Казачий атаман василий ус

Восстание Василия Уса: как казаки правды искали

В XVI-XVIII веках беспокойная казачья вольница была постоянным источником бунтов и восстаний. Задолго до легендарного Стеньки Разина смелые и харизматичные атаманы собирали отряды, контролировать которые правительство было не в состоянии. В мирное время оставшиеся без дела и денег вооруженные казаки нередко становились инициаторами открытых бунтов против московских властей.

Начало восстания

О самом Василии Усе известно немного. Биография донского казака начинается с русско-польской войны 1654-1667 гг. Тогда он упоминается в качестве предводителя отряда, остановившегося в Могилеве зимой 1655-1656 гг. Следующее свидетельство о нем относится к июню 1664 года, когда атаман привел три сотни казаков в Тулу для защиты от поляков.

Лето 1665 было неурожайным и весной 1666 года на Дону разразился голод. Жившие по рекам Хопру и Иловле казаки рассудили, что единственным разумным вариантом будет направиться в Москву и поступить на царскую службу. В этом деле предводителем был избран Василий Ус — человек авторитетный, опытный и закаленный в боях. Когда спало половодье, казаки отрядом из 700-800 человек выдвинулись в сторону Воронежа — крепости с гарнизоном до 1,5 тысяч человек.

Группа хорошо вооруженных людей, направляющихся к Москве, вызвала беспокойство у воронежского воеводы Василия Уварова и он отказался пропустить их на север. Исключение он сделал для небольшой делегации из шестерых казаков во главе с Евдокимом Якимовым. Они добрались до столицы и 22 июня подали царю Алексею Михайловичу прошение о включении в действующую армию, а также выдаче соответствующего жалования.

Надежды казаков не оправдались. Война с Польшей подходила к концу, войска были достаточно укомплектованы, а тратить лишние деньги Россия себе позволить не могла. Уже 26 июня в Воронеж пришло предписание развернуть людей Уса и тихо отправить обратно на Дон. Казаки не подчинились и продолжили путь на север. Уже вскоре случилось то, чего Москва боялась больше всего — к небольшому отряду стали присоединяться сотни недовольных. Люди осели лагерем на Упской гати недалеко от Тулы.

Ход восстания

К концу июля 1665 года в войске Василия Уса насчитывалось около 8 тысяч человек. В основном это были крестьяне, а также небольшое количество казаков и беглых рекрутов. Атаман отправлял подручных для вербовки людей со всей округи, обещая каждому новобранцу деньги, коня и оружие.

С увеличением отряда встала проблема обеспечения людей и коней пищей, одеждой, крышей над головой. Полуголодные крестьяне были вынуждены грабить усадьбы помещиков, хозяева которых бежали в Тулу под защиту крепостных стен, а холопы прибивались к повстанцам. Тульский воевода осознавал серьезность ситуации и предлагал Усу прислать парламентеров, но атаман, помня о бесполезных переговорах в Воронеже, договариваться с властями отказался.

На борьбу с повстанцами отправили опытного полкового воеводу, участника войны с Польшей, Ю.Н.Барятинского, под его началом выступил «особый» полк Приказа тайных дел. Князь, известный жестокими методами поддержания армейской дисциплины, должен был вступить в переговоры с первоочередной целью — внести раскол в ряды повстанцев. Его задача была в том, чтобы посулить казакам Василия Уса деньги и продовольствие в обмен на возвращение домой и выдачу остальных участников мятежа. Предполагалось, что вина за беспорядки и разорение помещичьих усадеб будет возложена исключительно на крестьян и беглых солдат.

Атаман не стал вести переговоры с Барятинским, а обратился к царю с челобитной напрямую, для чего вместе с доверенными людьми приехал в Москву 14 июля 1666 года. Казаки писали государю, что пустились в путь от безысходности, в поисках спасения от нищеты. Они отрицали, что принимали в отряд беглых и не признавали участия в грабежах.

Правительство не стало вникать в проблемы казаков и через десять дней отправило их обратно на переговоры к Барятинскому, но до Тулы они не доехали. Сбежав в районе Серпухова от отряда сопровождения, Василий Ус вернулся в лагерь повстанцев, а казаки утвердились во мнении, что правительство договариваться с ними не намерено и в случае неповиновения с легкостью применит силу.

Тем временем в Тулу стягивались правительственные войска и вооруженные отряды окрестных помещиков. Опасаясь открытого столкновения, казаки решили вернуться домой, на Дон. В целях безопасности они разделились на три отряда и по пути обходили крупные города.

