Икона с изображением мужчины с бородой

Иконы с химерами и с черными, бородатыми девами

В христианской иконописи и скульптуре есть несколько странноватых загадок, таких как… Черные Мадонны, Бородатые Богини и химероподобные Святые.

Начну с последних

Например, если святой Христофор (несущий Христа) в западных традициях изображался с человеческой головой, то в восточной – с головой пса и даже лошади. Не трудно догадаться, что таких икон осталось мало, т.к. многие из них были изничтожены на Руси в 17-18 веках, как «противные естеству». Откуда они взялись? Считается, что это дань языческим временам. Происхождение собачьей головы Христофора относят к египетским истокам. Анубис (бог мертвых), там изображался с человеческим телом и головой пса. Косвенный признак того же влияния — ссылка ученых на египетских христиан (коптская православная церковь), которые имели святых «псеглавцев» – Ахракс и Аугани. Вроде убедительно.

Черные Мадонны

В Западной Европе в 10-13 веках был культ Черных Мадонн – лицо, руки и младенец черные. Многое связано с орденом тамплиеров. Иконы и скульптуры были непременным атрибутом их собственных церквей. Часто черный младенец держал в руке «шкатулку» или «шар». Кто-то считает, что это символ ковчега Завета.

Американская исследовательница Моника Шеер выявила три причины, вызвавших к жизни:

— С точки зрения «простонародья», чёрный цвет свидетельствовал о древности предмета, а точнее, о том, что образ — неважно, статуя или портрет, — создан непосредственно евангелистом Лукой.

— С точки зрения теологов, чёрный цвет в буквальном смысле напоминал о еврейском, восточном происхождении Богородицы, а в духовном отсылал к Песни Песней: «nigra sum sed formosa», «я черна, но прекрасна» (в синодальном переводе: «я смугла, ибо солнце опалило меня»). Мария при этом оказывается символом Церкви, которая состоит из греховных людей («черных» мыслями и делами), но которые всё же возлюблены и избраны Богом. Таким образом традиционный негативный смысл чёрного цвета оказывался вывернут. Некоторые говорят – перенять такую черную деву у евреев не могли, т.к. в Песне песней Солома речь идет не о Мадонне.

— С точки зрения миссионеров, чёрный цвет свидетельствовал о древности статуй, опровергая протестантские нападки на культ статуй, как нововведение. Именно последнее соображение оказалось, видимо, решающим в 17 веке при распространении «Чёрных Мадонн» всюду, где боролись с «люторской ересью». Впрочем, в Лорето статую сделали чёрной в 16 году, когда ещё борьба с Лютером такого накала не достигла — видимо, просто для того, чтобы фальсификация «Дома Богородицы» выглядела убедительнее. Вот, мол, древний дом и древняя статуя (хотя легенда не утверждала, что статуя тоже из Назарета).

Что сегодня? В Польше один из почитаемых образов — Черная Матка Боска Ченстоховская, в Италии – Черная Мадонна Лоретская, во Франции – » Подземная Богородица», Черная Дева из Лангедока, Мадонна Ле-Пюи-Ан-Веле и др. В соборе Нотр-дам де Пор Воверни находится копия Византийской. Надо сказать, что в 15-17 веках их изничтожали протестанты и революционеры. Сегодня во Франции известны 272 статуи, в Испании -50, в Италии -30, в Германии -19.

В России есть икона с ее изображением в Покровском храме города Тутаева и Тихвинской церкви города Москвы –» Прибавление ума». Бытует поверье, что икону написал мастер, исцелившийся от помешательства. В целом, учитывая, что черты лица не негроидные, то больше импонирует версия об южном арабском загаре, плюс, окисление красок.

И все же. Ну недаром же выяснили, что современный хомо сапиенс родом из Африки.

