Королева светлана ивановна прически
Федеральным государственным учреждением
«Федеральный институт развития образования»
в качестве учебного пособия для использования
в учебном процессе образовательных учреждений,
реализующих программы Федерального
государственного образовательного стандарта
начального профессионального образования
по профессии 100116.01 «Парикмахер»
Регистрационный номер рецензии 109 от 12 августа 2010 г. ФГУ «ФИРО»
УДК 687.53(075.32) ББК 38.937я722 К682 Ре ц е н з е н т — преподаватель специальных дисциплин ГОУ СПО «Колледж легкой промышленности № 5» г. Москвы Т. М. Герега Королёва С. И.
Основы моделирования прически : учеб. пособие для К нач. проф. образования / С. И. Королёва. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 192 с., [8] с. цв. ил.
ISBN 978-5-7695-6287- Учебное пособие является частью учебно-методического комплекта по профессии «Парикмахер».
Рассмотрены история развития причесок с античных времен до наших дней, стиль и мода в искусстве прически, классификация причесок, а также основы композиции прически. Освещены законы пропорционального соотношения фигуры и прически, особенности моделирования причесок разными способами. Приведены технологические схемы выполнения причесок разными методами.
Учебное пособие может быть использовано при освоении профессионального модуля ПМ.04 «Оформление причесок» (МДК.04.01) по профессии 100116.01 «Парикмахер».
Для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования.
УДК 687.53(075.32) ББК 38.937я Учебное издание Королёва Светлана Ивановна Основы моделирования прически Учебное пособие Редактор Н.В.Шувалова. Технический редактор О. Н. Крайнова Компьютерная верстка: С.Ф.Фёдорова Корректоры Н. В. Савельева, Т. Н. Чеснокова Изд. № 101112616. Подписано в печать 15.12.2011. Формат 60 90/16. Гарнитура «Балтика».
Бумага офс. № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 12,5 в т.ч. 0,5 цв. вкл. Тираж 2 000 экз.
Заказ № ООО «Издательский центр «Академия». www.academia-moscow.ru 125252, Москва, ул. Зорге, д. 15, корп. 1, пом. 26 б.
Адрес для корреспонденции: 129085, Москва, пр-т Мира, 101В, стр. 1, а/я 48.
Тел./факс: (495) 648-0507, 616-0029.
Санитарно-эпидемиологическое заключение № РОСС RU. AE51. H 14963 от 21.12.2010.
Отпечатано в Идел-Пресс.
Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается © Королёва С. И., © Образовательно-издательский центр «Академия», ISBN 978-5-7695-6287-7 © Оформление. Издательский центр «Академия», Уважаемый читатель!
Данное учебное пособие является частью учебно-методического комплекта по профессии «Парикмахер».
Учебно-методический комплект — это основная и дополнительная литература, позволяющая освоить профессию, получить профильные базовые знания. Комплект состоит из модулей, сформированных в соответствии с учебным планом, каждый из которых включает в себя учебник или учебное пособие и дополняющие его учебные издания — рабочие тетради, плакаты, справочники и многое другое. Модуль полностью обеспечивает изучение каждой дисциплины, входящей в учебную программу. Все учебно-методические комплекты разработаны на основе единого подхода к структуре изложения учебного материала.
Для существенного повышения качества обучения и приближения к практической деятельности в комплект входят учебные материалы для самостоятельной работы, практикумы, пособие по производственному обучению. Важно отметить, что разработанные модули дисциплин, входящие в учебно-методический комплект, имеют самостоятельную ценность и могут быть использованы при выстраивании учебно-методического обеспечения образовательных программ обучения по смежным профессиям.
При разработке учебно-методического комплекта учитывались требования Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования.
Введение Профессия парикмахера является одной из почетных и древнейших профессий. Моделирование причесок предшествовало многим видам искусства. По сути дела моделирование причесок родилось в момент, когда человек впервые задумался над тем, как украсить свою внешность. Несомненно, искусство моделирования будет жить до тех пор, пока существует стремление людей к красоте и гармонии.
Термин «моделирование» происходит от французского слова model, что означает образец. Моделирование прически представляет собой творческий процесс создания формы прически на естественных волосах или на парике с помощью стрижки, укладки, завивки и окраски.
