- «Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес
- Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля
- Общение
- СКАЧАТЬ!
- ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ
- Наша кнопка
- Наклейка растительности
- Гримеры рассказали, как клеят бороды и работают с кровью
- Нитки к мантюру
- Как состарить молодого
- Искусство большого преображения
- Актер всегда прав
«Драматешка» — самый крупный в рунете архив детских пьес
Музыка, эскизы костюмов, шумотека и многое другое для детского спектакля
Общение
Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
СКАЧАТЬ!
ПЬЕСЫ С МУЗЫКОЙ
Наша кнопка
Если Вам понравился наш ресурс, Вы можете разместить нашу кнопку на своём сайте или в блоге.
html-код кнопки:
Уважаемые театралы! Наш сайт существует благодаря энтузиазму его создателей. В последнее время средств на оплату хостинга, даже с рекламой, стало не хватать. Поэтому просим всех неравнодушных посетителей воспользоваться формой поддержки, которая расположена ниже. Это помогло бы ресурсу выжить и избавиться от рекламы. На форме есть три способа платежа: с банковской карты, с баланса мобильного, из Яндекс-кошелька . Сумму перевода можно менять. СПАСИБО!
Апдейт : Друзья, благодаря вашей финансовой помощи удалось полностью очистить сайт от рекламы! Всем СПАСИБО! Надеемся, что ваша поддержка и впредь поможет содержать сайт в чистоте, не прибегая к вынужденному засорению его «жёлтым» мусором.
Наклейка растительности
Наклейка растительности — бород, усов, бакенбард, а в отдельных случаях и бровей — один из основных приемов мужского грима.
Дело заключается не только в художественном выполнении этих деталей грима, но и в том, чтобы не были заметны следы наклейки. Поэтому, делая наклейку, особенно бороду, нужно помнить, что ее границы должны иметь начесы, которые будут маскировать клееные места. В самой густой растительности (например, в густой бороде) границы волос, особенно на щеках, не бывают резкими. Это также надо иметь в виду.
Наклейка без соответствующей расцветки всегда будет выглядеть неестественно, безжизненно. Верхний край бороды на щеках и под губой обычно светлее, а в седой бороде, наоборот, темнее. Около рта волосы выцвечиваются от еды, а у курящих — желтеют от курения. Не только цвет, но и длина волос в таких деталях грима также не должна быть одинаковой. Голова обычно начинает седеть с висков и спереди, а борода — с подбородка и с углов нижней челюсти.
Ни в какой наклейке форма не имеет такого значения, как в усах. Усы — выразительный признак возраста. Узкие усы всегда молодят лицо, широкие, наоборот, закрывают губу и старят его (рис. 25, 26).
Усы бывают различные как по цвету, так и по форме: узкие, широкие, реденькие, обнажающие губы, углы рта, или, наоборот, густые, как щетка, совершенно закрывающие рот, так называемые «моржовые», большие с подусниками, с пушистыми концами, закрученные вверх или свисающие вниз, подстриженные или высоко подбритые и т. д. Также разнообразны по форме бороды (рис. 27).
Если нельзя достать готовую наклейку, можно заменить ее наклеиванием крепе.
Крепе. Крепе представляет собой волосы, заплетенные в шнур. Оно бывает разных цветов. Если приобрести готовое крепе затруднительно, то его можно изготовить своими средствами.
Прямой волос клеить нельзя — он плохо соединяется, рассыпается и не поддается обработке. Для того чтобы он стал пригоден для грима, его крепируют.
Делается это следующим образом. На колышки натягивают два шнурка (крепкие нитки или шпагат) с таким расчетом, чтобы левые концы их были соединены вместе, а правые — разъединены на 10 сантиметров (рис. 28, 29).
Получается станок, называемый тресбанка.
