Почему Петр I заставлял сбривать бороды бояр.
Почему Петр I заставлял бояр сбривать бороды.
25 июня по старому стилю (5 июля) 1682 года Петр Алексеевич Романов далее по тексту Петр I был коронован на Российский престол. Период правления последнего вошел в историю государства Российского вошел как одна из самых судьбоносных вех.
Петр I как никто понимал, что в Российском государстве нужны реформы во многих областях.
Как всем известно Петр I достаточно долгий период своей жизни провел в странах Западной Европы, где перенимал передовой опыт.
Петр I понимал насколько Российское государство отставало от передовых стран Западной Европы того времени, в связи с чем изучал и перенимал передовой опыт во многих областях начиная от науки и военного дела и заканчивая Западноевропейской модой, в частности Петру I понравился стиль одежды, которую носили в Западной Европе, так как последняя была более практичная и удобная кроме того Петр I перенял в Западной Европе множество новых для Российского государства гигиенических привычек, в числе которой была бритье бороды, находясь в Западной Европе Петр I открыл для себя, что по мнению передовых ученых того времени ношение бороды не гигиенично,
и влечет определенные проблемы со здоровьем, кроме того в Западной Европе того времени ношение бороды считали признаком невежественности и необтесанности, что не редко выступало первопричиной смеха над русскими купцами и боярами которых считали дремучими и необразованными людьми.
В связи с чем вернувшись на родину Петр I издает указ о запрете ношения бороды, в котором было указано, что бояр носящих бороды ловить и обривать насильно, если же кто из бояр хотел ходить с бородой, то для последних вводился довольно существенный налог, который нередко боярина мог привести к разорению, в связи с чем носить бороду могли себе позволить лишь немногие единицы из боярской верхушки, которых в наше время можно было бы по уровню доходов и состояния причислить к олигархам, для остальных ношение бороды стало довольно накладным удовольствием, большая часть бояр последовала указу Петра I и сбрили бороды, однако осталось немалая часть бояр которая вышеуказанный указ Петра I проигнорировала, так как считала, что для боярина ходить без бороды неприемлемо, что можно приравнять к выходу на улицу голым. Петру I было известно что часть радикально настроенных бояр отказывается брить бороды, кроме того отказывается платить налог на ношение бороды. В связи с чем Петр I неоднократно ловил бородатых бояр и самостоятельно при людно отрезал бороды. В конечном итоге Петр I искоренил привычку ношения бороды среди лиц, так называемого высшего сословия. А вы как считаете правильно ли поступил Петр I ?
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5e1794be8d5b5f00b19c6238/pochemu-petr-i-zastavlial-sbrivat-borody-boiar-5e1795b11febd400ae3b533d
Зачем Петр I рубил бороды и как это аукнулось сегодня
Как известно, Петр Алексеевич был западноориентированным правителем: многие обыденные вещи современности появились в России именно благодаря ему (вспомним хотя бы новый год, создание флота, Петербург и перенос столицы) Однако не все нововведения царя поддерживались большинством и легко проходили внедрение — «бородатый» указ тому подтверждение. Зачем Петр 1 обязал сбривать бороды и через какие преграды пришлось идти к этому решению сегодня в нашем рассказе.
Одним из европейских направлений царя Петра Алексеевича стала забота о внешнем виде населения России. Такая идея посетила молодого правителя во время своего вояжа по европейским государствам.
Возвратившись домой, Петр 1 собрал бояр и публично остриг нескольких знатных вельмож, в одно мгновение превратив их из суровых и солидных приближенных в достаточно приличных людей внешней наружности. Боярскому изумлению не было предела – их ли царь вернулся из поездки?! Процессия насильственного лишения бороды принимала обороты: однажды на званом ужине у знатного вельможи Шеина по случаю Нового года, бояре были построены в шеренгу для стрижки бород, а цирюльником выступал… царский шут!
Царь подвергся осуждению, общественность категорически отказывалась принимать эту новаторскую идею: в России брить бороду было греховно, безбородые не могли получить благословение. Бывали даже случаи самоубийства после лишения бороды. Общество всколыхнулось, в действиях государя стали усматривать покушение на сами священные устои жизни.
Петр 1 понимает, что кардинальные меры нужно разбавлять либеральными, и в 1698 году в стране устанавливается налог на ношение бороды. Контроль за исполнением этого указа был своеборазен: каждому, кто уплатил в казну сумму налога, выдавался «пропуск» — жетон с указанием … . В дальнейшем указ определил группы населения и были даже установлены штрафы за неисполнение предписаний. К слову, доносительство на «бородоносцев» поощрялось – им полагалась половина выписанного штрафа.
