Христианин без бороды не христианин

Зачем православным нужны бороды

про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исклю­че­ние для Церкви. Отец Арте­мий объ­яс­няет, почему семи­на­ри­стов сего­дня застав­ляют бриться, и правда ли, что у кон­сер­ва­тив­ных свя­щен­ни­ков бороды длин­нее, чем у либе­раль­ных.

— Почему пра­во­слав­ные носят бороды?

— Вспо­ми­ная этот указ Все­рос­сий­ского Импе­ра­тора, кото­рый, бла­го­даря своим совет­ни­кам, умел попол­нять госу­дар­ствен­ную казну из ничего, мы с вами должны при­знать, что борода явля­ется пре­ро­га­ти­вой не только пра­во­слав­ного мира. Но все народы древ­но­сти, как об этом сви­де­тель­ствуют архео­ло­гия, живо­пись и лите­ра­тура, в бороде видели неотъ­ем­ле­мую часть муже­ского досто­ин­ства, оче­видно, отож­деств­ляя ее с доб­ро­де­те­лями муже­ства, муд­ро­сти, стати, силь­ного муж­ского ума. Сред­ние века и новей­шее время во многом под­чи­нили одежду и внеш­ность людей евро­пей­скому стан­дарту.

Однако в лоне рус­ского Пра­во­сла­вия всегда гос­под­ство­вали кон­сер­ва­тив­ные воз­зре­ния на сей счет. И сего­дня, увидев бороду на улицах сто­лич­ного города, можно сразу дога­даться, что перед нами либо пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, либо пред­ста­ви­тель какой-то иной тра­ди­ци­он­ной миро­вой рели­гии, ведь боро­дами не брез­гуют и иудеи и мусуль­мане.

Но мы с вами, воз­вра­ща­ясь к обы­чаям, при­ня­тым у пра­во­слав­ных хри­стиан, скажем, что не в бороде сча­стье. Отрас­тить длин­ную бороду ума не нужно. И, конечно же, нрав­ствен­ное досто­ин­ство хри­сти­а­нина ни в малой мере не зави­сит от того, как он отно­сится к ноше­нию бороды.

Ого­во­римся, для пра­во­слав­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей нали­чие бороды явля­ется неотъ­ем­ле­мым тре­бо­ва­нием к их внеш­нему виду, ибо все в жизни пас­ты­рей должно быть увя­зано не только с двух­ты­ся­че­лет­ней хри­сти­ан­ской тра­ди­цией, но и с несколь­кими тыся­чами лет биб­лей­ского бытия. Еще в вет­хо­за­вет­ных Мои­се­е­вых книгах, в част­но­сти, в книге Левит, мы нахо­дим опи­са­ние внеш­но­сти свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ука­за­ние не повре­ждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).

Нет, конечно, мы не будем утвер­ждать, что подоб­ные обря­до­вые поста­нов­ле­ния строго обя­за­тельны для совре­мен­ного свя­щен­ника. Но суще­ствуют тонкие, почти неуло­ви­мые нюансы, кото­рые вос­при­ни­ма­ются чутким серд­цем пра­во­слав­ного народа.

Народ наш , кон­сер­ва­тив­ный и тра­ди­ци­он­ный, конечно при­ни­мает любого батюшку. Но про себя все же отме­чает: ах, как жаль, что батюшка обкор­нал свою бороду, оста­вив вместо нее кры­си­ный хво­стик а ля Троц­кий или напо­до­бие куцей бородки, при­над­ле­жав­шей «все­со­юз­ному козлу», как, если я не оши­ба­юсь, назы­вал Кали­нина Иосиф Сталин.

Увидев моло­дого свя­щен­ника с гладко выбри­тыми щеками, его ухо­жен­ную под рево­лю­ци­он­ный манер бородку,внимательные люди отме­чают – а это батюшка “про­грес­сив­ного” толка, не слиш­ком оза­бо­чен­ный вхож­де­нием в тра­ди­цию…

Однако это всего лишь пси­хо­ло­ги­че­ские наблю­де­ния, и прошу чита­те­лей пра­вильно вос­при­нять мои слова. Мы сейчас бесе­дуем более об эсте­тике, чем об этике, и ни в коей мере не бро­саем тень на тех свя­щен­ни­ков, кото­рые тяго­тятся ноше­нием длин­ной бороды.

— Так верно ли гово­рят, что длин­ная борода это при­знак кон­сер­ва­тив­ного свя­щен­ника, а корот­кая – либе­раль­ного?

