Кто издал указ брить бороды

1698, 19 авг. Указ Петра I о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды

Известный указ государя российского Петра Алексеевича «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» был издан 19.08.1698 г. Данный указ запрещал носить бороды с 01.09.1698 г.

Запрет на ношение бороды

Вернувшись из-за границы, Петр Алексеевич решил не ждать нового года, а приступил к преобразованиям сразу. Государь своими руками стриг бороды и срезал полы длинных одеяний у ряда своих приближенных. В частности, к первым жертвам преобразований относят генералиссимуса Шеина и кесаря Ромодановского.

Объясняя свое решение, Петр I указал на стремление приобщить русское общество к цивилизации. В частности, речь шла о вопросе преображения светских людей и духовенства на европейский лад. При этом вводились и налоговые платежи за ношение бород. Особое право на беспошлинное ношение было предоставлено русским царем только нескольким лицам из числа ближайшего окружения. К числу привилегированного круга отнесли губернатора Тихона Стрешнева, боярина Черкасского и патриарха Адриана.

В день торжеств и празднеств Нового года 01.09.1698 г. у боярина Шеина провели званый ужин. На нем присутствовал российский государь. В ходе обеда царский шут по приказу государя стал резать бороды.

Последствия введения указа

Введенные запреты на бороды спровоцировали активное недовольство в боярской и в остальных слоях российского общества. Периодически стали возникать акции массового неповиновения, фиксировались и случаи самоубийств. Происходило это не только в кругу духовенства и староверов, но и светском обществе. Царское решение не соответствовало культурным традициям России и нормам церкви. Поэтому не удивительно, что духовенство выступало категорически против нововведений, считая бритье бороды грешным делом и отказываясь благословлять безбородых.

На первом этапе введение штрафных санкций за ношение бород не принесло особых преференций государству – штрафы ввели, но порядок взимания не был отрегулирован. В 1699 г. вводится специальная квитанция, которая подтверждала факт уплаты пошлины. Со временем надчеканенные бородовые знаки приобрели статус платежного документа, получив наименование «бородовых копеек».

Причин введения налога на бороду было несколько. Основная из них – необходимость покрытия дефицита в казне из-за подготовки к Северной войне. Пошлиной облагались не только бороды, но и использование разных объектов быта – бань, печных труб, сапог, дров.

Источник статьи: http://rrepetitor.ru/dates/1698-19-avg-ukaz-petra-i-o-zapreshhenii-nosheniya-borody-i-vvedenii-evropejskoj-odezhdy/

Как Петр I со старыми традициями боролся: приказ о бритье бороды и усов

Петровские реформы кардинально изменили уклад России. Если раньше она продолжала двигаться по накатанным рельсам собственной истории, сохраняя традиции и уклад со времен Рюриковичей, то первый император решил свернуть в сторону развитой Европы. У него это получилось, и Россия быстро вошла в число полноценных европейских держав.

В переделке государства не было мелочей: имидж страны нужно было менять. И имидж подданных самого царя — в первую очередь. Так что про-европейски настроенный Петр очень радикально подошел к созданию «европейской моды» в России. Бородам была объявлена настоящая война.

Почему с бородой расставались так неохотно?

Прежде, чем переходить к историческим событиям, потрясшим весь цвет боярства, стоит объяснить, почему вообще так трепетно относились к бороде. До того, как Петр ввел европейскую моду на гладкое бритье, борода у боярина служила символом его причастности к христианской вере, предметом гордости и чести. «Схватиться за бороды», а уж тем более «плюнуть в бороду» оппоненту было очень серьезным оскорблением. Отрезать бороду — все равно, что отрезать волосы женщине: это было практически несмываемым позором. Так что для бояр, привыкших жить по старинным устоям, необходимость брить бороду действительно была шоком.

Читайте также:  Первая стрижка ребенка кто стрижет

17 апреля 1722 года Петр все-таки дозволил носить бороду, но только после уплаты налога. «Боярская гордость» стоила от 60 до 100 рублей. После выплаты этой огромной по тем временам суммы боярин имел право год носить бороду, о чем получал специальный знак. Налог на бороду существовал почти 50 лет.

«О бритье бород и усов»

Первым петровским указом о боярских бородах считают указ от 19 августа 1698 года. Назывался он «О ношении немецкого платья, о бритье бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии».

Об этом указе даже есть свои легенды: с 1 сентября царь запрещал боярам носить бороды, и с того же дня начал лично их брить. Позже Петр передал непростую работу своему придворному шуту, и на эту тему создано множество картин и бесчисленное количество анекдотов. Однако подтвердить подлинность этой истории нельзя. К тому же в сборнике законов Российской империи этого приказа вовсе не существует.