Материалом для крепе может служить человеческий волос, овечья или козья шерсть, а также конский волос. Прежде чем приступить к изготовлению крепе, волосы или шерсть необходимо очистить от грязи, то есть промыть и продезинфицировать. Для этого волосы кипятят, просушивают, расчесывают. Когда волосы приготовлены, их разделяют на прядки толщиной в 0,5 сантиметра. Взяв такую прядку, продевают ее конец у основания соединенных шнурков тресбанки. Небольшим концом пряди волос охватывают один
шнурок, соединяют короткий конец прядью и, придерживая сложенные волосы левой рукой, правой протягивают между шнурками то вокруг верхнего, то вокруг нижнего шнурка (рис. 30).
Когда одна прядь скрепирована, берут следующую, конец которой соединяют с концом закрепированной пряди.
Когда все волосы скрепированы, концы шнурков перевязывают узлом, после чего волосы кипятят в воде минут 10—15 и сушат.
Наклеивание растительности из крепе. Мелкую, прозрачную наклейку растительности лучше клеить из крепированных мягких волос. Для этого предварительно рисуют штрихом ее форму на соответствующем месте, запудривают и сверху наклеивают волосы.
Клеится растительность (усы, борода, брови) следующим образом: из шнура крепе выдергивается нужное количество волос, они растягиваются в длину и расправляются по форме той или иной наклейки. Та часть лица, где должно клеиться крепе, смазывается лаком, к которому и прикладываются волосы. Борода с боками клеится из четырех частей: сначала под подбородком, потом на подбородке и с боков (рис. 31, 32).
Каждую приклеенную часть необходимо прижать полотенцем. Наклеенное крепе подстригают, придавая ему нужную форму. Борода без боков клеится так лее, но из двух частей — из-под подбородка и сверху. Борода небольшая, круглая также клеится сначала снизу, из-под подбородка, затем подбородок смазывается лаком, концы приклеенной части крепе загибаются вверх и приклеиваются к подбородку. Чем ближе к губе, тем борода должна быть реже. Поэтому лишние волосы срезают ножницами и наклеенное крепе прижимают полотенцем.
Бока бороды в данном случае клеятся так же, как и при бороде, только значительно реже, особенно на щеках.
Для того чтобы изобразить небритое лицо, щеки и подбородок покрывают серой краской или наклеивают мелко нарезанный крепированный волос.
Бакенбарды клеятся таким же образом, как боковые части бороды. Форма бакенбард бывает разнообразная (рис. 33).
При наклейке готовой бороды, усов, бровей на места наклейки не кладут жира и красок, иначе растительность не будет держаться на лице.
При наклеивании передней части бороды и усов кожу в этих местах нужно растянуть: открыть рот и растянуть губы. Монтюр наклейки прикладывают свободно, не натягивая и прижимая его к лицу полотенцем. После приклейки волосы следует слегка приподнять гребнем, придавая растительности нужную форму.
Чтобы мелкие наклейки не отклеивались от движения мускулов лица, их клеят на ватке; монтюр наклейки слегка смазывают лаком и приклеивают к нему тончайший слой ваты по форме монтюра. Лак на местах наклеивания наносится по форме монтюра. Лишний лак можно удалить полотенцем, слегка прижимая его к лицу.
Края монтюра наклейки (так же как и парика), которые от высохшего лака белеют, пропитывают одеколоном при помощи ватки.
Подвесные бороды. В театре иногда приходится пользоваться подвесными бородами и усами. Они очень удобны и применяются для быстрого перегримирования. Удобство заключается в том, что их не нужно наклеивать и к тому же они могут служить долгое время.
Подвесные бороды с усами нетрудно изготовить самим. Для этого необходима бородная болванка. Делают ее следующим образом. Берут кусок мягкого дерева (например, липу) диаметром в 12, длиной в 20 сантиметров. Одну сторону оставляют круглой, другой придают форму подбородка (рис. 34).
Поверхность готовой болванки должна быть гладко отшлифована стеклом или наждачной бумагой. Затем из тюля или бязи телесного цвета выкраивают форму монтюра бороды и сшивают нижние подбородочные вырезы (рис. 35). Надев монтюр на болванку, булавками или гвоздиками прикрепляют к ней края монтюра и нашивают крепированный волос таким же способом и в таком же порядке, как клеят бороду. Можно сделать бороду из цельного куска овчины. В этом случае монтюром служит кожа овчины, которую также выкраивают и сшивают. Шерсть подстригают, придавая ей нужную форму, затем к верхним краям пришивают резинку (от виска к виску через голову) или прикрепляют к краям согнутые проволочки, которые надеваются на уши. Сделанные таким же способом усы пришивают к бокам бороды.
