- Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами
- Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами
- Ответы к олимпиаде по литературе 8 класс
- Литература
- Русский язык
- Школьные сочинения для 1 — 11 классов
- Олимпиада по литературе. 8 класс
- Презентация, посвященная анализу рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами
Олимпиадные задания по литературе 8 класс с ответами
- Олимпиадные задания по литературе для 8 класса с ответами
Определите жанр произведения.
А) М.Горький «Детство»
Б) И.Тургенев «Бирюк»
В) П.Бажов «Медной горы хозяйка»
Г) А.Твардовский «Василий Теркин»
Д) М.Ю.Лермотнтов. «Утес»
Узнайте героя, укажите название и автора произведения.
А) Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Над морем город основался…
Б) Было что-то своё; особенное в складе смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита.
В) С пятнадцатилетнего возраста отдан я на руки стремянному Савельичу, за 1,5 трезва поведения пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.
Г) Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
Д) Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил…?
Определите стихотворные размеры.
А) Ребенком я, не зная страху,
Хоть вечер был и шла метель,
Блуждал в лесу и встретил пряху,
И полюбил ее кудель…
Б) Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопатка и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет жалобно рука.
Соедините имена, отчества и фамилии русских писателей
Пушкин
Лермонтов
Гоголь
Некрасов
Тургенев
Николай Алексеевич
Николай Васильевич
Иван Сергеевич
Александр Сергеевич
Михаил Юрьевич
Кто был первым книгопечатником на Руси?
Какой известный вятский художник создал иллюстрацию к балладе А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Ответы к олимпиаде по литературе 8 класс
1.
А) повесть
Б) рассказ
В) сказ
Г) поэма
Д) стихотворение
2.
А) Петр I. «Медный всадник» А.С.Пушкин.
Б) Ася. «Ася». И.Тургенев.
В) «Капитанская дочка». (Петр Гринев). А.С.Пушкин
Г) (отец Вареньки) «После бала» Л.Н.Толстой
Д) (русский народ) «Размышления у парадного подъезда». Н.А.Некрасов.
3.
Размеры: А). — ямб; Б). — хорей.
Олимпиада по литературе 8 класс: 1 вариант | 2 вариант | 3 вариант
Литература
Русский язык
- Диктанты 1 — 8 класс
- Сочинения 1 класс
- Сочинения 2 класс
- Сочинения 3 класс
- Сочинения 4 класс
- Сочинения 5 класс
- Сочинения 6 класс
- Сочинения 7 класс
- Сочинения 8 класс
- Сочинения 9 класс
- Сочинения 10 класс
Школьные сочинения
для 1 — 11 классов
- Тесты 1 — 8 класс
Источник статьи: http://rus.fizolimpiada.ru/literatura-8klass-v2.html
Олимпиада по литературе. 8 класс
Олимпиада по литературе. 8 класс.
Отрывок из рассказа
Крик над водой был звонок и отточен, как жало шашки. Полоснул он Трофима по сердцу, и чудное сделалось с человеком: пять лет войны сломал, сколько раз смерть по-девичьи засматривала ему в глаза, и хоть бы что, а тут побелел под красной щетиной бороды, побелел до пепельной синевы — и, ухватив весло, направил лодку против течения, туда, где в коловерти кружился обессилевший жеребенок, а саженях в десяти от него Нечепуренко силился и не мог повернуть матку, плывшую к коловерти с хриплым ржанием. Друг Трофима, Стешка Ефремов, сидевший в лодке на куче седел, крикнул строго:
— Не дури! Правь к берегу! Видишь, вон они казаки.
— Убью! — выдохнул Трофим и потянул за ремень винтовку.
Жеребенка течением снесло далеко от места, где переправлялся эскадрон. Небольшая коловерть плавно кружила его, облизывая зелеными гребенчатыми волнами. Трофим судорожно махал веслом, лодка двигалась скачками. На правом берегу из яра выскочили казаки. Забарабанила басовитая дробь «максима». Чмокаясь в воду, шипели пули. Офицер в изорванной парусиновой рубахе что-то кричал, размахивая наганом.
