Пожалуйте бриться! Как Петр I ввел налог на бороду
Сегодня многие молодые люди носят усы или бороду. Кто-то — следуя моде, кто-то — считая такое украшение на лице частью своего имиджа. Современный мужчина вправе сам выбирать, быть ему усатым-бородатым или нет. В петровские времена это ему вряд ли бы удалось: тогда бородачам объявили самую настоящую войну.
Фото: Public Domain
Указ от 16 января 1705 года гласил: «. чтоб впредь с сего Его Великого Государя указа, бороды и усы брили». Исключение было сделано только для «попов и дьяконов». Новшества шли в разрез с указами отца Петра царя Алексея Михайловича, гласившими, чтобы «волосов у себя на голове не подстригали. ». Однако то, что еще вчера было запрещено, теперь становилось обязанностью.
Для тех, кто не желал расстаться с бородой, вводилась годовая плата от 30 до 100 рублей в зависимости от должности и положения. Заплатившему за ношение бороды полагался знак, который надлежало «носить на себе». Крестьяне при входе и выходе из города должны были платить одну копейку с бороды («без пошлин не пропускать»). Понятно, что государственная казна тем самым существенно пополнялась.
В последующие годы «цена на бороду» несколько упала: В соответствии с указом от 6 апреля 1722 года особая плата за нее составляла 50 рублей в год.
Однако бородачей стали дискриминировать по одежде. Им, а также раскольникам (старообрядцам) полагалось носить старое платье: «зипун (крестьянский кафтан из толстого сермяжного сукна. — М. Г.) с стоячим клееным козырем (воротником. — М. Г.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — М. Г.) и однорядку с лежачим ожерельем». Указом определялся красный цвет воротника, а вот платья красных цветов бородачам носить запрещалось.
Закон не дозволял даже принимать челобитные письма в суде от бородачей «не в том платье» (исключение составляли крестьяне «подлинные пашенные»). Даже если годовой налог за бороду был заплачен, но одет человек не по указу, с него полагалось брать его заново: «. кто увидит кого с бородою без такого платья, чтоб приводили к Комендантам или Воеводам и приказным, и там оной штраф на них правили, из чего половина в казну, а другая приводчику, да сверх того его платье».
Тех, у кого не было денег на уплату штрафа за ношение бороды, государство, по сенатскому указу от 28 июня того же года, отправляло в Рогервик (гавань, строившаяся каторжанами, ныне эстонский город Палдиски на берегу Финского залива). «А буде они бороды выбреют и впредь брить станут, и в том утвердят себя письменно, таковых. освобождать без штрафов».
Правительствующий Сенат делал некоторые послабления для бородачей из купечества и непашенного крестьянства, занимающегося торговлей или ремеслом. В указе от 14 июня 1723 года говорилось: «. если им платить нечем, брить и отпускать из-под караула на поруки и под росписки, . а которые. бороды брили, а потом, за каким ни есть случаем, недели 2, или 3 запустили, и в том покажут свидетельство, и впредь о бритье не отрекаются: таким велеть выбрив и освобождать без штрафов».
13 ноября 1724 года Петр I велел «раскольщикам и бородачам, кроме крестьян, давать знаки медные, чтоб нашивали на верхнем платье старинном, какое им велено носить». Надпись на знаке гласила: «Борода лишняя тягота, с бороды пошлина взята». Каждый год знак следовало переменять, «дабы знать было мочно, платил ли тот год он с бороды или нет».
Война с бородачами продолжилась и после смерти Петра. Екатерина I, например, издала особый указ, касавшийся отставных офицеров и рядовых. Она повелела им «носить немецкое платье и шпаги, и бороды брить; а ежели где в деревнях таких людей, которые брить умеют, при них не случится, то подстригать ножницами до плоти в каждую неделю по дважды, и каждому содержать себя в чистоте, так как в полках служили».
Ослушников из бывших урядников и рядовых государыня велела наказывать батогами, с офицеров брать штраф на госпиталь и присылать его в Военную коллегию. В указе оговаривались «законные причины» для тех, кто «бороду запустил»: болезнь или арест.
