Мусульманские бороды: правила в исламе и значение
Мусульмане уверены, что каждый праведный мужчина должен отращивать бороду. Он не имеет право изменять самостоятельно облик, который даровал ему Аллах. Такаятрадиция может показаться варварской, но именно она позволяет отличить мужчину от женщины.
Мусульмане очень трепетно относятся к своей бороде, поэтому гладковыбритый мужчина у этого народа вызывает насмешки и жалость. Молодые люди уже не хотят придерживаться всех правил, поэтому возникает множество споров вокруг данного вопроса, которые мы и рассмотрим в нашей статье.
Значение бороды в исламе
Пожилые мусульмане утверждают, что сам пророк Мухаммед призывал мужчин носить бороду и оставлять ее первозданном виде, чтобы отличаться от язычников. Такое правило должен выполнять каждый.
Однако лучше глубже вникнуть в саму суть ношения бороды в исламе. Чтобы понять всю систему необходимо разобраться, каким образом развивалось данное религиозное направление. Во время жизни пророка Мухаммеда мусульманские бороды аккуратной формы были обязательным атрибутом каждого мужчины. Во время отращивания растительности на лице молодой человек должен был почувствовать, как его организм наполняется мужской силой. Только в этом случае ему разрешалось заводить семью, детей и строить собственный дом.
Волосы на лице это особый талисман каждого мусульманина борода в исламе означает веру в Аллаха. Важность данного атрибута очень высока, но обязан ли каждый молодой человек носить ее никто не ответить вам точно. Грех ли сбривать волосяной покров на лице в исламе? Как выполнять заповеди пророка Мухаммеда живя в современном обществе? На эти вопросы и попробуем найти ответы.
Правила ношения бороды
Некоторые люди считают, что борода мусульманина должна быть максимально длинной и густой, но это не правильное мнение. Есть определенные правила подстригания растительности на лице. Данный процесс проводится по регламенты и не может проводиться просто по желанию мужчины. В Коране сказано, что пророк подстригал свою бороду, чтобы ее форма была аккуратной, поэтому и все смертные должны следить за растительностью на своем лице, чтобы ее внешний вид был опрятный, а не напоминал заросли джунглей.
Что говориться в сунне?
Бесспорно, важность бороды в исламе нельзя переоценить. Но до сих пор ведутся острые обсуждения того является ли ее ношение обязательным для каждого мужчины. Существуют рекомендации (сунны) по ношению бороды. Их необходимо знать и желательно выполнять, но это не является обязательным моментом. Если мусульманин выполняет все рекомендации, то приблизиться к Аллаху и привлечет на себя его одобрительный взгляд, но даже если некоторые пункты, которые описаны в сунне, не выполняются, то это не считается проявлением греха.
В сунне говориться, что не стоит брить бороду просто так, не имея на это причины. Процедура стрижки проводиться только для придания опрятного внешнего вида волосам на лице. Мусульманская борода может полностью сбриваться только в случае серьезной болезни мужчины, если этого требует процесс излечения.
Многие халифы успокаивали мужчин, у которых слабо росла щетина, и они не могли отрастить густую бороду. По их словам не стоит переживать по этому поводу и считать себя прокаженными или бракованными. Вера идет из сердца и души и не зависит от длины волосяного покрова на лице
Почему мусульмане носят бороду без усов?
Есть рядмусульман, которые не любят носить слишком густую растительность на лице. Исходя из своих предпочтений, они сбривают усы,что не запрещено. Борода сунна – когда состригаются усы, а борода оставляется. Это говорится в священном писании со слов пророка Мухаммеда. По его словам харам (грех), когда еда дотрагивается до усов, вот почему многие мусульмане носят бороду без усов. При этом уход за волосами на лице должен проводиться с максимальной тщательностью.
Борода мусульманина: фото
В священном писании пророк говорил о том, что не подстригают свои бороды только дикие люди. Самая оптимальная мусульманская борода не должна быть длиннее размера сжатого кулака, но и короче брить ее не стоит. Давайте посмотрим на несколько фото мусульманской бороды.
Заключение
По итогу хочется сказать, что значение бороды в исламе очень важно. Но сегодня тяжело сказать однозначно стоит ли современному мусульманину заводить густую щетину или можно уже отойти от этого стандарта? Многие мусульмане до сих пор считают греховным несоблюдение правил пророка Мухаммеда, поэтому основная масса мужчин носят небольшую бородку аккуратной формы, что является самым мудрым выходом из сложившейся ситуации.