Жеребенок ржал все реже, глуше и тоньше был короткий режущий крик. И крик этот до холодного ужаса был похож на крик ребенка. Нечепуренко, бросив кобылу, легко поплыл к левому берегу. Подрагивая, Трофим схватил винтовку, выстрелил, целясь ниже головки, засосанной коловертью, рванул с ног сапоги и с глухим мычанием, вытягивая руки, плюхнулся в воду.
На правом берегу офицер в парусиновой рубахе гаркнул:
Через пять минут Трофим был возле жеребенка, левой рукой подхватил его под нахолодавший живот, захлебываясь, судорожно икая, двинулся к левому берегу. С правого берега не стукнул ни один выстрел.
Небо, лес, песок — все ярко-зеленое, призрачное. Последнее чудовищное усилие — и ноги Трофима скребут землю. Волоском вытянул на песок осклизлое тельце жеребенка, всхлипывая, блевал зеленой водой, шаркал по песку руками. В лесу гудели голоса переплывших эскадронцев, где-то за косою дребезжали орудийные выстрелы. Рыжая кобыла стояла возле Трофима, отряхиваясь и облизывая жеребенка. С обвислого хвоста ее падала, втыкаясь в песок, радужная струйка. Качаясь, встал Трофим на ноги, прошел два шага по песку и, подпрыгнув, упал на бок. Словно горячий укол пронзила грудь; падая, услышал выстрел. Одинокий выстрел в спину — с правого берега. На правом берегу офицер в изорванной парусиновой рубахе равнодушно двинул затвором карабина, выбрасывая дымящуюся гильзу, а на песке, в двух шагах от жеребенка, корчился Трофим, и жесткие посиневшие губы, пять лет не целовавшие детей, улыбались и пенились кровью.
1. Определите две основные темы данного текста.
2. Определите жанр произведения.
3. Определите идею произведения
5. Приведите примеры просторечия.
6. Докажите, что авторская речь богата средствами художественной выразительности, поэтична.
1. Определите жанр произведения.
А) М. Горький «Детство»
Б) И. Тургенев «Бирюк»
В) П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Г) А. Твардовский «Василий Теркин»
2. Узнайте героя, укажите название и автора произведения.
А) Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того, чьей волей роковой
Над морем город основался…
Б) Было что-то своё; особенное в складе смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита.
В) С пятнадцатилетнего возраста отдан я на руки стремянному Савельичу, за 1,5 трезва поведения пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла.
Г) Красивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами.
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил…?
3. Определите стихотворные размеры.
А) Ребенком я, не зная страху,
Хоть вечер был и шла метель,
Блуждал в лесу и встретил пряху,
И полюбил ее кудель…
Б) Здравствуй, тяжкая работа,
Плуг, лопатка и кирка!
Освежают капли пота,
Ноет жалобно рука.
4. Соедините имена, отчества и фамилии русских писателей
5. Кто был первым книгопечатником на Руси?
6. Какой известный вятский художник создал иллюстрацию к балладе «Песнь о вещем Олеге»
Интерпретация поэтического произведения.
В. Брюсов «Хвала человеку»
Молодой моряк вселенной,
Мира древний дровосек,
Будь прославлен, Человек!
По глухим тропам столетий
Ты проходишь с топором,
Целишь луком, ставишь сети,
Торжествуешь над врагом!
Камни, ветер, воду, пламя
Ты смирил своей уздой,
Взвил ликующее знамя
Прямо в купол голубой.
Вечно властен, вечно молод,
В странах Сумрака и Льва,
Петь заставил вещий молот,
Залил блеском города.
Сквозь пустыню и над бездной
Ты провел свои пути,
Чтоб не рвущейся, железной
Нитью землю оплести.
В древних вольных Океанах,
Где играли лишь киты,
На стальных левиафанах
Пробежал державно ты.
