- Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник
- Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник
- Несколько интересных сочинений
- «Кавказский пленник» главные герои
- Характеристика героев«Кавказского пленника»
- Главные герои
- Иван Жилин
- Костылин
- Второстепенные персонажи
- Старик
- Абдул – Марат
- Кази Мугамед
- Старуха
- Красный татарин в рассказе «Кавказский пленник»: образ, характеристика, описание в цитатах
- Красный татарин в рассказе «Кавказский пленник»: образ, характеристика, описание в цитатах
- Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: описание, герои, анализ произведения
- История создания
- Анализ произведения
- Сюжетная линия
- Главные герои
- Иван Жилин
- Костылин
- Второстепенные герои
- Красный татарин
- Общий анализ
- Цитаты
- Заключение
Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник
Ценность рассказа Толстого заключается в обрисовке нравов и характеров татар, проживающих среди гор Кавказа. Здесь мы видим их в сравнении друг с другом, в различии их статуса по отношению друг к другу, их быт, нравственные и моральные устои. С одной стороны мы видим их нравы, благодаря которым мы, читатели, можем иметь некоторое представление как о людях другой культуры, рассматриваем отношения внутри их среды.
Например, образ красного татарина рисуется в близком сравнении с образом черного татарина. Толстой этим добивается более четкого отношения к персонажу в представлении различности характеров. Рядом с черным татарином красный выглядит менее сильным и менее значимым, уступая ему во многом: «Начал Абдул кричать на красного, залопотал так, что слюни изо рта брызжут. А красный только жмурится да языком пощелкивает». Образ красного помогает понять, что грубая физическая сила, жесткость, заключенная в нем, здесь не являются основными и сильными качествами татарина в целом. К тому же эти качества затем проигрывают перед смекалкой русского пленного.
Красный татарин – это тот, с кем первым делом сталкивается главный герой Жилин. «Видит – близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружье наготове». Он ощущает от него напор и жестокость. Ситуация кажется безнадежной. Но затем подключается такой персонаж как черный татарин, его образ будет более человечным. И в нем видится более радушный характер татарина. Дальше будет еще немаловажный образ девочки, старика. Но образ красного татарина не исчезает. Он продолжает появляться и напоминать о себе как что-то чужеродное и враждебное главному герою.
Красный несет в себе как будто огонь, силу, обозначаясь красным или рыжим, а еще черты хищника. Черный в сравнении с ним ближе к земле, хозяйственности, накопительству. Он добросердечен и рассудительнее красного, который отличается горячностью и непримиримостью: «Красный татарин вошел, проговорил что-то, точно ругается, и стал; облокотился на притолку, кинжалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина».
Показательно, что красный татарин терпит поражение в середине рассказа, когда привозят тело убитого его родного брата. И тем самым нарастает напряжение в его отношении к главному герою и его товарищу, русским пленным. Нарастает непримиримость: «Красный татарин не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернется либо обругает».
Образ красного татарина заключает в себе все самые опасные черты характера, все то, что настраивает два различных народа друг против друга.
Образ красного татарина в рассказе Кавказский пленник
Несколько интересных сочинений
Произведений посвященных Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в советской литературе множество. Но из всех произведений нельзя не выделить поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин».
Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а теперь учимся в одном классе и посещаем секцию футбола. Каждый человек выглядит по-особенному. Вот и мой друг не исключение.
Такой термин, как «лишний человек» в настоящее время приобрел большую популярность. Почти каждый знает, что такое быть невостребованным, ненужным, неправильным и неподходящим под установленные рамки.
Добро критически необходимо в этом злом мире, без него невозможно существовать. Примеры из литературы демонстрируют насколько добро важно для каждого человека и как оно преображает жизни.
Сам по себе Петербург уже давно является, в любых произведениях нашей классики важнейшим образом и историческим наследием, когда бы и кем бы он ни был описан. Будь то Пушкин, Достоевский, Гоголь и многие другие классики.
Источник статьи: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/tolstoj-l.-n/obraz-krasnogo-tatarina-v-rasskaze-kavkazskij-plennik
«Кавказский пленник» главные герои
Опасные события, произошедшие со Львом Николаевичем Толстым, легли в основу написания рассказа «Кавказский пленник». Во время пребывания на Кавказе великий писатель попал в западню к горцам. Там он оказался вместе со своим приятелем, но им удалось избежать печальной участи. Они целые и невредимые вернулись домой. Это происшествие напрямую отразилось на этом произведении. В «Кавказском пленнике» сюжет развивается вокруг двух офицеров. Каждый из них полная противоположность другому. Писатель сравнивает характеры героев, давая понять, что если не сидеть, сложа руки, все получится.
Характеристика героев«Кавказского пленника»
Главные герои
Иван Жилин
Главный герой «Кавказского пленника». Он предстает в образе настоящего русского офицера, доблестного и бесстрашного. По характеру Жилин строптивый, в то же время уважает себя и окружающих. Мужчина требует уважения к своей персоне даже от пленивших его татар. Будучи в плену, Иван не сидит без дела, он осторожно и рассудительно готовит побег. У офицера золотые руки, он может починить все что угодно. Главное отличие его от Костылина – это сила воли и твердость характера. Офицер не пал духом, в конечном итоге ему удалось сбежать.
