- По бороде жители Иерусалима многое узнают о соседе-еврее, мусульманине или православном
- Пейсы или пеот: зачем евреи их носят
- Происхождение
- Назначение
- Как их делают
- Шляпа с пейсами
- Борода
- Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
- Оглавление
- О мистическом значении бороды [↑]
- Брить или не брить? [↑]
- Обычай и закон [↑]
- Вырывание волос [↑]
- Бритье усов [↑]
По бороде жители Иерусалима многое узнают о соседе-еврее, мусульманине или православном
Не просто борода: для живущих по соседству евреев и мусульман она определяет многое
В то время как во всем мире бороды то входят в моду, то выходят из нее, в Иерусалиме растительность на мужских лицах остается неизменной. В священном городе борода — не просто атрибут мужественности, но показатель того, к какой религии и национальности относится ее носитель, а иногда даже выражение его политических взглядов.
«Лента.ру» изучила фотографии лауреата Пулитцеровской премии фотографа Одеда Балилти, сделанные в Старом городе Иерусалима, где мирно уживаются представители разных конфессий и обладатели разных бород.
Эйтан Пресс, ультраортодоксальный еврей, глава компании по производству бальзама для бороды
Для 40-летнего Эйтана Пресса выращивание бороды — это духовное путешествие, воплощающее древние концепции иудейской мистики, и вызов современному понятию о мужественности. Он назвал свою компанию, производящую бальзамы для бороды, «Алеф самец». Пресс отметил, что это не просто игра слов (сочетание выражения «альфа-самец» и алефа — первой буквы еврейского алфавита), но и выражение непримиримого противоречия между иудейскими ценностями и качествами мачо.
Антониус Оршалимы из коптской православной церкви в Иерусалиме
«Когда мужчина отпускает бороду, ему надлежит стать более добрым, сострадательным и чувствительным, потому что на его лице появляется божественный знак», — рассуждает Пресс.
Тэви Счифф, ультраортодоксальный еврей
При создании бальзамов он использует элементы, вдохновленные иудейскими праздниками и обрядами. Цитрусовая нотка в одном из них напоминает о празднике Суккот, в ходе которого благословляются четыре вида растений, одно из которых — цитрон. Он символизирует евреев, знающих Тору и совершающих добрые дела. Аромат корицы и гвоздики в другом воплощает авдалу — символические проводы шаббата и начало новой трудовой недели.
Эфраим Гроис, ультраортодоксальный еврей
«Еврейской культуре бород буквально тысячи лет. У Моисея была борода, у царя Давида была борода. Обычай умащать бороду священными маслами восходит к библейским временам», — рассуждает Пресс. Ортодоксальные евреи носят бороду, так как Библия запрещает «подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем». Религиозное право евреев — галаха — разрешает использовать электрические бритвы или ножницы, однако есть и те, кто толкуют эти строчки как полный запрет бритья.
Амос Финиш, ультраортодоксальный еврей
Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Майкл Силбер, изучавший бороды, отметил, что некоторые сообщества ультраортодоксальных евреев запрещают расчесывать бороды. Они считают их столь священными, что боятся потерять даже волосок из нее, а если он выпадает сам — помещают его в молитвенники, чтобы не потерять. «Для них борода — это канал связи с Богом», — подытоживает Силбер.
Палестинец Ибрагим Хамада
Борода считается религиозным символом не только у ортодоксальных евреев. Возможно, это то немногое, что объединяет их с палестинцами. Традиция ношения бороды у мусульман восходит к VII веку. Пророк Мухаммед призывал своих последователей отпустить бороду, но подстригать усы «в знак смирения». Бороды снова вернулись в моду около 30 лет назад с расцветом политического ислама. Некоторые мусульмане красят бороды хной — существует теория, что так делал пророк Мухаммед.
Палестинец Мохаммед Асмай
Зухир Дубай, теоретик ислама и имам палестинской церкви в городе Наблус, объяснил, что если бороду мусульмане отращивают из-за религиозных предписаний, то популярность усов кроется в массовой культуре. Многие отращивают их, подражая властным лидерам, таким как Саддам Хуссейн. В некоторых авторитарных государствах на Ближнем Востоке сбривают усы заключенным в знак унижения.
Палестинец Ахмед Жвелес
В Сирии, Иордании и Ливане принято клясться своими усами. Чтобы убедить собеседника в истинности своего обета, мужчины кладут руку на усы.