Первый документ, который действительно регламентировал правила ношения бороды, появился в 1705 году и датирован 16 января. Документ требует бриться у чиновников, освобождая от этой необходимости священнослужителей. Тем, кто не хочет брить бороду, нужно заплатить налог, и на год быть избавленным от необходимости следовать европейской моде. Между прочим, у этого налога были свои особенности:

  • Дороже всего обходились бороды купцам: им приходилось платить по сто рублей;
  • Купцам средней и меньшей статьи велено платить меньше ста рублей, однако точных сумм нигде не указано;
  • Борода царедворцев, дворовых и городских служащих стоила 60 рублей;
  • Ямщикам, извозчикам и простым московским жителям нужно было заплатить налог размером в 30 рублей;

С крестьян брали «по две деньги с бороды», но не раз в год, а при каждом въезде-выезде из города.

Борода стоила дорого. 30 рублей — это годовое жалование стрельца. На 3 копейки можно было купить 9 килограмм хлеба или около двух килограмм мяса. Так что деньги действительно выходили серьезные. Кстати, налог на бороду не только европеизировал Россию, но еще и помогал пополнить казну, серьезно истощенную нуждами военного времени.

«О ношении особого платья»

Изменения затронули не только ношение бород. Вскоре появился указ о запрете русского платья. Кафтаны, соболиные шубы и прочие предметы боярской роскоши было запрещено продавать, и уж тем более — носить. Причем здесь ограничиться уплатой ежегодного налога уже никто не мог: нарушителям этого приказа угрожали ссылкой и каторгой с конфискацией всего имущества.

Конечно, среди придворных были и те, кто легко и без лишних проблем расстался и с бородой, и с русским придворным платьем, вслед за царем приняв европейскую моду. Эти люди прекрасно понимали, что расставание со старым укладом — очень маленькая цена за возможность участвовать в мировой политике. Так что желающие воспользоваться множеством социальных лифтов, предоставленных царем, с легкостью забывали про «боярское достоинство».

«Бородатая оппозиция» продолжала исправно платить налоги. В качестве последней меры борьбы с засильем русских традиций Петр I издал приказ об установлении единого сбора: теперь платить нужно было по 50 рублей ежегодно. К тому же всем, кто не пожелал расстаться с бородами, предписывалось носить особое платье: зипун со стоячим воротником и однорядку с лежачим ожерельем.

Можно сказать, что Петр все-таки «дожал» боярство. Его цель — вывести Россию на единый уровень с европейскими державами, была достигнута. А «указы о бородах» просуществовали полвека и были отменены при Екатерине II. Впрочем, даже при великой императрице никто не стал носить бород.

Читайте также:  Мастер класс стильных причесок

Источник статьи: http://rrepetitor.ru/empire/kak-petr-i-so-starymi-traditsiyami-borolsya-prikaz-o-brite-borody-i-usov/

За что запрещали бороды, челки, каре, тублоки и маллеты

23 августа 1799 года Павел I запретил в Санкт-Петербурге ношение бороды, усов и бакенбард, а также буклей и челок. Император боялся повторения у себя в стране Французской революции и решил принять превентивные меры: все вышеперечисленное он считал первейшими признаками вольнодумства. Что удивительно, Павел I не был одинок: и до и после него правительства разных стран пытались бороться с вредными идеями, регламентируя длину растительности на лице

Текст: Мария Бессмертная

Бороды и тактика ближнего боя

Фото: National Archaeological Museum, Naples. Italy

Одно из первых задокументированных выступлений против растительности на мужском лице связано с именем Александра Македонского. В 331 г. до н. э., накануне решающего боя с персидским царем Дарием за контроль над Азией, он приказал своей армии побриться. Приказ был воспринят неоднозначно: в греческой культуре безволосый подбородок у взрослого мужчины считался признаком деградации. Плутарх полагал, что Александр Македонский руководствовался тактическими соображениями: в ближнем бою борода представляла угрозу для воинов — противник мог за нее легко схватиться. В XX веке решение стали рассматривать в контексте выстраивания имиджа: один из историков делает предположение, что Македонский хотел быть похожим на безбородого сына Зевса Геракла.

Бороды и разделение церквей

Фото: Atlas des Croisades, Jonathan Riley-Smith

В Средние века вопрос о том, бриться или не бриться, попал под церковную юрисдикцию. В результате Великого раскола 1054 года, разделившего христианскую церковь на Римско-католическую на Западе и Православную на Востоке, бороды достались последней. Папа римский Григорий VII, вступивший в должность в 1073 году, одним из первых своих указов не только окончательно утвердил целибат, но и запретил бороды для духовенства. Известно, что в 1080 году, принимая в лоно католической церкви Сардинию, он заставил побриться местного архиепископа и сказал, что «духовенство всей Западной церкви имело обычай сбривать бороду». С особым рвением к этому указу отнеслись во Франции, где бриться периодически заставляли всех. В 1096 году архиепископ Руана пригрозил отлучением от церкви любого, кто рискнет войти в храм с бородой, а на Рождество 1105 года архиепископ Амьена отказался причащать бородачей. К XII веку, благодаря подобным историям, бороды во Франции практически полностью вышли из моды.

