Имя художника с усами

Усы сюрреализма: Сальвадор Дали

Описание

«Мои усы радостны и полны оптимизма. Они сродни усам Веласкеса, и являют собой полную противоположность усам Ницше», — утверждал Сальвадор Дали.

И был совершенно прав. Усы Дали — это уже не просто его отличительная черта, а модное веяние, охватившее весь мир.

Усы знаменитого художника — это олицетворение его мыслей и творческого нрава. Живописец любил эпатировать публику. Случалось, что он приходил на светские мероприятия в костюме водолаза и приезжал в университет на автомобиле, украшенном цветной капустой.

Усы Дали только поддерживали образ мужчины. Они были тонкими, слегка подкрученными к верху, а иногда враждебно торчали и могли загибаться в разные стороны.

Каждое утро Сальвадора начиналось с приведения усов в должный вид. Это был его собственный ритуал. Не было ни одного дня, когда бы его усы выглядели также, как и вчера.

Максимальная длина усов Дали достигала 25 см. Он даже похвастался этим, когда был на приеме в Риме.

«Пока все разглядывают мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое дело»

Сальвадор Дали — живописец и скульптор, режиссер и график, человек-сюрреализм. Он поражал и удивлял публику своими творениями.

Родился Дали в Испании. С самого детства он был человеком, который отличался от остальных. Его вызывающее и иногда капризное поведение выбивало взрослых из колеи, а различные фобии, например боязнь кузнечиков, не позволяли мальчику войти в детский коллектив в школе.

В 1921 году Сальвадор Дали поступил в Академию Сан-Фернандо. Уже в 1922 году переехал в «Резиденцию» и начал учиться. Во время учебы он познакомился с Педро Гарфиасом, Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, а также начал погружаться в труды Фрейда, который в последствии окажет огромное влияние на творчество живописца.

В 1926 году его выгнали из Академии за неподобающее отношение к преподавателем, но молодой человек не отчаялся и отправился в Париж. Там он познакомился с знаменитым Пабло Пикассо. Под его влиянием Дали создал несколько картин.

Далее следуют успешные выставки, популярность, женитьба и болезненный разрыв с отцом из-за вступления Дали в в группу сюрреалистов.

В период Второй мировой войны Дали вместе с женой Галой уехали в США. Там творчество Дали взошло на следующую ступень — он стал сотрудничать с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком, а также выпустил свою собственную книгу под названием «Тайная жизнь Сальвадора Дали».

Он предпочитал гротескную манеру рисования, ощущение нереальности происходящего в картине. «Постоянство памяти», «Пылающий жираф», «Мягкие часы», «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» — одни из самых запоминающихся его работ.

Лучшим способом вдохновиться для Дали был сон. Спал он днем, ставил возле себя мольберт, чтобы проснувшись, сразу же зарисовать увиденное.

Усатая идея

Усы Сальвадора Дали — это еще одна его творческая работа и товарный знак живописца.

Сальвадор отчаянно хотел, чтобы его усы превзошли усы известнейшего философа Ницше, а также все больше и больше эпатировали публику, привлекая интерес к его персоне.

Дали был вдохновлен примером Хосеп Маргарит и Диего Веласкеса. Первый был каталонским политиком. Его портрет долгое время висел в доме живописца. В детстве он часто смотрел на этого человека, чье лицо было украшено длинными густыми черными усами. Маленький Дали мечтал стать таким же умным, талантливым и смелым, но при этом он хотел выглядеть таинственно и чувственно, как и Веласкес, андалузский мастер светотени.

Читайте также:  Уроки свадебной прически для начинающих

В возрасте 18 лет он впервые начал отращивать усы. Ежедневно он зачесывал их различными способами, чтобы добиться идеального сочетания Маргарит и Веласкеса.

Таким образом и появились знаменитые усы Дали, которые и сейчас — его визитная карточка.

Если хочется такие же

Если вы такой же смелый экспериментатор, как и известный живописец, и тоже хотите эпатировать окружение, то усы Сальвадора Дали -— это именно то, что вам поможет. Но знайте, что отрастить их не очень просто, а ухаживать за ними, придавая верную форму, — еще сложнее.

