Какими были три богатыря на самом деле
Мы знаем их с самого детства, хотим быть похожими на них, ведь они настоящие супергерои — былинные витязи. Они совершают нечеловеческие подвиги, но и у них, русских богатырей, были свои реальные прототипы.
Алёша Попович
Алёша Попович — младший из троицы былинных богатырей. Он выглядит наименее воинственным, вид его не грозный, скорее скучающий. Это объяснимо — ему скучно без брани, без авантюр, на которые он был склонен, поскольку врагов побеждал скорее не силой, а смекалкой и хитростью. Он самый нетипичный из всех богатырей, не слишком добродетельный, хвастливый, падок до слабого пола.
Традиционно Алешу Поповича соотносят с ростовским боярином Александром Поповичем, о котором есть не одно упоминание в Никоновской летописи. Он участвовал в Липецкой битве, а погиб в 1223 году в битве на реке Калке.
Однако, как из песни не выкинешь слов, так из былины не выкинешь подвига. Алеша Попович прославился двумя главными подвигами — победой над Тугариным змеем и над Идолищем поганым. Версия сопоставления былинного богатыря с Александром Поповичем не объясняет ни одно из этих достижений, поскольку победы над Идолищем поганым, и над Тугариным змеем были одержаны за два века до битвы на Калке.
Другую версию о том, кто был прототипом Алёши Поповича рассказал искусствовед Анатолий Маркович Членов. Он считает, что более правильно сопоставлять Алешу Поповича с сыном боярина и соратником Владимира Мономаха Ольбергом Ратиборовичем.
По «Повести временным лет» именно он убил в 1095 году по приказу князя приехавшего на переговоры в Переяславле половецкого хана Итларя, расстреляв его из лука сквозь дыру в крыше. Борис Рыбаков, в частности, писал, что имя Идолище, по всей вероятности, является искажением Итларя через форму «Итларище поганый». Характерно, что во всей былинной традиции именно убийство Идолища поганого является единственным примером убийства врага во дворце, а не в «чистом поле».
Второй подвиг Алеши Поповича — победа над Тугариным змеем. Прототип «змея» филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. «Тугарын змей» — это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз «змея».
Таким образом, все складывается. По версии Бориса Рыбакова, имя Ольберг с течением времени трансформировалось в христианское Олеша, а сопоставление Алеши Поповича с историческим воеводой Александром Поповичем, по версии Дмитрия Лихачева, более позднее.
Добрыня Никитич
На картине Васнецова Добрыня изображен в виде зрелого ратника с окладистой бородой, тогда как во всех былинах Добрыня — добрый молодец. Есть мнение, что во внешность Добрыни Васнецов писал отчасти самого себя. Окладистая борода как бы намекает.
Имя «Добрыня» обозначает «мягкосердие богатырское». Былинный Добрыня также имеет прозвище «млад», он силен, является защитником «несчастных жен, вдов и сирот». Кроме того, он креативен — играет на гуслях и поет, азартен — не избегает игры в тавлеи. В речах Добрыня разумен, знает тонкости этикета. По всему видно, что он не простолюдин. Как минимум — князь-дружинник.
Былинный Добрыня сопоставляется филологами (Хорошев, Киреевский) с летописным Добрыней, дядей князя Владимира Святославовича. Исторически, Никитич — это не отчество, отчество у реального Добрыни вполне голливудское — Малкович. А были Малковичи из села Низкиничи. Считается, что «Никитич» — как раз трансформированное народом «Низкинич».
Летописный Добрыня сыграл большую роль в истории Руси. По «Повести временных лет» именно он посоветовал новгородским послам позвать к себе княжить Владимира, он же посодействовал женитьбе племянника на половчанке Рогнеде. За свои дела Добрыня, после смерти брата Владимира Ярополка, стал новгородским посадником и участвовал в крещении Новгорода.
Если верить Иоакимовской летописи, крещение проходило болезненно, «Путята крести мечом, а Добрыня огнем», дома строптивых язычников приходилось жечь. Раскопки, к слову, подтверждают большой новгородский пожар в 989 году.
Илья Муромец
Илья Муромец — старший из «младших богатырей». В нем все — наше. Сначала сидел на печи, потом чудесным образом исцелился, затем служил на князя, время от времени ссорился с ним, после дел ратных — ушел в монахи.
Прототип нашего главного витязя — Святой Илия Печерский, мощи которого покоятся в ближних пещерах Киево-Печерской лавры. У Ильи Муромца было прозвище, его называли также «Чоботок». Чоботок — это сапожок. О том, как Илья Муромц получил это прозвание можно прочесть в сохранившемся документе Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
То, что Илия Печерский и есть Илья Муромец подтверждает и изданная в 1638 году книга «Тератургима». В ней монах из лавры Афанасий Кальнофойский говорит, что в пещерах почивает Святой Илия, которого таке называют Чибитьком. Земную жизнь богатыря «Тератургима» относит к XII веку.
