История причёсок 20 века
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 15:18, реферат
Краткое описание
XX век — эпоха бурных перемен, прогресса, расцвета культуры, войн, открытия ядерной энергии и освоения космического пространства. Первое десятилетие нашего века характеризовалось катаклизмами в общественной жизни, революцией в общественном мнении и, как следствие, изменениями в моде. В самом начале века еще сохранялись прически из длинных волос типа «шлем», «тюрбан», украшенные нитками жемчуга, цветами. В 1904 году в Германии изобрели перманент — долгосрочную завивку, которая могла держаться в течение 6 месяцев.
Большое влияние на моду стал оказывать кинематограф, внешность актрис немого кино. В 1909 году появились первые женские короткие стрижки . Эталоном красоты признали актрису французского кинематографа Эве Лавальер, для которой известный французский парикмахер придумал прическу на коротких волосах — модельную стрижку .
Вложенные файлы: 1 файл
История причесок 20 века.docx
История причесок 20 века
XX век — эпоха бурных перемен, прогресса, расцвета культуры, войн, открытия ядерной энергии и освоения космического пространства. Первое десятилетие нашего века характеризовалось катаклизмами в общественной жизни, революцией в общественном мнении и, как следствие, изменениями в моде. В самом начале века еще сохранялись прически из длинных волос типа «шлем», «тюрбан», украшенные нитками жемчуга, цветами. В 1904 году в Германии изобрели перманент — долгосрочную завивку, которая могла держаться в течение 6 месяцев.
Большое влияние на моду стал оказывать кинематограф, внешность актрис немого кино. В 1909 году появились первые женские короткие стрижки . Эталоном красоты признали актрису французского кинематографа Эве Лавальер, для которой известный французский парикмахер придумал прическу на коротких волосах — модельную стрижку .
Когда началась первая мировая война, многие женщины ухаживали за ранеными в госпиталях. Им не хватало времени на замысловатые сооружения, поэтому волосы все чаще стригли. Короткая стрижка уверенно вошла в женскую моду. Короткие волосы у девушек стали олицетворением перемен, новой жизни. Популярными были признаны стрижки «а-ля гарсон», «буби-копф».
Прическа «буби-копф» выполнялась из коротких, мелко завитых волос. Стриженные волосы служили основой для причесок «фокстрот», «полька», «танго», получивших названия от популярных тогда танцев. Началу XX века обязана своим рождением и всемирно известная стрижка «каре». Однако длинные волосы тоже не выходили из моды. Они разделялись прямым пробором, связывались узлом или закалывались в пучок на шее. Прически из них стали гладкие. Они украшались бусами, черепаховыми гребнями, шелковыми и бархатными лентами, массивными брошами из полудрагоценных камней и бижутерией, цветами, кружевами.
Освоив и полюбив короткие стрижки , женщины начали сильно красить губы и глаза, использовать накладные ресницы. В 20-е годы распространился тип худенькой женщины-подростка с плоским бюстом и кукольным личиком. Простые люди делали короткую стрижку «под гребенку», «на косой ряд». Были в моде косы, уложенные в «корзинку» или обвитые вокруг головы. Длинные волосы подвивали на лбу и собирали сзади во всевозможные пучки. Украшения в волосах практически исчезли. Появились шляпы типа «горшок» из фетра. Работницы выбрали для себя красные косынки, небольшие платки и береты.
В 1920 году были изобретены филировочные ножницы с зубчиками, которые помогали прореживать волосы. В тридцатые годы символом красоты и женственности стала киноактриса Грета Гарбо, ее называли «ликом XX века».
В это время по-прежнему были модны косы, уложенные разными способами: от уха до уха -«корзиночки», обвитые вокруг головы «короны», «венчики», а также короткие стрижки — «полька», «фокстрот», «буби-копф». В сороковых годах, во время войны, предпочтение получили прически с валиком. Послевоенная эйфория отразилась на высоте причесок: надо лбом делали волны или продолговатые трубочки, концами внутрь, отдельно друг от друга; челку подвивали, укладывая ее ярусами. Закрывали волосы сеточками. Нашли распространение прически типа «венчик» или «венок».