Змея, жалившего жадно
С неба выступы дубов,
Изловил ты беспощадно,
И шипя под хрупким шаром,
И в стекле согнут в дугу,
Он теперь, покорный чарам,
Светит хитрому врагу.
Царь несытый и упрямый
Четырех подлунных царств,
Не стыдясь, ты роешь ямы,
Множишь тысячи коварств,—
Но, отважный, со стихией
После бьешься с грудью грудь,
Чтоб еще над новой выей
Петлю рабства захлестнуть.
Верю, дерзкий! Ты поставишь
По земле ряды ветрил.
Ты своей рукой направишь
Бег планеты меж светил,-
И насельники вселенной,
Те, чей путь ты пересек,
Повторят привет священный:
Будь прославлен, Челов
1. Восстановите пропуск: … Яковлевич Брюсов
2. Определите род литературы данного произведения.
3. Определите жанр анализируемого произведения и его особенности (гимн, заповедь, сонет, стихотворение, эпиграмма).
4. Определите тему стихотворения.
5. Определите идею данного стихотворения.
6. Какой вид рифмовки использует в данном произведении?
7. Определите стихотворный размер.
8. Какие художественные приемы создают торжественное звучание данного стихотворения?
9. Охарактеризуйте лирического героя.
10. Как сам Брюсов относился к своему произведению?
Творческая работа. Хороший ли я читатель?
Критерии оценки творческой работы
(Анализ эпического произведения)
1. Определите две основные темы данного текста. (Темы: человек на войне; взаимоотношения человека и природы.) – 2б
2. Определите жанр произведения. (Рассказ.) – 1б
3. Определите идею произведения. – 3 б
4. Охарактеризуйте Трофима.
(Трофим — крестьянин-труженик, живущий в единстве с миром природы, вынужденный жизненными обстоятельствами воевать.) – 2б
5. Приведите примеры просторечия. («не дури!» «гаркнул» и др.) – 1б.
6. Докажите, что авторская речь богата средствами художественной выразительности, поэтична.
звонок. как жало шашки;
крик. похож на крик ребенка;
Метафора: забарабанила. дробь. и др.)- 1б
Итого за анализ текста = 10 баллов
3. гимн – настроение торжественности, возвышенности. – 0,5б
4. о возможностях человека – 2 б
5. прославление человека – 2 б
6. перекрестный – 0,5б
8. 1) глаголы в повелительном наклонении 0,5
2) восклицательные интонации 0,5
4) метафоры (петь заставил.. молот) 0,5
5) возвышенные эпитеты (вещий, неизменный и др.)– 0,5 = 2,5 б
9. лирический герой восхищается человеком, Он вселяет веру в самого себя) – 1б
10. по свидетельству современников, поэт очень любил это стихотворение и охотно исполнял его на своих выступлениях – 1б
Итого: 11 баллов
Д) стихотворение (по 0,5 = 2,5 б)
2. А) Петр I. «Медный всадник» .
Б) Ася. «Ася». И. Тургенев.
В) «Капитанская дочка». (Петр Гринев).
Г) (отец Вареньки) «После бала»
Д) (русский народ) «Размышления у парадного подъезда». . (по 0,5 = 7,5 б)
3. Размеры А) ямб Б) хорей по 0,5 = 1 б 4. по 0,5 = 2,5 б
5. Иван Федоров. – 1б
6. В. Васнецов — 1б
Итого: 15,5 балла
Оценка творческой работы – 8 баллов.
Источник статьи: http://pandia.ru/text/80/134/47606.php
Презентация, посвященная анализу рассказа Л. Н. Толстого «После бала».
Описание презентации по отдельным слайдам:
Л.Н.Толстой. Работа над рассказом «После бала».
Почему это произведение по своему жанру является рассказом? Что необычного вы заметили в построении рассказа? Рассказ начинается внезапно, разговор ведется о нравственных ценностях человеческого бытия: «. что для личного совершенствования обходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди. », что хорошо что дурно. » и так завершается внезапно без выводов .
