- Бородатый — значит, особенный
- Сами с усами: самые знаменитые усачи
- Сальвадор Дали
- Гюстав Курбе
- Питер Пауль Рубенс
- Караваджо
- Поль Гоген
- Самые известные работы Марселя Дюшана
- Ландшафт Бленвилля (1902)
- Портрет отца (1912)
- Обнажённая, спускающаяся с лестницы (1912)
- Мельница для шоколада (1914)
- Фонтан (1917)
- Вешалка для шляп (1917)
- Мона Лиза (1919)
- Воздух Парижа (1919)
- Долговое обязательство № 30 (1924)
- Послесловие
- Известные картины с усами
Бородатый — значит, особенный
Р ассматриваем «ламберсексуальные» портреты XIX века вместе с Софьей Багдасаровой.
Ламберсексуал (от англ. lumberjack — «лесоруб») — брутальный мужчина с бородой. В наши дни борода — это символ маскулинности, способ подчеркнуть собственную индивидуальность, выделиться из толпы. В середине и во второй половине XIX века в России бороду также носили для того, чтобы показать отличие ее обладателя от окружающих.
Не бриться в то время могли себе позволить только полностью «свободные» люди — те, кто не состоял на службе у государства. (Да еще представители простых сословий — духовенство, купцы, крестьяне и старообрядцы.)
Для прочих существовали специальные законы и рескрипты. При Николае I усы могли носить только офицеры, а чиновники были обязаны гладко выбривать все лицо. Только пойдя на повышение, они могли позволить себе короткие бакенбарды — и то лишь, если начальство было благосклонно.
Растительность на лице столичного жителя считалась признаком вольнодумства и не одобрялась властями. Ко второй половине XIX века интеллигенты, представители либеральной общественности начали усиленно отращивать бороды. Как пишет знаменитая мемуаристка Елизавета Николаевна Водовозова, «они не желали походить, как выражались тогда, на «чиновалов» или «чинодралов», не хотели носить официального штемпеля». Отращивание бороды было явным вызовом тотальному государственному контролю.
Выйдя в отставку, гладко выбритый артиллерийский поручик Лев Толстой отращивает бороду — причем одну из самых узнаваемых в русском искусстве. Петрашевец Алексей Плещеев, сосланный простым солдатом в оренбургский батальон, по возвращении из ссылки вскоре заводит на лице великолепную растительность. Выпускник Морского кадетского корпуса Василий Верещагин, уйдя на гражданку и полностью отдавшись живописи, с радостью вливается в ряды бородачей. Примеров бесчисленное множество. Борода означала принадлежность к «вольной» профессии — писатель, журналист, художник, архитектор; «босое» лицо — наличие взыскательного начальства с глупыми правилами.
В эту же эпоху распространяется славянофильство: среди мыслящих людей это означало в моде возврат к «старым русским традициям». Припомнили, что до закона Петра Великого 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кромя попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые его исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» борода была обязательным признаком настоящего русского человека.
Это сочеталось с общеевропейским модным трендом: усы, бакенбарды и борода в 1850-е годы становятся популярным аксессуаром викторианского мужчины. Способствовали этому, как считается, длительное проживание британцев среди усатых индусов, а также Крымская война и массовое возвращение заросших ветеранов. До этого в Европе растительность на лице также считалась символом революционного духа и политической провокации.
Позиция государства относительно бород смягчилась в Российской империи лишь с эпохи Александра III, который сам предпочитал «официальную народность» и носил бороду. В 1874 году было выпущено предписание «О разрешении гражданским чиновникам носить бороду и усы, за исключением служащих в некоторых учреждениях…». В 1881 году растительность была официально разрешена флотским офицерам. Николай II следовал примеру отца — впрочем, столь же роскошной бороды ему отрастить не удалось.
Мода на бороды к началу ХХ века заканчивается. Первая мировая война с окопными паразитами и газовыми атаками окончательно подкосила этот обычай: надевать противогазы на бороды оказалось очень неудобно.
Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/67118/borodatyi-znachit-osobennyi
Сами с усами: самые знаменитые усачи
В прежние времена такой, казалось бы, личный вопрос как наличие растительности на лице мужчины, нередко становился предметом дискуссий. Брить или не брить? Носить или не носить? Лишь твердые духом представители сильной половины человечества позволяли себе пренебрегать текущим общественным мнением по этому вопросу. Среди стойких приверженцев усов – немало художников и других представителей творческих профессий. Вспомним, кого из них невозможно представить гладко выбритыми!
