- Какие стрижки нельзя делать мужчинам?
- Какие причёски разрешены мусульманам?
- Современность характерна многообразием не только стилей и фасонов одежды. Индустрия красоты предлагает и множество вариантов стрижек и причёсок. Чем же руководствуются мусульмане, выбирая ту или иную форму причёски? Есть ли какие-либо ограничения в этой области? Ответ на этот вопрос даётся в предлагаемой фетве Муфтията РД.
- Аргументация:
- Как поступать с отстриженными волосами и ногтями?
- Уход за волосами по Сунне
- Описание волос Пророка (мир ему и благословение)
- Хадис о волосах
- Забота Пророка (мир ему и благословение) о волосах
- Путь Пророка (мир ему и благословение) в умащивании волос маслом
- Окрашивание волос
- Стрижка волос
- Забытая сунна
- Да возлюбит вас Всевышний
Какие стрижки нельзя делать мужчинам?
Вопрос № 238: «Какие стрижки нельзя делать мужчинам?»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Мы не раз говорили, что в бытовых вопросах, не касающихся поклонения или вероубеждения, основой является дозволенность. Все мирское дозволено, пока не приходит запрет Аллаха и Его Посланника ﷺ. Одежда, пища, напитки, виды причесок и т. п. — все это является халялем, если только нет указания на обратное. Посмотрев на положения, касающиеся стрижек и их моделей, мы обнаружим два запрета.
Первый — брить часть головы, а другую оставить. Сообщается, что ‘Абдуллах Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ запрещал брить только часть головы»[1].
По мнению большинства ученых, брить часть головы и оставлять другую ее часть небритой является нежелательным, а по мнению других, например имама Ахмада, это является запретным. Приверженцы второго мнения исходят из другого хадиса от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, в котором он сказал, что однажды Посланник Аллаха ﷺ увидел мальчика, часть волос на голове которого сбрили, а часть оставили, и запретил им это, сказав: «Либо сбривайте (волосы) полностью, либо не трогайте их совсем»[2]. Мы видим, что в этом хадисе пришел приказ и запрет, а в предыдущем хадисе Ибн ‘Умар сказал «наха», т. е. «он запретил». Поэтому более сильным мнением является мнение о запретности частичного бритья головы.
Здесь может сразу возникнуть следующий вопрос: «А если часть волос укоротили?» Сегодня при стрижке волос используют автоматические машинки и местами укорачивают волосы под ноль или под насадку, например, 2 мм, а местами оставляют более длинными. Такая стрижка не является «къаза’», потому что в хадисе имеется в виду именно сбривание волос с части головы, а не их укорачивание. Но коснувшись укорачивания волос, мы подошли ко второму запрету, относящемуся к видам причесок.
Второй — уподобляться в этом неверным и многобожникам. В достоверном хадисе пришел общий запрет на уподобление неверным и многобожникам. Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто уподобился какому-то народу, то он из них»[3]. Поэтому если какая-то прическа характерна для неверных, распутников, нечестивцев и грешников и однозначно указывает на уподобление им, то мусульманам запрещено делать такую прическу, даже если это не «къаза’».
Также необходимо упомянуть, что мужчины должны стричься только у мужчин, а женщины — только у женщин.
Однако если человек просто пришел в парикмахерскую и сделал обычную стрижку, при которой некоторые волосы укорочены под ноль или под 1 мм, а некоторые оставлены более длинными, и никто не может сказать, глядя на него, что у него стрижка как у какого-нибудь грешника или певца, то нет никаких проблем в такой прическе.
Обратите внимание, что однажды Пророк ﷺ сказал: «Ни в коем случае не поддавайтесь (влиянию) бедуинов в том, что касается названия вашей молитвы. Поистине — она аль-‘иша»[4]. В те времена бедуины называли вечернюю молитву (аль-‘иша) молитвой первой трети ночи — «аль-‘атама», и Пророк ﷺ запретил это мусульманам, чтобы не было уподобления бедуинам. Задумайтесь: если было запрещено уподобляться даже в одном слове, то что же говорить о прическе, одежде, манере разговора! А сегодня некоторые мусульмане разговаривают как немусульмане, одеваются как немусульмане, ведут себя как немусульмане — все это запретно, потому что является уподоблением, а всякое уподобление запрещено.