Какое событие описано в рассказе? Бал у губернаторского предводителя, влюбленность героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала
Проведите наблюдение над языковыми средствами: выпишите эпитеты обрисовки праздника на балу у губернаторского предводителя и эпитеты во второй части рассказа (сцена наказания солдата). Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; мотив в мазурке звучит почти беспрерывно. Варенька – в белом платье в белых перчатках, в белых башмачках. У неё смеющееся, разрумянившееся с ямочками лицо и ласковые милые глаза. Отец Вареньки красивый статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазами, радостной улыбкой, с широкой грудью, сильными плечами и стройными ногами. Иван Васильевич — доволен, счастлив, блажен, добр, смотрит с восторженньми глазами, нежным чувством). В весеннем мокром тумане; ломовые с дровами на санях,лошади под глянцевыми дугами с мокрыми головами; кузнец в засаленном полушубке; что-то черное, пестрое, мокрое, красное, черные люди; солдаты в черных мундирах; неприятная, визгливая мелодия, перед пораженным наблюдателем, странная картина наказания. Полковник все тот же – с румяным лицом и белыми усами и бакенбардами.
Сопоставьте полковника и наказываемого. Полковник Высокий военный в шинели и фуражке; Шел твердой, подражающей походкой. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Твердым шагом двигалась высокая, статная фигура. Наказываемый Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его — что-то пестрое, мокрое красное, неестественное. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу. подвигался ко мне, то опрокидываясь назад — и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперёд — и тогда унтер — офицеры. тянули его назад. Сморщенное от страдания лицо. Спотыкающийся, корчащийся человек.
Какие выводы можно сделать из этих наблюдений? Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, неподозревающих о существование другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности
Возьмите на заметку! Контраст (противопоставление). Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными моментами и т.п. Контраст является выразительным художественным приемом, способом оказывать глубокое эмоциональное воздействие на читателя.
Из публицистических сочинений Л.Н. Толстого Солдат — бранное, поносное слово в устах нашего народа, солдат — сущее движимое одними телесными страданиями. Солдат — существо грубое, грубеющее еще более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знании образа правления, причин войны и всех чувств человека. Солдат имеет по закону! только строго необходимое, а в действительности менее того, чтобы умереть человеку сильного сложения,- от голода и холода слабые умирают. Наказание солдатом за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда — отличие, дающее ему право, присуще человеку, — быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего отечества.
Дух угнетения до того распространен в нашем войске, что жестокость есть! качество, которым хвастают самые молоденькие офицеры. Засекают солдат, бьют всякую минуту, и солдат не уважает себя, ненавидит начальников, а офицеры не уважают солдата и наслаждаются в присущем каждому человеку чувстве угнетения. Проект о переформировании армии 1855г. В 1820-х годах семеновские офицеры, цвет тогдашней молодежи. решили ш употреблять в своем полку телесного наказания, и, несмотря на тогдашние строгие требования фронтовой службы, полк и без употребления телесного наказания продолжал быть, образцовым.
Так смотрели на телесное наказание образованные русские люди 75 лет тому назад. И вот 75 лет, и в наше время внуки этих людей заседают в качестве земский начальников в присутствиях и спокойно обсуждают вопросы о том, должно или не должно, и сколько ударов розгами должно дать такому и такому-то взрослому человеку, часто отцу семейства, иногда деду. Самые же передовые их этих внуков в комитетах и земских собраниях составляют заявления, адресы и прошения о том, чтобы в виду гигиенических и педагогических целей сечь не всех мужиков (людей крестьянского сословия), а только тех, которые не кончили курса в народных училищах.
Но не тут еще главный вред этого безобразия. Главный вред — в душевное состоянии тех людей, которые устанавливают, разрешают, предписывают это беззаконие, тех, которые пользуются им как угрозой, и всех тех, которые живут в убеждении, что такое нарушение всякой справедливости и человечности необходимо дли хорошей, правильной жизни. Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей, часто молодых, которые, я сам слыхал, с видом глубокомысленной практической мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше. Вот этих — то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют. Стыдно! 1895 г.