Сальвадор Дали
По части оригинальности в негласном рейтинге с большим отрывом лидирует знаменитый сюрреалист . Узнаваемые тонкие «стрелки» с закрученными и непримиримо торчащими вверх кончиками удостоены отдельной категории в гиде по стилям, составленном Американским институтом усов (AMI). Они так и называются – «Дали». Сам художник относился к ним с трепетом и наделял громкими эпитетами: антиницшеанские, оптимистичные, сверхрационалистические, обращенные в небо, как башни Бургосского собора. Во время эксгумации останков художника, проведенной через 28 лет со дня захоронения из-за иска об установлении отцовства, эксперты обнаружили, что усы отлично сохранились.
Гюстав Курбе
Полотно, названное «Отчаяние», по сути – автопортрет начинающего художника. Усы и борода типа «французская вилка» подчеркивают душевное состояние схватившегося за голову юноши (и придают ему некоторое сходство с Джонни Деппом, который тоже отдает предпочтение этому стилю).
Второй автопортрет написан в тяжелый момент: когда Курбе ожидал суда в одиночной камере тюрьмы Сен-Пелажи. К тому времени к усам добавилась окладистая борода.
Питер Пауль Рубенс
Жизнелюб Рубенс уделял большое внимание внешности: его аккуратная бородка и закрученные усы типа «велосипедный руль» выглядят холеными и ухоженными.
Караваджо
Живописец носил козлиную бородку и щеголеватые усы: за исключением неприятного периода, когда скрывался от папских ищеек и в целях маскировки сбрил растительность на лице и облачился в дорожный наряд священника.
Поль Гоген
На автопортретах живописец почти всегда предстает с усами. По классификации того же AMI, их называют «шеврон».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/veryimportantlot/sami-s-usami-samye-znamenitye-usachi-5d47488bbc251400ae3d573d
Самые известные работы Марселя Дюшана
Марсель Дюшан в начале 20 тысячелетия перевернул понятие творческого подхода в искусстве. Талантливый художник метался между импрессионизмом, дадаизмом и кубизмом и искал выход своим творческим взглядам. Работы Марселя Дюшана были очень необычны и даже не понятны для людей того времени.
перед вами самые знаменитые работы Марселя Дюшана:
Ландшафт Бленвилля (1902)
В начале своей живописной карьеры Марсель Дюшан пробовал многие стили и техники. Одним из примеров постмодернизма от Дюшана является яркий и жизнерадостный пейзаж окрестностей Бленвилля. Летняя зелень, заросший пруд на переднем плане создают ощущение жаркого солнечного летнего дня.
Портрет отца (1912)
Марсель Дюшан написал портрет своего отца, сидящего в кресле в непринуждённой позе: нога закинута за ногу, правая рука опирается о подлокотник кресла и поддерживает голову. Картина написана в стиле фовизм. Яркие цветовые пятна — жёлтый фон, зелёные отблески на рукаве серого пиджака оживляют картину, делают её экспрессивной.
Кстати на most-beauty.ru есть очень интересная статья о самых красивых портретах мира.
Обнажённая, спускающаяся с лестницы (1912)
Футуристическая и одновременно кубическая картина Дюшана «Обнажённая, спускающаяся с лестницы» вывела творчество художника на новый уровень. Он стал признанным гением. Кадры еле различимой человеческой фигуры накладываются друг на друга и создают ощущение движения.
Картина выполнена в тёплых охровых тонах на тёмном, практически чёрном фоне. Некоторые плоскости закрашены градиентом. Дюшан вспоминал, что на подобную работу его вдохновило новшество конца 19-го столетия — хронография, а именно цикл фотографий Э.-Ж. Марэ. Художника охватило желание описать движение обнажённой женской фигуры, спускающейся по лестнице.
Мельница для шоколада (1914)
На полотне прямоугольной формы изображена в трёхмерной проекции мельница для шоколада. Желто-песочная плоская основа и яркие оранжевые жернова написаны маслом на тёмном, практически чёрном фоне. Этот необычный натюрморт является сочетанием кубизма и экспрессионизма.
Фонтан (1917)
Более одиозной инсталляции, как фонтан из обычного писсуара, мир ещё не видел. Она вызвала шок, бурную критику и открытое неприятие. А это был всего лишь манифест, крик души в стиле «Чёрного квадрата» Малевича.