Израильтянин Себастиан Тутуал
Тем не менее многие носят бороду просто потому, что им так нравится. Барбер Тал Джонсон из израильского города Холона отметил, что отрастить бороду и содержать ее в порядке не так просто, как может показаться: «С ней невозможно есть… Многие блюда превращаются в пытку — например, хумус или яичница. После еды приходится мыть бороду. Что уж говорить о супе!»
Израильтянин Ленни Босс
Борода в Иерусалиме может свидетельствовать об определенных политических взглядах. «В 1980-е годы религия начала тесно переплетаться с политикой, это привело к распространению моды на бороды среди сторонников правых политиков и церковников — как среди евреев, так и среди мусульман», — отмечает Силбер.
Российский священник Георгий Ольховик
Православные священники тоже носят длинные бороды как знак преданности Господу и дань уважения Иисусу, которого традиционно изображают с бородой.
Отец Борис Манов из болгарской православной церкви
Во время раскола христианской церкви одним из обвинений православных греков в сторону католиков-латинян было брадобритие. «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит «Да не брейте брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».
Фотографии: Oded Balilty / AP
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник статьи: http://bravedefender.ru/po-borode-zhiteli-ierusalima-mnogoe-uznayut-o-sosede-evree-musulmanine-ili-pravoslavnom/
Пейсы или пеот: зачем евреи их носят
Происхождение
В Торе есть специальное писание-запрет: «Углы волос головных не должны быть закруглены». Рабби Шломо Ицхаки объясняет такой запрет: «Состригать виски важно к одному уровню с кончиками волос за линией ушей и лба, так, чтобы край волос во всех кругах создал круг. Просто за уровнем ушей корни расположились в разы выше, чем на висках».
Другими словами, височную область им брить запрещено.
В результате этого в общинах есть обычай, который пользуется авторитетом с древности. Только так удается выделить особенный «заповеданный» статус. В некоторых старинных культурах вообще запрещено трогать локоны, что растут на висках.
На иврите слово «пейсы» значит «края».
Отращивать пейсы стало обязательной частью уникальной еврейской культуры. По ним они могли идентифицировать себя среди других представителей разных культур. Вот зачем все евреи носят пейсы.
Моше бен Маймон считал, что культ образования длинных локонов на височной доле — результат безграмотного чтения божественной литературы. По его мнению, правильная трактовка Торы запрещает только брить волосы, а состригать их можно, даже на висках.
Обратим внимание на йеменских евреев (они отличаются характерными косичками в виде антенн, что нередко называют симаним –— «отличительные особенности»).
Существует знамение, по которому длинные неподстриженные пряди волос начали отращиваться в начале 17 века.
Первоначально — по нормативам правящей элиты — евреев пейсы должны были унижать. Но самая богатая нация мира превратила персональные «особенности» в элемент восхищения и тщательного ухода.
Назначение
Сегодня евреи гордятся своими длинными неподстриженными прядями волос.
Эта прядь символизирует классическую причёску ортодоксальной и ультраортодоксальной общины. Согласно мировым традициям, мужчины должны носить неподстриженные пряди. Также не стоит пренебрегать бородой и головными уборами.
Какая длина локонов допустима? Первоначально это не имеет значения, оптимальным считается даже минимум волос. Но в некоторых общинах из уважения к данному предписанию и желания существенно отличиться от других наций было принято решение отращивать длинные локоны в височной доле.
Длина локона зависит от традиции общины и местности, поскольку заповеди Торы распространяются на всех евреев, и только они решают каким следовать. Чаще всего это случается традиционно: каким заповедям и нормам следует община, таким следует и сам верующий.
В писании указано не состригать даже край волос на голове: «Не уничтожайте краев своей бороды». Потом старцы объяснили что имеется в виду локоны на височной доле, сбривать их запрещено. Правда никто не сказал, что их нужно сильно отпускать. Но, чтобы отдать дать канонам, традициям, местные взяли на себя право реализации данного обычая.
С годами локоны, что растут на висках, стали характерным символом нации. Любопытно, что ношение пейсов во многих странах было запрещено, наряду с Еврейской символикой или одеждой.
Например, в России до XIX веке было запрещено носить еврейскую одежду, тем более коренным жителям. Вся она обязательно уничтожалась, а идентификации не проводилась вообще.
