Искусство фигурной стрижки растений

Топиар — зеленое искусство фигурной стрижки

Топиар, или топиари (Topiary) – одно из старейших направлений садово-паркового искусства, которое заключается в многолетнем формировании декоративных форм из растений посредством выращивания деревьев, кустарников и полукустарников определенным образом и последующей регулярной стрижки для поддержания необходимого вида. Творения могут быть самыми разнообразными – геометрическими, абстрактными, архитектурными или изображать животных и людей.

Слово «topiary» имеет латинские и древнегреческие корни. С латинского «topiarius» переводится как «садовник», «topiaria» означает «садоводческое искусство», а латинское «topia» — «фреска с изображением ландшафта» (миниатюрный пейзаж). Древнегреческое происхождение связано со словом «τόπος» – «место». Принадлежность корней названия к столь древним цивилизациям дает понять насколько древнее само искусство декоративной стрижки деревьев.

Родоначальником топиарного искусства считается друг Юлия Цезаря и императора Августа, садовник Кней Матий, живший в I в. до н.э. и впервые представивший данный вид искусства публике. Первые письменные описания фигурной стрижки растений уходят своими корнями в Древний Рим. Римский консул Плиний Старший в своей работе «Естественная история», составленной примерно в 77 году н.

Несмотря на письменные свидетельства, многие историки считают, что мода на топиари пришла в Древний Рим из Персии и Древнего Египта, где люди отдавали предпочтение гармоничному сочетанию функциональности и внешней формы и активно применяли данный принцип в архитектуре и ландшафте. Тогда получили широкое распространение геометрические сады с фонтанами, прямыми дорожками, декоративными бордюрами и аккуратно подстриженными живыми изгородями и кустами.

За компанию с римскими завоевателями топиарное искусство покоряет и просторы Европы, осваивая новые зеленые ландшафты. Однако суровые средневековые времена позволяли мастерам художественной стрижки растений практиковаться в своем ремесле лишь на тех территориях, которые окружали сады монастырей и замки феодалов.

Спустя некоторое время, в эпоху Ренессанса, топиари получает новый виток в своем развитии. Тогда в Европе стали появляться роскошные сады с аккуратно подстриженными бордюрами, обрамляющими клумбы и дорожки, причудливые растительные лабиринты и целые зеленые комнаты, образованные высокими стенами из деревьев. Также были популярны растения, выполненные в форме шара, куба, пирамиды, конуса, спирали, изображающие людей, животных и другие затейливые фигуры. В Италии в те времена каждый уважаемый себя зажиточный хозяин считал своим долгом иметь изысканный сад, где обыкновенные кустарники превращались в зеленые часовни, колоннады и даже в созданных из листвы кардиналов.

К XVII столетию искусство топиар все больше развивается и набирает силу – тот век стал золотым для орнаментального садоводства. В этот период по заказу короля Людовика XIV был создан один из первых садов в формальном стиле — сад дворца Версаль, неподалеку от Парижа, автором которого стал архитектор Андрэ ле Нотр. Несмотря на то, что топиари в Версале были очень простыми: низкие изгороди, подстриженные в форме шара кроны деревьев, обелиски и т.д., у них было много подражателей, а их стиль много лет был примером для большинства европейских монархов. В Голландии же популярностью пользовались более сложные конструкции. Именно этот франко-голандский садоводческий стиль, предусматривающий создание настоящих шедевров топиарного искусства, после 1660 года распространился на территории Англии, где данное направление получило мощное развитие.

VIII век стал не самым благополучным для садово-паркового искусства топиар – в его адрес направлялись резкие протесты, папа Александр осмеивал и жестко критиковал его. Тогда произошло стремительное возвращение к естественным садовым пейзажам. Искусство фигурной стрижки подверглось гонению, многие сады в Англии даже были разрушены и сожжены. Много лет роскошные самшитовые фигуры и живые изгороди были забыты и обесценены, и только в XIX веке медленно начали проникать в сады и пейзажные парки европейцев. И, как оказалось, два совершенно непохожих стиля — фигурная стрижка топиари и естественный ландшафтный пейзаж очень даже хорошо уживаются вместе, формируя уникальные садово-парковые композиции. Конец XIX столетия стал толчком для возрождения исконно английских старых садов с фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и аккуратно подстриженными газонами. Так был зарожден стиль, в настоящее время считающийся исключительно британским.