Источник статьи: http://afmen.online/musulmanskie-borodyi.html
Как брить бороду по сунне
СТАТЬИ
- Как Ислам борется с инфекционными заболеваниями? Запрет посещать собрания! Что Ислам говорит о контроле над заразными болезнями и их профилактике? Есть ли.
- Современные фатвы ученых Ислама о намазе МОЖНО ЛИ ОСТАВЛЯТЬ ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ РАДИ ПОЛЬЗЫ?Шейху Ибн Базу, да помилует.
- Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду Аллаха Об АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь.
- Изучение Арабского языка и Таджвида Отличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился.
- Обучение намазу (необходимый минимум) بسم الله.
Разрешено ли укоротить или побрить бороду?
Несколько хадисов о бороде…
Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними, а затем:
Всевышний сказал в Своем писании:
لَقَدْ كَانَ لَكُمْ فِي رَسُولِ اللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ
И был в посланнике Аллаhа для вас прекрасный пример
В различных хадисах пришли различные формы приказа отращивать бороду, вот некоторые из них:
Посланник Аллаhа ﷺ сказал:
В другой версии от Ибн ‘ُУмара в двух сахихах:
В версии Абу Хурайры у Муслима:
Имам Бади’у-Ддин ас-Синди رحمه الله сказал:
وقد أخبر الصادقُ المصدوقُ أن حلق اللحى من عادات المشركين ، فيجبُ على المسلمين الذين آمنوا بالله ورسولِه وصدَّقُوه المخالفةُ لهم وعدمُ التشبه بهم
«Сообщил правдивейший и правдивый, что бритье бороды является обычаем многобожников, и поэтому мусульмане, верующие в Аллаhа и его посланника и принявшие посланника, обязаны противоречить им и отличаться от них».
Граница бороды
Имам и языковед Джамалу-Ддин Мухаммад Ибн Манзур аль-Ансари (ум. 711) сказал:«Борода — это то, что растет на щеках и подбородке». См. «Лисану аль-‘Араб» 15/243
Шейх Ибн Баз رحمه الله сказал:«Ученые пояснили, что борода, это то, что растет на щеке и подбородке, это и есть борода. А то, что растет на шее бородой не является. Также та часть (кости), что выше уровня (расположенного параллельно) ушам, тоже бородой не является, так как это продолжение головы. Но бородой является то, что растет на костях, (расположенных) параллельно (отверстий) ушей (т.е бакенбарды — сариф по арабски)… Также бородой является то, что растет под нижней губой. Ее называют эспаньолка».
Единогласный запрет бритья бороды
Видные имамы этой уммы передали единогласие в этом вопросе.
Имам Ибн Хазм аль-Андалуси رحمه الله сказал:
اتفقوا أن حلق جميع اللحية مُثْلة لا تجوز
«Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды это проступок. Не дозволено это делать».
См. «Маратибу аль-Иджма» стр.157.
Имам Абу аль-Хасан Ибн аль-Къаттан аль-Фаси аль-Малики رحمه الله сказал:
واتفقوا أن حلق اللحية مُثْلَة لا تجوز«Единогласны (все ученые), что полное бритье бороды это проступок. Не дозволено это делать».См. «Аль-Икъна’ фи Масаили аль-Иджма». 2/3953.
Имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафи رحمه الله сказал:
وأما الأخذ منها وهي دون ذلك كما يفعله بعض المغاربة ، ومخنثة الرجال : فلم يُبحه أحد .«А что касается удаления бороды больше )чем хват кулака) как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял». См. «Рад аль-Мухтар» (2.418).
Сказал авторитетный ученый Азхара ‘Али Мах|фуз в своей книге «аль-Ибда’ фи Мударри аль-Ибтида’»:
وقد اتفقت المذاهب الأربعة على وجوب توفير اللحية وحرمة حلقها
«Единогласны все четыре мазхаба в обязательности оставления бороды и в запрете ее бритья».
Сказал ‘алляма Мах|муд ас-Субки:
فلذلك كان حلق اللحية محرماً عند أئمة المسلمين المجتهدين؛ أبي حنيفة, ومالك, والشافعي, وأحمد, وغيرهم
«И поэтому бритье бороды было запрещенным делом у имамов муджтаhидов, как Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии, Ахмад и другие».
