Симметрия и асимметрия в прическах
В моделировании причесок симметрия и асимметрия являются важным средством достижения художественной выразительности.
Симметрия помогает создавать уравновешенные композиции. В симметричных прическах достигается единство тождественных элементов, которые располагаются на одинаковом расстоянии по отношению к какой–то определенной точке или оси. Выделяют два основных типа симметрии: зеркальная и осевая. Симметрия всегда создает впечатление уравновешенности прически.
Зеркальное равновесие представляет собой расположение деталей прически относительно плоскости или оси симметрии. Примером зеркальной симметрии могут служить прически, выполненные на основе кос или «конских» хвостов. К прическам этого типа относятся большинство классических и элегантных стрижек и причесок.
Осевое равновесие, которое еще именуют центрическим, является результатом воображаемого вращения формы вокруг оси симметрии. Иными словами, если через центр головы провести воображаемую линию и вокруг нее «повернуть» прическу в ту или иную сторону, это и будет осевое равновесие. Оно применяется в моделировании в том случае, когда необходимо «развернуть», сместить прическу с учетом индивидуальных особенностей лица.
Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. Она представляет собой противопоставление неравных частей прически относительно оси равновесия. Как правило, эта ось проходит вертикально или горизонтально через середину лица. Асимметрию можно использовать и в процессе стрижки, и в окрашивании волос, и в моделировании объема прически. Ее роль в моделировании переоценить трудно: она вносит в прическу новизну, делает ее нарядной, позволяет принимать нетрадиционные решения. С помощью асимметрии становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности. Примером асимметрии служат: косая челка, смещенный на бок «конский» хвост, асимметричная «лесенка» на висках.
Главным условием при использовании симметрии и асимметрии является гармоничность прически, ее уравновешенность.
Контраст в прическе
Контраст является прекрасным средством для достижения художественной выразительности прически. Он достигается посредством цветового, тонового и объемного противопоставления отдельных ее элементов. Опытные мастера, используя контраст, добиваются активизации одних элементов и смягчения других. Контрастные детали можно сделать подчеркнуто четкими или, наоборот, расплывчатыми.
Контраст применяют для того, чтобы подчеркнуть уникальность каждой стрижки, сделать ее модной, стильной и заметной. Проще всего это сделать при помощи асимметрии – цветовой или объемной. Ярким примером контраста в прическе могут служить пряди, имеющие разную длину или окрашенные в разные оттенки.
Использование контрастного окрашивания и асимметрии помогает создавать прически различной стилевой направленности – от классических до авангардных и даже вычурных. Контрастные стрижки всегда отличаются новизной, стильностью и свежестью.
В процессе моделирования контрастной прически необходимо первым делом определить, где будет располагаться центр ее композиции, то есть ее главная и самая выразительная часть. В композиционном центре соединяются все элементы прически, ее части, акцентирующие детали. Таким центром может служить, например, пробор, челка, декоративная заколка и даже отдельный локон. Правильно построенная композиция обязательно должна быть связана с центром через каждую из своих деталей. Кроме того, все элементы непременно должны быть связаны между собой, являться частями единого целого. Для того чтобы все части прически были соразмерны друг другу, должны строго соблюдаться пропорции.
Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s37452t3.html
Как это симметрические прически
3. Лицевая часть прически
лицевая часть формы прически и ось симметрии
Любая разработка лицевой части формы прически имеет в качестве организующего начала ось симметрии, проходящую вертикально через середину лица. Но присущая лицу человека вертикальная ось зеркальной симметрии,
являясь организующей основой формы прически, по-разному, т. е. с разной степенью значимости (активности), участвует в композиции (рис. 59).
