ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.
Виды предложений по цели высказывания
Упражнение 201 (207). Вид предложения зависит от цели высказывания.
Если целью высказывания является сообщение о чем-либо, то это повествовательное предложение и его пунктограммой являет- ся I ].
Если целью высказывания является желание спросить что- либо, то это вопросительное предложение и его пунктограммой является [ ]?
Если целью высказывания является желание побудить к чему-либо, то это побудительное предложение и его пунктограммой является [ ].
Упражнение 202 (208). Какие книги есть в твоей домашней библиотеке? (Спросить о чём-либо. Это вопросительное предложение, поэтому в конце ставится вопросительный знак.) 2. Кто помогает тебе выбирать книги для чтения? (Спросить о ком-либо. Это вопросительное предложение, поэтому в конце ставится вопросительный знак.) 3. О чём ты любишь читать больше всего? (Спросить о чём-либо. Это вопросительное предложение, поэтому в конце ставится вопросительный знак.) 4. Стихотворения каких поэтов ты знаешь наизусть? (Спросить о ком-либо. Это вопросительное предложение потому в конце ставится вопросительный знак.)
П о м о га′ет — п о м о гать. I спр., по — приставка.
Лю′б и шь — люб и′ ть, II спр., ед.ч., 2-е л.
Упражнение 203 (209). В моей домашней библиотеке есть сказки, книги о животных, путешествиях и об известных людях. Книги для чтения мне помогает выбирать мама. Больше всего я люблю читать книги о животных. Наизусть я знаю стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина и М.Ю. Лермонтова.
Все предложения повествовательные, так как сообщают о чем-либо или о ком-либо.
Упражнение 204 (210). 1. Эти предложения дают совет, как правильно подготовиться к выполнению задания, поэтому они являются побудительными. В конце ставится точка.
2. Внимательно прочитайте текст. Продумайте его содержание. Выясните значение непонятных слов и выражений.
Особенность этих предложений в том, что в них отсутствует подлежащее.
Упражнение 205 (211). 1. По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. 2. В побудительном предложении содержатся совет, наставление, приказ, просьба. 3. Знаки препинания в конце предложения ставятся в зависимости от вида по цели высказывания.
(Почем у?) цел и — существительное, начальная форма — (что?) цель ; нарицательное, неодушевленное; ж.р., 3-е скл.; употреблено в форме предл. пад., ед.ч.: в предложении выполняет роль дополнения.
Разл и ча′ ю тся — разл и ч а′ть. I спр., наст.вр., мн.ч., 3-е л. (что дела ют ?)
Соде′рж ат ся — содерж а′ть. I спр., наст.вр., мн.ч., 3-е л. (что дела ют ?)
Ста′в ят ся — ст а′ в ить, II спр., наст.вр., мн.ч., 3-е л. (ч т о д е л а ют ?)
Упражнение 206 (212). 1. Правильно ли вы написали частицу в этом предложении? 2. Расскажите о правописании местоимений кто—то, что—нибудь, что—либо, кое — кто. 3. Для чего же нужно уметь быстро и правильно определять склонёние существительных?
В первом и третьем предложениях есть вопрос, поэтому эти предложения являются вопросительными. Во втором предложении есть просьба, поэтому оно побудительное.
При ответе на вопросы и при выполнении просьбы мы пользуемся повествовательными предложениями.
Упражнение 207 (213). И.И. Шишкин
Кто этот коренастый, богатырск о го (какого?) сложения человек с поседевш е й (как о й?) бородой? Что делает он в чаш е (ж. р., 1-е скл., пр.п.) леса? Почему так внимательно оглядывает деревья и кусты? Это, похоже, старый лесник. Он так сроднился с могучим лесом, стар ы ми (как и ми?) пнями и седым мхом, что и сам кажется хозяином дремуч е й (как о й?) чащ и (ж. р., 1-е скл., род. п.).
Да лесник ли это? Вот он обходит какое-то дерево со всех сторон, достаёт блокнот и делает поразительно меткую, мастерскую зарисовку, своего рода «портрет дерева». Нет, это не лесник. Это художник, Иван Иванович Шишкин, певец и подлинный знаток русского леса.
Вопросительные местоимения — кто, что. Частица — ли.
(Что делает?) обходит — глагол; начальная форма — (что делать?) обходить , II спр., употреблен в форме наст, вр., 3-е л., ед.ч.; в предложении выполняет роль сказуемого.
Упражнение 208 (214). 1. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. — Повествовательное предложение.
— Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. — Побудительное предложение.
2. Не ешьте рукам. Не суйте пальцы в вазу с вареньем. Не берите пальцы в рот. Пейте какао из чашки.
Упражнение 210 (216). Тема — знание.
Сочетание пословиц не является текстом, так как каждая следующая пословица не связана с предыдущей.
