Салон красоты в Киеве
Cалон красоты «Квітка краси»
Основные законы композиции. Декоративные элементы, используемые в прическах
Под композицией прически понимается построение, расположение и соотношение ее составных частей. Композицией также называется и конечный результат этих действий — сама прическа.http://rtisnab.ru
С композицией непосредственно связано художественное оформление прически. В моделировании художественным оформлением принято называть процесс создания по определенным законам как прически в целом, так и отдельных ее деталей.
Основа композиции — это совокупность образующих форму объемов (частей), соотношений этих объемов, общих пропорций (масштаб) и силуэта. От того на сколько удачно решена композиция в целом, зависит красота и выразительность формы прически.
Для правильного проектирования модели прически необходимо знать объективные закономерности формообразования и композиции, т. е. компоненты композиции и композиционные средства.
Компонентами композиции прически (как произведения) являются форма, силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет* отдельные ее детали и декор (украшающие элементы).
Композиционными средствами (приемами) являются пропорции (соблюдение масштабности, единства характера всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс.
Обязательным условием композиции является соблюдение единства стиля и образности формы. Выполнение этого условия зависит от умения передавать дух времени в облике прически.
Назначение прически и ее замысел определяют выбор компонентов композиции и композиционных средств.
Разработать композицию модели — это значит найти необходимое сочетание всех компонентов, характер их соподчинения и дополнения одного другим, добиться выявления художественной образности (т. е. общей гармонии прически, черт лица, фигуры, костюма).
Композиция должна быть гармонично целостной. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании различных элементов (главных, менее значимых и второстепенных).
Основными законами при создании композиции являются:
1) подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;
2) наличие композиционного центра; 7
3) соразмерность всех частей и компонентов композиции между собой, а также с лицом и фигурой человека.
Основными правилами первого закона композиции являются:
органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);
соответствие исходного материала назначению и форме прически;
единство исходного материала и декора (украшений).
Под функциональностью прически понимается соответствие ее формы своему назначению. Например, прическа женщины, работающей у станка, должна быть либо в виде короткой стрижки, либо иметь компактную форму. Прически спортсменок должны базироваться также на короткой стрижке.
Вечерние прически должны в целом выглядеть более нарядно и празднично, чем дневные (рабочие). Величина, соотношение и характер всех деталей, образующих форму, диктуются общим замыслом, т. е. все композиционные средства должны быть направлены на выявление художественного образа.
В своей работе парикмахер-модельер использует совершенно особенный исходный материал — волосы. Этим во многом объясняется специфика композиционных свойств прически.
Любая деталь в прическе, а также ее форма в целом могут выглядеть красивыми только при условии, что в них отражены особенности исходного материала, т. е. фактура волос. По фактуре волосы могут быть рыхлыми, эластичными, сыпучими, тонкими, толстыми и т. д. Обеспечить художественную (и практическую) ценность прически можно только учитывая эти исходные данные и используя соответственно те или иные композиционные средства и технические приемы, позволяющие осуществить замысел художника.
Для украшения прически используются волосяные изделия, бижутерия, ленты, обручи, цветы, завитки, цветные пудры и т. п. Применение любых видов отделки в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. При использовании украшения в композиции прически необходимо учитывать его характер, вид, технику изготовления, так как оно не должно противоречить структурно-фак — турным качествам волос (исходным данным), а также форме прически.
Пример. Требуется сделать прическу (узел) с применением накладной косы, придающей композиции большую значительность, монументальность. Если собственные волосы клиентки тонкие и слабые, а коса изготовлена из толстых эластичных волос, то прическа будет выглядеть неестественной и некрасивой. В этом случае косу следует использовать только для создания формы прически, т. е. по возможности спрятать ее под волосами клиентки так, чтобы фактура косы не просматривалась. Украшения в этом случае должны отвлекать внимание от фактурных особенностей накладной косы. Такими украшениями в зависимости от назначения прически могут быть ленты, обручи, цветы и бижутерия.