Новый толчок топиарному искусству дало введение американского компактного стиля, предлагающего для создания зеленых скульптур использование проволочных каркасов. Впервые он был применен в Диснейленде примерно в 1962 году . Уолт Дисней использовал его для воссоздания героев мультфильмов по всей территории тематического парка. Этот стиль фигурной стрижки основан на создании определенной формы из проволочного каркаса, с помощью которого растения приобретают нужный вид. Данная техника позволяет мастерам воплощать в жизнь самые смелые идеи, а садоводам-любителям предоставляет прекрасную возможность самостоятельно поупражняться в топиарном искусстве. Каркасный топиари быстро приобрел большое количество поклонников и регулярно демонстрировался на различных художественных выставках, фестивалях и других мероприятиях на данную тематику.

Сегодня интерес к искусству топиар абсолютно не угас, более того, он существенно вырос и пользуется невероятной популярностью. Последние десятилетия образцы фигурной стрижки растений – обязательные гости международных выставок, посвященных ландшафтному искусству.

Читайте также:  Персонаж у которого растет борода

Садоводы выделяют два вида искусства топиари – традиционный и американский (каркасное топиари). Первый предполагает выращивание растения и последующее придание ему нужной формы. Американский вид требует использования каркаса на начальном этапе посадки. Данная техника функционирует в трех направлениях. Первое заключается в использовании каркаса, разделенного на составные части, что позволяет наполнить его внутренний объем мхом сфагнумом, постепенно скрывающим металлическую основу. В результате формируется зеленая скульптура, привлекательная на вид и ощупь. Периодически ее нужно подстригать. Во втором направлении к мху добавляется еще и торф, который будет отличной основой для выращивания других растений (вьющихся, цветущих и т.д.). Третье направление – еще проще. В данном случае рядом с проволочным каркасом высаживаются вьющиеся растения, стеблями оплетающие предложенную им основу. Фигуры с наполнителем необходимо регулярно поливать и удобрять.

Классический процесс создания зеленых скульптур и фигурных форм – трудоемкий и кропотливый, требующий многолетней неустанной работы. Выращивать будущие топиарные шедевры необходимо сызмальства, год за годом направляя их ветви и постепенно формируя крону, а затем поддерживать достигнутый результат регулярным подстриганием лишних ветвей и листьев. Самый короткий срок, за который можно вырастить небольшой топиар на анималистическую тематику, составляет 6-7 лет. Начинается создание будущего шедевра с посадки и удобрения растения стимулирующими подкормками, которые активизируют рост. На второй год можно приступить к формированию скелетных ветвей, и лишь спустя пять лет начнет обрисовываться силуэт будущего топиара. Оптимальный период для обрезки – вторая половина февраля-март, пока не началось сокодвижение. Небольшую стрижку можно проводить и во время роста побегов. Создание четких форм требует совмещения обрезки с прищипыванием быстрорастущих побегов, а также удалением мешающих правильному развитию почек.

Растения, наиболее часто используемые в топиарном искусстве, представляют собой вечнозеленые кустарники и деревья с небольшими листьями или иглами, производящие густую листву и характеризующиеся способностью к компактному или столбчатому (например, коническому) росту. Основные виды, традиционно применяемые для фигурной стрижки, включают в себя самшит вечнозелёный, тую, лавр благородный, падуб, представителей семейства миртовые, тис и бирючину.

Хотя сегодня для создания многих фигур используются проволочные каркасы, с помощью которых быстрее формируется нужная форма, традиционный вид искусства топиари считается наиболее почитаемым, поскольку нуждается в терпении и твердой руке мастера . Так используя богатый вековой опыт и различные современные технологии, можно создать непревзойденный оригинальный дизайн сада.

Источник статьи: http://ogorod.mirtesen.ru/blog/43074104750/Topiar-%E2%80%94-zelenoe-iskusstvo-figurnoy-strizhki

Секреты топиарного искусства. Фигурная стрижка

Живые садовые скульптуры могут поразить воображение, как специалиста, так и простого наблюдателя. Зеленые геометрические фигуры, живые изгороди или перголы не только украсят ваш сад, но и могут послужить акцентирующим декоративным элементом в его ландшафте. В нашей статье мы поделимся с вами главными секретами топиарного искусства, расскажем, как постричь деревья, чтоб получить нужную форму и как ухаживать за растениями после стрижки.

