- История причёски: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим
- Содержание:
- История прически: от Древнего Египта до наших дней
- Прически Древней Греции
- Прически Древнего Рима
- Культура волос в средневековой Европе
- Изящные прически эпохи Возрождения
- Лаконичные формы причесок XIX века
- Революции в волосах начала XX века
- Прическа XXI века – отражение свойств личности
- Прически Древнего Египта
История причёски: Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим
Содержание:
О способах укладки волос люди знали ещё в допотопные времена. Найденные древние письмена, а также надписи и рисунки на папирусах и камнях в пирамидах и усыпальницах фараонов, позволяют нам датировать первые упоминания о причёсках, укладке и натираниях для волос пятым веком до нашей эры. Многие предметы, такие как мази, отвары для ухода за волосами уже тогда пользовались популярностью. Была широко распространена хна, изготавливались деревянные и костяные гребни, шпильки и заколки.
Древние египтяне носили парики в виде прядей, заплетённых в косички и подстриженных на одном уровне (тип осовремененного каре). Косы и чёлки закрепляли при помощи разнообразных диадем, заколок, обручей, гребней или закалывали назад. Но парики разрешалось носить только правителям и жрецам. Простые люди были лишены этой возможности и носили волосы свободно. Модными цветами волос были чёрный и тёмно-коричневый. Женщины при помощи длинной цветной ленты делали разнообразны причёски, сотворяя с волосами чудеса.
В Древнем Египте серьёзно относились не только к красивым женским волосам, но и к мужским причёскам. Именно в Ветхом Завете сказано, что сильный и красивый мужчина должен иметь длинные густые волосы. Секрет могущества Самсона был именно в волосах: лишившись их, он потерял свою силу. В Древнем Египте свободнорожденные мужчины носили длинные волосы, зачёсывая их назад.
Ещё более высокого уровня парикмахерское искусство достигло в Древней Греции, где существовал культ человеческого тела. Волосам греки уделяли особое внимание. Эллины научились завивать кудри железным стержнем, который назывался «каламис», поэтому рабов, занимавшихся этим искусством, называли каламистрами.
В Греции появилась и сеточка для волос, удерживающая причёску. Что в женских, что в мужских причёсках применялись сложные переплетения и узоры из прядей. Тогда же появился знаменитый «конский хвост», украшенный лентами, бусами, жемчугом. Гречанки создали множество ароматических порошков с оттеночными эффектами, золотистый и пепельный считались высшим шиком. Кстати, существовали оттенки волос на все случаи жизни – от свадьбы до смерти.
Древнее Римляне придумали обесцвечивание волос. В империю часто привозили светловолосых рабов, и многие римлянки хотели тоже стать блондинками. Для этого использовались препараты, содержащие серу и медь. Среди причёсок были популярными начёс и завивка, украшенная ювелирными украшениями. Простые же римлянки укрывали волосы специальными накидками.
В связи с многочисленными войнами у мужчин Древнего Рима были популярны очень короткие стрижки, многие фасоны которых дошли и до наших дней.
Источник статьи: http://womanltd.net/istoriya-prichyoski-drevnij-egipet-drevnyaya-greciya-drevnij-rim
История прически: от Древнего Египта до наших дней
Самые ранние доказательства того, что парикмахерское дело было хорошо знакомо людям древности, дошли до нас со времен расцвета древнеегипетской цивилизации. Уже тогда были известны основные приемы украшения волос – завивка и окраска. Правда, использовались они в основном, на париках, сделанных из натуральных волос или из шерстяных нитей или веревок. Собственные волосы египтяне в то время предпочитали сбривать, причем, как мужчины, так и женщины.
Ровные упругие локоны париков получали, завивая пряди на деревянные палочки и смачивая их жидкой грязью, которая после высыхания легко счищалась.
Цвет прически у древних египтян был преимущественно темно-коричневым или черным, хотя на некоторых сохранившихся рисунках можно встретить изображения людей, у которых на головах синие или даже оранжевые парики. Чем пышнее был парик, тем выше социальный статус был у того, кто его носил.
