- Корейко .ru
- Авторская редакция романов Ильфа и Петрова
- 12 стульев ◦ Двенадцать стульев
- Часть 1. Старгородский лев
- Глава 9. Следы « Титаника »
- Персонаж романа «Двенадцать стульев» Киса Воробьянинов: биография и интересные факты
- Основная информация
- В погоне за сокровищами
- Киса Воробьянинов и Остап Бендер
- Облик
- Привычки
- Прошлая жизнь
- Коллекционер
- Скандальный случай
- Фильм 1971 года
- Фильмы 1976 года
- Спектакли и мюзиклы
Корейко .ru
Авторская редакция романов Ильфа и Петрова
« Двенадцать стульев » и « Золотой телёнок »
без купюр и цензуры
12 стульев ◦ Двенадцать стульев
Часть 1. Старгородский лев
Глава 9. Следы « Титаника »
Ипполит Матвеевич проснулся по привычке в половине восьмого, пророкотал «гут морген» и направился к отливу, находившемуся тут же в дворницкой. Он умывался с наслаждением, отплевывался, причитал и тряс головой, чтобы избавиться от воды, набежавшей в уши. Вытираться было приятно, но, отняв от лица полотенце, Ипполит Матвеевич увидел, что оно испачкано тем радикально-черным цветом, которым с позавчерашнего дня были окрашены его горизонтальные усы. Сердце Ипполита Матвеевича сразу потухло. Он бросился к своему карманному зеркальцу, которое лежало на стуле. В зеркальце отразился большой нос и зеленый, как молодая травка, левый ус. Ипполит Матвеевич поспешно передвинул зеркальце направо. Правый ус был того же омерзительного цвета. Нагнув голову, словно желая забодать зеркальце, несчастный увидел, что радикальный черный цвет еще господствовал в центре каре, но по краям был обсажен тою же травянистой каймой. Все существо Ипполита Матвеевича издало такой громкий стон, что Остап Бендер открыл свои чистые голубые глаза.
— Вы с ума сошли! — воскликнул Бендер и сейчас же сомкнул свои сонные вежды.
— Товарищ Бендер, — умоляюще зашептала жертва «Титаника».
Остап проснулся после многих толчков и уговоров. Он внимательно посмотрел на Ипполита Матвеевича и радостно засмеялся. Отвернувшись от директора-учредителя концессии, главный руководитель работ и технический директор содрогался, хватался за спинку кровати, кричал «не могу» и снова бушевал.
— С вашей стороны это нехорошо, товарищ Бендер! — сказал Ипполит Матвеевич, с дрожью шевеля зелеными усами.
Это придало новые силы уже изнемогшему было Остапу. Чистосердечный его смех продолжался еще минут десять. Отдышавшись, он сразу сделался очень серьезным.
— Что вы на меня смотрите такими злыми глазами, как солдат на вошь? Вы на себя посмотрите.
— Но ведь мне аптекарь говорил, что это будет радикально-черный цвет. Не смывается ни холодной, ни горячей водой, ни мыльной пеной, ни керосином. Контрабандный товар.
— Контрабандный? Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской улице. Покажите флакон. И потом посмотрите. Вы читали это?
— А вот это, маленькими буквами? Тут ясно сказано, что после мытья горячей и холодной водой или мыльной пеной и керосином волосы надо не вытирать, а сушить на солнце или у примуса. Почему вы не сушили? Куда вы теперь пойдете с этой зеленой липой?
Ипполит Матвеевич был подавлен. Вошел Тихон. Увидя барина в зеленых усах, он перекрестился и попросил опохмелиться.
— Выдайте рубль герою труда, — предложил Остап, — и, пожалуйста, не записывайте на мой счет! Это ваше интимное дело с бывшим сослуживцем. Подожди, отец, не уходи, дельце есть.
Остап завел с дворником беседу о мебели, и уже через пять минут концессионеры знали все. Всю мебель в 1919 году увезли в жилотдел, за исключением одного гостиничного стула, который сперва находился во владении Тихона, а потом был забран у него завхозом 2-го дома соцобеса.
— Так он что — здесь в доме?
