Кто носил бороду у осетин
По материалам книги Казбека Челахсаты «Осетия и осетины»
Осетины были красивы и стройны, арабы тянулись за их красотой. В Аравии славились осетинки. Их забирали для того, чтобы сделать красивым свое поколение.
У них (скифов) правильные черты лица. Лица часто суровы. Прямые длинные волосы спускаются до плеч. У большинства бороды и усы.
Так говорил Макент, и одеждой и языком подобный аланам. Ибо и то и другое одинаково у алан и у скифов; только аланы не носят таких длинных волос, как скифы, однако Макент, чтобы походить на них, подстриг свои волосы, сколько нужно было, чтобы уничтожить разницу между аланом и скифом.
Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни.
Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения.
А. МАРЦЕЛЛИН. IV в
Осетины крепки физически, прекрасные ходоки по горам, высоки ростом, с правильно развитой грудной клеткой, обладают хорошими умственными способностями и даром слова.
Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2—4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство.
Ю. КЛАПРОТ. 1807—1808 гг.
Здесь (во Владикавказе.— К- Ч.) даже не увидишь мужчин в папахах и женщин в платках. Женщины одеваются модно и делают прически. Пожилые мужчины, с седоватыми шевелюрами и значительными лицами, напоминают персонажей из западных кинофильмов. Осетины имеют совершенно европейский облик. Осетины раньше других северокавказских народов стали на путь современного развития.
Осетины по своему антропологическому облику в общем сходны с другими кавказцами. Но все же они несколько отличаются от своих соседей-вайнахов (чеченов) на востоке, кабардинцев на западе, грузин на юге. Мужчины ростом выше среднего, плотного телосложения, с массивным черепом и крупными, выразительными чертами лица. Мужчины большей частью черноволосы; среди женщин, как и у других кавказских горцев, много шатенок, порой с рыжеватым оттенком волос, но здешние женщины более яркие, по-европейски интересны.
А. Ф. ГОЛЬДШТЕЙН. 1977 г.
Лицо при большой правильности черт интересно, и если даже осетин не стремится к образованию, то все-таки в нем чувствуется живое понимание всего, что происходит. Светлые или каштановые волосы покрывают его скорее круглую, чем удлиненную голову, и открывают небольшой, но и не маленький лоб. В большинстве голубые и большие глаза имеют у женщин какое-то мягкое, а у мужчин, напротив, какое-то спокойное выражение. Дикий взгляд, которым отличаются черкесы, как и все кавказские жи¬тели, отсутствует у осетин.
Таковы осетины из внутренних местностей страны, таковы и кешелты (чесельтцы.— К.Ч.), кудари, дигорцы и др. Их приятный вид усиливается еще приветливостью, я бы сказал любезностью, с которой они встречают каждого чужеземца. Все их движения закругленные, они ходят твердым шагом. Я видел в Кола (селение в Джавском районе.— К- Ч.) 16-летнюю девушку, которая гнала перед собой быков, одетую в лохмотья, и, несмотря на это, я был восхищен ее осанкой, походкой и всеми ее движениями больше, чем ее ослепительной красотой.
. Ко мне подошел старый, полный достоинства осетин, приглашая к себе. Я не счел возможным отказаться, и мы отправились в его дом, расположенный на противоположной возвышенности Проне и входящий в селение Торманеули.
С радостью смотрел я на красивые высокие фигуры молодых женщин, одетых в несравненные синие платья и занятых приготовлением хлеба. Если бы Дюбуа и Шегрен видели их так, как видел их я, то они не допустили бы ошибку признать финское происхождение осетин. Женщины ходили с достоинством и все их движения были красивы. Мне было бесконечно жаль, что они удалились после того, как хлеб выпекся.
К. КОХ. 1837—1838 гг.
В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы. Тело осетин здо¬ровое и сильное.
Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы. В ответ осетин крепко высмеял меня; он был очень красивым человеком с черкесским орлиным профилем; с ним согласился стоявший рядом со мной образованный русский. Как раз мимо проходил вюртембергский крестьянин из колонии Мариенфельд. Неуклюжая фигура этого немца, его широкое лицо с сонливым выражением и покачивающаяся походка резкo отличались от гибкой прекрасной фигуры кавказца. «Как это может быть,— воскликнул русский,— чтобы вы были таким безрассудным и признавали два народа такого различного типа, принадлежащими к одной расе? Нет, предки этих двух людей так же могли вылететь из одного гнезда, как сокол и индюк. Видите, этот осетин и тот немец занимаются одинаковыми работами, они обрабатывают поля и пасут стада. Пошлите ваших крестьян на высокие горы и нарядите всех в кавказскую одежду, все-таки никогда из них не выйдет осетин. Даже через тысячу лет можно будет за милю отличить их правнуков».
М. ВАГНЕР. 1850 г.
Но что во Владикавказе поражает более всего приезжего из России, так это типы настоящих горцев. Иной и одет бедно, и лошадь -то у него не Бог весть чего стоит, а вся фигура всадника, с его оригинальной посадкой, закутанного в башлык, в бурке, надетой на бок, с винтовкой за плечами, шашкой и кинжалом,— так и просится на картину.
