Реферат на тему: «Косы: прошлое, настоящее, будущее»
История плетения кос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Dokument_Microsoft_Word_5.docx | 814.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Муниципального района Мелеузовский район
Объединение «Парикмахерское дело»
Реферат на тему:
«Косы: прошлое, настоящее, будущее»
обучающаяся МБОУ ДОД Дворец детского
(юношеского) творчества г.Мелеуза
Руководитель: педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД ДДЮТ
Габидуллина Луиза Каримовна
- История плетения кос
- Косы на Руси
Издревле главным украшением женщины считались длинные, красивые волосы. Согласно преданиям, в них хранилась вся мудрость и сила человека, а при выборе будущей жены, смотрели на стан, лицо и толщину косы.
Коса — причёска, при которой несколько прядей волос на голове человека сплетаются вместе. При простой косе волосы разделяются на три одинаковые пряди. Внешняя прядь (попеременно левая и правая) переплетается со средней. Конец заплетённой косы закрепляется с помощью резинки, заколки, ленты или другого приспособления.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей — о племени, о характере, о намерениях. Самая удобная прическа — коса. Мелкие косички носили в Африке, косы и косички носили некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Но для нас косы — традиционная русская прическа. Сами по себе длинные волосы считались украшением.
Возвращение в античность. В Греции и Риме можно видеть сложные прически из кос, благо до нас дошли образцы скульптуры и живописи.
Римские матроны любили высокие каркасные прически с пучками из тонких плоских косичек, уложенных в пучок. Одними из лучших считались светлые волосы, доставляемые в «столицу мира» из Германии. Носили их как женщины, так и мужчины.
Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда. До замужества девушки заплетали волосы в косу, украшая ее на конце лентой или «накосником» — это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок.
Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали они и высокие сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами, при этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывая его в виде корзинки или ракушки. Не пренебрегали римляне и накладными косами.
Потом наступили другие времена: в Западной Европе в средние века тон задавала церковь, и женщины независимо от сословия обязаны были покрывать голову. Косы не ушли из жизни: под головным убором у дам были височные косы, перевитые широкими лентами. Иногда косы знатных особ были очень длинными благодаря добавлению отдельных полосок ткани. Ширина их кос достигала размера ладони за счет многопрядного плетения. В историю прически эти косы вошли с названием “рыцарские”. В средние века в Западной Европе дамы носили прическу «рыцарские косы», волосы перевивались лентами, могли быть плоскими, в четыре-пять прядей. Носили косы и в сетках над ушами, прическа напоминала улитку или бараний рог, за что и получила подобное название.
Готика потребовала смены образа. Дамы по-прежнему носили головные уборы, но преимущественно тонкие льняные платки, а на лбу они оставляли тонкую косичку, уложенную в форме полукруга, по ней можно было определить цвет волос. В то время появилась и совсем новая прическа из кос, закрученных над ушами в виде улиток. Для этих “улиток” изготавливались специальные украшения.
В эпоху Возрождения волосы перестали скрывать головными уборами. Это дало новый импульс прическам, к ним возвратилась индивидуальность, вкус, фантазия исполнителя. Одной из самых популярных причесок был собранный на затылке пучок, перевязанный крестообразно. Локоны по обе стороны лица коротко подстригались. Но чтобы придать необходимые прическе объем и форму, дамы использовали накладные косы.
В XVII веке коса далеко не столь распространена. С распространением париков коса временно уходит из моды. Однако в эпоху рококо она проявляет себя в мужском кругу. На пудреном парике ее у основания перевязывали черной муаровой лентой, конец завивали надо лбом и взбивали кок, создавая при этом тугие букли на висках.
В европейской жизни в XVI веке происходили перемены, эпоха Возрождения сменилась господством испанской моды с ее сухим стилем, что отразилось и на прическах. Хотя строгость испанских причесок не подразумевала их простоты: сложнейшие прически знатных дам включали в себя элементы из кос. Такая прическа состояла из прямого пробора и кос, плоско уложенных баранками на щеках.
В последующие времена менялась не столько мода на прически, сколько мода на парики. И только во времена французской Директории француженки вспомнили про косы, по крайней мере, возникли варианты причесок с пучками и косами. К середине XIX века прически становятся строже. Локоны исчезают, им на смену приходят гладкие формы и косы, которые укладывают в виде баранок. Пучок из кос постепенно сместился с макушки на затылок, став более плоским. Популярной становится прическа “бараний рог”, когда волосы заплетают в косы от середины пряди, а их концы закрепляют в пучке.
