Когда петр 1 отменил бороду

1698, 19 авг. Указ Петра I о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды

Известный указ государя российского Петра Алексеевича «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» был издан 19.08.1698 г. Данный указ запрещал носить бороды с 01.09.1698 г.

Запрет на ношение бороды

Вернувшись из-за границы, Петр Алексеевич решил не ждать нового года, а приступил к преобразованиям сразу. Государь своими руками стриг бороды и срезал полы длинных одеяний у ряда своих приближенных. В частности, к первым жертвам преобразований относят генералиссимуса Шеина и кесаря Ромодановского.

Объясняя свое решение, Петр I указал на стремление приобщить русское общество к цивилизации. В частности, речь шла о вопросе преображения светских людей и духовенства на европейский лад. При этом вводились и налоговые платежи за ношение бород. Особое право на беспошлинное ношение было предоставлено русским царем только нескольким лицам из числа ближайшего окружения. К числу привилегированного круга отнесли губернатора Тихона Стрешнева, боярина Черкасского и патриарха Адриана.

В день торжеств и празднеств Нового года 01.09.1698 г. у боярина Шеина провели званый ужин. На нем присутствовал российский государь. В ходе обеда царский шут по приказу государя стал резать бороды.

Последствия введения указа

Введенные запреты на бороды спровоцировали активное недовольство в боярской и в остальных слоях российского общества. Периодически стали возникать акции массового неповиновения, фиксировались и случаи самоубийств. Происходило это не только в кругу духовенства и староверов, но и светском обществе. Царское решение не соответствовало культурным традициям России и нормам церкви. Поэтому не удивительно, что духовенство выступало категорически против нововведений, считая бритье бороды грешным делом и отказываясь благословлять безбородых.

На первом этапе введение штрафных санкций за ношение бород не принесло особых преференций государству – штрафы ввели, но порядок взимания не был отрегулирован. В 1699 г. вводится специальная квитанция, которая подтверждала факт уплаты пошлины. Со временем надчеканенные бородовые знаки приобрели статус платежного документа, получив наименование «бородовых копеек».

Причин введения налога на бороду было несколько. Основная из них – необходимость покрытия дефицита в казне из-за подготовки к Северной войне. Пошлиной облагались не только бороды, но и использование разных объектов быта – бань, печных труб, сапог, дров.

Источник статьи: http://rrepetitor.ru/dates/1698-19-avg-ukaz-petra-i-o-zapreshhenii-nosheniya-borody-i-vvedenii-evropejskoj-odezhdy/

Налог на бороду: почему за растительность на лице раньше нужно было платить

Налог на бороду в России

Реформам Петра Великого в школьных учебниках истории отведена не одна глава. Среди них: создание флота, изменения в государственном аппарате, перенос столицы и многое другое. А еще Петр I славился своей ярой борьбой с бородами. После возвращения из Европы царь взял курс на сближение с Западом, и в первую очередь это выражалось в настойчивой европеизации внешнего вида русских людей.

В августе 1698 года Петр I выпустил указ, согласно которому на Руси запрещалось ношение бород. 26-летний царь собственными руками остриг бороды нескольким родовитым боярам. Это повергло знатные рода в шок.

Чуть позже был выпущен еще один указ, в котором царь приказал брать пошлину с тех мужчин, кто не желает брить бороду. Носить их бесплатно могли только попы и дьяконы.

«Петр I стрижет бороды боярам». Картина Дмитрия Белюкина, 1985 год.

Запрет на ношение бороды вызвал в обществе сильные волнения. Это объяснялось влиянием Церкви на общество – правилами шестого Вселенского Собора брадобритие было запрещено.

Сопротивление царскому курсу усилил тот факт, что безбородых мужчин в церкви отказывались причащать. Но Петр I не спешил отменять свой указ – за введением пошлины на бороды стоял финансовый интерес государства.