Источник статьи: http://ossetians.com/rus/news.php?newsid=701
Возвращение бороды?
Еще совсем недавно гладко выбри тый мужчина считал ся символом элега нтности и благополу чия. Но времена меняются, или точнее история идет по кру гу, а потому снова все чаще можно встре тить представителей сильного пола, пред почитающих «лицевую растительность». Речь, понятное дело, идет о таком мужественном признаке как борода. При этом для кого-то борода – просто модный тренд, для кого-то – дань традициям.Тенденция возвращения бороды довольно четко прослеживается и у нас, на юге Алании, где отношение к бороде имеет свои вековые традиции, и ее наличие у мужчины являлось обыденностью. К примеру, мы элементарно не можем себе представить другое изображе ние основателя современного литературного осетинско го языка Коста Хетагурова. Хотя XX век, т.н. век индустриализации, безусловно, и в Южной Осетии внес свои коррективы.
Вообще, борода во все времена, и не только у нас, была популярной, а потому остается классикой по сей день. Она может придать мужскому лицу не только определённый образ, шарм, но и завуалировать недостатки и дефекты. Но при этом борода требует серьёзного ухода. В противном случае об обладателе длиной щетины будут думать, что он попросту неряха. Борода популярна в мире. Существует даже свое научное название процессу ее отращивания – погонотрофия, от греческого «питание бороды». Есть даже люди, погонологи, которые занимаются непосредственно изучением бороды, ее историей. Ну а различных видов бород уже и не счесть – бретта, бальбо, верди, якорь, эспаньолка, арабская, короб, скандинавская…
О предназначении мужской бороды испокон веков велись дискуссии. Древние египтяне, шумеры, викинги, ассирийцы, скифы, сарматы, персы относились к сво им бородам с особым почтением, даже с пиететом. Их холили, лелеяли, красили, завивали, заплетали в локоны и косички. В древнем Египте металлические бороды как признак божественности и статуса, в обязательном порядке присутствовали в саркофагах, при изображении фараонов. Что касается наших потомков, то среди разнообразия богатства скифского золота свое место занимают золотые гребни именно для бороды. Да и древнегреческие мужчины носили исключительно длинные бороды, а Спарта считается последним оплотом этого обычая. Все стало меняться в эпоху эллинизма, которая принесла не только бритву, но и смеси, выводящие волосы на лице. Ну а когда Александр Македонский завоевал полмира с солдатами, лица которых были начисто выбриты, это явилось серьезной пропагандой нового «стиля».
В последствии в Европе гладкий подбородок и пышные бороды были сменяющими друг друга трендами. Или мирно сосуществовали вместе. Многие императоры даже вошли в историю под именами, связанными с характерными признаками их бород. К примеру, император Фридрих I Барбаросса, что значит «рыжая (или красная) борода». Или Генрих VIII, основатель династии Тюдоров, известный как «Синяя борода». Но если в Европе мужчины сами определяли носить им бороду или нет, то в России тема бритья-небритья становится вопросом государственной важности – знаменитый указ Петра I о налоге на бороду, и принудительное оттяпывание бороды у бояр при помощи топора, известные истории. И все ради прививания народу все тех же пресловутых европейских ценностей.
Что же касается алан или осетин, то носить бороду у наших предков имело свое, в том числе и сакральное значение. Так, кандидат исторических наук Роберт Кулумбегов считает, что «в отличие от ношения усов, что было обычным делом, борода являлась внешним атрибутом солидности у осетин. В ее отношении существовала статусность. Бороды были двух видов. Например, бороду небольшого размера – боцъо – носили люди среднего возраста. А борода больших размеров – зачъе – считалась уже принадлежностью их носителей к авторитетным и уважаемым людям, находящимся в солидном возрасте. Наиболь шим уважением отличались носители бо роды белого цвета. Существовало даже такое уважительное определение – урсзачъе зæронд лæг. Стоит ли говорить, что прикосновение к мужской бороде, как и к шапке, считалось оскорбительными могло привести к кровопролитию».
«Необходимо также отметить, – продолжает историк, – что в понимании осетин небожители национального религиозного пантеона также являются носителями бород. А представить главного из них – Уастырджы – без бороды просто невозможно. В древности, человек отрастивший бороду, фактически, больше никогда добровольно ее не сбривал. Например, в конце XVIII века в качестве наказания и унижения трем предводителям народного восстания в Южной Осетии, которые содержались в Метехском замке города Тбилиси, сбрили бороды. Этот факт они восприняли с бóльшим отчаянием, чем предстоящую отправку на каторгу по приговору суда в Сибирь».