Полумаски. Для эстрады и спектаклей малых форм, для быстрой гримировки и перегримировки хорошо иметь заранее приготовленные трансформационные полумаски, при помощи которых можно моментально изменить внешность. Такими полумасками нередко пользуется известный эстрадный исполнитель заслуженный артист РСФСР А. Райкин.
Если нельзя достать полумаски, их можно сделать самим. К сшитой по размеру головы резинке прикрепляется готовый нос (вылепленный из ваты или бумаги и обтянутый марлей). К этой же резинке с обеих сторон пришитого носа прикрепляются брови требуемой величины, цвета и формы.
Изготовление наклеек растительности. Уяснив себе форму, размер, цвет, особый рисунок бороды, приготовляют нужный материал — волосы и тюль. Последний нужно выкрасить в телесный цвет и накрахмалить. Затем намечают на болванке контуры бороды, набивают тюль вертикально (не вкось, чтобы он не растягивался) и натягивают так, чтобы все сборки получились под подбородком. Из сборок аккуратно укладывают две складки, которые зашивают, обрезая лишний тюль. На эту основу способом тамбуровки нашиваются волосы. Направление тамбуровки любой бороды на подбородке всегда идет навстречу: низ шьется от середины выступа вверх, верх — от середины вниз, а бока — вкось и вперед.
Кроме того, всякая борода должна иметь так называемые начесы, то есть волосы, маскирующие края тюля. Приклеиваясь, эти начесы сводят наклейку на нет, что и маскирует ее. В бороде с боками начесы приклеиваются на щеках и снизу нижней челюсти к шее.
Следует обратить внимание на начесы в бородах без боков, которые бывают очень разнообразны по величине и по длине начеса. Бороды, как короткие, так и длинные, могут быть без боков, а только с начесами, за исключением подвесных и широких бород, которые начинаются от самых висков. Граница бороды без боков может идти от усов до мочки уха, от этой линии идет начес на щеку и вверх до виска.
Чтобы приступить к изготовлению усов и бровей, необходимо точно знать кроме цвета, их форму и размер. В зависимости от этого вырезают из бумаги нужную форму монтюра (усы и брови всегда будут шире монтюра).
Форму приклеивают к болванке, на нее ровно натягивают газ или тюль и приступают к тамбуровке.
Направление волос и расстояние между ними при тамбуровке определяются формой и характером усов и бровей. При этом надо помнить, что верхние границы усов должны быть реже, по возможности светлее и сходить на нет.
Ресницы тамбуруют жесткими волосами равномерно, в один ряд, по самому краю сложенной вдоль кромки тонкой материи (шифон или газ) длиной 8—10 сантиметров, затем снимают с болванки, складывают вдвое, расчесывают, выравнивают волосы и стригут их так,
чтобы внутренние концы были короче, а внешние — длиннее. После этого ресницы завивают теплыми щипцами, обрезают лишний газ и перерезают пополам. Получается пара одинаковых ресниц (рис. 36).
Для того чтобы ресницы торчали «стрелками», их кладут вдоль указательного пальца левой руки и завитые волосы ресниц слегка смазывают сандарачным лаком. После этого проводят по ресницам гребнем.
Клеят искусственные ресницы так: смазывают лаком ободочный газ и прикладывают на верхнее веко над своей ресницей.