Василий Ус благополучно добрался до донских земель, но был наказан своими же земляками. За бунт и самовольство, а главное — за вызванное у царя недовольство, казачий войсковой круг осудил его, но атаман сбежал из-под стражи.

Дальнейшая судьба Василия Уса

Летом 1668 года Ус собрал отряд из 300 казаков и отправился на Волгу к Степану Разину, но не доехал до него и повернул на Белгород, где его люди стали частью регулярного войска.

Только в 1670 году беспокойный казак присоединился к войску Разина. Командовал конницей, участвовал во взятии Царицына и Астрахани. В Астрахани атаман остался фактическим правителем, когда Разин покинул город и отправился дальше. Через год, летом 1671 года, Василий Ус умер, как сообщалось в правительственных грамотах, от кожной болезни.

Источник статьи: http://rrepetitor.ru/empire/vosstanie-vasiliya-usa-kak-kazaki-pravdy-iskali/

Восстание Василия Уса

Борьба русских казаков и крестьян против панщины и бедности носила систематический характер. Восстание Василия Уса в 1666 году стало репетицией, своеобразной прелюдией перед бунтом Степана Разина, который начался несколькими годами позже — в 1670 году. Поход бригады Уса на Москву, Воронеж и Тулу не привёл к достижению задач восстания, но показал, что русский народ не будет безвольно выполнять волю феодалов.

Основные причины восстания Василия Уса

Причин для возникновения народного недовольства можно выделить несколько. Первый момент касался слабого урожая зерновых и других культур в некоторых районах Дона на протяжении 1664 — 1665 годов, что привело к нарушению в питании и материальном обеспечении крестьян. Среди других основных причин историки отмечают следующие моменты:

Крайне нестабильное, практически бедственное положение самых бедных казаков – голутвенных. Они не состояли на службе у государя, поэтому не получали жалование из казны и другие доходы.

Усиление крепостного гнёта посредством прибавления дней панщины и роста размеров оброка в пользу феодала от каждого крестьянского дома.

Читайте также:  Какая стрижка подойдет для мужчины с овальным лицом

Рост государственных повинностей на основании норм Соборного уложения 1649 года.

Нерегулярная выплата заработка (жалования) в рядах действующей армии, особенно среди стрельцов.

Ухудшение условий службы в армейских рядах.

Задачи и движущие силы борьбы

Восстание Василия Уса изначально проходило как мирный поход большой организованной группы казаков на Москву с целью встречи с царём для передачи ему челобитной о приёме на службу. Такая просьба выдвигалась от голутвенных казаков, которые хотели:

  • быть полезными родине;
  • официально служить царю;
  • получать соответствующее жалование.

Вторая задача заключалась в том, что беглые крестьяне не желали снова возвращаться во владения своих хозяев. Они мечтали жить спокойно и самостоятельно, возделывать землю и собирать урожай, обеспечивая этим безбедное существование для своих семей.

Задача солдат Белгородского полка была простой – они просто хотели регулярно получать зарплату по штатному расписанию, которая выплачивалась им крайне нерегулярно.

Указанные выше категории и были основными движущими силами восстания Уса. Отметим, что отряды были немногочисленны, потому что подготовительная работа была проведена на низком уровне.

Василий Ус как лидер восстания

Руководитель восстания был военным из числа донских казаков. Дата и место рождения деятеля неизвестны. В период войны с Польшей 1654 – 1667 годов руководил отрядом донских казаков, которые стояли на зимовке в Могилёве. В июне 1664 года стал атаманом отряда из Тулы, который был исключён из перечня отрядов, которые получают жалование от царя.

События восстания

Изначально восстание планировалось как мирный поход на Москву. Шествие началось в начале июня 1666 года. Отряд шёл несколько дней, но его остановили недалеко от Воронежа представители воеводы Василия Уварова. Он провёл переговоры с руководством восстания, то есть с самим Усом.

Главная идея заключалась в том, что нет необходимости двигаться всему отряду, а можно отправить несколько представителей с челобитной к царю. Логика такого предложения от представителя власти заключалась в следующем. Он знал, что война с поляками подходит к концу и царю не надо наемные воины.

Факт движения в сторону незащищенной на тот момент столицы достаточно большой группы людей вызывал опасение, поэтому поступило предложение обратиться с челобитной. Ус согласился. Послы отправились и вернулись через некоторое время с отрицательным ответом.

