Гимн бороде
ГИМН БОРОДЕ
Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Попечительна природа
О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой
Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим
И наш первой взор возводим.
Не явится борода,
Не открыты ворота.
Борода предорогая. и т. д.
Борода в казне доходы
Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.
Борода предорогая. и т. д.
Не напрасно он дерзает,
Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы,
Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы;
Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой
Достает он бородой.
Борода предорогая. и т. д.
О коль в свете ты блаженна,
Борода, глазам замена!
Люди обще говорят
И по правде то твердят:
Дураки, врали,проказы
Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк;
Ею цел и здрав их зрак.
Борода предорогая. и т. д.
Если правда, что планеты
Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут.
Борода предорогая. и т. д.
Если кто невзрачен телом
Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден
Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден,
Знатен чином и не скуден
Для великой бороды:
Таковы ее плоды!
Борода предорогая. и т. д.
О прикраса золотая,
О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслуги заплатить?
Борода предорогая. и т. д.
Через многие расчосы
Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу,
По всем модам наряжу.
Через разные затеи
Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки
И крупичатой муки.
Борода предорогая. и т. д.
Ах, куда с добром деваться?
Все уборы не вместятся:
Для их многого числа
Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю
И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости,
В жирной влажности расти.
Борода предорогая!
Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.
Примечания
Гимн бороде. БЗ. 1859, № 15. — Печ. по ПСС. Т. 8. Поводом для сатиры послужило столкновение Ломоносова с Синодом, запретившим перевод поэмы А. Попа «Опыт о человеке», выполненный И. Н. Поповским (во второй половине 1756 г.). После того как «Гимн бороде» получил большое распространение (в списках), Синод 6 марта 1757 г. подал доклад Елизавете, добиваясь высочайшего указа, чтобы «таковые соблазнительные и ругательные пасквили истребить и публично сжечь», а их автора для «увещания и исправления» передать духовным властям (что могло означать и заточение в монастырь). Эти домогательства остались без последствий, вероятно по хлопотам за Ломоносова И. И. Шувалова. Сатира Ломоносова направлена не только против членов Синода, но имеет в виду всех представителей консервативного мировоззрения от старообрядцев (керженцев), преследовавшихся за ношение бород, и до православного духовенства, невозбранно пользовавшегося этой привилегией.
Двойной оклад. По указу Петра I старообрядцы за ношение бород должны были вносить двойной подушный оклад.
Скачут в пламень суеверы. Имеются в виду самосожжения старообрядцев, доведенных до отчаяния правительственными преследованиями и вымогательством местных властей. В пору юности Ломоносова такое самосожжение произошло в 1726 г. в Важеском уезде Архангельской губернии (Морозов А. А. Родина Ломоносова. Архангельск, 1975. С. 325—326; Сапожников Д. И. Самосожжение в русском расколе. М., 1891).
Если правда, что планеты и т. д. Учение о множестве населенных миров, пропагандировавшееся Ломоносовым, вызывало особую ярость Синода.
Завивать хочу тупеи и т. д. Ломоносов предлагает различные уборы для бороды по тогдашней моде: взбивать тупеи (хохолки), завести особые кошельки (как для косы у париков), а за неимением пудры пользоваться крупичатой мукой, как делали простые солдаты.
Источник статьи: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/stihi/other/stih-15.htm
Русский поэт XVIII века, написавший «Гимн бороде» (9 букв)
Л О М О Н О С О В
Другие варианты определений к слову :
4. Первый российский учёный мирового значения.
5. «Науки юношей питают», — так утверждал этот русский учёный.
7. «Уважаю в нём великого человека, но, конечно, не великого поэта», — писал о нём Пушкин.
8. Некрасов называл его «архангельским мужиком», хотя на самом деле «мужик» этот родился в деревне Денисовке.
9. Большая золотая медаль его имени — высшая награда Российской академии наук.
10. Он был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий, а в 1755 году разработал устав Московского Университета.
11. Автор первой модели вертолёта, состоявший из фюзеляжа и двух винтов, вращавшихся в разные стороны.
12. Разрабатывая теорию цветного зрения, он писал о «трёх материях дна ока».
13. В биографии к столетию смерти этого учёного историк Владимир Ламанский впервые назвал его помором.
14. Николай Раевский-младший ещё подростком был с отцом при Бородине, а по материнской линии был правнуком этого русского учёного.
