Традиционные китайские музыкальные инструменты
Первые упоминания о музыке в Китае встречаются уже в эпоху Цинь (2 в до н. э.). Получение удовольствия через прослушивание музыки воспевалось Конфуцием. Великий мудрец сам играл на музыкальных инструментах, прежде всего, конечно на «царе всех инструментов» – гуцине.
Уже тогда сформировалось много форм ансамблевой музыки. Например, самый известный дуэт шелка и бамбука (丝竹 si zhu). Он назван так по материалам, из которых изготовлены инструменты, входящие в дуэт.
Вообще в Китае существует восемь категорий инструментов в зависимости от материала:
Гуцинь (цинь)
Относится к категории «шелк», так как в древности имел шелковые струны. Струн семь, и в настоящее время для того, чтобы инструмент звучал громче, струны делают из стали.
С гуцинем связаны многие легендарные имена китайской истории: Конфуций, поэты Ли Бо, Тао Юань Мин, Бо Цзюи, полководец Гжуге Лян – все играли на цине и воспевали его в своих высказываниях и ипроизведениях.
Сама форма циня – округлая сверху и плоская снизу – символизирует «круг» Неба и «квадрат» Земли, как они понимаются в натурфилософии Китая. То есть сам инструмент гуцинь – это весь мир, все сущее между небом и землей.
Все измерения инструмента также имеют символический смысл:
- длина гуциня равна 36 цуней (китайская мера измерения, равная примерно 3,73 см), что символизирует 360 дней в году
- на корпусе циня 13 точек для ориентации во время игры. Они обозначают 12 месяцев и 1 месяц високосного года.
- самое широкое место инструмента равно 8 цуней, что означает восемь ветров.
- а самое узкое – 4 цуня, времени времени года.
«Ночные крики воронов»
Гучжен (чжен)
В толковом словаре разъясняется, что название инструмента произошло от звуков, которые он издает: «чжен-чжен-чжен».
В отличие от циня гучжен имеет колки, с помощью которых можно влиять на высоту звука. В странах Юго-Восточной Азии часто встречается подобный инструмент. Например в Японии – это кото, в Корее – каягым.
Количество струн у гучженя в древности было сначала равным тринадцати, затем – пятнадцати, сейчас – может достигать двадцати одной и даже двадцати четырех.
«Цветущая лунная ночь на весенней реке»
Название происходит от техники игры на пипе. Прием, когда струна играется сверху, зазывается «пи», снизу: – «па».
У пипы 4 струны, а на корпусе есть лады.
Существует два типа пьес для пипы: масштабные и миниатюрные. В стилевом плане эти пьесы могут различаться по характеру: военные или светские.
В истории была одна известная битва. Легендарную борьбу царств Чу и Хань в Китае вспоминают до сих пор. Одна из самых известных пьес для пипы – военного характера и описывает те события. О том, насколько древней является эта пьеса, можно судить по тому, что имеется запись 700-летней давности, в которой описывается, какие чувства человек испытал от ее прослушивания. Очень красочная пьеса, в которой можно услышать и ржание лошадей, и удары оружия, и крики человек. В каждом маленьком разделе можно узнать конкретную боевую сцену.
«Осада со всех сторон»
Эр (二 er) означает «два» (у пипы две струны), а ху – название народа, жившего на севере и западе от Китая в древние времена.
Начиная с эпохи Тан инстурмент приходит в Китай и получает большое распространение. Появляется даже целое семейство инструментов – хуцинь – состоящее из различных разновидностей эрху.
Эрху часто используется в народной и театральной музыке, соло или под акомпанимент к пению.
В разных акомпаниментах используются разные виды из семейства зуциней. Самый распространенный вид: смычок продет между струнами, корпус обтянут кожей удава. Также часто встречаются баньху – с полностью деревянным корпусом – и цзинху, который используется в Пекинской опере и весь сделан из бамбука.
