Какую бороду носили казаки
17.01.2009, 00:11
Согласно давней казачьей традиции- борода является гордостью казака. И отсутствие оной является ,в какой то мере,грехом!Особенно у староверов.. а тут они вроде есть..
Хотелось бы нам выяснить мнения современных казаков (или потомков казаков) относительно этой части тела. И хотелось бы провести опрос на наличие БОРОДЫ у жителей нашего многоуважаемого форума.
Ну, не «в какой то мере, грехом», а именно грехом. И это не специфически старообрядческая традиция, а именно древняя христианская вообще. Человека сотворил Господь (по образу и подобию Своему) и наделил мужчину бородой, женщине же бороду не дал. Поэтому бритье бороды с т.з. христианина — это противление воли Божьей. Ни одного святого без бороды нет. Есть правда один русский святой без бороды, но как повествует история, это от того, что борода у него не росла. Скабленных не ставят ни в попы, ни в дьякона, ни на иную священную степень. По церковным канонам брадобритцев не отпевают. Иными словами, борода — один из признаков верующего человека, православного христианина.
У нас в Узбекистане, например, было так. Узбеки отличали казаков от русских именно по бороде. Если идет беломордый и с бородой — это урус казак, если без бороды — это урус. Для узбека если человек с бородой (т.е. казак) — значит боиться Аллаха, если без — значит безбожник. Это разграничение, кстати, использовали басмачи во время своих нападений. Глядя на это и все иные жители Узбекистана стали отличать казаков от других групп населения по наличию бороды.
А вот расскажу забавный случай. Ислам Каримов (президент Озбекистон республикасы) активно борется с исламом. Одним из меропритий было бритье бород у студентов. В то время (это где-то 1998 г.) органы отлавливали всех бородатых на улице и заставляли брить бороды. И под эту раздачу чуть было не угодил мой дядя, отцовский брат, у которого большая окладистая борода (не то, что у меня). И пока он им не показал крест, они его донимали вопросами.
У казаков борода по-другому называется «отечеством», т.е. наследием отцов.
Гостев Никола
27.01.2009, 23:08
Привожу подборку некоторых цитат из священных книг касательно бороды.
Выписки из священного писания и предания
о богопротивном и законопреступном брадобритии и главострижении.
Книга 3 Моисеева Левит, глава 19, ст. 27. «Не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших».
Книга 2 Царств, глава 10, стих 1. «И бысть по сих, и умре царь сынов Аммоних, и царствова сын его Аннон вместо его. И рече Давыд: сотворю милость со Анноном сыном Наасовым, имже образом сотвори отец его милость со мною. И посла Давыд утешити его рукою рабов своих о отце его: и приидоша отроцы Давыдовы в землю сынов Аммоних. И реша старейшины сынов Аммоних ко Аннону господину своему: еда прославления ради отца твоего пред тобою посла к тебе Давыд утешители; не да испытают ли град, и соглядают его, еже разрушити его посла Давыд рабы своя к тебе; И взя Аннон отроки Давыдовы, и остриже половину брад их, и обреза одеяния их половину даже до чресл их, и отпусти их. И возвестиша Давыду о мужех, и посла в сретение им, яко беша мужи тыя обезчещени зело. И рече царь: седити в Иерихоне, дондеже возрастут брады вашя, и возвратитеся».
Книга 1 Паралипоменон, глава 19, ст. 4. «И взя Анан рабов Давыдовых, и обри их, и отреза от риз их половину даже до чресл, и отпусти их. И приидоша возвестити Давыду о мужех: и посла в сретение им, яко быша обезчещени зело. и рече царь: седите во Иерихоне, дондеже возрастут брады вашя, и возвратитеся».
Послание Иеремиино, ст. 30. «И в храмех их жерцы седают, имуще ризы растерзаны, и главы и брады обриты».
Блаженнаго Иеронима, часть 11, стр. 273. «Они не должны брить голову свою и растить волосы, но часто подстригать головы свои, ясно показывает, что мы не должны быть с бритыми головами, подобно жрецам и чтителям Изиды и Сераписа. (стр. 274) Бритыя головы имеет языческое суеверие. (стр. 277) Но для мужа Христос есть глава (1 Кор. гл. 11), которую грешник попирает и презирает, и так сказать, бреет бритвою и лишает ее красоты ея. Это сделали и сыны Аммоновы с посланцами, отправленными (к ним) Давыдом (2 Царств, гл. 10). Но если нарушение закона служит безчестием Бога, то тот, кто соблюдает заповеди закона, чтит Его, во исполнение написаннаго: да вси чтут Сына, яко же чтут Отца».
Постановления святых Апостол, книга 1, стран. 6-7. «Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».