Очень часто применение декоративных украшений, особенно в парадных прическах, обусловливается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки исходного материала (т. е. волос). Например, лишние проборы, какие-то исходные точки разворотов прядей или пустоту в объемно-пространственной структуре прически, которая представляется неэстетичной. Прикрывая изъяны прически украшениями, создают «композиционные мостки». Разнообразные декоративные заколки и гребешки, фиксирующие детали прически из длинных волос в определенных местах, придают ей дополнительную нарядность, способствуют созданию выразительности образа.
Правильно спроектированная модель не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо подчеркнуть идейную направленность композиции. В этом случае украшение органически входит в композицию модели. Например, фата или белые цветы в прическе невесты, эмблема в конкурсной прическе или специфические украшения, позволяющие точно обозначить историческое время или исторический типаж.
Помимо украшений существуют и другие средства декоративного решения модели. Формообразование деталей причесок предопределяется главным образом ее конструкцией. Чем сложнее форма прически, тем многообразнее Moryf быть конструктивные линии, выражающие ее. Это могут быть прямые, кривые, изогнутые, вертикальные, горизонтальные, длинные линии или их различные сочетания. Эти линии неотделимы от формы прически и являются важным средством не только конструктивного, но и эстетического решения модели.
Различают две формы прически: главную, т. е. форму составляющую основу прически, ее объем, и декоративную, предназначенную для внешнего обогащения объема прически, т. е. для создания модели.
К декоративным элементам относятся разнообразные локоны, волны, форма окантовки, различные челки. Декоративные формы не могут существовать самостоятельно, они подчиняются главным формам. Создание же главных форм обусловлено исходными данными как конструктивно, так и эстетически.
Второй закон композиции утверждает наличие центра композиции, т. е. места сосредоточения основных важнейших связей между всеми элементами. Как правило, это и смысловой центр модели. Композиционный центр может располагаться в любой зоне головы. Его местонахождение и соединение с другими компонентами прически должно способствовать наиболее четкому раскрытию замысла художника и образности модели. Композиционный центр может не совпадать с геометрическим центром или осью симметрии. Все компоненты, составляющие композиционный центр (акцент) прически, разделяются на главные, необходимые для образования объемной формы (с контурными очертаниями), и второстепенные (декоративно-конструктивные), к которым относятся локоны, челки, украшения и т. д.
Важным свойством композиции прически является равновесие ее объемной формы, т. е. такое состояние, при котором все элементы прически сбалансированы между собой. Композиционное равновесие — это не простое равенство величин. Оно зависит от распределения основных компонентов композиции относительно центра прически и организации ее пространства, т. е. пропорций, пластики формы и цветотональных отношений отдельных частей.
Основными правилами второго закона композиции являются:
выявление центрального акцента композиции и подчинение ему других компонентов прически;
Важнейшим фактором третьего закона композиции является масштабность, т. е. соотношение прически и ее формы с размером головы, деталями лица и фигурой человека, а также соотношение частей прически между собой.
Масштабность имеет прямую зависимость от цвета и фактуры как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из светлых волос кажется более объемной, чем точно такая же прическа из темных волос. Различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от окружающих элементов могут в общей композиции казаться меньше или больше.
Новая мода всегда заключает в себе новую систему пропорций, и в соответствии с ней должна соблюдаться и масштабность. Число, размер и форма деталей прически, их соразмерность и согласованность с моделью в целом должны обязательно уточняться в процессе моделирования, так как изменение любого компонента, как правило, влечет за собой изменение формы и объема той части прически, где этот компонент располагается.
Источник статьи: http://prichecki.ru/osnovnye-zakony-kompozicii-dekorativnye-elementy-ispolzuemye-v-pricheskax/
Композиция прически, сущность и основные законы
Художественным оформлением прически принято называть процесс создания по конкретным канонам красоты как отдельных элементов, так и всей прически в целях получения зрителем определенных ассоциативных ощущений.
Художественное оформление прически непосредственно связано с композицией, т.е. гармоничным сочетанием, расположением ее составных элементов. Слово композиция происходит от латинского composition составление, сложение, соединение частей образующих некоторое единство.
