Характеристика групп линий прически

III. Сообщение нового материала

I. Организационный момент

II. Постановка темы и учебной цели.

Образное содержание прически.

1. Форма. Характеристика прически.

2. Классификация и характеристика линий прически.

III. Сообщение нового материала

Образное содержание прически.

Чтобы познакомиться со способами выражения образного содержания непосредственно в форме прически, сделаем небольшой экскурс в историю прически и рассмотрим, как с развитием классовых отношений, с изменением культуры и быта общества менялись средства художественного выражения, характер и формы причесок, и проследим, как изменялась в связи с этим техника работы парикмахера.

Древняя Греция. Эстетика греков основывалась на гармонии и равновесии, чувстве меры и естественности, сочетании чувственной непосредственности и разумной конструктивности, поэтому париков в Древней Греции мы не найдем. При помощи «каламиса» греки создают как бы естественно вьющиеся прически. Мужские прически (рис. 2) отличаются большим разнообразием фасонов стрижек. Из женских причесок следует отметить как наиболее характерную модель «коримбос» (так называемый греческий узел): волосы расчесаны на прямой пробор и на затылке собраны в пучок или узел (рис. 3), отдельные пряди, возможно завитые, могут быть спущены вниз вдоль щек, уши полузакрыты.

Рис. 2. Мужские прически. Древняя Греция

Древние греки в различных видах искусств создали множество совершеннейших образцов, ставших классическими. И в парикмахерском искусстве прическа «коримбос» представляет такой же классический образец; эта прическа, не претерпев никаких изменений, дошла до нашего времени и получила широкое распространение у европейских народов.

Рис. 3. Женские прически. Древняя Греция

Говоря о техническом мастерстве древнегреческих парикмахеров, заметим, что кроме умения плести косы и узлы они уже делали горячую завивку и стрижку, причем стрижку в том смысле, который вкладывают в это понятие сейчас, т. е. не просто подрезание, укорачивание волос, а стрижку формообразующую, как основу для получения прически путем последующей завивки.

В Древнем Риме были изобретены первые, еще очень несовершенные щипцы для завивки и вошел в обиход холодный способ укладки волос (как пальцами, так и при помощи уже появившихся к тому времени бигуди). Римлянам был уже известен метод осветления волос с помощью щелочного мыла, а также способ создания сложных причесок с применением специального каркаса.

В средние века одежда, прически строго регламентировались церковью, всякое желание женщины выгодно показать свою внешность объяснялось «кознями дьявола» и объявлялось греховным. Естественно, это не благоприятствовало развитию парикмахерского искусства. Наоборот, церковь предписывала женщинам закрывать волосы вуалями, чепцами и прочими головными уборами.

Эпоха Возрождения характеризовалась возросшим интересом к человеческой личности. Утверждая новое мировоззрение, гуманисты обратились к античному наследию. Парикмахеры в этот период копировали античные образцы, и только позднее прически приобрели особые черты стиля, называемого ренессансом (рис. 5).

Рис. 5. Прическа стиля Ренессанс

С конца XVI до середины XVIII в. в искусстве процветает новый стиль барокко. Ему свойственны были грандиозность, пышность, безудержные гиперболы. Людовика XIV придворные льстецы называли «король-солнце». В это время символом мужественности становится лев — и мужчины щеголяют в огромных рыжих париках, имитирующих львиную гриву (рис. 6), прежде всего, конечно, Людовик XIV. Поскольку стиль барокко находит выражение в преувеличенных формах, появление в моде шиньонов и париков вполне естественно.

Рис. 6. Прическа стиля Барокко

Прически раннего рококо, сменившие во второй половине XVIII в. прически стиля барокко, стали значительно меньше. Помпезность и монументальность в прическе сменились прихотливостью и целостностью. Образ, выражению которого служила рокайльная женская прическа, должен был вызывать ощущение фривольной грации, некоторого легкомыслия (например, образ пастушки), поэтому вся голова по окружности обрамлялась легкими локонами (затылочно-теменная часть прически оставалась гладкой), два спускных локона небрежно падали на грудь и на спину (рис. 7).