Между прочим, отношение к волосам и способу их укладки как к одному из признаков сословной принадлежности, у многих народов сохранится вплоть до конца XIX века, о чем свидетельствует вся история прически.
Прически Древней Греции
В Древней Греции парикмахерское искусство получило еще большее развитие. Здесь им занимались каламистры – специально обученные рабы, у каждого из которых была узкая специализация:
- одни из них делали завивку,
- другие – причесывали,
- третьи – окрашивали волосы.
Гречанки носили прически на длинные волосы, самой модной окраской которых считались светлые и русые цвета. Чаще всего женщины делали такую укладку: расчесанные на прямой пробор завитые волосы волной спускали на лоб и щеки и затем поднимали высоко к затылку, где скручивали в узел, закрепляя шпильками и узкими лентами. Знатные гречанки украшали голову золотой сеточкой, стефаной (напоминающей кокошник), калафом (короной) или диадемой.
Прически Древнего Рима
Женщины Древнего Рима любили высокие прически из длинных волос, заплетенных в разнообразные косички. Они же первые ввели в моду применение каркасов для поддержки волос, которые использовались в «тутулусе». Для его создания многочисленные крупные локоны крепились к проволочному кокошнику надо лбом, а заплетенные в мелкие косички волосы на затылке укладывались в виде корзиночки.
Некоторое время среди богатых патрицианок было очень модно менять прически несколько раз на дню и применять очень яркие краски, получаемые из трав, хны и пепла, для их окраски.
Культура волос в средневековой Европе
Подобная яркость и изысканность причесок, конечно, была немыслима в средневековой Европе. Аскетизм, навязанный церковью, обязывал всех замужних женщин тщательно укрывать свои волосы. В результате чего в это время появилась мода на выбритые лбы и затылки. Однако такая скромность причесок с лихвой компенсировалась головными уборами, формы которых приобретали порой самые невероятные очертания.
На цвет волос, постоянно укрытых шляпой или платком, не обращали внимания, если только он не был рыжим. Рыжеволосую женщину в средневековье вполне серьезно могли принять за ведьму.
Изящные прически эпохи Возрождения
Красивая и изящная прическа вновь становится модным атрибутом для европейских женщин лишь в эпоху Возрождения. Укладка делается с таким расчетом, чтобы максимально открыть лоб. С этой же целью часть волос надо лбом просто удаляется. Остальные пряди заплетаются косами или завиваются в локоны, украшаются декоративными сеточками, лентами, бусами, гребешками и т.д. Главными цветами становятся все оттенки блонда – медовые, золотистые, светло-русые. Чтобы их получить, в ход идут удивительные и небезопасные вещества на основе свинца и ртути.
Еще больше усилий для приобретения красивой прически потребовалось от женщин XVII века, когда по Европе начал распространяться «склонный к излишествам» стиль барокко. Судя по изображениям придворных дам того времени, каждая из них стремилась превзойти всех в высоте своей укладки – «куафюры». Подобная тенденция удерживается в моде почти 100 лет, за это время укладки из локонов, называемые «фонтаж», выросли до полуметра. Изнутри это великолепие поддерживал каркас, а снаружи – красивый платок, к которому крепились цветы и ленты. Не отстают от дам и кавалеры – их прически для волос средней длины представляют собой туго завитые крупные букли, свисающие до плеч.
После короткой передышки, когда в моду вошла простая, немного припудренная, украшенная букетиком или кружевной наколкой, прическа стиля рококо, сооружения типа «фонтаж» на головках дам вновь стали расти. И приобрели совсем уже фантастические формы. Прически, названные именем их изобретательницы – королевы Марии–Антуанетты, стали произведениями искусства, в буквальном смысле изображающими:
- пейзажи,
- статуэтки,
- чучела птиц,
- миниатюрные сады с искусственными деревьями.
Лаконичные формы причесок XIX века
Французская революция положила конец «разгулу» стиля рококо, наряды сильно упрощаются, и к началу XIX века в европейской моде воцаряется стиль ампир. Он характеризуется склонностью к комфортности и утилитарности причесок, наиболее характерные из которых запечатлел на своих полотнах Йозеф Штилер в знаменитой Галерее Красавиц.