А Аллаху известно лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
16 Джумада аль-уля 1441 г. (11.01.2020)
[1] Сахих аль-Бухари, хадис № 5920, т. 7, с. 163; Сахих Муслима, хадис № 2120, т. 6, с. 164.
[2] Сунан Абу Дауда, хадис № 4195, т. 4, с. 264; Сунан ан-Насаи, хадис № 5048, т. 8, с. 130; Муснад Ахмада, хадис № 5615, т. 9, с. 437.
[3] Сунан Абу Дауда, хадис № 4031, т. 4, с. 204; Муснад Ахмада, хадис № 5114, т. 9, с. 123.
[4] Сахих Муслима, хадис № 644, т. 2, с. 118.
Источник статьи: http://abu-islam.com/otvety-na-voprosy/kakie-strizhki-nelzya-delat-muzhchinam/
Какие причёски разрешены мусульманам?
Современность характерна многообразием не только стилей и фасонов одежды. Индустрия красоты предлагает и множество вариантов стрижек и причёсок. Чем же руководствуются мусульмане, выбирая ту или иную форму причёски? Есть ли какие-либо ограничения в этой области? Ответ на этот вопрос даётся в предлагаемой фетве Муфтията РД.
Вопрос: Какие виды стрижек рекомендованы в Исламе?
Ответ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
В целом, ислам не отдает предпочтения каким-либо видам стрижек, но некоторые из них предосудительны (нежелательны). Все стрижки, которые предполагают бритье волос только с части головы, нежелательны, поскольку Пророк ﷺ сказал: «Либо сбрей все волосы на голове, либо оставь их» (Сунану ан-Насаи №5048, Сунан Абу Давуд №4195).
Мужчине можно как отращивать волосы, так и сбривать их. Если мужчина в состоянии ухаживать за волосами, то ему лучше оставить волосы и ухаживать за ними, иначе лучше будет сбрить их.
Что касается незамужней женщины, то ей нежелательно сбривать волосы на голове, а замужней необходимо на то одобрение мужа. А при необходимости, например, при лечении разрешено брить как часть волос на голове, так и всю голову.
Прически с острижением, но не бритьем волос дозволены, если в них нет подражания нечестивцам или религиозной культуре иноверцев, поскольку Пророк ﷺ сказал: «Тот, кто уподобится какому-либо народу, тот из них» (Сунан Аби Давуд, №4931).
Аргументация:
عبارة فتح الرحمن بشرح زبد ابن رسلان: قال شهاب الدين الرملي: الثالثة: أنه يكره القزع كراهة تنزيه؛ لخبر «الصحيحين» عن ابن عمر قال: «سمعت رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهى عن القزع). وهو حلق بعض الرأس، سواء أكان من موضع واحد، أم مفترقاً . وقيل: إنه حلق بعض مواضع متفرقة منه، وفي رواية لأبي داود: أنه صلى الله عليه وسلم نهى عن القزع وقال: «احلقه كله أو دعه كله».
قال النووي في «شرح مسلم»: أجمع العلماء على كراهة القزع؛ إذا كان في مواضع متفرقة، إلا أن يكون لمداواة أو نحوها، وهي كراهة تنزيه، قال بعض أصحاب مالك: لا بأس به في القصة، أو القفا للغلام.