Сам Сальвадор говорил, что секрет ухода за его усами — обычные финики. После вкусного сладкого лакомства он проводил липкими руками по своим усам, те становились более послушным, и им можно было с легкостью придать ту форму, какую только захочешь.

Сейчас можно воспользоваться более современными методами, например, гелем для укладки и лаком. Чтобы усы держали форму, понадобится большее количество фиксирующих средств.

Как-то живописец признался, что его усы стали выпадать, поэтому он перестал их подрезать. Насколько это помогло ему, мы не знаем, но возможно такой выход из ситуации действительно сохранил любимые усы Дали.

Книга об усах

Усы Сальвадора Дали стали настолько известным и продаваемым брендом, что сам живописец в свое время написал книгу, посвященную им.

«Усы Дали: фотоинтервью» — это необычайное произведение абсурда, написанное для очередного эпатирования публики. В книге вы увидите различные изображения усов Сальвадора и истории, связанные с ними.

Соавтором живописца был Филипп Халсман, выдающийся фотограф того времени, что сказалось на совершенно оригинальном оформлении книги и привлекательности обложки.

В самой книги можно найти фотографии усов-узлов, усов-цветов, усов-долларов. Используя эту книгу, Дали будто отвечал публике на всевозможные вопросы о растительности на его лице.

Центральный снимок книги — это фотография с глубоким политическим смыслом, скрытым за сюрреалистическим образом. На ней изображены усы живописца, на которых развешены портреты величайших вождей в определенной последовательности: пышнобородый Карл Маркс, Энгельс с более скромной прической и бородой, Ленин без растительности на голове и с маленькими усами, Сталин только с усами и гладко выбритый Маленков.

«Мои усы будут жить вечно»

Несколько лет назад в Испании объявилась женщина, утверждающая, что великий Сальвадор Дали — ее родной отец. Единственный верный способ ответить на сложный вопрос о родстве — эксгумация тела живописца.

Все, кто присутствовал при процедуре, были ошеломлены тем, что даже после 28 лет после смерти Дали его знаменитые усы сохранились в прежнем состоянии и даже держали свою замысловатую форму.

Кто-то считает это истинным чудом, а некоторые специалисты утверждают, что это вполне естественное явление. Когда труп находится долгое время в закрытом пространстве, его волосы и ногти вполне могут сохранять свой первоначальный вид.

«Усы мои всё растут — как и сила моего воображения»

Сальвадор Дали — икона сюрреализма. Его великий талант и совершенно оригинальная манера и в наше время цепляет зрителя, заставляя думать и размышлять над тем, что в работу вложил автор. Его картины, поведение и внешний вид еще долгие годы будут обсуждаться людьми во всех странах мира.

Работы живописца состоят из символов и фигур, с помощью которых он заставляет зрителя задуматься. Его усы — один из этих символов. Своей необычной формой и смелым творческим решением они приковывают взгляды и олицетворяют именно то, к чему всю свою жизнь стремился сам Сальвадор Дали, — свободу и искусство.

Источник статьи: http://beardy.blog/stil/usy-sjurrealizma-salvador-dali/

5 возрастов Сальвадора Дали: что надо знать о творчестве художника

С 28 января в московском «Манеже» работает выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство». Экспозиция обещает стать самой масштабной ретроспективой Дали в России – в Москву прибыли 180 работ из Национального музея «Центр искусств королевы Софии» в Мадриде, фонда «Гала – Сальвадор Дали» в родном для художника Фигерасе и частных собраний. Выбранный кураторами пласт произведений охватывает весь период творчества мастера и предоставляет возможность увидеть его наиболее полно – от ранних импрессионистических опытов 1910-х до зрелых работ 1970-х и 1980-х годов.