— С неко­то­рой натяж­кой можно это пред­по­ло­жить, но не будем нашим наблю­де­ниям при­да­вать силу пра­вила. Глав­ное, без­условно, в каче­стве твоих помыс­лов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущ­ность дела в осо­бен­но­стях внеш­него вида, конечно, содер­жится. Вы помните изре­че­ние отца Павла Фло­рен­ского, кото­рый гово­рил, что одежда, а стало быть, и внеш­ность, есть про­дол­же­ние лич­но­сти чело­века, — и поэтому самые малые мало­сти нашего туа­лета, оде­я­ние, внеш­ность, гово­рят об опре­де­лен­ном устро­е­нии души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть чело­век пси­хо­ло­гич­ный и наблю­да­тель­ный, то, без­условно, встре­чая чело­века “по одежке”, состав­ля­ете о нем некое пер­вич­ное впе­чат­ле­ние. Тем паче, имеет внут­рен­нее право на свое суж­де­ние свя­щен­ник, кото­рый отли­ча­ется опыт­но­стью, всегда нахо­дясь в центре вни­ма­ния, под пере­кре­стьем десят­ков, а может и сотен взгля­дов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, при­стра­стия и при­вычки, име­ю­щие отно­ше­ние к внеш­нему облику, всегда могут стать пищей для напря­жен­ного раз­мыш­ле­ния. Осо­бенно это спра­вед­ливо в отно­ше­нии свя­щен­ни­ков, кото­рые появ­ля­ются в теле­ви­зи­он­ном окошке.

— А почему семи­на­ри­стов застав­ляют свои бороды брить?

— Для того, чтобы отли­чить это сосло­вие от тех, кто уже принял свя­щен­ный сан. Едва лишь только семи­на­ри­ста руко­по­ло­жат в диа­коны, как он начи­нает и внеш­ним видом отли­чаться от своих собра­тьев. Впро­чем, исклю­че­ние, как мне пом­нится (я пре­по­да­вал в Мос­ков­ских духов­ных школах более 10 лет), дела­лось для семи­на­ри­стов из ста­ро­об­ряд­че­ских согла­сий. Уважая их кон­сер­ва­тизм и не желая ника­ких драм, имев­ших место при Петре Вели­ком, им доз­во­ля­лось ходить в черных семи­нар­ских ките­лях и при этом носить свои окла­ди­стые бороды.

Источник статьи: http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-nuzhny-borody

Грех ли брить бороду и усы в Православии?

Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: «Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр., зач. 334) и «в научения странна и различна не прилагайтеся».

Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле — брадобритии.

Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.

Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: «Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают. Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает» (Стогл., гл.40).

Читайте также:  Стрижка волос по гороскопу для весов

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: «Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему» (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: «Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду» (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша» (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: «И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению». Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.

Святой Епифаний Кипрский пишет: «Что хуже и противнее этого? Бороду — образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде» (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Преподобный Максим Грек глаголет: «Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя» (Слово 137).

В Служебнике патриарха Иосифа говорится: «И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены» (Изд. лета 7155, лист 621).

Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: «Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают. сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви» (его книга глава 39, лист 502).

Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.

В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: «Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849» (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческого обычая отрастили волосы на браде.

Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды — дело христианское, дело немаловажное — это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.

Читайте также:  Щетина с левой стороны

Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: «Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его» (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).

Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.

Молим Господа нашего Исуса Христа, да престанет эта мерзость — брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.

Неизвестный старообрядческий автор

Цитаты из Священного писания

Левит, 19
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

2 Цар.10:4 И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их.
2 Цар.10:5 Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь.

2 Цар.19:24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.

Источник статьи: http://pravera.ru/index/boroda_i_pravoslavie_grekh_li_brit_borodu_i_usy/0-2334

Бриться – грех? Ответы бывалых бородачей

«Апостольские постановления» в книге первой говорят: «Не должно… на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте бород ваших».

Стоглавый Собор 1551 года решения которого, впрочем, спустя век на Большом Московском Церковном Соборе были названы написанными с «простотою и невежеством» – строго запретил пострижение бороды. Тем, кто ослушался, полагалась суровая кара: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести».

Причиной смерти Святых Виленских мучеников XIV века Антония, Иоанна и Евстафия стал отказ обрить свои бороды. Для святых, которые воспринимали человека как образ и подобие Божие, было немыслимо отступить от него.

В конце концов, борода стала пусть и не главной, но одной из причин раскола церквей на Восточную и Западную. Одним из обвинений, которые выдвинули православные греки католикам-латинянам было брадобритие: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Борода в двадцать первом веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода?

Иеродиакон Феодорит (Сеньчуков)

врач-реаниматолог:

Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция.

Если посмотреть, во всех православных странах люди носят бороды. В зависимости от того, насколько тесно страна в разные исторические эпохи контактировала с Западом, бород может быть меньше или больше, но они есть всегда.

Лично я не брил бороду никогда кроме момента обучения на военной кафедре и военных сборов. Отпустил бороду сразу, как только закончил школу. В разные времена она имела разную форму. В молодости, когда я был мирянином, борода была небольшого размера, это была этакая эспаньолка, а, когда стал более воцерковлен, борода выросла большая, окладистая.

Говоря совсем откровенно, форму бороды я поменял, когда у меня умерла жена. Пока супруга была жива, я много занимался наукой и носил такую бороду, которая была более приемлема для той среды, где я тогда общался.

Читайте также:  Химическая завивка короткая стрижка каре

Потом я остался один. Возникли мысли о монашестве, заботы о карьере и науке стали волновать меньше. Сейчас ношу такую бороду, какая соответствует монашескому сану – монаху нельзя ни бриться, ни стричься.