Новые доказательства идентичности исторического Илии Печерского и Ильи Муромца появились в 1988 году, когда в Киев-Печерскую лавру была направлена Межведомственная комиссия Минздрава УССР.
Рост Илии Печерского при жизни составлял 177 см, что для Древней Руси было внушительно. Указанию былин на неподвижность св. Илии до 30 лет соответствуют данные о долгой болезни позвоночника. По заключению ученых, подвижник был воином, об этом свидетельствовали костные мозоли на ребрах, сросшихся после переломов. Кроме этого, на теле обнаружено много других боевых ран, одна из которых стала, по-видимому, смертельной.
Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/55333-kakimi-byli-tri-bogatyrya.html
Подготовка к сочинению-описанию по репродукции В.М. Васнецова «Богатыри»
Цели:
1. Развивать умение воспринимать содержание репродукции картины, её композицию, детали и навыки точного употребления слов и словосочетаний;
2. Способствовать развитию связной речи и расширить литературный кругозор детей;
3. Воспитывать чувство гордости и уважения к героическому прошлому нашей Родины.
Оборудование: репродукция картины В.М. Васнецова “Богатыри”, слайды рисунков и текстов, опорные слова и словосочетания, орфографические словари П.И. Грушникова, толковый словарь Е. Леоновича.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель. Широка и необъятна земля русская. Лесами и реками богата она. Но воевать приходилось часто. То с юга, то с севера. То с запада ждали нападения. И всегда мечтал русский народ о богатырях, которые защитят родную землю от врага, и слагал о них песни. Былины. А какие вы знаете былины, прославляющие русских богатырей?
Дети. “Добрыня Никитич”, “Исцеление Ильи Муромца”, “Добрыня и змей”, “Илья Муромец и Соловей – разбойник”.
Учитель. Назовите героев этих произведений.
Дети. Илья Муромец и Добрыня Никитич.
Учитель. А еще?
Дети. Алеша Попович.
Учитель. Поэты пишут стихи, , а народ слагает былины и сказания, в которых воспевают силу, мудрость и красоту русского народа. А что могут художники?
Дети. Они пишут картины.
Учитель. Вашему вниманию я хочу предложить репродукцию картины художника Виктора Васнецова “Богатыри”.
Слайд 1. На экране появляется изображение картины В.Васнецова “Богатыри”
III. Подготовка к восприятию картины.
Чтение исторической справки.
Слайд 2. На экране появляется портрет художника Виктора Васнецова и текст: “ Эту картину художник писал 17 лет”.
Учитель. Очевидно, художнику было трудно представить далекое прошлое нашей Родины, жестокие, кровопролитные битвы, которые развертывались на русских полях, как опустошались и разорялись земли. Но народ воспевал и прославлял в веках мужественных защитников Родины, борцов за её независимость, спокойствие и свободу. И насколько художнику удалось передать, воплотить народное понимание образов богатырей мы попробуем с вами разобраться.
IV. Исследовательская работа.
Учитель. А что можно сказать о числе три? Это число в народном творчестве имеет значение множественности. И поэтому в лице трех богатырей весь народ стоит на страже границ нашей Родины.
V. Беседа по содержанию картины.
1. Описание русских богатырей.
Учитель. Кого художник изобразил в центре картины и почему?
Дети. В центре картины изображен Илья Муромец. Он богатырь. О нем много былин сложено. Возможно, поэтому.
Учитель. Что можно сказать о чертах лица Ильи Муромца?
Дети. Красивое лицо, зоркие глаза, борода с проседью.
Учитель. А что у него в руках?
Дети. Дубинка.
Учитель. Есть более точное название этого предмета – палица.
Слайд 4. На экране появляется изображение палицы и текст: “Палица – это тяжелая дубинка с утолщенным концом”.
Учитель. А еще?
Дети. Стрелы. Они всегда были у воинов.
Учитель. А в другой руке?
Дети. Щит и длинное копье.
Слайд 5. На экране появляется изображение щита и текст: “Щит – предмет старинного вооружения в виде округлой формы или с углами плоскости для предохранения от ударов и стрел”.
Учитель. Во что одет Илья Муромец?
Дети. В кольчугу, а на голове – шлем.
Слайд 6. На экране появляется изображение кольчуги и текст: “Кольчуга – это старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец из проволоки длиной до 600 метров. Её сворачивали в спираль, которую разрубали по одной стороне. Получались круглые разомкнутые кольца. Половину их сваривали. У оставшихся колец дополнительно расплющивали разъединенные концы и на это место прибивали отверстия для заклепок. Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединялось с четырьмя целыми и склепывалось. Работа требовала большой точности и умения. Иногда в кольчугу вплетали медные кольца, что придавало ей нарядный вид. После сборки кольчугу чистили и шлифовали до блеска”.
Слайд 7. На экране появляется изображение шлема и текст: “Шлем – в старину его называли шелом. Он имел науши и бармицу, закрывающие шею”.
Учитель. Какие черты характера просматриваются в его фигуре?
Дети. Храбрость. Мужественность. Бесстрашие. Героизм.
