- Как называется прическа маяковского
- Имидж поэта. Как одевался Владимир Маяковский
- Как носил и как выглядел
- Жёлтая кофта и галстук
- Образец элегантности
- Зачем Маяковский побрился налысо?
- История эта связана с российским художником Ильей Репиным, который известен не только великолепным шедевром «Иван Грозный убивает своего сына», но и многочисленными портретами известных (и не очень) личностей.
- Владимир Маяковский
- Родился российский футуризм
- Актер, художник и автор «народных спектаклей»
- «Лучший поэт советской эпохи»
Как называется прическа маяковского
16 октября в центральном здании Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля на Зубовском бульваре — в отделе «Доходный дом Любощинских-Вернадских» — откроется выставка «От Толстого до Толстого. Писатель, мода и стиль». Идея проекта — не только показать личные вещи больших русских писателей, но и развенчать стереотипы про их отношения с модой (которых якобы не было). Пожалуй, самый ярый модник из числа героев выставки — Владимир Маяковский. Специально для The Blueprint основательница телеграм-канала Fierce & Cute Мур Соболева разобрала стиль поэта.
Звание главного поэта революции не очень хорошо рифмуется с титулом иконы стиля, но Маяковский был весь сделан из контрастов — и хорошо это знал. Он очень рано понял важность внешности в самопрезентации. «Маяковский усвоил одно правило: одежда — действенный участник его выступлений», — говорит Лариса Колесникова, автор книги «Другие лики Маяковского», посвященной отношениям Маяковского с модой. Маяковский хорошо понимал, для какого случая подходит какой наряд, и умел менять образ. «Маяковский даже в годы футуризма — годы поиска себя, своего стиля — понимал, что такое сценический костюм и костюм на выход и чем они отличаются», — рассказывает Марина Краснова, куратор специальной программы выставки, заведующая научно-экспозиционным отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках». «Современники вспоминают, что Маяковский производил впечатление человека, принадлежавшего к французской богеме, и я думаю, что ему хотелось соответствовать этому образу. Он чувствует себя художником, и ему хочется не только ощущать это внутренне, но и показывать это внешне».
На знаменитой фотографии с подписью «Футурист Владимир Маяковский» поэт одет подчеркнуто элегантно, при нем цилиндр и трость (любовь к тростям, кстати, сохранилась у него на всю жизнь). Современники вспоминают, что смокинги и шляпы Маяковский брал напрокат и покупал в недорогом магазине театрального реквизита. В его гардероб входил муаровый розовый смокинг и красный бархатный жилет, которые он носил вместе. Потом появилась знаменитая желтая кофта и нашейные ленты. В автобиографии «Я сам» Маяковский рассказывает о расцвете своего футуристического периода: «Костюмов у меня не было никогда. Были две блузы — гнуснейшего вида. Испытанный способ — украшаться галстуком. Нет денег. Взял у сестры кусок желтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке — галстук. Очевидно — увеличишь галстук, увеличится и фурор. А так как размеры галстука ограничены, я пошел на хитрость: сделал галстуковую рубашку и рубашковый галстук». Под одной из «гнуснейших блуз», видимо, подразумевается пресловутая желтая кофта, воспетая и современниками, и самим Маяковским («Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана», — пишет он в поэме «Облако в штанах»). Крупные ленты, которыми Маяковский повязывает блузы на манер oversized-галстуков, имели еще и практическое значение — закрывали дырки и потертости на одежде.
Желтых кофт, собственно, было две — просто желтая и в черную полоску. В то время с одеждой Маяковскому помогают мама и сестры — Ольга и Людмила (последняя работала текстильным дизайнером, возглавляла мастерскую аэрографии на Трехгорной мануфактуре). Поэт Серебряного века Бенедикт Лившиц вспоминал, как покупал с Маяковским ткань: «Решив, что его наряд уже примелькался, он потащил меня по мануфактурным магазинам, в которых изумленные приказчики вываливали нам на прилавок все самое яркое из лежавшего на полках. Маяковского ничто не удовлетворяло. После долгих поисков он набрел у Цинделя на черно-желтую полосатую ткань неизвестного назначения и на ней остановил свой выбор. Сшила полосатую кофту Володина мать».