Строго запрещалось употребления символики слов и языка, говорить на иврите разрешали только во время богослужения в синагоге. Также это распространялось на законы польского королевства, евреям было запрещено носить шелковые одежды, лапсердак, удлиненный капот и пояса, шапки из меха, короткие панталоны и башмачки. Евреям было запрещено ходить с удлиненными локонами у висков. Но, как мы можем увидеть, евреи верны своим обычаям.
Согласно канонам Торы, иудеям запрещается бриться опасной, острой бритвой, но допускается использование электрических приборов и современных ножниц. Однако борода тоже может укоротиться ножницами или электрической бритвой, но никак не сбиваться.
Как их делают
Многие современные жители Израиля с уважением относятся к этой норме. Для создания пейсов молодые люди часто записываются в парикмахерскую, чтобы был идеально ровный срез. В домашних условиях сделать такой не всегда получается. Носить нужный атрибут в виде пейсов готов практически каждый еврей.
Длинные локоны нередко накручивают или заплетают в косички.
Шляпа с пейсами
Это большая еврейская шляпа с пейсами, которая покрывает верхнюю часть головы евреем. Нередко искусственные волосы прикалываются к шляпе заколками.
Черная шляпа — своего рода символ еврейской религии, но этот обычай он не закреплен на законодательном уровне. Нигде в Таре или Талмуде не написано надевать ее голову.
В западных странах человек демонстрирует дань уважения снимая шляпу, еврей наоборот выказывают его, надевая ее. По всем еврейским канонам, покрытая голова — символ того, что у человека есть могущественная сила. Евреи всегда носят шляпу, консерваторы только в синагоге, во время трапезы или вечерней прогулки.
В центре города можно все чаще встретить молодых и старых мужчин в шляпах с локонами. Большие меховые изделия покупают исключительно хасиды, надевая головной убор только в дни праздника. Это их своеобразная мода. Ношение шляпы — это не закон, а скорее рекомендация.
Тора строго запрещает священникам проводить богослужения с непокрытой головой, а весь народ должен быть подобен священникам. В Талмуде сказано, что сын рабы никогда не будет ходить на расстоянии 4 рук с лысой головой. Объясняется это тем, что над волосами еврея пребывает Всевышний.
В Талмуде также рассказывается еще одна история о женщине. Ей рассказали, что ее сын начнет воровать, если сейчас не покроет голову. Женщина попросила сына надеть шляпу, потому что на него обрушится страх небес. И вот однажды, сидя под пальмой, которая принадлежала другому хозяину, мальчик читал книгу. Внезапно накидка, которая покрыла его волосы, соскользнула, и мальчик увидел спелые плоды. Они лежали и висели перед ним и соблазняли отведать чужое. Голод выиграл, парень вылез на пальму и начал перекусывать финиками.
Тора прямо не указывает, что важно покрывать волосы, такой нормы нет. Известный польский старейшина говорит, что читать важную заповедь Торы или текста ШМА может человек с непокрытой головой. Но некоторые мудрецы наоборот утверждают, что при чтении Торы голова должна быть покрыта.
Современные дизайнеры придумали уникальную шляпу с пейсами, которая позволяет не отращивать специально длинные локоны модным евреям, если они не хотят этого делать. Единственное главное правило для них остается неизменным: они не могут брить висок.
Шляпа это не принципиальный элемент, но религиозные евреи часто носят кипу и шляпу, главные отличительные головные уборы. Кипа в свою очередь символизирует о принадлежности к еврейству и определённой касте общества.
Многие называют шляпу с пейсами символом еврейского народа, без которого Бог не слышит молитву. Некоторые благочестивые даже во время ночного сна не снимают кипу. Детям покрывают волосы, чтобы приучить их к национальным традициям. Пейсы у евреев —символ самой нации.
Источник статьи: http://beardy.blog/stil/zachem-evrei-nosjat-pejsy/
Борода
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
О мистическом значении бороды [↑]
Так же, как одежда, кроме своей главной функции, является чем-то вроде «оболочки» для человека, «защитного слоя», так же и волосы, и особенно — борода. Без нее человек оголен и уязвим. Объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8), что мэцора — человек, пораженный язвой цараат — злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.
По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Они ничего плохого не сделали, но, начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки.
Кроме того, как одежда служит «визитной карточкой» человека, его «фасадом» и «лицом», так же и волосы выполняют подобную функцию — особенно, борода, которую Талмуд называет адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).
Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После чего Давид велел им оставаться в Йерихо (Иерихоне), пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы. Потому что, как объясняет Мальбим (там же), борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». И появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.