Если я не ошибаюсь, но по моему Ибн аль-Къайим رحمه الله тоже передавал единогласие в этом вопросе.
Мнения мазhабов
Теперь, с дозволения Всевышнего, быстренько пробежимся по четырем мазhабам и выясним, какое действительное положение среди мазhабов, ведь многие относят себя к мазhабам.
Ханафитский мазhаб:
Имам Шиhабу-Ддин ат-Турбишти аль-Ханафи (661) رحمه الله сказал:
قصُّ اللحية كان من صنع الأعاجم وهو اليوم شعار كثير من المشركين كالإفرنج والهنود ومَنْ لاخَلاق له في الدين من الفِرَقَ الكافرةِ ، طَهَّرَ الله حَوْزَةَ الدين منهم
«Укорачивание бороды пришло от иностранцев. Сегодня это знамя многобожников, как европейцы и индусы, а также те, у кого нет религиозного воспитания из числа неверующих сект. Да очистит Всевышний религию от них». См. аль-Х|аляби в «Х|укму ид-Дин фи аль-Лих|ья уа ат-Тадхин» стр. 24.
Сказал имам Уалийюллаh ад-Деhляуи رحمه الله:
وقصها ـ أي اللحية ـ سنة المجوس, وفيه تغيير خلق الله
«Укорачивание бороды сунна зороастрийцев. В этом также изменение творений Аллаhа». См. Аль-Х|уджа аль-Балигъа.
Сказал имам Ибн ‘Абидин аль-Ханафиرحمه الل ه:
وأما الأخذ منها وهي دون ذلك كما يفعله بعض المغاربة ومخنثة الرجال, فلم يبحه أحد, وأخذ كلها فعل يهود الهند, ومجوس الأعاجم
«А что касается удаления бороды больше чем хват кулака, как это делают некоторые магърибийцы и женоподобные мужчины, то никто этого не дозволял. Полное ее бритье это из поступков индийских иудеев и зороастрийцев». См. «Рад аль-Мух|тар» (2.418).
Маликитский мазhаб:
Имам аль-‘Адауив «Хашия» передавал, что имам Малик رحمه الله считал бритье бороды поступком зороастрийцев.
Имам Абу ‘АбдиЛля Мухаммад ибн ‘Арафа аль-Малики (716-803) запрещал брить бороду. См. «Х|ашия аль-‘Адауи» 2/446.
Сказал имам Ибн ‘Абд аль-Барр رحمه الله у себя в «ат-Тамhид»:
ويحرم حلق اللحية ، ولا يفعله إلا المخنثون من الرجال
«Бритье бороды запрещено. Никто у нас так не поступает кроме женоподобных».
Также о запрете говорили такие маликитские имамы как:
Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани аль-Малики в «ар-Рисаля».
Мухаммад ад-Дусукъи аль-Малики в «Шарх|у ад-Дардир».
Аль-Х|ат|аб ар-Ру’ейни аль-Малики в «Мауаhибу аль-Джалиль Шарх| Мухтасар аль-Халиль».
Шафиитский мазhаб:
Вот тут пожалуй по подробней, уж больно много «шафиитов» сегодня говорят о нежелательности бритья бороды. Сегодня я намерен раскрепостить ума «шафиитов», срубить фетвы вековой лжи и освободить их шеи от кандалов фанатизма.
Сказал имам аль-‘Иракъи аш-Шафииرحمه الله ه:
واستدل الجمهور على أن الأولى ترك اللحية على حالها, وأن لا يقطع منها شيء, وهو قول الشافعي وأصحابه
«Большинство ученых привели доказательства в пользу того, что лучше оставить бороду как есть и не отрезать с нее ничего.Это мнение аш-Шафи’и и его учеников«. См.»Тарх ат-Тасриб» 2/83.
Сказал имам Абу аль-‘Аббас аль-Къуртуби аш-Шафии رحمه الله в «аль-Муфhим»: «Не разрешается ни брить бороду, ни щипать ее, ни укорачивать».