قال الغزالي في «الإحياء»: لا بأس بحلق جميع الرأس لمن أراد التنظيف، ولا بأس بتركه لمن أراد أن يدهن ويرجل… ولا خلاف أنه لا يكره إزالته بالمقراض.(1)
عبارة فتح الباري: . وكرهه مالك في الجارية والغلام، وقيل في رواية لهم لا بأس به في القصة والقفا للغلام والجارية، قال (اي: النووي): ومذهبنا كراهته مطلقا، قلت: حجته ظاهرة؛ لأنه تفسير الراوي أما القصة والقفا للغلام فلا بأس بهما. القصة بضم القاف ثم المهملة والمراد بها هنا شعر الصدغين والمراد بالقفا شعر القفا. والحاصل منه أن القزع مخصوص بشعر الرأس وليس شعر الصدغين والقفا من الرأس وأخرج بن أبي شيبة من طريق إبراهيم النخعي قال: لا بأس بالقصة وسنده صحيح.(2)
عبارة تحفة المحتاج: لا يشرع الحلق لأنثى مطلقا إلا يوم سابع ولادتها للتصدق بوزنه وإلا لتداو، أو استخفاء من فاسق يريد سوءا بها ومثلها الخنثى ويكره لهما الحلق.
عبارة الشرواني: (قوله: إذ لا يشرع الحلق لأنثى مطلقا إلا يوم سابع ولادتها) . ويحرم على المرأة المزوجة إن منعها الزوج وكان فيه فوات استمتاع أيضا فيما يظهر وينبغي الحرمة أيضا إذا لم يمنع وكان فيه فوات استمتاع م ر ..(3)
(1) См.: Фатх ар-Рахман, шарх Зубад ибн Раслян, с. 258
(2) См.: Фатх аль-бари Шарх сахих аль-Бухари, т. 10, с. 365
(3) См.: Тухфат аль-мухтадж (с субкомментариями имама аш-Ширавани), т. 4, с. 119
Отдел фетв Муфтията РД
Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!
Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/58704
Как поступать с отстриженными волосами и ногтями?
Как поступать с отстриженными волосами и ногтями? Правда ли, что их желательно закапывать в землю?
Всевышний в Коране говорит:
وَاللَّهُ يُحِبُّ الْمُطَّهِّرِينَ
Смысл: «. Аллах любит соблюдающих чистоту» (сура «ат-Тавба», аят 108).
Под чистотой в этом аяте подразумевается физическая чистота. Вообще, в целом в Исламе чистоте уделено огромное значение, ибо от её соблюдения напрямую зависит наше поклонение.
Согласно Шариату, волосы и ногти желательно закапывать в землю, ибо передаётся во многих изречениях, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) велел закапывать в землю отстриженные волосы и ногти. Хадисы, в которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение) советует хоронить волосы и ногти, приводят в своих сборниках известные мухаддисы: ат-Табарани в «Муджам аль-кабир», Ибн Аби Шайба в «аль-Мусаннаф», аль-Байхаки в «Шуабуль-иман». Так с волосами и ногтями поступали и многие из саляфов (праведники, жившие в первых трёх веках после Пророка (мир ему и благословение)).
Великий учёный Ибн Куддама пишет в книге «аль-Мугни»:
قال ابن قدامة في المغني: ويستحب دفن ما قلم من أظفاره أو أزال من شعره، لما روى الخلال بإسنادهعن ميل بنت مشرح الأشعرية قالت: رأيت أبي يقلم أظفاره ويدفنها، ويقول: رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم يفعل ذلك .
«Желательно хоронить отстриженные или отделённые иным способом волосы и ногти. Поскольку передаётся от Мили, дочери Мишраха, что она видела, как её отец стриг ногти и закапывал их в землю, объясняя это тем, что он видел, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поступал таким образом».
Имам ан-Навави в книге «аль-Маджму» пишет:
وقال النووي في المجموع: يستحب دفن ما أخذ من هذه الشعور والأظفار ومواراته في الأرض، نقل ذلك عن ابن عمر رضي الله عنهما، واتفق عليه أصحابنا .
«Отстриженные волосы и ногти рекомендуется закапывать в землю, скрывать их в ней. Эта желательность передаётся от Ибну Умара (да будет доволен им Аллах)».
Богословы шафиитского и ханафитского мазхабов (правовых школ) обуславливают желательность закапывать в землю только волосы и ногти, которые не являются авратом (часть тела, которую обязательно скрывать от посторонних или вообще других лиц).
Великий учёный аль-Буджайрими говорил:
قال البجيرمي في حاشيته على الخطيب: قلت: ينبغي تقييده بغير ظفر عورة وشعرها، أما لو كان منها كعانة رجل وظفر وشعر امرأة وخنثى، فينبغي وجوب الستر لحرمة النظر إليه .