1. Мир осв е щае тс я сол н цем, а человек знанием. 2. Если знания не приб а вляю тс я ежедневно, они уб а вляю тс я. 3.Учит ь ся никогда не поз д но. 4. Учись смолоду, приг о ди тс я в старости.
Смолоду (когда?) — наречие, неизменяемое слово, в предложении выполняет функцию обстоятельства.
(В чем?) в старости — существительное, начальная форма — (что?) старость ; нарицательное, неодушевленное; ж.р., 3-е скл.; употреблено в форме предл. п., ед.ч.; в предложении выполняет роль обстоятельства.
Упражнение 211 (217).
По цели высказывания первые три пословицы являются повествовательными предложениями, а четвертая побудительным. При проверке работы мы воспользовались вопросительными и повествовательными предложениями.
Упражнение 212 (218).
Соблюдай прав и ла уличн о го движения. Перех о ди улицу , по которой движется транспорт , в полож е нном месте. Подойдя к переходу, дождись зеленого с и гнала светофора.
Орфограммы, которые вызвали сомнения, нужно проверить по орфографическому словарю.
Пунктограммы во втором предложении можно объяснить так: Переходи улицу, по которой движется транспорт, в положенном месте. (Это сложное предложение.)
В третьем предложении объяснить пунктограммы не можем, так как этого еще не проходили.
Невосклицательные и восклицательные предложения
Упражнение 213 (219). а) Так вот, слушай.
б) Зачем мне рукопись.
Виде л — вид еть II спр., 7 гл. на —еть.
Упражнение 215 (221). 1. Погляди-ка и разгадай нашу лесную загадку. (Разгадай — загадку)
2. Схемы вопросительных предложений:
[_____ ______ и ] ?! вопросительное, восклицательное.
[_____ , ______ _____]? вопросительное, невосклицательное.
Послушай (приставка по-), услыш и т (слыш ать, II спр., 4 гл на —ать), выйдеш ь (вы йти. I спр., 2-е л. ед.ч.), засверка е т (сверк ать, I спр.), по гл я ди-ка (приставка по-, взгл я д), разг а дай ( разг а дка), прил е тел (прил е т), приветству е т (приветствов ать, I спр.), нач а лась (нач а ло).
Вокру г — кру ги .
Упражнение 216 (222). 1. Да что же прекрасней, чем солнечный свет?! 2. Имена собственные присвоены неодушевленным предметам и животным, поскольку ребенок с ними разговаривает и они ему отвечают. 3. Диктант: спр о си′л, ск а жи′, кр а си′вей, д е ре′вья, ск а за′ли, н о чна′я, т е мноты′, кр о ты′, л е са′, отв е ча′ли, л и са′, свыс о ка′, проц е ди′л, н е б е са′, пок а за′лось.
Упражнение 217 (223). План
1. О каких действиях белки узнал М. Пришвин по следам?
2. Почему белка находила свой тайник под слоем льда и снега?
3. Чем определяется глазомер белки?
Предложение из второго абзаца передает удивление, а последнее предложение — восторг и зависть автора.
Для разбора выделены именно эти слова, так как они наиболее сложны и при написании в них можно сделать ошибки.
Скво з ь — скво зи ть.
Не (позавидовать) — частица не с глаголами пишется раздельно.
Смекалке — сущ.; начальная форма (что?) — смекалка ; нарицательное, неодушевленное; ж. р., 1-е скл.; употреблено в форме предл. п . , ед . ч.; в предложении выполняет роль дополнения.
Упражнение 218 (224).
I. Языком не спеши, а делом не смеши . 2. Языком не торопись. а делом не ленись . 3. Языком не мели, а то будешь на мели. 4. Языком гору свернёт, на работе места не найдет . 5. Язычком-то берёт, а к делу не льнёт .
Эти пословицы объединяет мысль, что нужно больше и лучше делать, а не говорить о делах.
Мы применили правила написания безударных гласных в корне, написание частицы не,
1. Эти предложения по цели высказывания являются побудительными и повествовательными.
2. В пословицах часто используются побудительные предложения, потому что пословицы дают совет, рекомендацию, наставления.
Члены предложения
Упражнение 219 (225). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 220 (226). 1. Утром из дома вышел с портфелем семилетний мальчик . 2. Он пошел по тропинке в школу. 3. Около школы была большая лужа .
Предложение не может состоять только из второстепенных членов, обязательно должны присутствовать либо сказуемое, либо подлежащее.
Упражнение 221 (227).
Постановка вопросов помогает найти главные и второстепенные члены предложения. Потому что вопрос ставится только к самостоятельным частям речи, а к служебным нет.
Выявить, заявление, объявление, появиться, явный, явь, объявленный, заявленный, объявлять , заявка. Эта работа полезна для проверки безударных гласных в корне, непроизносимых согласных, а также для пополнения словарного запаса.
Упражнение 222(228).
Упражнение 223 (229).