Немного истории фигурной стрижки

Топиарное искусство также известно под названием орнаментальное садоводство или фигурная стрижка. Упоминания об этом искусстве пришли к нам еще с эпохи древней Греции. В то время такой сад назывался «топиа», а человек, который подстригал растения, получая причудливые фигуры, носил название «топиариус». Искусствоведы считают, что топиарное искусство впервые появилось в Греции, после чего стало появляться в Риме, где оно достигло более высокого прогресса. Именно в древнем Риме начали создавать из живых фигур целые композиции и смысловые сцены, в которых брали участие, как люди, так и животные.

После падения Римской империи искусство фигурной стрижки было сохранено монахами, продолжающими подстригать растения на территории монастыря. Рабы, которые занимались этим делом, имели в то время почет и уважение. Их работа ценилась высоко. При помощи специальных устройств из разного материала, растения стригли с сохранением четких линий и форм. Еще в то время можно было увидеть самшитовые кусты в форме кораблей, соборов, птиц, людей и животных.

Второе возрождение этого искусства началось в эпоху Ренессанса, когда бордюрам придавали аккуратный строгий вид, из растений формировали комнаты со стенами из тиса, липы или граба. На участках многих имений можно было увидеть целые зеленые лабиринты. В 17 веке появилось топиарная мода на топиарное искусство во Франции. В Россию оно пришло при правлении Петра I и носило характер строгости и прямоты. В Петродворце можно было увидеть зеленые конусы, сферы, красивые аккуратные бордюры и целые зеленые стены.

Мода на круглые деревья и кусты, а также другие геометрические фигуры появилась в 16-18 веке, когда царила эпоха барокко. Популярность на топиарное искусство набрало таких масштабов, что в Западной Европе не было ни одного замка или имения, в саду которых вы не увидели б фигурных растений. Ввиду того что топиарное искусство не считается очень сложным и замысловатым, освоить его может даже новичок.

Украсить свой сад животными, шарами или пирамидами, вы можете, не прилагая особых усилий. К тому же новые технологии и вспомогательные средства делают это занятие еще более простым и интересным. Однако следует учитывать, что создание живых скульптур может потребовать от вас терпения и аккуратности, так как подстригать растения нужно будет не один год, начиная с двух-трех лет его жизни, приучая куст к наращиванию определенной формы и поддержке ее путем регулярных обрезок.

Живые скульптуры своими руками

Живые скульптуры создаются на протяжении 6-7 лет. На ранних порах растение подкармливают специальными стимуляторами, активирующими его вегетативный рост. На следующий год приступаю к формировке «скелета». Для этого на определенные ветви накручивают толстую проволоку, которую отгибают определённым образом, чтобы придать ветке определённый вид. Через некоторое время ветка привыкнет к такому положению и направлению. Через 5-6 лет вы получите нужный силуэт фигуры и сможете наращивать крону, подрезая ее в нужной вам форме.

Читайте также:  Хорошие специалисты по стрижкам

Для создания топиарных фигур рекомендуется брать многолетние хвойные растения, которые имеют медленный темп роста, хорошо переносят стрижку и могут формировать густую плотную зеленую крону. К тому же одним из главных факторов выбора считается продолжительность жизни растения, учитывая то, что созданная живая скульптура будет приносить радость нескольким поколениям людей.

Походящие растения для топиарного искусства

Для формирования живых фигур чаще всего используют кипарисовик, самшит, тис, бирючину и бук. Именно эти растения имеют главные преимущества над другими. Они быстро восстанавливаются после обрезки, наращивают густую крону, имеют медленный рост, и долгий период жизни. В которых случаях стрижке поддается форзиция, граб, дуб, падуб и лавровишня. Эти растения имеют маленькие листья и тонкие ветки, которые легко состригаются. Среди прочих растений, фигуры можно создать из обыкновенной ели, кизильника, западной туи и боярышника. Главным условием успешного перенесения стрижки является правильный уход за этими растениями до и после нее.

