Французские прически xvi века

Французские прически xvi века

В XVI веке по всей Западной Европе продолжает утверждаться абсолютная монархия. Этот процесс происходит и в значительно окрепшей экономически Франции. С развитием мануфактур появляются новые классы — буржуазия и наемные рабочие.


Рис. 47

Географические открытия способствовали процветанию торговли с другими странами, налаживанию товарооборота между отдаленными районами самой Франции. Под воздействием итальянского Возрождения, проникшего во Францию в конце XV века, исчезают остатки средневековья. Во всем чувствуется влияние античности. Двор французского короля становится самым пышным в Европе. Вкусы окружающих приспосабливались к королевским. Несмотря на репутацию сильнейшей державы, Франция терпит поражение в войне с Испанией. В связи с этим она на некоторое время попадает под влияние и зависимость от испанского владычества. Но это не отразилось на французской культуре и искусстве. Пожалуй, больше всего испанское влияние сказалось в моде, особенно в высших, придворных кругах. Портреты короля, знатных дворян дают полное представление о том, как понимали красоту. Мужчины — дородные, плотные, сильные, с умными красивыми лицами. Женщины — со спокойным выражением глаз, мягкие, женственные.


Рис. 48

Основные виды и формы причесок. В первой половине XVI века мужские прически целиком повторяли силуэты испанских- волосы, зачесанные назад или подстриженные «лестничками» и подвитые надо лбом в крупные локоны. С 20-х годов XVI века прическа становится короче. Причиной этому было ранение в голову короля Франциска I во время игры в снежки. По совету медиков волосы пришлось коротко остричь — так родилась новая прическа типа «ежика», которую быстро скопировали придворные. Увлечение высокими испанскими воротниками также способствовало распространению коротких причесок. Король Генрих III был известным щеголем — ему приписывают появление разнообразных причесок из завитых волос. Он собственноручно завивал волосы себе и королеве. Так прически несколько видоизменились. Пряди надо лбом стали отращивать длинные и завивать в кольцеобразные локоны. С приходом к власти короля Генриха IV, слывшего также большим франтом,, распространяется мода на прически, сочетавшие короткую стрижку с завивкой. Она получила название «Генрих IV» или «Анри катр».

Существенной деталью этой прически были два или один «любовных» локона, которые были длиннее остальной массы волос и спускались на воротник с правой стороны. Входит в моду прическа «под болонку», с круто завитыми мелкими локонами.

С 50-х годов волосы в прическах стали носить разной длины, но надо лбом взъерошивали частым гребнем.

Пожилые дворяне носили прически с полудлинными завитыми волосами, зачесанными за уши, откинутыми со лба. К концу века распространяется мода на седину, введенная Генрихом IV. С 1594 года эта мода становится всеобщей. Для придания волосам иллюзии седины волосы пудрили мукой или пудрой. Дополнением причесок, которые с 1560 года еще более укоротились, были небольшие остроконечные бородки, получившие, так же как и прически, название «Генрих IV» («Анри катр»). Усы завивались так, чтобы концы воинственно, «метелками» торчали в разные стороны (рис. 47). Буржуа, ремесленники носили «пейзанские» прически, с бородами и усами; духовенство — прическу с выбритой макушкой — тонзурой.

Читайте также:  Настоящий мужчина носит бороду

Женские прически первой половины XVI века имели два основных силуэта. С распространением испанской моды прически стали делать высокими, с каркасными валиками надо лбом (рис. 48). Валики укладывались ровными объемными рядами один над другим (рис. 49). Иногда валики расширялись в середине. Часто такие прически сочетали разные виды завивки — мелкие локоны, крупные трубчатые локоны. Они располагались на висках. Другим видом прически была «кеглеобразная» с каркасами внутри. Прическа делалась на каркасе из железной или медной проволоки. Завитые локоны маскировали высокий каркас, полностью скрывая его, но повторяя его форму. Со временем форма каркаса стала изменяться — появились прически в форме «груши», «яблока», «летучей мыши». Во Францию проникли итальянские прически — с гладко причесанными волосами и прямым пробором, на макушке маленькая мягкая шапочка. Такую прическу мы можем видеть на портрете Джованни Бальтрафио «Прекрасная Ферроньера».


