Как делают щетину для кисточек

Обзоры материалов

Обзоры и описания разных материалов для творчества — маркеров, бумаги, красок и всего остального.

Из чего делают кисти для рисования

  • Автор ★ Летта
  • 24 мая 2016, 17:16

Кистей сейчас огромное множество, причем самых необычных. В очередной раз перебирая свои кисти, я решила разобраться с типами ворса, что именно и для чего подходит. Ведь мы так часто рисуем, что уже не задумываемся почему именно белка или чем колонок отличается от щетины.

Белка

Одни из самых известных кисточек, с которых многие начинают обучение рисованию. Их делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц (но ширина флейцев ограничена). Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе, потому что эти кисти отлично держат воду. При этом для масла белка слишком нежная и может начать вылезать от растворителя. Беличий волос прекрасно сохраняет форму, не ломается, впитывает влагу и хорошо моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать без неравномерных полос и наложения размытых пятен благодаря тому, что при соприкосновении с бумагой, фарфором, фаянсом, волоски не разъединяются и ведут четкую, направленную линию. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета.

Я тут вычитала, что материалом для этих кистей может послужить ворс разных пород сибирских белок.

К примеру, волос породы CASAN считается самым тонким. Из него делают инструменты, которыми расписывают керамику и фарфор. Ворс белки породы TALUTKY отличается большей длиной и применяется для кистей, используемых для каллиграфии. Белки CANADISCHE ценны своим коротким, черным ворсом. Каждый их волос имеет тонкий кончик. Поэтому из белки этой породы отлично получаются акварельные кисти.

Колонок

Кисточки из его ворса считаются очень ценными. Колонок – это помесь хорька, куницы и норки одновременно. В природе этих зверьков существует немного, к тому же его не так просто заготовить. К примеру, хвостик сибирского колонка дает не более 2-х г ворса, подходящего для кисточек. Из него получится 3-4 тоненькие кисточки и 1-2 большие. Для кистей мех берут только из его хвоста и только у животных, живущих в долинах рек Сибири, в Китае и Корее. Колонковый волос очень эластичен, легок и имеет острый кончик. Самые качественные кисти колонок — это сделанные из ворса самца, пойманного зимой. Кстати, пригодный под живопись ворс колонка, называется остью. Цвет волоса может быть разным. Это зависит от сезона, в который был пойман зверек, в основном, это золотисто-коричневый цвет. По качеству они похожи на беличьи, хотя есть и отличия. Ворсинки колонка у самого основания намного жестче и толще, а на кончике мягче, очень упругие и эластичные. Кисть может быть цилиндрической или плоской формы, разных оттенков от светло-рыжего до темно-коричневого. Эти кисти используются как для жидких, так и густых красок. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.

Соболь

Золотая середина между мягкой белкой и упругим колонком. Особенность кисточек из соболя в том, что они очень долговечные и почти не стираются, даже при работе с грубыми поверхностями, делают их из хвостов соболя. Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до мокрой техники. Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно. Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.

Читайте также:  Волчонок все прически лидии
Куница
Ласка

Альтернатива ворсу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.

Щетина

Довольно жесткая, упругая и длинная. Ее сортируют по оттенкам (бывает черной, серой и белой) и длине, обрабатывают химическими веществами и отбеливают. Подготовленную щетину обдают кипятком, после чего она становится более эластичной. В готовом виде имеет светлый цвет. Щетину высокого качества производят в Китае и России.

Отличить эту кисть от других можно путем визуального осмотра — свиной волос расщеплен у окончания. Именно эта особенность и стала причиной использования свиного волоса — специфичный кончик позволяет кисти вбирать большой объем краски и ровно наносить ее, снова не макая кисть. Лучшие кисти этого вида имеют до 80% расщепленных волосков, но для художественных кистей лучше все таки откалиброванная нерасщепленная щетина. Эти кисти выбирают для рисования маслом, акрилом (можно не разводить), гуашью и темперой. У этих кистей есть особенность – отсутствует окончание у пучка, благодаря этому кисть способна набирать достаточно большое количество краски и задерживать ее. Основная форма кисточки плоская, хотя существуют цилиндрическая и веерная, а также флейцевая.

Мягкий ворс с цилиндрическим пучком, хорошо набирает воду. Используется ворс, который растет за ушами или на спине.Кисти часто используются в школах и детских садах для обучения акварельной технике.Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают их хуже, чем впитывают, собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет острой вершинки, в силу этого эти кисти не очень хорошо подходят для профессиональных работ. Могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

Козий ворс эластичный, упругий и довольно длинный, бывает белых и желтых оттенков. Мягче, чем свиная щетина. Кисти сохраняют форму, отлично впитывают краски и воду, вследствие чего получаются ровные мазки. Их используют в живописи акварелью, каллиграфии, росписи батика и керамических изделий, японской живописи. Примечательно, что для каллиграфии берут кисточки в основном с ручками из бамбука из-за их легкости. Такая кисть подходит для работы батиком, потому что она способна выдержать горячий воск.

Кисти из ушного волоса

Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного. Обычно такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру. Изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью. Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.

Мангуст

Кисти из мангуста легко отличить по цвету ворса, кончик окрашен в темно-коричневый цвет, а основание – в черно-белый или сероватый. Кисточки цилиндрические или плоские, упругие и немного жесткие.Их задействуют в работе, как правило, с густыми красками (например, масляными и акриловыми). По своему опыту могу сказать, что рисовать акварелью в сухой технике ей тоже можно, она отлично держит форму и тонкий кончик, но не очень хорошо удерживает воду.