Читайте также:  Как сделать прическу с вьющими волосами

Бородовой знак, который получал каждый мужчина, уплативший пошлину. Источник: Wikipedia

Оказалось, что многие состоятельные мужчины так не хотели расставаться с бородой, что предпочитали платить пошлину, – эти деньги составляли ощутимую часть доходов государственной казны.

В январе 1705 года пошлина была систематизирована. 600 рублей платили царедворцы, городовые дворяне и чиновники. По тем временам сумма была огромная. Купцы платили за растительность на лице малой кровью – всего 100 рублей в год. Посадские люди платили 60 рублей, слуги – 30. Крестьяне платили налог по другой системе – каждый выход в город обходился им в одну копейку.

Через 10 лет Петр I ввел единую пошлину в 50 рублей.

Послабление бороде не было сделано и после прихода к власти дочери царя – Елизаветы Петровны. Пошлина на бороды была отменена лишь в 1772 году Екатериной Великой – к тому моменту налог на бороду взимался в России уже в течение 70 лет.

В Англии налог на бороду был введен Генрихом XIII в 1535 году. В католической церкви в конце 16 века полный запрет на бороду попытался ввести кардинал Карло Борремо.

Источник статьи: http://anews.com/razvlechenija/102140282-nalog-na-borodu-pochemu-za-rastitelynosty-na-lice-ranyshe-nuzhno-bylo-platity.html

320 лет назад. Пётр Первый против бороды

320 лет назад, в 1698 году, вышел знаменитый царский указ Петра Алексеевича Романова «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Этим указом Пётр запретил с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Издал он его всего 4 дня спустя после возвращения из первой для русского царя заграничной поездки («Великого посольства»). Этот указ запретил ношение бород и усов всем, кроме попов, дьяконов и крестьян.
Пётр разъяснял смысл указа: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».
26-летний царь весьма эффектно «презентовал» подданным своё нововведение: он собрал самых знатных родовитых бояр, взял в руки ножницы и самолично обстриг им бороды.
Любопытно отметить, что в советский период отношение к этим мерам царя Петра было довольно различным. С одной стороны, их одобряли. Например, в знаменитой книге «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» (1934 год) под редакцией Горького читаем такие строки:
«Вновь из дымной пропасти истории выплывает всклокоченная борода, та, которую некогда с бешенством стригли Петровы ножницы. При Петре проповедывали о пришествии царства антихристова. Прошлым летом в лагере близ семнадцатого шлюза шестьдесят человек «незнаевцев», отвечающих на всё – «бог знает», лежали три месяца на нарах и не желали работать, потому что: «Канал строите для чорта, на Медвежьей горе сидит чорт большой, мы на чорта не работаем».»
А с другой стороны, в советских школах учили «Горе от ума» Грибоедова, где положительный персонаж Чацкий (очень близкий по взглядам к славянофилам, если разобраться) сурово бранит «седые, бритые, смешные подбородки», введённые Петром.

В общем, получалось, что советской эпохе внятно всё: и бакенбарды Александра Сергеевича (ведь пушкинские бачки в тот момент тоже были зримым знаком вольнодумства, первым нарушением строгой петровской традиции брадобрития), и язвительная критика Чацкого, но понятны и действия самого Петра, «бешено стригшего всклокоченную бороду» истории.
А история «бородового инакомыслия» в царской России насчитывает целые тома. Например, в 1757 году Михаил Ломоносов, сам не носивший бороды, тем не менее написал оду запрещённому атрибуту – «Гимн бороде», чем навлёк на себя гнев царской семьи.
Впрочем, полностью бороды при Петре не запрещались, их носил даже кое-кто из близких соратников самого Петра. Но упрямым обладателям бород следовало отныне вносить в казну особую пошлину – «бородовой сбор». И ношение бороды превратилось в весьма дорогое удовольствие. Бородатые крестьяне эту пошлину не платили, но за каждый въезд в городские стены и выезд из них обязаны были платить по одной копейке «с бороды».