Основой композиции прически является совокупность образующих ее форму частей, соотношение этих частей, общие пропорции (масштабность), силуэт. Оттого, насколько удачно решена композиция в целом, зависят красота и выразительность прически. Если не будет согласованности в сочетании основных частей прически, если не найдены ее общие пропорции, никакие приемы украшения не сделают прическу красивой и привлекательной.
Пропорции прически, ее соотношение с лицом, фигурой (масштабность) играют решающую роль, так как они придают ее форме, а следовательно, и силуэту определенный характер. Например, крупные формы деталей прически, имеющие большую протяженность в горизонтальном направлении, чем в вертикальном, производят впечатление тяжеловесности. Следовательно, образная выразительность прически достигается путем ее определенного построения, т. е. композицией.
Композиция – составление, объединение всех элементов формы худ. Произведения в органическое целое…
Для этого необходимо знать объективные закономерности композиции: компоненты композиции и композиционные средства.
Компонентами композиции прически (как художественного произведения) являются форма и силуэт, линии (конструктивные и декоративные), цвет, отдельные детали прически и декор (украшающие элементы). Существуют еще два обязательных компонента композиции: единство стиля и образность формы. Их достижение зависит от умения парикмахера-модельера передать дух времени в самом облике прически Образность формы в сфокусированном виде представляет собой все лучшее, что связано с нашими представлениями о прическе данного вида и времени.
Композиционными средствами, или приемами, композиции являются пропорции (масштабность, композиционное единство всех элементов), симметрия и асимметрия (композиционное равновесие, статика и динамика), ритм, контраст, нюанс(акцент).
Гармоническая цельность, с одной стороны, представляет собой четкость выражения замысла, с другой — обеспечивает точное его восприятие. Это составляет основополагающий закон: цельность композиции. Любая композиция может рассматриваться как определенная система, основанная на сочетании элементов главных, менее значимых и второстепенных.
Гармония как основа понимания красоты – означает согласованность элементов, создающих образ человека.
Отсюда можно сформулировать следующие законы композиции:
• подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически;
• наличие композиционного центра;
• соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека.
Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению прически. Существует три правила, выражающие этот закон:
1) органическое единство назначения прически и ее формы (функциональность);
2) соответствие исходных данных назначению и форме прически;
3) единство исходных данных и украшений (декора).
Архитектоника, т. е. взаимообусловленность конструкции и формы, выраженная в материале, — наиболее существенное в композиции любого произведения (и прически тоже). Любая деталь прически и ее форма в целом могут выглядеть красивыми если в ней отражены особенности волос. Прическа всегда должна оставаться прической. Нетрудно, применяя каркасы, используя большое количество лака и т.д., создать формы практически любого вида, но красивыми будут выглядеть только те, в которых найдут отражение естественные для волос состояния.
Долговременность повседневной прически является одним из важнейших показателей в ее оценке.
Для украшения прически можно использовать волосяные изделия, бижутерию, ленты, обручи, цветы, локоны из собственных волос клиентки или манекенщицы, характерное вычесывание отдельных прядей, их лакировку, различные цветные пудры и т.п.
Применение любых видов декора в каждом конкретном случае должно композиционно соответствовать исходным данным и отвечать назначению прически. Прежде чем применить отделку в композиции прически, необходимо определить ее характер, вид и технику выполнения. Украшения не должны противоречить структурно-фактурным качествам волос (исходным данным), а также форме прически. Часто применение декоративных украшений, особенно в нарядных прическах, вызывается не столько желанием еще более украсить композицию, сколько необходимостью скрыть изъяны прически, которые возникают вследствие нехватки волос. Такими недостатками прически могут оказаться лишние проборы, исходные точки разворотов прядей, пустые места в объемно-пространственной структуре прически, представляющие ся по тем или иным соображениям неэстетичными. Прикрывая недостатки различными украшениями, создают «композиционные мостки», помогающие обойти неприятности такого рода.
Приблизительно с той же целью используются (чаще всего в прическах из длинных волос) разнообразные декоративные заколки, гребни и т.д., которые, фиксируя детали причесок на определенных местах, придают модели дополнительную нарядность и большую образную выразительность.
