1698, 19 авг. Указ Петра I о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды
Известный указ государя российского Петра Алексеевича «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» был издан 19.08.1698 г. Данный указ запрещал носить бороды с 01.09.1698 г.
Запрет на ношение бороды
Вернувшись из-за границы, Петр Алексеевич решил не ждать нового года, а приступил к преобразованиям сразу. Государь своими руками стриг бороды и срезал полы длинных одеяний у ряда своих приближенных. В частности, к первым жертвам преобразований относят генералиссимуса Шеина и кесаря Ромодановского.
Объясняя свое решение, Петр I указал на стремление приобщить русское общество к цивилизации. В частности, речь шла о вопросе преображения светских людей и духовенства на европейский лад. При этом вводились и налоговые платежи за ношение бород. Особое право на беспошлинное ношение было предоставлено русским царем только нескольким лицам из числа ближайшего окружения. К числу привилегированного круга отнесли губернатора Тихона Стрешнева, боярина Черкасского и патриарха Адриана.
В день торжеств и празднеств Нового года 01.09.1698 г. у боярина Шеина провели званый ужин. На нем присутствовал российский государь. В ходе обеда царский шут по приказу государя стал резать бороды.
Последствия введения указа
Введенные запреты на бороды спровоцировали активное недовольство в боярской и в остальных слоях российского общества. Периодически стали возникать акции массового неповиновения, фиксировались и случаи самоубийств. Происходило это не только в кругу духовенства и староверов, но и светском обществе. Царское решение не соответствовало культурным традициям России и нормам церкви. Поэтому не удивительно, что духовенство выступало категорически против нововведений, считая бритье бороды грешным делом и отказываясь благословлять безбородых.
На первом этапе введение штрафных санкций за ношение бород не принесло особых преференций государству – штрафы ввели, но порядок взимания не был отрегулирован. В 1699 г. вводится специальная квитанция, которая подтверждала факт уплаты пошлины. Со временем надчеканенные бородовые знаки приобрели статус платежного документа, получив наименование «бородовых копеек».
Причин введения налога на бороду было несколько. Основная из них – необходимость покрытия дефицита в казне из-за подготовки к Северной войне. Пошлиной облагались не только бороды, но и использование разных объектов быта – бань, печных труб, сапог, дров.
Источник статьи: http://rrepetitor.ru/dates/1698-19-avg-ukaz-petra-i-o-zapreshhenii-nosheniya-borody-i-vvedenii-evropejskoj-odezhdy/
Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?
1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.
Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.
Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.
Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.
2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.
Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.
3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.
С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.
Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!
Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831
За что запрещали бороды, челки, каре, тублоки и маллеты
23 августа 1799 года Павел I запретил в Санкт-Петербурге ношение бороды, усов и бакенбард, а также буклей и челок. Император боялся повторения у себя в стране Французской революции и решил принять превентивные меры: все вышеперечисленное он считал первейшими признаками вольнодумства. Что удивительно, Павел I не был одинок: и до и после него правительства разных стран пытались бороться с вредными идеями, регламентируя длину растительности на лице
Текст: Мария Бессмертная
Бороды и тактика ближнего боя
Фото: National Archaeological Museum, Naples. Italy
Одно из первых задокументированных выступлений против растительности на мужском лице связано с именем Александра Македонского. В 331 г. до н. э., накануне решающего боя с персидским царем Дарием за контроль над Азией, он приказал своей армии побриться. Приказ был воспринят неоднозначно: в греческой культуре безволосый подбородок у взрослого мужчины считался признаком деградации. Плутарх полагал, что Александр Македонский руководствовался тактическими соображениями: в ближнем бою борода представляла угрозу для воинов — противник мог за нее легко схватиться. В XX веке решение стали рассматривать в контексте выстраивания имиджа: один из историков делает предположение, что Македонский хотел быть похожим на безбородого сына Зевса Геракла.
Бороды и разделение церквей
Фото: Atlas des Croisades, Jonathan Riley-Smith
В Средние века вопрос о том, бриться или не бриться, попал под церковную юрисдикцию. В результате Великого раскола 1054 года, разделившего христианскую церковь на Римско-католическую на Западе и Православную на Востоке, бороды достались последней. Папа римский Григорий VII, вступивший в должность в 1073 году, одним из первых своих указов не только окончательно утвердил целибат, но и запретил бороды для духовенства. Известно, что в 1080 году, принимая в лоно католической церкви Сардинию, он заставил побриться местного архиепископа и сказал, что «духовенство всей Западной церкви имело обычай сбривать бороду». С особым рвением к этому указу отнеслись во Франции, где бриться периодически заставляли всех. В 1096 году архиепископ Руана пригрозил отлучением от церкви любого, кто рискнет войти в храм с бородой, а на Рождество 1105 года архиепископ Амьена отказался причащать бородачей. К XII веку, благодаря подобным историям, бороды во Франции практически полностью вышли из моды.