Почему автор своего героя ведёт на плац, где разворачивается картина экзекуции солдата? Итак, контраст усиливается, когда рассказчик видит, как высокий, красивый полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьёт по лицу малорослого, слабосильного солдата. Иван Васильевич испытывает почти физическую, доходящую до тошноты боль. Бездушие, длительность и ужас совершающегося он передает повторением одних и тех же слов: «. все так же падали с двух сторон удары на спотыкающегося, корчившегося человека, и всё, так же били барабаны и свистела флейта и всё так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника радом с наказуемым».
Многие основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала — в истинном свете, без маски. Так ли это? Мы тоже постараемся ответить. На какие выводы о душевных качествах полковника наталкивает его поведение по отношению к дочери на балу? Искренен ли он к ней и другим гостям бала? Какие качества характера в полковнике проявляются в сцене на плацу? Почему Иван Васильевич не вмешался происходящее? Понял ли рассказчик причины противоречий в характере поведении полковника? В чем корень противоречий, по мнению автора? Согласны ли вы с писателем?
Все происходящее в рассказе мы видим глазами Ивана Васильевича. 3 сцене бала полковник не только кажется красивым, милым и добрым — он на самом деле мил, красив и добр, конечно, по отношению к людям определенного круга. Полковник искренне любит дочь и заботится о ней. По замечанию и предположению Ивана Васильевича, полковник носит домодельные, а не модные сапоги, чтобы одевать и выводить Вареньку высший свет. И Варенька платит отцу любовью и даже гордиться им. Однако полковник убежден, что делать «надо все по закону»: перед танцем натянуть замшевую перчатку на правую руку, вынуть «шпагу портупей», отдать «её услужливому молодому человеку. » А если придет случай, ударить этой рукой провинившегося солдата. Полковник искренен и на балу, когда радостный, счастливый танцует с дочерью, или подводит её к влюбленному в нее молодому человеку, после бала, как ревностный николаевский служака, подавно, тщательно продуманному порядку прогоняет сквозь строй провинившегося солдата. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга, как он его понимает, есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнаёт Ивана Васильевича и поспешно отворачивается. Но это не снимает с него вины, а лишь, в какой-то мере, объясняет мотивы его поступков. Ош несомненно, как офицер, верит в необходимость жестокой расправы с теми, солдатами, кто посмел ослушаться.
Возможно, эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего приводит в тупик Ивана Васильевича: он мог понять ■ простить офицера, который носил маску доброго человека и оказался подлецом в «выполнении» служебных обязанностей, но понять того, кто искренне добр в одной обстановке и страшно зол — в другой? «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, — размышлял Иван Васильевич. — Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что и видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич не находит ответы и где-то в глубине души смути» догадывается, что в иных жизненных ситуациях, заставляющих человек» быть то одним, то другим, повинно общество. «Если это делалось с таков! уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть. Они знали что-то такое, чего я не знаю», — думал он и старался узнать это. Дойти до истины Ивану Васильевичу так и не удалось. До самой смерти он не мог понять принципы нелепо устроенного общества и сохранил веру в то, что поведение человека зависит от случая. Но в глубине души он уверен, что дело в случае, не в одном офицере, а в каких-то более основательных социальных причинах).
Л.Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала • человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные, искаженные понятия о долге, чести, достоинстве, а также срывает маску покровы с действительности николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других — вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задержаться над проблемой ответственности человека за все, что происходит. Юноша, горячий, впечатлительный, даже восторженный, впервые в жизни столкнувшись с несправедливостью, даже по отношению не к нему. Резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и в дальнейшем, как говорится в рассказе, посвятил свою жизнь служению другим
— А почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Он был настолько ошеломлен, что не мог отдать себе отчета в том, произошло: мне было до такой степени стыдно, что, не знал, куда смотреть, как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой.
Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку, причастной к злу, совершенному её отцом? Каково значение рассказа Толстого?