Моделирование причесок — особый вид искусства. Создание причесок и стрижек носит творческий характер и потому близко ко многим видам художественной деятельности. Работа над новой прической по сути своей, вероятно, ближе всего к искусству скульптора, отличаясь лишь используемыми инструментами и средствами. Прическа — та же скульптура, способствующая оформлению образа человека, его внешнего вида. Каждый раз при моделировании прически мастер ставит перед собой совершенно конкретные задачи. И каждый раз он при этом черпает вдохновение в какомлибо образе, эпохе, стиле и т. п. В них он ищет композиционные закономерности, которые отвечали бы целям и задачам конкретной создаваемой модели. Выполняя прическу или стрижку, мастер учитывает порядок композиционных построений, отражающий основной закон — закон гармонизации формы.
Таким образом, композиция является результатом и средством творческого мышления в создании различных форм причесок и стрижек, лежит в основе творческого процесса моделирования.
Понятие «моделирование» означает не только процесс создания моделей, но и разработку на их основе разных вариантов с использованием каких-либо характерных деталей, а также процесс построения модели по рисунку и фотографии, которые являются изображением части прически.
Моделирование прически решает следующие задачи:
удовлетворение спроса потребителей на различные формы причесок (в соответствии с родом занятий, профессией, возрастом, полом, вкусом и т. п.);
развитие эстетического вкуса потребителей с помощью рекламы художественно оформленных моделей причесок; создание демократичной моды; пропаганда передовых идей и внедрение современных технологий;
содействие развитию моды в области прически.
Для успеха в работе парикмахеру-модельеру важно понять суть новых модных веяний, идею модного направления. Это дает ему возможность свободно разрабатывать новые виды причесок, являющиеся основой для создания художественных образов, отвечающих новым эстетическим идеалам времени. Парикмахер-модельер тем самым обретает возможность воплощать общие идеи современной моды в конкретных образах. Интуиция, чувство цвета и формы, понимание законов композиции, адаптация современных причесок и стрижек к внешним данным конкретного человека, создание определенного стиля — все это позволяет разработать модное направление.
При индивидуальном моделировании происходит интерпретация моды. В обществе модель прически может претерпеть различные изменения.
Во-первых, модель, как правило, немного упрощается, поскольку бытовые условия выдвигают свои требования к прическе, например практичность, естественность. Во-вторых, изменения моды на цвета и детали могут привести к акцентированию или ослаблению той или иной детали прически, что может вызвать определенный отход от изначального модного канона. Можно сказать, что на изменение модели (эталона) влияют многие факторы, в результате чего появляются новые оригинальные идеи и модификации (в быту), которые запоминаются мастером и вдохновляют его на создание новых моделей.
Таким образом, в основе работы парикмахера-модельера лежит способность видеть в повседневной жизни и отфильтровывать массу мелких изменений, производя своеобразный отбор популярного, нового, умение получать в итоге новый замысел, отвечающий современным требованиям. В результате этого с учетом особенностей волос как материала разрабатывается необходимая технология. Так рождается новая модель. Этот путь постепенного видоизменения моделей называется эволюционным, и он характерен для работы над прической в пределах одного модного цикла.
Когда же цикл заканчивается, возникает новая мода, полностью отвергающая предыдущую (такой качественный скачок называется революционным), и в этом случае модельер должен особенно остро чувствовать соответствующие изменения.
Важная роль в рекламе модных причесок отводится мастерам самой высокой профессиональной пробы, авторам новых причесок, учитывающих индивидуальные качества и запросы клиентов.
Практическая работа парикмахера сегодня очень далека от привычных стереотипов. В ней гораздо больше эстетического начала: это не только удовлетворение гигиенических потребностей, но и творческое служение идеалам красоты. Работа парикмахера способна быть особым видом прикладного искусства, пропагандировать передовые идеи своего времени.
Парикмахер — не просто исполнитель, а художник, своим творчеством создающий законы и нормы красоты на уровне повседневной жизни человека.
Создавая прическу, парикмахер-модельер непосредственно работает над формированием внешнего облика человека.
С помощью прически можно зрительно увеличить или уменьшить рост клиента, изменить пропорции лица и головы, т. е. скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства.