Рис. 7. Прическа стиля Рококо

Во второй половине XVIII в. парикмахерское искусство достигает наивысшего расцвета. В это же время мы наблюдаем, пожалуй, уникальный случай в истории: прически строились сюжетно, т. е. прямо выражали (изображали) конкретный идейный замысел (корабль, борющийся с бурей, — рис. 8), в прическах разбивались целые огороды с овощами и цветами, возводились башни, укреплялись колыбели с младенцами — словом, все, что приходило в голову, можно было воссоздать в прическе средствами парикмахерской техники с использованием различных предметов украшений, вплоть до чучел птиц. Простое перечисление названий рассказывает о многом: «голубиное гнездо», прическа «зодиак», т. е. «звериный круг», «сети любви» и т. п.

Рис. 8. Сюжетная прическа стиля Рококо

Идеал мужчины в период господства стиля рококо — это чисто выбритый, подкрашенный, обильно напудренный, благоухающий парфюмерией франт, голову которого украшают накладные локоны и косица с бантом. Конечно же, задавал тон, подавая пример таким декорированным мужчинам, очередной французский король Людовик XV.

Новое время порождает новые идеалы. Возникший в Англии второй половины XVIII в. романтизм придает мужчине совершенно новый облик. Волосы, как бы растрепанные ветром, ниспадают на лоб мыслителя, человека тонко и глубоко чувствующего. Все мужчины выглядели теперь благородными, духовно богатыми и опять-таки красивыми. Молодой Шиллер, например, человек, как мы знаем, болезненный и хрупкий, на портретах выглядит так, будто готов взвалить на свои плечи бремя всех мирских забот и печалей.

Читайте также:  Фотки стрижек для мужчин

После французской революции 1789 г. общественно-политические условия вызвали к жизни новые культурные течения. Опять появляются прически относительно простых греческих форм, правда, в несколько ином плане, чем в эпоху Возрождения. С этим явлением периодического возврата старых форм нам приходится постоянно встречаться. Например, стиль ампир возник с приходом к власти Наполеона Бонапарта, объявившего себя императором и мечтавшего о великолепии Римской империи. В это время всему, и прическам тоже, стал придаваться древнеримский отпечаток. Отличительной особенностью этого стиля была исключительно сложная техника выполнения различных локонов — спиральных, круглых, плоских и т. д. (рис. 9).

Рис. 9. Прическа стиля Ампир

Нужно отметить, что временные циклы мод начинают сокращаться. В годы бурных революционных потрясений во Франции моды на те или иные прически мелькают, как в калейдоскопе, и отражают часто не столько эстетические, сколько политические идеалы. Нередко они возникают как отклик на повседневные события.

К власти постепенно приходит новый класс — буржуазия. Наиболее полно буржуазные вкусы выражают прически стиля «бидермейер», характерные далеко выступающими пышными боковыми локонами, стоячими петлями и косами (рис. 10). В мужской прическе и одежде XIX в. не дал ярких декоративных форм. Девиз капитализма «время-деньги» нашел своеобразное отражение во внешности мужчины конца XIX в.: короткая стрижка, темный лаконичный костюм, небольшой с небольшим узлом галстук. Лишь некоторые любимцы общества (актеры, художники) позволяли себе в одежде и прическе несколько отклоняться от принятого стереотипа. Женские же прически сохраняют пышную декоративность и оказываются одним из наиболее сменяемых элементов модного убранства.

Рис. 10. Прическа стиля ‘Бидермейер’

3. Форма. Характеристика прически:

История прически дает множество примеров формы, то простой и подчеркнуто рациональной, то сложной и богато декорированной. Форма является функцией содержания, следовательно, зритель, воспринимая и эстетически оценивая форму прически, одновременно практически воспринимает и ее содержание.

Чтобы осознанно заниматься формотворчеством, чтобы технологические процессы формообразования имели четкую направленность на заранее намеченную цель, парикмахер-модельер должен изучить объективные свойства формы вообще и свойства прически как объемно-пространственной формы в частности.

Общеизвестно, что эмоции, возникающие при созерцании и оценке предметов, часто объясняются тем, что их форма, очертания, цвет, фактура, расположение в пространстве относительно трех координат или по отношению к другим предметам вызывают в нашем сознании представление о покое или движении, взлете или падении, легкости или тяжести и т. п. При описании формы, особенностей ее поверхности или элементов, ее составляющих, очень часто пользуются эмоциональными оценками. Так, линии определяются как вялые и напряженные, форма — строгая, компактная или, напротив, рыхлая, неконкретная, возможно острое решение формы или, наоборот, монотонная, унылая ее организация. Эти эмоциональные оценки связаны с определенными настроениями, которые возникают по ассоциации, аналогии или контрасту.

