Борода в Исламе. Обязанность или право? и что будет, если.
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Подстригайте усы и отпускайте бороды”». Этот хадис передали аль-Бухари 5893 и Муслим 259.
Ученые Ислама несколько разошлись в вопросе усов — подстригать их, или сбривать полностью. Но здесь чаша склоняется в пользу подстригания, таким образом, что бы верхняя губа была видна полностью. За сбривание высказались ханбалиты и ханафиты, но поздние ученые этих мазхабов все таки вернулись к укорачиванию усов. Маликиты и шафииты были изначально за стрижку усов, так они и остались на своем мнении. Таким образом, мы пришли к тому, что усы надо стричь, что бы открыть верхнюю губу, а не сбривать. Ученые 4 мазхабов единогласно сошлись на этом. Кстати, есть запрет на недозволенность созерцания бритых мужчин. Смотреть на них — харам.
Отпускать бороду и укорачивать усы — явное отличие мусульман от многобожников. Когда к пророку пришли персы, усатые, но без бород, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отвернулся от них, и сказал: «Горе вам!». Борода является сунной ваджиб, т.е. приказом пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, за нарушение которого записывается грех. О тяжести такого греха: «Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).
Бороду можно подстригать после хаджа, зажав ее в кулак, а лишнее отрезав. Красить ее в черный цвет разрешено только на войне, но и это вызвало споры ученых, но все же большинство склонилось к нежелательности черного цвета в обычной жизни.
«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам». (Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).
Имам аз Захаби причислил сбривание бороды к большому ослушанию Всевышнего. Кроме всего прочего, сбривание бороды уподобляет мужчину женщине, что категорично запрещено в Исламе: «Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».
Исходя из хадисов, можно сделать такой вывод — Борода должна отращиваться целый год, но во время хаджа возможно ее укорачивание того, что выйдет за кулак. Сбривать ее — большой грех. Усы нужно укорачивать, а не сбривать. Красить можно в рыжий, во время войны в черный цвета. что касается седины. Седой волос будет источником света для мусульманина в Судный день, поэтому для себя я решил, что и седину я закрашивать не буду.
На все это есть явные доводы из Корана и Сунны, а также иджма.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/han_bek/boroda-v-islame-obiazannost-ili-pravo-i-chto-budet-esli-5cfc0bbfe77f2e00b01cee88
Хадис: «Отпускайте бороду и подстригайте усы»
Хадис:
«Отпускайте бороду и подстригайте усы»
Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Отличайтесь от многобожников: отпускайте бороду и подстригайте усы». Каждый раз, когда Ибн ‘Умар совершал хадж или ‘умру, он брал свою бороду в кулак и отрезал то, что выступало за кулак.
Этот хадис передали аль-Бухари (5892) и Муслим (259). Хадис достоверный.
Относятся ли волосы на горле к бороде?
Шейх Ибн Баз, да проявит Аллах к нему Свою милость, ответил:
«Борода – это как сказал автор (словаря) «аль-Къамус», а так же автор (словаря) «аль-Лисан» и другие, что это то, что растет из волос на щеках и подбородке.»
ссылка на оригинал: http://www.binbaz.org.sa/mat/4282
Вопрос: Каковы границы бороды в шариате и относятся ли к бороде волосы, которые растут рядом с ушами вдоль до подбородка или нет? И каково положение того, кто ограничивает бороду одним подбородком, то есть, он сбривает волосы на щеках?
Шейх Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин, да проявит к нему Аллах Свою милость, ответил:
«Борода – это волосы которые растут на щеках и на лице, однако у каждой части свое название. То что растет справа и слева называется аль-‘аридайн (العارضين), а то место, где эти стороны встречаются внизу – называется подбородком (الذقن). И все это входит в понятие бороды. Итак, борода включает в себя все, что растет на лице и никому не дозволено сбривать часть её, так как это противоречит тому, что приказал посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, говоря: «Отличайтесь от многобожников и отпускайте бороды и укорачивайте усы». А также, его другие слова: «Отличайтесь от огнепоклонников, оставляйте бороды и укорачивайте усы».