Костылин
Офицер. Однако он – полная противоположность Жилину. Костылин грузный и неповоротливый. Такой же он и по характеру и поведению. Мужчина полностью согласен с участью пленника. Костылин находится постоянно в унынии, всегда жалуется. У него нет гордости, даже уважения к самому себе. От такого образа жизни он вскоре заболел. Костылин предстает перед читателями подлым трусом, неспособным побороться за свою свободу. Позднее, за него прислали выкуп родные.
Второстепенные персонажи
Старик
Один из самых ярких второстепенных героев. Раньше он считался лучшим джигитом в ауле, очень богатым. У старика было три супруги и 8 сыновей. Потом пришли русские и убили 7 сыновей, разграбили имение. Один сын сдался русским, а старик после его убил собственноручно как предателя. Теперь старик – Ходжи, молится Богу. А на всех русских он затаил ненависть. Даже ходил к Абдулу – Марату с просьбой убить Жилина.
Абдул – Марат
Зажиточный «черный» татарин, у которого в плену оказались два офицера. Он заставил пленников написать письма домой, чтобы родные прислали выкуп. Как хозяин Абдул характеризуется с положительной стороны. Он уважает пленников. Описание личности татарина, дает понять, что с одной стороны он добрый, но в то же время видит в Жилине врага.
В рассказе Толстого Дина – дочь Абдула – Марата, ей всего 13 лет. Милая и спокойная девочка, она была просто в восторге от кукол, которые для нее делал Жилин. Дина очень добрая и жалостливая. Она помогла совершить побег Жилину. Все то время, пока он был в плену, она украдкой приносила еду. В конечном итоге, Дина и русский офицер расстались друзьями.
Кази Мугамед
Его называют «красным татарином», из-за его бородки такого же цвета. Изначально, Жилин был в плену у Кази Мугамеда. Именно он пленил русского офицера, а потом продал Абдулу – Марату. Он с пренебрежением относится к Жилину.
Старуха
Имени старухи в произведении не указано. Она разбила куклу, сделанную Жилиным. Постоянно ворчит на Дину, заставляет ее работать. Полная характеристика персонажа старухи не ясна, но судя по сжатому анализу ее роли, она ворчлива и недовольна жизнью.
В «Кавказском пленнике» герои – это два полностью противоположных персонажа. Данный материал будет полезен для написания сочинений по школьной программе 5 класса.
Источник статьи: http://obrazovaka.ru/sochinenie/kavkazskiy-plennik/glavnye-geroi-harakteristika.html
Красный татарин в рассказе «Кавказский пленник»: образ, характеристика, описание в цитатах
Жилин, Дина, черный татарин (слева) и красный татарин (справа). Художник М. С. Родионов. |
Красный татарин в рассказе «Кавказский пленник»: образ, характеристика, описание в цитатах
«. Пришел красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. «
«. Тебя, – говорит, – взял Кази‑Мугамет, – сам показывает на красного татарина, – и отдал тебя Абдул‑Мурату, – показывает на черноватого. – Абдул‑Мурат теперь твой хозяин. «
«. Видит – близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. «
«. Сел татарин с красной бородой на лошадь. «
«. тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из под шапки синеется. «
«. вышел татарин вчерашний с красной бородой, в бешмете шелковом, на ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая, баранья, черная, назад заломлена. Вышел, потягивается, бородку красную сам поглаживает. «
«. облокотился на притолку, кинжалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина. «
«. снял рыжий бешмет, засучил рукава, – ручищи здоровые, – вынул кинжал, поточил на бруске. «
Красный татарин отдает Жилина своему знакомому, черному татарину, в счет долга:
«. Ему Кази‑Мугамет был должен. Он тебя за долг взял. Три тысячи рублей, меньше нельзя пустить. «
«. Красный татарин не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернется, либо обругает. «
Источник статьи: http://www.literaturus.ru/2015/12/krasnyj-tatarin-rasskaz-Kavkazskij-plennik-Tolstoj.html
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»: описание, герои, анализ произведения
Пребывая в середине XIX века на Кавказе, Лев Николаевич Толстой стал участников опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». Сопровождая обоз в крепость Грозную, они с товарищем попали в западню к чеченцам. Жизнь великого писателя спасло то, что горцы не хотели убивать его спутника, поэтому не стали стрелять. Толстому и его напарнику удалось доскакать до крепости, где их прикрыли казаки.
Ключевой идеей произведения является противопоставление оптимистичного и крепкого духом человека другому – вялому, безынициативному, ворчливому и жалостливому. Первый персонаж сохраняет мужество, честь, смелость и добивается освобождения из плена. Основной посыл: не стоит ни в коем случае сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать.