Никон Черныя горы, слово 37, лист 284. «По проповеди апостольстей, муж бо, рече, не должен есть растити власы, образ и слава Божия сый. Злейше еже и сопротивное инии творящее, браду стригут. В заповедях апостольских глаголет Божественное слов: не тлити образ брады ради… Глаголет же (апостол), аще кто сопротивен мнится бытии, мы таковаго обычая не имамы, ниже Церкви Божия, изведе убо таковая делающих и творящих, и волю бо преносящих, от степени апостольскаго и от Божия Церкве».
Св. Киприан Карфагенский, ч. 2, стр. 115 и 170. «В той же книге Левит: ниже да бриете брад ваших… И когда в Писании сказано: да не бриете брад ваших (Лев., гл. 19, ст. 27), бреет бороду и лице свое украшает; Или он старается понравиться кому-либо теперь, когда стал противен Богу».
Св. Кирилл Александрийский, ч. 2, стр. 351. «Так, например, запрещается остригать, по подобию других, головы и, для обезображения лица, брить бороду».
Св. Исидор Пелусиот, ч. 1, стр. 260, письмо 463, к Дионисию Младшему. «Весьма печалит меня, что слышу о тебе, будто бы не соревнуешь отцеву целомудрию, но подвергаешь себя чуждому для вас позору, лишив лице свое естественнаго цвета величавости, и преобразив в нечто более подобное лицу женскому. А это ничто иное значит, как укорять Создавшаго. Ибо, если отказываешься от чести, самым временем придаваемой совершеннолетию, то показываешь сим, что упорно стараешься быть лучше несовершеннолетним, и намерен не мужем стать, но быть и казаться каким то сомнительным скопцем».
Бл. Феодорит, ч. 1, стр. 183, изд. 1867 г. «У елинов было в обычае не остригать волосов на голове у детей, но отращать их, и со временем посвящать демонам. Имели также обычай брить бороды».
Книга о святительских судех, глава 43. «Аще умрет брадобрийца, над таковым ни служити, и сорокоустия по нем не пети, свещи по нем не приносити, зане с неверными таковой да причтется».
Служебник патриарха Иосифа, лист 621, изд. 7155 [1647] лета. «Не вем, в сицевый народ православия, в кое время в Велицей России еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати. Или паки рещи по летописным книгам подтверждению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, Римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию, архиепископу Кипрскому, евхитскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады ими пострижены».
Книга Кирилова, о латинских ересех, глава 26, лист 234 на обор. «Последи же философ Панагиот ко Азимиту рече, чесо ради, папы ваши, и вси церковницы стригут брады рцы ми. Азимит. Прииде ангел Господень нощию к папе, и рече ему, аще хощеши быти яко ангел, остризи браду, понеже ангели без брад предстоят престолу Божию. Панагиот. Несть тако, но солгал еси. слыши Азимите, аз ти исповем истину. понеже пишет в писании, аще вы сие умолчите, то камение возопиет. хотяше бо папа ваш, дабы имел жену, и тако посла к некоей жене, да не идет к нему на ложе. жена же пусти к нему рече, аще хощеши да прииду к тебе на ложе, то остризи браду. папа же послушав ея, остриже браду свою, и посла к жене вскоре, глаголя, уже есмь остригл браду свою, прииде ко мне на постелю мою. и рече ему жена, понеже остригл еси браду свою, и посрамил себе, погубил еси сан свой, и честь свою, за мою женскую подпупную браду. жив Господь Бог, аз не хощу приити к тебе на ложе. и тогда папа ваш бысть в велицей печали и беде, и мысляше в себе зело некое великое сотворити. и тако умысли себе папа, нача голуби из уха своего кормити, и тако приучи их. и влезе в полату свою, и голуби полетеша за ним, и седоша по плещама его, и кормяше их из ушей своих крупою просяною, и рад бысть о том вельми папа. и потом сотвори епистолию, и посла во всю свою область по всем странам по вся епископы и попы, и диаконы. и приидоша к нему. папа же созва их в церковь. голуби же за ним влетеша в церковь. и седоша на плещу его, и зобаша крупу из ушей его. Рече папа ко всем епископом и попом, и дияконом, мир вам, слышите братие и чада моя церковная, яко хощу вам глаголати мирную любовь, яже откровена мне смиренному, о вашем спасении. посла Бог ангела своего ко мне с сею эпистолиею в голубине образе, и рече ми, аще хощеши, ты и чада твоя, быти яко ангели, и у престола Божия стояти, остризите си брады, понеже ангели без брад предстоят у престола Божия. и аз чада моя повеленное ми от Бога сотворих. и вы чада моя такоже сотворите, яко же и аз, да достойни будем ангельскому чину. они же слышавше, и вземше бритвы брады своя остригоша вскоре. видев же папа себе не обличена, и возврадовася радостию великою. тоя же вы и до днесь держитеся прелести, понеже жена посрамила есть вас, и бриете брады своя подпупия ради женскаго».