В индивидуальном моделировании каждая используемая модель прически служит для выражения каких-то характерных черт лица, присущих социально-психологическому образу, престижному в обществе. Однако образ клиента (клиентки) не всегда имеет яркую, явную черту характера. Как правило, у человека их несколько, но менее выраженных (например, деловитость, скромность, мечтательность, романтичность и т. д.). Если, работая с клиентом, мастер создает прическу, совпадающую с видимым лицевым характером, то это начинает доминировать, и возникает эффект некоторого перевоплощения.
Если в исходном образе присутствует другая (некая) черта характера, то следует более сдержанно отработать отдельные компоненты формы прически, иначе клиент может стесняться своей излишне броской прически.
Внешность отражает внутреннее состояние человека, и наоборот. Когда мы решаем изменить свою жизнь, то начинаем с обновления гардероба, в парикмахерской радикально меняем цвет волос и прическу. Если кто-то испытывает душевные переживания, противоречия, то его внешний облик несет отпечаток диссонанса и неуверенности. Когда человек пребывает в согласии с собой и миром, тогда составляющие его образа гармонично дополняют друг друга, проявляя истинное лицо человека.
Для многих людей найти свой стиль прически означает найти себя. Как видим, в жизни людей роль хорошего парикмахера — далеко не последняя.
Гармоничная модель прически формируется на основе знания законов моделирования, законов построения образа, вкуса, профессионализма мастера.
Мода всегда вносит новизну, иногда полную противоречий по отношению к предыдущему ее периоду.
Мастер-модельер должен понять суть новой моды и возможность ее применения в единстве с внешним видом (костюмом, платьем) для создания прически, отвечающей эстетическим идеалам времени в преломлении к конкретному человеку.
Профессиональная деятельность мастера немыслима без формирования эстетического вкуса, художественного мышления, умения грамотно решать композиционные задачи в художественном моделировании причесок и стрижек.
Обучение профессии невозможно без знания основ моделирования прически. Эта дисциплина является определяющей в подготовке парикмахера и способствует формированию комплекса профессиональных знаний и умений в данной области.
ИСТОРИЯ ПРИЧЕСКИ
1.1. ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧЕСКИ. ПРИЧЕСКИ ДРЕВНЕГО МИРА (IV — I тысячелетия до н. э.) История развития парикмахерского мастерства берет свое начало с древних времен. Уход за волосами как парикмахерское искусство сформировалось в результате растущей потребности человека украшать свою внешность.
Понятие красоты в разных обществах и на разных этапах истории постоянно изменялось.
Прическа появилась в первобытном обществе значительно раньше, чем одежда, и изменялась с эволюцией человеческого общества. Археологические находки утверждают, что уже в V — VI вв.
до н. э. уходу за волосами уделялось большое внимание. Прически часто изменялись в зависимости от климатических условий, исторических событий, религиозных убеждений, эстетических взглядов и культурного наследия народов.
Прическа является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальная ценность, созданная человеческим трудом и удовлетворяющая определенные потребности, с другой — это произведение искусства, эстетически преобразующее облик человека.
Прическа — это форма, придаваемая волосам расчесыванием, завивкой, стрижкой, укладкой и другими технологическими способами. Прическа может быть из естественных или искусственных волос. Часто ее компонентами становятся головные уборы, постижерские изделия (парики, шиньоны, косы и др.), украшения, ленты, перья. Вид и форма прически зависят от объективных и субъективных причин. Прическа, как и костюм, является произведением искусства. Она всегда отражала определенный этап развития культуры. При смене художественных стилей, направлений в искусстве изменялись вид и форма причесок, при этом прослеживалось влияние современных методов, происходило совершенствование парикмахерского искусства, появлялись новые инструменты и приспособления, средства ухода за волосами. Прическа была своеобразным паспортом человека.
О прическах прошлых столетий мы можем судить по многим произведениям искусства: живописным полотнам, скульптуре, мозаике, фрескам, декоративным росписям, предметам прикладного искусства, а также по описаниям в произведениях художественной литературы, драматургии, поэзии.
Первые прически первобытных людей были необычайно простыми и условными. Длинные волосы носили распущенными или стягивали в хвост либо собирали в пучок. Волосам приписывалась магическая сила. Принято было выщипывать волосы на лице и теле, но при этом волосы на голове не стригли. Развевающиеся волосы защищали от солнца и холода, выполняли роль оберега — им приписывали магическую силу. Воины некоторых племен выстригали волосы на висках, оставляя «гребень» ото лба до затылка. Иногда на бритой голове оставляли отдельные пряди — своеобразный вызов врагу. Прическа напрямую была связана с традицией скальпирования у аборигенов Америки: снимая скальп, победитель отнимал у врага его жизненную силу, заключенную в волосах.