Рис. 59. Влияние оси симметрии на восприятие формы
Так, несимметричная, несколько аморфная форма прически, изображенная на рис. 59, а, не вызывает, однако, резко отрицательного отношения — мы не ощущаем принципа организации формы и поэтому относимся к ней довольно равнодушно. Иное Дело, если ввести в этот же силуэт детали, которые бы с большей силой обозначили левую и правую стороны (рис. 59, б, в) — отношение к такой форме сразу же меняется на резко отрицательное, поскольку в этом случае ось симметрии начинает подразумеваться в гораздо большей степени и ошибка в построении формы сразу бросается в глаза. Если же в этой форме еще больше подчеркнуть ось симметрии (например, сделать прямой пробор), то ошибки такого рода начинают кричать. Даже небольшое изменение размеров одного из боковых объемов без учета оси симметрии приводит к весьма нежелательным для формы последствиям (рис. 59, г, д). Одностороннее изменение в подчеркнуто симметричной форме совершенно недопустимо. Конечно, и в такой композиции возможны отступления от строго зеркального повторения левого в правом, но они могут касаться лишь расположения деталей внутри силуэта (рис. 59, е), а не геометрической основы формы.
Таким образом, можно вывести некоторые правила. Чем сильнее влияние оси, тем активнее «работает» симметрия. Предельно акцентирует ось симметрии расположенный на ней пробор. Детали, одинаковые по форме и расположенные на одинаковом расстоянии от оси, также сообщают композиции сильнейший эффект симметрии. Равновесие в таких прическах возникает вследствие равенства сторон (рис. 60).
Рис. 60. Строго симметричные прически
Рис. 61. Симметричные прически с асимметричными деталями
Незначительная асимметричность допустима в разработке деталей, входящих в подчеркнуто симметричную форму; такие отклонения должны быть обоснованы тектонически и не выступать за линию ясно читаемого симметричного силуэта. Причем, чем менее акцентирована ось, тем больше возможна разработка асимметричных деталей при сохранении симметричности внешнего абриса (рис. 61).
Формы причесок, изображенные на рис. 61, а, б, в, при наличии
асимметричных деталей представляются нам вполне уравновешенными, так как детали, незначительно отличающиеся друг от друга по внешнему виду (см. рис. 61, б, в), по существу друг другу адекватны: они равновелики по объему (при их создании должны были быть использованы одинаковые бигуди, расположенные на одинаковом расстоянии от реального или предполагаемого прямого пробора), и, что, пожалуй, еще важнее, их массы при визуальной оценке нам представляются также одинаковыми (использована одна манера и техника причесывания при одинаковом количестве волос, использованных для создания этих деталей). И с точки зрения тектоники мы не видим никаких нарушений: при одной технике обработки концы прядей, которые образуют неодинаковые по рисунку объемные формы (а именно концы в данном случае и определяют их неодинаковость), при расчесывании вполне могли лечь так, как показано на рисунках.
Совершенно другое отношение вызывает форма, изображенная на рис. 62, а. При абсолютной симметричности контура (с акцентированной осью) такая прическа, однако, не производит впечатления уравновешенной. И объясняется это прежде всего тем, что у симметрично расположенных и занимающих равные площади лобно-височных частей прически различная пластика поверхности, обусловленная разной техникой их выработки. Мы четко ощущаем принципиальную противоречивость этих деталей: разную технику исполнения и, как следствие, их различный эмоциональный характер, не говоря уже о том, что левая (кудрявая) часть прически визуально воспринимается значительно легче правой (монолитной). Симметричный контур (и особенно ось симметрии) в данном случае еще больше подчеркивает нарушение баланса.
Если снять акцент с оси симметрии — ликвидировать прямой пробор — и изменить центральную часть, то прическа может принять вид, который показан на рис. 62, б. И здесь уже симметричный внешний абрис возьмет на себя организующую композицию роль, асимметричность же лобно-височных частей не будет выглядеть нарушением, а, напротив, внесет в симметричную композицию некоторое разнообразие, что может создать дополнительный декоративно-художественный эффект.
Рис. 62. Нарушенная симметричность прически, вызванная различной тех ни кой обработки волос (а), и исправленная прическа (б)
Введение асимметричных элементов в симметричную форму, повышение их роли в композиции с целью получения и усиления художественного эффекта должно проводиться очень осторожно. С развитием асимметричного начала в рамках симметрии может наступить такой момент, когда прическа перестанет быть симметричной, т. е. всякое отступление в форме от закономерного возможно лишь в некоторых пределах, ибо за этими пределами неизбежно возникает дезорганизация формы. Необходимо уметь увидеть эту грань, т. е. постоянно ощущать принцип развития формы.