. Значение рассказа «После бала» огромно. Писатель с произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ста как мы видели, широкие гуманистические проблемы: почему одни беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское состояние? Что справедливость, честь, достоинство? Как мы уже говорили выше, эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему в 1900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далеки годы юности, и положил его в основу рассказа. Пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающее язвы настоящего. Замысел этот воплощается в идее, композиции рассказа.
Каждый писатель, обдумывая композицию произведения, избирая определенный способ повествования, стремится к тому, чтобы наиболее полно воплотить в произведении свои мысли, чувства, переживания, передать своё видение жизни, воссоздать правду жизни, правду характеров, и воссоздать так, чтобы заставить задуматься читателя. Поэтому каждый писатель по-разному строит произведения, по-разному располагая картины событий, сцены и эпизоды, по-разному организует сюжет.
Тест 1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? а) последовательность излагаемых событий б) цикличность излагаемых событий в) антитеза г) ретроспектива
2. Каков тип композиции рассказа а) рассказ в рассказе б) повествование от первого лица в) последовательное авторское изложение событий
3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? а) отчуждение б) возмущение в) восторг г) пренебрежение
4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа? а) важность судьбы героя после бала б) особое значение сцены расправы с солдатом в) важность утра, следующего за балом
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)? а) антитеза б) подбор эпитетов в) прямая авторская оценка г) цветопись д)звукопись е) описание одного героя ж) внутренний монолог
6. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, казался жестоким и бессердечным по отношению к солдату? а) автор показывает двуличие героя б) на балу надел «маску» добропорядочности в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности г) искренне верит в необходимость жестокой расправы
7. Определите основную идею рассказа. а) судьба человека зависит от случая б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость в) идея Личной ответственности человека г) осуждение деспотизма
8. С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери? а) замшевая перчатка б) белые усы и бакенбарды в) блестящие глаза и радостная улыбка г) «домодельные» сапоги
9. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя? а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу на силием» б) утверждает мысль автора о необходимости сопричаст ности человека к бедам других людей в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека»
10. Отметить импонирующее вам утверждение: а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответствен ности человека за происходящее в) в рассказе автор призывает бороться с произволом
Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого. :
I. Утро, изменившее жизнь. Тезисный план сочинения Жизненные источники рассказа «После бала». Рассказ об о утре, изменившем жизнь человека, вынашивался Толстым полвека. Подобная история произошла с братом Л.Н. Толстого, Сергеем Николаевичем. Как художественно преобразован реальный чай? Герой рассказа. Воспоминания пожилого человека — подчеркивается значение, которое имела эта история в его жизни. Искренность и правдивость рассказов «всеми уважаемого» Ивана Васильевича, его большой жизненный опыт — доверие к герою у читателя. Ретроспектива: молодой, красивый, богатый человек с блеет будущим, влюбленный и любимый. Композиция и ее роль. Контрастное изображение двух эпизодов бала и наказания солдата. Противопоставление этих эпизодов и органическая связь между ними — развитие единой художественной идеи. Каждый эпизод высвечивает, выделяет другой — обнажается внешне благополучная, нарядная действительность. Утро как крушение любви и самой жизни. Описание утра за примерно четверть объема рассказа — концентрация ужасов реальности. Несоответствие традиции — обычно утро символизирует начало, здесь — конец. Связки между частями: туман, который постепенно рассеивается и показывает все в настоящем свете; «их дом», то есть дом полковника, недалеко от которого герой видит страшную картину: замшевая перчатка полковника, его белые усы и бакенбарды; во рой эпизод из первого еще внедряется мотив мазурки. Цвета и звуки. «Что-то большое, черное», «много черных людей», «черные мундиры», «что-то. пестрое. красное»; «звуки ф. и барабана», «другая, жесткая, нехорошая музыка», «неприятная, визгливая мелодия», свист палок и их шлепки по спине солдата. Контраст этих цветов и звуков с бело-розовыми, блестящими красками и танцевальными мелодиями бала.