Читайте также:  Прическа эпохи ар деко

Для нас скорее экзотика, но довольно распространены на востоке. Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей «волк» относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.

Медведь

Делаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя по форме выпускаются плоские с длинным или коротким волосяным пучком, из волоса бурого медведя бывают круглыми, как на фото выше. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для «тяжелого» вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

Барсук

Волос для этих кистей берется из хвоста барсука. Благодаря своим свойствам мех барсука стал идеальным материалом изготовления инструмента для масла. Кисти из ворса барсука мягче щетинных, обладают конической формой, отличаются «пушистостью». Самые лучшие кисти из меха барсука можно узнать по кончику белого цвета и полосе в середине.

Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетика

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.
Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным. Последнее время производство синтетических кистей активно развивается и качественная синтетика вполне может со временем заменить или дополнить натуральный ворс.

Краткий гид по разным материалам и видам ворса.

Масло — кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук.
Темпера — синтетика, барсук, белка, кисть щетина, колонок, ушной волос
Гуашь — ушной волос, синтетика, белка, кисть щетина, колонок
Акварель — кисть белка, колонок, синтетика имитация.
Акрил — синтетика, кисть колонок, белка.

Кроме этого существуют кисти из ворса лисицы, зайца (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), енота, из крысиного меха, из гривы дикой лошади, из ворса верблюда, выдры, хорька, фараоновой мыши, молодого тюленя, песчаника, китайского ангкингского борова, кролика, горностая, оленя, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

В петриковской росписи мастера сами делают кисти из волосков кошачьего меха, так называемые кошачки. Даже нашла мастер класс для любителей экспериментов.

Читайте также:  Стемоксидин для роста бороды

А вот как кисти собирают.

Пока я писала этот пост, много думала об этичности производства натуральных кистей. Понятно, что технология отработана веками и часто кисти делаются из отходов меховых производств, но вместе с тем понятно, что спрос может повышать объемы заготовки. Никто не будет вылавливать животных и состригать с них нужное количество волосков из нужных мест. Поэтому здесь как с натуральными шубами — красиво, удобно, но насколько гуманно? Я лично давно перешла на синтетику и имитацию, натуральные кисти скорее редкость, при этом спокойно рисую акварели синтетикой, не гнушаясь самых дешевых кистей. Очень надеюсь, что со временем синтетика вытеснит натуральные волокна и они станут скорее экзотикой, чем необходимостью.

Источник статьи: http://artlab.club/review/iz-chego-delayut-kisti-dlya-risovaniya.html

«Кухня» художника: типы волоса в кистях

Поговорим о волосяной части кистей: из какого волоса делают кисти, а также в каком случае какую кисть использовать.

● Свиная щетина
Подходит для живописи маслом и акрилом. Достаточно жесткая, поэтому ею очень удобно работать с густыми красками. Лучшими считаются кисти из щетины китайского ангкингского борова. Щетина проходит специальную обработку: кипятится, затем отбеливается, после чего отправляется на изготовление кистей. Еще одним достоинством щетины является расщепленный кончик, благодаря которому кисть равномерно наполняется, что приводит к ровным мазкам. В лучших кистях около 80% расщепленных волосков.

Еще одним достоинством щетины является расщепленный кончик, благодаря которому кисть равномерно наполняется, что приводит к ровным мазкам. В лучших кистях около 80% расщепленных волосков.

● Барсук
Волос барсука мягче щетины. Такие кисти идеальны при работе с разбавленными красками. Волосяной покров — конической формы с брюшком, расположенным ближе к кончику. Отличить барсука очень легко: кончик у кисти белый, средняя часть более темная. Иногда производители красят щетину или козий волос в цвета барсука для его имитации. Чтобы отличить подделку, следует обращать внимание на наличие брюшка и кончика. Если брюшка нет, но есть скрученные волоски – то это козий волос, если же расщепленные волоски – щетина.

● Медвежья щетина
Производятся из волоса медведя. Выпускаются с укороченным либо удлиненным пучком. Менее жесткие, чем щетина, зато более эластичные и мягкие. Применяются при работе с темперой, акварелью, маслом, гуашью.

● Колонок
Изготовляют такие кисти их хвоста колонка. Возможны вариации по форме: круглые, плоские, с укороченным и удлиненным пучком. Сочетает в себе эластичность, упругость и мягкость. Незаменимы во всех видах живописи. Используются в масляной живописи для прорисовки мелких деталей, при работе гуашью и в акварельной – когда нужны упругие свойства кисти.

● Белка
Беличьи кисти делают из хвоста белки. Бывают только круглой формы. Очень мягкие и эластичные. Чаще всего применяются в акварельной технике.

● Мангуст
Используется в акриловой и масляной живописи. Удерживает много краски. Волос более мягкий, чем щетина, но жестче соболиного. Кончик такой кисти темно-коричневый, по длине – черно-белый.

● Козий волос
Такие кисти отлично подходят для акварели, каллиграфии, суми-ё. У них длинный упругий мягкий волос, который не оставляет на поверхности жестких следов. Часто их выпускают с легкой ручкой из бамбука.

● Синтетические кисти
Выпускаются все форм и размеров . Хорошо подходит для масла и акрила. Благодаря ним, можно работать с красками непосредственно из тубы. Если краску предварительно разбавить, то можно применять кисти со средней жесткостью. Чем больше разбавлена краска, тем мягче должна быть применяемая кисть.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/jivopis_kormi/kuhnia-hudojnika-tipy-volosa-v-kistiah-5c2e53f2e5e73b00aad06ab5

Оцените статью
Adblock
detector