Один из самых неприятных композиционных недостатков в разработках причесок — это именно нарушение предела допустимых отклонений от симметричной основы, когда прическа уже не симметрична, но еще и не полностью асимметрична.
Поэтому, начиная работать над прической многоэлементной формы, нужно прежде всего определить, на каком принципе организации — симметрии или асимметрии — следует строить композицию.
Источник статьи: http://www.sinref.ru/000_uchebniki/02550_kosmetologia/002_modelirovani_i_udoj_oormlenie_prichoski_korneev/038.htm
Как это симметрические прически
СИММЕТРИЯ В ПРИЧЕСКЕ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Волосы являются едва ли не лучшим украшением человека. Уложенные в определенном порядке они могут подчеркнуть красоту лица и фигуры или скрыть их недостатки.
Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась вместе с ходом эволюции. Археологические находки подтверждают, что уже в V – IV вв. до нашей эры уходу за волосами уделялось большое внимание. С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Она отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского дела что – то новое. Таким образом, прическа стала совершенно необходимым аксессуаром современного человека.
На сегодняшний день существует большое количество стрижек и причесок, в моделировании которых используется симметрия. Симметрия всегда создает впечатление уравновешенности прически. Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. С помощью асимметрии также становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности.
Объект исследования – симметрия.
Предмет исследования – симметрия в прическе.
Цель работы– изучение возможностей использования симметрии в прическе.
Гипотеза исследования –правильное использование симметрии в прическе позволит современному человеку найти свой образ и стать намного привлекательней для окружающих.
Задачи исследования:
1. Познакомиться с понятием симметрии, видами симметрии.
2. Познакомиться с примерами использования симметрии в прическе.
3. Провести наблюдение с целью определения предпочтений в прическе среди учащихся школы.
4. Провести анкетирование учащихся 10А и 11А класса с целью выявления предпочтений в прическе. Определить тип лица учащихся.
5. Разработать рекомендации по использованию симметрии в прическе.
Методы исследования:
— теоретический анализ и обобщение литературных источников;
— математическая обработка данных.
Практическая значимость работы. Разработанные нами рекомендациипо использованию симметрии в прическе можно применять при создании собственного индивидуального и неповторимого образа.
ГЛАВА I. СИММЕТРИЯ В ПРИЧЕСКЕ
1.1 Понятие симметрии
Термин«симметрия»впервые сформулирован философамиДревней Грециикак пропорциональность, подобие, согласованность частей целостной структуры, гармония. Из греческого языка пришло и слово συμμετρα(symmetria), переводимое как соразмерность. Для древних греков симметрия была неотъемлемым атрибутом совершенства: утративши симметрию, предмет неизбежно лишается своей красоты. Со временем понятие симметрии прибрело универсальный характер. [2]
В школьном учебнике «Геометрии» под «симметрией» понимается такое преобразование пространства (плоскости), при котором каждая точка М переходит в другую точку М1 относительно некоторой плоскости (прямой или точки), причем отрезок ММ1 является перпендикуляром к плоскости (или прямой, или проходит через точку) и делится ею пополам. Плоскость (прямая или точка) называется при этом плоскостью (или осью, или центром симметрии). Точки М и М1 называются симметричными.
Таким образом, симметрия в современной трактовке предполагает неизменность объекта или его свойств при совершении над данным объектом тех или иных преобразований.
Неразрывно с симметрией связано противоположное понятие – асимметрия – отражающее нарушение симметрии, разупорядоченность системы в результате ее движения, развития. Согласно такой трактовке можно сказать, что симметрия есть проявление состояния покоя, а асимметрия – проявление движения. [1]
1.2 Виды симметрии
Выделяют три основных вида симметрии.
Центральная симметрия (или симметрия относительно точки)– это преобразование плоскости (или пространства), при котором единственная точка (точка О – центр симметрии) остаётся на месте, остальные же точки меняют своё положение: вместо точки А получаем точку А1 такую, что точка О середина отрезка АА1. Чтобы построить фигуру Ф1, симметричную фигуре Ф относительно точки О, нужно через каждую точку фигуры Ф провести луч, проходящий через точку О (центр симметрии), и на этом луче отложить точку, симметричную выбранной относительно точки О. Множество построенных таким образом точек даст фигуру Ф1 (рис.1).
