История прически
Истоки парикмахерского искусства уходят корнями в глубокую древность. Внимание к волосам люди проявляли с давних времен. Изображения человека, дошедшие до нас, свидетельствуют о том, что наши предки следовали в прическах зверей и птиц, цветы и травы.
Прически возникли гораздо раньше одежды. Еще в наскельных рисунках мы видим людей, которые ходили 5-6 тысячелетий назад голыми, но с уложенными прическами из длинных волос. Человек вносил в создаваемые им предметы, в том числе и прически, свое представление о красоте, общий эстетический идеал, присущий каждой исторической эпохе.
Изучение истории парикмахерского искусства не только познавательное, но и полезное, поскольку некоторые приемы и идеи могут быть использованы и используются сегодня. Например, в Древнем Египте создавались парики самых разнообразных форм. Египтяне окрашивали волосы хной, украшали прически декоративными элементами. Еще во времена рабовладельческого общества появились первые профессиональные парикмахеры из рабов.
В Древней Греции их называли «капамистерамы» — от названия стержня для завивки. К парикмахерским работам предъявлялись высокие требования, причесывание было церемониалом, доступным только привилегированным гражданам. Женщины-гречанки носили длинные волосы и знали несколько типов причесок. Повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, от виска к виску недлинной бороды и усов.
Различными и сложными были прически римских патрицианок. Это и гладко причесанные волосы, разделенные на прямой пробор, и завитые длинные локоны, и «греческие» прически, и высокие прически из локонов, укрепленных на каркасе. В Древней Греции и Риме модным считались белокурые и русые волосы.
Широко применялись различные мази, бальзамы, масла, некоторые рецепты интересны и в наше время.
Лучший выход нашли жители древней Месопотамии. Они просто наголо брили головы, решая сразу и проблемы расчесывания и маскировки лысины. Египтяне тоже брили головы. Но выходя из дома, надевали парик. Делали его из прядей овечьей шерсти, нашитых на основу из льна в форме локонов, уложенных ярусами. Это скорее была шапка, стилизующая прическу.
Жрецы всегда ходили с непокрытой бритой головой, а фараон прикрывал ее короной или платком, знакомым нам по изображениям сфинксов.
Зато ассирийцы, хетты, персы, финикийцы, иудеи носили роскошные длинные волосы, тщательно уложенные, взбитые на концах в пышную «пену» и умащенные благовониями. Там в понятие о мужской красоте твердо входили хорошие волосы. Некоторые отращивали их до невероятной длины, иначе откуда бы в Библии появился рассказ о Авессалома, который, спасаясь бегством, запутался в ветвях раскидистого дерева и погиб от рук врагов.
В средневековье развитие парикмахерского искусства зависело от регламентации церкви, которая стремилась подчинить «греховную человеческую плоть».
Мужская прическа была примитивной: волосы подстрижены до мочек ушей, а спереди — челка. В XI веке носили длинные волосы, распущенные по плечам. Девушки носили либо длинные косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем. В XV веке преобладали головные уборы (чепчики), а прическа потеряла свое значение.
Эпоха Возрождения была Важнейшим этапом в истории парикмахерского искусства. В это время в Италии у мужчин считалась модной прическа двух основных типов: волосы или гладко зачесывали назад, или носили прическу с челкой. Лицо гладко брили.
Особенно красивыми считались золотистые волосы. Для этого женщины долгое время проводили на солнце, распустив волосы по полям специальной широкой шляпы. Волосы, выгорая, приобретали золотистые цвета. Прическа могла быть очень сложной и изысканной. Она состояла из комбинаций кос, локонов, украшенных жемчужнымы бусами, вуалями.
В XVII веке законодателем моды и причесок становится Франция. Прически эпохи барокко были подчинены этикету двора и отличались пышностью, чопорностью, огромным количеством украшений и сложной техникой выполнения.
Стиль рококо появился в первой половине XVIII века, завершает развитие стиля барокко.
Рококо — декоративный стиль, которому свойственны хрупкость, изящество, чувственность. В прическах доминировали локоны и букле. Мужские прически были небольшими по объему. Волосы завивали в локоны или гладко зачесывали назад. Сзади их завязывали черной лентой или прятали в черный мешочек. Обычно волосы пудрили. Женские прически в середине XVIII века становятся громоздкими, чрезвычайно сложными. На голове создавались целые конструкции включали не только ленты, цветы, драгоценности, но и модели кораблей, вазы с фруктами. Было модно украшать высокие прически живыми цветами.