Прически африканского населения зависели от образа жизни племени и были разнообразны и оригинальны. Мужчины часто уделяли значительно больше времени процессу причесывания, чем женщины, хотя и те, и другие иногда полностью сбривали волосы. Форма причесок изменялась в зависимости от личных качеств, пола, положения в обществе. Так, детям волосы сбривали, оставляя на темени только небольшие забавные хохолки. Девушки и юноши заплетали волосы в мелкие косички в палец толщиной, укладывали их плотно друг к другу, рядами. Волосы окрашивали растительными красителями. Готовую прическу украшали перьями, плодами и ракушками. Многие украшения являлись символом благополучия, мира.
Понятие красоты в разных слоях общества было различным и с течением времени неоднократно менялось.
С развитием классового общества, особенно в период укрепления абсолютизма, прическа стала символом сословной принадлежности. Прическа отражала не только расовые и национальные черты, но и индивидуальный вкус человека. Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского искусства что-то новое.
Прически людей античного мира до сих пор поражают нас гармонией и высоким художественным исполнением. Многие детали этих причесок с успехом используются и в настоящее время. Так, в Древней Греции и Древнем Риме все свободные граждане носили изящные прически из красиво завитых и плотно уложенных по всей голове локонов, которые гармонично сочетались со всем внешним обликом.
В Средние века в Западной Европе могущественные церковные правители поиски в области новых форм костюма и причесок считали грехом. Облегающие, подчеркивающие красоту тела наряды, распущенные волосы они называли «соблазном сатаны». Женщины вынуждены были прятать волосы под головными уборами, которыми в это время заменялись прически.
Тем не менее именно в эпоху Средневековья, во время инквизиции и религиозных войн, в городах возникли первые ремесленные цехи профессиональных парикмахеров. Цирюльники и брадобреи стремились получить привилегии и занять высокое положение в обществе.
Эпоха Возрождения, пришедшая на смену Средневековью, вызвала глубокий интерес к человеческой личности. Это время расцвета наук, искусств, ремесел. Продолжает совершенствоваться и парикмахерское искусство. Оно проявляется в изысканных, замысловатых, перегруженных украшениями прическах знатных флорентиек и венецианок, француженок и итальянок. Идеалом красоты становятся высокие, стройные женщины с тонкими чертами лица, длинными шеями, с волосами цвета меда.
Наивысшего расцвета парикмахерское искусство достигло в ХVII — ХVIII вв. во Франции. Ему были свойственны грандиозность и пышность. В моду входят огромные помпезные парики из натуральных и искусственных волос. Все, что приходило в голову, можно было воссоздать в прическе средствами парикмахерской техники с использованием различных украшений.
Модные прически во все времена пользовались вниманием окружающих, выражали вкус ее обладателя. Вот почему изучение парикмахерского искусства кроме познавательного значения представляет и большой практический интерес, является источником вдохновения, кладезем знаний и новых идей в моделировании современных причесок.
Кратко остановимся на стилях причесок разных времен и народов.
Прически Месопотамии. В Месопотамии, где считается когда-то находился земной рай, собирались племена и складывались государства, враждовавшие друг с другом до полного уничтожения.
Археологические раскопки последних двух столетий открыли культуру этих древних народов. В рельефных изображениях мелькают образы мужчин и женщин. Процессу причесывания мужчины уделяли значительно больше времени, чем женщины. Уход за волосами, бородой и усами входил в число мужских добродетелей.
Даже простолюдины и солдаты подкрашивали, расчесывали и завивали волосы самым причудливым, но строго геометрическим образом. Волнообразные локоны перемежались с крупными колечками, трубочками и косичками. Существует предположение, что некоторые крупные, сложно сконструированные бороды царей были искусственными и хранились в специальных футлярах.
Царь с набеленным лицом, длинными подведенными, как у хищной кошки, глазами, насурьмленными бровями, усами и почти архитектурной формы бородой, с тяжелой гривой волос, которую венчала белая пирамидальная тиара, украшенная кованым золотом, походил своим обликом на грозное божество. Несокрушимая мощь тела и непроницаемая холодность лица, преувеличенная мускулатура обнаженных рук и ног, длинные пышные волосы подразумевали огромную физическую силу (рис. 1.1, а).
