регулярного ухода, стрижки и обрезки. Я формирую деревья в собственном авторском стиле, не копируя европейцев или японцев. И на такие деревья тоже есть спрос!
Каждая ваша работа – просто шедевр! Сады выглядят гармонично и стильно. Как рождаются идеи и как вы прорабатываете композицию, приступая к работе над объектом?
Чаще всего мне приходится работать в уже сложившихся ландшафтах. То есть, как правило, я не занимаюсь пересадками или досаживанием растений. Но в старых садах особенно ярко видно, каким мощным преобразующим инструментом является топиарное искусство. Только с помощью обрезки и стрижки я могу полностью изменить стиль сада (рестайлинг), видоизменить пространство, перенести акценты. Сад буквально создается заново, хотя все деревья и дорожки остаются на своих местах. Но это занимает время. Даже если мы начинаем формировать уже большое дерево или взрослый кустарник, проходит несколько лет, прежде чем форма приобретет законченный вид. Мой материал – живые существа, поэтому от того, как они будут себя чувствовать, насколько хорошо расти, тоже зависит конечный результат.
Мне также интересно делать ландшафты с нуля. Я разрабатываю свои подходы к созданию садов, приватных территорий. Откуда приходит вдохновение? Конечно же, от природы. Много впечатлений от пейзажей я получаю в поездках по миру, по родной стране. Не для красного словца, реально, природа – источник вдохновения. Какую форму выбрать для того или иного экземпляра, решается по совокупности факторов. В том числе выбор формы зависит от габитуса растения, от стиля сада, от пожеланий заказчика и моей интуиции.
Композиция «Два храма»
А бывает ли такое, что идея создания какой-то композиции рождается у владельца сада, но растения не подходят для реализации?
Бывает, конечно, поэтому и приглашается профессионал. Я всегда сразу говорю, что можно сделать, а чего не стоит. Иногда даже отговариваю заказчика от обрезки или стрижки, если и так все красиво. Бывает также, что идеи владельца сада мне неинтересны. И тогда я от заказа вежливо отказываюсь.
Многие садоводы боятся состригать лишние ветви, обрезать верхушки, опасаются испортить форму… Какие растения легко прощают ошибки неопытных мастеров? На чем можно потренироваться новичку?
И правильно боятся! Растения – живые. Не по-людски их кромсать без толку и смысла, без гарантий того, что они будут жить дальше. Это с одной стороны. А с другой, в садоводстве вообще очень много мифов, суеверий, граничащих с мракобесием. Например, про макушки. Очень живучий миф, что без макушки дерево перестанет расти и погибнет. Откуда он взялся, понятия не имею. Самой природой, миллионами лет эволюции у деревьев заложена как способность расти вверх, так и способность замещать отломанную верхушку новыми побегами.
За свою 16-летнюю практику я убирал верхушки деревьев тысячи раз. Реакция дерева на эту операцию одна: оно старается выпустить один или несколько побегов-заместителей. Конечно же, важно соблюдать баланс. Я как опытный мастер могу сходу решить, на какую высоту можно снизить то или иное дерево. И иногда убираю сразу много. Неопытному человеку лучше начинать с малого, срезать тонкую макушку и избегать больших срезов.
Живые изгороди из туи западной
Страхи и неуверенность очень хорошо снимаются на мастер-классах. Я это вижу каждый раз. У людей загораются глаза, они начинают так щелкать ножницами и секаторами, что не оттащишь от растения. Когда мы понимаем, что надо делать, а чего не надо, тогда и рука берет столько, сколько нужно. На чем потренироваться, и какие растения прощают неопытность садовода, отвечу так: начинать надо с тех растений, которые в данном регионе, на данном участке отлично растут. Старайтесь выбирать лесообразующие породы в данной местности. Смотрите, какие экземпляры дают хорошие приросты, не болеют, не чахнут. Только с такими можно работать.