Бородатые девы

Имеется гипотеза, что изображения «брадатых дев» на иконах результат влияния культуры Древней Греции. Например, Афродита на некоторых древних скульптурах иногда была бородатой. Или Венера, часто являлась в мужском образе. Но есть и более романтичные версии. Якобы дочь языческого папаши молилась богу, чтобы ее не отдали замуж за местного «князька» и у нее выросла борода. Кстати, зачастую эти девы изображаются на распятие. Как и в нашем случае. А распял ее злой родитель. Теоретически, приличный стресс может вырубить или затормозить выработку женских гормонов и подстегнуть образование мужских, но чтоб так сразу.

А вот немецкий вариант, где бородачка, изображена распятая, но уже в короне. У подножия лежит голова Адама. Над распятием надпись, что деву звать INRJ – Исус Назарянин Царь Иудейский. Объяснение нашли такое — это ошибка художника, который принял длинную византийскую одежду за женское платье. Интересно, что самое частое имя бородатых святых дев – Юлия, но есть и другие — Либерата, Онтокоммена, Куммернис и другие. И где такие путающиеся в гендерных различиях художники живут? Ах, да! В Европах. Шутники-еритики, однако — записали Христа в трансвеститы.

Гермафродиты

Но есть и другое объяснение распятий с «девушками», восходящее к древним учениям Кабале, Пятикнижию, Библии, где Творец двуедин в женском и мужском, Таким же был создан и Адам. Лишь позже для удобства размножения он был разделен на две половинки — мужскую и женскую, которые имели одну душу на двоих. Есть картина Леонардо да Винчи (считается посвященным и массоном), где художник изображает Иисуса Христа полуженщиной — полумужчиной. Иегова в Каббале и Билии обозначает Адам-Ева или Мужчина-Женщина. В дополнение и с тем же сюжетом и названием есть картина у Чима да Конельяно » Christ among the doctors» и у Bernardino Luini «Сristo tra i dottori». Почитать профессиональный рассказ по теме можно здесь

Почему 12 летний Иисус изображен гораздо старше? Надеюсь, от вашего взгляда не скрылось, что в 12 лет тело инфантильно, т.е. нет еще ярко выраженной дифференциации по половым признакам. Изображая Христа старше, да Винчи намекает на божественную сущность находящегося с ним и в нем более мудрого и старшего — того, кого не стоит вспоминать в суе. Если бы Леонардо изобразил Сына Господа подростком, то потерял бы значимость намека на гермафродитизм центральной фигуры, т.к. не смог бы создать нужной остроты диссонанса между обыденным пониманием Христа, как мужчины, и увиденными на картине женскими признаками.

Как дополнение…

В период Позднего Возрождения, да и сейчас, богатенькие буратино запада очень любили коллекционировать уродства и т.п. Есть портрет бородатой дамы у испанского художника Хуана Санечаса Котана–»Брегита дель Рио». Но одна из самых известных картин -«Магдалена Вентура» неополетанского художника Хусепе де Рибера. Как следует из пояснительной надписи на самой картине — до 37 лет Магдалена была самой обычной женщиной. А к 50 годам у нее выросла густая черная борода.

Хуан Санчес Котан. «Портрет Бригиды дель Рио и Хусепе Риберы «Портрете бородатой женщины»

Вообще-то надо сказать, что борода у женщин – это патология нейроэндокринной системы, связанная с повышенной выработкой мужских половых гормонов или недостатком женских. В данном случае, всего вероятнее, гирсутизм и тех, и этих молодых «брадатых дев», связан с опухолью яичников (тот же поликистоз) и усугублен с возрастом – менопаузой.

P.S. Пост написан на базе статей Якова Кротова и Дмитрия Калюжного и banderrass avvakoum с моими текстовыми вставками и иллюстрациями.

Читайте также:  Как можно сделать красивую прическу для куклы

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://vsetaki.mirtesen.ru/blog/43884469041/Ikonyi-s-himerami-i-s-chernyimi,-borodatyimi-devami

Икона мужчины с бородой и со свитком в руках

Полная информация по теме «икона мужчины с бородой и со свитком в руках» — все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

+38 (044) 361-03-06 (viber)

Жесты Святых на иконах

Благословляющая десница – пальцы правой руки /десницы/ сложены в виде буквы I и Х означают благословление именем Господа Иисуса Христа, а трое перстное сложение – благословление именем Пресвятой Троицы. С такими жестами пишутся Святые епископы, патриархи, святители – те, которые и при своей жизни благословляли людей на Истинную Веру, вводили в Православие народы и города. Теперь же с небес благословляют нас на праведные дела.

