Когда евреи отращивают бороду

Когда евреи отращивают бороду

Зачем еврейские мужчины отпускают бороду, что она означает? Какие правила касательно бороды существуют?

«Борода имеет несколько смыслов — прямой и каббалистический. В Торе написано: не обрезайте края вашей бороды. И комментарий Раши подчеркивает, что речь идет о пяти точках на лице (подбородке, щеках, висках), которые запрещено брить. Отсюда получается, что обычай носить бороду связан с запретом на бритье.

Однако мы видим людей, которые ходят бритые, но ведут религиозный образ жизни. Они нарушают заповедь? Дело в том, что работа машинки для бритья – это не скобление ножом по телу, а принцип работы ножниц. Иными словами, в такой машинке нет элемента сбривания металлом волос на теле. Это принцип состригания.

Так как состригание формально не запрещено, люди, использующие машинку, не нарушают заповедь. Некошерными являются бритвенный станок и опасные лезвия, потому что с их помощью происходит сбривание в виде скобления.

Есть традиция у ортодоксальных евреев, особенно хасидского направления, не трогать край бороды или не состригать ее вообще. Таков классический образ религиозного человека.

Если говорить о более глубоких смыслах, то каббала и хасидизм объясняют, что волосы на голове ассоциируются с понятием «клипа» — внешним проявлением мозга, нечистыми уровнями духовных миров, которые находятся за пределами божественных. Именно поэтому не принято отращивать длинные волосы на голове, кроме тех людей, которые приняли обет назорейства.

Что касается бороды, то она, напротив, ассоциируется с божественным уровнем доброты и милосердия, который является признаком возвышенных духовных миров. Вот поэтому борода принята в еврейской традиции».

Источник статьи: http://jcczhukovka.com/zachem-evreju-boroda/

По бороде жители Иерусалима многое узнают о соседе-еврее, мусульманине или православном

Не просто борода: для живущих по соседству евреев и мусульман она определяет многое

В то время как во всем мире бороды то входят в моду, то выходят из нее, в Иерусалиме растительность на мужских лицах остается неизменной. В священном городе борода — не просто атрибут мужественности, но показатель того, к какой религии и национальности относится ее носитель, а иногда даже выражение его политических взглядов.

«Лента.ру» изучила фотографии лауреата Пулитцеровской премии фотографа Одеда Балилти, сделанные в Старом городе Иерусалима, где мирно уживаются представители разных конфессий и обладатели разных бород.

Эйтан Пресс, ультраортодоксальный еврей, глава компании по производству бальзама для бороды

Для 40-летнего Эйтана Пресса выращивание бороды — это духовное путешествие, воплощающее древние концепции иудейской мистики, и вызов современному понятию о мужественности. Он назвал свою компанию, производящую бальзамы для бороды, «Алеф самец». Пресс отметил, что это не просто игра слов (сочетание выражения «альфа-самец» и алефа — первой буквы еврейского алфавита), но и выражение непримиримого противоречия между иудейскими ценностями и качествами мачо.

Антониус Оршалимы из коптской православной церкви в Иерусалиме

«Когда мужчина отпускает бороду, ему надлежит стать более добрым, сострадательным и чувствительным, потому что на его лице появляется божественный знак», — рассуждает Пресс.

Тэви Счифф, ультраортодоксальный еврей

При создании бальзамов он использует элементы, вдохновленные иудейскими праздниками и обрядами. Цитрусовая нотка в одном из них напоминает о празднике Суккот, в ходе которого благословляются четыре вида растений, одно из которых — цитрон. Он символизирует евреев, знающих Тору и совершающих добрые дела. Аромат корицы и гвоздики в другом воплощает авдалу — символические проводы шаббата и начало новой трудовой недели.

Эфраим Гроис, ультраортодоксальный еврей

«Еврейской культуре бород буквально тысячи лет. У Моисея была борода, у царя Давида была борода. Обычай умащать бороду священными маслами восходит к библейским временам», — рассуждает Пресс. Ортодоксальные евреи носят бороду, так как Библия запрещает «подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем». Религиозное право евреев — галаха — разрешает использовать электрические бритвы или ножницы, однако есть и те, кто толкуют эти строчки как полный запрет бритья.

