Кто первым стал брить бороду

Содержание
  1. Когда мужчины начали бриться?
  2. История бороды в Европе и России
  3. Борода в древнем мире
  4. Бороды побежденных собирали как знаки одержанных побед и превосходства. Гигант Рето в «Истории королей Британии» имел плащ, сотканный из бород убитых им королей.
  5. В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы — медные, бронзовые и стальные — впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.
  6. Излишние волосы души моей
  7. В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто.
  8. Уже в XII–XIII веках моралисты и ханжи считали, что пышная борода указывает на греховность человека, а небольшая ухоженная бородка — на сладострастие.
  9. Усы на Руси
  10. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — это цитата из Библии (Левит, 19:27). В средневековой Руси этот принцип свято соблюдался.
  11. Бритвенный станок цивилизации
  12. Через западную моду и светские развлечения в Россию проникал и западный образ светского человека — бритого, то есть с «босым лицом».
  13. Царь-брадобрийца
  14. Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев — сначала внешне, а там и все остальное подтянется.
  15. Бритое лицо и немецкое платье стало «пропуском» в новое общество: хочешь жить в городе и зарабатывать — брейся и одевайся по-европейски.
  16. «Высочайше утвержденные усы»
  17. Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.
  18. Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.

Когда мужчины начали бриться?

Когда мужчины начали бриться, точно неизвестно. Историки полагают, что еще 20 тысяч лет назад – именно таким временем датируются археологические находки первых бритвенных приборов, представлявших собой острые створки раковин и заточенные обломки кварца. Причины, по которым первобытные мужчины стали бриться, тоже неизвестны. Может, по религиозным мотивам, или чтобы угодить подругам. А может, чтобы нанести на лицо устрашающую татуировку или просто избавиться от блох. Но большинство историков уверены, что бритье носило практический смысл.

Бритый сильнее бородатого

В рукопашном бою бритый воин имел преимущество перед бородатым и волосатым противником. Он мог схватить его за волосы или бороду. Александр Македонский был ярым сторонником бритья. По примеру любимого полководца и царя его воины тоже стали избавляться от щетины. Делали это если не каждый день, то перед сражением или боем непременно. С легкой руки бритых греческих воинов небритые дикие народы стали называться варварами. Древние римляне переняли моду на бритье у греков, а затем распространили ее и на другие народы.

Способствовало этому то, что бритый и коротко стриженный мужчина считался более мужественным, чем бородатый и длинноволосый. Ведь в те времена не стриглись и не брились рабы, крестьяне и ремесленники. А люди военные в перерывах между битвами точили оружие и проверяли его остроту на собственных щеках и подбородке. Позже такое развлечение переросло в традицию и закрепилось в военных уставах.

Правда, моряки, даже военные, по прежнему расхаживали небритыми – при вечной качке сложно скоблить лицо острой бритвой без последствий. Но когда они сходили на берег, то обязательно шли к цирюльнику. А цирюльни были в те времена средоточием жизни, своего рода мужскими клубами. Туда ходили не просто бриться, но и встретиться с приятелями и нужными людьми, обменяться новостями, обсудить дела. Состоятельные люди, не желая общаться с простонародьем, брились с помощью слуги или вызывали брадобрея на дом.

В Средневековье брадобреи и цирюльники выполняли обязанности медиков. Они не только брили и стригли, но и удаляли зубы, ставили пиявок, лечили раны и даже ампутировали конечности. Они обслуживали жителей замков, сопровождали армии во время походов. Одной из причин поражения англичан в битве при Гастингсе и последующего завоевания Англии нормандцами послужило… бритье. Разведчики короля Гарольда доложили, что у Вильгельма Завоевателя нет солдат, лишь одни бритые монахи. Гарольд недооценил противника и потерпел поражение, ведь «монахами» были смелые, опытные, тщательно выбритые воины.