Книга О вере, глава 28, лист 257. «К сему же и сие безумие западных мнимых духовных воспомяну о оголении усов и брад. Тому началника поведают, Петра гугниваго папежа. а в царех Константина Кавалина еретика, иконоборца, иже обезумившеся, Богом созданную доброту в первом человеце губят, и проказят лица своя, евнухом подобящеся».
Книга Димитрия митрополита Сербскаго. «Окаяннии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в суботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В суботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейши того творят и усы подкусывают… сия вся приемше от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Млисеови рече: да не взыдет постризало на брады вашя, се бо мерзость Господеви».
Митрополит Макарий, История Русской Церкви, кн. 4 (i), стр. 417-418, изд. 1996 г. Из послания митрополита Макария (Председателя Стоглавого собора) в Свияжск. «О злое произволение! Сотворил нас Бог по своему образу и подобию; и явились неблагодарныя, стали ходить по плоти, а не по духу, забыв, что плотская мудрость – вражда на Бога и закону Божию не повинуется; накладают бритву на брады свои, творя угодие женам, увы, забыв страх Божий, и царскую заповедь презревши, и свою совесть поправши. Не подобает так поступать находящимся в православной вере, ибо это дело латинской ереси и чуждо христианскому обычаю, и творящий это поругается образу Бога, создавшаго его по своему образу… Если же некоторые из вас, забыв страх Божий, и заповедь царскую, и наше духовное наставление, не станет каятся в своих согрешениях и впредь начнут брить или обсекать бороду, или подстригать усы, или впадать в прелюбодейство и блуд с пленными женами и девицами и потом будут обличены, то всем таким быть от благочестивого царя в великой опале, а от нашего смирения и от всего священного Собора – в отлучении, по священным правилам, от святой Церкви и всякой святыни».
Пролог, декабрь месяц, 17 день, преподобнаго исповедника Даниила, нареченнаго Стефана. «Многи досады и раны от сквернаго языка срацыньскаго подъят, за ради, еже не острищи брады».
Потребник Большой, Соборное Изложение патриарха Филарета… Чин от ереси приходящих к Церкви Христовой, гл. 71, лист 12 об., 2-го счета. «Проклинаю богоненавидимую блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя помраченныя ереси, еже остругати браду. ей же бысть начальник беззаконный Петр гугнивый, римский папа. во царех же тоя ереси начальник гноеименитый Константин Ковалин иконоборец. и в той ереси и прочии римстии папы погрязоша, и вси латыньстии епископы и попове. мнози же и мирстии человецы, ум погубившее, низпадоша в таковое прокажение. лица своего губящее доброту, Богом созданнаго им образа. ею же добротою украси Бог человека, по своему образу и подобию. окаяннии же латины в ереси многия впадоша. и на святых иконах, писанным, Божию образу, и святых Его угодник не поклоняются, ни почитают. к сим же и своего благообразия ненавидят, и ругаются ему. и проказят лице подобия своего, иже Божиима рукама сотвореннаго, и таковаго богоделаннаго благолепия не даст им диавол ни видети. но всегда поощряет их остругати брады своя, и усы притинати постригалы и бритвами. еще злейше творят, яко и своими зубы укусывают власы брады своея, усы. самоядцем подобящеся. его же не деяху ни в древнем законе, даннем от Бога Моисею. и в новой благодати никтоже того не творяше, до совращения преже реченных еретиков».
Ну и, конечно же, 40 глава поместного Стоглавого собора 1551 г., на котором присутствовал целый сонм православных святых: «Да не взыдет постризало на браду твою и на ус твой» со ссылкой на правила Шестого Вселенского Собора.
А вот и правило Шестого Вселенского Собора с каноничными толкованиями Аристена, Зонары и Вальсамонома:
«96. Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражать житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искуственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно жить, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого останка порочности, произшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен.
