Почему православные носят бороду
Последние несколько лет православие триумфально шествует по миру, завоевывая новые страны и континенты. Особенно удивительно широкое распространение православия в развитых странах Западной Европы среди юного поколения, условно именуемого «хипстеры».
Потому как – все бородатые. А раз бородатые, значит, православные? Нет, конечно. Бороды католики носили и в прошлом, и нынешние хипстеры в массе свое безбожники. А вот поди ж – «борода!».
И все-таки народ православный исстари считал свои бороды знаком принадлежности к истинной вере. вот почему, интересно?
Наставления древних
Завещано было апостольскими постановлениями «не обнажать бород» мужчинам. Ибо Господь создал нас и не человеческое это дело, изменять свою внешность, идти против природы. Говорится в Ветхом Завете о том, что бритва не должна коснуться бороды истинно верующего.
Памятна и притча о слуге Давида, который вернулся к нему без бороды после послушания. Давид истолковал это как лишение чести — «Моего слугу обесчестили». И пока слуга не оброс бородой снова, отказывался царь принимать его у себя.
До сих пор мы помним, что одной из многих претензий православных к католикам, разведших их на два больших ответвления в христианстве, была привычка бриться у последних. Православные напомнили латинянам. Что в Писании сказано – не брить брад ваших.
Только жёнам к лицу ходить с обнаженными подбородками. Но латиняне пропускали мимо ушей это предостережение, и оно, среди всех прочих, разлучило бывших братьев по вере.
Знаменитый Стоглавый собор, прошедший в 1551 году, еще раз подтвердил – православному мужу должно быть бородатым. Более того, грозились, что бритым не будет ни сорокоуста, ни отпевания и даже свечку нельзя в церкви за него поставить. Да, несколько позже решения этого собора были признаны… несколько старомодными и невежественными.
Но не стоит так высокомерно относиться к седой древности. Особенно, к бородатой седой древности. И древние за бороды свои готовы были жизнь отдать. Есть предание, что святые мученики Иоанн, Антоний, Евстафий Виленские погибли, потому что отказались сбрить бороды по требованию неверных.
Есть в желании православных носить бороду еще один смысл – стремление приблизиться к образу Господа нашего Иисуса Христа. А он в иконографии бородат и никак иначе.
Старообрядцы и вовсе уверены, что не попасть человеку во Царствие Божие без бороды, бритому, ощипанному «как кур». И даже в церковь старообрядческую бритый не войдет. Вот почему знаменитый купец Третьяков отращивал окладистую русскую бороду – он был из старообрядцев. Однако некоторым старообрядцам, сделавшим карьеру, бриться приходилось. И тогда перед смертью они каялись в этом священнику.
Церковь очень ревностно относилась к соблюдению видимой разницы во внешности полов. Никогда не любила стриженых женщин, женщин в брюках. И мужское лицо, если оно бритое, уже не такое мужественное.
Что же тогда скажем о священничестве, которое не стрижет волос, хотя мужики волосы стригли? И этому нашлось основание в Ветхом Завете: запрет на пострижение волос для монашества есть для чина назорейства. Канон изображения лика Иисуса тоже предполагает длинные волосы.
Борода священника
Папа Римский сегодня сияет гладкостью щек и подбородка – идеально выбритых. Но ни один православный священник не может ходить без бороды, в отличие от обычных православных.
Надевая епитрахиль, священник произносит слова: «Благословен Бог, изливая благодать Свою на священники Своя, яко миро сходяще на главу, браду…». А если свету сходить не на что, потому как бороды нет? Нехорошо.
Даже переодевшегося в светскую одежду священника или послушника мы всегда узнаем по бороде, в которой нет ничего гламурного и рукотворного – она растет естественно, по всем заветам и божьим установлениям. Потому что в заветах Ароновых не только сказано, что нельзя бороды брить, но также что подстригать ее нельзя. «Не порти края бороды твоей», сказал Господь Моисею.
Не должен походить священник на упомянутых в послании Иеремии языческих жрецов в разодранных одеждах, с бритыми головами и бородами.
Сегодня, конечно, требования к форме бороды уже не так строги и некоторые священнослужители могут придавать ей какую-то форму. Главное, чтобы это не выглядело как погоня за модой.
Источник статьи: http://thebestvideo.ru/fun/poleznosti/pravoslavnye-nosjat-borodu/
Православная Жизнь
Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Если кого-либо из наших сограждан попросить нарисовать словесный портрет православного священника, то он может забыть (или не знать) о каких-либо частях (элементах) облачения, но о бороде не забудет никто. Более того, именно борода будет тем, о чем он вспомнит в первую очередь. Утверждение, что попы носят бороду, уже настолько прижилось в нашем сознании, что ответить напрямую: почему священники носят бороду, – сможет не каждый. Так уж повелось, а если кому-то доведется увидеть безбородого священника в облачении, то без легкой дезориентации и приступа когнитивного диссонанса тут не обойтись.