Читайте также:  Прически тумбой с челкой

Вплоть до середины XIX века ношение бороды служащим дворянам возбранялось, отпускать бороду разрешалось только лицам свободных состояний, достигшим более или менее преклонного возраста. У молодых людей это расценивалось как вольнодумство. Поэтому старик Аксаков бороду носил, и это не ставили ему в упрёк, а когда в 1850-е годы бороды решили отпустить молодые славянофилы, его сыновья, да вдобавок вздумали переоблачиться в традиционное (допетровское) русское платье, на это последовал довольно скорый и решительный высочайший запрет.
И лишь после отмены крепостного права борода мало-помалу начала брать верх. Александр III был первым после Петра русским царём, который носил бороду. Его примеру последовал и Николай II. А ведь, кажется, никто ещё не обвинял этих двух монархов в чрезмерном вольнодумстве. Однако улика – борода – как говорится, налицо, в прямом и переносном смысле. 🙂 А начал расшатывать петровскую традицию ещё Александр II со своими бакенбардами. И это действительно было что-то вроде вольнодумства, только вольнодумства «справа», в плане отрицания реформ Петра, даже на чисто внешнем уровне. Получается, что империя Романовых пришла к демонстративному отрицанию того, на чём она строилась, выбила основополагающий камень из-под себя самоё. Спрашивается, могла ли она после этого устоять? 🙂 Конечно, нет. И она рухнула. (Для слишком серьёзных комментаторов добавлю, что насчёт бороды – это шутка, но в каждой шутке есть лишь доля шутки).
Ещё более интересное развитие получила тема бороды в советское время. Однако это – уже совсем другая история.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5b8c00d0a2313f00ab0a982b/320-let-nazad-petr-pervyi-protiv-borody—5b8c0903409d2e00ada1cb4b

Драма о бороде

Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.

Эффектная реформа

До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.

Положение дел изменил Пётр I. Вернувшись из длительной заграничной поездки, 29 августа 1698 года царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.

Петру приписывают следующие слова: «Ой, бородачи, многому злу корень — старцы да попы. Отец мой имел дело с одним бородачом [патриархом Никоном], а я с тысячами».

Духовенство против

Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритьё бороды тяжким грехом.

«Творящий брадобритие ненавидим от бога, создавшего нас по образу своему. Аще кто бороду бреет и преставится тако — не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свечи по нём в церковь приносити, с неверными да причтётся», — так, например, говорил византийский богослов Никита Скифит.

Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».

Читайте также:  Как сделать прическу с объемными локонами

Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.

«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.

Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела. Бог есть дух, бесплотен и душу созда разумну, бесплотну, вечности общницу. Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.

Бороды долой!

В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше. «Бороды резали у нас с мясом и русское платье по базарам и по улицам, и по церквам обрезывали, и по слободам учинился от того многой плач», — гласит жалоба астраханцев на действия воеводы Тимофея Ржевского.

Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.

Одни из наиболее интересных воспоминаний о периоде начала царствования Петра I оставил британский инженер на русской службе Джон Перри в своей книге «Состояние Росси при нынешнем царе». «Царь приехал в Воронеж, где я тогда находился на службе и многие из моих работников, носившие всю свою жизнь бороды, были обязаны расстаться с ними; в том числе один из первых, которого я встретил возвращающимся от цирюльника, был старый русский плотник, которого я всегда особенно любил. Я слегка пошутил над ним по этому случаю, уверяя его, что он стал молодым человеком, и спрашивал его, что он сделал со своей бородой. На это он сунул руку за пазуху и, вытащив бороду, показал мне её и сказал, что когда придёт домой, то спрячет её, чтобы впоследствии положили её с ним в гроб и похоронили вместе с ним, для того, чтобы явившись на тот свет, он мог дать отчёт о ней Св. Николаю», — пишет Перри.

Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её — то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?»

Источник статьи: http://diletant.media/articles/43168226/

Оцените статью
Adblock
detector