Искусство фигурной стрижки кустарников

Стрижка кустарников и деревьев

Стрижка кустарников и деревьев: способы декора и инструменты для стрижки

Искусство художественной стрижки кустов и деревьев называется топиари. Корни этого мастерства уходят еще в древний мир, но популярность эта техника приобрела в середине 15 века. Сейчас овладеть приемами этой работы мечтают не только профессионалы в области ландшафтного дизайна. Обычные любители-садоводы тоже пробуют себя в этом деле. Я заинтересовалась фигурной стрижкой кустов и деревьев, когда увидела, каким ухоженным и оригинальным становится сад с зелеными статуями.

Какие растения подойдут для топиари?

Для стрижки подойдет почти каждое растение. Но есть ряд кустарников, которые широко распространены среди профессионалов топиари. К ним относятся:

  1. Самшит. Растение ядовито, будьте осторожны. Требует стрижки не менее двух раз в год.
  2. Тис. Ровняется весной и осенью.
  3. Остролист. Благодаря колючести растения, отлично подойдет для создания изгороди или забора.
  4. Кизильник. Податлив, но требует частых стрижек.
  5. Бирючина. Самый удобный вариант, стричь нужно один раз в год, в теплое время.

Перед тем, как начинать работу, позаботьтесь о покупке и заточке инструмента, который может вам понадобиться. Среди него:

  1. Секатор. Ваш главный инструмент, понадобится для подрезания веток. Выбирайте секатор на длинных ручках, поскольку часть работы вам придется выполнять на отдалении от себя.
  2. Садовый нож. Используйте его для подрезания побегов растений.
  3. Кусторез. Понадобится для формирования кроны.
  4. Сучкорез. Поможет при удаленном обрезании ветвей.
  5. Пила. Нужна для толстых веток и стволов.
  6. Металлическая рамка нужной формы.

Относительно последнего пункта существует много разногласий. Профессионалы работают исключительно ножницами. Но, несмотря на это, стрижка деревьев с помощью рамки сейчас становится все популярнее. Мастера своего дела советуют начинать с легкого. Потренируйтесь искусству топиари на простых фигурах (круг, овал, конус), прежде чем браться за более замысловатые фигуры.

И не забывайте, что мастерство не терпит спешки, выращивание каждой фигуры займет несколько лет. Наберитесь терпения.

Топиари, пошаговая инструкция, советы профессионалов

Декоративная стрижка кустов и деревьев включает в себя несколько этапов:

  1. Создайте план-макет желаемой фигуры, чтобы понимать размеры и форму будущего кустарника.
  2. Проволочный каркас нужной формы оденьте на растение, зафиксируйте в земле.
  3. Когда растение разрастется и веточки выйдут за пределы каркаса – подстригите «лишнюю» часть. Важно помнить, что стричь нужно каждую вылезшую веточку отдельно. Пример использования каркаса виден на фото.
  4. На протяжении года-двух регулярно осматривайте растение и ровняйте веточки по каркасу.
  5. Когда растение заполнит собой весь объем каркаса, подравняйте последний раз и снимите каркас.
  6. Далее вам останется только регулярно поддерживать форму куста, обрезая растущие листики.

Для достижения желаемого результата существуют приемы стрижки, успешно применяемые профессионалами. Так лиственные деревья в год наращивают 5-10 см веток, стригут их весной, до набухания почек. В то же время кустарники требуют частого ухода, стрижка осуществляется 2-3 раза в год. Имеются особенности и у хвойных пород, стрижка кустов должна всегда сужаться к вершине. Иначе вы рискуете остаться без хвои на нижних ветках.

И не забывайте о безопасности, подробно читайте о виде растения, которое собираетесь стричь. Смола хвойных деревьев не отстирывается от одежды, а некоторые виды туи и можжевельника ядовиты. Любое растение (хвойное или лиственное) стригут снизу-вверх. После стрижки кустарнику требуется обильное питье и подпитка минеральными веществами.

Стрижка кустарников – работа, требующая внимания и терпения. Для создания оригинального сада, лабиринта или изгороди понадобится несколько лет. Но результат превзойдет ожидания. Вашими фигурами залюбуются соседи. А осознание того, что эти творения вы выполнили собственными руками, добавят гордости и тепла.