Читайте также:  Стрижка как у героини зимней вишни

Дали начал рисовать, когда ему было три года, и не переставал работать вплоть до смерти его музы и супруги Елены Дьяконовой, более известной как Гала. За этот период художник успел попробовать немало сюжетов и техник – от традиционной живописи и скульптуры до авторского кино. В нашей статье мы разберем несколько работ с выставки Дали с точки зрения изменений не только стиля, но и возраста, проследим, как с годами и десятилетиями менялись картины неутомимого сюрреалиста.

«Портрет моей сестры» (1925) – 21 год

Холст, масло. 92 х 65 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

С самой юности Сальвадор Дали отличался эпатажным поведением: в школу он приходил с густо напудренным лицом и подведенными глазами, на переменах любил драматично броситься с лестницы, чтобы привлечь внимание одноклассников и учителей, а на уроках делал вид, что разучился писать. В 1921 году Дали переехал из Фигераса в Мадрид – поступать в Школу изящных искусств. Там он продолжил удивлять: например, заключил пари о том, что напишет картину для конкурса на высшую художественную премию, ни разу не коснувшись кистью поверхности холста. И действительно написал. Конкурсный сюжет был «набрызган» им на холст с расстояния в метр – работа в духе пуантилизма, написанная точками, в итоге действительно стала лучшей.

Пуантилисты недолго занимали сознание Дали. Вскоре художник увлекся метафизической живописью, таинственной и мистической. Она и вдохновила Сальвадора на этот портрет младшей сестры, Анны Марии Дали. Пустынный пейзаж в «Портрете моей сестры» отсылает к принципам живописи метафизической школы, предвосхитившей появление сюрреализма. Художники-метафизики стремились воспроизвести в картине ощущение сна – отсюда искажения перспективы и странные ситуации. Присмотритесь к кораблику за спиной Анны Марии: пришвартованный на суше, он и есть то самое абсурдное, случайное сновидение.

В 1926 году Дали исключили из Школы изящных искусств за плохое поведение. Художник уезжает в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо и Андре Бретоном, лидером парижских сюрреалистов. Вскоре Дали c однокурсником по Мадридской школе Луисом Бунюэлем снимет фильм «Андалузский пес» (1929), основанный на их сновидениях. Абсурдный и бессюжетный, он в итоге станет важным произведением не только сюрреализма, но и всей эпохи, прошедший под знаком учения психиатра Зигмунда Фрейда, так любимого Дали.

«Пейзаж с загадочными элементами» (1934) – 30 лет

Дерево, масло. 72,8 х 59,5 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Встретив Галу в 1929 году, Дали потерял голову. На тот момент она была замужем за другом Дали, поэтом-сюрреалистом Полем Элюаром. К слову, именно он придумал уроженке Казани Елене Дьяконовой звучный псевдоним Гала. В 1934 году Сальвадор Дали и Гала женятся. Так начинается не только супружеский, но и творческий союз: Гала выступает менеджером художника, строго контролируя его финансы и монетизируя его эпатажные выходки. Тогда же сюрреалист Андре Бретон придумывает для Дали анаграмму – буквы его имени и фамилии легко складываются в Avida Dollars, или «Хочу доллары». Дали ее не опровергает – в том же 1934 году они с Галой впервые едут в Америку и делают анаграмму Бретона реальной.

К этому времени живопись Дали находится в переходном состоянии между метафизикой и сюрреализмом. Так «Пейзаж с загадочными элементами» объединяет в себе обе системы: это все тот же пустынный ландшафт, но он уже не так холоден, как в «Портрете моей сестры». В центре полотна изображен художник за мольбертом – это голландец Ян Вермеер, а точнее его образ из знаменитой картины «Аллегория живописи» (1666-1668). В иерархии любимых художников Дали выше Вермеера был разве что только Диего Веласкез – именно в его честь Дали отрастил свои знаменитые усы. Вермеер же появляется у него как аллегория абсолютного мастерства живописи и антитеза абстракции в искусстве.