Во времена Анны Иоанновны иностранцы отмечали «длинные неопрятные бороды и волосы» русского духовенства. Англичанка Элизабет Джастис, несколько лет жившая в Петербурге, свидетельствовала, что священники «носят длинную бороду и оценивают друг друга в значительной степени по ее виду».
В елизаветинское правление петровские требования были подтверждены. Сенатский указ от 19 февраля 1743 года вновь напоминал о необходимости бриться и носить немецкое платье.
Воевали с бородой не только государевы люди. Известен такой случай: белгородские купцы Василий Ворожейкин и Андрей Курчанинов написали в Сенат, отмечая, что «многие разных чинов люди. упрямством своим ходят в неуказном платье и носят бороды. и поныне при портах и в других знатных городах. а иные таковым платьем и торгуют и определенными указами штрафов не слушают. ».
Бдительные купцы предлагали свои услуги в уличении нарушителей «и взысканием с них за ослушание в ношении бород и русского платья, по силе указа штрафов. ». Они брались прирастить в казну ее императорского величества в 1748 году более чем на 50 тысяч рублей. Правда, Сенат инициативу не поддержал, объяснив, что за «смотрение и взыскания» отвечают губернаторы и воеводы, а для сбора с раскольников и бородачей положенных денег учреждена Раскольническая контора.
После Елизаветы Петровны указов о бородах больше не издавали. С ними просто перестали бороться. В XIX веке, начиная с Николая I, все российские государи были либо с усами, либо с бородой и усами, как Александр III и Николай II. От поданных цари уже не требовали брадобрития.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (6634) от 28.02.2020 под заголовком «Пожалуйте бриться!».
Источник статьи: http://spbvedomosti.ru/news/nasledie/pozhaluyte-britsya-kak-petr-i-vvel-nalog-na-borodu/
Кому петр 1 разрешил носить бороду
Петр I / «Бороды брить, табак курить»
5 сентября 1698 года, царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола. Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения. Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?
В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным. Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным. Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.
Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой. На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением. Приобщение дворянства к «светской» европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.
— В тот самый день, когда вельможи локтями расталкивали друг друга, чтобы пробраться поближе к царю, искренность их чувств подверглась необычному испытанию. Обойдя всех и обняв каждого, Петр вдруг вытащил длинную и острую бритву и принялся собственноручно брить им бороды. Начал он со славного полководца Шеина, слишком потрясенного, чтобы сопротивляться. Следующим стал Ромодановский, чья фанатичная преданность Петру превозмогла даже эту насмешку над гордостью старого московита. Потом дошла очередь и до остальных, и скоро все присутствующие бояре оказались безбородыми и никто из них не мог со смехом показывать пальцем на других. Пощадили только троих: патриарха, который в ужасе смотрел на происходящее, из уважения к его сану; князя Михаила Черкасского из-за преклонного возраста; Тихона Стрешнева в знак почтения к его роли опекуна юного Петра при покойной царице-матери.
— Зрелище было в своем роде замечательное: одно мановение царской руки — и все ведущие политики, военные, знать России полностью преобразились. Вдруг исчезли знакомые, привычные лица и взамен появились новые. Подбородки, щеки, рты, губы, которые много лет были скрыты от глаз, теперь открылись, совершенно изменив облик своих обладателей. В общем, все это было скорее смешно, однако комичность ситуации омрачалась беспокойством и страхом. Для большинства православных русских борода служила неотъемлемым атрибутом их приверженности вере, их самоуважения. Это дарованное Богом украшение носили пророки, апостолы, сам Иисус. Иван Грозный выразил типичное ощущение москвичей, провозгласив: «Бритье бороды есть грех, которого не смыть кровью всех мучеников. Оно губит образ от Бога мужу дарованный». Безбородым священники обычно отказывали в благословении. Считалось, что таким срамникам нет места в лоне христианской церкви. И все же, когда в середине XVII века в Москве стало появляться все больше безбородых иностранных купцов, военных и инженеров, царь Алексей смягчил это правило и объявил, что если русские пожелают, то могут бриться безбоязненно. Немногие воспользовались его разрешением, но и тех, кто решился, хватило, чтобы вдохновить патриарха Адриана на новое осуждение: «О пребеззаконники! Ужели вы считаете красотою брить бороды и оставлять одни усы? Но так сотворены Богом не человеки, а коты и псы! Брадобрйтие не только есть безобразие и бесчестие, но и грех смертный» . Вот что проносилось в головах обритых бояр, хотя они и подчинились приказу царя. Петр, никогда не носивший бороды, считал эту деталь внешности ненужной, неприличной и смехотворной. Над русскими бородачами потешались и насмехались на Западе. Словом, борода воплощала в себе все то, что Петр вознамерился изменить, и он, по своему обыкновению, ринулся в бой, самолично орудуя бритвой. С этого дня, когда бы Петр ни появился на официальном приеме или на пиру, тот, кто приезжал туда с бородой, уезжал без нее. Не прошло и недели с его возвращения, как он посетил праздник в доме Шеина и поручил своему придворному шуту Якову Тургеневу обойти всю комнату и поработать цирюльником. Процедура была довольно болезненная: трудно обойтись без порезов, пытаясь справиться с длинными, густыми бородами при помощи сухого лезвия. Но возражать никто не осмеливался. Царь был здесь же, готовый съездить по физиономии каждому, кто вздумает протестовать.