Источник статьи: http://dramateshka.ru/index.php/technology-of-the-make-up/5524-nakleyjka-rastiteljnosti
Гримеры рассказали, как клеят бороды и работают с кровью
Про то, как работают гримеры Чехов-центра и что они значат для актеров, можно написать целую пьесу, в чем убедился корреспондент skr.su, побывавший за кулисами театра. Этот маленький женский коллектив легко может дать мастер-класс любителям зимней рыбалки. Умению терпеливых дам работать крючками позавидуют многие рыболовы. Иметь идеальные снасти мечтали бы все, а связать их может далеко не каждый. Зато наши героини с помощью крючков легко могут создать причудливую фигуру из подручных материалов. Благодаря технологии с необычным названием «тамбуровка» появляются разнообразные парики, бороды и усы. Место работы искусниц — производственно-гримерный отдел сахалинского Чехов-центра. Но сотрудники по привычке называют его гримерно-постижерным цехом.
Нитки к мантюру
В отличие от многих материковых театров, парики здесь изготавливают с нуля. Для них используются как натуральные человеческие волосы, так и лошадиные, шерсть яков. Основа для некоторых синтетических материалов — морские водоросли.
Рассказывать о тонкостях постижерства — то есть мастерства изготовления париков — можно долго. Но нагляднее всего они видны на парике мистического персонажа Хапуна в сахалинском спектакле с одноименным названием.
Часть покрова сделана при помощи известной уже тамбуровки. Волосы крючками вплетены в сеточку. Другая часть создана по трессовой технологии. В чем ее принцип? Сначала для каждого актера шьют шапочку, именуемую мантюром. К ней крепятся нитки, они же трессы, а на них уже волосинки.
На один парик может уйти до 12 метров трессов. Чем они тоньше, тем больше времени потребуется на работу. Ну а для создания трессов используется тресс-банк — специальное устройство. В нем, подобно купюрам, накапливаются нитки с волосами.
Лысину воссоздает резиновая шапочка и латексный чулок. Их соединяют между собой хитроумные крепления, чтобы парик не слетел во время кульбитов по сцене.
Впечатляющие брови сделаны из волос, которые плетут на двух нитках и варят в соленой воде, потому искусственная растительность становится слегка кучерявой, как в жизни.
— Наша задача — добиться полной похожести, чтобы зритель мог сказать — верю, — улыбается руководитель гримерки Екатерина Ландарь. — Какое сложится впечатление от спектакля, если зритель сразу заметит, что волосы у персонажа не натуральные, чересчур прямые и неживые!
Как и десятки лет назад, в постижерском деле используют клей из смолы африканского дерева сандарака. Не так давно появился латексный клей — современный и более удобный.
Парики, как правило, после реставрации переходят от одного артиста к другому.
— Для всех нас большая радость, когда после представления актеры благодарят за хорошо сделанный «покров». И за то, что используем при изготовлении материалы, которые хорошо пропускают воздух, тогда во время представления не сходит семь потов, — поясняет художник-гример Елена Климова.
Как состарить молодого
Если в изготовлении париков основа — традиционные технологии, то в грим уже пришли инновации. Лет семь назад здесь появился пластический грим на основе латекса. С его помощью можно добиться поразительных эффектов: сделать нос причудливой формы, шрам на любой части тела. Молодому человеку можно состарить не только лицо, но и руки. Так было, например, в спектакле «Свет-Луна»
— На работу с латексом уходит 2–3 часа. Сначала наносится тонкая пленка на участок лица, когда она подсыхает — добавляется еще одна, и так несколько раз, — объясняет Екатерина Ландарь.
Конечно, не забыт и традиционный жировой грим. Его наносят кисточками и снимают вазелином. Есть грим, который напоминает старые добрые акварельные краски. Основу разводят спиртом и, можно сказать, рисуют на лице нужный образ. Преимущество в том, что «красочный» грим не течет, даже если артист покрылся потом. Но снять этот «рисунок» способен только спирт.
Поскольку на сцене нельзя обойтись без крови, то с незапамятных времен для ее имитации используется жидкость. Делают ее на основе соков. Все бы ничего, но из-за этого шла незатихающая «война» костюмеров с гримерами: следы бутафорской крови потом не отстирывались. Но теперь появился инновационный материал, который от крови не отличишь, но отстирывается легко. Его даже назвали «Мечта костюмера». И свое название «Мечта» оправдала.