Зонара. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, говорит великий Павел (Гал. 3, 27); а облекшиеся чрез божественное крещение во Христа должны проводить жизнь подобно Ему, и сохранять всякую невинность и целомудрие, и чистоту, а не прилепляться к вещественной суете и не украшать своего тела с излишеством и мелочностью. Но какое украшение могло бы быть мелочнее и излишнее как не заплетать волосы на голове, красиво располагать и убирать их, делая их приманкою и обольщением для душ, не утвержденных в вере и потому удобопреклонных к невоздержанию? Итак, сии божественные отцы упомянули о красивом расположении и убранстве волос посредством плетения; ибо в то время ничего другого, как кажется, не делали с волосами, подобно тому как ныне делают те, которые подкрашивают и убирают волосы, прилагая все старание о том, чтобы волосы были длинные и чтобы подобно женщинам иметь кудри, спускающиеся, если возможно, до пояса. Это достигается у них не одним тем, что не стригли излишних волос, но вместе и тем, что железо не восходило на их голову, употребляемо ими было и все, что обыкновенно способствует ращению волос и производить их густоту. Чтобы волосы казались кудрявыми, они подвивают их щипцами, и чтобы были русыми, или золотистыми, для сего подкрашивают. – Другие намачивают волосы на голове водою, и дают им сохнуть на солнечном припеке, чтобы изменился у них черный цвет волос. А есть и такие, которые накладывают на себя поддельные кудри, обстригая свои собственные природные волосы. Так ныне по большей части располагают и убирают волосы на голове; а по отношению к бороде поступают совершенно наоборот; ибо как только у кого появится юношеский пушок, тотчас сбривают его, чтобы не перешел в волос, но чтобы бросалась в глаза гладкость их лица и они, так сказать, могли бы уподобляться женщинам, и казаться нежными. А у кого с течением времени волоса на бороде растут уже постоянно, те, чтобы не носить длинной бороды, хотя и не употребляют бритвы, но вместо того, раскалив на угольях кусок черепка, подносят его к бороде и выжигают им все длинные волосы на бороде, а оставляют их в такой мере, чтобы казалось, будто волос едва начинает пробиваться, и чтобы мужчины, достигшие уже зрелого возраста, походили на юношей, у которых в первый раз показывается борода. А это делается не у простых только людей, но и у людей высшего состояния. Почему это зло, распространившись, сделалось всенародным, и, как какая-нибудь эпидемическая болезнь, заразившая носящих Христово имя, пожирает почти всех; и это делается не смотря на то, что божественная и древнейшая заповедь говорит во Второзаконии: не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших, ниже бриете брад ваших; и великий Павел говорит: муж аще власы растит, бесчестие ему есть (1 Кор. 11, 14). Итак, отцы сего собора отечески наказывают делающих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению.
А нынешние отцы не только оставляют без наказания тех, которые делают с волосами на голове и бороде исчисленное выше и допускают еще большее бесстыдство и в таком виде входят в церкви, но и преподают им благословение и (верх неуместности!) – даже преподают святыя тайны, если кто из них желает причаститься. И этого не возбраняет никто, ни патриарх, ни другие архиереи, ни монахи, которых имеют духовными отцами люди так бесстыдно поступающие.
Аристен. Убирающие свои волосы искусственным плетением ко вреду смотрящих на них, отлучаются.
Собор определил отлучать тех, которые заботятся об украшении головы и свои волосы располагают в плетениях ко вреду простейших и беспечно живущих; ибо мы должны жизнь проводить в чистоте и со страхом, и чрез очищение жизни должны приближаться, сколько для нас возможно, к Богу и украшать добродетелями внутреннего и внешнего человека.
Вальсамон. В начале поставив слова из послания великого Павла к Галатам, в которых между прочим говорится: елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27), святые отцы определили исправлять епитимиею тех, которые искусственным убранством и плетением делают волосы на голове пышными и более красивыми, с тем чтобы посредством их, как бы посредством некоторой сети, уловлять души слабейших. Ибо все верные, по словам отцев, должны обращать свой взор к вышней и блаженной жизни, вести себя со страхом Божиим, и тем, по возможности, приближаться к Богу и украшать всякою добродетелию более внутреннего человека, то есть душу, а не внешнего. Если же кто и за тем будет проводить жизнь вопреки сему правилу; тот должен быть подвергнут отлучению. Ибо и великий Павел говорит: муж аще власы растит, бесчестие ему есть (1 Кор. 11, 14); и Моисеев закон говорит во Второзаконии: не сотворите обстрижения кругом от влас глав ваших. Итак, заметь это для тех, которые завивают, или заплетают, или красят, или мочат водою, или как-нибудь иначе свои собственные волосы делают пышными и украшают, или прибавляют к ним чужие; а равно и для тех, которые и прилежащия к голове части украшают подобно женщинам.
Славянская кормчая. Иже власы плетуще, и веюще, или мудростию некоею шяряще на вред зрящим, да отлучатся.
Толкование. Растящии власы главы своея, и на долзе пущающе, и плетуще, или веюще, или шаряще и творяще белы, или черны, или чермны, или русы, на вред простейших и лениво живущих человек, таковых святыи собор отлучити повеле. Подобает бо нам чисто житие имети, и в страсе к Богу приближатися: яко же мощно есть нам чистотою жития, и добродетельми украшати внутренняго и внешняго человека.»
Источник статьи: http://vk.com/topic-59703433_29089975