Вокруг головы завивали локоны в виде «ракушки» или «улитки». Украшения в прическах совсем отошли в прошлое. Они остались только на костюмах (броши, вышивки, аппликации, жабо, воротнички из кружев) и шляпах типа горшков, плотно сидящих на голове, с нарядными бантами, лентами, пряжками. В военные годы пошла мода на светлый цвет волос.
В начале 50-х годов, когда твоя бабушка, наверное, была еще молодой, возможно, и она носила прическу под названием «колокол», которую придумали в Германии. В это время формы укладки волос напоминали листья растений, цветов. Челка, сплошная или разделенная на две половины, вошла в моду вместе с начесом. Благодаря ему волосы выглядели более пышными, а прически — более объемными и будто бы тяжеловесными.
В 60-е годы большой популярностью пользовалась прическа «бабетта», появившаяся после выхода на экран фильма «Бабетта идет на войну», где в главной роли снялась французская актриса Брижит Бардо. Некоторые женщины наших дней остались ей верны, немного уменьшив размеры и слегка начесывая волосы у корней. Благодаря Бардо завоевал внимание модниц и «конский хвост». Привлекательный образ девушки с шиньоном стал для шестидесятых типичным. Длинные распущенные волосы утвердились среди дам с подачи актрисы французского кино Марины Влади.
Женщины всех возрастов дали свободу волосам и окрасили их в светлые тона после выхода на экран фильма «Колдунья». А уже в конце 60-х годов длинные волосы проиграли сражение за симпатии молодых девушек стрижке типа «гаврош». В качестве готовых причесок широко использовались парики. Семидесятые годы привнесли больше романтичности и женственности в прическу. Ступенчатая стрижка сочеталась с завитыми локонами, мягкими волнами. Слышала ли ты, как поет французская певица Мирей Матье?
Имеешь представление о ее внешности? После появления на эстраде этой певицы очень модной стала прическа «паж». А как понравились всем укладка и стрижка , которые придумал французский парикмахер Видал Сассун! Его творение так и стало называться — «сассун». Оно послужило началом появления причесок со строгими геометрическими линиями. Начесы и локоны ушли в небытие. Химическая завивка и пышные «африканские» формы вновь заявили о себе во весь голос.
Завитые волосы все чаще располагались на голове шарообразно. В начале 80-х годов на первое место по популярности вышли спортивные стрижки с асимметричными челками, проборами и завивкой. В прическах на основе короткой стрижки пробовали окрашивать отдельные пряди — «перышки». Понравились модели типа «ежик». Но самый распространенной формой укладки волос стало «каре». Молодые часто выбирали «ритм»: короткая окантовка на шее с постепенным удлинением волос к лицу, челка, состоящая из двух ярусов.
Цвет волос — янтарный, рыжий, медный, светло-золотой, для коротких — и черный. В этот период появлись новые средства ухода за волосами -красящие шампуни, пастообразные кремы для мытья. Стали модными пучки, коки, торчащие хвосты, разноцветное окрашивание в несколько цветов, плавно переходящих друг в друга. Цвет волос — бронза, каштановый, оранжевый. Названия причесок — «клер», «коса», «сассун». Украшением для волос служили заколки с фигурками на концах, банты, трикотажные повязки из шерсти.
Макияж делали очень яркий. В начале 80-х годов появились на свет «панки» — молодые девушки и юноши, которые отличались неординарным поведением и экстравагантными прическами. Эти молодые люди выбривали волосы с одной стороны, собирали их по типу петушиного гребешка, окрашивали в необычные цвета — красный, зеленый, оранжевый, желтый. В конце 80-х годов в нашу повседневность вернулись парики, шиньоны, накладные косы, их дополняли бантами из шифона, шелка, кружев. Прически последних 10 лет уходящего века можно охарактеризовать как женственные.
Мода в мире парикмахерского искусства стала очень демократичной: существует великое разнообразие способов укладки волос — как новых, так и основанных на стрижках прошлых десятилетий, дополненных новыми элементами. Изобретены новые косметические средства для ухода за волосами, краски для волос, закрепители формы. В наши дни модны как прически из длинных и полудлинных волос, так и короткая стрижка .