Иногда у сценического героя неожиданно появляется кровь изо рта. Такая мизансцена присутствует, например, в спектакле «Гроза». Добиться подобного эффекта позволяют маленькие капсулы, сделанные из пищевой пленки. В них наливают имитирующую кровь жидкость. Капсулу актер кладет в рот, в нужный момент ее нужно только раскусить…
Искусство большого преображения
У автора этих строк при знакомстве с работой гримеров все время вертелся на языке вопрос: «Как же все-таки правильно назвать род занятий? Искусством или ремеслом? Одни только навыки тамбуровки чего стоят!»
Да, техника это непростая, говорит Ландарь, но овладеть ею, чтобы стать профессионалом, недостаточно. Нужно еще иметь творческий взгляд на свое произведение. Ведь от него в немалой степени зависят правильное восприятие образа, который актер создает на сцене, зрительские эмоции.
Так что работа постижера, как и гримера, это больше искусство, нежели ремесло.
— Те, кто видел в работе одну только технику, долго не продержались, — говорит Ландарь. — И что еще немаловажно — для создания парика необходим позитивный настрой. Как и при работе с гримом.
Все сотрудницы отдела — вместе с руководителем их пять человек – специалисты широкого профиля: и постижеры, и гримеры, и парикмахеры. В театрах на материке такой универсальности нет — там четкое разделение обязанностей. Гример закреплен за одним или несколькими актерами.
Практически все подчиненные Екатерины Ландарь вначале учились на парикмахеров. Это одновременно и плюс, и минус. Да, мастера имеют представление о том, что такое волосы и как с ними работать. Но в то же время парикмахерский опыт поначалу мешает. Парикмахер делает человека привлекательным для повседневной жизни. Художнику-гримеру нужно добиться привлекательности (или наоборот) в сценических условиях. Здесь нужно учитывать освещенность на сцене, спецэффекты и многое другое.
Актер всегда прав
У этого цеха есть еще одна тайная функция, о которой сразу и не догадаешься. Актеры называют его цехом психологической разгрузки. Потому что здесь служители Мельпомены преображаются в своих персонажей не только внешне, но и внутренне. Без всякого преувеличения заряжаются энергией перед выходом на сцену.
— Перед спектаклем артисту дозволено все, — объясняет художник-гример Тамила Смык. — Поэтому мы не только специалисты в своем деле, но еще и психологи. Помогаем настроиться на правильную волну. У нас действует правило: артист всегда прав.
Сотрудницы этого театрального подразделения давно поняли, что для них создание париков и гримировка не просто профессия, а образ жизни. Практически все выходные они проводят за кулисами — нужно не только нанести грим перед началом спектакля, но и поправить его по ходу представления. Жаркая пора — новогодние праздники, начиная с 20-х чисел декабря, когда идут представления для детей. Те, кто не смог к этому привыкнуть, чьи семьи не смирились с таким графиком, долго не задерживались.
Неудивительно, что у «чеховских» женщин сложился дружный коллектив. Они сумели стали настоящими подругами. Вот только собраться вместе за пределами театра не получается, говорит Ландарь, опять же из-за режима работы. Зато такое неудобство компенсируется теплотой общения в гримерке.
Женщины благодарят за полученный опыт главу своего отдела. А Екатерина Ландарь — своих учителей, уже ушедших на пенсию. Это Ирина Тагиль и Валентина Чумакова.
Они привили своей ученице полезные принципы советской школы, научили искать выход из сложных ситуаций. И это здорово помогает, особенно когда нет возможности купить нужные материалы в магазине, а сроки поджимают.
Сейчас нашей гримерно-постижерной школе завидуют даже на материке. А зрители порой не подозревают, сколько работы делается для того, чтобы спектакль запомнился надолго.
Друзья, если вам понравился этот материал – подписывайтесь на наш канал, оставляйте комментарии и ставьте лайки, ведь наши ребята очень стараются рассказать вам, как можно больше самого интересного. Всем добра!
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/skr/grimery-rasskazali-kak-kleiat-borody-i-rabotaiut-s-kroviu-5e13f02adf944400b121221f