«В это время Маяковский начинает часто выходить на сцену», — объясняет Краснова. «Своими нарядами он отделяет себя от аудитории и в то же время декларирует новые взгляды на новое искусство, эпатируя публику. При этом, к примеру, одна из современниц вспоминала: Маяковский однажды позвонил ей и предложил пойти в театр, она сказала, что не хочет идти с футуристом, это будет скандал и очень неприлично. На что Маяковский ответил, что „знает, как заезжать за девушками“, и повесил трубку. И явился во фраке, с перчатками, в цилиндре — в театре все замирали от красоты пары».
Источник статьи: http://theblueprint.ru/fashion/history/stil-mayakovskogo
Имидж поэта. Как одевался Владимир Маяковский
В Белгородском литературном музее представлены одежда, обувь и галстуки Владимира Маяковского. Как одевался знаменитый поэт – сначала из того, что было под рукой, затем вычурно и, в конце концов, элегантно – рассказывает выставка «Маяковский «haute couture»: искусство одеваться». Её привезли из столичного Государственного музея В.В. Маяковского.
Как носил и как выглядел
Главное здание музея В.В. Маяковского в Москве закрыли на реставрацию, и попасть туда на экскурсию пока нельзя. В путешествие по стране отправились выставки «Живопись словами» (её белгородцы могли посетить в Литературном музее летом и осенью 2016 года), «Реклам-конструктор: Маяковский и Родченко» и «Маяковский «haute couture»: искусство одеваться». Последнюю её кураторы в двух музеях, белгородском и столичном, называют уникальной.
«Эти предметы выставляются крайне редко из‑за состояния сохранности и условий экспонирования. Выставка проводится всего четвёртый раз: до Белгорода она побывала в Москве, Владимире и Санкт-Петербурге, – рассказывает хранитель фонда редкой книги Государственного музея В.В. Маяковского Дмитрий Карпов. – Ещё одна особенность выставки в том, что на фотографиях можно видеть, как сидели представленные вещи на Маяковском, как он носил их, как выглядел».
Вся коллекция музея насчитывает более двух тысяч экспонатов, прямо связанных с поэтом. После смерти Маяковского небезызвестная Лиля Брик получила охранную грамоту на его комнату в коммуналке по Лубянскому проезду и вывезла оттуда архив и личные вещи. С супругом Осипом перевезли они в своё новое жильё и всю обстановку и вещи поэта из квартиры в тогдашнем Гендриковом переулке. После того как в 1938 году открыли библиотеку-музей Маяковского, большую часть экспонатов в неё передали именно супруги Брик. Другую часть завещала музею сестра Маяковского Людмила, и эти предметы поступили в музей в 1970-х.
Жёлтая кофта и галстук
Свой имидж Маяковский менял не единожды. Каждая смена была связана с новым этапом в его жизни. По мнению поэта, именно одежда служила одним из важных проводников нового художественного вкуса.
Многие его образы вошли в историю. Так было с хрестоматийной жёлтой блузой Маяковского. Сама она не сохранилась, но есть в экспозиции лоскут жёлто-чёрной полосатой ткани, из которой мать поэта и сшила эту блузу.
«Жёлто-чёрная кофта вошла в историю как «жёлтая» и со временем стала символом русского футуризма, как строка из «заумного» стихотворения Кручёных «Дыр-бул-щыл», – поясняет Дмитрий Карпов.
Вот так о ней писала в 1913 году газета «Утро»:
«Жёлтая кофта» оказалась обыкновенной блузой без пояса типа парижских рабочих блуз, с отложным воротником и галстуком…».