Самой распространенной является стрижка «каре». Стрижка «каре» имеет различные варианты. Ее выполняют на волосах самой различной длины. Одним из ее элементов является густая длинная челка, закрывающая лоб. Различают каре классическое, с углом, градуированное, короткое , овальное и другие варианты причесок, основой которых является эта стрижка . Ты обратила внимание на выделенные пряди?
Их специально окрашивают модной сейчас цветной тушью для волос или каким-либо другим красителем. Молодых девушек привлекает асимметричная стрижка , в которой «каре» делается на очень коротких волосах, где волосы с одной стороны длиннее, с другой короче . Популярна стрижка «маленькая головка». Волосы при этом укладываются самыми разнообразными способами. Например, их приподнимают надо лбом в виде кока, валика, слегка начесывая и закрепляя лаком. На шее волосы собирают в небольшой узел, который украшают заколкой или бантом, цветной резинкой.
Некоторым очень идет стильная прическа «ежик», с неровно сделанной стрижкой голова выглядит всклокоченной. Наверное, «ежик» носила одна из героинь Агаты Кристи: «..За соседним столом сидел Давид Ардингли, преподаватель истории в Оксфорде. Он представил нам свою спутницу, прехорошенькую девушку с модной прической — волосы торчали во все стороны, а над макушкой прядки поднимались под невероятным углом. Как ни странно, прическа ей шла. » (Агата Кристи. «М» или «Н»). Носят сегодня и длинные прямые волосы одинаковой длины.
Они могут быть ниже лопаток, доходить до плеч и шеи. Из них можно делать какие угодно прически: завязывать хвостом, скреплять заколкой на уровне шеи, зачесывать назад, подбирать с боков, поднимая вверх и подкалывая красивыми заколками. Длинные прямые волосы разной длины. Их стригут впереди короче, накручивают на бигуди — спиральные или обыкновенные — и получают красивые длинные локоны. А иногда делают легкую химию.
Длинные волосы можно постричь «лесенкой», носить прямыми или завить. Более подходящая длина волос для такой прически — до плеч. На макушке и вокруг лица они пострижены короче. «Лесенку» делают и на коротких волосах. На макушке их стригут до длины 8-10 см. Ступени на макушке придают волосам выпуклость и объемность.
Волосы можно зачесывать и вперед, и назад, и набок. При этом используют мусс и гель — специальные средства для укладки волос. Многие молодые девушки предпочитают «африканскую прическу», которую носили в семидесятые годы. Она сделана на основе коротких, очень сильно и мелко завитых волос. В последнее время для усиления эффекта этой прически используют модную в наши дни цветную тушь, которой оттеняют отдельные пряди.
Источник статьи: http://www.myunivercity.ru/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D1%91%D1%81%D0%BE%D0%BA_20_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/170677_2266920_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html
VIII. Прически XX века
Западноевропейские и русские прически начала XX века
Общая характеристика
В начале XX века капитализм вступил в высшую стадию своего развития — империализм. Закончился раздел мира между сильнейшими державами, и началась борьба за его передел. Усиливается угнетение трудящихся. Растет рабочее движение. В конце XIX века в искусстве зарождается стиль «модерн». Характерными его чертами являются обтекаемые, плавные линии, асимметрия. Романтические увлечения, интерес к народному искусству, средневековью стали признаками этого нового стиля. Этот стиль наложил свой отпечаток не только на изобразительное искусство, но и на оформление интерьера, а также на костюм и прически. В начале века зарождаются новые направления в художественном и прикладном искусстве — символизм, кубизм, абстракционизм.
Главным требованием современной моды становится естественность и простота. Благодаря товарам массового производства модные изделия становятся доступными средним слоям населения.
Иным становится и эталон красоты. Многие женщины работают в сфере производства, занимаются спортом, самостоятельно путешествуют. Возникает новый идеал женской красоты — женщина-подросток, худощавая, с длинными ногами.