Только псы и коты…

Не стоит упускать из виду также религиозные и ритуальные мотивы бритья. Люди еще в каменном веке наносили себе на тело и лицо различные устрашающие татуировки, а чтобы их было видно, приходилось удалять волосы.

Фанатами религиозного бритья были древние египтяне. Они считали, что удаление волос – это чистота перед богами и отличие от «диких» народов. Брились все – мужчины, женщины и даже дети. Мало кто знает, что знаменитая египетская красавица Нефертити была лысой. Свои безволосые головы египтяне прикрывали париками, заодно спасавшими их от палящего солнца. Бороду разрешалось иметь только фараонам, да и то фальшивую, подвязываемую к лицу тесемками.

А вот в Древней Руси чтили бороды. Считалось, что борода – символ мужества, силы и мудрости. Бороду чтили и ухаживали за ней. Мужчина с ощипанной и некрасивой бородой считался неполноценным. Не было большего оскорбления, чем плевок в бороду. С принятием христианства Церковь еще больше утвердила народную традицию ношения бороды и освятила этот обычай, сделав ее символом одновременно и веры, и русской национальности. Может быть, тогда и произошло разделение на русских и украинцев. Южные славяне брили бороды и головы, оставляя лишь пышные усы и чубы, за что получили прозвище хохлы. В отместку они стали называть северных славян кацапами – от «як цап», то есть как козел.

На Руси был установлен даже штраф за нанесение ущерба бороде – 12 гривен. А за нанесение телесного ущерба и увечий полагался штраф всего в три гривны.

Иван Грозный говорил, что бритье бороды – грех, который не смоет кровь всех великомучеников. Священники отказывались благословлять безбородых. А патриарх Адриан заявил с амвона: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее».

Брившийся по польской моде царевич Лжедмитрий пострадал за это. Его и окружение Лжедмитрия обвинили в «страшных преступлениях»: не парятся в бане, не спят после обеда, едят телятину, бреют усы и бороду. Московский люд не смог простить такого и взбунтовался против Гришки Отрепьева сотоварищи.

Хочешь быть красивым – плати!

И вот народ с многовековым почитанием бороды Петр I решил заставить бриться. Сам он ходил «с босым лицом» смолоду в подражание другу и учителю Францу Лефорту и другим жителям Немецкой слободы. В 1698 году, вернувшись из поездки в Европу, Петр I уже на следующий день на торжественном приеме самолично начал резать боярам бороды и окорачивать долгополые кафтаны. За новое дело взялись серьезно, был издан указ о брадобритии и ношении «немецкого платья». Специальные команды солдат «потешных полков» вылавливали по городам бородачей в русском платье и кромсали им длинные одежды и бороды. Естественно, многим это нововведение не понравилось. Листы петровских указов, прибитые на столбах, забрасывались грязью и фекалиями, периодически вспыхивали волнения и бунты не желавших ходить с «босыми рылами».

Читайте также:  Детектив невеста синей бороды

Борьба продолжалась пять лет, пока не вмешались царские «прибыльщики», иначе финансисты. Зачем воевать с бородачами, когда можно поиметь с них выгоду? Бороды обложили специальным налогом. Царедворцы, служивые дворяне, чиновники должны были платить за ношение бороды 600 рублей (огромные по тем временам деньги), богатые купцы – по 100 рублей ежегодно, средние и мелкие – по 60 рублей. А «с людей бояр и посадских (т.е. со слуг), ямщиков и извозчиков, с церковных причетников и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно». Хотя крестьяне в деревнях могли ходить как угодно, но всякий раз при пересечении городской черты крестьянин-бородач обязан был выплатить страже у ворот одну копейку.

А вот военные должны были избавляться от бород поголовно. Зато им разрешалось носить усы. Постепенно в России усы стали непременным атрибутом любого военного человека.

Кровавая процедура или медитация?