Наверное, воевода не предполагал, что может начаться массовое восстание на его территории. После возвращения посланцев весь отряд выходит из Воронежа в сторону Тулы. Решили обосновать лагерь возле Упской гати. Понимая, что отрядом в 800 человек военное столкновение не выиграть, Ус рассылает посланников по сёлам.

Постепенно число повстанцев увеличивается до 8000 человек, потому что крестьяне были крайне недовольны своим положением. Из-за отсутствия провианта отряды начали массовый грабёж боярских жилищ.

Информация о беспорядках дошла до царя, который поставил задачу успокоить ситуацию войскам воеводы Юрия Барятинского. Царские директивы предполагали такой алгоритм действий:

  • проведение переговоров с Усом;
  • отход казаков к Дону;
  • арест крестьян.

Василий Ус не принял такие условия и 14 июля решил во второй раз отправить посольство к царю. На этот раз он сам возглавил делегацию с аналогичными требованиями.

Кроме этого, Ус говорил царю, что крестьянская часть присоединилась к отрядам самовольно, то есть его люди не призывали селян к бунту. Все предложения Василия были отвергнуты самодержцем.

Главный бунтарь вернулся к своим отрядам и доложил о ситуации, после чего казаки решили идти в поход на столицу. Данная затея не увенчалась успехом, потому что царь перекинул в регион восстания войска. Во избежание серьёзных репрессий и увеличения мобильности отряд разбивается на три группы и при этом отступает к Дону. Дальнейшие поиски Уса царскими воеводами не увенчались успехом.

Причины поражения

Цели бунта достигнуты не были. Основные причины неудачи следующие:

Отсутствие профессионального руководства.

Не было чётких целей, то есть задачи восстания не сформулированы, а размыты.

Отсутствие организованности, то есть бунтарский и стихийный характер борьбы против богатых.

Постоянные грабежи крестьянами по дворам людей, которые также могли стать социальной базой для борьбы.

Историческое значение

Бунт Уса стал предвестником восстания Разина, которое началось в 1670 году. Люди поняли, что грамотно организованная компания против власти может дать больший результат, чем восстание Уса.

Появление казаческих отрядов в центральных регионах страны стало катализатором развития крестьянских протестов. Данное движение стало, по сути, первым антифеодальным протестом на Руси в 17 веке.

Если говорить о самих участниках восстания, то все три отряда успешно достигли Дона, так как их не преследовали. Сам Ус был подвергнут наказанию от воеводы. Впоследствии стал одним из руководителей крестьянской войны Разина.

Казаки так и не были приняты на службу. Часть крестьян осталась на Дону, а другая вынуждена была вернуться к своим хозяевам и подверглась наказаниям.

Странно, почему руководством страны не было принято решение отправить таких добровольце на покорение новых территорий где-нибудь в Средней Азии? Это решало бы и вопрос обеспечения и устраняло бы угрозу внутреннего бунта.

Источник статьи: http://histerl.ru/lectures/17_vek/vosstanie-vasiliya-usa.htm

Глава — 6. Василий Ус — воевода Астрахани

Невестой подвенечной вырядилась Астрахань встречая своего воеводу – Василия Ларионовича Уса. Великий князь, заступник наш, заступись за несчастную вдову Пелагею. Некий вельможа велел перепахать её поле, и оставил без хлеба насущного. Топерича хотит взять старшую дочь силою в наложницы, молю тебя слёзно заступись за вдовицу. Поднимись! – попросил Василий Ларионович Ус, Федя съезжай да разберись с жалобой, да не оставь просящего без ответа, а лихоимца накажи по всей строгости. Хорошо атаман, не сумлевайся, всё будет исполнено. Шелудяк взял в помощь двух стрельцов и втроём вышли выполнять атаманский указ. Изба как изба, черно всё блестит, на стенах сажа. Детишки голые по земляному полу ползают, а какие поболе так те за столом сидят репу с водой запивают, хлебушка — то нетути. Проходите — гости дорогие, не желаете ли с нами отобедать? Нет ничего у нас, только одна репа, садитесь коли есть хотите? Развязали котомку странники, положили на стол хлеба, сала кусок, да и пошли себе далее под урчание пустых желудков. К полудню виновник был строго наказан, он висел и бился в конвульсиях, вдова получила немалую денежку для прожития. Василий Родионович постоянно излагал речи перед народом на площади: «Бедный люд, жизнь в радость нам дана, чтобы всем жилось привольно на земле, а она матушка всех кормила. Но насели на нас бояре, Да князья, дворяне, да дети боярские, хуже турка, нехристя какого сосут кровушку нашу, жилы тянут из нас. Правление в Российском государстве чисто – тираническое: все основные государственные установления направлены в пользу и выгодам лишь одного царя. А дворянству дана несправедливая и неограниченная свобода повелевать, — простым народом». Толпы умилённо слушали речи народного атамана. Астрахань в ту пору – укрепленный город, снабжающий почти всю Россию солью и солёной рыбой.