Все чаще образцами для подражания становятся актрисы и актеры кинематографа и театра. Так, эталоном мужской красоты считали Рудольфо Валентино, Дугласа Фэрбенкса, Кларка Гейбла, а среди женщин — Асту Нильсен, Грету Гарбо, Марлен Дитрих. «Звезды» экрана вызывали восторженное, почти фантастическое поклонение. Модельеры ждут от них помощи в пропаганде новинок, фасонов костюмов, шляп, причесок. Благодаря «звездам» быстро распространяются моды на украшения, прически, косметику (форму губ, бровей). Популярная актриса Голливуда, шведка по национальности, Грета Гарбо стала «мифом 30-х годов». Она была для миллионов зрителей воплощением красоты и женственности.
Основные виды и формы причесок
По сравнению с концом XIX века мужские прически изменились очень мало. Все так же носили короткие стрижки с различными проборами — боковым, прямым. Прическа «а-ля Капуль» продержалась около двух десятилетий. Теперь волосы подвивались, укладывались при помощи бриллиантина. Все прически поражали своей приглаженностью, аккуратностью. Встречались прически с полуваликами, вернее, зачесами на одну сторону. Дополнением причесок были бороды и усы. Бороды имели форму эспаньолок. Некоторые носили большие бороды. Усы часто подвивались, концам придавали вид кольца или стрелы.
Рис. 100
Из Америки пришла мода на гладко выбритые лица. Но некоторые продолжали носить усы в виде «щетки». Для придания формы использовали всевозможные косметические средства — фиксатуары, фабру, кремы.
Рис. 101
Женские прически начала века делались преимущественно из длинных волос и замысловато укладывались. В 1905-1908 годах носят прически типа «тюрбан», «крыло орленка», «шлем» (рис. 100). Все они делались из завитых волос способом горячей завивки щипцами Марселя и перманента Нестле.
Рис. 102
В 1909-1914 годах распространяются прически типа «конуса» — завитые волосы располагались широкими волнами. Обилие парикмахерских салонов, издание журналов по парикмахерскому делу и прическе способствуют распространению всевозможных вариантов причесок типа «фантази». Главным и обязательным условием было наличие ондуляции. Прически, перегруженные разными элементами, требовали искусственных дополнений в виде постижей. Возникают прически смешанных стилей, но это преимущественно бальные прически, для торжественных случаев. Носят прически типа «греческий узел», «Мария-Антуанетта», «бандо», «сахарет» (рис. 101, 102, 103, 104, 105, 105а и 105б). Парикмахерам требовалось большое мастерство и умение, для того чтобы создать любую из перечисленных причесок.
Рис. 103
Первая мировая война 1914-1918 годов сильно повлияла и на прически. Благодаря короткой стрижке женские головки напоминают мальчишеские. Эта новая прическа стала как бы олицетворением нового образа жизни, отказа от пассивности и изнеженности. Известный французский кинорежиссер Жан Ренуар описывает в своих воспоминаниях моду 1915 года во время своей встречи с женой брата, актрисой Вербр Сержииа: «. наконец появилась Вера. У нее были коротко подстриженные волосы и юбка, доходящая как раз до колен. Этот туалет показался тем более странным, что посетительница была в трауре — на приехала сообщить мне о смерти моей матери. Новый, никогда прежде не виданный облик Веры настолько меня поразил, что я не сразу понял смысл рокового известия. Мы помнили девушек с длинными волосами. Понятие женской прелести было для нас связано с прическами, и вдруг мы очутились перед новой Евой: за несколько месяцев она освободилась от символов своей зависимости. Наша раба, наша половина сделалась нашей ровней, нашим товарищем. Оказалось достаточно преходящей моды — несколько движений ножницами, главное открытие, что женщина может заниматься делами, считавшимися до того исключительно уделом сеньора и господина, — чтобы было навсегда разрушено социальное здание, терпеливо воздвигаемое мужчинами в течение тысячелетий» * . Прически с короткой стрижкой быстро распространились по всей Франции, Германии, России (рис. 106, 107 и 107а).
* ( Цит. по кн: Мерцалова М. Н. История костюма, с. 167-168.)