Брадобрйтие началось с тесного кружка приближенных Петра — с намерения посмеяться над стародавним русским обычаем и показать, что тот, кто рассчитывает на царскую милость, должен впредь появляться в его присутствии бритым, но скоро запрет носить бороды стал вполне серьезным и всеобщим. Указом Петра всем подданным, кроме духовенства и крестьян, было велено сбрить бороды. Чтобы добиться послушного выполнения приказа, чиновникам дали право резать бороды у всех встречных и поперечных, невзирая на чины. Перепуганные и охваченные отчаянием люди подкупали одного чиновника, чтобы их оставили в покое, но тут же попадали в лапы к следующему чиновнику. Очень скоро ношение бороды сделалось слишком дорогим удовольствием. В конце концов самым отъявленным упрямцам позволили оставить бороду — при условии уплаты ежегодного налога. Уплативший получал маленький медный медальон с изображением бороды и словами «деньги взяты», который носили на цепочке на шее для доказательства, что хозяин бороды имеет на нее законное право. Налог не был для всех одинаковым: крестьяне платили две копейки в год, а с богатых купцов брали до ста рублей. Многие и рады были бы платить налог ради сохранения бороды, но те, кто имел дело с царем, не рисковали прогневить его растительностью на подбородке. Если царю попадался на глаза бородач, то иногда он «в веселом расположении духа с корнем выдирал их бороды или сбривал так грубо, что срезал и часть кожи вместе с волосами».
— Царь веселился, а большинство русских считало насильственное бритье унизительным посягательством на их достоинство. Некоторые отдали бы что угодно, только бы не потерять бороду, которую носили всю жизнь И без которой не мыслили лечь в могилу и явиться в лучший мир. Сопротивляться царевой воле они не могли — слишком неравные силы. Но они трогательно пытались искупить грех, который привыкли считать смертным. Джои Перри, английский инженер, нанятый Петром на службу во время поездки в Лондон, так описывал пожилого русского плотника, с которым встретился на воронежских верфях: «Примерно в это время царь прибыл в Воронеж, где я служил, и множество моих рабочих, всю жизнь проходивших с бородами, теперь оказались принуждены с ними расстаться; одним из тех, кто только что вышел из рук цирюльника, был старый русский плотник. большой мастер работать топором, к которому я всегда питал дружеское расположение. Я немного пошутил с ним. сказав, что он помолодел, и спросил, что он сделал со своей бородой. Он сунул руку за пазуху, вытащил и показал мне бороду; затем сказал, что когда придет домой, то спрячет ее, и потом ее положат к нему в гроб и похоронят вместе с ним, чтобы он мог дать за нее отчет Святому Николаю, когда явится в мир иной, и что его собратья приняли такие же меры»*.
* В послепетровское время бороды очень медленно возвращались в верхние слои русского общества. Весь XVIII и первую половину XIX века должностные лица, офицеры и солдаты в армии должны были бриться. В 1860-1870-х годах, при Александре II, это правило смягчили и многие русские правительственные чиновники и военные, за исключением служивших в императорской гвардии, снова стали носить бороды. Все цари, правившие после Петра, были гладко выбриты, кроме двух последних, Александра III и Николая II, которые носили бороды, демонстрируя свои славянофильские пристрастия.