Бороды и европеизация
В 1698 году Петр I в рамках программы по созданию из России европейского государства издал указ: бороды как символ прежнего отсталого русского быта рубить всем. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников (ослушавшихся бояр Петр брил лично, с лицами рангом ниже разбирались полицейские цирюльники). Не распространялось повеление лишь на священнослужителей и частично крестьян, которые могли носить бороды в деревнях. Запрет на ношение бороды — наверное, самый известный указ Петра I. Менее известно, что спустя неделю он выпустил новый указ: мужчинам позволялось сохранять растительность на лице за уплату пошлины в размере от 30 до 100 рублей в год (в зависимости от социального положения).
Волосы и расовая дискриминация
В 1786 году губернатор Луизианы Эстебан Родригес Миро принял закон, согласно которому женщинам креольского происхождения запрещалось демонстрировать волосы на публике и предписывалось всегда носить головной убор — платок или тийон. Власти таким образом напоминали женщинам, что вне зависимости от их социального статуса они всегда будут относиться к классу рабов. Шарф или платок на голове чернокожих женщин, впрочем, довольно быстро из символа угнетения превратился в модный аксессуар, заинтересовавший и белых женщин. Согласно историкам моды, уже к началу 1800-х годов закон перестал действовать, но тийон в культуре остался до сих пор.
Каре и эмансипация
Фото: Realart Pictures Corporation / Famous Players-Lasky Corporation
Женская стрижка, вошедшая в моду в 1920-е и ставшая символом женской эмансипации, в Америке поначалу встретила сильное сопротивление. Несмотря на то что каре были посвящены целые номера Vogue, консерваторы продолжали считать, что волосы средней длины на женщине — признак «разврата» и «склонности к либертинажу». Известно, что в начале 1920-х по всей стране читались лекции, устраивались проповеди о «дьявольском бобе», а владельцы одной из крупнейшей в стране торговой сети Marshall Field & Company и вовсе объявили, что не будут брать на работу женщин с каре.
Длинные волосы и международные отношения
В 1960-х правительство Сингапура объявило войну мужским длинным волосам. Таким образом власти собирались бороться с нарастающей популярностью движения хиппи, которое было признано «грязным, аморальным и развращающим молодежь». От запрета, который продержался в стране до 1990-х годов, пострадали не только сингапурские неформалы, но и их зарубежные товарищи. Гастроли в страну пришлось отменять таким любителям длинных волос, как Bee Gees, Kitarо и Led Zeppelin. А в 1970-м случился даже дипломатический инцидент: премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю был вынужден отменить визит в Куала-Лумпур, потому что у него в стране арестовали трех длинноволосых граждан Малайзии.
Маллет и пагубное влияние Запада
Министерство культуры Ирана ежегодно выпускает пропагандистские методички, в которых рассказывает, как успешно «продвигать исламскую культуру и остановить распространение нетрадиционных стилей в культуре». В 2010 году упоминания в ней удостоилась главная стрижка американских 1970-х, которую в свое время популяризировал Дэвид Боуи,— маллет. Согласно The New York Times, стрижка была охарактеризована как часть «пагубного влияния западной культуры». Длинные волосы у мужчин регулярно становятся объектом пристального внимания властей Ирана: в начале 2000-х на улицах страны арестовывали мужчин с хвостиками.
Хвосты и школьная успеваемость
В 2017 году ДжоДжо Сива, 13-летняя звезда YouTube с почти четырьмя миллионами подписчиков, неизменно появляющаяся в своих видео с высоким хвостом и бантом, решила монетизировать свой образ и выпустила банты с накладными разноцветными прядями волос для школьников. Родители, чьи дети тут же понеслись их покупать, устроили в интернете настоящую панику: сначала на английских родительских форумах стали обсуждать, что банты слишком большие, потом постановили, что такая прическа мешает сконцентрироваться на учебе. В итоге десятки британских, а затем и австралийских школ, несмотря на протесты учащихся, их запретили. 13-летние поклонницы Сивы уже успели объявить банты «каре нового поколения».
Тублок и несчастные случаи
Фото: Kristin Callahan/Everett Collection/Alamy Live News/DIOMEDIA
Мужская стрижка, которую носят все звезды кей-попа, в этом году была запрещена в десятках школ Токио. Правила насчет длинных волос и так присутствовали в большинстве школьных уставов, но из-за тублока японские подростки особенно расстроились. Внятного ответа на вопрос, почему стрижка была рекомендована к запрету Комиссией по образованию Токио, они до сих пор не получили. Единственное объяснение, которое пока существует,— это запись заседания городского парламента Токио. Там представитель Коммунистической партии Японии Юити Икэгава спрашивает главу Комиссии по образованию в Токио Юдзи Фудзиту, почему стрижка запрещена. Фудзита отвечает, что «тублок, во-первых, может стать причиной несчастных случаев, а во-вторых, ассоциируется с уличными бандами». Что он имел в виду, не понял никто, но видео за неделю набрало 6 млн просмотров.
Источник статьи: http://www.kommersant.ru/doc/4459985