В XVIII веке ножи и прямые лезвия эволюционировали в складную опасную бритву. Самыми лучшими считались бритвы из английского Шеффилда и немецкого Золингена. Великолепная сталь, углубленная заточка лезвия – золингеновские лезвия поэтично называли «поющими бритвами».

Бритье опасной бритвой – это своего рода медитативное действо, требующее полной концентрации. Кроме бритвы необходимы мыло, помазок, кожаный ремень для заточки и правки лезвия. Но зато забываются повседневные хлопоты, суета, стрессы.

Но мужчин меньше всего заботили медитация и психотерапия. Тратить 15-20 минут на зачастую «кровавую» процедуру или час на посещение цирюльника им казалось много. Может, поэтому в ходу были различные бородки типа эспаньолок и шкиперок. Они хоть и требовали ухода, но экономили кучу времени. Неухоженные бороды ассоциировались со старостью и неаккуратностью. Кто-то из писателей обозвал бороду экскрементами на лице. Отчасти он был прав. Современные ученые выяснили, что если не у всех, то у многих микрофлора в бородах по составу не сильно отличается от микрофлоры экскрементов.

Жиллетт, Шик и Бик – кто победит?

Эпоха опасной бритвы закончилась в конце XIX века. Братья Кемпе запатентовали бритвенный станок, где лезвие было зажато между двумя полосами кованой стали. Правда, его приходилось постоянно затачивать. Но именно он натолкнул на мысль американца Кинга Кэмпа Жиллетта – он придумал бритвенный станок с лезвием, которое просто выбрасывали
после того, как оно тупилось.

Вначале новые бритвенные станки и лезвия покупали плохо. Тогда Жиллетт придумал рекламный ход: его компания стала продавать станки ниже себестоимости, а иногда даже раздавать бесплатно, приучая к ним потребителей. Сам Жиллетт стал одним из первых лиц марки – его портрет и подпись печатались на упаковках лезвий. Правда, изобретатель бритвы усы так и не сбрил. На что президент США Теодор Рузвельт говорил: «Я не очень доверяю человеку, который делает бритвы и носит усы».

Тем не менее в 1917 году правительство США заказало Жиллетту 36 миллионов лезвий для солдат, и тот мгновенно стал миллиардером.

А в 1910 году полковник американской армии Джейкоб Шик изобрел новый тип бритвы – станок со сменными кассетами. Выступающий край лезвия был очень острым, но при этом настолько коротким, что порезаться им было невозможно.

А еще через несколько лет все тот же Шик сломал ногу. И тогда полковник изобрел… электрическую бритву. Правда, фирма Шика долго не могла внедрить ее в производство. Инициативу по выпуску электробритв перехватила компания Philips.

В 1970-х годах на рынок прорвалась компания Bic. Ее владелец и основатель Марсель Бик был признанным королем одноразовых вещей. Его одноразовые ручки и зажигалки завоевали мир, очередь была за станками.

Компании отдавали всего 10% потребительского рынка, но благодаря успешной рекламной кампании интерес к бритвам Bic превысил все ожидания. Через несколько лет одноразовым станкам отдавало предпочтение уже 60% бреющегося населения.

Фирма Gillette в 1976 году выпустила и свой одноразовый станок. Но время было упущено. Лишь через 15 лет она добилась равнозначной с Bic доли освоенного рынка.

Почти у каждого мужчины утро начинается с бритья. И хотя появилась технология лазерной эпиляции, устраняющая раз и навсегда упорно пробивающуюся щетину, бритвы будут всегда. Ведь бритье лица – дело и обязанность настоящих мужчин.

Источник статьи: http://mir-znaniy.com/kogda-muzhchinyi-nachali-britsya/

История бороды в Европе и России

Борода в древнем мире

У всех древних народов волосы были частью культовых верований. Отсечение волос на голове или теле имело мистическое значение: волосы стригли при инициации юношей, пряди волос были частью погребального обряда, а насильственное лишение волос — знак победы и унижения соперника: например, скальпирование у индейцев, принудительное бритье рабов в древнем Вавилоне.