И знай, что представилось некоторым людям, что является сунной подстригание того, что длиннее кулака, по причине того, действия Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, когда он совершал хадж, брал бороду в кулак и отрезал то, что выходило за его кулак. И даже дошло до того, что некоторые сказали, что борода которая длиннее кулака является запретной, и нет сомнения, что это большая ошибка в понимании. Итак, для нас назидание в словах пророка, мир и благословения Аллаха ему и его семье». ссылка на оригинал http://www.ibnothaimeen.com/all/noor/article_1296.shtml
Также шейх Ибн Усаймин, да помилует его Аллах, сказал:
«Если правитель приказывает что-то запрещенное, например, приказывает сбривать бороды, то нет ему в этом никакого подчинения. Мы подчиняемся Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Отращивайте бороду и укорачивайте усы!» (аль-Бухари, 5892; Муслим, 259)». См. «Шарх Рияду-с-салихин», хадис № 157.
Все имамы четырех мазхабов были единогласны, что брить бороду запрещается. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Брить бороду харам!», а имам Ибн Хазм и другие говорили, что в этом вопросе не было среди имамов разногласия и был иджма’. См. «Маратибуль-иджма’» и «Раддуль-мухтар» (2/116).
Шейх ‘Али аль-Халяби говорил, что можно укорачивать то, что за кулак, но не меньше кулака. Т.е. шейх его аль-Альбани считал, что больше чем с кулак нельзя отращивать. А Саудийские шейхи говорили что наоборот, с кулак нельзя отрезать, если только не во время Хаджа или Умры. А ‘Али аль-Халяби сказал, что можно с кулак отрезать в любое время, но что это не ваджиб. И этого же мнения придерживался имам Ахмад. См. «аль-Фуру’» (3/329).
Также из саляфов дозволял отрезать что больше кулака и Тавус, как это передает от него его сын, и не связывал это с Хаджем или ‘Умрой.
И довод на это то, что сподвижники и саляфы укорачивали бороду, и среди них Ибн ‘Умар и Абу Хурайра, которые являются передатчиками хадиса: «Отпускайте бороду». И если бы этого нельзя было делать, то они не поступали бы так.
Ну а то, что все что свыше кулака убирать ваджиб, то это мнение было не только шейха аль-Албани, но также и ханафитов и этого мнения был имам ат-Табари. См. «‘Умдатуль-къари» (22/46).
Однако правильное мнение в том, что убрать выше того, что с кулак можно, но не ваджиб, так как поступки сподвижников не указывают на необходимость этого, но указывают на дозволенность этого.
Имам Ибн Хазм сказал: «Ученые сошлись на том, что полное бритье бороды является уродованием, которое не дозволено!» См. «Маратиб аль-иджма’» (182).
И этот иджма’ от него также передал имам Ибн Муфлих. См. «аль-Фуру’» (1/130).
Волосы на шее к бороде не относятся! Борода в определении шариата — это волосы, растущие на подбородке и на щеках, хотя в отношении волос на щеках были разногласия. Но несмотря на то, что ученые разногласили входят ли волосы на щеках в определение бороды или нет, не известно, чтобы кто-либо из них дозволял брить их, кроме имама Ибн Арафа, чье мнение является отклоненным. См. «Ахкаму-т-тахара» (3/337-340).
Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, перечисляя в своей книге «ат-Тибьян» этику поведения читающего (заучивающего) Коран, говорит о нежелательности смотреть на то, что тебя отвлекает. А затем говорит: «И хуже всего этого: это смотреть на запрещенное, как безбородый мужчина и др. Поистине, смотреть на красивого безбородого мужчину без нужды — запрещено (харам), без разницы, с страстью это происходит или нет, в безопастности от искущения или нет. И это является верным избранным мазхабом у ученых, написал о запрете этого имам аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, и ученые, число которых не пересчитать, да будет доволен ими Аллах, и доказательством этого является слова Всевышнего: «Скажи верующим, чтобы они опускали свои взоры…» (Нур, 24:30). И это потому, что он (безбородый) в смысле женщины. Напротив, бывает так, что некоторые из них и даже большинство красивее чем большинство женщин. И поэтому он становится из причин, которых нужно опасаться. И становятся доступными пути ведущие к злу с этим безбородым, что не происходит с женщиной, и поэтому запрет смотреть на безбородого более достойный, чем смотреть на женщину«. См. «ат-Тибьян» (стр. 73-74).
Источник статьи: http://hadis.uk/xadis-otpuskajte-borodu-i-podstrigaj/14955/
Борода в Исламе
Споры о бороде в мусульманском мире ведутся настолько бурно, что ее наличие стало чуть ли не самым главным признаком верующего человека. Можно подумать, что в мире нет большей проблемы, чем отсутствие бороды. Мусульмане так часто зацикливаются на второстепенных вопросах веры, а порой и вообще к вере не имеющие никакого отношения, что забывают о главных Законах Всевышнего. Споры ведутся не только о наличии или отсутствии бороды, но также о ее длине, ширине, цвете и форме.
О том, что человеку не разрешается сбривать бороду вообще, большинство мусульманских ученых единодушны, если только в этом нет какой-то необходимости. Например, из-за медицинских показаний. И то это делается с разрешения улемов. О дозволенности сбривания бороды говорят лишь единицы. Но на таких людей то самое большинство, как правило, вешают ярлык «неверный», «заблудший», «тагутчик» и другие страшные слова.
Согласно ханафитскому мазхабу, полностью сбривать бороду является нежелательным, близким к запретному. По ханбалитскому и маликитскому мазхабу это запрещено. По шафиитскому мазхабу – нежелательно, но не запрещено. В общем, является ли сбривание бороды грехом или нет, полностью зависит от четырех основателей школ шариатского права, одной из которых следует мусульманин. Так что решать вам, дорогие мусульмане, следовать за учеными, или думать своей головой.
О длине бороды исламские ученые разошлись во мнениях. Некоторые считают, что бороду можно отпускать до той длины, до которой она вырастает естественным образом. Другие говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека.
Помимо бороды, немаловажную роль играют усы. Согласно мнению одних, их нужно сбривать полностью. Согласно других – длина усов должна ограничиться лишь удалением того, что выходит за край губы. Имам Малик, основатель маликиского мазхаба, вообще считал, что полное сбривание усов является нововведением. А тех, кто так делает, следует побивать. Один из его последователей, Ибн Фархун, запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы.
В те времена сбривание бороды считалось уподоблению женщинам. Это основной аргумент сторонников отращивания бороды, что, мол, уподобление женщинам запрещено хадисами и Кораном. Да, это так. Но при чем здесь борода? По этой логике длинные волосы тоже должно приравниваться к уподоблению женщинам. Согласно Писаниям и хадисам, многие пророки ходили с длинными волосами. Даже пророк Мухаммад. Почему же Посланник не укорачивал волосы?
А еще женщины красят голову. Чаще для того, чтобы скрыть седину. Не все это знают, но в хадисах пророк Мухаммад велел мусульманам красить волосы. Особенно седину, о чем есть соответствующий хадис [1]. При этом он запретил краситься в черный цвет. Предпочтение отдается красному цвету. Это касается и мужчин и женщин. Тут сразу же встает вопрос: разве это не уподобление женщинам? И почему именно красный цвет? В других хадисах пророк запрещает мужчинам одежду красного цвета, так как это цвет для женщин[2]. А в мечети красный цвет отвлекает верующих от молитвы. Представьте себе, молитесь вы в мечети, а тут заходит мужчина с красными длинными волосами, и все внимание молящихся приковывается к нему. Явное противоречие. И почему сегодня мусульмане, повторяющие каждый шаг Посланника, не красят свои волосы в красный цвет?
