Художник рыжий с бородой

Десять картин с бородатыми мужчинами и женщиной

О знакомых незнакомцах

Погребальный портрет бородатого мужчины. Египет, II-III век нашей эры. Дамбортон-Окс

Усадьба Дамбортон-Окс под Вашингтоном знаменита тем, что в 1944 году здесь проходила международная конференция, которая подготовила образование ООН, а также – коллекцией предметов искусства доколумбовых времен. Начиная с 20-х годов прошлого века, нынешние владельцы усадьбы Блиссы сосредоточились на византийском искусстве. Да так, что собрание музея Дамбортон-Окс сегодня считается одним из влиятельных центров мировой византинистики. С 1941 года здесь выходит научный журнал Dumbarton Oaks Papers.

Симпатичный египтянин с портрета жил почти две тысячи лет назад, но он так похож на одного моего приятеля-поэта, что поверить в это я просто не могу. Ироничный загадочно-отсутствующий взгляд, очень узнаваемая форма бороды и усов. Даже золотой венец как-то очень кстати. Фаюмские портреты (а наш герой, скорей всего, сделан в древней технике энкаустики) исполнялись на кедре, итальянской сосне или кипарисе красками по воску без предварительной ґрунтовки. Художники использовали разной величины кисти и каустерии — разогретые металлические стержни с лопаточкой на конце. Быстро застывающий воск образовывал неровную красочную поверхность, что усиливало впечатление объема. Такие картины долговечны и сохраняют свежесть цветов. Мы частенько вспоминаем о вечности искусства и мимолетности жизни, но этот портрет мне нашептывает, скорей, хармсовское: жизнь победила смерть неизвестным науке способом.

Андреа Мантенья. Поклонение волхвов. 1495 – 1505. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Мантенья – знаменитый художник Возрождения и самый известный ученик Скварчоне, кстати сказать, усыновленный им. Правда, договор об усыновлении скоро был расторгнут подросшим Андреа сугубо по экономическим причинам. Сюжет картины таков: три иноземных царя Каспар, Мельхиор и Бальтазар склонились для благословения перед новорожденным Христом. Святое дитя, Мария и Иосиф одеты скромно, и на их фоне экзотическое убранство волхвов и дары их (фарфоровая чаша, турецкое кадило для ароматизации воздуха и чаша из агата) выглядят предметами роскоши, на мой взгляд, не чрезмерной. Большой мастер неожиданной композиции (достаточно вспомнить его «Мертвого Христа») здесь Мантенья сделал все, чтобы сконцентрировать на младенце внимание и восхищение как волхвов, так и зрителя.

Альбрехт Дюрер. Портрет мальчика с длинной бородой. 1527. Лувр, Париж

Таинственное изображение степенного бородатого мальчонки. В голову приходит расхожее «шутка гения», но есть еще и «Портрет бородатого мужчины в красной шапке» 1520 года, где борода тоже выглядит накладной. А бороды на автопортретах самого Дюрера (хоть в двадцать восемь лет, хоть раньше, хоть позже) или на других каких его портретах (хоть Иеронима, хоть Иеронимуса) выглядят вполне натурально и симпатично. Похоже, это аллегория, и она не о бороде. Похоже, это что-то вроде преждевременной иллюстрации к пушкинскому:

Все чередой идет определенной,
Всему пора, всему свой миг;
Смешон и ветреный старик,
Смешон и юноша степенный.

Но степенный мальчонка с длинной бородой – это уже не смешно. Это серьезно.

Франческо Сальвиати. Мужской портрет. 1543-46. Частная коллекция

Не так уж важно, писан этот портрет с флорентийского скульптора Баччо Бандинелли, друга и учителя художника Сальвиати, или это этюд к портрету апостола Фомы, сделанный для картины «Неверие святого Фомы» (очень похож), или то и другое одновременно. Важно, что искусство психологического портрета достигает у итальянских художников того времени таких высот, что все апостолы и скульпторы воспринимаются знакомыми людьми. Если не знакомыми лично, то как минимум знакомыми знакомых. Только непривычные шляпы сбивают с толку.

Якопо Бассано. Портрет бородатого мужчины. Около 1550. Музей Гетти

Еще один портрет знакомого незнакомца. Если слегка изменить форму бороды, этот мужчина каждому россиянину напомнит нашего последнего царя, нет? Якопо – среднее поколение известной семьи да Понто из Бассано. Известен тем, что живя в провинции, любил вставить в религиозные сюжеты пасторальные сценки, написать «Поклонение пастухов» или даже портрет овцы с ягненком. Любопытно сравнить его поклонение волхвов — «Три мага» — с тем же сюжетом Мантеньи (выше). Собаки, лошади, корова выглядят не лишними здесь. Достойно выглядят.