«Закапывать в землю волосы и ногти желательно только тогда, когда они не являются авратом. Так, например, если волосы будут из границ аврата, например, из области паха или же если волосы женские или гермафродита, то их обязательно скрывать, чтобы не увидели другие люди, поскольку взор на них запрещён». Здесь под словом «скрывать» подразумевается закапывать в землю.
Ибн аль-Мукри Исмаиль в своей книге «Равзат-талиб» пишет:
وقال صاحب روض الطالب: ما حرم نظره متصلا، حرم نظره منفصلا، كشعر عانة ولو لرجل، وقلامة ظفر قدم حرة، إبقاء لحكمه قبل انفصاله، فليواره وجوبا كما اقتضاه كلام القاضي، لئلا ينظر إليه أحد .
«На то, на что смотреть запрещено, когда оно связано (с телом), запрещено смотреть и после его отделения, как, например, лобковые волосы, даже мужские, а также ногти ног свободной женщины, распространяя положение Ислама в отношении этих частей тела после их отделения от тела, так же как было и до их отделения. Пусть же (постригший волосы и ногти) в обязательном порядке скрывает их (волосы и ногти), чтобы никто не увидел их».
Мудрость в желательности скрывать волосы, ногти и другие части тела и его выделения заключена в том, чтобы колдуны не смогли навредить человеку, поскольку они во время наведения порчи очень часто используют волос или ноготь человека, на которого хотят навести порчу.
Крайне нежелательно стричь или удалять иным образом волосы и ногти в осквернённом состоянии (состояние, когда по Шариату человек обязан совершить полное ритуальное купание, например, после полового сношения) и без омовения.
Источник статьи: http://islam.ru/content/veroeshenie/43909
Уход за волосами по Сунне
Наверное, более всего человек следит за своими волосами. Свят Всевышний, Он сделал волосы украшением человека, волосы украшают как мужчин, так и женщин.
Описание волос Пророка (мир ему и благословение)
У Пророка (мир ему и благословение) были чёрные волосы, немелкокучерявые и непрямые, они были вьющимися, подобно волнам на песке. Порой его волосы доходили до края мочек ушей, временами они спускались до шеи. Иногда Пророк (мир ему и благословение) отращивал их и они отрастали до лопаток, до верхней части спины, что ещё более увеличивало красоту Пророка (мир ему и благословение).
Хадис о волосах
Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Если у вас растут волосы, то относитесь к ним с почтением».
Волосы необходимо почитать, проявляя благодарность, так как они являются даром Всевышнего. Поэтому мы должны относиться к ним с уважением, отдавая им должное и стараясь следить за их красотой, так как Всевышний украсил нас волосами.
Забота Пророка (мир ему и благословение) о волосах
Пророк (мир ему и благословение) очень заботился о волосах. Если ты думаешь, что сильно заботишься о волосах, будь уверен, что Пророк (мир ему и благословение) заботился о волосах больше тебя. Он постоянно носил с собой расчёску. Выходя из дома или отправляясь в путешествие, он всегда брал с собой расчёску. Пророк (мир ему и благословение) часто умащивал волосы маслом. Он укладывал свои волосы расчёской. Он покрывал голову, чтобы сберечь волосы от пыли. Пророк (мир ему и благословение) не любил растрёпанные, покрытые пылью волосы. Он ценил красоту и говорил:
« إن الله جميل يحبّ الجمال »
«Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное».
Поэтому каждый, кто любит красоту, любит то, что любит Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение).
У Пророка (мир ему и благословение) было зеркало, которое он брал даже в путешествие. Смотря в зеркало, он следил за собой и своими волосами. Совершая этот прекрасный поступок, желательно произносить следующее дуа, которое читал Пророк (мир ему и благословение):
« اللَّهُمَّ كَمَا حَسَّنْتَ خَلْقِي ، فَحَسِّنْ خُلُقِي »
«О Аллах, как Ты украсил мой облик, укрась и мой нрав».