Праведные Святые, угодили Господу, живя в мире и не слагая с себя обязанностей семейных и общественного служения. При жизни праведные люди были честными по отношению к другим и к себе, верные в вере к Господу. Пишутся Святые праведные с открытой ладонью, обращенной к православным. Искренние и верные сердца праведных людей при жизни, на иконах также остаются открытыми для молитвенного посредничества перед Господом о молящемся.

Иногда на иконах Святые пишутся с двумя открытыми ладонями, обращенными к молящемуся. Две открытые ладони, раскрытые на груди означают жест приятия благодати, молитвенное обращение к Господу.

Руки, скрещенные на груди, по подобию как мы складываем руки при Таинстве Причастия, означают принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы.

Каждый элемент или предмет на иконе имеет значение. Не просто так, от желания приукрасить, прописываются свитки, книги, ключи или крест.

Крест в руках Святого указывает на мученический подвиг во имя Господа. Это воспоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают мученики.

Апостол Петр держит ключи – ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» /Мф 16,19/.

Заостренная палочка для письма – стиль – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а так же пророк Давида, написавшего Псалтырь. Наличие ее в руках Святого свидетельствует об его участии в письменных свидетельствах Церкви.

Книга – это слово Божие, проповедниками которого были Святые при жизни. На свитках пишутся изречения Святых или отрывки из Священного Писания, которого придерживался Святой при жизни. Так на свитке в руках Святого преподобного Сергия Радонежского написано: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

По предметам в руках Святых мы можем узнать о том, чем занимался при земной жизни. Так, Святой Пантелеймон Целитель пишется с ларцом с лекарствами и лжицей /длинной узенькой ложечкой/; Святой Агапит Печерский был целителем, искусным травником, излечивал травами и святым словом и пишется Святой на иконах с букетиком лечебных трав.

Пророк Самуил в руке держит рог с елеем, и по Ветхозаветным писаниям елеем он помазал Давида на царствование /1 Цар. XVI, 13/ На свитке в руках пророка Самуила написано: «Утвердися сердце мое о Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем,разширишася уста моя на врага моя, возвеселихся о спасении Твоем.»

Святой Серафим Саровский в иконографии пишется с четками в руках. По четкам монахи совершают непрестанную молитву и поэтому четки – свидетельство молитвенного подвига. Святые иногда в руках держат храмы – символ того, что Святой являлся основателем или строителем этого храма.

Икона мужчины с бородой и со свитком в руках

Иконография святых

Святые – это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Святые праотцы – первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах – пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть – накидка из овчины (рис. 1).

Святые апостолы – правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли (рис. 2). Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов – хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Равноапостольные – святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках – символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святые мученики – святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени – продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест (рис. 3). В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Христиане, открыто исповедовавшие веру во Христа и претерпевшие за это гонения, мучения и пытки, но оставшиеся в живых, именуются исповедниками. Начиная с 6 века, исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Бессеребренники – целители, которые лечили людей во славу Божию безвоздмезно. Характерной деталью их иконографии является изображение ящичка с лекарственными снадобьями.

Святители – священнослужители, которые своей святой жизнью и ревностным пастырским служением осуществляют промысел Божий о Церкви как о Теле Христовом. На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове может быть митра – особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя; саккос – верхняя одежда, знаменующая багряницу Спасителя; на плечах – омофор – длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа, – без него он не имеет права совершать богослужение. Святители изображаются с книгой в левой руке; правая рука – в благославляющем жесте. Фигуры их изображаются в полный рост и по пояс; оглавные же встречаются крайне редко (рис. 4).

Преподобные – святые из монашествующих. Они изображаются в полный рост и по пояс, в монашествующем облачении. Правая рука – в именном благославляющем перстосложении; в левой руке может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток. Характерная деталь иконографии преподобных – четки – символ монашеского молитвенного подвига. Фоном для икон этого типа зачастую служит панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.

Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы.

Блаженные (юродивые). Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее, не взирая на лица, обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние. Блаженые на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах. Фоном иногда служит панорама города или обители, где жил или подвизался святой (рис. 8).

Читайте также:  Прическа с круговым плетением

Святые праведники – святые миряне, т. е. люди, жившие в миру, не имевшие монашеского звания и не принявшие мученическую смерть за Христа. Будучи семейными или одинокими людьми, они удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни. На иконах праведных изображают в одеждах той же эпохи, в которую они жили (рис. 9). Основными элементами их иконографии служат: нимб, свиток, наименование святого, вид местности, где жил святой.

Благоверными называют святых мирян, которые имели княжеский титул или были правителями и которые, пользуясь своим положением, защищали и отстаивали Православную веру, а также своим личным примером являли образец смирения, незлобливости и кротости нрава. Их изображают или в царских ризах, или в воинских доспехах (рис. 10).

К началу страницы

© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского

(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )

Икона святого Предтечи Иоанна Крестителя Господня

Иоанн Предтеча — одна из главных фигур православного христианства. Ему поклоняются верующие всего мира. Именно он возложил свою десницу на Главу Спасителя. Он и завершает историю Ветхозаветной Церкви и открывает веху Нового Завета.

А чудотворная икона Предтечи Иоанна Крестителя многие лета покоится в Иоанно-Предтечинской женской обители.

Краткое жизнеописание

За полгода до появления на свет Божий Спасителя явился миру Иоанн Предтеча. Он был поздним, долгожданным и вымоленным ребенком в семье.

Молодые годы юноши прошли в аскетическом образе жизни, он долго пустынножительствовал. А в возрасте 30 лет занялся проповедничеством и воззывал людей к вере и покаянию в Иудейской пустыне. Его проповеди были немногословны, но обладали великой силой: вся Иудея выходила к нему и принимала Крещение в водах Иордана.

Иоанн взывал к тому, что крещение от него есть приготовление к принятию Спасителя Иисуса Христа. Именно Он вскоре придет, примет на себя все грехи человечества и повергнет ад.

В трудах проповедничества святитель не боялся обличать греховную связь царя Ирода с женой своего брата Иродиадой. За это он был заключен под стражу в крепость и ожидал скорой своей казни. Но царь испугался возможного народного гнева, ведь люди почитали его как пророка. Страх Ирода пересилила ненависть Иродиады, пытающейся любыми способами убить святителя.

Однажды ей представился случай: в день именин Ирода дочь Иродиады Саломия развлекала гостей изощренными плясками. Царю очень понравились танцы племянницы, и он предложил ей испросить у него всего, что она пожелает. Мать подговорила дочь, и Саломия потребовала у Ирода голову Иоанна Предтече на блюде.

Тут же в арестантское подземелье был послан оруженосец, он обезглавил Крестителя и подал девице его честную главу на блюде.

Иконография

На образах Иоанн Креститель изображен в виде очень худого человека среднего возраста (примерно 32 года). Его лицо еврейского типа, смуглое от постоянного пребывания на солнце, подчеркивает святость и праведность мужчины. Средней длины борода Иоанна черного цвета, косматая. Волосы на голове разделены на пряди. Одежда из верблюжьей шерсти, подтянута кожаным пояском.

Правая рука Иоанна — благославляющая, а левая удерживает свиток, имеющий смысл призывания людей к скорейшему покаянию. На левом плече мужчины расположен длинный православный крест, внешне напоминающий посох. Он означает скорую смерть на Кресте Творца Мира Иисуса Христа.

На самой первой иконе, написанной в VI веке, святой был изображен в одиночестве, в полный рост, во власянице и со свитком в руке. В верхней части образа, как и с левой и правой сторон, расположены медальоны с ликами Богоматери и Иисуса.