Читайте также:  Все виды стрижек для девушек каре

Эль Греко. Святой Иаков в молодости. 1600. Музей изящных искусств, Будапешт

Мой любимый портрет. Ученик Тициана и Бассано, Эль Греко был великолепным портретистом. Этот этюд к портрету Святого Иакова сделан в той удивительной манере художника, когда мазки широкой кистью по холсту, который местами остается не закрашенным, только подчеркивают невероятную живость изображения и тщательную проработку деталей. Трудно сказать, какого из Иаковов имел в виду Эль Греко, – Алфеева, Зеведеева или другого какого (Иаковов было много среди отцов церкви). Мне почему-то представляется почти никем не упоминаемый таинственный Иаков Алфеев, интеллигентный и задумчивый брат мытаря Левия Алфеева (возможно!) из Евангелия от Матфея. Впрочем, есть мнение, что Иаков Алфеев был кузеном Христа. Хотя Иоанн Златоуст считал, что его вовсе не было. Не могу поверить…

Илья Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского, 1881. ГТГ, Москва

Знаменитый портрет «человека перед лицом вечности», представленный сейчас на выставке Репина в Третьяковской галерее, написан за четыре дня в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя за одиннадцать дней до смерти Модеста Петровича Мусоргского.

Много ли на свете портретов с подобным выражением! – воскликнул, увидев его, Иван Крамской, сам большой мастер психологического портрета. А Репин, друг композитора, в это время горько писал о его недуге: Невероятно, как этот превосходно воспитанный гвардейский офицер с прекрасными светскими манерами, остроумный собеседник в дамском обществе, неисчерпаемый каламбурист . оказывался в каких-то дешевых трактирах, теряя там свой жизнерадостный облик, уподобляясь завсегдатаям типа «бывших людей», где этот детски веселый бутуз с красным носиком картошкой был уже неузнаваем. Неужели это он?

Портрет не располагает к морализаторству, но пушкинское Пока живется нам, живи – из того же цитированного выше послания Катенину о ветреном старике, ощутимо приобретает тысячелетнюю торжественную патину memento mori.

Ван Гог. Автопортрет. 1889. Национальная галерея искусств, Вашингтон

В какой-то момент Ван Гог переключился с наблюдения за внешним миром на изучение себя в зеркале. Он написал не менее тридцати шести автопортретов. Этот, один из последних, написан в больнице после сильного эпилептического приступа. Параллельно Ван Гог написал: Говорят – и я очень верю в это – трудно узнать себя и совсем нелегко изобразить. Я сейчас работаю над двумя своими портретами – за неимением другой модели. Первый я начал в тот день, когда встал на ноги после приступа – я был тощ и бледен, как призрак. Темно-фиолетовый с синим, портрет с белесым лицом и желтыми волосами производит сильный колористический эффект.

Картина художника за работой написана на одном дыхании и не имеет следов поздней доработки. Сочетание цветов здесь, действительно, производит впечатление безумия – зеленое лицо, оранжевые волосы – даже в большей степени, чем взгляд художника. Второй портрет Ван Гога, начатый в те же дни (он находится в парижском музее Орсе), выполнен в более сдержанной манере. Известно, что он значительно меньше нравился художнику.

Хорас Пиппин. Казнь Джона Брауна. 1942. Музей де Янг, Сан-Франциско

Когда Соединенные Штаты вступили в первую мировую войну, Хорас Пиппин, знаменитый афро-американский художник-примитивист (иногда его сравнивают с французом Анри «Таможенником» Руссо), добровольцем пошел в армию. Его определили в полк «Солдаты Ада», набранный из гарлемских негров, и направили на западный фронт. Он воевал во Франции, пережил страшные бои и окопный ад, был тяжело ранен в правую руку. Тем не менее, именно война сделала его художником, о чем он не раз упоминал. Она же сделала его глубоко верующим человеком и несгибаемым борцом за права черных американцев. Фигура Джона Брауна, «белого негра», воевавшего за независимость негритянского населения с оружием в руках, казалась ему фигурой мученика, почти Иисуса Христа – он писал их похожими. На картине художник в очередной раз обращается к теме суда над Джоном Брауном и его казни. Бабушка Пиппина была очевидицей этой знаменитой казни в Чарльз-Тауне в 1859 году и много рассказывала внуку о ней. Двенадцать бородатых судей и палач определенно отсылают нас к библейской трактовке истории, кровавая повязка на голове напоминает о терновом венце.