«Отражение луны в двух водоемах»
Флейта дидзы
Сделана из бамбука. Благодаря тому, что идея довольно проста, очень многие народности дошли до изобретения подобного инструмента. У дидзы, однако, есть отличие от других флейт – на одном из отверстий наклеена пленка. Она позволяет сделать звук более звонким. На юге используется длинная дидзы, на севере – короткая.
В Китае обнаружены 8000-летние инструменты, подобные дидзы, сделанные из кости. Вдревности иероглиф «ди», входящий в название инструмента, означал также «отмывать», «очищать». Поэтому дидзы называют инструментом, очищающим душу.
Этот экстравагантный инструмент состоит из трех частей: корпус, трубки и трость с отверстием для губ. Удивительно, но и этот инструмент с довольно замысловатым устройством насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю. В старинных шенах, однако, корпус делался из тыквы горлянки, поэтому данный инструмент относится к этой категории. В Китае считают, что аккордеоны и орган произошли от шена.
Посмотрите на игру а шене и – на нем возможно извлекать звуки и во время вдоха, и на выдохе.
Некоторые говорят, что сона пришла в Китай из Персии. Сейчас этот инструмент широко используют во многих народных ритуалах от свадеб до похорон.
Невероятная композиция «Сто птиц встречаются с фениксом» часто играется на свадьбах – в ней можно услышать подражание радостным звукам птиц.
Окарина сюнь
Относится к категории земля, так как сделана из глины.
История насчитывает более 7000 лет. По легенде, сюнь произошел от древнего метательного оружия. Предки, охотясь, часто использовали камни или комки глины на веревке. Некоторые из них были полыми и в полете издавали свистящие звуки. Людям это понравилось, и впоследствии они стали специально дуть в полые куски глины или выдолбленные камни, извлекая эти звуки, а потом и изготавливать такие инструменты самостоятельно.
Игра на сюне профессора Тяньзиньской консерватории Ван Цзяньсиня:
Один из важнейших инструментов и традиционная пара гуциню в знаменитом дуэте 丝竹 – шелка и бамбука. На верхнем торце флейты – наклонённое внутрь отверстие, в которое исполнитель направляет воздух. Изначально у сяо было только четыре пальцевых отверстия, позднее к ним добавились ещё два: пять на лицевой стороне и одно — на тыльной.
Длина сяо может варьироваться в разных регионах и быть от 50 до 75 сантиметров и длиннее. В Японии такой вид флейт известен под названием сякухати.
Источник статьи: http://dveimperii.ru/articles/traditsionnye-kitajskie-muzykalnye-instrumenty
Магия `китового уса`
«МИР СЕВЕРА», № 3, 1997
Этот необычный рассказ о загадочном голосе «северного сияния» и его многочисленных родственниках в разных странах мира мог написать только такой человек, как Сергей Владимирский — мультиинструменталист, исследователь музыкальной культуры народов мира, для которого открыты тайны всех инструментов планеты. Среди скрипок, арф, саксофонов, экзотических барабанов и флейт почетное место в его уникальной коллекции (370 инструментов) занимает хомус, на котором Сергей играет также мастерски, как и на остальных трехстах шести-десяти девяти экспонатах. Немало времени посвятил Сергей Владимирский изучению родословной волшебного инструмента, голос которого запал в его душу еще в детстве.
В пору наивного детства все мальчишки в нашем московском дворе знали (благодаря частым тогда декадам культуры народов Севера, транслировавшимся по телевизору) о загадочном музыкальном инстру-менте, который мы между собой называли «китовый ус». Играть на нем надо было, поднеся инструмент к губам, и издавал он невообразимые, диковинные звуки, в которых было что-то таинственное, зовущее в дорогу, в путешествие по заснеженным просторам Севера на оленях или, может быть, на собаках навстречу скупому северному солнцу под звуки экзотического «китового уса».
О двух музыкальных инструментах мечтал я тогда — о дирижерской палочке, самом главном и самом красивом «инструменте» в симфоническом оркестре и, конечно же, о «китовом усе».