Читайте также:  Стрижка боб которая подходит круглому лицу

Амос Финиш, ультраортодоксальный еврей

Профессор Еврейского университета в Иерусалиме Майкл Силбер, изучавший бороды, отметил, что некоторые сообщества ультраортодоксальных евреев запрещают расчесывать бороды. Они считают их столь священными, что боятся потерять даже волосок из нее, а если он выпадает сам — помещают его в молитвенники, чтобы не потерять. «Для них борода — это канал связи с Богом», — подытоживает Силбер.

Палестинец Ибрагим Хамада

Борода считается религиозным символом не только у ортодоксальных евреев. Возможно, это то немногое, что объединяет их с палестинцами. Традиция ношения бороды у мусульман восходит к VII веку. Пророк Мухаммед призывал своих последователей отпустить бороду, но подстригать усы «в знак смирения». Бороды снова вернулись в моду около 30 лет назад с расцветом политического ислама. Некоторые мусульмане красят бороды хной — существует теория, что так делал пророк Мухаммед.

Палестинец Мохаммед Асмай

Зухир Дубай, теоретик ислама и имам палестинской церкви в городе Наблус, объяснил, что если бороду мусульмане отращивают из-за религиозных предписаний, то популярность усов кроется в массовой культуре. Многие отращивают их, подражая властным лидерам, таким как Саддам Хуссейн. В некоторых авторитарных государствах на Ближнем Востоке сбривают усы заключенным в знак унижения.

Палестинец Ахмед Жвелес

В Сирии, Иордании и Ливане принято клясться своими усами. Чтобы убедить собеседника в истинности своего обета, мужчины кладут руку на усы.

Израильтянин Себастиан Тутуал

Тем не менее многие носят бороду просто потому, что им так нравится. Барбер Тал Джонсон из израильского города Холона отметил, что отрастить бороду и содержать ее в порядке не так просто, как может показаться: «С ней невозможно есть… Многие блюда превращаются в пытку — например, хумус или яичница. После еды приходится мыть бороду. Что уж говорить о супе!»

Израильтянин Ленни Босс

Борода в Иерусалиме может свидетельствовать об определенных политических взглядах. «В 1980-е годы религия начала тесно переплетаться с политикой, это привело к распространению моды на бороды среди сторонников правых политиков и церковников — как среди евреев, так и среди мусульман», — отмечает Силбер.

Российский священник Георгий Ольховик

Православные священники тоже носят длинные бороды как знак преданности Господу и дань уважения Иисусу, которого традиционно изображают с бородой.

Отец Борис Манов из болгарской православной церкви

Во время раскола христианской церкви одним из обвинений православных греков в сторону католиков-латинян было брадобритие. «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит «Да не брейте брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что лишь женам благопристойно этот вид при творении устроил Бог».

Фотографии: Oded Balilty / AP

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник статьи: http://bravedefender.ru/po-borode-zhiteli-ierusalima-mnogoe-uznayut-o-sosede-evree-musulmanine-ili-pravoslavnom/

Можно подробнее услышать о мистическом значении бороды?

Можно подробнее услышать о мистическом значении бороды? И почему многие евреи мажут определённой мазью, чтобы борода не могла расти, и допустимо ли это с точки зрения Иудаизма? Артем

Отвечает рав Меир Мучник

Вы задаете интересный вопрос. Попробуем поисследовать тему бороды и понять значение бороды на разных уровнях.

В целом волосы, вроде бы, являются частью человеческого тела, да не совсем. Поэтому, по мнению мудрецов, они схожи с одеждой.

Читайте также:  Ножницы для градуированной стрижки

А одежда выполняет двойную функцию. Во-первых, она служит «оболочкой» для человека, «защитным слоем»; без нее человек оголен и уязвим. Вот и волосы в определенной мере являются подобной оболочкой. Так объясняет рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8) процедуру очищения мэцора — человека, пораженного язвой цараат. Он злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.

По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Они ничего плохого не сделали, но, начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки. (Как сегодня каждый политик и общественный деятель должен быть готов к тому, что частной жизни, приватности у него почти не останется).