Для длительного сохранения причесок их посыпалы мукой, смазывалы салом или белком яйца, скалывали многочисленными шипами длиной до 30 см. Сложности возникали во время поездки в автомобиле.
Женщинам приходилось высовывать голову в окно или снимать верх кареты. Много хлопот доставляли внутренние покои, поскольку двери кое-где были низкими. Поэтому был изобретен специальный складной механизм, благодаря которому высота прически могла меняться.
Конец XVIII века — это период классицизма. Большое значение имела Французская революция 1789 года, которая привнесла во все сферы, в том числе и моду, новые веяния, идеи, образы античного мира. Прически стали проще, более природными, ушла из обихода пудра. Мужчины начали коротко стричься.
XIX век — возраст ампира, романтизма. Прически очень разнообразны по форме, часто превращаются в настоящие произведения искусства. Завитые локоны, шиньоны, укладки менялись в зависимости от моды.
Столицей моды был Париж. Модные журналы выписывались из Франции, где во второй половине XIX начали проходит конкурсы парикмахеров.
В начале XX века появляется деловой стиль. Прически более простые и рациональные.
В 1904 году впервые был выполнен перманент — длительная завивка волос. С изобретением химической завивки произошел настоящий переворот в парикмахерском деле. Благодаря химической завивке стало возможно получать хорошие результаты при обработке волос. Появляются новые химические красители и осветлители или волос.
В первой половине XX века диктатором моды становится кинематограф. На улицах можно увидеть прически в стиле Марлен Дитрих, Греты Гарбо, Софии Лорен и т.п.
Моду 80 — х годов XX века характеризуют прически из длинных волос свободного силуэта, струящиеся локоны как на длинных, так и на коротких волосах.
Современная мода предполагает женские прически разных направлений: деловые, повседневные, торжественный, но главное — это показать естественную красоту волос, подчеркнуть мягкость и женственность облика. В мужской моде преобладает деловой стиль, но возможны и более непосредственные варианты — от бритого затылка и висков к длинным волосам.
Значительное внимание уделяется цветовой гамме волос. Тонирование сегодня стало своеобразным искусством. Мягкие переходы тонов, игра цветов придают особую красоту прическе, могут подчеркнуть достоинства вашей внешности и скрыть недостатки.
Специалисты единодушно признают: сейчас модное то, что соответствует вашему духу, характеру, образу жизни. Не существует никаких правил и ограничений в прическе.
В современной моде трудно выделить какое-то приоритетное направление. Такое разнообразие дает огромный простор для самовыражения как самой женщине, так и мастеру. Однако можно сказать, что многие женщины предпочитают клласическим женским прическам короткие молодежные стрижки, поскольку оценили их удобство.
Облегченные варианты женских причесок не прихотливы, за ними очень легко ухаживать, они практически не отнимают время на укладку, кроме того, способны сделать каждую женщину неповторимой.
В современных женских прическах нет строгих рамок, и мастер имеет возможность «поэкспериментировать» какими-то деталями, длиной и создать форму, идеально подходящую именно этой женщине, овалу ее лица, стилю одежды, образу жизни. Хороший мастер редко стремится точь-в-точь повторить рисунок предыдущей стрижки, каждый раз женщина должна уходить от парикмахера чуть измененной, обновленной и посвежевшей. А правильно выполненная стрижка позволяет укладывать волосы по-разному, придавая прическе то спортивного, то романтического, то торжественного звучания.
Впрочем, иногда для того, чтобы восстановить свою внешность, надо не столько изменить стиль или рисунок стрижки, сколько освежить цвет волос, а то и вовсе кардинально его изменить. В каждом конкретном случае, конечно, необходимо отталкиваться от личности женщины, от того, какой стиль и какую цветовую гамму она предпочитает в одежде, учитывать ее возраст, род занятий.
Молодым девушкам подходят женские прически креативного характера и соответствующая окраска волос. Это направление моды предполагает в первую очередь неординарную форму прически, использование прядей разной длины, всевозможной асимметрии.
Цвет волос при такой стрижке должен соответствовать общему стилю, быть смелым, ярким, насыщенным. Допускается и, более того, приветствуется использование одновременно нескольких цветов — контрастных или близких по тону.
Авангардный стиль современных женских причесок, которому свойственны длинные челки — вуали, подчеркивающие загадочность взгляда, асимметричные формы, «рваные» кончики волос, создает образ женщины — загадки.