Читайте также:  Модные стрижки как подобрать по форме лица

Картина нравится мне, конечно, не количеством бородатых мужчин, а суровым напоминанием о том, как непросто разобраться в исторической правде, когда проливается кровь. Для одних американцев Джон Браун – террорист и преступник, для других – герой освободительной борьбы.

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. Триумф титанов Возрожденья! Из серии «Высокий китч акрилом». 2009. Собственность авторов

«Триумф» впервые был показан в рамках проекта Danger! Museum на 53-й Венецианской биеннале в 2009 году. Причем особым инсталляционным образом – в картины были вставлены видеокамеры наблюдения и персонажи их как бы (эх «как бы», любимое и подзабытое словцо из словаря 90-х годов!) могли постоянно наблюдать за зрителями. Конечно, постмодернизм и ирония. Но по какому поводу ирония – вот в чем вопрос. Сюжет отсылает к картине Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа», тоже густо населенной бородачами. История сохранила даже имя препарируемого трупа – это Адриаан Адриаанс, по прозвищу Малыш. Он тяжело ранил тюремного охранника в Утрехте, а в Амстердаме избил и ограбил человека, за что 31 января 1632 года был повешен и передан амстердамской гильдии хирургов для публичного вскрытия. О времена, о нравы!

У Виноградова-Дубосарского место пытливых хирургов занимают художники Высокого Возрождения – Тинторетто, Веронезе, Микеланджело, Леонардо, Тициан, Дюрер и Рафаэль. Мы вольно или невольно продолжаем начатый ими разговор. Их познание человеческой натуры, носило, конечно, более умозрительный и метафорический характер, чем искусство доктора Тульпа, но и они сообщили нам через века не менее важное «се человек!». Сильно изменился антураж – все эти мобильники, самолеты, бородатые женщины – но краски и холсты по-прежнему в ходу и пахнут все так же. Время от времени наш диалог с титанами приобретает экзотический оборот, так что без иронии зачастую не обойтись. Вот и бородка Моны Лизы – тема отдельного разговора об иронии (не говоря уж о бороде Кончиты Вурст).

Источник статьи: http://www.kultpro.ru/item_330/

Бородачи-художники, которые сделали революцию в живописи

Считается, что борода и берет – это «спецодежда» художников, которую они носят для удачи. Однако история знает много гениев, кому борода принесла славу, но только после их смерти.

Тайна безбородого Ван Гога

Винсент Ван Гог был одновременно гениален и безумен. Он обладал своеобразной манерой письма, которая при жизни не принималась ценителями искусства. Свои лучшие вещи он создал в психиатрической больнице. И лишь смерть «обогатила» Ван Гога и вписала его имя в историю живописи.

Не тяни!
Запишись на стрижку!

ПРОСТО ЗАПИШИСЬ
НА СТРИЖКУ

В отличие от Ван Гога Амедео Модильяни повезло больше: его мать принимала любым. И поэтому многие свои письма к ней он начинал со слов «милая мама».

При жизни Модильяни ценили не за картины, а за внешность

Амедео Модильяни одни вспоминают как человека буйного нрава. Другим он казался воспитанным. Но одно точно: живопись была для него важней всего. Ради нее он бросил в 1898 году учебу, перебрался в Париж и трудился, невзирая на нищету. Даже неудача с единственной выставкой в декабре 1917 года в галерее Берты Вейль не остановила художника. Эту выставку через несколько часов после ее открытия ликвидировала полиция из-за «непристойности» картин. Но часть из них все-таки успели купить – и в числе покупателей был комиссар полиции. Составленная им еще при жизни Модильяни коллекция сделала его после смерти художника миллионером.

А пока Модильяни был признанным гением только в среде художников. Остальные ценили его за… красоту. Например, одна трактирщица подкармливала его, принимая в качестве оплаты рисунки. Но, увы, малограмотная женщина топила ими камин. И когда ее спросили, зачем она помогала ему, женщина ответила: «Он был так красив!».

У Модильяни действительно была яркая внешность. В ранней юности он носил аккуратную шкиперскую бородку, в более зрелом возрасте – короткую бороду-короб либо short boxed beard, которая красиво и густо обрамляла овал лица, либо вовсе гладко брился. Для художника не имела значения революционная природа бороды. Он просто спешил жить так, как ему нравилось: хотел – носил бороду, а мог и легко от нее избавиться; рисовал собственным стилем и презирал слепое подражание старым мастерам. Он всегда находился в поиске. И служил ярким примером того, как можно смело управлять собственной жизнью, не бояться экспериментировать.