Рис. 49

В середине XVI века широко стали применять парики разного цвета. Был моден темный цвет, поэтому волосы посыпали темной, пудрой. В торжественных случаях прически посыпали толченым мускатом, серебряной фольгой. Особенно украшали прически типа «башни» («ля тур») — их ввела в моду королева Маргарита Наваррская. Прическа была сделана на каркасе, волосы завивались и покрывались таким количеством драгоценностей, что их почти не было видно (рис. 50). Прическа с мелкозавитыми локонами, «под болонку» вышла из моды — ее сменили высокие. Названий причесок этого времени много, но они произвольные (рис. 50а). Во времена правления королевы Марии Медичи все придворные дамы носили прическу, называвшуюся ракета. Все волосы завивались и приподнимались вверх конусом. Отдельные пряди заплетались в плоские косички и располагались крестообразно. Эта прическа была очень модной при дворе, и слово «ракета» в это время обозначало только упомянутую прическу. (Слово «ракета» итальянского происхождения, лишь несколько столетий спустя это слово приобрело новое значение — летательный аппарат.)


Рис. 50

Головные уборы, украшения, косметика

Костюм, так же как и прическа, в XV-XVI веках носит следы итальянской и испанской мод. Французские короли диктовали моду, которой раболепно подражали все придворные. Обладая красивой внешностью, короли Франциск I, а позднее Генрих IV старались сделать свои костюмы изысканными, роскошными-преобладали светлые тона, в моде были вышивки.

Женские костюмы, так же как и мужские, испытывали испанское влияние. Характерной чертой всех костюмов было резкое сочетание цветов.

С распространением испанских мод самым популярным головным убором становится ток (рис. 51). Он украшался страусовыми перьями, пряжками, драгоценными камнями у тульи, маскируя концы перьев. Особенно любили украшать шляпы длинным страусовым пером, получившим название «лисий хвост». Модники носили шляпы с большими полями — сомбреро. Распространены были среди буржуа и ремесленников и низкие шляпы — фуражки, козырек которых был выдвинут полумесяцем вперед. Мода на шляпы все время варьировалась. То они получали конусообразную форму, напоминавшую сахарную голову, то увеличивались в ширину, напоминая тарелку, то раздувались. Любимым головным убором оставался барет разных форм, красиво украшенный. Он вытеснил распространившийся в это время флорентийский ток. Разновидностью тока стала шляпа с высокой заостренной тульей и маленькими полями. В 40-х годах появилась новая форма барета. Она была не очень широкая, с узкими, загнутыми вниз полями. Эта форма стала общепринятой. Головные уборы было принято украшать золотыми блестками, дорогими безделушками. Бареты, украшенные перьями, были привилегией фаворитов. Низшие слои населения носили шляпы и шапки из простых материалов, а также фуражки, колпаки.

Читайте также:  Стрижки для темных волос короткой длины


Рис. 50а

Женщины из-за высоких причесок носили головные уборы редко. Во время моды на прическу «под болонку» вошел в употребление испанский ток, который носили вплоть до появления высоких причесок. Сложная укладка волос повлияла на изменение форм головных уборов. Это были преимущественно маленькие, изящные шапочки, покрывавшие теменной пучок и спускавшиеся острым мысом на лоб (рис. 51а). Вариантов этих шапочек было бесчисленное множество. Женщины носили чепцы с длинными вуалями. Молодые женщины носили широкие, низкие шляпы разных форм. Они были разноцветные и делались из разных материалов, богато украшались перьями и всевозможными драгоценностями. Надевали капюшоны с короткой пелериной, а также сетки — под шляпы. Вошли в моду и широко распространились страусовые перья. Модным в то время был черный цвет, и большинство головных уборов делалось из тканей черного цвета. К головным уборам прибавился оригинальный беарн, изобретенный Маргаритой Наваррской. Он состоял из тонкого ровного обруча с прикрепленной к нему сзади вуалью и большим пучком перьев сбоку. Благородные дамы носили шаперон — маленькую красную шапочку с острым концом. Эти шапочки были бархатными, парчовыми, шелковыми. Женщины низших и средних сословий носили головные уборы из сукна. Но жены и дочери разбогатевших буржуа и ремесленников отделывали головные уборы так богато, что цена каждого могла превосходить цену целого наряда. Начали входить в моду высокие тюрбаны.