Новые технологии выполнения женских причесок заключаются в том, что они учитывают, как будет расти волос, поэтому прическа не теряет своей формы по мере отрастания волос. Длинные волосы предусматривают интенсивный уход и сложную укладку, однако можно обойтись и без этого, если волосы подстрижены плавным переходом, а его концы несколько изреженные для создания перистого контура. Такие волосы можно оставить прямыми, слегка подкрутить кончики или собрать в узел, а в торжественных случаях можно использовать в укладке принцип «единства противоположностей», когда прямые и волнистые пряди чередуются или гладкий верх сочетается с завитыми концами главное, чтобы прическа выглядела гармонично.
В зрелом возрасте женские прически больше предполагают классические линии и не такие смелые «цветовые решения». Предпочтение лучше отдавать естественным оттенкам, а цветовые переходы решать в одной гамме. В этом случае волосы словно мягко переливаются разными по интенсивности оттенками одного тона, превосходно оживляет общее впечатление от прически и оставляет ощущение естественного сияния волос.
После нескольких лет господства прямых волос в моду вернулись локоны. Но опять-таки локоны с легкой «небрежностью», а не те сильно налакированные, которые выглядят совершенно безжизненными.
Еще одна заметная особенность современных кудряшек — интересная структура с комбинированием нескольких типов завитков. Современные прически не должны быть статичными и покрытыми толстым слоем лака, они естественны, подвижные и создают выразительный и целомудренный женственный образ.
Хвосты тоже в моде. Но на этот раз это не просто скромные хвостики школьницы, а заключенные в корону, асимметричные и блестящие произведения стилистов. Опять актуальны хвосты с начесом. При этом они выглядят очень романтично, хоть и слегка хаотично.
Источник статьи: http://glamlemon.ru/krasota-i-zdorovie/hairstyle/1593-istoriya-pricheski.html
Краткий экскурс в историю прически
Первые прически дошли до нас из глубокой древности. Они были очень просты. Волосы, которые спадали на глаза, первобытные люди перевязывали ремешком из кожи. Для укорачивания волос использования кремень и огонь. Девушки носили длинные волосы, спускавшиеся на плечи. Кто поизобретательнее, переплетал пряди волос шнурами, полосками кожи или меха. Женщины заплетали косы. У мужчин волосы тоже спадали на плечи, иногда они собирали их на макушке, стягивая ремешком или стеблем.
Во времена Древнего мира прическа стаза совершенствоваться, появились парики — их делали из волос, шерсти животных, веревок и волокон растений.
Египетские прически, например, отличались геометричностью пропорций, внешне напоминали трапецию (рис. 4). Фараоны носили прически, отличающиеся исключительной сложностью и пышностью. Как правило, главным атрибутом пышной прически был парик. А голову царицы Нефертити украшала прическа, состоящая из множества тонких косичек, ровно падающих на плечи, словно бахрома. Над челкой переливался в лучах солнца золотой обруч.
У древних греков создание прически было своеобразным церемониалом. Рабы-парикмахеры оформляли их своим господам почти как архитектурное произведение, соблюдая законы гармонии и эстетики. Грекам было знакомо искусство завивки волос, для которой они использовали металлический стержень — так называемый каламис. Рабы и рабыни, выполнявшие завивку волос, назывались катамистрами. Опытная каламистра занимала более высокое положение, чем другие рабыни, и пользовалась у своих господ предпочтением.
Богатые гречанки волосы со лба и ушей зачесывати назад, взбивали их на затылке и закрепляли обручами и диадемами из благородных металлов (рис. 5). Греческая прическа в виде собранных на затылке в узел волос сохранилась до наших дней и получила название «греческий узел» (коримбос).
Большим разнообразием фасонов стрижек отличались у греков мужские прически.
Когда в Рим были привезены германские рабыни-блондинки, римлянки захотели носить светлые волосы. Поначалу они пытались осветлить их естественным путем: смоченные водой волосы подставляли под лучи палящего солнца. Однако полное обесцвечивание этим не достигалось. В дальнейшем способ обесцвечивания был найден, но рабыни держали его в секрете. Возможно, они применяли для обесцвечивания серные или содержащие медь препараты.
В Средневековой Европе церковные законы требовали, чтобы женщины прикрывали волосы головными уборами. Эти головные уборы со спадающими вниз шлейфами различной длины заменяли женщинам прически и назывались «омюз» (рис. 6). Длинные волосы при этом собирались высоко над висками.
Именно в Средневековье, приблизительно между X и XII столетиями, возникают первые ремесленные цеха профессиональных парикмахеров — цирюльников и брадобреев, сравнительно широкое распространение получают парикмахерские (рис. 7).