Читайте также:  Прическа для мужчины 2021 года

Велик сей атаман – Василий Ларионович Ус, да и его старшины Фёдор Шелудяк и Иван Терской. Фактически в городе установлен – казачий порядок управления, когда главным законодательным органом является — круг. Столько благ, столько пользы они принесли обездоленному люду. Отряд казаков ехал крестьянским полем, поднялись на косогор. Смотрят, мужик пашет землю, только не конь у него в сохе. Впряглись вместо лошади трое: крестьянская жена, мать – старуха, да сын – малолетка. Подъехали конные к пахарю: » Ты, что же мать твою, людишек заместо скотины имеешь. Мужик смотрит барин весь разодетый, такой нарядный, да с ногайкой, видать боярин, али воевода? Со страха повалился в ноги, растянулся на борозде. Сироты мы, сироты потому нет коня, лицо всадника перекосилось. На — забирай коня, слез с коня, да протянул мужику поводья. Застыли жена и старуха – мать, не верят такому чуду. Конь статный, высокий, масти сизой княжеский конь. Бери мужик, а то передумаю. Повернулся мужик к коню, не колдовство ли это? Потянулся к коню, а конь возьми, да и ударь мужика копытом. Схватился мужик за побитое место, слава господи – настоящий, не приснилось, и взвыл от боли и счастья. Да за кого же мне молиться, за Василия Родионовича Уса прокричали всадники. Минувшая жизнь, схожа на печальный звон колокола, всё совокупляется вокруг него. Завидев атамана толпа приветствует и кричит: «Здрав будь атаман».

Несмотря на напряжённую обстановку в Астрахани ни на один день не приостанавливалась торговля. На пристани и на берегу расположены торговые ряды. Чернобородые греки, да итальянцы продают свои товары: диковинный птиц, больших попугаев говорящих по человечески, крохотных птичек размером с грецкий орех, изумительного оперения, всевозможных обезьян, различными растениями с тёплых краёв, ароматические снадобья и прочие заморские товары, здесь продают привезённых негров – под видом отдачи их в услужение богатым купцам, домовитым горожанам. Стоят здесь немцы, шведы, турки в красных фесках. У каждого приколот ярлык с правом на торговлю. Послушники атамана строго следят за порядком и при этом не упускают возможности воспользоваться от торгующих мелкой взяткой. Многочисленная гуляющая публика покупает диковинки с большой охотой, они приятны и не дороги. Большим спросом пользуются апельсины и в стеклянных банках финики. Фруктовые плоды, здесь самые лучшие, они вкуснее даже чем в самой Персии: это яблоки, грецкие орехи, большие жёлтые дыни, а также арбузы. Татары по очень дешёвой цене еженедельно доставляют по 20 возов в Астрахань. В Астрахани идёт активное развитие торговли, она становится одним из крупнейших центров российского рынка. В городе не только русские, но и персы, индийцы, все они имеют по своему рынку. Также здесь бухарские, и ногайские татары, а также армяне со всякого рода товарами, они ведут тут большую торговлю. Этот город приносит ежегодно его царскому величеству большую сумму одних пошлин – 12 тысяч рублей. Волго — каспийский промысел — государственная — приравненная к земле. Указом от 1653 года патриарху Никону и его преемникам отведены в Астрахани в вечное владение, а также передан промысел Камызяк со всеми рыбными ловлями и угодьями, и сверх того учуг Чаган, за оброк без перекупки. Другим важным и распространённым занятием населения был соляной промысел. В лагунах или соляных лужах – имеются соляные жилы, через которые рассол поднимается вверх, под влиянием солнечной жары, соль выпаривается на поверхность, в виде ледяных глыб кристальной чистоты и с приятным запахом фиалки.