В XIX веке косы возвращаются в женские прически. Накладные косы пучками напускаются на щеки и затылок. В салонах изготовляли постижи, которые позволяли менять прическу в течение дня. Если днем делали прическу более скромной, тo вечером на бал или в театр парикмахеры создавали более сложные с завивкой и косами. Самым простым и распространенным считали плетение в три пряди — «русскую косу», но плели и объемные тонкие колосовидные косички, широкие плоские косы в несколько прядей. Они украшали пучки в дамских прическах. Косы могли быть многоцветными: пряди окрашивали в два или три цвета и переплетали между собой.
Но у европейской моды свои законы, а у русской — свои. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Эта прическа была распространена еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов — косы. Единственное разделение — на девичьи и женские прически.
Девушки украшали косу на конце лентой или “косником” (“накосником”). Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, прическу дополняла лента или венок на голове. В день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу, чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы, прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос.
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах — только на своей половине, при муже.
На Руси существовало выражение «опростоволосить», что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит…
Источник статьи: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2011/09/10/referat-na-temu-kosy-proshloe-nastoyashchee-budushchee
История прически с элементом плетения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОЛЫШМАНОВСКИЙ ЦЕНТР
КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА»
Наверное, каждый слышал выражение “Коса – русская краса”. И, несмотря на то, что русские девушки издревле предпочитали косу другим видам укладки, не правильно считать косу исконно русской прической!
Многие народы верили, и верят до сих пор, что в волосах заключена какая-то природная сила, энергия, связывающая человека с невидимой энергией природы.
Помните библейского Самсона, который в одиночку решил отомстить за свой народ филистимлянам, поработивших их много лет назад, вся сила которого была в его волосах, и коварную Далилу, которая отрезала эти волосы, и что из этого вышло? Самсон носил семь кос.
Неудивительно, ведь косы — самая удобная, и, наверное, самая первая прическа, которую придумал себе человек.
Прическа появилась даже раньше одежды, она рассказывала о множестве вещей — о племени, о характере, о намерениях. Мелкие косички носили в Африке, некоторые племена индейцев. Парики из заплетенных косичек были приняты у египтян. Сами по себе длинные волосы считались украшением, что отличает иудеев, греков и древние народы Ближнего Востока от египтян, бривших головы, но также употреблявших парики в виде косичек. О последнем упоминает и «отец истории» Геродот.
Сердца римских женщин также покорили косы! Фантазия у них разыгралась не на шутку, и они носили, например, прическу, состоящую из завитых локонов волос и кос, уложенных сверху с затылка до лба. Также делали и сложные высокие прически с локонами и тонкими косами, которые укладывали в виде ракушек или корзин. Также, римские женщины наращивали косы, а невестам заплетали шесть кос, укладывали вокруг головы и перевивали красной лентой.
Было время, когда в Западной Европе, по церковным канонам, женщины обязаны были ходить в головных уборах и, снимать их можно было только при своем муже.
В эпоху Возрождения женщины перестали прятать свои волосы и в моду вошли различные прически с элементами кос и не только!
Косы носили во всех странах мира, но для нас она они всегда будут ассоциироваться с Древней Русью. От природы у женщин были густые длинные, светлые волосы, пепельные, льняные или цвета меда.
На первый взгляд, коса – самая простая и неприхотливая прическа, не требующая много времени для ее создания. А на самом деле косы как таковые издревле имеют глубокий сакральный смысл, и наши далекие предки украшали свои головы косами отнюдь не из-за их практичности.
С помощью кос показывали семейный и социальный статус, обращались к богам за помощью, отгоняли злых духов. Косы служили охранным амулетом в битвах, кормящие матери плели сложные косы, чтобы запутать ведьм и не лишиться молока, колдуны и шаманы нейтрализовали чужую магию.
Косы плели не только женщины. Древние русы выбривали голову, оставляя на макушке длинный клок волос и заплетая его в косу, чтобы Сварогу было удобнее вытаскивать своих сынов с поля битвы. Считалось, что так он спасает от гибели своих лучших воинов и забирает в Вирий павших героев. Оставляли оселедец (чуб) и украинцы, заправляя его за ухо. Только этот клок волос не был заплетен в косу, хотя и имел сходное значение.