Фигурная стрижка

Сложность процесса стрижки зависит от выбранной фигуры. Если вы хотите создать простой шар или куб, растение можно подстричь сначала на «глаз». Для этого не нужно использовать никаких вспомогательных подпорок. Однако если вы выбрали фигуру со сложной конфигурацией или она содержит идеально ровные линии и грани, сформировать их без специальных шаблонов у вас не получится. В садовых магазинах вы можете найти разные металлические, проволочные или пластиковые рамки или каркасы. При использовании данные приспособления устанавливают сверху на крону молодого растения и оставляют в таком положении пока листья кустарника полностью не заполнят каркас. После этого топиарию нужно лишь подстричь выступающие за грани побеги, создавая тем самым идеальную форму.

Практикуется первая подрезка молодых кустов без применения вспомогательных средства. При этом не ставится цель добиться идеальной формы. Через год-два такому растению постепенно придается финишная форма, но уже при помощи каркаса. В качестве каркаса может быть использовано две бамбуковые палки, которые перевязываются между собой проволокой и устанавливаются поверх куста. Если вы хотите добиться шара, вырежьте из фанеры или плотного картона полукруглые лекала, которые устанавливают на куст и постепенно поворачивают во время стрижки. Обрезку следует проводить с регулярностью не рее раза в месяц, особенно в период активного вегетативного роста для растений с быстрым темпом роста. Медленнорастущие кустарники стригут раз в год.

Правильный выбор фигуры

При выборе фигуры следует ориентироваться на тип растения. От этого зависит сложность скульптуры и количество прилагаемых сил и времени для его создания. Для топиария лучше всего использовать медленно растущие кустарники, которые всю жизнь способны формировать замещающие побеги, имеющие много спящих почек и которые хорошо могут выращиваться в полутенистых и тенистых местах. Для сложных скульптур идеально подходит западная туя, кизильник, вяз, обыкновенная ель или липа мелколистная.

Живые изгороди

Живые изгороди разделяют на три категории относительно ее высоты. Среди них выделяют:

  • Бордюры — высота до метра.
  • Изгороди – высота до 2.5 метра.
  • Зеленые стены – высота более 2.5 метра.

По ширине они делятся на однорядные и многорядные.

Если вы хотите построить живую изгородь высотой около 10 метров, посадите по периметру участка западную тую, колючую или обыкновенную ель, тополи, белую иву, вяз или липу. Чтобы получить забор поменьше высотой до двух метров, используйте кизильник, пузыреплодник калинолистный или барбарис тунберга. Полуметровые бордюры формируют из барбариса тунберга, альпийской и золотистой смородины, кизильника, спиреи, лапчатки кустарниковой, обыкновенного и казацкого можжевельника и кустарниковой акации.

Создавая живую изгородь, следует наращивать зеленую массу постепенно, удаляя при этом все длинные стебли и верхушку, однако оставляя прошлогоднюю древесину. Учитывайте, что обрезка провоцирует кущение активный рост почек, которые располагаются возле места среза. Не маловажным является расположение изгороди на участке. Место следует подбирать таким образом, чтобы растения освещались со всех сторон. В противном случае они начнут терять нижние ветки, что сильно испортит декоративный вид и качество изгороди. Растения в заборе высаживается с дистанцией, которая зависит от размера растений. Она может варьироваться от 20 см до 1.2 м ширина междурядья от 30 см до метра.

Бордюры формируют из низкорослых кустов и полукустарников. Хорошо подходит самшит и лаванда. Их активно применяют при формировании садово-паркового ландшафта, для окантовки клумб, розариев, дорожек или цветников. Из живой изгороди часто создают лабиринты и периметральные ограждения территории. При высаживании живого забора по периметру следует учитывать его возможную ширину, которая может существенно уменьшить полезную территорию участка. Это очень важно для небольших участков. При формировании изгороди на шпалерах вы получите живой забор шириной около 20 см, в то время как некоторые растения, высаженные в ряд, могут отнять у вас несколько метров полезной площади. Также для изгороди с дальнейшей обрезкой используют калину, лавр и бересклет. Для формирования огромных зеленых стен высаживают липу, ель или клен.

Если вы не хотите тратить много времени и сил для создания живого забора с нуля можно приобрести его в готовом сформированном виде в специальных садовых магазинах.