Источник статьи: http://diy.obi.ru/articles/strijka-kystarnikov-i-derevev-18513/

Фигурная стрижка растений и создание зеленых фигур

Фигурная стрижка кустов или топиари – направление в садово-парковом искусстве, уходящее корнями в древние цивилизации. Миниатюрный пейзаж впервые продемонстрировал публике садовник Юлия Цезаря. Первые описания топиари были сделаны еще раньше в Древнем Риме.

На просторах Европы новый вид искусства появился вместе с римскими завоевателями. Но особой популярностью стал пользоваться в эпоху Ренессанса. Иметь изысканный сад стало престижно. Особой популярностью пользовались аккуратные бордюры, причудливые лабиринты, зеленые комнаты из кустов. В садах появились древесные формы в виде шара, куба, спирали, конуса, различные затейливые фигуры.

В прошлом веке американский компактный стиль ландшафтного дизайна положил начало использования проволочных каркасов для создания скульптур из растений. Впервые идея была реализована при украшении тематического парка Диснейленд.

Многолетнее формирование декоративных растений путем регулярной стрижки для поддержания заданной формы не утратило актуальность. Образцы фигурной стрижки обязательно присутствуют на международных выставках по ландшафтному искусству. Некоторые навыки в этой области помогают нашим садоводам украшать участки, удивлять гостей. Творения могут иметь геометрическую, архитектурную, абстрактную форму, изображать фигуры животных, людей.

Современное искусство фигурной стрижки растений имеет два направления: традиционное и каркасное (американское топиари).

Техника американского направления в искусстве подразделяется на три направления. Во всех его видах используется каркас из сетки. Самая простая техника – посадка вьющихся растений возле каркаса. Со временем стебли оплетут предложенную основу, и на участке появится зеленая фигура.

Читайте также:  Стрижки с короткой скошенной челкой

Наиболее сложная техника предполагает использование каркаса, разделенного на части и заполненного мхом сфагнум. Постепенно каркас скроется и получится привлекательная, приятная на ощупь скульптура.

Добавление ко мху торфа позволяет дополнить скульптуру вьющимися или цветущими растениями. Таким садовым фигурам периодически придают форму.

Зеленые скульптуры необходимо регулярно поливать, подкармливать удобрениями. Процесс создания фигурных форм кропотливый, требует опыта, неустанной многолетней работы. В среднем такая фигура создается 6-7 лет.

Традиционное направление предусматривает создание фигурных форм древесных форм с помощью садового инструмента. Он более почитаем, так как кроме терпения требует твердой руки мастера.

Но попытаться сотворить акцентный элемент ландшафта в виде зеленого шара или куба может каждый садовод. Для этого необходимо следовать некоторым рекомендациям:

— правильно выбрать место посадки куста;

— подобрать растение, хорошо развивающее в вашем регионе;

— придерживаться сроков выполнения стрижки растений.

Куст должен расти на хорошо освещенном месте, тогда он сможет нарастить пышную, плотную крону, будет лучше ветвиться. Предпочтение нужно отдать выносливым видам. Например, вечнозеленый, хорошо поддающийся формированию самшит может подмерзать в средней полосе. Формовочную обрезку проводят весной, до начала основных работ в саду. Затем ежемесячно, в течение периода вегетации, крону подравнивают. Осенью растение лучше не подстригать, чтобы дать ему время на подготовку к зиме.

Если это ваш первый опыт фигурной стрижки растения, выберите лиственную породу: растения лучше наращивают крону и ошибки быстрее станут незаметными.

Процедуру формирования проводят со второго по пятый год с момента посадки куста. В это время он наиболее активно наращивает лиственную массу. Первая стрижка – предварительная, после нее растение не приобретет желаемую форму, а только увеличивает количество побегов. Выбранную форму растению придают после того как оно достигнет нужных размеров. Стричь начинают снизу, и каждый срез делают несколько выше прошлогоднего, иначе растение в определенный момент останется без кроны.

Форму шара хорошо держат:

Многие растения изначально имеют шарообразную и ее нужно только поддерживать. К таким растениям относятся: туя западная Globosa, Danica, Hoseri, ива шаровидная.

Для декоративного куба подходят:

Для куба важна плотность кроны, поэтому срез нужно делать над почкой, смотрящей внутрь куста.

Для пирамиды новичкам больше подойдет:

Из растений, посаженных в ряд, формируют фигурные живые изгороди для ограждения и зонирования сада. Для живых оград подходят высокие растения: ели, туи, ирга, калина, боярышник. Для обособления зон чаще используют барбарисы, самшит, кизильник.