Очень скоро я разочаровался в дирижерской палочке, поняв, что это и не инструмент вовсе, а обычная указка, а вот о «китовом усе» мечтать продолжал.
Мечте моей предстояло осуществиться самым неожиданным образом. Как-то на концерт ансамбля «Гренада», руководителем которого я являюсь уже много лет, пришла семья оленеводов из Якутии. Когда в ходе выступления на сцене я менял один инструмент за другим, наши якутские зрители аплодировали от всей души. Но вот когда было объявлено, что я играю даже на незнакомых инструментах, которых до этого момента никогда в руках не держал, на лицах оленеводов появилось явное недоверие. Такое мне не в новость — и, скажу честно, даже на руку: множество раз недоверчивые зрители хотели поставить меня на сцене в тупик, предлагая «для проверки» сыграть на их национальных, сверхэкзотических инструментах. Я всегда в таких случаях предлагаю пари — сыграю — забираю себе, не сыграю. К счастью, такого со мною покуда не случалось. Так в моей коллекции появились болгарский кавал, парагвайская арфа, турецкий саз.
Короче говоря, вы уже, надеюсь, поняли — оленеводы не могли поверить, что я сыграю на якутском хомусе, и. в моей коллекции появился новый, долгожданный инструмент из детской мечты, а в каталоге — имена прежних хозяев хомуса, проигравших пари, но ставших мне друзьями.
С тех пор якутский хомус неразлучен со мной, путешествуя из страны в страну, с концерта на концерт.
. Сорокапятиградусная жара, раскидистые пальмы, испанская речь перемежается с местным наречием индейцев гуарани. Мы — участники московского ансамбля «Гренада» — выступаем в центре Асунсьона, парагвайской столицы, и по ходу концерта в своей обычной манере знакомим многочисленных зрителей с музыкальными инструментами нашей страны.
Парагвайцев трудно чем-либо удивить, достаточно сказать, что национальным инструментом в Парагвае является арфа, на которой играют только мужчины. Женщинам же здесь доверяют инструмент менее сложный — «тривиальную» шестиструнную гитару.
И тем не менее публика восторженно встречает появление каждого нового музыкального инструмента на сцене. Русская балалайка — звучащий треугольник — браво! Саратовская гармоника — гибрид самовара и паровоза — брависсимо!
Но вот наступает момент, когда на сцене появляется якутский хомус — инструмент здесь доселе никем не виданный. И я ловлю себя на мысли, что вряд ли эти тропические аборигены смогут понять душу этого необычайного, магического северного инструмента. Но мои опасения напрасны.
Сначала парагвайцы со священным ужасом в широко раскрытых глазах слушают рассказ о том, что на полюсе холода в Верхоянске температура достигает минус семидесяти восьми градусов. (Это невозможно, — скажет нам потом один из зрителей. — В обычном холодильнике в морозилке — минус четыре, а это, знаете ли, не шутка!).
Затем, как завороженные, все слушают поистине космические звуки хомуса, постепенно включаясь в ритм, подпевая и подхлопывая, и через мгновение вся площадь уже танцует какой-то невероятный шаманский танец с элементами латиноамериканских па из румбы, самбы и ча-ча-ча.
. Концерт «Гренады» на Международном конкурсе в итальянском городе Кастельфидардо. Традиционная демонстрация музыкальных инструментов. Якутский хомус. «Этот инструмент — из далекой Сибири». В зале раздается радостный смех. Мы недоумеваем.
После концерта к нам подходит группа представительных итальянцев в смокингах и старший из них (ну, конечно же, вы правильно подумали, крестный отец местной мафии) говорит: «Как остроумно вы пошутили, заменив слово «Сицилия» на «Сибирия». Это, право же, прекрасный каламбур, ведь каждый здесь, можно сказать, вырос под звуки этого инструмента. Мы зовем его скаччиа пенсьери — тихий убийца». С этими словами дон (чуть было не сказал, Корлеоне) протянул нам небольшую коробочку, в которой действительно оказался маленький металлический предмет, похожий чем-то на своего якутского собрата.