— А скажи, дружок, — замирая спросил Воробьянинов, — когда стул у тебя был, ты его. не чинил?
— Чинить его невозможно. В старое время работа была хорошая. Еще тридцать лет такой стул может выстоять.
— Ну иди, дружок, возьми еще рубль, да смотри не говори, что я приехал.
— Могила, гражданин Воробьянинов.
Услав дворника и прокричав «лед тронулся», Остап Бендер снова обратился к усам Ипполита Матвеевича:
— Придется снова красить. Давайте деньги — пойду в аптеку. Ваш «Титаник» ни к черту не годится, только собак красить. Вот в старое время была красочка. Мне один беговой профессор рассказал волнующую историю. Вы интересовались бегами? Нет? Жалко. Волнующая вещь. Так вот. Был такой знаменитый жулик, граф Друцкий. Он проиграл на бегах пятьсот тысяч. Король проигрыша. И вот, когда у него уже, кроме долгов, ничего не было и граф подумывал о самоубийстве, один жучок дал ему за 50 рублей замечательный совет. Граф уехал и через год вернулся с орловским рысаком-трехлеткой. После этого граф не только вернул свои деньги, но даже выиграл еще тысяч триста. Его орловец Маклер с отличным аттестатом всегда приходил первым. На дерби он на целый корпус обошел Мак-Магона. Гром. Но тут Курочкин (слышали?) замечает, что все орловцы начинают менять масть — один только Маклер, как дуся, не меняет цвета. Скандал был неслыханный! Графу дали три года. Оказалось, что Маклер не орловец, а перекрашенный метис, а метисы гораздо резвее орловцев, и их к ним на версту не подпускают. Каково. Вот это красочка! Не то что ваши усы.
— Но аттестат? У него ведь был отличный аттестат?
— Такой же, как этикетка на вашем «Титанике», — фальшивый! Давайте деньги на новую краску. Остап вернулся с новой микстурой.
— «Наяда». Возможно, что лучше вашего «Титаника». Снимайте пиджак!
Начался обряд перекраски, но «изумительный каштановый цвет, придающий волосам нежность и пушистость», смешавшись с зеленью «Титаника», неожиданно окрасил голову и усы Ипполита Матвеевича в краски солнечного спектра.
Ничего еще не евший с утра, Воробьянинов злобно ругал все парфюмерные заводы, как государственные, так и подпольные, находящиеся в Одессе на Малой Арнаутской улице.
— Таких усов, должно быть, нет даже у Аристида Бриана, — бодро заметил Остап, — но жить с такими ультрафиолетовыми волосами в Советской России не рекомендуется. Придется сбрить.
— Я не могу, — скорбно ответил Ипполит Матвеевич, — это невозможно.
— Что, усы дороги вам как память?
— Не могу, — повторил Воробьянинов, понуря голову.
— Тогда вы всю жизнь сидите в дворницкой, а я пойду за стульями. Кстати, первый стул над нашей головой.
Разыскав ножницы, Бендер мигом отхватил усы, и они, взращиваемые Ипполитом Матвеевичем десятилетиями, бесшумно свалились на пол. С головы падали волосы радикально-черного цвета, зеленые и ультрафиолетовые. Покончив со стрижкой, технический директор достал из кармана старую бритву «Жиллет», а из бумажника запасное лезвие, — стал брить почти плачущего Ипполита Матвеевича.
— Последний ножик на вас трачу. Не забудьте записать на мой дебет два рубля за бритье и стрижку. Содрогаясь от горя, Ипполит Матвеевич все-таки спросил:
— Почему же так дорого. Везде стоит сорок копеек.
— За конспирацию, товарищ фельдмаршал, — быстро ответил Бендер.
Страдания человека, которому безопасной бритвой бреют голову, — невероятны. Это Ипполит Матвеевич понял с самого начала операции. Посередине Остап прервал свое ужасное дело и сладко спросил:
— Бритвочка не беспокоит?
— Конечно, беспокоит, — застрадал Воробьянинов.
— Почему же она вас беспокоит, господин предводитель? Она ведь не советская, а заграничная. Но конец, который бывает всему, пришел.