Сказал имам Абу Шама аль-Макъдиси аш-Шафии رحمه الله (учитель имама ан-Науауи):
وقد حدث قوم يحلقون لحاهم, وهو أشد مما نقل عن المجوس من أنهم كانوايقصونها
«Люди уже начали брить свои бороды. Это самое очевидное из того, что былоперенято от зороастрийцев, ведь (именно) они укорачивали свои бороды».
Абу аль-Х|амид аль-Гъазали رحمه الله в своей книге «Аль-Их|ья» сказал: «Передается от ‘Умара ибн аль-Хаттаба и Ибн Аби Я’ля – судья Медины, что они не приняли свидетельство (на суде) от бреющего свою бороду». Он также сказал, упоминая бритье бороды:«…это- является тяжким грехом. Борода является украшением мужчины».Он же сказал:«…и посредством нее (т.е эспаньолки) отличают мужчину от женщины». См. «аль-Их|ья» 2/257.
Имам ан-Науауи не согласился с имамом аль-Къади ‘Иядом в том, что бороду нежелательно брить, сказав: «…но более верно, что ее надо оставить как естьи не укорачивать» .Также ан-Науауи сказал:
والمختار تركهاعلى حالها, وألا يتعرض لها بتقصير شيء أصلاً
Предпочитается оставить бороду как есть и не укорачивать ее вообще. Шарх Муслим 2/154.
Не смотря на известно мнение самого имама аш-Шафи’и о запрете укорачивания бороды, имам ан-Науауи противоречил самому аш-Шафи’и в этом вопросе. Да помилует его Аллаh.
Такой видный и авторитетный имам знаток шафиитского фикха как Шиhабу-Ддин Абу аль-‘Аббас Ах|мад аль-Азра’и аш-Шафи’и (709-783). Ученик аль-х|афиза аль-Миззи и аль-х|афизааз-Заhби говорил, что что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды. И в этом на него упирался дагестанский ученый, знаток шафиитов, который переехал из Дагестана в Мекку (оно и понятно) 200 лет назад, по имени ‘Абдуль-Х|амид аш-Ширвани. Сказал аш-Ширвани: «…и теперь ты узнал,что сам аш-Шафии писал о запрете бритья бороды.И также ты узнал, что мнение о нежелательности бритья ошибка, согласно словам аль-Азра’и: Более верно – запрет бритья».
Ахмад бин Къасим аш-Шафии رحمه الله привел слова еще одного имама и знатока мазhаба аш-Шафи’и — Ибн ар-Риф’а аль-Ансари (современник ан-Науауи), сказавшего в «Х|ашияту аль-Кифая»:«Имам аш-Шафии прямо писал у себя в «аль-Умму» о запрете бритья бороды. Также аз-Заркаши аль-Х|улейми в «Шу’абу аль-Иман» и его устаз аль-Къаффаль аш-Шаши в «Мах|асину аш-Шари’а» писали о запрете бритья бороды». См. аль-Х|аляби «Х|укму ад-Ддин фи Тадхин уа Лихья» стр. 31.
P.S. Кстати, Ибн ар-Риф’а, это Наджму-Ддин Абу аль-‘Аббас Ахмад Ибн Риф’а аш-Шафи’и аль-Ансари (645-710). Это тот самый, про которого сам Ибн Теймийя сказал:«Я видел шейха, с бороды которого капал шафиитский фикх». См. Ибн Хаджар в «Ад-Дурар аль-Камина» 1/335.
Ханбалитский мазхаб:
Шейхуль-Ислям Ибн Теймийя رحمه الله сказал: «Запрещено брить бороду» См.«Аль-Ихтиярат аль-‘Илмийя» стр. 6 Он же сказал:
فأما حلقها فمثل حلق المرأة رأسها وأشد لأنه من المثلة المنهي عنها وهي محرمة «А что касается бритья бороды, то это словно женщина, побрившая свою голову, и даже хуже. Это запрещенный проступок».
Тоже самое сказал Ибн аль-Къайим رحمه الله.
Шамсуддин Ибн Муфлих| аль-Ханбали رحمه الله в своей книге «Аль-Фуру» говорил о запрете бритья бороды в ханбалитском мазхабе.
Сказал имам Мансур аль-Буhути رحمه الله в «аль-Икъна»:«Запрещено брить бороду».
Сказал имам Абу ан-Наджа رحمه الله :«Запрещено брить бороду».