Геометрические линии, показанные на рис. 1,а вызывают различные эмоции и явно выражает стремление вверх, взлет, тогда как линия на рис. 1,б столь же явно демонстрирует движение вниз, падение; горизонтальная линия на рис. 1,в вызывает ощущение покоя, волнообразная же наклонная линия на рис. 1, г, напротив, — некоторую неустойчивость, текучесть; линия на рис. 1, д — напряженная, а на рис. 1,е явно вялая.

Рис. 1. Эмоциональное содержание линии: а — стремление вверх; б — движение вниз, падение; в — ощущение покоя; г — неустойчивость, текучесть; д — напряженность; е — вялость

Изображенные на рис. 2 треугольники вызывают совершенно различные впечатления: треугольник на рис. 2, а — уравновешенность, спокойствие, другой же, остроконечный, треугольник (см. рис. 2, б) динамично устремлен вверх.

II. Классификация и характеристика линий прически.

Композиция модели прически характеризуется прямыми, криволинейными и ломаными линиями. В прическе различают четыре основные группы линий: 1) силуэтные, или контурные; 2) конструктивные; 3) конструктивно-декоративные; 4) декоративные.

Силуэтные, или контурные, линии создают внешние очертания формы прически и дают самое общее представление о ее форме и степени объемности, определяют пропорции и выражают направление моды, их характер способствует раскрытию замысла композиции. Контурные линии могут дать представление о простоте и лаконичности модели, строгости и сдержанности, женственности и мягкости, спортивности и мужественности, стремительности (динамике) и спокойствии и т. п.

Контурные линии силуэта, отображающего прическу, имеют большое значение, так как обладают важной особенностью: вести наш взгляд по поверхности формы прически, создавать движение, динамику. Кроме того, с помощью линии мы имеем возможность задержать движение: линия остроконечного контура височно-боковой части прически, продолжая взгляд, зрительно удлиняет нос (рис. 29, а), мягкая плавная линия замедляет взгляд и уводит его, отвлекая и таким образом как бы уменьшая тот же самый нос (рис. 29, б).

Читайте также:  Модные мужские усы борода

Рис. 29. Контурная линия прически, зрительно увеличивающая (а) и уменьшающая (б) нос

Конструктивные линии — это рабочие линии, используемые при создании как отдельных деталей, так и формы в целом. Конструктивные линии иногда называют технологическими. К ним относятся линии, разделяющие прическу на какие-то формообразующие части, имеющие довольно самостоятельное значение (например, височно-боковая, челка, затылочная часть, отдельные пряди и т. д.), и различные линии отреза волос.

Практическая работа

Повторите уже существующий вариант и разработайте собственное предложение по данной теме. Это вариант работы с творческим источником

– моделью, выбранной из журнала модель или из предоставленных изображений. Выполнив копию прически целиком или форму отдельных частей прически наиболее интересной его части. Студент создает ряд собственных вариантов.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s18274t7.html

Характеристика групп линий прически

Классификация и характеристика линий причёски

Композиция модели прически характеризуется прямыми, криволинейными и ломаными линиями. В прическе

различают четыре основные группы линий: 1) силуэтные, или контурные; 2) конструктивные; 3) конструктивно-декоративные; 4) декоративные.

Силуэтные, или контурные, линии создают внешние очертания формы прически и дают самое общее представление о ее форме и степени объемности, определяют пропорции и выражают направление моды, их характер способствует раскрытию замысла композиции. Контурные линии могут дать представление о простоте и лаконичности модели, строгости и сдержанности, женственности и мягкости, спортивности и мужественности, стремительности (динамике) и спокойствии (статике) и т. п.

Контурные линии силуэта, отображающего прическу, имеют большое значение, так как обладают важной особенностью: вести наш взгляд по

поверхности формы прически, создавать движение, динамику. Кроме того, с помощью линии мы имеем возможность задержать движение: линия

остроконечного контура височно-боковой части прически, продолжая взгляд, зрительно удлиняет нос (рис. 29, а), мягкая плавная линия замедляет взгляд и уводит его, отвлекая и таким образом как бы уменьшая тот же самый нос (рис. 29, б).