Итак, зачем священники носят бороды? Многие, наверное, подумав, сошлются на образ Иисуса Христа, который мы видим на иконах, и укажут, что так проявляется подражание внешности Спасителя. Безусловно, это одна из причин, но не единственная.
Борода в Священном Писании
Даже те, кто особо не вникал в тексты Священного Писания, могут догадаться, что ношение бороды священниками имеет древние ветхозаветные корни. И действительно, в 19-й и 21-й главах Книги Левит мы увидим прямое повеление Господа не стричь головы и бороды. Есть для этого и свои причины. Неканоническое Послание Иеремии, в самой первой главе, сообщает нам, что бритье голов и бород свойственно языческим жрецам, именно поэтому Моисеев Закон был направлен на то, чтобы удержать еврейских священников от идолопоклоннических обычаев. Прп. Ефрем Сирин уточняет, что язычники специально отращивали волосы на голове и лице, дабы затем остричь их в специально назначенное время у «священных» источников или прямо на самих капищах. Таким образом, бритье голов и бород было не просто традицией, а частью идольских мистериальных культов. Мы прекрасно понимаем, что Христос отменил ветхозаветный обрядовый закон, потому в Новом Завете подобных повелений относительно ношения бороды не встретим, но есть в этом вопросе другая сторона.
Борода в канонах
В первой книге «Апостольских постановлений» (п. 4) говорится, что «обнажает бороду» тот, кто хочет нравиться другим. Примерно эта же мысль звучит и в 96-м правиле Шестого Вселенского Собора. Там идет речь о том, что те, кто облеклись во Христа, должны подражать и житию Его, а отсюда избегать плетения и специальных укладок своих волос, которыми они искушают неокрепшие души. Зонара в своем толковании поясняет, что правило это относится и к бороде, но здесь опять же есть свои причины. В то время мужчины плели волосы и брили бороды, дабы казаться нежными и походить более на женщин. Как, возможно, вы догадались, речь в данном случае идет о гомосексуальных традициях древнеримской империи. Дабы дистанцироваться от подобных ассоциаций, Церковь и вводит запрет на манипуляции с волосами, которые были признаком блудных пороков.
Как мы понимаем, с тех времен традиция ношения бороды настолько укоренилась, что теперь батюшки носят бороду, как бы сказали современные программисты, по умолчанию.
В дальнейшем идея схожести безбородого мужчины с женщиной перекочевала в определения Стоглавого Собора (1551 год). Но, видимо, в XVI веке отсутствие бороды у мужчины казалось настолько противоестественным, что в определениях Собора содержится даже запрет отпевания и каких-либо иных молитв в храме за упокой душ тех, кто посмел сбрить бороду.
Наверное, именно поэтому православная борода в Украине, России, Беларуси, в общем, в славянских странах, приобрела смысловую связь с такими понятиями, как могучесть, сила, воля, и прочими атрибутами мужественности.
Может ли священник не носить бороду?
Теоретически, конечно, может, но практически бороды православных священников стали неотъемлемым признаком их внешности. За границей ситуация иногда складывается немного иная. Как мы знаем, латинские священнослужители в большинстве своем не носят бород, так как с раннехристианских времен это считалось указанием на принадлежность к высшим социальным слоям древнеримского общества, постепенно данная традиция укоренилась и стала общепринятой на Западе. Но вот когда Европу и США в 60–70-х годах ХХ века накрыла популярность движения хиппи, то бороды начали сбривать и некоторые православные священники. Представители хиппи принимали и распространяли наркотики, «прославились» и другими нарушениями закона, а одним из признаков их внешности стала борода. Так вот, священникам просто надоело, что их постоянно задерживала полиция, воспринимавшая наличие бороды как атрибут принадлежности к хиппи.
Сегодня мы видим, что носить бороды стали не только священнослужители, но и просто многие мужчины. Но если для далеких от Церкви людей это дань моде, то для православных борода стала символом стремления подражания Христу. Поэтому, отвечая на вопрос: зачем православным бороды, – достаточно будет и ссылки на то, что бороду носил наш Спаситель. Хотя мы, конечно, прекрасно понимаем, что наша духовная жизнь, а тем более вечность уж никак не зависят от наличия или отсутствия растительности на лице.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник статьи: http://pravlife.org/ru/content/pochemu-svyashchenniki-nosyat-borodu
Зачем православным нужны бороды
протоиерей Артемий Владимиров
315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.
— Почему православные носят бороды?
— Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.
Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.
Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.
Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ( Лев. 21:5 ).
Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.
Народ наш , консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.
Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка “прогрессивного” толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…
Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.
— Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?
— С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.
И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека “по одежке”, составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.
Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.
— А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
— Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.
Источник статьи: http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-nuzhny-borody