Создание формы

Для того чтобы сформировать кустарник определённой формы следует учитывать его физиологические особенности.Чтобы получить «штопор» отлично подойдет западная одноствольная туя. Она считается очень пластичной и имеет много преимуществ. Для формировки штопора к верхушке туи привязывают яркую ленту или шнур и обматывают ею куст таким образом, чтобы витки ложились параллельно друг к другу на одинаковом расстоянии под углом к стволу 90 градусов. Затем по шнуру выстригаются все вертки, находящиеся под ним, завитки округляются и подравниваются.

Читайте также:  Певец усы как у дали

Для формирования куста в виде шара отлично подходит туя глобоза. Она изначально имеет сферическую крону и все что вам нужно – лишь добиться при помощи секатора идеальной округлости. Перед тем как формировать его в виде шара, нужно постричь его в виде куба. Для этого делается специальный деревянный каркас из реек и бамбуковых палок, которые вбиваются по углам квадрата в землю и скрепляются между собой продольными планками. Таким образом, вы создадите куб, внутри которого будет ваш куст. Вам останется лишь срезать при помощи шпалерных ножниц, начиная с верхушки куста, а затем спускаясь по боковым сторонам вниз, все выступающие ветки. Если вы не хотите оставить куб в таком состоянии, аккуратно подрежьте на глаз или при помощи полукруглого лекала из картона углы куба и вы получите идеально ровный шар.

Новинки топиарного искусства

Последнее время в ландшафтном дизайне появляется все больше фантазийных элементов и новинок, созданных, в том числе и при помощи искусства топиария. К ним относятся специальные арки или живые перголы созданные из тиса или граба, бонсай, лабиринты и другие.

  • Перголы и беседки. Для того чтобы получить такую арку деревья высаживают друг против друга, а их вершины крепко связывают вместе. Если вы хотите получить зеленую беседку, высадите деревья по кругу и свяжите их вершины вместе.
  • Бонсай. Все большей популярности набирает фигурная стрижка, которая называется бонсай. Она очень широко известна в странах Восходящего солнца и являет собой одиночное растение, растущее в горшке и имеющее вид взрослого полноценного растения при минимальных размерах. Чтобы добиться такого результата существуют специальные техники старения растения. Ему регулярно подрезают корни и делают насечки на коре, таким образом, заставляя растение формировать толстый ствол и ветви. Крона обрезается определённой формы. Растению придается вид уменьшенной миниатюры взрослого растения. На рынке такие бонсаи стоят довольно дорого, так как для получения одного растения нужно потратить от 5 до 15 лет.
  • Боскет. Боскет являет собой закрытую прямоугольную территорию, обсаженную по периметру стрижеными кустарниками, формирующими густую живую изгородь. Боскеты формируют вокруг площадок или специальных территорий, внутри которых проводятся разные праздники, танцы, размещаются бассейны, клумбы или фонтаны.
  • Виста. Виста – это созданные из растений кулисы, которые открывают вид на определенный предмет или акцентирующий элемент в ландшафте. Она может представлять собой живые занавеси, за которыми открывается красивая поляна или задекорированы пруд. Часто для изготовления висты используют лиановидные или вьющиеся растения.
  • Лабиринт. Он известен нам еще с эпохи Возрождения. С 18-19 века он начал широко использоваться в богатых садах русских аристократов. Для получения лабиринта высаживаются высокие деревья, которые подстригаются в форме живой изгороди. Перед формировкой лабиринта территория размечается согласно схеме. Каждое дерево имеет свое место. В таких лабиринтах любят бродить дети или гулять молодые пары.

Уход за растениями после стрижки

Стрижка может вызвать серьезный стресс для растения, поэтому его нужно подготавливать до и после процедуры.

  • После стрижек растение нуждается в регулярных подкормках комплексными минеральными удобрениями для быстрейшего восстановления сил и наращивания зеленой массы.
  • Также не следует забывать про прополку и систематические поливы и орошения кустарников.
  • Для того чтобы в зимний период ветки растений не поломались из-за веса снега их следует укрыть специальной сеткой или мешковиной.
  • Если во время весенней стрижки вы заметили, что некоторая часть куста замерзла, ее следует удалить. Появившуюся пустоту очень быстро заполнят молодые побеги.

При высаживании растений с кроной правильной формы вы сможете сэкономить много времени на стрижке.

Источник статьи: http://ogorodniki.com/article/sekrety-topiarnogo-iskusstva-figurnaia-strizhka

Оцените статью
Adblock
detector