Топиар «Принц», можжевельник скальный. Топиар «Сон», ель колючая Glauca globosa
Каким инструментом вы работаете, и что из вашего арсенала подойдет для начинающих мастеров?
У меня просто огромное количество инструментов. Слишком долго, да наверное, и ни к чему рассказывать обо всем моем арсенале. В любом саду опытному или начинающему садоводу для работы с древесными растениями необходимы: секатор, садовые ножницы и садовая пила. Секаторы служат для обрезки ветвей до 2 см в диаметре, ножницы – для стрижки, садовая пила – для обрезки ветвей толще 2 см. Можно еще посоветовать купить сучкорез для обрезки ветвей 3-4 см в диаметре. Он очень ускоряет и упрощает работу.
Насчет конкретных марок и производителей советовать не буду. Главное, чтобы инструмент удобно лежал в руке, был острым и чистым. Только так можно сделать правильный срез, который потом хорошо затянется. Некоторые путают садовую и столярную пилы. Столярная предназначена для мертвой древесины, а садовая – для живой. Естественно, для спила живых веток надо использовать именно садовую пилу.
Минимальный набор садовника
Нужно ли подкармливать растения до и после стрижки и чем?
Подкармливать растения надо в соответствии с сезоном: неважно, есть стрижка или нет. Я советую не стричь и не обрезать растения в экстремальных погодных условиях, например, когда стоит жара, засуха, идут сильные дожди, дует сильный ветер. Полить растение после стрижки, конечно, можно, если почва сухая. Для хвойных хорошо устраивать дождевание на крону. То есть полить, как из душа, все дерево.
Какие рекомендации вы обычно даете обладателям садов после обрезки и стрижки? Обучаете ли вы хозяев последующему уходу за стрижеными формами?
Самое главное, что должны усвоить владельцы садов: если вы начали стричь и обрезать, это придется делать и дальше, чтобы сохранить формы. Поддерживающие стрижки хвойных растений надо проводить один-два раза за сезон, лиственных – до пяти-шести раз, в зависимости от вида.
Заказчиков у меня много, поэтому я физически не могу работать в одном саду долгое время. И меня вполне устраивает, если поддерживающие стрижки будет выполнять сам владелец сада или его садовник. Конечно, по желанию я обучаю уходу. Тем более, что это, как правило, в удовольствие: выйти в сад и пощелкать ножницами, поработать с секатором, подышать фитонцидами. Периодически необходимо, чтобы я корректировал форму. На некоторые участки я приезжаю раз в год или в два, чтобы создать что-то новое или откорректировать старые формы.
Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать мастер топиарного искусства?
Если честно, никогда об это мне задумывался. Любить сады, растения, природу – это, наверное, для всех актуально. Иметь точный глазомер, художественный вкус. Быть в хорошей физической форме, поскольку топиарное искусство – это, прежде всего, тяжелый физический труд. Иметь вагон терпения! Это необходимое качество для работы с деревьями, которые живут совсем в другом ритме.
Подождать лет пять до получения результата – для меня это норма, это несложно, а у некоторых людей вызывает нервный смешок, потому что обычно заказчики хотят всего и сразу, причем даже не завтра, а еще вчера. Да, надо уметь договариваться с заказчиками, чувствовать людей, понимать их зону комфорта, их запросы, их менталитет, вкус, жизненный уклад и учитывать это все при создании сада, ландшафтной композиции или отдельного арт-объекта. Договариваться с людьми сложнее, чем с растениями. И еще раз повторюсь: было бы желание, а научиться можно всему!
Владимир Ляпчев работает над созданием своего проекта не один. Главным партнером мастера является его жена – Ирина Немова – биолог по образованию, журналист с большим опытом работы. Ирина отвечает за переговоры с партнерами, за ведение сайта, за фото- и видеосопровождение работы. Такой прекрасный союз – залог успеха в любом деле!
Источник статьи: http://www.ogorod.ru/ru/main/stories/16791/Figurnaja-strizhka-derevev-i-kustarnikov-sekrety-masterstva.htm