Идол перуна с золотыми усами

Бог Перун

Бог Перун — славянский Бог грома и покровитель воинов. Он считается одним из самых главных персонажей славянского пантеона Богов. Перун почитался многими народами. Культ Бога Перуна был засвидетельствован у южных славян. У полабских же славян он отразился в названии дня недели четверг — «perendan», так же, как, например, Thursday (четверг) — день Тора. К слову, и Тор и славянский Перун являются богами громовержцами, и не случайно их именами называется один и тот же день недели. Перун — бог воины. Сегодня так считают многие. Но на самом деле это не совсем так.

Легенда о Перуне

Существует множество современных источников, в которых рассказываются Легенды о Перуне. Но ключевое слово здесь «современные». Нет древних книг, из которых можно вдохновиться мифами о боге громовержце. Все, что описывается сегодня в литературе, скорее всего, является выдумкой современников. Что же нам предлагают? Пишут о том, что бог Перун был сыном Сварога и Лады. Легенда гласит, что рождение Сварожича сопровождалось землетрясением и грозой:

«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, и явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец»

Еще в младенчестве Бог Перун вместе со своими сёстрами богинями Живой, Мареной и Лелей был похищен Скипер-зверем (получеловек-полускорпион) охранником потустороннего мира. Зверь погрузил младенца в вечный сон, а богинь превратил в чудищ. Старшие сыновья Лады отправились спасать своего брата, обернувшись в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима по всему белому свету. Долго искали они младенца, но никак не могли найти его. Совсем уже отчаялись Сварожичи, но вдруг заметили Скипер-зверя у входа в подземелье. Тот при виде Сварожичей сразу скрылся. Устремились братья в подземелье, нашли Бога Перуна, спящего непробудным сном. За минувшие годы он вырос и возмужал, но не могли братья пробудить его ото сна. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришёл в себя Бог громовержец, так сразу и сказал, что отомстит Скипер-зверю и освободит сестёр. Немало препятствий преодолел славянский Перун прежде, чем добраться до логова Скипер-зверя. Отыскал он сестёр своих и расколдовал. Сам же отправился к Скипер-зверю, дабы уничтожить чудище. Долго бились они, но наконец поднял Бог громовержец своего врага и бросил его оземь. Расступилась Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Бог Перун вернулся в мир Прави.

Много еще легенд связано с Покровителем воинов. Как бился с Морским чудищем, чтобы доказать свою доблесть отцу будущей Жены, как Диву-Додолу обратил в божию коровку за предательство, как в мир Нави ходил с детьми Чернобога биться и многое другое.

Бог Грома и Молнии у славян

Имя бога Перуна происходит от праславянского «перунъ», что означает «разить, поражать». Громовержец почитался у значительной части индоевропейских племен древности. Его ведение можно условно разделить на 2 составляющие. Первая составляющая была связана с земледелием, вторая — с покровительством воинства. Учитывая стремление славян к земледелию, Бог Перун был божеством, оберегающим урожай и приумножающим его. Рассекая мечом тучи, он проливает на поля дождь, который обеспечивает хороший рост посевов. От Бога Грома зависело, будет у славян голодный год или сытый, поэтому наши предки так почитали его. Иногда можно услышать, что Перуна считают богом огня. Это не совсем так. Полноправным богом огня является Сварог. Но отчасти Бог грома и молнии позаимствовал огненные способности. Ведь молния тоже символизирует огонь.

Читайте также:  Красивые прически с челкой набок

Покровитель воинов

Из-за частых набегов врагов на земли славян, наши предки полагались на защиту Громовержца-Защитника. И тем самым бог громовержец получил еще одну важное предназначение — быть покровителем воинов. Он мечет огненные стрелы и разит недругов огненным мечом-молнией. Особую роль Славянский Перун играл в покровительстве княжеской дружины. Не удивительно, что такая характерная черта бога Перуна, как красный плащ, стала неотъемлемым знаком князей-военочальников. Что же касается образа бога грозы и молнии, то представляли его высоким, статным, светловолосым воином с голубыми глазами. В золотых доспехах, красным плащем, как мы уже говорили, и с топором в руках. Иногда в бою им использовался щит и копье. Появление его сопровождалось раскатами грома и молний. Он оберегал славянских воинов на поле битвы, но не являлся богов войны. Покровитель воинов не жаждал битв, как, например, древнегреческий Арес. Он был только оберегом для воинов Руси.

Историческим примером того, как славянская дружина почитала бога Перуна, можно привести фрагмент договора 945 года Руси с Византией, упомянутого в «Повести временных лет»:

«И иже помыслять отъ страны Русьскыя раздрушити таку любъвь… елико ихъ есть не крьщено, да не имуть помощи отъ Бога, ни отъ Перуна, да не ущитяться щиты своими, и да посечени будуть мечи своими и отъ стрелъ и отъ иного оружия своего, и да будуть раби въ сь векъ и въ будущии»

Культ Перуна

Говоря о боге Грома, как покровителе князя и его дружины, следует упомянуть о том периоде, когда славянский Перун по своей значимости вышел на одно из первых мест среди остальных Богов. Период этот относится ко времени Киевской Руси, когда правил Князь Владимир, сын Святослава Игоревича. Русская летопись называет богов, культ которых Владимир «Красное Солнышко» учредил в 980 г. — это Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Богиня Макош:

«Нача къняжити Володимер в Кыеве един.