Синтаксические средства. Повторы: в первом эпизоде «вальсировал еще и еще», «все тот же мотив мазурки», «в сотый раз прошли вдоль залы»; во втором эпизоде: «все так же. падали удары. », «все так же били барабаны и свистела флейта», «все так же твердым шагом двигалась высокая, статная фигура полковника». Не «полковник», а «фигура» — функция. Обилие неопределенных местоимений: «какая-то другая. музыка», «что-то страшное», «что-то такое пестрое, мокрое, красное, неестественное». Повторение прямой речи: «Братцы, помилосердуйте»; «Будешь мазать? Будешь?» Чувства героя. «Физическая, доходившая до тошноты тоска», «казалось, вот-вот вырвет всем тем ужасом. ». Растерянность, неуверенность в себе как следствие увиденного. Последствия страшного утра. Несостоявшаяся карьера: «нигде не служил и никуда. не годился». Угасшая любовь. «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра» — сам герой тесно связывает волшебную ночь и страшное утро. «Все дело в случае»? Размышления по поводу истинных причин, изменивших жизнь человека.
П. Полковник на балу и после бала. Тезисный план сочинения. Представление героя. Полковник Петр Владиславович Б. — отец девушки, в которую влюблен герой-рассказчик. Впервые, на «высокую, статную фигуру ее отца полковника» указывает Варенька. Внешность полковника. «Красивый, статный, высокий и свежий старик». Важно: параллели с Николаем I (Николаем Палкиным) -усы «А-ля Николай I», «воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» — указание на принятые в николаевское время истязания солдат. «Ласковая радостная улыбка, как и у дочери». Дочь напоминает полковника, полковник напоминает Николая I — логическое заключение: дочь напоминает Николая I (конечно, косвенно, неосознанно). Детали. Замшевая перчатка полковника- «надо все по закону» — на балу, ее он надевает, танцуя с дочерью, и после бала: «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата». «Немодные», «домодельные» сапоги полковника, которые умиляли героя на балу; белые усы и бакенбарды — эта деталь тоже повторяется во втором эпизоде.
Полковник на балу. Постоянно улыбается, нежно, мило обращается с дочерью, ловко танцует, бойко топает в мазурке. Блестящие глаза и губы, румянец. Производит впечатление скромного старого служаки: «небогато украшенная орденами» грудь, «старинные» сапоги. Восторженно-нежное чувство героя к полковнику,с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой на балу и после бала (до эпизода с солдатом), когда герой как будто видит Вареньку «в паре с отцом», соединяет «его и ее в одном нежном; умиленном чувстве». Полковник после бала. Постепенное узнавание героем полковника: «высокий военный», «фигура показалась знакомой»,еще раз высокий военный» и наконец — «это был ее отец» (не «не полковник, а именно «отец»). Неприятная мимика: раздувает щеки, выпускает воздух через оттопыренную губу; «твердая, подрагивающая походка», «сильная рука», «гневный голос», «грозно и злобно» хмурится, делает вид, что не узнает героя, поспешно отворачивается (резкий контраст с тем, как он выглядел на балу). Чувства героев. «Физическая, доходившая до тошноты тоска», «казалось, вот-вот вырвет всем тем ужасом. ». Звучавший в ушах героя «самоуверенный, гневный голос» полковника, постоянное повторение кошмара. Стыд — «как будто я был уличен стыдном поступке». Полковник «поспешно отвернулся», — видимо, он тоже чувствует нечто похожее на неловкость. Последствия увиденного. Несостоявшаяся карьера: «нигде не служил и никуда. не годился». Угасшая любовь. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?
III. Что такое честь, долг, совесть в моем понимании. Тезисы Определение понятий (с использованием толкового словаря. Связь этих понятий: одно подразумевает остальные. Примеры из литературы: например, Петр Гринев и Маша Миронова из «Капитанской дочки»; понятия чести, долга совести, не позволившие герою «После бала» служить. Примеры из собственного жизненного опыта, Рассуждение: не устарели ли эти понятия?
Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya_posvyaschennaya_analizu_rasskaza_l._n._tolstogo_posle_bala.-431947.htm