Примерно в те годы поэт познакомился с сестрой Льва Шехтеля Верой. Она его изобразила в жёлтой кофте и сделала два медальона, куда вставила коллаж – Маяковского и свою фотографию. Они представлены на выставке.
А так охарактеризовал свой внешний вид Маяковский в автобиографическом очерке «Я сам»:
«Взял у сестры кусок жёлтой ленты. Обвязался. Фурор. Значит, самое заметное и красивое в человеке – галстук».
Галстуки его, а также чёрный бант вошли в экспозицию. Один из них датируется двадцатыми годами, поэту подарила его старшая сестра Людмила Владимировна. Художница по ткани, окончившая Строгановское училище, осваивала новый метод оформления – аэрографию.
Экспонаты выставки «расскажут» заинтересованным посетителям, как изменился Маяковский в турне футуристов по России в 1913–1914 годах: голову украсил цилиндром, в руки взял трость. А также как выглядел Маяковский-актёр, снявшийся в 1918 году в нескольких фильмах: на киноэкране он в своей обычной в то время одежде. Из трёх картин, где он в главной роли, целиком сохранилась лишь одна – «Барышня и хулиган». Там Маяковский – хулиган, одетый в косоворотку и дешёвый пиджак.
Образец элегантности
Узнают белгородцы и о преображении Маяковского после знакомства с уже упомянутыми Лилей и Осипом Брик в 1915 году: тут и модное английское пальто, и кепка, и рубашка с «бабочкой».
Маяковский-путешественник был практичен: с собой он возил даже складную ванну из брезента. Специально к выставке её восстановили. Из путешествия по Мексике привёз серапе – часть мексиканского народного костюма. Но использовал не по назначению, а как ковёр. А кофр после его смерти перешёл по наследству к женщине всей его жизни, о чём свидетельствуют вышитые инициалы «Л.Б.».
А пока же в 1920-х поэт – образец элегантности: шляпа из Австрии, французский ремень, французская же и английская сорочки, галстуки из Америки, не менее известный, чем блуза, пуловер, кожаные туфли из Франции. Почти всё из одежды тех лет есть в экспозиции. Тут же представлена и подковка на каблук: в день кремации её сняли с туфель Маяковского.
«Известно, что он творил, не сидя за письменным столом, а вышагивая свои стихи. Цокот подковок, стук трости сопровождали его на улице. Многие современники вспоминают, что, заслышав их издалека, понимали: идёт Маяковский. Высокий, в шляпе, он был заметен», – рассказывает Дмитрий Карпов.
Выставка продлится в Белгородском литературном музее до января будущего года.
Источник статьи: http://www.belpressa.ru/23269.html
Зачем Маяковский побрился налысо?
История эта связана с российским художником Ильей Репиным, который известен не только великолепным шедевром «Иван Грозный убивает своего сына», но и многочисленными портретами известных (и не очень) личностей.
Илья Репин не брался писать всех подряд. Высшая степень восхищения и одобрения от художника — портрет.
Репин с ненавистью относился к футуристам, называл их « футурней ». Художник был пожилым, совсем стариком со своими закоченелыми вкусами, казалось, что любое новаторство для его — вздор. Поэтому и он, и футуристы старались обходить друг друга стороной. Но однажды на террасе К. Чуковского им пришлось столкнуться.
Маяковский читал «Облако в штанах», Репин внимательно слушал и вдруг влюбленно крикнул:
Послушав поэму, художник восхищенно обратился к Маяковскому: «Я напишу ваш портрет». Поэту тогда было всего 22 года, а уже такая честь — сам Илья Репин напишет его портрет.
Позже поэт и художник несколько раз виделись. Репин постоянно повторял, что напишет портрет Маяковского, однажды поэт задорно ответил:
Тут же Маяковский сделал набросок, вышел у него забавный шарж, который очень понравился Репину.
И вот в один из выбранных дней Репин в своей мастерской установил большой холст, чтобы писать « вдохновенные » кудри поэта. Но Маяковский пришел бритым налысо.