Забота о внешней и внутренней красоте, забота о волосах, просьба украсить внешний вид, одновременно с внутренним миром – всё это удивительная Сунна. Человек, практикующий в жизни явные и скрытые стороны Сунны, почувствует смысл красоты, которая заложена Всевышним в человеке.
Путь Пророка (мир ему и благословение) в умащивании волос маслом
Умащивание волос маслом – сунна Пророка (мир ему и благословение). Многие люди используют различные крема и масла, и это очень хорошо. Нам следуют использовать масла. Также необходимо знать, что использование масла в уходе за волосами – сунна нашего Любимца (мир ему и благословение). Особенно использование оливкового масла содержит в себе благодать и следование Сунне, так как Пророк (мир ему и благословение) любил использовать это масло. Он говорил:
« كلوا الزيت وادهنوا به فإنه من شجرة مباركة »
«Употребляйте в пищу оливковое масло и умащайтесь им; воистину, оно – от благословенного дерева»
Это масло также упоминается в Коране.
Пророк (мир ему и благословение) использовал масло очень красивым способом. Каждое его движение было совершенным. Его движения были спокойными, полными достоинства. В каждом его действии, без сомнений есть своя мудрость и тайна. Желая умаститься, Пророк (мир ему и благословение) наливал масло из кувшина в левую ладонь. Затем указательным пальцем правой руки наносил масло на правую бровь, после – на левую. Затем он натирал участок волос под нижней губой. После этого протирал веки глаз. Затем протерев ладони, наносил масло на всё лицо, на волосы и на всё тело, куда пожелает. Натирая масло, таким образом, мы будем похожи в действиях на Пророка (мир ему и благословение). Быть похожим в поступках на Пророка (мир ему и благословение) – услада для верующего. Вся жизнь Пророка (мир ему и благословение) является прекрасным примером для нас.
Окрашивание волос
Пророк (мир ему и благословение) красил волосы, когда у него начала появляться седина. Общее количество седых волос у Пророка (мир ему и благословение) не превышало 20 волос, но, тем не менее, он закрашивал их хной.
Сподвижники боялись, что желание украшаться возникает из-за гордости, но Пророк (мир ему и благословение) говорил, что гордость – это пренебрежение истиной, то есть не является проявлением гордости – желание человека выглядеть красиво. Напротив, это – прямое следование Пророку (мир ему и благословение).
Стрижка волос
Пророк (мир ему и благословение) запретил некоторые виды стрижки волос, так как это противоречит естественной красоте человека. Наша религия – религия красоты. Наш Пророк (мир ему и благословение) – пророк красоты. Не разрешается удалять часть волос, оставляя другую, потому что это искажает естественную красоту. Всевышний создал нас с полноценной причёской, для чего же человек приводит себя в неестественный для него вид. На это стоит обратить внимание.
Забытая сунна
Удивительной сунной является захоронение волос, на которую многие люди не обращают внимания, возможно, по причине своего незнания. Пророк (мир ему и благословение) закапывал в землю отстриженные волос и ногти, потому что это – часть человека. Захоронить человека после смерти является проявлением уважения к нему, также уважением к человеку будет захоронение его частей. В хадисах передаётся, что части человека, тоже будут воскрешены в Судный День.
Да возлюбит вас Всевышний
Все мы любим красоту и желаем быть красивыми, мы следим за красотой волос. Кто-то отращивает волосы, кто-то любит короткую стрижку. Так и Пророк (мир ему и благословение) отращивал длинные волосы и укорачивал. Намерение следовать за ним украшает тебя. Стремление выглядеть красиво, желая быть похожим на Пророка (мир ему и благословение) наполняет нас светом красоты слов Всевышнего:
« قل إن كنتم تحبون الله فاتبعوني يحببكم الله »
«Ты скажи (о Мухаммад!): Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и Аллах возлюбит вас».
Стенограмма лекции шейха Мухаммад ас-Сакафа
Перевод с арабского Мухаммадариф Абдулаев
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Источник статьи: http://islamdag.ru/vse-ob-islame/25777