Где ты бороду красил

Список прочтений «2126. Рыжий рыжего спросил -Где ты бороду красил?»

Читатель Дата Время Источник
неизвестный читатель 2 10.03.2021 11:26 не определен
неизвестный читатель 1 01.03.2021 14:34 yandex.ru

Сегодня 0 новых читателей и 0 прочтений этого произведения

В данном списке отображаются все прочтения за последние две недели. Счетчик на авторской странице учитывает уникальных читателей: один и тот же читатель может прочитать несколько произведений автора, но счетчиком читателей он будет учтен один раз. Неизвестные читатели – это пользователи интернета, не зарегистрированные на портале Стихи.ру.

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник статьи: http://stihi.ru/readers.html?2018/08/08/3099

Колыбельные песенки, считалки, жеребьёвые сговорки, дразнилки, небылицы — как обучение чтению.

Бай-бай-бай,
Поди, Бука, под сарай,
Кате спать не мешай!
Уж ты, Катенька, усни,
Угомон тебя возьми.

Баю-баюшки-баю,
Я про гулюшек спою.
Люлюшки, люлюшки
Прилетели гулюшки,
Стали гули ворковать,
Стали думать и гадать,
Как нашу Катеньку качать.
Стали гули говорить:
«Чем нам Катеньку кормить-
Или сосочку с рожком,
Или кашку с молочком?»
А Гулюшка белая
По камушкам бегала,
По камушкам бегала
Да Катеньку звала.
Уж ты, гуля, не гуди,
Катеньку не буди.

Уж ты петя-петушок,
Золотой гребешок!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Голосисто поёшь,
Кате спать не даёшь?
Катю ты тогда буди,
Когда солнышко взойдёт,
Когда солнышко взойдёт,
Роса наземь упадёт.

А ту-ту, а ту-ту,
Я на ёлочке расту.
Ветер ёлку раскачал,
И я с ёлочки упал.
Я упал на пенёк,
Стал пригожий паренёк.

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая:
Ножками: топ! топ!
Глазками: хлоп! хлоп!
Кто кашки не ест,
Молока не пьёт,
Забодает, забодает, забодает.

Уж ты радуга-дуга,
Поведи меня в луга,
Там лук, чеснок,
Киселя горшок,
Каша масляная,
Ложка крашеная.
Ложка гнётся,
Сердце бьётся,
Нос трясётся,
Душа радуется,
Глаза выскочить хотят.

Огурец, огурец,
Не ходи на тот коней,,
Там волки живут,
Тебе ноги подшибут.
Я не тятькип сын,
Я не мамкин сын,
Я на ёлке рос,
Меня ветер снёс,
Я упал на пенёк.
Водить будешь, паренёк.

Раз, два, три, четыре,
Меня грамоте учили —
Не читать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, скакала,
Себе ноженьку сломала,
Меня маменька ругала
И за доктором послала.
Доктор едет на свинье,
Балалайка на спине.
Балалайка загремит —
Меня доктор забранит.
Балалайка не гремит —
Меня доктор не бранит.

Раз, два, три, четыре,
Жили мушки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик, большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы вон попросим:
«К нам, обжора, не ходи».
Ну-ка, Мишенька, води.

Ехал Ваня из Казани,
Полтораста рублей сани,
Пятьдесят рублей дуга,
Мальчик девочке слуга.
«Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду,
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон
И выкатывайся вон».

Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар.
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — сколько стоит?
Аты-баты — три рубля
Аты-баты — кто выходит?
Аты-баты — ты и я.

Катилася торба
С высокого горба.
В этой торбе
Хлеб, пшеница.
С кем ты хочешь
Поделиться?

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Скажи, пожалуйста,
Кто ты такой?
Говори поскорей,
Не задерживай
Добрых и честных людей.

Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как бы вора наказать.
Мы связали руки, ноги
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
И корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки
Что угодно для души?

Читайте также:  Креативные стрижки для мальчиков 2021

Гори, гори жарко,
Приехал Захарка,
Сам на кобылке,
Жена на тележке,
Детки в санках,
В чёрных шапках.

Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!
Баба шла, шла, шла
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку!

Золотые ворота,
Проходите, господа!
Сперва мать пройдёт,
Всех детей проведёт.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

Шла торговка мимо рынка
И споткнулась о корзинку.
В этой маленькой корзинке
Есть помада и духи,
Ленты, кружева, ботинки —
Что угодно для души?
Что хотите, то берите,
Губки бантиком держите,
«Да» и «нет» не говорите,
Черно с белым не берите…
Вы поедете на бал?