Сказал Шамсуддин ас-Сафарайни аль-Ханбали رحمه الله:
المعتمد في المذهب ، حُرمَةُ حَلْقِ اللحية
«Принятое в мазhабе (ханбалитов), это запрет бритья бороды» См. «Гъизау аль-Альбаб» 1/376.
Сказал имам ‘Абд ар-Рахман бин Къасим аль-‘Асими аль-Ханбали (1392):
وما لهم قاتلهم الله أنى يؤفكون, أمرهم الله بالتأسي برسوله-صلى الله عليه وسلم فخالفوه, وعصوه, وتأسوا بالمجوس والكفرة, وأمرهم بطاعة رسوله , وقد قال: أعفوا اللحى, أوفوااللحى, أرخوا اللحى, أرجوا اللحى, وفّروا اللحى. فعصوه وعمدوا إلى لحاهم فحلقوها, وأمرهم بحلق الشوارب فأطالوها, فعكسوا القضية
«Что же с ними? Да уничтожит их Всевышний, как же они лгут! Аллаh приказал им следовать примеру Его посланника, мир ему и благословение, а они вошли в противоречие с ним и ослушались его, последовали примеру зороастрийцев и кафиров. Он приказал им подчиниться посланнику. Ведь он сказал:«Отпускайте бороду, отращивайте бороду…»а они ослушались его…он приказал им подстричь усы, а те отрастили их и перевернули все на оборот…» См. «Тах|риму Х|алькъи-Ллих|а» стр 13.
Муфтий ‘алляма Мухаммад бин Ибраhим رحمه الله сказал: «Тот, кто сбрил свою бороду после того, как ему стало известно о запрете и он упорствует в этом, совершил большой грех». См «Фатауа уа расаиль» 2/54.
Бритье бороды ниже хвата кулака
Аль-Х|афиз Зейн аль-‘Иракъиرحمه الله в «ат-Тасриб» писал: «Саляфы разногласили: есть ли ограничение в длине бороды, или нет? Некоторые из них сказали, что нет для нее ограничения до тех пор, пока она не станет отличатся (от остальных), тогда он возвращает ее (на привычный образ). Имам Малик не любил слишком длинную (бороду). Некоторые (саляфы) сказали, что ее (минимальный) рост, это все то, что равно хвату кулака, а ниже этого разрешается отрезать. Другие (саляфы) сказали, что отрезается то, что (ниже кулака) лишь при Х|адже и ‘Умре». См. «Т|арх|у ат-Тасриб» имам Зейна аль-‘Иракъи.
Имам аль-Къади ‘Ийядرحمه الله считал, что если борода слишком длинная, то можно укоротить до обычной длины. Он объяснил это тем, что слишком огромная борода привлекает внимания. См. «Т|арх|у ат-Тасриб» имам Зейна аль-‘Иракъи.
Тоже самое передается от ‘Умара и Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh. См. «Фатх|уль-Бари» имама Ибн Хаджара, в комментариях к хадису: «Отпускайте бороду…»
Ат-Т|абари считал, что если борода стала безобразно огромной, то разрешается привести ее в порядок. В этом он ссылался на Аль-Х|асана аль-Басри и ‘Ат|а. См. «Фатх|уль-Бари» имама Ибн Хаджара, в комментариях к хадису: «Отпускайте бороду…»
Также на этом мнении имам Ибн ‘Абд аль-Барр, аль-Къади ‘Ийяд, Ибн Теймийя и другие.
Аль-х|афиз Абу аль-Уалид аль-Баджиرحمه الله в шархе на «Муват|аъ имама Малика» сказал:«Передал Ибн аль-Къасим от имама Малика, (сказавшего): «Нет проблем отрезать от бороды ту часть, которая безобразно растет». Ему сказали: «А если она очень длинная?» Он сказал: «Я считаю, что он может подстричь то, что ниже хвата кулака».
И передается от ‘Абдуллы бин ‘Умара и Абу Хурайры, что они отрезали то, что было ниже хвата кулака.
Также передал Ибн Аби Шейба в «аль-Мусаннаф» от ‘Али бин Аби Т|алиба, Абу Хурайры,‘Абдуллы бин ‘Умара ибн аль-Хат|аба, Т|ауса и аль-Къасима бин Мухаммада ибн Аби Бакра, что они отрезали ту часть бороды, что ниже хвата кулака. Аль-Х|асан (аль-Басри) говорил: «Они сделали исключением укорачивать то, что ниже хвата кулака». Джабир сказал: «Мы не будем трогать то, что нижу хвата кулака, разве только на Х|адже и ‘Умре…»».