16. Автор «срамных од» Иван Барков служил у него секретарём и писал пародии на его стихи.
17. В 1759 году он представил Академии наук «ночезрительную трубу», позволявшую видеть в темноте.
21. Кто из российских поэтов XVIII века написал: «Языка нашего небесна красота не будет никогда попрана от скота»?
22. За год в Академии наук он получал жалованье 660 рублей, а за одну из своих од получил от царицы 2000 рублей.
25. На гербе какого современного российского города изображено дерево с крупными оранжевыми плодами?
27. Кто сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения?
28. Кто сумел доказать сохранение общего веса вещества при химических реакциях?
29. Кто в 18 веке создал мозаичный портрет Петра I и мозаичную картину «Полтавская баталия»?
30. Кто открыл атмосферу у Венеры?
Источник статьи: http://www.graycell.ru/answer/12/%EB%EE%EC%EE%ED%EE%F1%EE%E2
Ломоносов. Гимн бороде. Сатира на что и на кого?
Для того, чтобы разобраться, против чего и кого направлено сатирическое перо Ломоносова, стоит познакомиться с предысторией появления темы «бороды».
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой? http://www.proza.ru/2017/10/23/1831
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя над самим указом «О бороде» и налогом на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде».
Проанализируем это произведение. Начнём со строк, звучащих рефреном на протяжении стиха: «Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена».
Казалось бы, в этих словах есть что-то антицерковное и даже кощунственное. На самом деле ничего подобного.
Поводом для этого иронического четверостишия явилось не какое-то кощунство, а следующий факт: при Крещении человек трижды полностью погружается в святую воду, в том числе, погружается срамная часть тела, то есть та, которую стыдно показывать. (Толковый словарь Ожегова).
При погружении крещаемого длинная борода всплывает, и в воду полностью не погружается, то есть, как бы, и «не крещена». (Надо заметить, что в те времена всех крестили в младенчестве, а взрослыми крестились иноверцы)
У автора есть некое шутливое противопоставление бороды и «срамной части», не в пользу первой. И он «жалеет» «предорогую бороду», что она не крещена. В этом присутствует ирония по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде. Есть насмешка и в адрес тех, кто формально относится к церковным обрядам (борода не погружается полностью, значит, не крещена!).
На это следует заметить, что Святое Крещение человек принимает полностью, всем своим существом, а не отдельными своими частями. И будучи глубоко верующим человеком, Ломоносов это прекрасно знает.
Автор называет бороду — предорогой, не только потому, что она некоторым была дорога сердцу как символ патриархального порядка, но и потому, что она из-за налога реально стала «предорогой».
Итак:
1) Не роскошной я Венере, Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю: Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным, По груди распространенным,
Что под старость наших лет Уважают наш совет.
Автор пишет, что не языческим «богиням» он приносит жертву в гимнах, а гимном прославляет бороду, что как бы уравнивает бороду с идолами язычников. Первая строфа посвящена насмешливому и преувеличенному восхвалению бороды.
2) Попечительна природа О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим И наш первой взор возводим.
Не явится борода, Не открыты ворота.
Не смею назвать то, что Михайло, с его крестьянскими корнями, припоминая грубоватый деревенский юмор, имеет ввиду.) И как только цензура пропустила подобное?! Возмутительно. )))
3) Борода в казне доходы Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой Безголовым с бородой.
4) Не напрасно он дерзает, Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы, Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы; Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой Достает он бородой.
3 строфа начинается с упоминания налога на бороду, который из года в год даёт казне хороший доход. И далее о том, кто «Керженцам* (старообрятцам с Кержи) любезной брат», вероятно, известный при дворе старообрядец, приносит ко двору двойной налог за бороду, и просит с низким поклоном лишить его скорее головы, чем бороды. При этом он поощряет самосожжение «любезных братьев» — старообрядцев с Оби и Печеры, и пользуясь тем, что он близок ко двору, присваивает их богатства.
5) О коль в свете ты блаженна, Борода, глазам замена!
Люди обще говорят И по правде то твердят:
Дураки, врали, проказы Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк; Ею цел и здрав их зрак.