— Готово. Заседание продолжается! Нервных просят не смотреть! Теперь вы похожи на Боборыкина, известного автора-куплетиста.
Ипполит Матвеевич отряхнул с себя мерзкие клочья, бывшие так недавно красивыми сединами, умылся и, ощущая на всей голове сильное жжение, в сотый раз сегодня уставился в зеркало. То, что он увидел, ему неожиданно понравилось. На него смотрело искаженное страданиями, но довольно юное лицо актера без ангажемента.
— Ну, марш вперед, труба зовет! — закричал Остап. — Я по следам в жилотдел, или, вернее, в тот дом, в котором когда-то был жилотдел, а вы к старухам!
— Я не могу, — сказал Ипполит Матвеевич, — мне очень тяжело будет войти в собственный дом.
— Ах, да. Волнующая история! Барон-изгнанник! Ладно! Идите в жилотдел, а здесь поработаю я. Сборный пункт — в дворницкой. Парад-алле!
Источник статьи: http://gatchina3000.ru/literatura/koreiko_a_i/12-chairs_09.htm
Персонаж романа «Двенадцать стульев» Киса Воробьянинов: биография и интересные факты
Киса Воробьянинов – персонаж из романа «Двенадцать стульев», опубликованного в 1928 году. Этот литературный герой встречается также и в другом произведении Ильфа и Петрова – «Прошлое регистратора ЗАГСа». В этом рассказе представлена более полная биография Кисы Воробьянинова.
Основная информация
Полное имя героя – Ипполит Матвеевич Воробьянинов. На момент начала повествования ему было 52 года. Совсем непривычный для себя образ жизни бывший предводитель дворянства начал вести после знакомства с авантюристом Остапом Бендером. Киса Воробьянинов получил от него профсоюзную книжку, где значилось: «член союза совторгслужащих». Отныне Воробьянинов представляется Конрадом Михельсоном. По поддельным документам ему 48 лет, он холост, является членом союза с 1921 года.
Что известно о жизни бывшего сотрудника ЗАГСа? После революции Воробьянинов был лишён положения предводителя дворянства. Перебрался в уездный город, название которого авторы знаменитой книги не упоминают. Здесь работал в ЗАГСе, в отделе регистрации браков и смерти. Жил Воробьянинов вместе с тёщей Клавдией Ивановной – женщиной, как оказалось, довольно скрытной и таинственной.
В погоне за сокровищами
Жизнь Кисы Воробьянинова полностью изменилась после смерти матери покойной жены. В последние минуты своей жизни тёща призналась ему в том, что владеет дореволюционными фамильными драгоценностями. Правда, хранятся они далеко, в одном из 12 стульев. Поиски сокровищ – основная сюжетная линия знаменитого романа Ильфа и Петрова.
В 1918 году праздной жизни Ипполита Матвеевича пришёл конец. Он был изгнан из собственного дома, лишен имущества. Со временем превратился в жалкого обывателя. И вдруг — новость о драгоценностях. Она дала шанс вернуть прежнюю, полную роскоши и праздности жизнь. Ипполит Матвеевич бросился на поиски драгоценностей, будучи абсолютно неприспособленным к подобному роду деятельности.
Киса Воробьянинов и Остап Бендер
Откуда появилось такое странное прозвище, несоответствующее зрелому мужчине? Конечно, придумал его Остап Бендер. По отношению к своему помощнику он использовал также такие слова, как «фельдмаршал», «предводитель команчей».
О судьбе Воробьянинова после событий, описанных в романе «Двенадцать стульев», неизвестно почти ничего. Он лишь раз упоминается в другой книге – «Золотой телёнок». В этом произведении Ипполит Матвеевич описывается как «взбалмошный старик, бывший предводитель дворянства», с которым Остап Бендер когда-то искал счастье на сумму в 150 тысяч рублей.
Облик
Как выглядел Киса Воробьянинов? Актёр, сыгравший этого персонажа в киноленте 1971 года, соответствует знаменитому образу. Ипполит Матвеевич был высоким, седовласым. Носил усы. Очкам предпочитал пенсне, дабы избежать сходства с Павлом Милюковым – политическим деятелем, который занимал должность министра иностранных дел при Временном правительстве.