Рис. 51

Украшений носили так много, что королям приходилось издавать указы, в которых запрещались те или иные виды украшений. Ослушавшиеся подвергались штрафам. Но несмотря на это, мужчины и женщины носили массивные золотые шейные цепи, ожерелья, серьги из драгоценных камней, иногда достигавших размера грецкого ореха, броши и кольца искусной работы, расшитые пояса и длинные шнурки из переплетенных золотых и серебряных нитей. Модными считались длинные жемчужные бусы, двойным рядом обвивавшие шею. Носили черные маски и полумаски из черного бархата, а также перчатки и веера, расшитые узорами. Появились лорнеты, висячие зеркальца, часы, прикрепленные на концах шнурков. В виде украшения иногда надевали совсем немыслимые вещи. Широко распространилась мода носить на шейных цепочках медальоны с девизами, крохотные флакончики с духами, ароматическими маслами. В знак траура женщины украшали свою одежду эмблемами черепов и слез, которые укреплялись также на браслетах и ожерельях и даже на головных уборах.


Рис. 51а

Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st020.shtml

Vive la France: летопись Ренессанса

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Информация о пользователе

Вы здесь » Vive la France: летопись Ренессанса » ­Без гнева и пристрастия » Женские головные уборы и прически во Франции XVI века

Читайте также:  Стрижки пикси для женщин за 50 с асимметрией

Женские головные уборы и прически во Франции XVI века

Сообщений 1 страница 2 из 2

Поделиться12016-10-12 12:57:11

  • Автор: Маргарита де Валуа
  • Жемчужина Валуа
  • Уважение: +215
  • Позитив: +698
  • Личное звание: • Титул: королева Наваррская
    • Положение: Внучка, дочь и сестра короля Франции
    Анкета

ПРИЧЕСКА «EN RAQUETTE» (РАКЕТА)

В шестнадцатом веке среди знатных французских аристократок — и подражающих дам более низкого происхождения — бытовала мода на прическу «en raquette» или попросту «ракета». (Слово «ракета» происходит от итальянского «rocchetto» — «катушка, валик, маленькое веретено», а оно, в свою очередь, от итальянского «rocca» — «прялка»). Волосы делились на пробор, приподнимались на висках, образуя сердце. Поддерживал конструкцию арселе. Эту моду, пришедшую на смену «passe-filon» можно впервые заметить на женских придворных портретах в конце царствования Франциска I, но распространилась она в 1570-х. Ее также называли прической «en ratepenade» (то есть летучая мышь). В период религиозных войн ее решительно осуждали протестантские деятели (что не мешало известным дамам-приверженкам этой религии ее носить).

1565-1570 гг.

Поделиться22016-10-12 13:00:40

  • Автор: Маргарита де Валуа
  • Жемчужина Валуа
  • Уважение: +215
  • Позитив: +698
  • Личное звание: • Титул: королева Наваррская
    • Положение: Внучка, дочь и сестра короля Франции
    Анкета

АТТИФЕ

[float=left][/float]
Аттифе — так в 16-м веке называли головной убор, образующий дугу с каждой стороны лба.

Это мода была принята у знатных дам в период религиозных войн, когда всё популярнее становилась прическа «en raquette». Аттифе мог служить, чтобы ее поддержать:

[float=right][/float]Аттифе и прическа «en raquette» это два элемента, которые вытекают из тенденции 1570-х годов — формировать сердце над лицом. Они встречаются на портретах дам французского двора в конце царствования Карла IX, эпохи, отмеченной обновлением моды, которое достигло своего апогея при дворе Генриха III. Болезненные времена, которые последовали за ночью святого Варфоломея (1572), будто бы никак не мешали переменам во внешности; совсем наоборот. Культурная реакция на суровости протестантского пуританства?

Аттифе могли носить с шапероном, и как правило, путают с ним. Посмотрим на иллюстрацию ниже, на портрет второй дамы. Шаперон виден над аттифе и формирует острие на лбу:

Аттифе в 1575 году:

Поскольку аттифе связан с прической «en raquette», он развивается одновременно с ней. В течение многих лет он расширяется и поднимается вверх.

Аттифе в 1595-1600 годах:

[float=right][/float]

Аттифе часто безосновательно ассоциируют с тяжелой утратой и вдовством. Совсем наоборот. На обоих портретах, расположенных справа, изображены две молодые женщины, которые недавно вышли замуж или только собираются; Луиза герцогиня Монморанси и Катрин де Бурбон, сестра Генриха IV.

Аттифе кажется скорее данью прихотям моды, чем удобным аксессуаром, который носили, чтобы подчеркнуть период печали и сдержанности.

За рубежом мы встречаем тот же аксессуар, как здесь, у Елизаветы Английской (ниже), которой, как известно, возраст не мешал оставаться кокеткой.

Источник статьи: http://henridevalois.mybb.ru/viewtopic.php?id=125

Оцените статью
Adblock
detector