Случаи, когда бороду дозволяется укорачивать/брить
Этот вопрос я задал бывшему судье столицы королевства — Эр-Рияд, шейху Сулейману аль-Маджиду на его официальном сайте.
Текст ответа:
حلق اللحية محرم، لكن إن أكره الإنسان عليه؛ وذلك بأن يغلب على ظنه أنه لم يفعل فإنه يسجن أو يضرب أو يؤخذ ماله أو يفصل من عمله الذي هو في ضرورة إليه أو نحو ذلك فلا حرج عليه في هذه الحال إذا حلق لحيته، لكن ليحذر الإنسان من الأوهام غير المتحققة في مثل هذا. والله أعلم.
«Бритье бороды — запрещено! Однако, если человек был принужден, т.е. более чем вероятно в случае невыполнения (требуемого) его посадят, или побьют, или отнимут его имущество, или отрежут от его работы, в которой он нуждается или что-то еще в этом плане, то нет на нем греха если в таком случае он побреет бороду.
Но! В подобных случаях человеку следует избегать (всяких) воображений»!
Также этот вопрос я задал шейху ас-Сухейм на нашем еженедельном уроке по правовому делу: Шейх, вопрос относительно отращивания бороды на Кавказе, особенно в Дагестане. Мы по сей день претерпеваем аресты и пытки со стороны режима. Говорю вам это без всякого преувеличения и искажения. Так вот, есть ли для принужденных какое-нибудь исключения? Т.е укоротить бороду то требуемой длины? Или как нам поступить, шейх?
Ответ: «Ученые говорят: если дело не дошло до принуждения, то не допускается послабление. Принуждение имеет свое определение. Принуждением не называется простое (ничем не обоснованный) страх. Необоснованные опасения ареста не берутся во внимания. Но, если реально, в самом деле по причине соблюдения сунны, отращивая бороду он рискует быть схваченным, арестованным, или будут в отношении него применены пытки и т.д, то в таком случае разрешается укоротить бороду столько, сколько позволяет (местность).Ведьукорачивание бороды не тяжелее грехом чем произношение слов куфра, ведь Господь сказал» …кроме принужденных, сердца которых наполнены верой». У ученых сюда же входит и поступок куфра (по принуждению). А кто желает, может быть стойким до последнего.
Как известно некоторые сподвижники, да будет доволен им Аллаh, как Биляль, Хаббаб и другие, стояли до конца, несмотря на то, что их пытали, волокли по горячему песку, клали на них большие камни и т.д. Некоторых даже пытались убить, пытаясь выбить с них слова куфра и отречения от религии, но при этом они не оставляли свою религию даже словесно.
Это и есть непоколебимая решимость. Были и такие, которые словесно дались, как это произошло при смуте в вопросе сотворения Корана, но и там были проявляющие непоколебимую решимость и стойкость. Кто непоколебимо стоит до конца, его не упрекают, как и того, кто под принуждением сдались (словесно). Поэтому, если, одеваясь в исламский вид он может пострадать, то он может прибегнуть к послаблениям (в рамках разумного). Но прибегая к подобным послаблениям важно учитывать, что человек не должен следовать страстям и испытывать успокоение в сердце в том, чему его принудили…»
Ученые «Марказу аль-Фатауа» сказали: «Если более чем вероятно, что, отпустив бороду его коснётся вред, который он не сможет перенести; пытки, изгнание, или тюремное заключение, не говоря уже о убийстве, то в таком случае разрешается сбрить ее!»
Тоже самое сказал шейх аль-Альбани, Ибн Джибрин, Ибн ‘Усеймин, Мукъбиль и другие, да помилует их Всевышний. Тоже самое говорил шейх Мустафа аль-‘Адауи, Мухаммад аль-Фиркаус, ‘Али ар-Рамлий и другие.
Сегодня действительно есть такая опасность, и я сам свидетель такому случаю, когда из-за бороды людей ставили на «профилактический» (экстремистский) учет, а оттуда все несчастья.
Хвала Аллаhу Господу миров. Мир и благословение избранному пророку, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто последовал за ними.
Источник статьи: http://www.umma-42.ru/pages-1195.html