В XI веке иконописцы создали образ Иоанна Крестителя, на котором он изображен склонившимся ко Христу в молитве. Он стоит с правой стороны от Спасителя. Позже были созданы иконы, где он расположен с левой стороны от Христа.

В XIII веке был написан образ «Ангел пустыни», где Креститель изображен с крыльями. Этот образ означает, что Бог Отец сказал, что посылает на землю Своего Ангела, дабы тот расчистил путь Спасителю Мира.

В чем поможет икона

Много веков молитвенники просят Иоанна Крестителя:

  • о крепком и счастливом браке;
  • о помощи в поиске работы;
  • о защите от интриг коллег и происков злого руководителя;
  • о защите от лжи и клеветы врагов;
  • об исцелении болезней головы и прочих недугов;
  • о врачевании мыслей;
  • о выборе правильного пути в жизни.

Совет! Икону Крестителя принято дарить мужчинам, получившим при рождении или в Таинстве Крещении имя Иоанн.

Святой благотворит пчеловодам и считается их покровителем. Также молитва перед иконой защищает от головной боли.

Молитвенные правила

Моление Иоанну Крестителю — важное словословие для православного люда. Именно в ней содержится любовь ко Христу, великая вера и смирение, дающие силу и надежду на спасение каждому человеку.

Молиться следует уединенно или всем семейством, с зажженной лампадой или свечой. Семья — это малая церковь, поэтому рекомендуется возносить молитвы в торжественные дни и перед праздничным застольем.

Перед началом моления следует перекреститься, совершить три поклона, а затем:

  • читать молитву нужно нараспев, а не спешно;
  • вникать в каждое произносимое слово;
  • при наступлении усталости не стоит поглядывать на часы, стойте до конца моления, не переставайте читать.

Просимого не получают лишь те молитвенники, которые сами злые и не хотят творить благое. Возможно, они испрошают у Бога злые желания, а если просят о добром, то, возможно, просят неверно. Господь всегда дарует Свои блага, но если же отказывает в чем-то, то это до времени… Тем самым дар с Небес становится более драгоценным для тех, кто был прилежен в молитве.

Важно! Человек может просить у Бога все, что пожелает. Но Господь дарует ему лишь то, что полезно и благостно!

Где находятся иконы святителя

Иконы святителя Иоанна имеются во многих храмах России. Рассмотрим местонахождение древнейших святынь.

Древний чудотворный образ Святителя находится в Иоанно-Предтеческом монастыре на станции «Китай-город». Святыня славится большим количеством чудес и исцелений.

На Пресне в храме Рождества Иоанна Предтечи есть икона «Ангел пустыни», датируемая 18 в.

Часть мощей святителя находятся в Подмосковье, в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове и на Большой Ордынке в храме Святителя Николая в пыжах.

Иконография святых

Святые – это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святой Праотец Мелхиседек

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах – пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть – накидка из овчины

Читайте также:  Прическа средний волосы для модель

Святой Пророк Илия

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.

Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).

В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов – хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Славные первоверховные апостолы Петр и Павел

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках – символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святая Равноапостальная кн.Ольга

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

Святитель Спиридон Тримифунтский, Чудотворец

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Святитель Николай Мирликийский, Чудотворец

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики – святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени – продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест . В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Мученик Парамон Вифинский

Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками. В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).

Св.Великомученик Георгий Победоносец

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Священномученик Лаврентий Римский

Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский

Отдельно на Руси почитают страстотерпцев, погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).

Святой Страстотерпец Царь-мученик Николай

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Святой исповедник Иоанн Русский

Преподобные

(уподобившиеся Господу) — святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели — смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Святой Преподобный Серафим Саровский

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Прп. Даниил Столпник

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Святые Бессеребренники Косма и Дамиан

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Святая блаженная Ксения Петербургская

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский

Святые благоверные

Святые благоверные — это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них —Александр Невский (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).

Святой благоверный князь Александр Невский

Источник статьи: http://xn—-8sbcm1bmcar0m.xn--p1ai/ikona-muzhchiny-s-borodoj-i-so-svitkom-v-rukah/

Оцените статью
Adblock
detector