Читайте также:  У пушкина бакенбарды или борода

Источник статьи: http://barber-shop.su/borodachi-hudozhniki-kotorye-sdelali-revolyutsiyu-v-zhivopisi/

«Рыжий, рыжий, конопатый». Самые известные рыжики в истории искусств

Пьеро ди Козимо , «Читающая Мария Магдалина» ( ок. 1500). Национальная галерея старинного искусства , Рим

Мария Магдалина из Нового Завета , которая долгое время считалась раскаявшейся блудницей, — одна из самых ранних и наиболее распространённых фигур в истории западного искусства , которую изображают с рыжими волосами , что передаёт её греховную суть. Независимо от того , сидит ли она смиренно с Библией , как у Пьеро ди Козимо в конце XV века , или раскинулась обнажённой в пещере , как её написал Жюль Жозеф Лефевр в 1876 году , огненно-рыжие волосы этой женщины всегда были точкой притяжения.

На картине Караваджо «Марфа и Мария Магдалина» ( ок. 1598) зритель видит момент её духовного превращения из блудницы в благочестивую верующую. Её рыжие волосы становятся артефактом прошлого , которое она оставляет , чтобы последовать за Христом.

Данте Габриэль Россетти , «La Ghirlandata ( Увенчанная гирляндой)» ( 1873). Художественная галерея Гилдхолла , Лондон

Если огненные волосы делают чувственными и экзотичными женщин ( Мария Магдалина может быть и грешна , но она , по крайней мере , «чертовски» привлекательна), то практически не добавляют шарма противоположному полу. «Факт в том , что этот цвет работает как эталон женской красоты , но становится своего рода недостатком применимо к мужчинам», — пишет Харви. Черта , которая делает рыжеволосых женщин притягательными , по иронии судьбы наделяет рыжеволосых мужчин непривлекательностью. Такими в течение многих веков изображали предателей , воров , правонарушителей и прочих презираемых — и это сформировало стереотип , от которого часто страдают мужчины с «пылающими» шевелюрами.

Иуда Искариот , ученик , предавший Иисуса , вместе с Марией Магдалиной входит в число библейских персонажей , чьи волосы чаще всего красят в красный. В этом случае цвет не идеализирует фигуру и не делает её сексуальной — это признак вырождения. Такое представление о рыжеволосых людях как предателях родилось из антисемитских убеждений в средневековой Европе , когда « евреи были убийцами Христа и похитителями христианских детей», поясняет Харви в своей книге. Предубеждение против евреев стало предубеждением против рыжих волос. Веснушки в средневековой Германии часто называли Judasdreck ( «грязь Иуды»), подтверждая веру в то , что физические атрибуты , часто дополняющие с рыжие волосы , сигнализируют , что человеку доверять нельзя.

Так же обстояло дело и на Руси. В русском языке существует множество неприятных пословиц о рыжих , например , «рыжий да красный — человек опасный» или « с чёрным баню не топи , с рыжим дружбу не води». В довершение всего указом Петра I рыжеволосым запрещалось занимать руководящие должности и свидетельствовать в судах: «…понеже Бог шельму метит!».

Рассказ о рыжих в истории искусства будет неполным без упоминания о Джоанне ( Джо) Хиффернан — модели , которую её возлюбленный Гюстав Курбе изобразил в «Прекрасной ирландке» и «Спящих». На протяжении десятилетий большинство искусствоведов были убеждены , что она же позировала для скандального полотна « Происхождение мира» ( 1866), созданного по заказу по заказу турецкого дипломата и коллекционера Халил-бея , который собирал эротические картины. Однако всех смущало то , что тёмные волосы на картине Курбе не соответствуют пылающим рыжим кудрям Хиффернан.

Лишь недавно свидетельства , найденные в переписке между французскими писателями Александром Дюма — сыном автора « Трёх мушкетёров» — и Жордж Санд , указали на бывшую танцовщицу Парижской оперы Констанс Кеньё. Она была любовницей Халил-бея как раз в период написания полотна. Французского историка Клода Шоппа озадачило одно предложение в письме Дюма: «Необязательно было изображать самое деликатное и самое громкое [интервью] мадемуазель Кеньё из Оперы». И лишь когда учёный сверился с рукописным оригиналом , он понял , что в его транскрипции произошла ошибка. Слово « интервью» было на самом деле « интерьером», то есть писатель имел в виду « внутреннюю часть» танцовщицы.

Источник статьи: http://artchive.ru/publications/4147~Ryzhij_ryzhij_konopatyj_Samye_izvestnye_ryzhiki_v_istorii_iskusstv

Оцените статью
Adblock
detector