Учитель. А что можно сказать о его коне?
Дети. Он черный по окрасу. Крепкий. Легко держит Илью Муромца. Конь имеет красивую сбрую и уздечку. У коня большая грива. Голову конь слегка наклонил. Прислушивается.
Учитель. Черный – значит вороной. Это слово лучше подходит для описания. Думаю, что вы достаточно подробно описали Илью Муромца. Узнали и много интересного, что обязательно поможет вам лучше представить этого богатыря.
VI. Физминутка (музыкальное сопровождение).
VII. Беседа по содержанию картины (продолжение).
Учитель. А кто находится справа от Ильи Муромца?
Дети. Добрыня Никитич.
Учитель. Это не менее и любимый народом богатырь. Он был искусен в бою, метко стрелял из лука. Любил петь и играл на гуслях. Обратите внимание на его одежду. Отличается ли она от одежды Ильи Муромца?
Дети. Да, он одет богато и нарядно. На нем кольчуга и шлем.
Учитель. А щит?
Дети. Он яркий, по цвету красный.
Учитель. Да, ребята. На нем дорогие княжеские доспехи, нарядные сапоги, а щит из дорогого металла. А какое у него оружие?
Дети. Меч.
Учитель. А почему он наполовину вынут из ножен?
Дети. Богатырь хочет сражаться. Может быть, его что-то насторожило.
Учитель. А что можно сказать о его лице?
Дети. Спокойное, суровое. У него тоже борода.
Учитель. А его конь?
Дети. Белый и стройный. Гордый. Тоже украшен.
Учитель. И наконец наш третий богатырь. А выглядит ли он так же внушительно и величественно, как два других богатыря?
Дети. Нет. Он не такой сильный. Думаю, что молодой, но храбрый и смелый.
Учитель. А его воинские доспехи?
Дети. Они как и у других: кольчуга и шлем. У него лук и стрелы. Думаю, что он, как и другие богатыри, метко стрелял.
Слайд 8. На экране появляется изображение лука и стрел и текст: “Лук и стрелы – обязательная часть воинских доспехов русских богатырей”.
Учитель. А чем он отличается от других богатырей?
Дети. Он без бороды. Значит молодой.
Учитель. Совершенно верно. Он юноша. Его стройная фигура опоясана широким золотым поясом. У него тоже сбоку видны гусли. Очевидно, как и Добрыня, он любил петь и играть. А конь Алеши Поповича?
Дети. Конь небольшой. Рыжий. Он хочет травы пощипать, поэтому наклонил голову. Нарядных украшений на нем не видно.
Учитель. Так удалось ли художнику Васнецову передать народное понимание образов богатырей?
Дети. Удалось. Они непобедимы. Богатыри мужественные и сильные.
Учитель. Так какими же качествами должен обладать человек, чтобы его назвали богатырем?
Дети. Быть защитником. Бесстрашно сражаться с врагами. Быть мудрым, чтобы победить нападающих.
Учитель. Какое чувство вызывает в целом эта картина?
Дети. Гордость. Веру в победу русского народа. Победа будет на стороне богатырей. Такие три богатыря смогу защитить наш народ.
VIII. Лексико-орфографическая подготовка.
1. Лексическое значение слов:
Слайд 9. На экране появляются слова: “Палица, щит, шлем, кольчуга, лук и стрелы”.
2. Выделение опорных слов и словосочетаний (коллективная работа)
Учитель. Какая часть речи делает нашу речь более яркой, выразительной?
Дети. Часть речи имя прилагательное.
Учитель. Составляя словосочетания, что еще нужно помнить?
Дети. Подлежащее и сказуемое словосочетаниями не являются.
Учитель. Следует учесть и пейзаж, на фоне которого изображены богатыри.
Слайд 10. На экране снова появляется изображение картины В.Васнецова “Богатыри”.
Учитель. Обратите внимание на степь, небо и цвет, выбранный Васнецовым. Желательно использовать слова, значение которых вы видите на слайдах, так как они стали малоупотребительны в речи или имеют другое значение. Но они нужны для характеристики времени, в котором жили богатыри.
3. Проверка составленных словосочетаний.
Низкое небо, холодные тучи, густая трава, широкая степь;
Зоркие глаза, седая борода, суровый взгляд;
Тяжелая палица, острый меч, железная кольчуга, красивый шлем, длинное копье. Лук со стрелами, красный щит, вороной конь.
4. Устное составление описания образов богатырей по плану.
(1-2 рассказа выслушиваются)
План предлагается простой, из трех частей:
- Вступление (название картины, её автор, история создания картины).
- Основная часть (описание образов богатырей с учетом пейзажа природы).
- Заключение (показать свое отношение к картине).
Предлагается памятка:
- Обдумай тему сочинения.
- Определи, о чем следует писать в сочинении.
- Определи главную мысль сочинения.
- Используй свои наблюдения.
- Соблюдай последовательность в изложении мыслей.
Слабым учащимся выдаются карточки с опорными словами.
IX. Написание сочинения учащимися.
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/articles/521278