И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:

Перуна древяна, а главу его сьребряну, а ус злат,

И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери

и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими»

Зачем Владимир выделил и поставил определенных богов выше остальных остается большим вопросом. Возможно, что такими мерами он пытался заручиться поддержкой этих божеств, чувствуя вину за те проступки, которые известны всем, кто знаком с историей Киевской Руси. Князь Владимир сошел с праведного пути и, не найдя поддержки среди богов своих предков, попытался найти поддержку в другой вере? Может поэтому он решил принять христианство.

Про бога Перуна и Илью Пророка

После прихода христианства, бога Перуна заменил Илья Пророк, ездящий на огненной колеснице по небу. Именно он получил обязанности бога Громовержца и Защитника. Многие знают, что 20 Июля отмечается Ильин день. В свою очередь на «Глиняном календаре» черняховской культуры 20 июля, отмечен «громовым знаком» (колесом с шестью спицами), который является символом покровителя воинов. Такие громовые знаки в XIX веке вырезали на причелинах изб, чтобы оберегать их от ударов молний. После того, как Владимир принял христианство, богу громовержцу оказали особую почесть. Идола Перуна с серебряной головой и золотыми усами не сожгли, как других идолов, а эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру до порогов, где потом возникло село Перуново.

Атрибуты и знаки Перуна

Самым известным атрибутом бога Перуна является Дуб. Он является крепчайшим и наиболее долговечным деревом. Поэтому именно Дуб является священным деревом Покровителя воинов. Вплоть до XVIII-XIX веков дуб сохранял ведущую роль в обрядности. Так, например, Н. М. Гальковский писал в своих работах, что деревенские свадебные поезда после венчания трижды объезжали одиноко стоящий дуб. Словом «Дуб» книжники наших предков называли не только конкретную породу деревьев, но и деревья вообще. Чаще всего это встречается в переводах святых писаний, когда русский переводчик, воспитанный в почитании дуба, считал необходимым именовать всякое дерево дубом. Поэтому лес в подобных переводах именовался дубравами.

Читайте также:  Красивые женские стрижки с выбритыми висками

Константин Багрянородный в 948 году писал о поклонении русов Перунову дубу на острове Хортице:

«Пройдя это место (переправу), они достигают острова, называемого Святым Григорием, и на этом острове совершают свои жертвоприношения, так как там расти огромный дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные приносят куски хлеба, мясо и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть или пустить живыми. «.

Это место называлось «Перуня рень». По преданиям именно сюда был выброшен на берег деревянный идол Перуна, который был спущен на воду Князем Владимиром. Даже сегодня у речки Верхней Хортицы можно видеть дуб, возраст которого насчитывает множество сотен лет. Ствол обхватом больше 6 метров, высота около 36 метров — это потрясающее зрелище не оставит равнодушным никого. Такое дерево дает прекрасное представление о Великом Священном Дубе Славянского бога Громовержца и Защитника Перуна.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!

Источник статьи: http://xn—-ctbjypmbbheq3i7a.xn--p1ai/bog-perun

Идолы и капища Перуна в России и Украине, создание домашних идолов бога грома и молнии

Капища Перуна, как известно, наравне с другими языческими святилищами были уничтожены в период крещения Руси. Однако современные языческие общины, идущие по пути предков, восстанавливают святые для славян места. Узнайте о капищах Перуна в России и Украине, а также об идолах этого божества и канонах его изображения на капищах и домашних святилищах.

Капища Перуна в Росии и Украине

Одно из самых известных капищ Перуна до 2007 года находилось в Санкт-Петербурге. До его воссоздания группой неоязычников из северной столицы на этом же месте находилось славянское капище, если верить преданиям. Его называли Всеславянским, или Купчинским капищем. Издавна на нем проводились обряды. В начале 21 века группа энтузиастов-язычников решила продолжить эту традицию. На капище Перуна в Санкт-Петербурге отмечались праздники этого божества. Однако в 2007 году эти деяния были признаны экстремистскими, капище было снесено по решению властей города.

Сохранились предания о ныне несуществующем капище в четырех километрах от Великого Новгорода, на острове Перынь. Возможно, легенда взяла свои корни из названия острова, схожего с именем славянского божества. Если верить ей, в конце 1 века н.э. легендарным Добрыней Никитичем на этом острове был установлен идол. Он стоял в центре круглой площадки диаметров в 20 м, окруженной рвом.

Капище Перуна на острове Перынь

Существует легенда о чуре Перуна, который стоял в самом центре Киева. Он был установлен лично князем Владимиром, им же и сброшен в реку после принятия христианства. Люди бежали за идолом по течению реки и кричали:

Слово «выдубай» переводится как «выплывай». Разумеется, деревянный идол не выплыл. Он пристал к берегу, и на том самом месте, куда его принесло течение реки, сейчас стоит Выдубицкий монастырь.