Борода в традиционном обществе служила признаком красоты, мужества и благородства. У народов азиатского Востока борода однозначно трактовалась как атрибут мужской силы: так, в Месопотамии чиновники и солдаты обязаны были носить бороду. Сохраняла борода культовое значение и у северных европейцев.

Немецкие язычники клялись волосами и бородой; все боги скандивавов бородаты, при этом Один прозывался «пышноволосым», а Тор «пышнобородым».

Бороды побежденных собирали как знаки одержанных побед и превосходства. Гигант Рето в «Истории королей Британии» имел плащ, сотканный из бород убитых им королей.

В Древнем Египте ношение бороды было дозволено только фараону: остальные — от жрецов и чиновников до простолюдинов — брили лицо. В полисах Древней Греции борода была знаком принадлежности к государственной власти или философской школе, ассоциировалась с мужской силой и привлекательностью.

Первым известным историческим лицом, брившим бороду, был Александр Македонский. Существует легенда, что перед индийским походом Александр узнал, что тактика тамошних воинов заключается в том, чтобы хватать противника за бороду во время ближнего боя, и приказал своему войску сбрить бороды. Так, со времени Александра (IV в. до н. э.) в Средиземноморском мире господствовал обычай брить (или выщипывать) бороду. Бриться «до кожи» было необязательно, да и не все могли себе это позволить — можно было обстригать бороду ножницами, оставляя небольшую щетину.


В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы —
медные, бронзовые и стальные — впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.


Излишние волосы души моей

Со времен Александра мода на бритье бород появилась в Греции, затем ее переняли римляне, у которых бритое лицо стало обязательным признаком цивилизованного человека. И после падения Римской империи в V веке короли и правители Европы, подражая первым Каролингам и самому Карлу Великому, брили бороды и иногда носили усы. Согласно обряду коронации императоров первой половины XII века, они должны были «быть бриты», когда папа римский целует коронуемого в лоб, щеки и уста.

Читайте также:  Ирена понарошку инстаграм календарь стрижек

В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто.

Тем не менее господствовали разные моды. Солдаты на средневековых миниатюрах изображаются безбородыми, особым образом были обриты факиры и комедианты.

К XII веку относят трактат Бурхарда Беллевосского «Апология бороды», в котором автор дает описание разных «стилей» бород и усов:

“barbae funiculatae” («как веревки»), “corniculatae” («маленькими рожками»), “furcate” («вилами», то есть разлапистые бороды), “calanistratae” (завитые с помощью железа, как волосы женщин)… Бороды заостренные, длинные, ниспадающие на живот и бороды «как птичьи хвосты».

В Англии в англосаксонскую эпоху (V–IX века) любой, кто отрезал человеку бороду, должен был заплатить вергельд в 20 шиллингов. В «Русской правде» (X–XI века) за вырванный клок бороды полагалась пеня в 12 гривен (тогда как за отсеченный палец на руке — всего 3 гривны). К русской бороде мы еще вернемся, но как же Европа в итоге осталась безбородой? Всему виной католические священники.

В XI веке мирянин, вступавший в монастырь, произносил обет: «Я предаю излишние волосы души моей на пострижение в жертву и волосы головы моей на бритье…» в качестве символа послушания. Действительно, духовенство и монахи в средневековой Европе все были бритыми.

Уже в XII–XIII веках моралисты и ханжи считали, что пышная борода указывает на греховность человека, а небольшая ухоженная бородка — на сладострастие.

Преследовались и длинные волосы: «Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, но из соображений святости», — путано писал богослов XII века Петр Коместор (Едок). Крестоносцам епископы рекомендовали сбривать бороды, чтобы их нельзя было спутать в битве с бородатыми противниками.