Однако следует подчеркнуть, что отлично спроектированная модель, представляющая собой законченное композиционное целое, как правило, не нуждается ни в каких дополнительных украшениях, за исключением тех случаев, когда необходимо заострить идейную направленность композиции и когда украшения органически входят в композицию модели, придавая ей однозначный характер. Когда украшения своим содержанием помогают выразить назначение и художественный замысел прически, они становятся активными и выразительными элементами в композиции, и наоборот, украшения разрушают цельность композиции, если они своим содержанием не соответствуют общему назначению прически и ее исходным данным.
В прическе различают два вида форм: формы, которые составляют основу прически, ее объем( являются главными), и формы для внешнего обогащения этого объема – декоративные элементы ( локоны, волны, форма окантовки, челка).
Наличие композиционного центра. Существуют разные толкования понятия «центр (акцент) композиции», однако в большинстве случаев оно трактуется как место сосредоточения основных, важнейших связей между всеми элементами прически. Место размещения – любая зона головы. Как правило, это и смысловой центр модели.
Например, в прическе из длинных волос, собранных в небольшой узел на нижней части затылка, композиционным центром является именно этот узел. Его может быть и не видно в анфас, но смысловой акцент придает форме прически композиционную завершенность. Иными словами, композиционный центр может располагаться на любой части головы, но его местонахождение, объединение с другими компонентами в качестве главного акцента композиции должно способствовать наиболее четкому раскрытию замысла художника-модельера и образности модели.
Все компоненты, составляющие композиционный центр в решении композиции модели прически, разделяются на два вида: главные, к которым относится все то, что образует объемную форму (объемная форма с контурными очертаниями), и декоративно конструктивные (локоны, челки, украшения и т.д.). Каждый из компонентов может быть единственным в качестве главенствующего композиционного центра или объединен с другими компонентами.
Как правило, совокупность двух-трех компонентов в качестве основного акцента композиции способствует более полному раскрытию замысла и образности модели.
Важным свойством композиции прически является равновесие объемной формы, т.е. такое ее состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой. Композиционное равновесие зависит от распределения основных компонентов композиции относительно ее центра и связано с организацией пространства, с пропорциями, пластикой формы, цветотональными отношениями отдельных частей целого.
Таким образом, основными положениями второго закона композиции являются:
• выявление акцента композиции и подчинение ему других компонентов;
На практике это означает, что характерная особенность главных компонентов, образующих композиционный центр, предопределяет стиль, форму, размеры и взаиморасположение его второстепенных, т. е. декоративно-конструктивных компонентов.
Соразмерность частей и компонентов композиции между собой, с лицом и фигурой человека. Важным фактором в этом законе выступает масштабность, т. е. отношение величины формы прически к величине головы, частям и деталям лица, фигуре человека, соотношение частей формы между собой и отношение каждой части ко всей форме прически с учетом величины главной модной детали.
Масштабность имеет прямую связь с цветом и фактурой как всей прически, так и ее отдельных деталей. Так, прическа из светлых волос кажется несколько больше, чем точно такая же из темных волос; различные в цветотональном отношении детали прически в зависимости от других элементов могут в общей композиции казаться меньше или больше.
Понятие ритмаозначает закономерное чередование соизмеримых или чувственно ощутимых элементов. Эмоциональное содержание линий:
а — стремление вверх; б — движение вниз, падение; в – ощущение покоя; г – неустойчивость, текучесть; д – напряженность; е — вялость; ж – убывание; з – нарастание; и – равномерность; к – неравномерность
Понятие ритма и пространственное распределение объема формы в прическе:
а – равномерное, повторяющееся; б – равномерное, чередующееся; в – возрастающее к шее; г – возрастающее к лицу; д – комбинированное; е – чередующееся с элементами прически.
Понятие баланса связано с пропорциональным соотношением масс и объемов:
а, в – симметричный баланс; б, г – ассиметричный баланс
Композиция линий в балансе:
а – симметрия статичная; б — симметричная динамичная; в – асимметрия статичная; г – ассиметричная динамичная; д – асимметричная комбинированная
Источник статьи: http://studopedia.ru/26_51897_kompozitsiya-pricheski-sushchnost-i-osnovnie-zakoni.html