О том, что сам пророк красил волосы в красный цвет, есть хадисы [3].
Красить же волосы надо по той причине, что так не делают иудеи и христиане:
«Иудеи и христиане не красят (т.е. бороды), вы делайте наоборот» [4].
Иудеи и христиане еще много чего не делают. Что же теперь, мусульманам вменяется все, что они не делают? Иудейские раввины и христианские священники тоже носят длинную бороду. Получается, мусульмане им все-таки подражают?
Есть другие хадисы, только в них пророк велит удлинять бороды и отрезать усы, чтобы отличаться от многобожников и язычников [5].
Читаем другой хадис:
«Десять вещей [относятся] к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой»[6].
Прежде чем комментировать этот хадис, надо пояснить, что главным аргументом сторонников отращивания бороды является то, что, сбривая бороду, мужчина пытается изменить облик творения Аллаха и подчиняется воле шайтана, что человек восстает против своей природы. В качестве подтверждения этих слов, приводится аят из Корана:
«Аллах проклял его (Иблиса), и он сказал: “Я непременно заберу назначенную часть Твоих рабов. Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им изменять творение Аллаха”» (Коран, 4:118-119).
Ни в одном переводе в аяте слова «и прикажу им изменять творения Аллаха» не понимаются как сбривание бороды, или что-то вроде этого. Если на то пошло, если нельзя пытаться изменить облик творения Аллаха, зачем вообще что-либо сбривать? Зачем сбривать усы? Зачем выщипывать волосы подмышками и брить пах? Разве в этом случае человек не пытается изменить Его творение? Разве он не восстает против своей природы? То же самое относится и к обрезанию. Зачем изменять первоначальный облик, созданный Всевышним? Если все лишнее нужно сбривать и отрезать, почему тогда Всевышний не сделал так, чтобы борода и усы росли до определенной длины, как, например, ресницы и брови? Аргумент лишен всякой логики и здравого смысла.
Есть также хадисы, в которых рассказывается, что пророк Мухаммад подстригал и сбривал бороду. Но они считаются недостоверными или вымышленными. Я не могу дать оценку этим хадисам, так как не нашел ни один такой хадис. В интернете существует жесткое подавление инакомыслящих. Сайты и группы в соцсетях с подобным содержанием блокируются или закрываются. И не только в интернете. Литература объявляется экстремистской и изымается из книжных магазинов. Вскоре «недостоверные» и «вымышленные» хадисы вообще канут в лету.
Теперь перейдем к Корану. В Священной Книге мусульман Всевышний нигде не упоминает о запрете сбривания бороды, усов, или о необходимости выщипывания или удаления волос где бы то ни было. Даже в качестве рекомендации. Этот вопрос Всевышний оставил на усмотрение людей. Правда, есть попытки найти подтверждения отпускать бороду в Коране. Читаем:
«(Харун) сказал (Мусе, который схватил его правой рукой за волосы, а левой за бороду): «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову, я боялся, что ты скажешь: «Ты вызвал разделение среди потомков Исраиля и не соблюл моего слова [наставления Мусы о заботе о потомках Исраиля]». (Коран, 20:94).
Это якобы говорит о том, что раз пророк Харун был с бородой, значит борода должна быть обязательно. Убийственная логика.
«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).
Некоторые алимы утверждают, что под словами «покончат со своей неопрятностью» означает бритье головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды (размером с кулак). Но это лишь их собственное мнение, никак не подтверждаемое самим Кораном. Некоторые толкователи считают, что в аяте имеется в виду обрядовое очищение. И я с ними согласен[7].
«Скажи: «Веруйте в него (Коран) или не веруйте! Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками». (Коран, 17:107).