Совмещая богатый вековой опыт и современные технологии можно самостоятельно создавать оригинальный и неповторимый сад.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5c9769f159be0f00b29136e1/figurnaia-strijka-rastenii-i-sozdanie-zelenyh-figur-5cbad4b30a13b900b4b7a39f

Фигурная стрижка деревьев и кустарников: секреты мастерства

Добавление статьи в новую подборку

Во всем мире множество людей увлекается садоводством, и потому интерес к фигурной стрижке деревьев и кустарников растет с каждым годом. Topiaria, что в переводе означает «садоводческое искусство» – это создание декоративных форм растений путем художественной стрижки и обрезки.

Далеко не каждому садовнику под силу создать из дерева арт-объект. Это искусство требует определенных навыков, знаний, художественного вкуса и огромного терпения.

Владимир, с чего началось ваше увлечение топиарным искусством?

Мой приход в профессию был нестандартным. Обычно ведь как бывает: человек был увлечен садоводством или рисованием, скульптурой, а потом пришел в «топиарку». Да, я хорошо рисую, в молодости даже зарабатывал этим деньги. Но не в этом суть. По первому образованию я учитель истории, закончил Московский педагогический государственный университет им. Ленина. По второму высшему – экономист. Кем только не работал! В трудовой книжке больше десятка записей: от директора до дворника. Вместе со всей страной переживал и очень тяжелые времена.

В начале двухтысячных младшему сыну пора было в садик, а мест не хватало. Кому-то из семьи надо было устроиться в детсад, чтобы ребенка туда взяли. Так я стал дворником-сторожем в одном из детсадов города Тольятти. Там впервые начал ухаживать за древесными растениями и стричь кусты, которые до меня уже сформировал мой коллега. Мне понравилось это занятие, стало получаться все лучше и лучше. Потом я сел и хорошо обдумал, прописал новый бизнес. Практически сразу это все дало результат. Я начал получать заказы и вскоре сделал топиарное искусство своей профессией.

Сейчас я уже более 16 лет зарабатываю деньги только фигурной стрижкой деревьев и кустарников. Все это время я развиваюсь как мастер, как художник в широком смысле этого слова. Конечно, я постоянно занимаюсь и занимался самообразованием. В ландшафтной школе я отучился еще на раннем этапе, много читал специальной литературы. Книги по обрезке и стрижке выискивал где только можно. Перерывал интернет, общался с ландшафтниками. А еще больше работал, анализировал свой опыт.

Сейчас я создаю собственные технологии, ставлю эксперименты, иду ни на кого не похожим творческим путем, разрабатываю проекты своих собственных инновационных ландшафтов. Занимаюсь обучением. Провел уже более 50 мастер-классов. Они очень востребованы, поскольку о топиарном искусстве в средней полосе реально негде почитать. Литература в основном европейская, в нашем климате она применима с большими оговорками именно из-за разницы в климате. В вузах нет ни курсов, ни предметов, ни лекций… Практически нет ничего именно в условиях средней полосы. В дальнейшем планирую уделять больше времени обучению.

Читайте также:  Как выглядит стрижка креативная

С какими видами растений вам больше всего нравится работать?

Вы, наверное, предполагаете, что я назову какие-то отдельные виды? Ну, нет! Мне нравятся все древесные растения, иначе я бы не занимался своим делом. А работать я предпочитаю с теми деревьями и кустарниками, в которых я увидел художественный потенциал. Когда понимаю, что могу сотворить шедевр. И конечно же, люблю работать с растениями, которые не болеют, дают хорошие приросты. С экзотами не работаю. Это совсем другое направление садоводства, ближе к коллекционированию. Меня интересует сильный, устойчивый, живучий материал.

Чем отличается стрижка от обрезки?

Стрижка и обрезка – это две разные операции. Стрижка – удаление периферийного слоя кроны (зеленой массы) с помощью садовых ножниц или кустореза. Обрезка – удаление отдельных ветвей в строго определенных местах. Обрезка выполняется секатором, сучкорезом или пилой, в зависимости от толщины удаляемой ветви. Для обрезки и стрижки существуют свои сроки, свои правила. Я еще использую такое понятие – арт-обрезка. В отличие от обрезки обычной, которая выполняется с утилитарной целью, арт-обрезка – это инструмент для создания произведений искусства из живых деревьев. Точно так же бывает просто стрижка для уменьшения размеров растения или для загущения кроны, а бывает фигурная – для создания новой формы, фигуры, имеющей художественную ценность.

Какие формы пользуются наибольшей популярностью в средней полосе?