История создания
Рассказ был написан Толстым для своих подопечных школьников. Основан он был на двух реальных событиях, одно из которых произошло с самим автором. Хоть он задумывался для «Азбуки», но впервые увидел свет в журнале «Заря» в 1872 г.
Анализ произведения
Сюжетная линия
События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить. В пути он встречается с другим офицером – Костылиным – и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села. Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.
Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала. Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата. Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.
Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать. Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму. Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.
В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.
Главные герои
Иван Жилин
Толстой обрисовал главного героя честным и авторитетным человеком, который с уважением и ответственностью относится к своим подчиненным, родным и даже тем, кто его пленил. Несмотря на строптивость и инициативность, он острожен, расчетлив и хладнокровен, обладает пытливым умом (ориентируется по звездам, учит язык горцев). Он обладает чувством собственного достоинства и требует у «татар» уважительного отношения к пленникам. Будучи мастером на все руки, он чинит ружья, часы и даже мастерит кукол.
Несмотря на подлость Костылина, из-за которого Иван попал в плен, он не держит зла и не винит соседа по заточению, планирует бежать вместе и не бросает того после первой почти удавшейся попытки. Жилин – герой, благородный по отношению к врагам и союзникам, который сохраняет человеческое лицо и честь даже в самых трудных и непреодолимых обстоятельствах.
Костылин
Костылин – состоятельный, грузный и неуклюжий офицер, которого Толстой изображает слабым как в физическом, так и в моральном плане. Из-за его трусости и подлости герои попадают в плен и проваливают первую попытку бежать. Он смирно и беспрекословно принимает участь пленника, соглашается на любые условия содержания и даже не верит словам Жилина о том, что можно совершить побег. Целыми днями он жалуется на свое положение, сидит, бездействуя, и все сильнее «раскисает» от собственной жалости. В итоге Костылина настигает болезнь, и на момент второй попытки Жилина бежать он отказывается, говоря, что у него нет сил даже повернуться. Еле живым его привозят из плена спустя месяц после того, как приходит выкуп от родных.
Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого – отражение трусости, подлости и слабости воли. Это человек, не способный под гнетом обстоятельств проявить уважение к себе и, тем более, к окружающим. Он боится только за самого себя, не помышляя о риске и храбрых действия, из-за чего становится обузой для действующего и энергичного Жилина, продлевая совместное заточение.
Второстепенные герои
Тоненькая и худенькая девочка, на вид лет тринадцати, дочь «черного» татарина, похожая на него где-то чертами лица. Татарин велел ей выполнить просьбу пленного Жилина, принести воды. Характер у Дины тихий, скромный, она послушна, в душе еще ребенок, но отнеслась к пленному русскому офицеру по-взрослому, испытывая сострадание к нему. У Дины доброе сердце. После того, как Жилин подарил ей сделанную им куклу, вместе с водой стала приносить и молоко. Именно Дина помогает Жилину выбраться из ямы, после неудачного побега, принеся ему палку. О самоотверженности и глубоком сострадании Дины говорит момент, когда выбираясь из плена, Жилин пытается освободить ногу от прицепленного к ней камня, у неё это не получается и она плачет об этом («...Бросила камень, заплакала. «).
Красный татарин
Татарин, получивший прозвище из-за красной бороды («. Сел татарин с красной бородой на лошадь. «), берет в плен Жилина, затем отдает его в счет долга «черному» татарину. Если «черный» татарин хорошо отнесся к пленному офицеру, то «красный» не любит Жилина. В «красном» татарине характеризуется весь образ татарского недруга русскому войску, он резко пахнет, под шапкой бритый затылок, взгляд, как у волка («. облокотился на притолку, кинжалом пошевеливает, как волк исподлобья косится на Жилина. «). При всём при этом «красный» татарин, не смотря на свирепость нрава, обладает справедливостью к своему народу, раздает деньги старикам, на утро кобылу привел на побой для всей деревни в качестве еды и хозяйских надобностей. Нелюбовь к Жилину проявляется ,видимо, вцелом из-за ненависти к русскому народу.
Общий анализ
Один из самых известных рассказов Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. Автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:
- Жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а Костылин – толстый, неуклюжий, грузный.
- Костылин богат, а Жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
- О строптивости Жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам Абдул-Марат. Первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег – это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
- Костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а Жилин рукодельничает, занимается починкой.
- Костылин бросает Жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.
Толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.
Цитаты
(Кокорин Анатолий Владимирович. Всадники. Иллюстрация к рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 1962 г.)
«Больше пятисот рублей не дам. А убьете, – ничего не возьмете». Жилин.
«Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится». Жилин
«Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» Костылин.
«Да как же бежать? Мы и дороги не знаем. Да и не дойдем в ночь». Костылин.
А Жилин на всякое рукоделье мастер был. Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу.» Автор.
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.» Автор
Заключение
Важная мысль заложена и в названии произведения. Костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. Однако над Жилиным Толстой будто иронизирует – он проявил волю и вырвался из заточения, однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом.
Кавказ пленит не только русских офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. В определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная Дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.
Источник статьи: http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA.html