Все женщины, изображенные на картинах и считающиеся эталоном красоты XIX века, имеют разные варианты одной и той изящной прически: волосы разделены прямым пробором, кудри и волны уложены по бокам лица или собираются в пучок на темени. К концу XIX века в моде отдается преимуществу минимализму, укладка волос приобретает более лаконичные формы.
Революции в волосах начала XX века
К началу XX века, когда в парикмахерской моде все заметнее влияние стиля модерн, прически становятся функциональными и простыми.
В 1908 году немцем Карлом Несслером была продемонстрирована первая долговременная завивка, полученная с помощью изобретенного им состава – перманента. После первой мировой войны появляются, наконец, короткие стрижки, постепенно становящие все более популярными.
Вообще, XX век был в отношении парикмахерской моды довольно революционным: за сто лет длинные волосы прошли стадию до ультракороткого «ежика» и обратно, прямые пряди завивались в афро-прически и снова распрямлялись, а волосы красились во все оттенки цветового спектра.
Прическа XXI века – отражение свойств личности
Но никогда еще история прически не знала такого разнообразия, как сегодня, в начале XXI века. Все, что было изобретено парикмахерами до нашего времени, к услугам нынешних модниц. Можно выбрать что угодно, подобрать стрижку так, чтобы стать непохожим на других, или, наоборот, в полном соответствии с принятым в определенном кругу дресс-кодом.
Главные требования парикмахерской моды сегодня – свобода выбора и отражение свойств личности, а не следование одному единственному стилю или технологии. И если, например, «греческая коса» или пучок в стиле ампир, соответствуют этим требованиям, то вполне правомерно считать их, несмотря на почтенный возраст, современными прическами XXI века.
Смотрите также на нашем сайте:
Источник статьи: http://www.prichesok.net/istoriya-pricheski.php
Прически Древнего Египта
Все боится времени, но время боится пирамид
Историческая справка:
Древний Египет – государство, существовавшее в долине реки Нил на территории Северо-Восточной Африки в период с ок. 3000 года до нашей эры до 30 года до нашей эры.
Именно с пирамидами (мощными, вечными) ассоциируется Древний Египет в первую очередь. Но, как говорится, все, что не изобрели в Древнем Египте, было придумано немного позже китайцами. Древние египтяне были не только превосходными строителями, астрономами, математиками, медиками, но и прекрасными парикмахерами. Впрочем, тогда и такого слова не существовало – парикмахер.
Статуя царского сына Рахотепа и его жены Нофрет, III тысячелетие до н.э. Египетский музей, Каир.
Нофрет – парик, Рахотеп – короткая стрижка.
И если одежда египтян была достаточно проста и незамысловата – кусок ткани, обернутый вокруг тела, завязанный на бедрах, накинутый на плечи, то прически отличались особой сложностью.
Жители Древнего Египта делали прически как из собственных волос, так и из париков. Причем прически из собственных волос чаще всего носили люди бедные и незнатные, или молодые (мужчины – короткие стрижки, женщины – прямые распущенные волосы, иногда слегка завитые). Фараоны же, царицы, а также жрецы и чиновники носили парики.
Тутанхамон с женой в саду, рельеф на крышке ларца, XIV в. до н.э.
Тутанхамон и жена – парики.
Парики в Древнем Египте делались из натуральных волос (самые дорогие парики во все времена), шерсти животных, ниток, веревок, волокон растений. Египетские парики были по цвету всегда темными, только в последние столетия существования египетской цивилизации появятся разноцветные парики – голубых, оранжевых, жёлтых цветов.
Парики, как и все, что окружало жителей Древнего Египта, имели геометрическую форму и четкость линий.
Под парики как мужчины, так и женщины брили головы. Так как климат в Египте достаточно жаркий, то, чтобы не получить солнечный удар, очень часто носилось два парика, одетых друг на друга, между которыми образовывалась воздушная прослойка, которая и защищала от теплового удара.
Женские парики могли быть самых разнообразных форм – в форме шара, «каплевидной» формы, «трехчастный» (волосы спускаются на грудь и спину), с плоским верхом и волосами, разделенными на две части и с ровно подстриженными концами.