А, во-вторых, одежда служит «визитной карточкой» человека, его «фасадом» и «лицом». Он одевается так, как хочет выглядеть перед другими. И, если он достойный человек, то и одежда должна его украшать и придавать ему достоинство. Поэтому Тора повелевает сделать особые одежды для коаним (священников) и еще более роскошные одежды для главного из них — коэна гадоля (первосвященника) — «ради чести и во славу».

И волосы тоже выполняют подобную функцию — особенно, борода, которую Талмуд называет адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).

Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После чего Давид велел им оставаться в Йерихо (Иерихоне), пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы. Потому что, как объясняет Мальбим (там же), борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». И появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.

(Для женщины отсутствие бороды, разумеется, не позор, а естественное состояние. Но ведь для мужчины появление на публике в женской одежде — практически такой же позор, как и вовсе без одежды. Действительно, одна из функций бороды, согласно мнению мудрецов, — отличать мужчину от женщины. И сбривание бороды в определенных случаях является нарушением запрета «да не надевает мужчина одежды женской» — Дварим 22:5).

Или еще пример: хотя, согласно Талмуду (Бава Мециа 84а), раби Йоханан был необычайно красив, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды — «великолепия лица». Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.

А Адам был идеальным потому, что человек был создан по образу и подобию Б-га. Буквально понимать это невозможно: ведь Б-г — не физическое существо, и тела и «образа» у Него нет. Но в то же время Тора часто использует, говоря о Б-ге, «физические» термины: «рука Б-га», «очи Б-га» и т. д. Потому что физический мир отражает духовный, а значит, все эти «объекты» тоже могут быть духовными и их можно упоминать, говоря о Б-ге.

Как именно — нам до конца не понять. Но можно сказать, что Б-г совершает действия, соответствующие человеческим. «Наносит удар» — как человек рукой, «видит» — как человек глазами, «слышит» — как человек ушами. А также совершает действия, которые в исполнении человека свидетельствуют о свойствах этого человека: доброте, милосердии, силе воли. Поэтому части тела человека и человеческие качества символизируют и отражают соответствующие атрибуты и деяния Б-га.

Читайте также:  Фотки модных коротких стрижках

Вот и волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.

То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.

Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».

Это — в символическом плане. Но строго по закону запрещено только «уничтожать» («лё ташхит») бороду посредством «сбривания» («лё йегалеху»), срезая волосы лезвием бритвы под корень. Поэтому можно срезать их ножницами, которые оставляют нижнюю часть волоса, или электрической бритвой, если ее лезвия действуют, как ножницы (в этом плане отнюдь не все бритвы кашерны). Такое срезание не определяется как «уничтожение». Также разрешено удалять волосы с помощью мазей и кремов, т. к. это не является «сбриванием».

Другие дело, что одной из сторон запрета является запрет уподобления неевреям (Ибн-Эзра, Рамбам). В библейские времена в нееврейском мире сбривали бороду жрецы, впоследствии так стали поступать и обычные люди. Как же евреи начали срезать бороду, что же случилось с запретом уподобляться неевреям?

Хатам Софер объясняет, что началось это в средние века, когда европейских евреев начали регулярно преследовать: то Крестовые походы, то эпидемии чумы, то кровавые наветы, каждый раз — новая «причина» для погромов и изгнаний. В те времена иметь еврейскую внешность часто было просто опасно, как позже во время Холокоста. Поэтому во многих случаях евреям приходилось сбривать бороду не ради подражания неевреям, а просто ради маскировки. Тут уже не до символики и не до великолепия. Многие евреи тогда стали бриться, чтобы не смущались тех, кто был вынужден маскироваться, и так в целом ряде общин это стало нормой. А в Америке середины 20-го века, куда попала масса евреев после войны, борода была неслыханным делом, и евреи тоже ее сбривали, опасаясь, что иначе не смогут найти работу и выжить финансово.

Сегодня в тех странах, где проживают евреи, за бороду уже никто не убьет и не уволит, поэтому никто не мешает желающим возвратиться к изначальному образу и подобию Б-га и «великолепию лица». Но там, где бритье стало нормой, многие продолжают бриться, не желая отличаться от большинства. Ибо, как сказано, строго по закону это можно сделать без нарушения заповеди Торы.

Источник статьи: http://toldot.ru/urava/ask/urava_9858.html

Оцените статью
Adblock
detector