Маяковский специально зашел в парикмахерскую и сбрил свои волосы, которые так вдохновляли Репина. Художник считал кудри поэта главной деталью в его внешности. Каково было удивление Репина!
— Я хотел изобразить вас народным трибуном, а вы.
Художник достал маленький холст вместо величественного большого и стал без особо интереса писать портрет Маяковского. В итоге написал маленький этюд, который не сохранился. Вот так поэт, побрившись налысо, посмеялся над стариком Репиным.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/philological_maniac/zachem-maiakovskii-pobrilsia-nalyso-5c5191f1965d0200aee8642f
Владимир Маяковский
В ладимир Маяковский не сразу начал писать стихи — сначала он собирался стать художником и даже учился живописи. Слава поэта пришла к нему после знакомства с авангардистами, когда первые произведения молодого автора с восторгом встретил Давид Бурлюк. Футуристическая группа, «Сегодняшний лубок», «Левый фронт искусств», рекламные «Окна РОСТА» — Владимир Маяковский работал во множестве творческих объединений. А еще писал в газеты, выпускал журнал, снимал фильмы, создавал пьесы и ставил по ним спектакли.
Родился российский футуризм
Владимир Маяковский родился в Грузии в 1893 году. Его отец служил лесничим в селе Багдади, позже семья переехала в Кутаиси. Здесь будущий поэт учился в гимназии и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный кутаисский художник Сергей Краснуха. Когда волна первой российской революции докатилась и до Грузии, Маяковский — еще ребенком — впервые участвовал в митингах. Его сестра Людмила Маяковская вспоминала: «Революционная борьба масс оказала влияние также на Володю и Олю. Кавказ переживал революцию особенно остро. Там все вовлекались в борьбу, и все делились на участвовавших в революции, определенно сочувствовавших ей и враждебно настроенных».
В 1906 году, когда Владимиру Маяковскому было 13 лет, умер его отец — от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной.
После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении. Маяковский вспоминал: «После похорон отца — у нас 3 рубля. Инстинктивно, лихорадочно мы распродали столы и стулья. Двинулись в Москву. Зачем? Даже знакомых не было». В московской гимназии юный поэт написал свое первое «невероятно революционное и в такой же степени безобразное» стихотворение и опубликовал его в нелегальном школьном журнале. В 1909–1910 годах Маяковского несколько раз арестовывали: он вступил в партию большевиков, работал в подпольной типографии. Сначала юного революционера отдавали «на поруки» матери, а в третий раз посадили в тюрьму. Заключение в одиночной камере Маяковский позже назвал «11 бутырских месяцев». Он писал стихи, но тетрадь с лирическими опытами — «ходульными и ревплаксивыми», как оценил их автор, — отобрали охранники.
В заключении Маяковский прочитал множество книг. Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая будет в корне отличаться от классической. Маяковский решил учиться живописи — сменил нескольких преподавателей и через год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Здесь молодой художник познакомился с Давидом Бурлюком, а позже — с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученых. Маяковский вновь писал стихи, от которых его новые товарищи были в восторге. Авангардные авторы решили объединиться против «эстетики старья», и вскоре появился манифест новой творческой группы — «Пощечина общественному вкусу».
Футуристы выступали на собраниях — читали стихи и лекции о новой поэзии. За публичные выступления Владимира Маяковского отчислили из училища. В 1913–1914 годах прошло известное турне футуристов: творческая группа с выступлениями проехала с гастролями по российским городам.
Актер, художник и автор «народных спектаклей»
Владимир Маяковский интересовался не только поэзией и живописью. В 1913 году он дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся кинематографом — начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в ленте «Драма в кабаре футуристов №13» (картина не сохранилась). Во время Первой мировой войны Владимир Маяковский состоял в авангардном объединении «Сегодняшний лубок». Его участники — Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Илья Машков и другие — рисовали патриотические открытки для фронта, навеянные традиционным народным лубком. Для них создавали простые красочные картинки и писали короткие стихи, в которых высмеивали врага.