Ничто так сердце не тешит как сытость. А она предвестник праздности, развлечений. Сытые и богатые не думают о тех, кто не может — есть досыта, сытая птица – голода не боится. Они атаманы стали забывать истинные ценности крестьянского движения, порой стали отходить от принципов, так как «господская жизнь принуждала их приспосабливаться. И уже не было той нужды, которая царила среди простых крестьян, холопов. В результате грабежей атаманы приподнялись из этой среды, одарили жён, многочисленных любовниц драгоценностями. Один Ус всё награбленное дуванил среди мятежников строго поровну, себе, как правило, не брал ничего, а зачем оно мне на том свете, мы явились на этот свет голыми, да и уйдём голыми – говаривал Василий Ус. Поэтому авторитет его был всюду не замаранным. Атаманы мятежников перенимали развлечения царской знати, любимым развлечением Василия Уса стала соколиная охота, богатства его не прельщали. Битвы и льющаяся кровь утомляли предводителя, сколько народа православного загублено? Ус стал почитателем этого вида охоты и был знатным ценителем, он был охотник достоверный, настоящий, страстный никогда не мог вдоволь налюбоваться бескрайними калмыцкими степями и изящным полётом хищных одомашненных птиц, их стремительным, молниеносным ударом по своей жертве.

Особенно ему нравился сокол – это царственная, свободная, гордая птица. Приручить его – дело тонкое, искусное, требующее терпения. Каждый год ловчие присылали десятки птиц, где обучали их для охоты. Начинали с того, что несколько дней не давали птице спать, она от этого становилась вялой, безучастной и позволяла надеть на голову колпачок, а на ноги путы. Затем его на сутки оставляли без пищи, после чего брали на руку и кормили, сняв колпачок с головы. Кормили только свежим отборным мясом, чаще голубями. Когда птица была исклобучена, её принимались – вабить – звать. Сажали в избе на стул, а сокольничий казак Иван с кусочком мяса в руке постепенно увеличивал расстояние, сокол должен пролететь, чтобы получить пищу. Добившись того, что сокол по зову охотника покорно садился на руку. Последнее, чему обучали соколов, была борьба с сильными птицами: цаплями, журавлями и пр. Для первой схватки коршаков (коршун), сарычей (канюк) ослепляли, дабы они не покалечили молодых и неопытных ловчих птиц.