Сменившая Средневековье эпоха Возрождения характерна замысловатыми изысканными прическами со множеством украшений. Отдельные пряди волос сложно переплетались. Идеалом Ренессанса был высокий открытый лоб. Линию лба часто поднимали искусственно, снимая бритвой часть волос. Появляются и новые способы укладки с использованием валиков.
На рубеже XVII—XVIII веков прически отличаются большей парадностью, пышностью. В моду входят огромные алонжевые парики и прически с множеством локонов, которые припудривали цветными пудрами (рис. 8).
Настоящего расцвета достигает парикмахерское ремесло в XVIII веке (рис. 9 и 10). В Париже в 1763 году придворный парикмахер Людовика XVI Легро основывает Академию парикмахерского искусства. Куаферы (так называли высококвалифицированных парикмахеров-художников) выполняют прически невероятных размеров. Парикмахер Марии Антуанетты Леонард Аутир поразил всех, когда создал для своей королевы прическу высотой в 36 дюймов от корней волос (рис. 11). Для этого ему пришлось сделать внутренний остов из проволочных сплетений, подогнанный к форме головы и прически. Остов покрывался хлопчатобумажным тюлем и затем обшивался крепом. Сверху металлический каркас оставался открытым, чтобы можно было заправить туда поднятые пряди волос и захрепить украшения из перьев. Прическа, кроме перьев, была украшена драгоценностями и лентами. На сооружение подобного произведения искусства уходило до десятка шиньонов, а времени требовалось 5—6 часов. Чтобы с такой прической можно было ездить в каретах, надо было придумать еще специальное приспособление, позволяющее изменять ее высоту, что и было, конечно, сделано.
В дальнейшем, в период позднего рококо, интерес к высоким прическам заметно остыл (рис. 12).
В России парикмахерским делом занимались крепостные мастера, которых отдавали в обучение парикмахерам из Франции, Англии, Германии. Их называли тупейными художниками (от слова «тупей» —взбитые волосы над лбом в виде чуба или вихра).
В первой половине XIX века, в эпоху романтизма, женщины носили длинные волосы, которые убирались в два узла над ушами. Лицо обрамляли завитками. Прически украшались косичками, лентами, декоративными цветами. В большинстве случаев для пышных причесок использовали подкладные валики (рис. 13). Затем прически становятся скромнее. Различным винтообразным формам на затылке приходят на смену высоко заказываемые косы (рис. 14).
Прически снова усложнились, когда подучил распространение способ завивки волос горячими щипцами. Их в 1881 году изобрел французский парикмахер Марсель Грато.
Вместо ручной машинки для стрижки волос с 1880 года начала использоваться электрическая.
В XX веке настоящий переворот в способе укладки волос произвел немецкий парикмахер Карл Нестле, который изобрел термическую завивку перманент.
Начало XX века характерно еще и тем. что женщины стали носить короткие волосы. Возникновению моды на короткие прически способствовала Первая мировая война. Первыми начали стричь волосы медсестры, находившиеся в зоне военных действий. Это было и гигиенично, и практично. Именно с тех лет прочно входит в моду стрижка под мальчика «а ля гарсон» (рис. 15).
В начале 70-х годов английский парикмахер Видал Сэссун предложил новый способ стрижки, которая выполнялась только ножницами и получила название «сэссун». Филировочная бритва напрочь отвергалась, так как она деформировала стержень волоса. Скользя вдоль пряди, бритва срезает волосы таким варварским образом, что множество клеток волоса на разных уровнях остаются открытыми. В результате волосы расщепляются, становятся ломкими. При стрижке же ножницами плотность волоса сохраняется, так как его клетки открываются лишь на минимальной длине среза.
Мужские стрижки, которые раньше выполнялись при помощи бритвы, машинки и ножниц, тоже стали делать в основном только с помощью ножниц.
Знаете ли вы, что.
Моду на седину ввел во Франции Генрих IV. С 1594 года эта мода стала всеобщей. Для придания волосам иллюзии седины их пудрили мукой или пудрой.
Злоупотребление кофе ускоряет поседение волос. По-видимому, кофе является антагонистом легкорастворимых витаминов и выводит их из пищеварительного аппарата. Чтобы замедлить процесс поседения волос, надо ограничить потребление кофе.
Источник статьи: http://www.highfashion.ru/beauty/hairdo/kratkiy-ekskurs-v-istoriyu-pricheski