Некоторые алимы говорят, что в данном аяте под словами «касаясь земли своими подбородками» имеются в виду бороды, ибо невозможно падать ниц, то есть совершать земной поклон так, чтобы при этом подбородок (в котором нет бороды) касался земли. Лично мне непонятно, почему тогда Всевышний так и не сказал «борода», вместо «подбородка»? Возможно, я что-то не понимаю. Ведь арабский язык был тогда очень сложным, как уверяют алимы. И, тем не менее, это не значит, что борода – обязательный атрибут веры. Допустим, в аяте действительно говорится о бороде. Я уже не раз говорил в своих статьях, что слова Всевышнего в Коране обращены в основном к современникам пророка Мухаммада. Это уже видно по аяту. Всевышний обращается к Посланнику словами: «Скажи…». Ношение бороды в то время было обычным делом. Борода считалась признаком ухоженности и опрятности. Она была неким дресс-кодом. Сегодня же в большинстве светских странах все наоборот. Борода считается признаком неухоженности, а иногда и неопрятности. Тогда были другие обычаи, сейчас – другие. И опять же, ношение бороды (если она все же имеется в виду в аяте) в Коране мусульманам нигде не вменено в обязанность.
Не все исламские ученые согласны с мнением, что борода – обязательна. Известный ученый, шейх Махмуд Шальтут, высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия, в окружении которых живет индивидум… Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше»[ 8].
По мнению известного богослова шейха Мухаммада Абу Захра, следование Пророку, связанные с отпусканием бороды, стрижкой усов, выбором одежды и приема пищи относится к бытовым вопросам, не касающимся выполнения его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это просто проявление уважение к пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Те, кто говорит о необходимости или обязательности данной категории сунны, вносят в религию порицаемое новшество (бид‘а)[9].
Под конец добавлю, что хадисы не должны восприниматься как второй источник веры. За эти полторы тысячи лет хадисы переписывали, искажали, неверно трактовали и выдумывали. Если пророк и запретил брить бороду, то к религии это не имело никакого отношения. Это не является грехом, и за отпускание бороды никакой награды не будет. Возможно, это была традиция тех времен. Многие народы чтят свои традиции. Это помогает сохранить свою историю, свою идентичность. Это важно. Но это была традиция тех времен, традиция арабов. И все мусульмане на земле не обязаны соблюдать эту традицию. Времена меняются, меняются традиции, нравы. А Законы Аллаха не меняются. Они остаются неизменными. Это Законы Корана. Надо соблюдать то, что лучше для мусульман. Длинная борода сегодня ассоциируется с терроризмом, и люди из-за действия каких-то религиозных фанатиков делают выводы обо всех мусульманах. Следовательно, ношение бороды не выгодно мусульманам с точки зрения имиджа Ислама. Поэтому, на мой взгляд, лучше воздержаться от ношения длинной бороды. Возможно и такое, что пророк хотел этим как-то выделить мусульман из общей массы. Это было его личным предпочтением, его личным выбором, который не касался вопроса веры, и за несоблюдение которого человек не получит никаких санкций.
[1] — Ибн Кудама. Аль-Мугни. Т. 1. С. 125, Бухари», том 4, стр. 292.
[2] — Ахмад и Ибн Маджа № 3591.
[3] — Усман ибн Абдиллях (да будет доволен им Аллах) рассказал: «. я видел, что у жены Пророка (мир ему и благословение) в ёмкости с водой (из которого пьют воду) были красные волосы (от бороды)» (Бухари №5896, Муслим 1т/83).
[4] — Бухари, том 4, стр. 292.
[5] — Бухари, 5892, Муслим.
[6] — Муслим, 261.
[7] — «После завершения остальных обрядов они очистятся от грязи, которая покрыла их за то время, что они находились в состоянии ихрам, и исполнят данные ими обеты» (Тафсир ас-Саади). «Потом пусть они завершают обрядовое очищение от пота и дальней дороги после конца ихрама» (Тафсир аль-Мунтахаб).
[8] — ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
[9] — ‘Абдул-Латыф М. Аль-ихтиляфат аль-фикхия лядей аль-иттиджяхат аль-исламия аль-му‘асыра. С. 338.
Источник статьи: http://proza.ru/2019/03/03/177