Еще один важный персонаж — мальчик в матроске с обручем в руках. Этот образ явно вышел из работ метафизика Джорджио де Кирико: например, в его картине «Меланхолия и тайна улицы» (1914) обруч катает по улице маленькая девочка. У Дали же ребенок с обручем – это всегда автопортрет. Мальчик появляется и на картине «Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече» (1933). Он – символ наивности и инфантильности художника, особенно в противопоставлении с мудрой Галой. В руке ребенок держит кость: как и часто встречающийся в работах художника костыль, она является символом неразрывной связи с реальностью.

Читайте также:  Мужские прически для коротких волос дома

«Безумный Тристан» (1944) – 40 лет

Холст, масло. 26,5 x 48,5 см. Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Во время Второй мировой войны Дали и Гала переезжают в Америку. Дали встречают персональной выставкой в Нью-Йоркском музее современного искусства с посвященной ему книгой, художник выпускает автобиографию, работает с Уолтом Диснеем над мультфильмом Destino. Несмотря на бурную деятельность, в газетах фотографии Дали подписывают словом «шоумен». «Мягкий автопортрет с жареным беконом» 1941 года поддерживает этот эпатажный образ. Ломтик бекона как раз и указывает на любовь художника к публичности – Дали завтракал в лобби Нью-Йоркского отеля Saint Regis. Висящая на костылях кожа – отсылка к автопортрету Микеланджело в Сикстинской капелле: великий мастер Возрождения запечатлел себя как одного из грешников со снятой кожей. Такая отсылка неслучайна – именно в это время Дали возвращается к вере, что он транслирует и через свои картины.

В 1944 году художник начинает еще один проект – сочинение либретто и оформление балета «Безумный Тристан» с хореографией Леонида Мясина, основанного на известной легенде о Тристане и Изольде. По задумке Дали, Тристан, сведенный с ума любовным зельем, представляет, как Изольда съедает его. Вспомните ребрышки на плече у Галы – та же самая связка еды и любви вновь артикулирована в этой работе художника. Мучающиеся от неразрешимого чувства, герои картины кажутся вывернутыми наизнанку и буквально изъеденными страданиями.

«Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954) – 50 лет

Холст, масло. 81 x 66 см. Национальный музей «Центр искусств королевы Софии» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Пятидесятые годы отмечают начало периода так называемого ядерного мистицизма: Дали отрекается от своего «отца» Зигмунда Фрейда и объявляет себя последователем Вернера Гейзенберга и его принципа неопределенности на страницах пространного манифеста. Отречению от Фрейда и присяге Гейзенбергу предшествует серия работ, в число которых входит и «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля». Это серьезная перемена в выбранном Дали курсе: теперь он познает не только свои сновидения, но и пытается осмыслить мир вокруг себя, раскладывая его на мельчайшие частицы.

В 1950-е Дали много работает над книжными иллюстрациями – в 1954 году он показывает свои листы для «Божественной комедии» Данте в Риме. Дали снова живет в Испании вместе с Галой – центром вселенной ядерного мистицизма.

«Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гале рождение Венеры». Стереоскопическое произведение (1978) – 74 года

Холст, масло. 100,5 х 100,5 см (каждая). Фонд «Гала – Сальвадор Дали» © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

Несмотря на преклонный возраст, Дали продолжает работать: неутомимый выдумщик добавил к своему портфолио логотип карамели «Чупа-Чупс», украшения и новые книги. В 1974 году он пишет пролог и иллюстрирует работу Зигмунда Фрейда «Моисей и монотеизм». Также в этом году происходит торжественное открытие Театра-музея Дали, который и сегодня можно посетить в родном для художника Фигерасе.

Тем не менее работа «Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря» была впервые показана на выставке в музее Гугенхайма в Америке. Это первое полотно художника в серии стереоскопических картин. После ядерного мистицизма художник серьезно изучает оптику и буквально возвращается к истокам, а именно к сюрреалистичным обманкам, характерным для искусства его юности.

Выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство»
28 января – 25 марта 2020
Центральный Манеж, Манежная площадь, 1
Билеты: 600 рублей – полный, 300 рублей – льготный

Фото обложки: Michael Ochs Archives/Getty Images

Источник статьи: http://thecity.m24.ru/articles/1775

Оцените статью
Adblock
detector