Рис. 29. Контурная линия прически, зрительно увеличивающая (а) и уменьшающая (б) нос

Конструктивные линии — это рабочие линии, используемые при создании как отдельных деталей, так и формы в целом. Конструктивные линии иногда называют технологическими. К ним относятся линии, разделяющие прическу на какие-то формообразующие части, имеющие довольно самостоятельное значение (например, височно-боковая, челка, затылочная часть, отдельные пряди и т. д.), и различные линии отреза волос.

Разнообразные проборы, от которых волосы получают свои направления в прядях, также относятся к конструктивным линиям. Здесь же нужно отметить конструктивную роль точки, от которой пряди могут расходиться в разные стороны или, напротив, встречаться, сходиться в ней.

В готовой прическе конструктивные линии могут быть малозаметны или не видны вовсе. Например, все проборы, на которые разбирают волосы перед накруткой, почти никогда не видны в прическе, но они-то во многом и определяют ее будущую форму. То же можно сказать и о разделении всей поверхности головы на отдельные участки при стрижке. Линии отреза волос на отдельных участках, хотя это и не всегда заметно в прическе, также активно участвуют в формообразовании. Те же конструктивные линии, которые в прическе все-таки видны, чаще всего воспринимаются не как линии фасона, а как неизбежная закономерность построения основы формы.

Конструктивно-декоративные линии — это видимые конструктивные линии, несущие двойную нагрузку: с одной стороны, они используются в качестве средства построения формы, а с другой — прямо участвуют в эстетическом решении модели. Наиболее четкое представление о двойственном характере работы конструктивно-декоративных линий дает оценка в этом смысле модели прически скульптурной формы, полностью переработанной ритмическими

волнами, выполненными холодным способом. Так как при создании такой прически мы не может эстетически обогатить ее форму, используя разницу объемов ее деталей (силуэт и все детали прилегающие), то в художественном ее решении ведущую роль приобретают линии волн (кроны), выявляющие главную конструктивную особенность этой модели. Они-то и несут основную эстетическую нагрузку: изменение ширины волн (т. е. изменение расположения кронов — конструктивных линий) меняет эстетическую ценность прически.

Использование конструктивно-декоративных линий в моделировании широко и многообразно: эстетически оправданное расположение линии пробора, хорошо проработанные линии фестонов, волн, буклей, характер и чистота обработки окантовок и т. п. — все это имеет большой художественный смысл.

Декоративные линии являются решающими при разработке фасона. К ним относятся линии, образуемые различными элементами отделок, локонов,

элементами деталей более сложной конфигурации. Если контурный силуэт дает общее представление о модели, выявляя, предположим, ее модный характер, то декоративные линии, участвуя в разработке фасона, придают прическе художественные особенности, т. е. наделяют ее чертами индивидуальности (безусловно, сами декоративные линии также могут иметь модный характер).

При работе над прической сложной объемно-пространственной структуры возникает технологическая необходимость в построении деталей, конструктивные линии которых не имеют никакой эстетической ценности, и если их оставить на виду, то они будут мешать выражению художественного замысла. И только маскируя, перекрывая их какими-либо декоративными деталями, можно добиться нужного художественного эффекта. Однако возникающие при этом декоративные линии должны иметь достаточно ощутимую связь с конструктивными линиями, предопределяющими их возникновение. Поскольку основания прядей волос обычно используются конструктивно (т. е. для построения формы), а концы участвуют главным образом в декоративной проработке поверхности прически, то декоративные элементы, создаваемые из концов прядей, должны естественно (т. е. тектокично) продолжать направления волос; характер завитков, поворотов и разворотов декоративных элементов прически также должен быть оправдан по тектонике.