Большой интерес вызывают фигуры, имеющие центр симметрии: при симметрии относительно точки О любая точка фигуры Ф преобразуется опять же в некоторую точку фигуры Ф. Таких фигур в геометрии встречается много. Например: отрезок (середина отрезка – центр симметрии), прямая (любая её точка – центр её симметрии), окружность (центр окружности – центр симметрии), прямоугольник (точка пересечения его диагоналей – центр симметрии).
Много центральносимметричных объектов в живой и неживой природе (рис.2).
Осевая симметрия (или симметрия относительно прямой) – это преобразование плоскости (или пространства), при котором только точки прямой р остаются на месте (эта прямая является осью симметрии), остальные же точки меняют своё положение: вместо точки В получаем такую точку В1, что прямая р является серединным перпендикуляром к отрезку ВВ1. Чтобы построить фигуру Ф1, симметричную фигуре Ф, относительно прямой р, нужно для каждой точки фигуры Ф построить точку, симметричную ей относительно прямой р. Множество всех этих построенных точек и дают искомую фигуру Ф1 (рис.3).
Существует много геометрических фигур, имеющих ось симметрии. У прямоугольника их две, у квадрата – четыре, у круга – любая прямая, проходящая через его центр. Если присмотреться к буквам алфавита, то и среди них можно найти, имеющие горизонтальную или вертикальную, а иногда и обе оси симметрии.
Объекты, имеющие оси симметрии достаточно часто встречаются в живой и неживой природе. В своей деятельности человек создаёт много объектов (например, орнаменты), имеющих несколько осей симметрии (рис.4).
Плоскостная (зеркальная) симметрия (или симметрия относительно плоскости)– это преобразование пространства, при котором только точки одной плоскости сохраняют своё местоположение (α-плоскость симметрии), остальные точки пространства меняют своё положение: вместо точки С получается такая точка С1, что плоскость α проходит через середину отрезка СС1, перпендикулярно к нему. Чтобы построить фигуру Ф1,симметричную фигуре Ф относительно плоскости α, нужно для каждой точки фигуры Ф выстроить симметричные относительно α точки, они в своём множестве и образуют фигуру Ф1 (рис.5).
Чаще всего в окружающем нас мире вещей и объектов нам встречаются объёмные тела. И некоторые из этих тел имеют плоскости симметрии, иногда даже несколько.
Можно сделать вывод, симметрия буквально пронизывает все, что нас окружает.[4] Но, в то же время, в формах природы постоянно встречаются отступления: одна клешня краба или рака заметно больше другой, рисунок полос зебры не повторяется на двух половинах ее тела и т.д. (рис.6)
Таким образом, симметрия и асимметрия постоянно взаимодействуют. [5]
1.3 Симметрия в прическе
Важной составляющей в моделировании прически является симметрия.[3] Она помогает создавать уравновешенные композиции. В симметричных прическах достигается единство тождественных элементов, которые располагаются на одинаковом расстоянии по отношению к какой–то определенной точке или оси. Очень часто симметрия применяется в прическах, выполненных на основе кос.
Например, в прическах, представленных на рисунках, можно выделить следующие виды симметрии:
— рис.7 — две осевые (относительно горизонтальной и вертикальной осей) и центральная (относительно точки пересечения осей симметрии)№
— рис.8 — осевая (горизонтальная и вертикальная оси) и центральная (относительно точки пересечения осей);
— рис.9 — осевая симметрия (их две) и центральная симметрии.
Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. Она представляет собой противопоставление неравных частей прически относительно оси равновесия. Как правило, эта ось проходит вертикально или горизонтально через середину лица. Асимметрию можно использовать и в процессе стрижки, и в окрашивании волос, и в моделировании объема прически. Ее роль в моделировании переоценить трудно: она вносит в прическу новизну, делает ее неординарной. С помощью асимметрии становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности. Примером асимметрии служат: косая челка, смещенный на бок «конский» хвост, асимметричная «лесенка» на висках (рис.10).
Главным условием при использовании симметрии и асимметрии является гармоничность прически, ее уравновешенность.
Изучив литературные источники, мы провели небольшое исследование по выбранной теме, которое включало следующие этапы:
1) Наблюдение за учащимися МБОУ СШ №16 г.Павлово с целью определения предпочтений в прическе.