В некоторых славянских племенах косички, опускавшиеся вдоль лица, при остальных распущенных волосах были признаком того, что воин идет на битву, задумал месть или собирается жениться. Отличалось количество косичек и способы их плетения. В мирное и спокойное время славянские мужчины носили распущенные волосы, перехваченные на лбу кожаным ремешком или обычной веревкой.
Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят — все волосоньки в ряд.
Эту присказку знали наши бабушки, когда еще сами были девочками. Из нее можно заключить, что самая древняя прическа на Руси — коса, но это не так. Сначала носили распущенные волосы. А чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем или перевязывали лентой. Обруч делали деревянным, из луба или бересты. И обшивали тканью, отделывали бисером, крашеным ковылем, птичьими перьями, живыми или искусственными цветами. Ну а косы появились намного позже.
Косы были распространены еще в домонгольский период. Женские прически Древней Руси и Московского государства долгое время сохраняли национальный колорит: для всех сословий и для всех возрастов — косы. Единственное разделение — на девичьи и женские прически.
Но каждая русская девушка с косой, естественно, хотела чем-то ее украсить. Основными аксессуарами для волос того времени были:
• Косник (или накосник). Треугольник из бересты, который обшивался тканью, декорировался бусинами, бисером и крепился на кончики волос. а в качестве орнамента любимыми мотивами были растительные узоры и фигурки птиц. Узоры и орнаменты, которые вышивали мастерицы содержали в себе тайный смысл. Считалось, что какие-то из них приносят счастье и удачу, оберегают здоровье или приносят достаток в дом.
• Кокошник. Традиционное украшение головы русской женщины. Одевался по принципу гребня или обруча вокруг головы, мог декорироваться драгоценными камнями, бусинами, лентами, жемчугом, бисером, кружевом.
Княгиня О. К. Орлова на костюмированном балу 1903 года.
Головной убор — кокошник.
Абрам Клюквин. Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке.
• Ленты. Их вплетали в косички, завязывали бантом на конце, обвязывали вокруг головы. Если в косичку вплеталась лента, значит девушка на выданье, а как только в ней появилось 2 ленты, это обозначало, что официальный
жених найден. |
• Венчик с лентами. Он мог быть изготовлен из тонких металлических лент, кожи и ткани, украшался жемчугом и носился на лбу.
Утрата косы была большим позором, чем испачканные дегтем ворота. Девушка запиралась дома и ждала, пока волосы отрастут заново – без косы у нее просто не было шансов выйти замуж, ведь коса была символом невинности. Поэтому такую беду скрывали от посторонних глаз с помощью различных ухищрений.
Наши предки считали, что косичка наполняет женщину силой, поэтому ее
плели строго вниз по направлению позвоночника. |
На Руси существовало множество обрядов, среди которых было немало ритуалов, связанных непосредственно с женской прической.
Неслучайно фраза «коса девичья краса» стала «крылатой», ведь шикарные локоны, заплетенные в косу, могли носить только девушки. Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.
Перед свадьбой наши далекие предшественницы устраивали девичьи посиделки, которые и называли словом «коса». А в день свадьбы подружки невесты под пение протяжных грустных песен с плачем расплетали девичью косу (этот обряд был посвящен прощанию с девичьей свободой — намек на ее новый, более высокий семейный статус), чтобы переплести ее на две височные и уложить короной вокруг головы. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна. Это в общем-то довольно простая вещь – покрывало, которое всяческими способами наматывалось на голову. Вариантов, естественно, в
каждой местности было огромное множество. |
Замужние женщины не имели право открывать волосы при посторонних мужчинах — только на своей половине, при муже. На Руси существовало выражение «опростоволосить», что значило сорвать покрывало с головы. В поэме Лермонтова красочно рассказано об этом. Молодой опричник нанес оскорбление красавице Алене Дмитриевне, жене купца Калашникова, за что был вызван на кулачный бой и убит.
На Руси считалось, что расплетенная коса – символ траура или бесчестия. Исключение составляла разве что только баня и некоторые языческие праздники, когда молодая жена распущенными волосами «приманивала» беременность.
Некоторые народы наделяли косу магической силой, утверждая, что девичий магнетизм зависит от длины и толщины косы. История о волшебных свойствах «самой русской женской прически» стала основой сказочных сюжетов, в которых именно по косе отважные рыцари взбираются в темницу к возлюбленной, для того, чтобы освободить ее из заточения.