Дюшан хотел сказать, что настал предел творческим поискам чего-то нового и теперь объектом искусства можно сделать всё что угодно. Дюшан перевернул фарфоровый предмет, подписал его и изменил его назначение. Скульптурное изображение под громким названием «Фонтан» сдвинуло с места айсберг, под названием «Концептуализм».
Вешалка для шляп (1917)
Всё, что сделано руками человека — можно отнести к искусству. Инсталляция отполированной деревянной вешалки для головных уборов является ярким примером аналогичных инсталляций в стиле «реди-мейд».
Мона Лиза (1919)
Самое удивительное концептуальное «творение» Дюшана — образ усатой Моны Лизы. Он сделал то, о чём никто не додумывался. Ранее пародия на шедевр была просто невозможна. Пририсовав к изображению знаменитой мадонны Леонардо усики и бородку, и подписав аббревиатурой L.H.O.O.Q., что имеет довольно вульгарный перевод, Дюшан спустил с пьедестала культовое произведение искусства.
Кстати, с портретом Моны Лизы не менее успешно поиграл в своих работах Энди Уорхол, работы которого вы также можете увидеть на most-beauty.ru во всей красе.
Воздух Парижа (1919)
Подвешенный за нить стеклянный флакон с воздухом Парижа — пример предметно-ориентированного искусства. Первоначальный выставочный экземпляр не сохранился. В музеях можно увидеть только реплики произведения. Необычная ампула была взята в аптеке, и когда автор её случайно разбил, он пытался отыскать для повторной реплики в аптеках Парижа точно такую же.
Долговое обязательство № 30 (1924)
Игра в рулетку в заведениях Монте-Карло подвигла художника на создание коллажа. Он выполнен не только талантливо, но и с большим юмором. Человеческая голова с рогами барана выглядит достаточно убедительно на фоне потраченных билетов, рулетки и долговых облигаций игорного дома.
Послесловие
Работы Марселя Дюшана оказали огромное влияние на возникновение поп-арта, пластического и концептуального искусства. Он первый, кто увидел в обычных повседневных вещах интересные образы. Его инсталляции обрели известность и популярность во всём мире.
Как вы относитесь к творчеству французского художника? Ваши ответы просим писать в комментариях к этой статье.
Источник статьи: http://most-beauty.ru/drugoe/kartiny-marselya-dyushana.html
Известные картины с усами
Портал «Петрозаводск говорит» неоднократно писал об очень интересном проекте актрисы театра «Творческая мастерская» Галины Пелевиной «Искусство во мне», где горожане перевоплощаются в героев на портретах великих живописцев.
А в конце прошлого года сначала Третьяковская галлерея объявила флешмоб на пародии картин, находящихся в музее, а затем автор идеи Юрий Сапрыкин сделал паблик во вконтакте «Сфоткай типа Рембрандт», где все желающие также могут перевоплотиться в героев живописи: серьезно или с юмором. Конечно, эти самодеятельные образцы далеки от того искусства, которое творит Галина, но приобщение к великой живописи никому и никогда не лишне. Собрали для вас самые смешные работы.
«Купание красного коня», К. Петров-Водкин
«Меняла с женой», Квентин Массейс
«Тайная вечеря», Леонардо да Винчи
«Саломея с головой Иоанна Крестителя», Бернардино Луини
«Бурлаки на Волге», Илья Репин
«Девушка с жемчужной сережкой», Вермеер
«Три богатыря», Виктор Васнецов
«Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой», Винсент Ван Гог
«Апофеоз войны», Василий Верещагин
«Крик», Эдвард Мунк
И вновь «Тайная вечеря»
«Любительница абсента», Пабло Пикассо
«Сотворение Адама», Микеланджело
«Спящая девочка», Н. Д. Кузнецов
«Смерть Марата», Жак Луи Давид
«Автопортрет с желтыми лилиями», Наталья Гончарова
«Поцелуй», Густав Климт
«Автопортрет посвященный Доктору Элоессеру», Фрида Кало
И фаворит паблика —
Шеф-редактор раздела «Интересно». В качестве журналиста и редактора работала в карельских и федеральных СМИ с 1999 года. Любит авторскую журналистику (за проект «Телетузики» была удостоена специальной премии СЖ РК). На портале «Петрозаводск говорит» является автором большинства спецпроектов, особенно греет ее душу «Пол-лимона или штука». Жить не может без юмора и шампанского брют.
Источник статьи: http://ptzgovorit.ru/shortread/sfotkay-kak-rembrandt-samye-smeshnye-parodii-na-izvestnye-kartiny