Ехали бояре,
Кошку потеряли.
Кошка сдохла,
Хвост облез,
Кто промолвит слово,
Тот её и съест.
Да сорок амбаров
Сухих тараканов,
Да сорок кадушек
Солёных лягушек,
Да сорок ковшей
Зелёных соплей.
Молчанка началась!
Чок, чок, чок!
Двери на крючок!

Кисонька-мурысонька,
Где была? — У бабушки.
Что пила-ела? — Сыр да маслице.
Оставила мне? — Оставила.
Где масло? — В криночке.
Где криночка? — На полочке.
Где полочка? — В избушке.
Где избушка? — На озере.
Где озеро? — Быки выпили.
Где быки? — На гору ушли.
Где гора? — Черви выточили.
Где черви? — Гуси съели.
Где гуси? — На луг убежали.
Где луг? — Девки выкосили.
Где девки? — Замуж вышли.
Где мужики? — На войну ушли.

Стучит-бренчит по улице,
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
Туда ж по дорожке.
—Куда, Фома, едешь,
Куда погоняешь?
— Сено косить.
— На что тебе сено?
— Коровок кормить.
— На что тебе коровы?
— Молоко доить.
— На что тебе молоко?
— Ребяток поить.

Пришёл медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду —
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок.

У попа была собака,
Он её любил,
Она съела кусок мяса
Он её убил.
В землю закопал,
На камне написал:
У попа была собака,
Он её любил… и т.д.

Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду красил?
Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Деревня закричала:
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат.
Вёдра пробежали
С мальчиком в руках,
За ними коромысло
С девкой на плечах.
Проскакала лошадь,
Стегая ездока,
Ворота со страху
Бац под мужика!

Источник статьи: http://www.baby.ru/blogs/post/264798788-25242877/

Почему рыжим на Руси нельзя было быть свидетелями

Следует понимать, что рыжеволосым людям практически всю историю человечества жилось крайне не просто – они считались посланниками дьявола, плутами, мошенниками и просто ненадежными людьми. Россия была в данном вопросе не исключением.

Законодательный запрет на свидетельствование в суде рыжими людьми был введен Петром Первым, существуют различные трактовки его указа, один из наиболее популярных вариантов таков:

“рыжим и кривым в судах слова не давать, ибо им веры нет, …понеже Бог шельму метит!”
прим. Шельма – плут, мошенник и ненадежный человек.

Таким образом, установился законодательный запрет на привлечение рыжеволосых в качестве свидетелей в судебные заседания, который был снят лишь с судебной реформой 1864 года, когда появилось судопроизводство в более-менее привычном нам виде.

Существует множество гипотез относительно того, почему была введена подобная и ряд аналогичных мер, но к единому мнению никто так и не пришел.

Отношение общества – истинная причина.

Для того чтобы понять почему был введен подобный запрет, необходимо выяснить, как к рыжим людям относились в обществе. Лучше всего нам ответят пословицы и поговорки, которые, по меткому замечанию Филолога Шахновича в его работе “Русские пословицы и поговорки”, являлись способом передачи мудрости и знаний из поколения в поколение.

Читайте также:  Прическа с кудрявыми волосами вечерняя самому

“Рыжий да красный – человек опасный”;

“Рыжему во святых не бывать”;

И, пожалуй, самая популярная на сегодняшний момент — “А я что, рыжий, что ли?”.

Эти выражения наглядная иллюстрация того, что к рыжим людям относились достаточно негативно, и это было плотно укоренившимся стереотипом. А все те, к кому относились с недоверием и негативом в те времена, легко и быстро отстранялись от всех важных дел: евреи не могли участвовать в выборах, полякам нельзя было покупать землю за пределами завоеванной территории Польши, рыжие отстранялись от судопроизводства и казначейства.

Рыжеволосые люди — достаточно редкое явление, их порядка 2% на планете, поэтому к ним, как и к обладателям любой другой редкой внешности относились негативно. Ксенофобия по различным критериям – один из столпов любого слаборазвитого общества.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/pochemu-ryjim-na-rusi-nelzia-bylo-byt-svideteliami-5bf3112d2a606000aaf355dc

Забавы с королевской бородой. Блатные поговорки

БОРОДА БОРОДЕ — РОЗНЬ. Во всяком случае, в воровском жаргоне. Есть бороды староверческие, но существуют и — королевские бороды!