Ломоносов обличает тех, кто за бородой, то есть за явным признаком достатка и «достоинства», скрывают свою дурь, враньё и проказы. Не будь у них бороды (богатства, достаточного, чтобы платить налог за бороду), «им в глаза плевал бы всяк». Перекликается с простонародным выражением: «Иной плюнул бы в глаза, ин плюнет в бороду».
6) Если правда, что планеты Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою, Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут, В струбе там того сожгут.
Ломоносов был защитником и веры и науки. И здесь он защищает науку от «жрецов», некоторых церковнослужителей и чиновников, которые отвергали науку, считая, что она противоречит вере. Но это не так. Наука и вера — две стороны познания мира, дополняющие друг друга.
Священный Синод (церковно-государственный орган, подчинённый обер-прокурору) в порядке надзора за благонадёжностью, осуждал Ломоносова за то, что в его произведениях «многие, а инде и бесчисленные миры» проповедуются, «что и священному писанию и вере христианской крайно противно есть и многим не утвержденным душам причину к натурализму и безбожию подает». И это доставляло учёному много неудобств и хлопот при публикации своих трудов.
Автор также намекает на католическую церковь, которая во времена инквизиции осудила на сожжение Джордано Бруно, как принято думать, «за учение о бесконечности вселенной и множестве миров». Но справедливости ради нужно сказать, что Д.Б. никогда не был учёным, а сожгли его за занятия оккультизмом, астрологией, алхимией и магией, и за его еретические труды, которые он активно пропагандировал. Разбирательство тянулось 8 лет, и у него была возможность покаяться, на что и надеялся Ватикан. Но он не захотел. Инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». В конце концов, его сожгли как еретика, оккультиста, астролога и «служителя диавола», что во времена инквизиции было делом обычным.
7) Если кто невзрачен телом Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден, Знатен чином и не скуден
Для великой бороды: Таковы ее плоды!
Опять Ломоносов высмеивает обладателей «великой», пышной бороды. Не секрет, что пышность бороды вызывала почтение и зависть порой большие, чем должность и богатство
8) О прикраса золотая, О прикраса даровая,
Мать дородства и умов, Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных, О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,Чем заслуги заплатить?
9)Через многие расчосы Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу, По всем модам наряжу.
Через разные затеи Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки И крупичатой муки.
10) Ах, куда с добром деваться? Все уборы не вместятся:
Для их многого числа Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости, В жирной влажности расти.
В последних четырех строфах, по мнению современников поэта и историков, имеется в виду конкретное лицо, а именно — противник Ломоносова, Гедеон Криновский, которого можно было узнать по последним стихам «Гимна бороде»: он был не знатен, беден, худощав и прозябал в бедности и неизвестности вплоть до января 1754 г., когда положение его резко изменилось. «Двадцативосьмилетний, никому не известный монах-неудачник стал вдруг «знатен чином и нескуден». Гедеону посчастливилось очаровать императрицу удачно произнесенной в ее присутствии проповедью, Елизавета Петровна тотчас же назначила его придворным проповедником, и на молодого витию посыпались вещественные знаки царской милости. В Петербурге об этом было много толков, и сложилась даже прибаутка: «Гедеон нажил миллион». Бывший казанский семинарист обратился в записного придворного щеголя: обзавелся большим ассортиментом атласных и бархатных ряс, ходил в шелковых чулках и в башмаках с тысячными бриллиантовыми пряжками. Вполне вероятно при этих условиях, что и свою бороду он холил — как говорится в «Гимне» — «по всем модам»: подвергал «многим расчесам», заплетал на ночь «в косы», а затем умащал, или, по выражению Ломоносова, «удобрял» всякими жирными и влажными благовониями. Может быть, завивал или даже припудривал «крупичатой мукой» свой «тупей». Придворно-церковные нравы того времени допускали такую кокетливость»
2. Итак, на что или на кого направлено острие сатиры Ломоносова:
1) Строки рефрена «Борода предорогая! Жаль, что ты не крещена И что тела часть срамная Тем тебе предпочтена» не содержат ничего антицерковного или кощунственного.
Есть ирония по отношению к тем, кто слишком большое значение придаёт бороде. Есть насмешка и в адрес тех, кто формально относится к церковным обрядам. И намёк на то, что из-за налога борода реально стала «предорогой».
2) Первая строфа посвящена насмешливому и преувеличенному восхвалению бороды и поклонению ей как языческому идолу.
3) О второй скромно умолчим.))