Когда женщина выходила замуж, две косы символизировали источники силы для нее и ее семьи. Муж, расчесывая волосы жене, получал от нее энергетическую защиту. У славян существовала традиция, чтобы муж расчесывал своей жене волосы, и делалось это неспроста! Считалось, что когда он совершает этот мистический обряд, то получает энергетическую защиту от своей жены, а женщина, позволяя мужу дотрагиваться до своих волос, показывает ему свое доверие.
Потому что волосы женщины — это ее сила, ее связь с космосом, недаром раньше волосы называли «космы». Женщина может своими волосами оберегать семью, создавать вокруг мужа защитный круг, охраняя его от любых бед, вот почему на Руси так ценились длинные волосы, и идеалом красоты была коса, толщиной в руку!
Наши предки знали, что когда мужчина расчесывает гребнем волосы своей жене, то этим он укрепляет семью, и такой паре не грозят проблемы в отношениях. Особое значение придавалось утреннему и вечернему расчесыванию:
— утреннее задает правильное умонастроение жене на весь день, муж помогает жене привести мысли в порядок, а сам получает защиту на предстоящие дела,
— вечернее помогает жене «додумать» дневные мысли, завершить дневные дела, убрать негатив, скопившийся за день, и уйти в ночь со спокойной головой.
В России после 1917 изменилась мода на прически. Трудящиеся женщины стали носить короткие стрижки “под гребенку”.
А те, кто не хотел расставаться со своими длинными волосами, продолжали носить традиционные косы, укладывая их “в корзинку” или обвивая вокруг головы “короной”, “венчиком”. В послевоенные годы на несколько десятилетий косы становятся бессменной прической для школьниц. И до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах — часто две). С распространением западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Время от времени дизайнеры моды и стиля пытались вернуть косам былую популярность, но долгое время это не встречало понимания. Однако косы вернулись в неожиданном исполнении. Теперь в них больше этнических мотивов, заимствованных из разных культур.
В русской живописи косу лучше других запечатлел Кустодиев. На его полотнах — толстая русская коса, величаво покоящаяся на плече
(«Девушка на Волге»). | Она доходит до колен (эскиз костюма Варвары к «Грозе» Островского) |
или залихватски развивается по ветру («Машка, дочь купеческая»). |
Поэтому очень интересна акварель «Матрос и милая», на которой — в полную противоположность купчихам и красавицам — представлена женщина с
короткой стрижкой. | (1920 г.), | (1921 г.), | (1926 г.) |
ХХ век стал временем заката кос. Этнические влияния в среде хиппи и растаманов не меняют общей тенденции.
В СССР, правда, популярность косы никогда не терялась, и до 90-х годов огромное число школьниц носили косички (в младших классах — часто две). С распространением Западных женских образов кос стало меньше, и все же коса никогда не уйдет совсем. Она остается по сию пору символом женственности, красоты и стиля, не зависящего от капризов моды.
Коса в современных укладках
Косы носили и носят женщины всех стран мира, но для нас этот элемент прически всегда будет ассоциироваться с русскими золотоволосыми
женщинами. | Сегодня плетение из трех прядей не так популярно, как |
раньше, но этот элемент прически остается частым гостем на головах красавиц. Плетение в укладках стало главным трендом последних лет. Взяв за основу поэтапную инструкцию плетения из трех прядей и освоив еще несколько несложных техник, вы сможете создавать красивые и необычные укладки, причем каждый день новые:
• Косичка водопад. Создается на распущенных прядях во французской технике плетения, верхняя прядка не вплетается в основной «колосок», а
ложится сверху свободных локонов. |
• Афрокосички
Их плетут чаще всего по всей голове из тонких прядей. Техника плетения традиционная, из трех локонов.
• Греческий ободок. Круговое плетение во французской технике, в результате которого получается «ободок» из волос.
• Рыбий хвост (или Колосок). Плетется путем перекладывания прядей из одной части в другую. В результате получается эффект скелета рыбы.
• Дракончик. Начесав пряди у корней, заплетается французская косичка от челки вниз.
• Французская коса.
Вы можете заплести один из вышеперечисленных вариантов, а можете просто собрать аккуратную косу из трех прядей и украсить ее лентой. Такая укладка очень практична, она обеспечит порядок на вашей голове на протяжении всего дня, а сделать ее самой себе сможет любая красавица.
Источник статьи: http://golrdk.ru/load/god_russkoj_kultury/istorija_kosy/9-1-0-100