Особенностью жрецов (служителей культа) были парики огромных размеров, а также, не менее огромные, маски священных животных.
Погребальная маска Тутанхамона. Новое царство. Египетский музей. Каир. Египет.
На маске Тутанхамона виден урей и клафт.
Все мужчины в Древнем Египте тщательно выбривали лица. Делали они это при помощи специального приспособления – серповидного, сделанного из бронзы или камня. Бороду (и то искусственную) мог позволить себе носить только фараон. Бороду фараон носил вне зависимости от того был он мужчиной или женщиной. К слову, в истории Египта был всего один фараон-женщина – Хатшепсут. Всем известная Клеопатра хоть и правила Египтом, но была лишь его царицей. Борода фараона считалась символом владения землей, а хозяином земли в Древнем Египте был только фараон.
Борода фараона была искусственной, достаточно тонкой и вытянутой – она чем-то напоминала козлиную бородку. Борода могла заплетаться в косичку или мог завиваться её конец. Иногда в бороду вплеталась золоченая змейка – урей — символ власти фараона.
Дети (и девочки, и мальчики) ходили с бритыми головами, на которых оставлялась лишь одна прядь волос у левого виска, либо несколько прядей, которые заплетались в косичку.
Не менее интересными и сложными были и головные уборы древних египтян.
Статуя Осириса, Лувр, Париж
На статуе можно увидеть корону пшент и бороду фараона.
(Осирис – бог, но Осирис и правитель в то же время.)
Корона фараона – пшент – по форме напоминала кольцо, со вставленной в него бутылкой. Корона была сдвоенной, как и сам Египет, состоящий из, когда объединённых в одно целое, двух частей – Верхнего и Нижнего Египта. Также корона была двухцветной – красно-белой – цвета-символы Верхнего и Нижнего Египта. Корону пшент фараоны одевали поверх чепцов, платков или же маленьких шапочек изо льна. Носили фараоны и тростниковую корону – атеф, а также сдвоенную корону, которую украшали изображения кобры и коршуна.
Очень популярным среди всех египтян был клафт – платок, плотно облегающий голову, полосатый. Такой платок имел три конца, два из которых спадали на грудь, а третий – на спину.
Бюст Нефертити, ок. 1351-1334 гг. до н.э. Известняк. Новый музей, Берлин.
Корона в форме цилиндра.
Что касается египтянок, то они головных уборов практически не носили, обходясь париками. Исключением являлись лишь царицы. Корона царицы представляла собой головной убор в виде птичьей фигуры – фигуры сокола с расправленными крыльями. Такие короны делались из золота и украшались драгоценными камнями. Впрочем, самая известная и прекрасная египетская царица Нефертити носила совершенно другую корону – простую, цилиндрической формы.
Кадр из кинофильма «Клеопатра» 1999 год.
Корона царицы в виде сокола.
Жители Древнего Египта очень любили себя украшать сложными прическами и головными уборами, Больше париков они любили разве что украшения и косметику, которыми пользовались все – как мужчины, так и женщины. К примеру, знатные египтянки в обязательном порядке красили ресницы и брови порошком кохль (сурьма, черный камень, истолченный в порошок), а вокруг глаз малахитом рисовали зеленые круги. Очень косметику любила и последняя египетская правительница Клеопатра, она даже написала книгу, посвященную косметике, — «О лекарствах для лица». Была у нее, на берегу Мертвого моря, и своя парфюмерная фабрика, которую подарил ей Антоний – римский полководец.
Нофрет. Подводка глаз.
Фрагмент статуи царского сына Рахотепа и его жены Нофрет, III тысячелетие до н.э.
Так как туалетные процедуры во времена Клеопатры выполнялись рабынями, то, можно предположить, что и парикмахерами в Древнем Египте также были рабы. И в этом не будет ничего удивительного, ведь точно известно, что парикмахеры в Древней Греции были рабами. Но это уже совсем другая история.
Источник статьи: http://mylitta.ru/1656-egyptian-hairstyles.html