Словом, бритое лицо стало явной принадлежностью высшего общества — и осталось ею в дальнейшем, в века Возрождения и Новое время. (Заметим, что европейские крестьяне и бедняки при этом носили бороды.) Элита же отпускала волосы и бороду в трауре, ссылке, отшельничестве. Ну а тем временем в России бороду носили все мужчины независимо от социального статуса.

Усы на Руси

Брились или нет восточные славяне в языческую эпоху — вопрос, на котором сломано не одно копьё. Не будем в него вдаваться — скорее всего, южные славяне брились, а северные — нет — чисто по климатическим причинам. Но в X веке между Западной и Восточной церковью по вопросу стрижки бород происходит серьезный раскол. Русь в этой ситуации — на стороне византийского христианства, где священники носили бороду.

«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — это цитата из Библии (Левит, 19:27). В средневековой Руси этот принцип свято соблюдался.

Один из первых больших скандалов с бородой случился с Василием III, отцом Ивана Грозного. Чтобы понравиться Елене Глинской, будущей матери Ивана и литовской княжне, Василий сбрил, по западному обычаю, бороду. Когда бояре стали пытаться ему подражать, на них ополчилось духовенство, и мода не прижилась. Сам Иван Васильевич впоследствии запрещал брить бороды «и попу и мирским людем», а в 1551 году по его инициативе собрался церковный Стоглавый собор, который прямо табуировал брадобритие: «Безбородому невозможно в царствие небесное внити», — говорит Стоглав. Согласно его текстам, бритого даже нельзя отпевать.

Бородой на Руси гордились и клялись. Путешественник Адам Олеарий говорит о московских боярах, что «те из них, которые имеют большую бороду и толстое брюхо, пользуются большим уважением. Его царское величество (имеется в виду Михаил Федорович. — Прим. авт.) выставляет таких людей на торжественных аудиенциях, думая этим вселить в иноземцах большее к своей особе уваженье». Григорий Котошихин писал о времени царя Алексея Михайловича, что «иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, а по великой породе». Именно при царе Алексее усилились гонения на бритых мужчин и даже у заслуженных бояр отнимались чины за подрезывание волос. Но почему это вообще началось?

Бритвенный станок цивилизации

Ксенофобия в России XVII века существовала не только на словах. Как писал историк Николай Костомаров, «все западные христиане являлись в понятии русского под именем немцев; их признавали некрещеными. По понятию строгого благочестия, не только дружба с немцами, но само прикосновенье к ним оскверняло православного. На этом основании, когда великие князья и цари принимали послов и допускали их к руке, то обмывали руку, чтобы стереть с нее оскверняющее прикосновение еретика». Вот так следовало, по идее, относиться к иностранцам. И царь Алексей Михайлович этот ритуал тоже соблюдал — а сам вовсю интересовался иностранными изобретениями, наукой и культурой, завел у себя придворный театр…

Да и вообще иноземцев кругом становилось все больше. Огромная торговля с Европой шла через Архангельск, где уже привычным делом стали межнациональные браки. Европейские военные (немцы и англичане в основном) обучали и тренировали русские полки. В Россию из Англии ехали купцы и медики.

Через западную моду и светские развлечения в Россию проникал и западный образ светского человека — бритого, то есть с «босым лицом».

В 1675 году выходит указ, чтобы придворные чины (стольники, стряпчие, дворяне и жильцы — придворная элита того времени) «иноземных немецких и иных извычаев не перенимали, волос у себя на голове не подстригали, а также платья, кафтанов и шапок у себя не носили и людям своим тоже носить не велели». Таким образом двор стареющего царя Алексея пытался защититься от «иноземщины» в царских покоях.