Из путешествия Петр вернулся в бодром, приподнятом настроении. Он рад был снова очутиться в дружеском кругу и так рвался начать преобразования, что не знал, с чего раньше начать. Он метался с места на место. На второй день в Москве царь устроил войсковой смотр и остался страшно недоволен Как писал австрийский дипломат Иоганн Корб:
. (Он) убедился, что многого не достает этим-толпам, чтоб можно было их назвать воинами. Он лично показывал им, как нужно делать движения и обороты наклонением своего тела, какую нестройные толпы должны были иметь выправку; наконец, соскучившись видом этого скопища необученных, отправился, в сопровождении бояр, на пирушку, которую, по желанию его, устроил Лефорт. Пированье длилось до позднего вечера, сопровождаясь веселыми кличами при заздравных чашах и пальбою из орудий. Пользуясь тишиною ночи, Государь, с немногими из близких к себе, отправился в Кремль повидаться с царевичем, сыном своим. Дав волю своему родительскому чувству и осыпая сына ласками, три раза поцеловал его; затем, избегая встречи с женою, которая давно ему опротивела, он возвратился в свой Преображенский кирпичный .
КАК ОБСТОЯЛИ ДЕЛА С БОРОДОЙ ДО ПЕТРА I
Обычай носить бороды не имел у нас религиозного культа до X века. Бороду носили и чтили без участия церковного авторитета. Но с Х века Русь принимает Крещение. По примеру византийского духовенства, на Руси принимают апологию бороды, указывая на древних библейских пророков и Христа с апостолами. Т.е. получилось так, что Православная Церковь ещё более утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, вследствие чего борода делается символом одновременно и русской веры и русской национальности.Как настоящая святыня, борода охранялась государством. Так, Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба бороде. Древнерусские князья, желая оскорбить посла, приказывали брить ему бороду. Еще Иван Грозный говаривал, что бритье бороды есть грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Раньше священники на Руси отказывали в благословении безбородому. А патриарх Адриан сказал так: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Причиной случаев бритья бороды часто был содомский грех или просто блудная страсть, поэтому бриться было прямо запрещено. Порицание бритья бороды и усов вызывалось, помимо приверженности к старине, еще и тем, что бритье бород и усов ассоциировалось с пороком мужеложства, стремлением придать своему лицу женский облик. В эпоху Смутного времени и в XVII веке бритьё бороды считалось западным обычаем и ассоциировалось с окатоличиванием. Например, Лжедмитрий I брился. Отсутствие у него бороды рассматривалось как измена православной вере и доказательство самозванства. Когда же во времена царя Фёдора Алексеевича среди русских бояр усилилась склонность к бритью, патриарх в ответ на это заявил: «Брадобритие есть не только безобразие и бесчестие, но грех смертный». Кстати, в средние века закрепилось поверье, что если встретишь безбородого мужчину, то он плут и обманщик.
Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.
Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.
Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».
Генрих VIII ввёл налог на бороду в 1535. Этот налог зависел от социального статуса носителя бороды. Дочь короля Елизавета I тоже вводила аналогичный налог, которым облагалась любая борода, растущая больше двух недель
Основателем моды на ношение бороды среди дворянства и духовенства Франции стал король Франциск I (1515—1547). Правительство обложило священнослужителей налогом: духовенство победнее предпочитало бриться. Возникли споры сторонников и противников права на бесплатное ношения бороды и вообще на её ношение, что повлекло вмешательство высших католических иерархов с попытками запретить бороду. Запрет на ношение бороды и длинных волос истекал из предписания лат. Clericus nec comam nutriat nec barbam, и осуждение бороды звучало ещё в 1119 году на Тулузском соборе, однако правило можно было трактовать в пользу короткой бороды. Полный запрет на бороду попытался ввести в 1576 году кардинал Карло Борромео, издавший пасторское послание (англ.)русск. «De barba radenda»
Источник статьи: http://vk.com/wall-27569095_784040