Читайте также:  Стрижка асимметрия когда с одной стороны коротко выбрито

Таким образом, практически все линии, используемые в разработке композиции модели, сохраняя свои особенности, имеют, правда, в разной степени, но все-таки двойственный характер: конструктивные могут выполнять роль декоративных; декоративные, образуя поверхность формы прически, участвуют в общем силуэте (декоративные линии окантовок, например, являют собой части силуэтного контура), и, наконец, сам силуэт прически почти всегда бывает декоративным. Это говорит о том, что все линии должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены общим композиционным замыслом. И, что особенно важно, в художественном решении композиции модели любые из этих линий могут оказаться главными, т. е. будут нести основную декоративнохудожественную нагрузку, вследствие чего все прочие линии относительно этих должны иметь в какой-то мере второстепенный, подчиненный характер.
Второстепенные линии либо обосновывают возникновение главных линий, либо участвуют в формальном завершении прически. В зависимости от назначения, идеи, замысла композиции иногда силуэтные или даже конструктивные линии оказываются ведущими и берут на себя основную декоративно-художественную нагрузку, роль их в композиции несколько меняется и приобретает большую эстетическую ценность.

Предположим, для создания современной прически (рис. 30, а) берется модный фасон недалекого прошлого: прическа с ритмическими волнами прилегающего силуэта (рис. 30, б). Если, прорабатывая волны, повторить силуэт тех лет, то получится прическа явно старомодная, что не отвечает требованиям современности. Поэтому избирается модный современный силуэт, а это вызывает изменение в технологии: применяются инструменты, необходимые Для создания современной формы, сама форма делается более объемной, воздушной, может несколько измениться и направление волос (относительно прообраза), но общий рисунок ритмических волн сохраняется, так как он-то и придает всей прическе особенность декоративно-художественного решения. Конструктивные линии волн приобретают декоративнную роль и сообщают модной современной прическе некоторый налет старины, что вполне отвечает требованиям «интеллектуальной» моды 80-х годов. Более объемная (по сравнению с прообразом) форма дает больше вариантов «работы с лицом» клиентки и больше возможностей для уравновешивания асимметричного силуэта анфас.

Рис. 30. Современная прическа в стиле ‘Ретро’ (а), в которой от прически прошлых лет (б) использован рисунок ритмических волн

Одним из средств достижения гармонической связи элементов является ритм, т. е. повторность элементов и интервалов между ними, объединенных по принципам тождества или нюанса в определенной, ясно выраженной закономерности (простейший пример — волны). Большое повторение следует употреблять умеренно, так как в этом случае может возникнуть монотонность.

Следует отметить еще одно свойство формы, которое постоянно и используется в композиции прически, — динамику. При определенном

соотношении элементов объемных форм возникает зрительное движение.
Равенство отношений по трем измерениям определяет статичность формы (рис. 31), а контраст создает динамику (рис. 32) . Красивым считается овальное лицо, поэтому «работая с лицом» любой формы (круглым, квадратным и т. д.), следует детали, создающие форму прически, расположить относительно лица так, чтобы взгляд зрителя, скользящий по ним, рисовал в сознании красивый образ, чтобы лицо зрительно выглядело (или угадывалось под деталями) как овальное.

Рис. 31. Статичные геометрические формы

Размер деталей должен быть соизмерим (пропорционален) с чертами лица (крупные, мелкие) и с величиной прически в целом. Геометрический вид этих деталей и соотношение их с формой лица также создает те или иные эффекты. Если лицо имеет удлиненную форму, то обрамление его деталями с преобладанием вертикальных линий будет чаще всего противопоказано, так как они зрительно еще больше вытянут лицо.

Рис. 32. Динамика различных геометрических форм: а — прямоугольников; б -усеченной пирамиды и трапеции; в — ‘груши’ и ‘луковицы’; г — расчлененных прямоугольников; д — прямоугольников различного размера, соединенных вместе

Это касается также и некоторых конструктивных линий: пробор посредине почти всегда зрительно расширяет лицо, так как лежит часто в горизонтальной плоскости; если же теменная часть имеет высокий угол наклона, то прямой пробор может восприниматься как вертикальная линия и зрительно удлинять лицо, особенно если детали, расположенные по обеим сторонам пробора, выполнены из длинных волос, имеют мягкие (вертикальные) линии и ниспадают на лицо.

Понятие красоты всегда было связано с понятием гармоничности и соразмерности, поэтому использование некоторых линий в качестве организующего начала служит достижению тех или иных смысловых (художественных) эффектов.

Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/02550_kosmetologia/002_modelirovani_i_udoj_oormlenie_prichoski_korneev/019.htm

Оцените статью
Adblock
detector