В ходе наблюдения было выявлено, что большинство учащихся школы придерживаются симметричных причесок (рис.11), асимметрия встречается в основном в виде «косых челок» и смещенных на бок «конских» хвостов (рис.12).
В ходе наблюдения также было определено, что элементы асимметрии в прическе в основном учащимися школы используются с целью подчеркнуть собственную индивидуальность.
2) Анкетирование учащихся 10А и 11А классов:
— Ребятам необходимо было изучить предложенные фотографии симметричных (рис.13) и асимметричных (рис.14) причесок, высказать предпочтения и обосновать свою точку зрения.
— Учащимся было предложено определить, к какому типу причесок – симметричных или асимметричных – они отнесли бы собственную прическу.
— Учащимся необходимо было определить форму своего лица, пользуясь предложенной методикой (Приложение).
— Работа с предложенными фотографиями.
30 человек (60%) из 50 учащихся, принявших участие в анкетировании, отдали предпочтение симметричным прическам, отметив при этом, что они красивее, подходят к любому типу одежды, к любому случаю.
20 человек (40%) выбрали асимметричные прически, выделив их креативность, оригинальность, неповторимость (диаграмма 1).
— Определение собственного типа прически.
38 человек (76 % опрошенных) уверены, что их собственная прическа симметрична; 12 человек (24%) – асимметрична (диаграмма 2).
— Определение формы своего лица с помощью предложенной методики.
15 человек (30%) имеют овальную форму лица; 8 человек (16%) – круглую, 7 человек (14%) – квадратную, 8 человек (16%) – прямоугольную, 6 человек (12%) – ромбовидную, 4 человека (8%) – треугольную и 2 человека (4%) – грушевидную (диаграмма 3).
3) За консультацией по вопросу использования симметрии в прическах мы обратились к мастеру салона «Харизма» г.Павлово Нижегородской области. В ходе беседы мы выяснили, что при выборе прически необходимо не только делать акцент на ее неповторимость и оригинальность, но и обязательно учитывать форму лица, потому что неправильное использование симметрии в прическе может только подчеркнуть различные недостатки внешности. Поэтому нами совместно с мастером были разработаны рекомендации по использованию симметрии в прическе в зависимости от формы лица.
1. Овальная форма лица считается условно идеальной и к ней подходят практически любые стрижки и прически, как симметричные, так и асимметричные.
2. Круглая форма лица характеризуется практически одинаковой длиной и шириной, широкий лоб мягко переходит в широкие скулы и сглаженный подбородок. Поэтому необходимо визуально удлинить и сузить лицо. В этом случае любая асимметрия в прическе выгодно влияет на овал лица: косой пробор; длинная скошенная челка; асимметричное каре с удлинением на лицо и скошенной челкой (рис.15).
3. Для прямоугольной формы лица характерна примерно равная ширина лба и подбородка, высокий лоб, вытянутый подбородок. Нужно визуально укоротить и смягчить контур лица. Поэтому противопоказаны симметричные прически, которые еще больше подчеркнут высоту лица. Зрительно уменьшить такое лицо поможет густая скошенная челка (рис.16).
4. Квадратная форма лица имеет приблизительно равные размеры по ширине и длине, а также характеризуется широким подбородком и широким лбом. Поэтому необходимо смягчить резкие черты и визуально сузить лицо, чтобы приблизить его форму к овалу. В этом случае противопоказаны симметричные прически, которые еще больше подчеркнут ширину лица. Поскольку квадратный тип лица выглядит немного грубовато, лучше всего подобрать асимметричную прическу, которая скрывала бы этот недостаток. Следовательно, здесь подойдут немного асимметричные челки, косой пробор, который должен проходить не сбоку головы, а чуть – чуть в стороне от вертикальной линии, делящей голову пополам (рис.17).
5. Треугольная форма лица характеризуется выразительным лбом и заостренным подбородком. Нужно визуально расширить нижнюю часть лица. В этом случае рекомендовано симметричное каре (рис.18), а также косой пробор и косая челка ниже уровня глаз (рис.19).