4) В 3, 4 – о конкретном человеке – старообрядце (расколнике), близком ко двору, который щедро оплачивает право ношения бороды, оправдывая это своими убеждениями, при этом поощряет самосожжение за убеждения «своих братьев» по вере, чтобы овладеть их имуществом.
5) В 5 – Ломоносов обличает тех, кто за бородой, то есть за явным признаком достатка и «достоинства», скрывают свою дурь, враньё и проказы. Не будь у них бороды (богатства, достаточного, чтобы платить налог за бороду), «им в глаза плевал бы всяк».
6) В 6 — ирония по отношению к некоторым церковнослужителям и чиновникам, к Синоду
(церковно-государственный орган, подчинённый обер-прокурору) который в порядке надзора за благонадёжностью, осуждал Ломоносова за то, что он в своих произведениях «многим … не утвержденным душам причину к натурализму и безбожию подает». Хотя Ломоносов прекрасно знал, что наука и вера не противоречат друг другу.
Автор также намекает на католическую инквизицию, и сожжение Джордано Бруно, хотя этому были иные причины, а не «противоречия» между наукой и верой.
7) В 7 — 10 строфах насмешка над тем, что, не имея особых достоинств, достаточно произвести хорошее впечатление при дворе и создать видимость разумности. И за ней как за ширмой не будут видны ложные мнения, и посыплются от высоких особ все дары – достатки и чины. Главное — холить и лелеять эту видимость – ширму – «бороду».
Как мы видим, объектов сатиры в стихе Ломоносова достаточно много. Заблуждаются те, кто думает, что этот сатирический стих направлен против Церкви и веры. Достаточно привести некоторые высказывания и стихи великого учёного, чтобы понять его глубокую веру и его отношение к Церкви, как к Матери. Именно так относятся к Церкви православные люди.
3. Словно предчувствуя, что через два столетия про него будут писать, что он был «материалистом», Ломоносов слагает такие строки в переложении псалма 26-го:
Услыши, Господи, мой глас, Когда к тебе взываю,
И сохрани на всякий час: К Тебе я прибегаю.
Меня в сей жизни не отдай Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай От клеветаний ложных.
Ко свету Твоего лица Вперяю взор душевный,
И от Всещедрого Творца Приемлю луч вседневный.
Сколько у Ломоносова таких строк! Его классическая Ода об Иове начинается:
О ты, что в горести напрасно На Бога ропщешь, человек.
Ломоносов считает, что наука только подтверждает БОЖИЮ Премудрость, создавшую наш мир. А Любовь БОГА к людям подтвержается тем, что ОН ради их спасения, послал на страдания своего Сына.
Сколь созданных вещей пространно естество,
О сколь велико их создавше Божество!
О сколь велика к нам щедрот Его пучина,
Что на землю послал возлюбленного Сына!
Не погнушался он на малый шар сойти,
Чтобы погибшего страданием спасти.
Ломоносов как учёный восхищается Творением БОЖИИМ:
В безмерном углубля пространстве разум свой,
Из мысли ходим в мысль, из света в свет иной,
Везде Божественну мы мудрость почитаем.
В благоговении весь дух свой погружаем.
Чудимся быстрине, чудимся тишине,
Что Бог устроил нам в безмерной глубине.
А это к неверующим и ложно верующим, не понимающим сути Духовности, Православной веры и Церкви.
О вы, что Божество в пределах чтите тесных.
Вперите мысль, чему Святитель сей учил,
Что ныне нам гласит от лика горних сил.
На милость Вышнего, на истину склонитесь,
И к Матери своей вы Церкви примиритесь.
*В XVII—XIX веках на берегах Керженца существовали поселения старообрядцев (Керженские скиты или просто Керженец), скрывавшихся от властей. По названию реки старообрядцев иногда называли кержаками. Имя реки в связи со старообрядцами стало нарицательным.
Использованы фрагменты из: 1)Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с. 1070-1071.(Нужно иметь ввиду, что это издание времён воинствующего атеизма. Поэтому все нападки на Церковь и её осуждение на совести составителей. Ломоносов был глубоко верующим, воцерковлённым человеком)
2)Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) из книги: «Беседы с русским народом»
3)«Налог налицо. Почему Петр Первый брал деньги за бороды?» АиФ.ру
Источник статьи: http://stihi.ru/2017/10/22/8049