О серьезном отношении к бороде у осетин говорит и председатель парламентского Комитета по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ Юрий Габараев: «Борода – это символ мужественности и статус ности. При этом порой бытует ошибочное мнение о том, что борода у осетин является исключительно признаком траура. Это суждение в корне не верно. Мужчина в тра уре не опускал боро ду специально, он прос то не брился и не стригся. Что касается бороды, то ее испокон веков у осетин носили мужчины, которые были старшими в доме. Более того, раньше в осетинской семье если отец или старший сын носил бороду, то младшие уже не имели права носить ее. Усы – да, но бороду – нет. И именно по этому признаку любой гость или странник мог определить хозяина, старшего дома».
Свое мнение по этому вопросу также высказал и кандидат филологических наук Зарбег Джабиев: «Борода в истории осетинского народа – это не просто облик, свойственный прошлым векам, в осетинском обществе – это почет, уважение, слава, честь и достоинство. Бородатый мужчина – уважаемый мужчина. И нельзя говорить, что осетины отпускали бороду только когда носили траур. Это пе редергивание действительности. Посмот рите на старые фотоснимки и картины, наконец, почитайте осетинскую литературу. Усы, борода – это обязательный атрибут мужчины. Наоборот, в древности у алан-осетин считалось, что, если у мужчины усы и борода сбриты, значит, он невоспитанный, безнравственный и не достойный уважения человек».
В последнее время в среде осетинской молодежи также появилось немало молодых мужчин с бородой. Это касается как юга Алании, так и севера. Но если на севере есть специализированные места барбершопы, где специалист-барбер при ведет бороду в порядок, то в Южной Осетии таких специализированных услуг еще никто не оказывает. Мы прошлись в Цхинвале по парикмахерским и поспрашивали специалистов, обращаются ли к ним молодые люди с просьбой сделать бороду ухоженной. Практически везде ответ был утвердительным. Классических барберов в нашей столице пока еще нет, но посильно оказать услуги по уходу за бородой наши мастера могут. Кстати, наш небольшой миниопрос на выявление отношения представительниц женского пола в Цхинвале к мужской бороде дал интересные результаты. Получилось практически 50 на 50. Одни категорически против растительности на мужском лице, другой части, наоборот, очень нравятся бородатые мужчины. Как говорится на вкус и цвет… В любом случае можно констатировать тот факт, что борода, как обязательный традиционный элемент прошлого нашего народа, в нашу обыденность снова возвращается. И, наверное, это хорошо .
Источник статьи: http://respublikarso.org/elections/2186-vozvraschenie-borody.html
Некоторые из осетинских обычаев конца 19 в.
— Горцы бреют голову, а европеец бороду.
— У осетин резать чурек ножом считается почему-то грехом.
— Говорить с женой у осетина не принято, особенно, в присутствии других лиц.
— Жена не называет своего мужа по имени. Она говорит: наш муж, наш человек (на лаг) .
— Европеец за столом весел и разговорчив, осетин же молчит и ест, ибо говорить во время обеда не принято, неприличино.
— На танцах и весельях неприлично присутствовать замужним женцинам и женатым людям.
— Европейцы называют своих жен по имени: Катя, Надя, Оля: и т. д. Осетин же говорит: наше семейство, пойди сюда.
— У европейца спрашивают, женат он или холост, у горцев подобный вопрос предлагать стыдно.
— У осетин существует пожелание молодой: семь сыновей и одну дочь!
— Много есть гостю неприлично.
— Когда перестает есть старший, то все младшие, сидящие ниже его, должны последовать его примеру, если бы даже они умирали с голоду.
— Принято мыть руки до и после обеда.
—Прежде старшего младшие не моют рук. Изъявление почета.
— Гости не должны съедать все поданное. Надо оставить что-нибудь нетронутым.
— Женщина перед мужчинами проходит не прежде позволения мужчин, проходит, и то повернувшись боком, с опущенными в землю глазами.
— Женщине смотреть мужчине в глаза стыдно.
— Кровомщение в обычае у осетин; на женщин же оно не простирается, потому же, почему считается позором убить женщину.
— Осетин очень часто клянется своим умершим отцом и всеми
своими мертвыми родными.
—Самое изысканное и роскошное блюдо у осетин — мед, смешанный с маслом.
— Любимый напиток—пиво, которое изготовляется в Осетии необыкновенно вкусно.
— Для большого оказания почета гостю режут барана, а иногда и вола. Считается признаком скупости, если хозяин не израсходует зарезанное в один, много в два дня. Таково убеждение.
— Осетины предпочитают рождение мальчика рождению девочки.
-— Предупредительность и быстрое исполнение желаний гостя в мальчике считается признаком хорошего воспитания у горцев Северного Кавказа.
— Женщина часто не ест ту часть животного, в соответствующую часть которого был ранен или убит родственник ее.
— Как женщине, так и молодым, считается постыдным есть голову барана или быка: эта часть — достояние старших и считается почетною частью зарезанного животного.
— В присутствии старших, младшие должны слушать молча: ввертывать свое слово в разговор старших — признак дурного воспитания и непочитания к старшим.»
©Газ. «Кавказ», 1876, № 148.
Не забудьте включить GT в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.
Источник статьи: http://www.georgiatimes.info/analysis/100475.html