Позже нам объяснили зловещий смысл «тихого убийцы»: скаччиа пенсьери в Сицилии выполнял роль азбуки Морзе или африканских «говорящих» барабанов, передающих информацию от селения к селению на довольно большое расстояние.
В старину члены «коза ностры» пользовались марандзано (еще одно популярное в Италии название этого же инструмента) как переговорным устройством (вот, вероятно, откуда у наших «криминалов» такая генетическая страсть к сотовым телефонам!). Люди несведущие думали, что слышат приятную музыку, а в это время мафиози на марандзано выстукивали приказ: «Убрать неугодных!».
У якутского хомуса множество родственников в разных странах мира, и все они восходят к одному предку — древнему самозвучащему язычковому инструменту, название которого, по вполне понятным причинам никто не помнит. В музыкальной литературе этот инструмент принято называть варган. Само слово варган происходит от древнегреческого organon- музыкальный инструмент.
История возникновения варгана теряется в глубине веков. Знали его древние народы и использовали в качестве культового инструмента для общения с богами. Действительно, магическое звучание варгана попросту завораживает, заставляя мысленно отправляться в увлекательное путешествие во времени.
Прошли века и сегодня варганоподобные инструменты типа якутского хомуса остаются чем-то суперэкзотическим в мире музыкальных инструментов. Сейчас мало кто помнит, что именно принцип хомуса был взят на вооружение берлинским мастером Фридрихом Бушманом, создавшим в 1821 году первую губную гармонику. Позже усовершенствованная губная гармоника, снабженная мехами для подачи воздуха, превратилась в кнопочные, а потом и клавишные гармоники, аккордеоны, баяны. Современный баян или аккордеон — это несколько сотен маленьких хомусов (причем, каждый со своим строем), вмонтированных в корпус концертного инструмента.
Усовершенствовать хомус иным путем пытался в начале 19 века немецкий мастер И. Г. Шайблер — автор ауры, концертного профессионального инструмента, состоящего из нескольких хомусов, закрепленных на металлическом диске. Играя на ауре, музыкант мог пользоваться полным хроматическим звукорядом и играть сложнейшие мелодии, в том числе и из классического репертуара. Но, увы, в наши дни этот инструмент практически забыт.
Разные ассоциации вызывает у людей необычный космический, «синтезаторный» звук хомуса. Часто его сравнивают с северным сиянием, нашедшим свое отражение в музыке. А выдающийся исследователь и реконструктор молдавского фольклорного инструментария Жан Ильич Визитиу так написал о дрымбе (молдавском варианте хомуса): «Своим звучанием инструмент напоминает кропотливую радостную работу пчелиной семьи».
Так или иначе, этот скромный маленький инструмент способен рождать образы, создавать неповторимые музыкальные картины и, как стало недавно известно, обладает целительными способностями. Об этом в статье «Волшебный хомус» (Мир Севера, №2) писала врач Татьяна Ефимова — специалист по восточной медицине.
Во многих странах после концерта к нам за кулисы приходили люди и приносили в подарок местные варианты хомуса. Филиппинский композитор и певец Хебер Бартоломе принес бамбуковый кубинг, немец Бернхардт Кёниг — тюрингский басовый маультроммель, а тувинец Ондар Марат-Оол, вручая металлический темир-комыс сказал: «Пусть в вашей коллекции вся семья объединится».
Когда я слушаю звуки якутского хомуса, или как мы его называли когда-то «китового уса», мне кажется, будто откуда-то из бескрайних просторов Вселенной к Земле летят сигналы от далеких неземных цивилизаций.
И как знать, может быть именно хомус призван послужить объединению не только своей, музыкальной, семьи?
Комментариев пока нет Прокомментируйте!Выскажите Ваше мнение:
Источник статьи: http://proshkolu.ru/club/ethnopedagogy/blog/151298 Adblockdetector |