В очерке «Красный Крест» писатель Варлам Шаламов, прошедший ужасы ГУЛАГа, рассказывает об отношении блатного мира к медицинским работникам. Он отмечает, что блатари всегда готовы заигрывать с врачами, помогать морально и материально:

«Дело за немногим: регулярно освобождать от работы блатных, чтобы они могли «подержать короля за бороду»».

Какого короля? За какую бороду? И зачем же его держать?

МНОГИЕ ИЗ НАС СРАЗУ ВСПОМНЯТ похожую ироническую русскую поговорку, в которой, однако, вместо короля выступает Бог.

«Держать Бога за Бороду» — то же самое, что поймать удачу, поймать птицу счастья. Циничная поговорка, конечно, с точки зрения верующих людей. Но – ничего не попишешь: так уж выражается народ русский. Причём из самых разных слоёв.

Например, в 2007 году издание «Правда.Ру» опубликовало материал о первом вице-премьере Сергее Иванове:

Отвечая на вопрос, будет ли он выставлять свою кандидатуру на пост президента России, Иванов заметил:

«Я всего лишь три месяца тому назад стал первым вице-премьером. В качестве вице-премьера я курировал часть промышленности, но всю промышленность не знал. Науку знал в основном в приложении к военной. Минсвязи не курировал никогда. Как вы думаете, может за это время человек всё узнать и считать, что он уже «держит Бога за бороду». Надо заниматься делом».

Эта поговорка известна также и с другими глаголами действия — «брать, взять, хватать»…

Так, в интервью 2009 года председатель Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Виктор Сергеев рассказывал:

«Когда в начале 90-х зарождалось фермерство, все бежали из коллективных хозяйств, стремились отделиться. Думали, что, получив землю, схватили Бога за бороду. И надеялись, что все их проблемы будут решены».

Нередко встречается и выражение «поймать Бога за бороду». Вот на одном из Интернет-форумов:

«Бывает, начинается с желания «поймать Бога за бороду», а обнаруживается, что ты сам пойман Богом».

Откуда взялся этот фразеологизм?

НЕКОТОРЫЕ ШУТНИКИ СЧИТАЮТ, что столь нетривиальный образ появился в фольклоре под влиянием поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Помните:

Руслан подъемлет смутный взор
И видит — прямо над главою –
С подъятой, страшной булавою
Летает карла Черномор…

Шумя летит на князя снова.
Проворный витязь отлетел,
И в снег с размаха рокового
Колдун упал — да там и сел;

Руслан, не говоря ни слова,
С коня долой, к нему спешит,
Поймал, за бороду хватает,
Волшебник силится, кряхтит
И вдруг с Русланом улетает.

Ретивый конь вослед глядит;
Уже колдун под облаками;
На бороде герой висит;
Летят над мрачными лесами,
Летят над дикими горами,
Летят над бездною морской;
От напряженья костенея,
Руслан за бороду злодея
Упорной держится рукой…

Далее известно: Руслан заставил карлу отнести его к Людмиле, а затем бороду схватив рукою, «отсёк ее, как горсть травы», «на шлем высокий Седые вяжет волоса», «карлу чуть живого В котомку за седло кладёт»…

Однако такая параллель очень сомнительна. Что не исключает само по себе какой-нибудь народной сказки или былички о том, как смекалистый герой схватил за бороду если не Бога, то кого-либо другого, принятого им за Всевышнего. Впрочем, мне она не знакома.

Хотя вполне достаточно и того, что Всевышний, Бог-Отец всегда изображался в русской традиции с седой бородой, а уж нашим отечественным богохульникам больной фантазии не занимать…

Любопытно также, что на востоке Европы сжимать бороду в руке считалось жестом, символизирующим мольбу или просьбу (см. Джайлз Констебл. «Бороды в истории. Символы, моды, восприятие». – в книге «Одиссей. Человек в истории», М., 1994).

Читайте также:  Прически для девочек с каниколонами

.Возможно, в поговорке вывернута наизнанку именно эта традиция?