Пошлины платились в зависимости от разряда: царедворцы, дворяне и чиновники платили баснословные по тем временам шестьсот рубликов в год, купцы отплачивали сто рублей, посадские люди платили за бороду шестьдесят, а слуги, извозчики и жители Москвы – по тридцатке. Крестьянам, как низшему классу, было разрешено носить бороду бесплатно, однако при входе в город они обязаны были платить «по копейке с бороды».
Таким нехитрым способом, царь убивал сразу двух зайцев: обеспеченные товарищи, не желавшие расставаться со своей густой бородой «отстегивали» в казну немалую копеечку, а деньги шли на развитие флота и ведение войн.
Интересный факт: несмотря на жесткую политику приведения подданных в европейский вид, двое высоких чинов все же сохранили «бородатую неприкосновенность», это был московский губернатор Тихон Стрешнев (хороший знакомый Петра) и боярин Михаил Черкасский (ввиду возраста).
И все же общественность была не совсем согласна с безбородым указом: в 1757 году Михайло Ломоносов пишет стихотворение, как бы сейчас выразились, в стиле стёба, «Гимн Бороде».
«Антибородатый» указ был отмен Екатериной II лишь в 1772 году, но его отголоски и по сей день шумят в нашей жизни: например, военным и по сей день запрещено ношение бороды. Интересно отметить, что бородатость во время Великой Отечественной войны была отличительным признаком между действующими бойцами и партизанами.
Понравилась публикация? Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Фото и коллажи взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ccd47c524de2d00b2dde917/zachem-petr-i-rubil-borody-i-kak-eto-auknulos-segodnia-5cdf002f4f68ae00b21fd22c
Драма о бороде
Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.
Эффектная реформа
До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.
Положение дел изменил Пётр I. Вернувшись из длительной заграничной поездки, 29 августа 1698 года царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.
Петру приписывают следующие слова: «Ой, бородачи, многому злу корень — старцы да попы. Отец мой имел дело с одним бородачом [патриархом Никоном], а я с тысячами».
Духовенство против
Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритьё бороды тяжким грехом.
«Творящий брадобритие ненавидим от бога, создавшего нас по образу своему. Аще кто бороду бреет и преставится тако — не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свечи по нём в церковь приносити, с неверными да причтётся», — так, например, говорил византийский богослов Никита Скифит.
Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».
Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.
«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.
Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела. Бог есть дух, бесплотен и душу созда разумну, бесплотну, вечности общницу. Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.
Бороды долой!
В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше. «Бороды резали у нас с мясом и русское платье по базарам и по улицам, и по церквам обрезывали, и по слободам учинился от того многой плач», — гласит жалоба астраханцев на действия воеводы Тимофея Ржевского.
Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.
Одни из наиболее интересных воспоминаний о периоде начала царствования Петра I оставил британский инженер на русской службе Джон Перри в своей книге «Состояние Росси при нынешнем царе». «Царь приехал в Воронеж, где я тогда находился на службе и многие из моих работников, носившие всю свою жизнь бороды, были обязаны расстаться с ними; в том числе один из первых, которого я встретил возвращающимся от цирюльника, был старый русский плотник, которого я всегда особенно любил. Я слегка пошутил над ним по этому случаю, уверяя его, что он стал молодым человеком, и спрашивал его, что он сделал со своей бородой. На это он сунул руку за пазуху и, вытащив бороду, показал мне её и сказал, что когда придёт домой, то спрячет её, чтобы впоследствии положили её с ним в гроб и похоронили вместе с ним, для того, чтобы явившись на тот свет, он мог дать отчёт о ней Св. Николаю», — пишет Перри.
Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её — то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?»
Источник статьи: http://diletant.media/articles/43168226/
Особый закон для любителей бороды: налог и спецодежда от Петра I
17 апреля 1722 года царь Петр Первый издал последний из бородовых указов, который действовал целых полвека
Петровские реформы кардинально изменили Россию, в течение нескольких десятков лет выведя ее в число европейских государств-лидеров. Как ни удивительно, но в таком большом деле для царя-реформатора почти не было мелочей: все работало на изменение имиджа, а самое главное – сознания подданных царя Петра Алексеевича. Потому не стоит удивляться настоящей войне, которую Петр I еще в конце XVII века объявил бородам и бородачам. Для него это были символы отсталого прежнего быта и прежнего отношения к месту России в мире, а самодержцу нужны были рядом люди, готовые на любые жертвы ради достижения главной цели, — резкого рывка страны в будущее.