Есть ли неудобства от бороды? Есть такой анекдот: бородатого человека спросили, куда он кладет бороду, когда спит – под одеяло или на одеяло. После этого вопроса спать человек перестал – так крепко задумался. В работе не мешает, а в жизни даже удобней – не надо тратить времени на бритье.

Даже если по каким-то причинам бороду придется сбрить, отпущу ее вновь при первой же возможности. Без нее – это как голым на улицу выйти: наверное, можно, но неловко и неудобно.

Максим Исаев

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права МГИМО:

Ношу бороду с 2004 года. Ходить с ней стал после того, как защитил докторскую. Можно сказать, что специфика моей работы способствовала появлению бороды.

Женщинам борода не нравится – легкомысленные они! Борода для православного мужчины – это определенное достоинство и смысл его мироощущения. Будучи с бородой, он принимает на себя определенные обязательства – в первую очередь, соответствовать образу Господа Бога нашего, ведь Господь же создал нас по своему образу. И если посмотрим иконографию, то Господь наш Иисус Христос везде изображен с бородой. Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы Ему соответствовать.

Можно вспомнить многие исторические примеры, когда православные люди оказывались в неволе, были понуждаемыми к басурманскому образу жизни, но, тем не менее, оставались православными. И борода в данном случае – это часть традиции православия. Даже не представлю себе митрополита, извините, с босой рожей – ни у нас, ни у греков. Это возможно у католиков и протестантов, но там другие традиции.

В нашем климате борода может быть очень даже полезна – согревает в морозы. Единственный минус – долго расчесывается по утрам.

Владимир Лавров

доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН:

К концу советской эпохи ношение бороды не приветствовалось, но и не запрещалось. Социализму свойственно стремление к усредненности, одинаковости. И бородачи как-то выбивались из общих рядов строителей коммунизма. Если же борода была окладистая, то она могла свидетельствовать о вере. А верующему не дозволялось быть учителем, офицером и так далее.

Я отпустил бородку, будучи еще некрещеным. Просто кожа слишком раздражалась после бритья. В КПСС занять выгодную должность не рвался. Но коммунисты нередко спрашивали о профессии. И затем выносили вердикт: «Ну, историку можно».

После осознанного крещения, в процессе воцерковления и осознания себя русским стала возникать внутренняя потребность в окладистой бороде. Однако отпустил ее только несколько лет назад в связи с расставанием с любимой женщиной.

Надеялся, что такая борода поможет преодолеть внутренние страсти и укрепиться в русской православной вере. В некоторой степени она, конечно, помогла, но не более того… Борода уже окладистая и седая, но страсти в сердце и не думают стихать. Хотя, с бородой стыднее…

Александр Басалаев, фотограф, журналист:

Свою бороду я ни разу не сбривал с 1980 года. За это время она была короткая, средняя, длинная, была и такая, что дорастала буквально до пупа. Я говорю в шутку, что моя борода благополучно прожила от московской Олимпиады-80 до сочинской олимпиады.

Появилась борода так: я отслужил в армии, поступил в институт, и вот мы, группа студентов, решили к Новому году отпустить бороды. После Нового года все сбрили, а я нет.

Борода появилась раньше, чем я крестился, и напрямую с православием не связана. Но родился-то я в православной стране! По обе стороны моих родителей в предках казаки. По матери дед, его фамилия была Мордюков, бороду не носил – он воевал, потом работал на руководящих должностях, ему было не положено.

А вот по отцу – Басалаев, он всегда был с бородой. Предки по отцовской линии были из казаков, которые еще с Ермаком покоряли Сибирь. Остались фотографии деда. Может быть, моя борода как-то связана с этими фотографиями – точно я ответить себе не могу.

Вот сейчас пришел мой сын из армии и тоже отпустил бородку, такую молодежную, современную. Я через него пытался понять. Спрашивал: зачем тебе борода, почему носишь? Но и он тоже не смог до конца объяснить. Борода – это что-то подкорковое, передающееся по семейной традиции.

Борода не значит, что я хочу создать себе имидж православного. По работе я часто снимаю в храмах и вижу, что священники иногда посматривают – не у всех же священников растет борода – и вот они посматривают, не то, что с завистью, нет, а оценивающе.

Однажды в Кремле я снимал встречу президента с особой королевских кровей. Дело было сразу после трагедии 11 сентября. И вот тогда редактор мне порекомендовал: перед походом в Кремль сделать бороду из длинной в короткую.

А еще чеченцы иногда спрашивают: тебя на улице не останавливают? И я могу сказать честно: из-за бороды меня не останавливали ни разу. А если и останавливали, то не борода была виновата, а находились другие предлоги. И со времен Советского Союза ничего плохого в адрес своей бороды я не слышал.

Ни жена, ни дети меня не видели без бороды, поэтому и сравнивать не могут. А еще меня приглашали позировать в школу Андрияки, рисовали портреты. Один из них назывался: «Мужик в красной рубахе Саша Басалаев».

Источник статьи: http://www.pravmir.ru/britsya-greh-otvetyi-byivalyih-borodachey/

Оцените статью
Adblock
detector