6. Грушевидная форма лица определяется расширением в нижней части. Необходимо увеличить объем в верхней боковой части прически, что достигается с помощью густой скошенной челки (рис.20).
7. При ромбовидной форме лица широкие скулы, заостренный подбородок и лоб конической формы. Поэтому необходимо сгладить выступающие скулы. Это достигается за счет густой скошенной челки и асимметричного каре (рис.21).
Разработав рекомендации по использованию симметрии в прическе, мы пришли к выводу, что 35 человекам (70%), принявшим участие в анкетировании, можно порекомендовать использовать в своей прическе различные элементы асимметрии, что поможет скорректировать форму лица, подчеркнув его привлекательные черты. Однако нужно помнить, что форма лица – это важный аспект, влияющий на выбор прически, но далеко не единственный, важно не упускать из вида и ряд других особенностей. Например, социальные факторы, такие как возраст, род деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Симметрия – это не только математическое понятие. Можно сказать, что на симметрии держится весь мир. Когда мы видим проявления симметрии в разных областях жизни, мы невольно испытываем чувство удовлетворения тем всеобщим порядком, который царит в природе. Но симметрия – общее свойство объектов окружающего мира, асимметрия же отражает индивидуальные свойства объектов. Мир существует благодаря единству симметрии и асимметрии.
На основании проведенных исследований нами сделаны следующие выводы:
1. Применение симметрии и асимметрии в прическе является важным средством достижения художественной выразительности.
2. Симметрия помогает создавать уравновешенные композиции. Для создания более оригинальных, динамичных причесок используется асимметрия. С помощью асимметрии становится возможной коррекция некоторых недостатков внешности.
3. У большинства учащихся МБОУ СШ №16 г.Павлово прически симметричные, асимметрия в основном проявляется в виде косых челок и скошенных набок «конских» хвостов. По мнению учащихся, использование элементов асимметрии необходимо для выражения своей индивидуальности.
4. Разработанные совместно с мастером салона «Харизма» рекомендации по использованию симметрии в прическе позволяют скорректировать форму лица, подчеркнув его привлекательные черты.
5. 35 человекам (70%), принявшим участие в анкетировании, можно порекомендовать использовать в своей прическе различные элементы асимметрии, что поможет скорректировать форму лица, подчеркнув его привлекательные черты.
Следовательно, наша гипотеза нашла свое подтверждение и цель нашего исследования – изучение возможностей использования симметрии в прическе — достигнута.
ЛИТЕРАТУРА
1.Вигнер Е. Этюды о симметрии. – М., 1971.
2. Иэн Стюарт. Истина и красота. Всемирная история симметрии. – Астрель, 2010.
3. Моисеев Н.А. Искусство прически. — Ростов на Дону: «Феникс» 2004г.
4.Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир. – М.: Просвещение, 1982.
5.Урманцев Ю.АСимметрия природы и природа симметрии: Философские и естественно-научные аспекты. Изд.2.— М.: Мысль, 2006.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методика определения типа лица
Определиться с формой лица можно, сделав следующие замеры:-замеряем на уровне 1см от края подбородка его ширину (ШП);- замеряем расстояние между скулами в самом широком месте (ширина скул; ШС);- замеряем расстояние посредине лба между краевыми линиями роста волос левого и правого висков (ширина лба; ШЛ);- замеряем высоту лица посредине лица от подбородка до краевой линии роста волос на лбу (ВЛ).Теперь по замерам определяем форму своего лица:- овальное лицо (ШП – около 5,2см, ШС — около 13см, ШЛ – около 12,6см, ВЛ – около 18,5см);- треугольное лицо (необходимы только 3 замера: ШП – около 3,5см, ШС – около 13см, ШЛ – около 12,5см);- ромбовидное лицо (необходимы только 3 замера: ШП – около 4,4см, ШС – около 14см, ШЛ – около 11,2см);- круглое лицо (ВЛ больше ширины менее, чем на 3см);- квадратное лицо (вид формы круглого лица, но с большей широтой нижней челюсти);- прямоугольное лицо (объединяет в себе характеристики круглого и квадратного лица);- грушевидное лицо (вид круглого лица, немного вытянутого по высоте с зауженной шириной лба).
Источник статьи: http://school-science.ru/3/7/31633