Для женщины отсутствие бороды, разумеется, не позор, а естественное состояние. Но ведь для мужчины появление на публике в женской одежде — практически такой же позор, как и вовсе без одежды. Действительно, одна из функций бороды, согласно мнению мудрецов, — отличать мужчину от женщины. И сбривание бороды в определенных случаях является нарушением запрета «да не надевает мужчина одежды женской» — (Дварим 22:5).
Известно, что, раби Йоханан был необычайно красив (Бава Мециа 84а), но тем не менее, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды — «великолепия лица». Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.
Волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.
То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.
Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».
Брить или не брить? [↑]
В Торе сказано: «…не уничтожайте края бород ваших» (Ваикра 19:27). Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нацив из Воложина) в «Эмек а-Давар», комментируя этот пасук, пишет, что в прежние времена важные люди носили бороды. Безбородыми были только рабы, которых хозяин обривал сразу после приобретения, чтобы они выглядели молодо. Всевышний пожелал, чтобы избранный Им народ выглядел достойно и поэтому запретил сбривать им бороды.
Рав Шимшон Рафаэль Гирш (Ваикра,19:27) объясняет, что верхняя часть лица более духовна, чем нижняя, которой человек, в основном, пользуется для пережевывания пищи. Более материальная часть лица прикрыта бородой и усами. Сынам Израиля не следует обнажать места с меньшим духовным наполнением, поэтому им запрещено удалять волосы с нижней части лица. Женщинам — более совершенным в духовном отношении созданиям — нет надобности прикрывать нижнюю часть лица, поэтому у них нет бороды.
Как же евреи начали срезать бороду, что же случилось с запретом уподобляться неевреям? Хатам Софер объясняет, что началось это в средние века, когда европейских евреев начали регулярно преследовать: то Крестовые походы, то эпидемии чумы, то кровавые наветы, каждый раз — новая «причина» для погромов и изгнаний. В те времена иметь еврейскую внешность часто было просто опасно, как позже во время Холокоста. Поэтому во многих случаях евреям приходилось сбривать бороду не ради подражания неевреям, а просто ради маскировки.
Многие евреи тогда стали бриться, чтобы не смущались тех, кто был вынужден маскироваться, и так в целом ряде общин это стало нормой. А в Америке середины 20-го века, куда попала масса евреев после войны, борода была неслыханным делом, и евреи тоже ее сбривали, опасаясь, что иначе не смогут найти работу и выжить финансово.
Сегодня в тех странах, где проживают евреи, за бороду уже никто не убьет и не уволит, поэтому никто не мешает желающим возвратиться к изначальному образу и подобию Б-га и «великолепию лица». Но там, где бритье стало нормой, многие продолжают бриться, не желая отличаться от большинства. Ибо, как сказано, строго по закону это можно сделать без нарушения заповеди Торы.
Обычай и закон [↑]
Во многих еврейских общинах и отдельных семьях принято, что мужчины отпускают бороду, а те, кто руководствуются Каббалой, бороду даже не подравнивают. Рав Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» пишет, что его великий учитель Аризаль не брил бороду и считал, что запрещено вырвать из нее даже один волос. Он говорил, что, если бы царь одарил своего подданного знаком отличия с золотыми нитями, тот наверняка берег бы этот орден, чтобы с него не упала ни одна нить.
Согласно букве закона, нет обязанности отпускать бороду. Запрет удалять волосы с лица относится к бритью. Если бороду и усы подстригают ножницами, то это разрешено («Макот», 21а; «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», 181:10). Однако речь здесь идет не об инструменте, которым пользуются для устранения волос, а о том, насколько тщательно проводится стрижка. Бритва срезает волос под корень, а с помощью ножниц удаляют только верхнюю часть волоса, поскольку волос попадает между двух «ножей», и тот «нож», который находится ближе к лицу, является своего рода «ограничителем» между кожей лица и срезаемым волосом, так что нижняя часть волоса размером в толщину ножа остается нетронутой. Понятно, что пользоваться ножницами для удаления волос с лица разрешено, только если ими именно стригут, но не бреют, как лезвием, широко раскрыв или разобрав их на отдельные части («Шэвет а-Леви», ч.5, п.101).
Вырывание волос [↑]
Вырывать волосы рукой или выщипывать пинцетом разрешено.
Бритье усов [↑]
Запрет удаления волос лица включает в себя также бритье усов.
Источник статьи: http://toldot.ru/boroda.html