Прежде чем отправиться на поиски сокровищ, Воробьянинову приходится изменить внешний облик. Он перекрашивает волосы в чёрный цвет. Однако процедура оказывается неудачной. Волосы становятся зелёными. Ничего не остается, как побриться наголо.
Привычки
Киса Воробьянинов, как и любой другой представитель дворянства, говорит по-французски. Утром он по обыкновению произносит bonjour. Но только в том случае, если проснулся в добром расположении духа. Если у Воробьянинова с утра шалит печень, он имеет обыкновение здороваться по-немецки.
Прошлая жизнь
То, какой была жизнь Кисы Воробьянинова до встречи с Остапом Бендером, описано в рассказе «Прошлое регистратора ЗАГСа». Произведение было опубликовано в 1929 году. Здесь образ Воробьянинова довольно неожиданный. Персонаж предстаёт перед читателями эдаким гулякой и авантюристом.
Из рассказа становится известно, что родился бывший регистратор ЗАГСа в 1875 году. Его родной город находится в Старгородском уезде. Отец Ипполита Матвеевича был страстным любителем голубей – это вся информация о родственниках «гиганта мысли». Ярких событий в биографии Воробьянинова нет, за исключением нескольких скандальных случаев.
Коллекционер
В 1911 году «отец русской демократии» женился на дочери соседского помещика Петухова. Изменить семейное положение он решил в силу пошатнувшихся дел в имении. Будучи предводителем дворянства, Воробьянинов слыл страстным филателистом. В коллекционировании марок он мечтал превзойти легендарного мистера Энфильда.
Однажды знаменитый английский филателист обратился к нему с просьбой продать одну из марок. Воробьянинов отказал, причём в довольно своеобразной форме. Энфильду предводитель дворянства отправил лаконичный ответ: «Накося выкуси!». Краткий и исчерпывающий отказ был написан латинскими буквами. Ведь адресован он был иностранцу.
Скандальный случай
В 1913 году произошло событие, которое возмутило передовые слои светского общества. Предводитель дворянства появился в общественном месте в сопровождении двух абсолютно обнажённых дам. Позади растерянно шел околоточный, держа в руках одежду, которая, по-видимому, принадлежала разоблаченным спутницам Воробьянинова.
Фильм 1971 года
Режиссер киноленты – Леонид Гайдай. Фильм стал лидером кинопроката в 1971 году. Главную роль исполнил Арчил Гомиашвили. Кису Воробьянинова сыграл Сергей Филиппов. Это был актёр, обладавший многогранным талантом. Однако в фильмах он представал преимущественно в сатирическом образе. До выхода «Двенадцати стульев» сыграл в кино более 50 ролей. В 1980 вышла картина «Комедия давно минувших дней», в которой Филиппов снова сыграл Кису Воробьянинова.
Фильмы 1976 года
Эту картину снял не менее известный советский и российский режиссер. А именно Марк Захаров. Остапа Бендера сыграл выдающийся актер Андрей Миронов. Ипполита Матвеевича – Анатолий Папанов. На счету актера несколько десятков ролей, среди которых есть и трагические, и комические. Он впервые появился на экране в 1939 году, сыграв эпизодическую роль в киноленте «Подкидыш».
Фильмы с участием Папанова: «Дети Дон Кихота», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Холодное лето пятьдесят третьего» и многие другие. Голосом Анатолия Папанова говорит самый знаменитый мультипликационный персонаж советского периода – Волк из «Ну, погоди!».
Спектакли и мюзиклы
Кто играл Кису Воробьянинова помимо Филиппова и Папанова? В начале 70-х вышла британская кинолента с участием Рона Муди. В спектакле 1966 года роль «особы, приближенной к императору» исполнил Александр Белинский. В мюзикле 2005 года – Илья Олейник.
Источник статьи: http://fb.ru/article/359114/personaj-romana-dvenadtsat-stulev-kisa-vorobyaninov-biografiya-i-interesnyie-faktyi