Рис. 104
И если ранее короткие волосы считались признаком «неблагонадежности», то теперь это стало заурядным явлением. Самыми популярными стали прически «буби-копф», «а-ля гарсон» («под мальчика»). Мода на короткие волосы среди женщин вызвала необходимость появления новых силуэтов причесок. Появляются прически с челкой до бровей, с косым пробором. Этим прическам, типа «Долли-систер», была суждена долгая жизнь. Известные эстрадные танцовщицы, сестры-близнецы, носили гладко зачесанные волосы, доходящие до середины щеки, лоб закрывала длйнная прямая челка. Эти маленькие, изящные прически напоминали по силуэту геометрические древние египетские прически.
Рис. 105
Существовала масса вариантов «буби-копф», некоторые из них делались из мелко завитых волос. Постепенно эта прическа переходит в более короткую — типа «фокстрот», «полька», «танго». Увлечение танцами дало названия многим распространившимся прическам. Стрижка поднимается до начала роста волос, при этом волосы затылка подстригаются значительно короче, чем надо лбом. При этих прическах делались прямые и боковые проборы, большие завитые чубы с одной стороны. Некоторые женщины носили прически из гладких волос на прямой ряд, связанные узлом или заколотые в лучок на шее, затылке, подражая известной балерине де Мерод.
Рис. 105а
Головные уборы, украшения, косметика
У мужчин по-прежнему остаются в моде шляпы, цилиндры, канотье, кепи, -фуражки.
Женщины в начале XX века носили шляпы огромных размеров, украшенные легкими газовыми шарфами, перьями, пряжками, цветами, лентами. Уменьшение размеров причесок способствует изменению форм шляп. Поля шляп начинают укорачиваться, вуалетки, чучела маленьких птичек дополняют шляпы. Широкое распространение получили береты — их делали из фетра, вязали из шерстяных и шелковых ниток ручным способом. Распространяются шляпы типа лиляпок-касок, глубоко надвинутых на голову. Такие шляпки скрывали почти всю прическу, оставляя открытыми только пейсы, начесанные на щеки. Дамы носили «амазонки», шляпы, напоминавшие мужские цилиндры, кепи, фуражки. Носили косынки. В 1908 году распространилась да на маленькие шляпки «шантеклер» — они напоминали курийые головки с изящным гребешком, делались из золотистых фазаньих перьев.
Рис. 105б
Украшения. Головные украшения в прическах 1900-1915 годов были очень разнообразны: эспри, эгретки, нити бус, черепаховые гребни и шпильки, заколки, гребенки. Шелковые и бархатные ленты сочетались с массивными брошами из драгоценных камней и бижутерии. Прически украшались небольшими диадемами, цветами, кружевом.
Рис. 106
Косметика. Символизм, возникший в начале XX века, способствовал распространению среди женщин определенного грима: нежная бледность, затемненные глазные впадины придавали «мистический» оттенок лицу. С распространением короткой стрижки грим лица меняется: глаза и губы стали красить сильнее, появляются накладные ресницы, придававшие глазам загадочный блеск.
Рис. 107
Вопросы и задания
1. Опишите стили начала XX века.
2. Расскажите о развитии парикмахерского дела, о возникновении новых способов причесывания и стрижек.
3. Какие прически носили в начале XX века, что влияло на изменение их видов и форм. Зарисуйте мужские и женские прически.
4. Назовите виды завивок, расскажите о их технологии.
5. Назовите художников, скульпторов, произведения, отразившие черты их современников, — костюмы, прически.
6. Перечислите произведения прозы, драматургии, при постановке которых на сцене могут быть использованы прически первых десятилетий XX века.
7. Какие прически прошлых эпох повторились в прическах XX века? Зарисуйте их.
8. Перечислите названия современных причесок.
9. Расскажите о головных уборах, украшениях в начале XX века, зарисуйте их.
Дополнительная литература
История зарубежного искусства. Под ред. М. Т. Кузьминой, Н. Л. Мальцевой. М., «Искусство», 1971.
Мерцалова М. Н. История костюма. М., «Искусство», 1972.
Захаржевская Р. В. Костюм для сцены. Ч. 1, 2. М., «Сов. Россия», 1967.
Киреева Е. В. История костюма. М., «Просвещение», 1976.
Школьников С. П. Прически, головные уборы и украшения для сцены. Минск* «Высшая школа», 1975.
Источник статьи: http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/st035.shtml