У нас в стране популярны самые разные геометрические фигуры. Мода на сады в регулярном стиле не проходит уже тысячелетия. Просто если раньше уход за топиарным садом могли позволить себе только состоятельные люди или какие-то организации, то сейчас – практически любой садовод. Причина в том, что в стране появился качественный и очень разнообразный садовый инструмент. Любые секаторы, ножницы, кусторезы, пилы… Все, что хотите, на любой вкус и кошелек. Почему бы сейчас не содержать кусты или живую изгородь в виде шаров или других фигур? Купил кусторез и стриги себе на здоровье. Было бы желание.

Популярны также и сады в природном стиле, которые, кстати, тоже не обходятся без стрижки и обрезки. В последнее время в ландшафтном дизайне встречаются садовые деревья в японском стиле, типа ниваки или гартенбонсай. Их продают в садовых центрах уже в готовом виде. Но они также требуют регулярного ухода, стрижки и обрезки. Я формирую деревья в собственном авторском стиле, не копируя европейцев или японцев. И на такие деревья тоже есть спрос!

Каждая ваша работа – просто шедевр! Сады выглядят гармонично и стильно. Как рождаются идеи и как вы прорабатываете композицию, приступая к работе над объектом?

Чаще всего мне приходится работать в уже сложившихся ландшафтах. То есть, как правило, я не занимаюсь пересадками или досаживанием растений. Но в старых садах особенно ярко видно, каким мощным преобразующим инструментом является топиарное искусство. Только с помощью обрезки и стрижки я могу полностью изменить стиль сада (рестайлинг), видоизменить пространство, перенести акценты. Сад буквально создается заново, хотя все деревья и дорожки остаются на своих местах. Но это занимает время. Даже если мы начинаем формировать уже большое дерево или взрослый кустарник, проходит несколько лет, прежде чем форма приобретет законченный вид. Мой материал – живые существа, поэтому от того, как они будут себя чувствовать, насколько хорошо расти, тоже зависит конечный результат.

Мне также интересно делать ландшафты с нуля. Я разрабатываю свои подходы к созданию садов, приватных территорий. Откуда приходит вдохновение? Конечно же, от природы. Много впечатлений от пейзажей я получаю в поездках по миру, по родной стране. Не для красного словца, реально, природа – источник вдохновения. Какую форму выбрать для того или иного экземпляра, решается по совокупности факторов. В том числе выбор формы зависит от габитуса растения, от стиля сада, от пожеланий заказчика и моей интуиции.

Композиция «Два храма»

А бывает ли такое, что идея создания какой-то композиции рождается у владельца сада, но растения не подходят для реализации?

Бывает, конечно, поэтому и приглашается профессионал. Я всегда сразу говорю, что можно сделать, а чего не стоит. Иногда даже отговариваю заказчика от обрезки или стрижки, если и так все красиво. Бывает также, что идеи владельца сада мне неинтересны. И тогда я от заказа вежливо отказываюсь.

Многие садоводы боятся состригать лишние ветви, обрезать верхушки, опасаются испортить форму… Какие растения легко прощают ошибки неопытных мастеров? На чем можно потренироваться новичку?

И правильно боятся! Растения – живые. Не по-людски их кромсать без толку и смысла, без гарантий того, что они будут жить дальше. Это с одной стороны. А с другой, в садоводстве вообще очень много мифов, суеверий, граничащих с мракобесием. Например, про макушки. Очень живучий миф, что без макушки дерево перестанет расти и погибнет. Откуда он взялся, понятия не имею. Самой природой, миллионами лет эволюции у деревьев заложена как способность расти вверх, так и способность замещать отломанную верхушку новыми побегами.

Читайте также:  Стиль стрижки для типов лица

За свою 16-летнюю практику я убирал верхушки деревьев тысячи раз. Реакция дерева на эту операцию одна: оно старается выпустить один или несколько побегов-заместителей. Конечно же, важно соблюдать баланс. Я как опытный мастер могу сходу решить, на какую высоту можно снизить то или иное дерево. И иногда убираю сразу много. Неопытному человеку лучше начинать с малого, срезать тонкую макушку и избегать больших срезов.