В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви. В 1918 году они вместе снялись для картины «Закованная фильмой» — оба в главных ролях.
В ноябре того же года прошла премьера пьесы Маяковского «Мистерия-буфф». Ее поставил в Театре музыкальной драмы Всеволод Мейерхольд, а оформил в лучших традициях авангарда Казимир Малевич. Мейерхольд вспоминал о работе с поэтом: «Маяковский был сведущ в очень тонких театральных, технологических вещах, которые знаем мы, режиссеры, которым обучаются обычно весьма длительно в разных школах, практически на театре и т. д. Маяковский всегда угадывал всякое верное и неверное сценическое решение, именно как режиссер». «Революционный народный спектакль», как называла его переводчица Рита Райт, ставили еще несколько раз.
Спустя год началась напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты — их нередко называют первой советской социальной рекламой. Работа шла напряженно: и Маяковскому, и его коллегам не раз приходилось задерживаться допоздна или работать ночью, чтобы выпустить партию в срок.
В 1922 году Владимир Маяковский возглавил литературную группу «Левый фронт искусств» (позже «левый» в названии сменилось на «революционный»), а вскоре и одноименный журнал творческого объединения. На его страницах публиковали прозу и стихи, снимки авангардных фотографов, смелые архитектурные проекты и новости «левого» искусства.
В 1925 году поэт окончательно расстался с Лилей Брик. Он уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. Там Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Осенью поэт вернулся в СССР, а в Америке у него вскоре родилась дочь — Элен-Патриция. После возвращения из США Владимир Маяковский написал цикл «Стихи об Америке», работал над сценариями советских фильмов.
«Лучший поэт советской эпохи»
В 1928–1929 годах Маяковский написал сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Обе премьеры прошли в Театре Мейерхольда. Поэт был вторым режиссером, он следил за оформлением спектакля и работал с актерами: начитывал фрагменты пьесы, создавая нужные интонации и расставляя смысловые акценты.
Обе пьесы вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие — критику советского строя. «Баню» поставили лишь несколько раз, а после запретили — до 1953 года.
Лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. В 1930 году ему впервые не одобрили выезд за границу. На поэта стала яростно нападать официальная критика. Его упрекали за сатиру по отношению к явлениям, якобы побежденным, например той же бюрократии, и чиновническим проволочкам. Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Поэту помогали Лиля Брик, его новая возлюбленная актриса Вероника Полонская и сотрудник Государственного литературного музея Артемий Бромберг.
В день открытия зал для гостей был переполнен. Однако, как вспоминал Бромберг, на открытие не пришел никто из представителей литературных организаций. Да и официальных поздравлений поэта с двадцатилетием работы тоже не было.
Непризнание усугубила личная драма. Владимир Маяковский, влюбленный в Полонскую, требовал, чтобы она ушла от мужа, бросила театр и поселилась с ним в новой квартире. Как вспоминала актриса, поэт то устраивал сцены, то успокаивался, потом снова начинал ревновать и требовать немедленного решения. Одно из таких объяснений стало роковым. После ухода Полонской Маяковский покончил с собой. В предсмертном письме он просил «товарища правительство» не оставлять его семью: «Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо».
После смерти Маяковского весь архив поэта отошел Брикам. Лиля Брик пыталась сохранить память о его творчестве, хотела создать мемориальную комнату, но постоянно натыкалась на бюрократические препоны. Поэта почти не издавали. Тогда Брик написала письмо Иосифу Сталину. В своей резолюции Сталин назвал Маяковского «лучшим и талантливейшим поэтом советской эпохи». Резолюцию напечатали в «Правде», произведения Маяковского стали издавать огромными тиражами, а его именем называть улицы и площади Советского Союза.
Источник статьи: http://www.culture.ru/persons/8266/vladimir-mayakovskii