Но уже в 1681 году царь Федор приказывает дворянам и приказным (чиновникам) носить короткие «европейские» кафтаны. Кстати, символично, что сам Федор — царь без бороды (по возрасту; она просто не успела вырасти, Федор Алексеевич скончался в 21 год). В Москве начинают брить бороду, что вызывает протест традиционалистов. В качестве последнего средства патриарх Адриан издает специальное послание, в котором убеждает в неизбежности адских кар за брадобритие… Но Адриан был последним патриархом досинодального периода — вскоре институт патриаршества будет отменен Петром Первым. Как, кстати, и бороды.

Царь-брадобрийца

Раз уже выходили царские указы, запрещавшие ходить в иноземном платье при дворе, значит, петровские новации имели хоть какую-то, да почву. Все равно первый день брадобрития был шокирующим. Вернувшись из Великого посольства в европейские земли, царь собрал придворных в Преображенском дворце, ласково говорил с ними, рассказывал о походе — и собственноручно обрезал бороду то одному, то другому царедворцу. То же повторилось и на следующих пирах — у Шеина, у Лефорта… Уже через несколько пиров высшее общество поняло, к чему клонит царь, и начало примерять немецкое платье.

Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев — сначала внешне, а там и все остальное подтянется.

С 1700 года сначала все правительственные чины, дворяне и чиновники, а затем и «все вообще» люди, кроме духовенства, извозчиков и пахотных крестьян, должны были начать носить немецкое платье. А в 1705 году повелено: «Всякого чина людям, кроме церковного (попов и дьяконов), брить бороды и усы». С того, кто не хотел подчиняться, брали ежегодный налог: с чиновников и состоятельных горожан («торговых и посадских») по 60 рублей, с богатых купцов — по 100, с горожан победнее — по 30 рублей, а с крестьян, входящих с бородой в город, каждый раз по 2 деньги (1 копейка).

Читайте также:  Красивые не больные прически

У городских ворот стояли специальные досмотрщики, другие разыскивали бородачей по улицам и площадям. Особенно тяжко приходилось староверам, которые бороду сбрить просто не могли. В 1722 году было приказано, чтобы носящие бороды платили по 50 рублей в год и «чтобы оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем, ферязи и однорядку с лежачим ожерельем» — в общем, карикатурный «староверский» костюм. Пришедшим в государственное учреждение бородачу не в таком платье отказывали в принятии документов и взыскивали с него штраф. Тому, кто приведет к воеводе одетого «не по форме» бородача, полагалась половина такого штрафа. А в 1724 году царь еще повелел и «женам бородачевым» носить шапки с рогами. Разумеется, такие дикие меры дополнительно способствовали переходу многих раскольников на нелегальное положение.

Можно себе представить, какое — при хаосе в тогдашних государственных учреждениях, неопределенности в порядке взимания «бородовых» денег и пошлин — открывалось поле для злоупотреблений!

«Бедный промышленник из купечества или из крестьян везет в город: харч, бревна, дрова, уголья или какой-нибудь другой товар; у городских ворот: стой! а борода? И вот летит алтын и копейка в карманы заставных — не хочет платить, отправляют в воеводскую канцелярию, а оттуда в тюрьму — и долго, долго просидит в ней: откуда бедному взять 50 рублей? В воеводской канцелярии в Петербурге в 1723 году накопилось так много бородачей из бедных торговцев и промышленников, приехавших в город с самыми ничтожными товарами, что по указу Сената велено выбрить им бороды и выпустить на поруки…»

Г. Есипов. «Русская борода и немецкое платье»

Бритое лицо и немецкое платье стало «пропуском» в новое общество: хочешь жить в городе и зарабатывать — брейся и одевайся по-европейски.

Кстати, умелых брадобреев в то время в России почти не было — поэтому Петр распорядился отправить нескольких московских цирюльников на обучение в Европу, откуда они вернулись, нося гордое звание «барбиров». Получается, что первые барбершопы в России появились еще в начале XVIII века.