Живые изгороди из туи западной

Страхи и неуверенность очень хорошо снимаются на мастер-классах. Я это вижу каждый раз. У людей загораются глаза, они начинают так щелкать ножницами и секаторами, что не оттащишь от растения. Когда мы понимаем, что надо делать, а чего не надо, тогда и рука берет столько, сколько нужно. На чем потренироваться, и какие растения прощают неопытность садовода, отвечу так: начинать надо с тех растений, которые в данном регионе, на данном участке отлично растут. Старайтесь выбирать лесообразующие породы в данной местности. Смотрите, какие экземпляры дают хорошие приросты, не болеют, не чахнут. Только с такими можно работать.

Топиар «Принц», можжевельник скальный. Топиар «Сон», ель колючая Glauca globosa

Каким инструментом вы работаете, и что из вашего арсенала подойдет для начинающих мастеров?

У меня просто огромное количество инструментов. Слишком долго, да наверное, и ни к чему рассказывать обо всем моем арсенале. В любом саду опытному или начинающему садоводу для работы с древесными растениями необходимы: секатор, садовые ножницы и садовая пила. Секаторы служат для обрезки ветвей до 2 см в диаметре, ножницы – для стрижки, садовая пила – для обрезки ветвей толще 2 см. Можно еще посоветовать купить сучкорез для обрезки ветвей 3-4 см в диаметре. Он очень ускоряет и упрощает работу.

Насчет конкретных марок и производителей советовать не буду. Главное, чтобы инструмент удобно лежал в руке, был острым и чистым. Только так можно сделать правильный срез, который потом хорошо затянется. Некоторые путают садовую и столярную пилы. Столярная предназначена для мертвой древесины, а садовая – для живой. Естественно, для спила живых веток надо использовать именно садовую пилу.

Минимальный набор садовника

Нужно ли подкармливать растения до и после стрижки и чем?

Подкармливать растения надо в соответствии с сезоном: неважно, есть стрижка или нет. Я советую не стричь и не обрезать растения в экстремальных погодных условиях, например, когда стоит жара, засуха, идут сильные дожди, дует сильный ветер. Полить растение после стрижки, конечно, можно, если почва сухая. Для хвойных хорошо устраивать дождевание на крону. То есть полить, как из душа, все дерево.

Какие рекомендации вы обычно даете обладателям садов после обрезки и стрижки? Обучаете ли вы хозяев последующему уходу за стрижеными формами?

Самое главное, что должны усвоить владельцы садов: если вы начали стричь и обрезать, это придется делать и дальше, чтобы сохранить формы. Поддерживающие стрижки хвойных растений надо проводить один-два раза за сезон, лиственных – до пяти-шести раз, в зависимости от вида.

Заказчиков у меня много, поэтому я физически не могу работать в одном саду долгое время. И меня вполне устраивает, если поддерживающие стрижки будет выполнять сам владелец сада или его садовник. Конечно, по желанию я обучаю уходу. Тем более, что это, как правило, в удовольствие: выйти в сад и пощелкать ножницами, поработать с секатором, подышать фитонцидами. Периодически необходимо, чтобы я корректировал форму. На некоторые участки я приезжаю раз в год или в два, чтобы создать что-то новое или откорректировать старые формы.

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать мастер топиарного искусства?

Если честно, никогда об это мне задумывался. Любить сады, растения, природу – это, наверное, для всех актуально. Иметь точный глазомер, художественный вкус. Быть в хорошей физической форме, поскольку топиарное искусство – это, прежде всего, тяжелый физический труд. Иметь вагон терпения! Это необходимое качество для работы с деревьями, которые живут совсем в другом ритме.

Подождать лет пять до получения результата – для меня это норма, это несложно, а у некоторых людей вызывает нервный смешок, потому что обычно заказчики хотят всего и сразу, причем даже не завтра, а еще вчера. Да, надо уметь договариваться с заказчиками, чувствовать людей, понимать их зону комфорта, их запросы, их менталитет, вкус, жизненный уклад и учитывать это все при создании сада, ландшафтной композиции или отдельного арт-объекта. Договариваться с людьми сложнее, чем с растениями. И еще раз повторюсь: было бы желание, а научиться можно всему!

Владимир Ляпчев работает над созданием своего проекта не один. Главным партнером мастера является его жена – Ирина Немова – биолог по образованию, журналист с большим опытом работы. Ирина отвечает за переговоры с партнерами, за ведение сайта, за фото- и видеосопровождение работы. Такой прекрасный союз – залог успеха в любом деле!

Источник статьи: http://www.ogorod.ru/ru/main/stories/16791/Figurnaja-strizhka-derevev-i-kustarnikov-sekrety-masterstva.htm

Оцените статью
Adblock
detector