Этнограф Андрей Синельников заверяет, что Москва построена на древних капищах. По его словам, они существовали вплоть до прихода к власти династии Романовых. Одним из таких крупных святилищ, которых всего было семь, было капище Перуна. Оно напоминало восьмиугольник или восьмилучевую звезду Перуна. Алтарь и чур стояли в центре города, где сейчас Красная площадь переходит в Васильев спуск. По словам этнографа, спуск когда-то носил название в честь бога Велеса.

Есть и действующие капища Перуна. Одно из них воссоздано на месте сожженного храма инглингов общиной «Веды Перуна». Территориально святилище инглингов находится в Омске. В Киеве, на легендарной Лысой горе, тоже стоит восстановленное капище бога грозы и воинской силы. Его идол слегка обожжен православными активистами Киева, которые регулярно стремятся разрушить языческое место поклонения.

Читайте также:  Варианты модной короткой стрижки

Капище Перуна в Орле — всего 10 км от черты города

Капище Перуна в Орле находится приблизительно в 10 км от города на частной территории. Судя по тенденции объявлять языческие общины экстремистскими сектами, размещение языческого святилища на частной территории обязано преследованиями со стороны властей. Таким образом, орловская языческая община уберегла святилище от разрушения.

Родноверческая община из города Орел регулярно проводит празднования в честь Перуна, а также отмечает другие славянские праздники на этом капище по старинным традициям предков. Попасть туда вполне реально, предварительно заведя знакомство с кем-то из общины — они радушно принимают единомышленников.

Капище Перуна в Орловской области отмечено указателем на трассе Р-119. Частный участок, на котором оно находится, расположен в поселке Карьер. Языческая община занимается еще и исторической реконструкцией, поэтому можно предполагать, что святилище обустроено по всем правилам. Официально капище именуется стилизованной площадкой, посвященной культуре славянских племен. Культуре община действительно уделяет немало внимания, на праздниках можно услышать славянские песни, понаблюдать за реконструкцией традиционных игрищ и прочих аспектов жизни наших предков.

Днепровская область, село Никольское на Днепре — капище Перуна

Село Никольское на Днепре находится в 10 км от Днепра – областного центра на востоке Украины. Именно на его околице археологами был обнаружен круг из камней размером от полутора до двух метров. По утверждениям историков и археологов, это именно капище. Круг из камней — характерная черта для языческих святилищ.

Возможно, находка неподалеку от села Никольское на Днепре — капище Перуна на Днепре, описанное Ибн Фадлана. По этим описаниям, оно было создано по инициативе князя Владимира незадолго до перехода в христианскую веру. Святилище было окружено каменным кругом и рвом, а чур стоял в самом центре. Слухи окрестили его храмом семи врат, хотя археологами был раскопан только небольшой фрагмент священной территории. Часть внешнего круга святилища, по местным слухам, разобрана на фундаменты близлежащих жилых домов.

Идол Перуна был установлен местными язычниками. Время от времени место посещается отдельными представителями веры предков, славянскими общинами и даже организованными группами эзотерических туристов. В Украине становятся крайне популярными организованные поездки в места силы, в том числе, и в места поклонения древних славян.

Каким должен быть чур или идол Перуна

Идол Перуна всегда представлял собой столб из мощного дуба. Кумиры этого божества, по утверждениям историков, были высокими. Среди современных неоязычников наблюдается тенденция по созданию кумиров для домашнего алтаря. Разумеется, установить в квартире массивный чур Перуна из целого дуба не получится. Поэтому размеры его каждый подбирает исходя из размеров места для установки идола, но материалом по-прежнему остается дуб. Дуб — священное растение, посвященное Перуну, и выбирать другой материал для создания его идолов нежелательно.

На чурах бога Перуна принято вырезать хотя бы схематический лик немолодого воина с усами и бородой. Чаще всего его изображают в воинском шлеме. Должно присутствовать и оружие. Как правило, это палица, секира, иногда щит и копье. Даже минимальных навыков работы с деревом для создания идола будет достаточно.

Кроме этого, на идоле, посвященном этому божеству, обязательно должен быть вырезан его символ. Символов Перуна немало, и почти все они в разные времена носились как обереги. Чаще всего на чурах этого бога вырезают Звезду Перуна.

В целом, Перун был одним из самых почитаемых славянских богов. Поскольку Перун был покровителем князей, посвященные ему капища стояли в большинстве крупных городов Руси. После прихода христианства на русские земли святилища язычников были уничтожены. Современные же последователи полузабытых верований наших предков восстановили небольшую часть капищ. Периодически они подвергаются преследованиям православных активистов, но в Украине и России языческие святилища все еще действуют.

Источник статьи: http://grimuar.ru/poltergeist/slavyanskie/kapishhe-chur-peruna.html

Оцените статью
Adblock
detector