Всё может быть. Однако есть и ещё одна разновидность «бородатой поговорки». Так, одна из статей о Романе Полански называлась «Роман Поланский дёргал Бога за бороду». Автор, Юрия Шигарёва, пишет о знаменитом кинорежиссёре:

«Он, что называется, слишком часто дёргал Бога за бороду, и тот, разозлившись, в конце концов отвечал ему весьма болезненными тумаками. В конце 60-х Поланский снимает фильм «Ребенок Розмари» — о том, как девушка зачинает ребенка от сатаны. Фильм стал культовым у молодежи и объектом нападок церковников. Поланский наскоки критики игнорировал, но жизнь отомстила ему сильнее, чем проклятия священников. Пока Поланский был в командировке, в его дом ворвались сектанты. Его жену, актрису Шэрон Тейт, которая была на восьмом месяце беременности, ее гостей зверски убили сатанисты».

Другими словами, «дёргать Бога за бороду значит» — упорно и неразумно испытывать, дразнить судьбу.

НО ДАВАЙТЕ БЛИЖЕ К ТЕМЕ. Всё-таки в уголовной поговорке речь идёт не о Боге, а именно о короле. Впрочем, связь жаргонного выражения с народным несомненна.

Начнём с того, что в уголовно-арестантской среде активно использовалась и поговорка с упоминанием бородатого Бога. Нередко, правда, уркаганы её переделывали на свой лад. Вот в рассказе Юлия Дунского и Валерия Фрида «Лучший из них» повествователь-урка размышляет о причине своих несчастий:

«Что мы, в натуре, богу в бороду нахезали?»
(Нахезать, если кто не понимает, значит испражниться).

В другом месте тот же рассказчик удивляется везучести одного из зэков:

«Что он, Бога за яйца ухватил?»

Кстати, вполне возможно, что известная поговорка имеет похожее продолжение. Во всяком случае, я слышал его несколько раз, а недавно даже встретил на одном из Интернет-форумов:

«Вот уже не ты держишь Бога за бороду, а он держит тебя за яйца».

И всё же – как Бог превратился в короля?

А дело в том, что выражения, связанные с королевской бородой, относятся в уголовном мире к карточной игре. Как вы знаете, монархи на картах изображаются бородатыми. Эту деталь блатной мир подметил своим острым взором и использовал в жаргоне. Вот один из бывших лагерников, С. Баев, рассказывает о своей нелёгкой судьбе:

«Начал колоться, стал наркоманом, Нужны, конечно, деньги на эту дрянь. Научился «королю бороду расчёсывать», то есть в карты на деньги».

Действительно, «расчёсывать королю бороду» значит — играть в карты. Говорят также — «почёсывать королю бороду» или даже эту самую бороду «поглаживать». Почему такое неравнодушное отношение к монаршей растительности?

В русском языке существует оборот «гладить (поглаживать) бороду». Когда человек поглаживает рукой свою бороду, это выражает его хорошее настроение, расположение духа. В Европу и в Россию этот жест перешёл из исламского мира: мусульмане постоянно поглаживают бороды во время молитвы. (Мы уже выше говорили также и о другом толковании похожего жеста).

Так что босяки «расчёсывают» бороду карточному королю, чтобы ублажить его и снискать его расположение. В принципе, «подержать короля за бороду» значит то же, что её «расчесать». Однако нередко о хорошем «исполнителе» (то есть опытном картёжнике) говорят: «он крепко держит короля за бороду» — то есть ему сопутствует в игре фарт, удача. Схватил самодержца так, что тот не рыпнется! Это босяцкое выражение тоже берёт начало в русском фольклоре, где есть поговорка «держать Бога за бороду», то есть быть удачливым во всех делах.

Есть и ещё одно карточное выражение, связанное с бородой, но уже не связанное с королями. Один арестант может по-братски предупредить другого:

«- Ты гляди, с Севочкой не садись катать (то есть играть. — авт.): он тебе сходу бороду подрежет!»

«Подрезать бороду» — обыграть в карты. Возможно, поначалу это было связано с оборотом «держать короля за бороду»: вроде крепко держал, а бородёнку глядь — и подрезали! Но нынче уже подразумевается не королевская борода, а волосатая пакля неудачливого картёжника.

И вот что любопытнее всего: в классических арестантских картах. вообще нет картинок! Ни бритых валетов, ни расфуфыренных дам, ни обросших густой растительностью монархов. Одни лишь замысловатые узоры. Так что на арестантских «стирах» (картах) королей держать не за что.

Источник статьи: http://proza.ru/2011/07/10/811

Оцените статью
Adblock
detector