17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он целых полвека!
«О бритии бород и усов»
Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».
Источник: https://pinterest.com
С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.
Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».
С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.
Бородовой знак петровского времени. Картинка на заднем плане — жанровая сценка времен последнего бородового указа 1722 года.
Источник: https://livejournal.com
Чтобы оценить, насколько велика была плата за бороду, достаточно сказать, что 30 рублей в те времена составляло годовое жалование стрельца! Так что суммы с бородачей собирали изрядные: по одной из версий историков, это был один из оригинальных способов не только сделать Россию внешне более европейской, но и поправить казну, истощенную Северной войной.
«О ношении ими особого платья»
Следующие указы, ограничивающие ношение бород, появились уже несколько лет спустя. Причем теперь они регламентировали не только право носить растительность на лице, но и право носить «русское платье»! Первый такой указ был издан 17 (по ст. ст.) декабря 1713 года, а второй — ровно через год, причем он прямо ссылался на предыдущий документ. Оба требовали, чтобы «русским никаким платьем не торговали, и никто такого платья и бород не носил». И на сей раз ограничиться пошлиной никто не мог: например, указ 1714 года прямо говорил, что нарушителям «за такое их преступление учинено им будет жестокое наказанье и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на великого государя без всякия пощады».
Но, судя по всему, серьезного влияния на ситуацию с бородами эти грозные меры уже не оказали — и вряд ли могли оказать. К тому времени все подданные Петра Первого, кто оценил усилия самодержца по превращению России в одну из передовых держав Европы, расстались с бородами и, надо думать, сделали это легко и без особого принуждения. Они наверняка хорошо понимали, что отказ от ношения бороды — ничтожная плата за возможность принимать участие в грандиозных событиях, которые обещали всем своим участникам серьезный выигрыш в социальном положении. Фактически борода становилась платой за возможность воспользоваться множеством придуманных Петром I новых социальных лифтов, и «птенцы гнезда Петрова» очень хорошо понимали, насколько она невелика.
«Петр I стрижет бороды боярам». Картина художника Дмитрия Белюкина, 1985 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org
Что же касается всех остальных, кто решил сохранить бороду как свидетельство своего самостоятельного взгляда на будущее страны и готов был за это платить, то для них 6 (по ст. ст.) апреля 1722 года был издан последний петровский «бородовой» указ, который назывался «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья». На сей раз для всех бородачей, кроме давно освобожденных от бородовых налогов священнослужителей и «подлинных пашенных» крестьян, устанавливался единый сбор — 50 рублей в год. Но этим ограничительные меры не обходились: бородатым еще и предписывалось носить особую одежду! Как говорилось в указе, «чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем (воротником. — Прим. авт.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — Прим. авт.) и однорядку с лежачим ожерельем». При этом в отношении «раскольщиков» действовали дополнительные ограничения: они должны были носит зипуны с красными воротниками, а любая другая одежда красного цвета им запрещалась.
Меры воздействия на тех, кто рисковал не выполнить новый указ, были, конечно, не столь жесткими, как восемью годами ранее, но тоже внушительными. Например, у того, кто приносил в приказ челобитную, будучи при бороде и не в той одежде, полагалось в прошениях отказывать. И не важно было, что проситель уже заплатил годовой бородовой налог — в таком случае его брали повторно! Тех же, кто был застигнут с бородой и в неправильном платье на улице, по указу полагалось приводить «к комендантам или воеводам и приказным», где с них брали штраф, половина которого уходила в казну, а половина доставалась «приводчику» (как и неправильная одежда нарушителя).
Петровский бородовой указ от 17 апреля 1722 года просуществовал полвека: отменила его только Екатерина II в 1772 году. Но и после того еще целый век в России отношение к бородам было более чем прохладное. Ситуацию поменял только император Александр III Миротворец, который не только принялся последовательно отменять всё еще действовавшие «бородовые указы», но и сам носил бороду (как и его сын – последний русский император Николай II). Впрочем, к тому времени уже не было никакой нужды подчеркивать «европейскость» бритым лицом, да и цель, поставленная Петром Великим — вывести Россию в европейские и мировые лидеры — была полностью достигнута.
Лубок «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы, накануне отмены последнего «бородового указа».
На рисунке хорошо видно то самое одеяние, которое Петр I приказал носить «раскольщикам», отказывающимся брить бороды.
Источник: https://ru.russianarts.online
Источник статьи: http://histrf.ru/biblioteka/b/osobyi-zakon-dlia-liubitieliei-borody-nalogh-i-spietsodiezhda-ot-pietra-i