Птиц использовали при охоте на зайцев, лис, даже на волков, которые водились в бескрайних калмыцких степях в великом множестве.
— 10 –
В первый раз ещё в октябре 1670 года в Астрахани стало известно о поражении Разина от царских воевод под Симбирском. За пять лет крестьянской войны, когда каждый день был уготован погибелью, сильно изменили внешность атамана, исчезла бравада, молодецкая удаль. Василий Ус жил в воеводском доме. Лицо старого Родионовича было доброе, только вот на сердце легла печаль, он вспоминал всю свою прожитую жизнь, до последних подробностей, каждый взмах своей сабли, каждого срубленного им супротивника, и каждый обман, и каждую чарку выпитой им горилки. От того иногда становилось стыдно в этой жизни. Лицо старого бродяги было бледным, глаза горели от выпитого зелья. Он вспомнил, как стал воеводою Астрахани, принимал участие в молодецких играх на забаву, был победителем в конских скачках. Конница мятежников состояла наполовину из татар. В этот год у татар был праздник. На конях сидели хмельные всадники. Эти поклонники Магомета не особенно блюдут запрещения Корана. Не сдержать коня и вывалиться из седла это может быть с каждым пьяным, но для хорошего татарина – это позор, хотя бы при таких сложных обстоятельствах. Но, вот прямая как стрела сторона луга, на ней заметно оживление, отовсюду сбегают любопытные. Появились всадники, это бега – лошадиные скачки. Впереди скачет татарин Ильнур, с каждым ударом копыт расстояние между ним и остальными всадниками увеличивается. Глаза татар сверкают от возбуждения, почти злобой. Все татары на скаку неистово кричат, машут руками, жестикулируют, отдавшись всем корпусом назад, почти на спины лошадей. Один лишь Василий Ус скачет по «рассейски» пригнувшись к лошадиной шее, и издавая короткие свисты, звучавшие резко, как удары хлыста. Его конёк почти ложился на землю, распластавшись в воздухе, точно летящая птица. Симпатии окружающих зрителей были на стороне победителя. Эх, удалой молодца – выкрикивали они, а старые конокрады, страстные любители дикого спорта, приседали и хлопали себя по коленкам, в такт ударам лошадиных копыт. Но прошло – то всего пять лет и он вдруг обессилил, и занемог ещё хуже; едва бродил по комнатам и мучил себя, в самый знойный день – это вылёживая хворь часами под лучами палящего солнца, но язвы не проходили. Однако он всё ещё думал о том, чтобы двинуться самому в поход. Родные районы центральной России, русские деревни ему снились. Далеко наша сторона – Рассея, всё здесь не по нашему. Вот взять хотя бы скотину, лошадь к примеру: « У нас лошади используют в основном в хозяйстве как тягловую силу, пашут на ней, к примеру, возят. А тут скачут, а для извоза используют волов. Атаман, уже престарелый с седыми усами и выражением боли и грусти стоял перед казаками. Ему было около пятидесяти лет, но глубокое на лице и какой – то бледно – серый цвет лица показывал, что душа его убита и разрушена сразу и вдруг, в одно мгновение, и вся его прежняя весёлость и шумная жизнь исчезли навеки. Душа упала, потускло сердце моё. Чую и вижу — люди бродят, будто укушенные чёрной смертью, бредят лица. Увезу проклятое золото, рухлядь, кину всё среди своих людей. Дуваньте братцы, проклятое добро, сколь людей извёл я, как лиходей неразумный. Так быстро к нему и незаметно подкралась старость. Быстро прошла жизнь, много было побед, но много и было поражений. Часто задумываясь, он не мог ответить на поставленные вопросы, чего в жизни было больше счастливых дней, или же тревожных и горестных. Вспомнил свою любимую женушку Матрёну ликом светлую, пригожую, характером покладистую, да сынка своего махонького Ванечку не разумного. Вспомнил барина, изголявшегося над ими. Перед глазами стоит до сих пор картина, как по приезду после засечных работ он застал смертушку в своей домине, жена и сын умерли голодными, и замёрзли в нетопленной избе. Для себя он взял обет в память супружницы, который хранил всю оставшуюся жизнь, не иметь отношений с женщинами. Как потом он поднял руку на барина. И тот послал за великую милость на «кобылу» ложиться, опосля которой, не один холоп не вставал. А он встал и сбёг в леса. Но барину отомстил, тёмной ночью подпёр двери хоромов, да и подпустил ему красного петуха, всех холопов сбил в ватагу и увел в лес. Вот он оглядел всю свою горькую жизнь, как он мог всё это пережить? Получив известие о поражении Разина от царских воевод под Симбирском, навстречу раненому Степану Разину он отправил отряд людей, который должен оберегать батьку и проводить его на Дон. При этом каждый казак имел две лошади. За пять лет крестьянской войны, когда каждый день был уготован погибелью, сильно изменили внешность атамана, исчезла бравада, молодецкая удаль. Дали о себе знать многочисленные раны, болезни, да и волнения последних лет усугубили здоровье. Он уже представлял собой просто старую развалину, уставшего от всех и всего. Дали о себе знать многочисленные раны, болезни, да и волнения последних лет усугубили здоровье. Хотел бы в тайге умереть, в тайге оно бродяге лучше. Годы мои уже не те, поизносился, не честно старому бродяге помирать такой смертью. Эх, может кому из казаков доведётся в Тамбове побывать, поставьте там — в соборе моему угоднику свечку, вопрошал старый Василий Ус. 1августа 1671 года в правительственных грамотах сообщалось, что злой смертью скончался Василий Ус. Весть о смерти Василия Уса разнеслась по стране и за рубежом. После смерти атамана Василия Уса все полномочия перешли к его помощнику Фёдору Шелудяк. На протяжении года Астрахань была неприступной и хранила свою независимость. В конце лета 1671 года к Астрахани подошло 30 – ти тысячное войско воеводы И.Б. Милославского. 2 сентября 1 1671 года началась осада. Восставшие пытались делать вылазки, но несли большие потери. Пытаясь поддержать боевой дух среди осаждённых, Фёдор Шелудяк вновь созвал круг, на котором решили «сидеть» до конца в осаде, но вскоре он был пойман во время переговоров у князя Черкасского в свой лагерь в гости. В осаждённой Астрахани, лишённой руководства начались разброд и шатания, многие переметнулись в полки царёвы. 27 ноября 1671 года Астрахань капитулировала. Под арест попали почти все жители поголовно, многие были четвертованы, или заживо сожжены, даже живьём зарыты в землю, многим отрезали языки.

Читайте также:  Какие стрижки идут для круглолицых женщин

Источник статьи: http://proza.ru/2019/05/03/345

Оцените статью
Adblock
detector