Бороды и европеизация

В 1698 году Петр I в рамках программы по созданию из России европейского государства издал указ: бороды как символ прежнего отсталого русского быта рубить всем. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников (ослушавшихся бояр Петр брил лично, с лицами рангом ниже разбирались полицейские цирюльники). Не распространялось повеление лишь на священнослужителей и частично крестьян, которые могли носить бороды в деревнях. Запрет на ношение бороды — наверное, самый известный указ Петра I. Менее известно, что спустя неделю он выпустил новый указ: мужчинам позволялось сохранять растительность на лице за уплату пошлины в размере от 30 до 100 рублей в год (в зависимости от социального положения).

Волосы и расовая дискриминация

В 1786 году губернатор Луизианы Эстебан Родригес Миро принял закон, согласно которому женщинам креольского происхождения запрещалось демонстрировать волосы на публике и предписывалось всегда носить головной убор — платок или тийон. Власти таким образом напоминали женщинам, что вне зависимости от их социального статуса они всегда будут относиться к классу рабов. Шарф или платок на голове чернокожих женщин, впрочем, довольно быстро из символа угнетения превратился в модный аксессуар, заинтересовавший и белых женщин. Согласно историкам моды, уже к началу 1800-х годов закон перестал действовать, но тийон в культуре остался до сих пор.

Читайте также:  Как собрать прическу боб

Каре и эмансипация

Фото: Realart Pictures Corporation / Famous Players-Lasky Corporation

Женская стрижка, вошедшая в моду в 1920-е и ставшая символом женской эмансипации, в Америке поначалу встретила сильное сопротивление. Несмотря на то что каре были посвящены целые номера Vogue, консерваторы продолжали считать, что волосы средней длины на женщине — признак «разврата» и «склонности к либертинажу». Известно, что в начале 1920-х по всей стране читались лекции, устраивались проповеди о «дьявольском бобе», а владельцы одной из крупнейшей в стране торговой сети Marshall Field & Company и вовсе объявили, что не будут брать на работу женщин с каре.

Длинные волосы и международные отношения

В 1960-х правительство Сингапура объявило войну мужским длинным волосам. Таким образом власти собирались бороться с нарастающей популярностью движения хиппи, которое было признано «грязным, аморальным и развращающим молодежь». От запрета, который продержался в стране до 1990-х годов, пострадали не только сингапурские неформалы, но и их зарубежные товарищи. Гастроли в страну пришлось отменять таким любителям длинных волос, как Bee Gees, Kitarо и Led Zeppelin. А в 1970-м случился даже дипломатический инцидент: премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю был вынужден отменить визит в Куала-Лумпур, потому что у него в стране арестовали трех длинноволосых граждан Малайзии.

Маллет и пагубное влияние Запада

Министерство культуры Ирана ежегодно выпускает пропагандистские методички, в которых рассказывает, как успешно «продвигать исламскую культуру и остановить распространение нетрадиционных стилей в культуре». В 2010 году упоминания в ней удостоилась главная стрижка американских 1970-х, которую в свое время популяризировал Дэвид Боуи,— маллет. Согласно The New York Times, стрижка была охарактеризована как часть «пагубного влияния западной культуры». Длинные волосы у мужчин регулярно становятся объектом пристального внимания властей Ирана: в начале 2000-х на улицах страны арестовывали мужчин с хвостиками.

Хвосты и школьная успеваемость

В 2017 году ДжоДжо Сива, 13-летняя звезда YouTube с почти четырьмя миллионами подписчиков, неизменно появляющаяся в своих видео с высоким хвостом и бантом, решила монетизировать свой образ и выпустила банты с накладными разноцветными прядями волос для школьников. Родители, чьи дети тут же понеслись их покупать, устроили в интернете настоящую панику: сначала на английских родительских форумах стали обсуждать, что банты слишком большие, потом постановили, что такая прическа мешает сконцентрироваться на учебе. В итоге десятки британских, а затем и австралийских школ, несмотря на протесты учащихся, их запретили. 13-летние поклонницы Сивы уже успели объявить банты «каре нового поколения».

Тублок и несчастные случаи

Фото: Kristin Callahan/Everett Collection/Alamy Live News/DIOMEDIA

Мужская стрижка, которую носят все звезды кей-попа, в этом году была запрещена в десятках школ Токио. Правила насчет длинных волос и так присутствовали в большинстве школьных уставов, но из-за тублока японские подростки особенно расстроились. Внятного ответа на вопрос, почему стрижка была рекомендована к запрету Комиссией по образованию Токио, они до сих пор не получили. Единственное объяснение, которое пока существует,— это запись заседания городского парламента Токио. Там представитель Коммунистической партии Японии Юити Икэгава спрашивает главу Комиссии по образованию в Токио Юдзи Фудзиту, почему стрижка запрещена. Фудзита отвечает, что «тублок, во-первых, может стать причиной несчастных случаев, а во-вторых, ассоциируется с уличными бандами». Что он имел в виду, не понял никто, но видео за неделю набрало 6 млн просмотров.

Источник статьи: http://www.kommersant.ru/doc/4459985

Оцените статью
Adblock
detector