«Отмена» бороды далась далеко не просто, но дело было сделано, и вся верхушка общества после Петровской эпохи бород уже не носила. А вот среди пашенного крестьянства уважением к бороде по-прежнему было столь сильным, что брить бороду не осмеливались даже… женщины. О курьезном случае в 1741 году сообщали «Санкт-Петербургские ведомости»:

«В 1739 г. была привезена в Академию наук из Московской губернии „мужицкая жена“ Аксинья Иванова, 45 лет, как замечательный раритет. У нее с двадцатилетнего возраста стала расти мужская борода, с усами, и достигла 4–5 дюймов длины. В академии с нее списали „живописным художеством“ портрет… Росту своих волос не противилась, и как стрижением, так и вырыванием препятствовать оному не хотела, но за грех сие почитала. А и муж ее того делать ей не советовал».

«Высочайше утвержденные усы»

Индустрия взимания «бородовых» денег породила огромное количество злоупотреблений — а главное, оставалась доходной статьей государства. Поэтому после смерти Петра борода на лица русских мещан не вернулась. В 1762 году Екатерина II, только вступив на престол, выпустила указ о разрешении бежавшим за границу раскольникам вернуться в Россию — и велела не преследовать их за ношение бород. Екатерина также отменила бородовую пошлину для гражданских, а военным по-прежнему строго наказывали бриться.

К началу XIX века бритье сделалось для высших сословий в России уже общим местом.

Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.

Однако влияние французских мод постепенно возвращает бороды на лица молодых российских дворян — вместе с цилиндрами и стеклышками в глазу. «Борода все еще в большой моде. Да, борода! Кто хочет одеваться совершенно по-парижски, тот должен носить бороду…» — читаем в 1834 году.

Вообще в эпоху Николая I ношение усов и бороды в обществе не приветствовалось и считалось признаком вольнодумства или фатовства. Даже Пушкин, отпустив бороду, вынужден был скрываться от глаз светского общества: «Он никуда не показывался, потому что ехал с бородой, в которой ему хотелось показаться жене».

Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.

С 1832 года воинским чинам было разрешено носить усы и баки (но не бороды). Для гражданских чинов все оставалось строго. 30 марта и 2 апреля 1837 года вышли указы, напоминавшие о строгом запрете носить усы и бороды всем гражданским чинам и чинам придворного ведомства. В указе от 2 апреля говорилось: «император… изволил заметить, что многие гражданские чиновники, в особенности вне столицы, дозволяют себе носить усы и не брить бороды… подражая французским модам». Император находил это «совершенно неприличным» и повелел «всем начальникам гражданского ведомства строго смотреть, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили, ибо сии последние принадлежат одному военному мундиру».

Как пишет А. Фаресов, «один только профессор батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде носил „высочайше утвержденные усы“, как он выражался, на том основании, что император Николай Павлович очень часто посещал мастерскую художника, очень любил последнего и, в виде исключения, позволил ему носить усы». В 1848 году, однако, усы разрешили носить также чиновникам одного гражданского ведомства — Корпуса путей сообщения.

В 1850-е годы усы и бакенбарды стали модным аксессуаром викторианского мужчины — возможно, после Крымской (Восточной) войны, откуда британские офицеры возвратились порядком заросшими. Со временем и в России наступило послабление законодательства по этому вопросу: Александр II, сам носивший пышные бакенбарды, в 1874 году разрешил военным носить бороды во всех войсках, кроме гвардии, свиты императора и высших военных и морских чинов. А в 1881 году бородатый царь Александр III «вернул» бороды и гражданским чиновникам. Бороду носили и многие члены царской семьи рубежа веков — Константин Константинович, Николай Михайлович, Сергей Александрович и сам Николай II.

В Советской России законов о растительности на лице уже не было. Борода, конечно, могла восприниматься как характерный атрибут геологов, художников, диссидентов, но денег за ее наличие никто брать не пытался. Обязательным бритье бороды осталось только в армии.

Источник статьи: http://knife.media/beard-history/

Оцените статью
Adblock
detector