Прически женщин (рис. 1.1., б) отличались большей простотой, обилием вьющихся или завитых волос, украшенных золотыми спиралевидными колечками, венцами, золотыми листьями, цветами с лазуритовыми и агатовыми сердцевинками, которые при движении, соприкасаясь друг с другом, мелодично позвякивали. Густые волосы разделялись прямым пробором, завивались четкими горизонтальными волнами и вертикальными локонами, концы Рис. 1.1. Прически Месопотамии:
а — мужская прическа (прическа воина); б — женская прическа подвертывались вовнутрь в виде валика. Иногда женщины носили парики разного цвета, возможно, заимствовав их у египтянок.
Прически Древнего Египта. Древнеегипетская цивилизация — одна из древнейших в мире. Древний Египет был самым могущественным из всех рабовладельческих государств, представлявших собой деспотическую монархию во главе с фараоном, чья личность обожествлялась. Население было разделено на касты, и все стороны жизни от наследуемого вида деятельности до ношения костюма и прически строго регламентировались. В искусстве, в эстетических представлениях людей особую роль играла религия. Рельефы, фрески, скульптура Древнего Египта позволяют нам судить об эстетическом идеале красоты человека. Только в знак траура египтяне отпускали волосы и бороду, во всех остальных случаях это считалось признаком неряшливости и бескультурья. Бритую голову жители Египта прикрывали париком из заплетенных рядами косичек и уложенных локонов волос.
Форма, размеры и материал париков указывали на социальное положение владельца (рис. 1.2). Парики были не только сословной принадлежностью, но и выполняли роль головных уборов, защищая от палящих солнечных лучей. Часто во избежание солнечного удара знатные вельможи надевали несколько париков один на другой, создавая тем самым воздушную прослойку. В торжественных случаях использовали длинные парики, завитые крупными Рис. 1.2. Прически Древнего Египта:
а — прическа фараона; б — прическа царицы параллельными локонами. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.
Все мужское население брило бороды, удаляя волосы с подбородка специальным серповидным прибором из камня или бронзы. Во время богослужений, торжественных церемоний, пиршеств отличительным знаком фараона кроме скипетра и короны была искусственная борода — знак владения землей. Бороду прикрепляли шнурком к чисто выбритому подбородку. Бороды делались так же, как и парики, из срезанных волос и могли быть различной формы:
вытянутыми в виде заплетенной косички, завитыми параллельными рядами, в форме кубика, лопаточки. Бороду украшали золоченой змейкой — уреем, которая считалась символом власти. Жрецы, служители культа, обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос. Многочисленные рабы в целях гигиены полностью сбривали волосы или делали короткие стрижки. Прически правителей и придворных отличались пышностью и большой замысловатостью (особенно у цариц и знатных дам), прически простолюдинов — скромностью и сдержанностью, но при этом была заметна общность линий и силуэтов: прически имели геометрическую форму трапеции или шара.
С развитием египетского общества прически удлинились, появился «трехчастный» парик, три бриды которого спускались на грудь и спину, а также громадный парик из крупных завитых волн, имеющий «каплевидную» форму. Волосы в такой прическе разделялись пробором, волны с двух сторон перехватывались плоским металлическим обручем, концы волос, спадавшие на грудь, завивались в крупные улиткообразные локоны. Парики окрашивали в голубой, оранжевый и желтый цвета. Прически делали и из собственных волос, свободно распуская и украшая их кистями. Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя одну или несколько прядей на левом виске, которые завивались в локон или заплетались в плоскую косу. Применялись накладные косы. Прически украшались полосками кожи, шелковыми и золотыми нитями.
В торжественных случаях надевали головные уборы из драгоценных металлов. Древнейшим из них был «пшент»-корона, по форме этот убор напоминал бутылку, вставленную в кольцо. Другими головными уборами были атеф, тростниковая корона и платок «клафт», плотно облегавший голову. Головные уборы украшались изображениями птиц, животных, иероглифами, носившими декоративный характер.
«ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.М. ГОРЬКОГО ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ КУРСОВАЯ РАБОТА Методические рекомендации для студентов I – III (IV) курсов направлений подготовки (специальностей) Международные отношения, Регионоведение, Востоковедение, африканистика Екатеринбург Издательство Уральского университета 2009 1 Утверждено Ученым советом факультета международных отношений 27 ноября 2008 г. Авторы и разработчики. »
«Министерство образования Российской Федерации Методические указания предназначены для облегчения Восточно-Сибирский государственный изучения студентами специальности Регионоведение технологический университет дисциплины История изучаемого региона (Китая). Цель Кафедра общей экономической теории и данного курса – сформировать у студентов целостное регионоведения представление об истории народов Китая и прилегающего региона в контексте всемирно-исторического процесса. Для достижения этой главной. »
«МИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра истории и теории права О.И.Лейко Методические указания к УПРАВЛЯЕМОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ студентов заочной формы получения высшего образования по изучению тем по дисциплине “ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА” в 1 семестре Минск 2014 2 УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студентов по изучению тем по дисциплине “ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА” Цель управляемой самостоятельной работы – самостоятельное овладение студентами знаниями по определённым темам дисциплины “Общая теория. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Механико-математический факультет Кафедра теоретической кибернетики Н. Н. Токарева Симметричная криптография. Краткий курс Учебное пособие Новосибирск 2012 УДК 519.7 ББК 22.1 Т 510 ISBN 978-5-4437-0067-0 Токарева Н. Н. Симметричная криптография. Краткий курс: учебное пособие / Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2012. 234 с. Учебное пособие представляет собой введение в современные методы симметричной криптографии и. »
«Издания, отобранные экспертами для ЦНБ и всех институтов УрО РАН (кроме Коми НЦ) (декабрь 2012) Дата Институт Оценка Издательство Издание Эксперт ISBN Егоренков, Л. И. Охрана окружающей среды : учебное пособие : [по специальности Геоэкология] / Л. И. Егоренков. — ISBN Приобрести Бакалавриат. — Москва : Форум : ИНФРА-М, 978-5- Иванова для ЦНБ 17/12/2012 01 Ботанический сад Форум ИНФРА-М 2013( Можайск (Моск. обл.)). — 247 с. : ил. ; Наталья 16УрО РАН 22 см. — (Высшее образование). — УДК 006186-. »
«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ Калининград 1996 Методические указания к выполнению курсовых работ и рефератов по истории педагогики / Калинингр. ун-т; Сост. Е. Войтехович. — Калининград, 1996. — 27 с. Предлагаемые методические указания включают общие методические требования к выполнению рефератов и курсовых работ, оригинальную их тематику, краткие методические рекомендации по отдельным темам. »
«ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ М.Г. АНОХИН СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ Учебное пособие Москва 2008 Инновационная образовательная программа 1 Инновационная образовательная программа Российского университета дружбы народов Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать государственные интересы РФ через систему экспорта. »
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК РЕДАКТИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ КСР для студентов исторического факультета специальности Документоведение и делопроизводство Минск 2003 А в т о р — с о с т а в и т е л ь : Е. А. Тихомирова, канд. филол. наук, доц. Рекомендовано Научно-методическим советом филологического факультета 19 февраля 2003 г., протокол № 6. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 1. Какие задачи решает редактор. »
«Методические указания по работе с детским хоровым коллективом в хоровом классе детской музыкальной школы. Преподаватель высшей квалификационной категории Васильева Елена Вениаминовна I. Организация хоровых занятий. Занятия по хоровому пению проходят 2 раза в неделю, продолжительностью 1.5 академических часа (60 минут). Для подготовки хора к концертному выступлению предусматривается проведение сводных репетиций. Каждый урок следует проводить целенаправленно, при максимальном внимании и. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Г.Я. Тригуб А.А. Илларионов ИСТОРИЯ Учебная программа курса для студентов всех направлений подготовки Владивосток 2011 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1 Цели и задачи дисциплины Целями освоения учебной дисциплины являются: формирование комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, её месте в мировой. »
«Областное государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Томский индустриальный техникум Согласованно: Утверждаю: Председатель ЦК Зам. директора по УМР Е.А. Терентьева _ 2011г. 2011г. Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников ОГОУ СПО ТомИнТех по дисциплине: История Заочное отделение Разработчик: Сергеев Андрей Владимирович Томск – 2011г. 1 ОДОБРЕНА Составлена в соответствии Цикловой комиссией с Государственными требованиями к. »
«Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ПСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.М. КИРОВА Исторический факультет Кафедра всеобщей истории УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.01 ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ООП: 050401 – ИСТОРИЯ ФАКУЛЬТЕТ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ДНЕВНАЯ КУРС: 1 СЕМЕСТР: 1, 2 Псков 2007 Структура учебно-методического комплекса по дисциплине история древнего мира Раздел I. Рабочая программа. »
«Министерство образования Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Кафедра теории и истории государства и права Конституционное (государственное) право Российской Федерации Методические указания Ярославль 2002 ББК Х620я73 Щ61 Составитель Н.В. Щербакова Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Метод. указания / Сост. Н.В. Щербакова; Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2002. 44 с. Методические указания посвящены проблемам конституционного. »
«ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА по дисциплине ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ Основная литература: 1. История политических и правовых учений: учебник для вузов / Е.А.Воротилин, О.Э.Лейст, И.Ф.Мачин и др.; отв. ред. О.Э.Лейст.- М.: Зерцало-М, 2004.- 565 с. 2. История политических и правовых учений: учебн. для вузов по спец. и направл. Юриспруденция / В.Г.Графский, Н.М.Золотухина, Л.С.Мамут, Л.Р.Сюкияйнен; под общ. ред. В.С.Нерсесянца.- М.: Норма, 2004.- 944 с. 3. »
«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ Кафедра теории и истории государства и права О.И.Лейко МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по проведению СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ по дисциплине “ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН” для студентов факультета правоведения дневной формы получения высшего образования Минск 2011 2 Проведение семинарских занятий по дисциплине “История государства и права зарубежных стран” предусмотрено Программой курса. Цель проведения семинарских занятий – • организация систематической. »
«ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ А.В. ШУРАВИЛИН, Б.Е. БОНДАРЕВ, Л.Ф. ВЕСЕЛОВСКАЯ, Н.А. ПОПОВ ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЗЕМЛИ И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК Учебное пособие Москва 2008 1 Инновационная образовательная программа Российского университета дружбы народов Создание комплекса инновационных образовательных программ и формирование инновационной образовательной среды, позволяющих эффективно реализовывать. »
«МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ФИЛОСОФИИ ТЕМА VI Сознание (Подготовила Брысина Т.Н.) Ульяновск 2003 ТЕМА VI СОЗНАНИЕ (4часа) Занятие первое 1. История формирования представлений о сознании. 2. Способы описания сознания. 3. Идеальное как структура общественной жизни. Критика вульгарного материализма. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ КОНСПЕКТИРОВАНИЯ. »
«Сведения об учебно-методической, методической и иной документации, разработанной образовательной организацией для обеспечения образовательного процесса по специальности 030501.65 Юриспруденция Наименование учебно-методических, методических и иных материалов (автор, место № Наименование дисциплины по учебному издания, год издания, тираж) п/п плану 1) Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранный язык Иностранный язык 1. 2) Контрольные задания для юридического факультета к учебнику. »
«АКИШЕВА Н. Б. Проблема человека в философии : учеб. метод. пособие / Н. Б. Акишева. – Екате ринбург : УрГУПС, 2011. – 48 с. Учебно методическое пособие разработано в соответствии с ФГОС третьего поколения. Да ется теоретическое изложение темы Философское постижение человека, рассматривается про блема сущности человека в истории философии, проблема его происхождения, специфика его жизнедеятельности и смысл бытия человека. В пособие включены план семинарского занятия, литература и темы рефератов. »
«Adobe InDesign CS5 Методическое пособие ! Для работы с данным пособием рекомендуется использовать программы Adobe Acrobat Reader версии 7 и выше или Foxit Reader. Вы можете вносить комментарии средствами Acrobat Reader: Document Comments (Документ Комментировать), затем их можно сохранять вместе с документом, печатать, экспортировать Обратная связь: Павлов Юрий Евгеньевич Email: yuri-pavl@gmail.com Facebook: facebook.com/yuri.pavl http://yuri-pavl.com Последнее изменение: 16 января 2011 г. 2. »
© 2013 www.diss.seluk.ru — «Бесплатная электронная библиотека — Авторефераты, Диссертации, Монографии, Методички, учебные программы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник статьи: http://diss.seluk.ru/m-istoriya/730440-1-s-koroleva-osnovi-modelirovaniya-pricheski-rekomendovano-federalnim-gosudarstvennim-uchrezhdeniem-federalniy-institut-razvitiya-obr.php