Третий и четвертый пункты связаны с умением находить главные и второстепенные члены предложения.
Упражнение 224 (230).
По цели высказывания это предложение вопросительное, по эмоциональной окраске невосклицательное, по числу грамматических основ оно простое, а по наличию второстепенных членов это предложение является распространенным.
В конце предложения ставится знак вопроса, так как предложение вопросительное. Предложение простое и однородных членов в этом предложении нет.
Упражнение 225 (231). Тема — чтение.
1 . Отец объявил в о йну ( в о йны) Генкиному «книгоглотательству». 2. Ты опять пропускаешь (I спр.) оп и сания (оп и сывать) природы? 3. Теперь мы будем читать вм есте!
4. Книги ты будешь брать по моему совету, а потом будем устраивать дискуссии .
5. — Экзамены кончились , зато стали возникать споры о книгах. 6. А потом Генк е (1-е скл., дат.п.) и самому понравилось читать по-новому.
1. Конечно же, «книгоглотательство» не полезно, ведь, читая книги таким образом, пропускаешь много интересного.
В конце некоторых предложений ставится точка, так как предложения повествовательные, невосклицательные, а в некоторых ставятся вопросительный и восклицательный знаки, потому что эти предложения по цели высказывания являются вопросительным, восклицательным и побудительным.
Главные члены предложения
Упражнение 226 (232). 1. Пошёл старик к синему морю. 2. Отвечает золотая рыбка . 3. Насмешишь ты целое царство.
1. Подлежащее обозначает либо лицо, которое совершает действие, либо предмет, с которым совершают действие. Подлежащее можно найти в предложении с помощью вопросов кто? или что? Обычно подлежащее бывает выражено существительным или местоимением в форме именительного падежа. ( Старик, рыбка, ты — подлежащие.)
2. Сказуемое обозначает действие йли состояние предметов и лиц, которые выражены подлежащим. Сказуемое в предложении можно найти с помощью вопросов; что делает предмет (или лицо)?, что с ним происходит?, что он такое?, каков он?, кто он такой? Сказуемое чаще всего выражается глаголом, согласованным с подлежащим и может быть в форме любого времени. (Пошел, отвечает, насмешишь — сказуемые.)
(К) син е му — (к как о му?)
(Что сделаешь?) насмешишь — глагол, начальная форма — (что сделать?) насмешить; II спр.; употреблен в форме буд.вр., ед.ч., 2-е л.; в предложении выполняет роль сказуемого.
Упражнение 227 (233). 1. Всё люблю без памяти в деревенском стане я , будораж а т сердце мне в сумерках полей крики перепёлок, дальних звёзд мерцание , ржание стреноженных молодых коней.
2. Сладко пахло шуршащее сено, притворившись зелёной травой.
[ ______ ], [ ______ ,_______ ,________ ].
В первом предложении 2 грамматические основы.
Определение количества грамматических основ позволит правильно расставить знаки препинания между простыми предложениями и однородными членами.
Упражнение 228 (234). Площадь у кинотеатра пересекает трамвайная линия .
Найти подлежащее, в данном случае лучше третьим способом, поскольку в предложении — три существительных, два из которых отвечают на вопрос что?, только вопрос, поставленный от сказуемого, позволяет определить существительное в именительном падеже.
Упражнение 229 (235). Луг и сад покрывает первый снег . Давно улетели скворцы. и скворечники заняли воробьи . Около ваших домов есть скворечники ?
Только в третьем предложении подлежащее находилось с помощью первых двух пунктов опорного материала. В первом и втором предложениях все существительные отвечают на вопрос кто? или что?, поэтому пришлось воспользоваться третьим пунктом опорного материала и поставить вопрос от сказуемого.
Покрыва е т — покрыв ать. I спр., по— приставка.
Упражнение 230 (236).
Этот день запомнился надолго. Наш лагерь посетил известный спортсмен . Сначала устроили состязания между отрядами, а гость был судьей . Потом все слушали его рассказ об интересных спортивных встречах.
1. По цели высказывания предложение повествовательное, по эмоционОтец альной окраске невосклицательное. По числу грамматических основ простое, по наличию второстепенных членов предложения распространенное.
2. Спортсмен , гость. Употребление различных слов, обозначaющих одно и то же лицо, позволяет сделать текст более разнообразным и избежать повторения одинаковых слов в. двух предложениях, следующих одно за другим.
(Что?) лагерь — сущ. в начальной форме; нарицательное, неодушевленное; м.р., 2-е скл.; употреблено в форме ед. ч., им.п.; в предложении выполняет роль дополнения.
Извес т ный — извес ти е.
В конце предложения ставится точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении стоит запятая перед союзом а, поскольку он соединяет простые предложения в составе сложного.
Перед союзом а всегда ставится запятая.
Источник статьи: http://reshebnik5-11.ru/gdz-5-klass?id=25&start=6