Кто при петре мог беспошлинно носить бороды

1698, 19 авг. Указ Петра I о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды

Известный указ государя российского Петра Алексеевича «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии» был издан 19.08.1698 г. Данный указ запрещал носить бороды с 01.09.1698 г.

Запрет на ношение бороды

Вернувшись из-за границы, Петр Алексеевич решил не ждать нового года, а приступил к преобразованиям сразу. Государь своими руками стриг бороды и срезал полы длинных одеяний у ряда своих приближенных. В частности, к первым жертвам преобразований относят генералиссимуса Шеина и кесаря Ромодановского.

Объясняя свое решение, Петр I указал на стремление приобщить русское общество к цивилизации. В частности, речь шла о вопросе преображения светских людей и духовенства на европейский лад. При этом вводились и налоговые платежи за ношение бород. Особое право на беспошлинное ношение было предоставлено русским царем только нескольким лицам из числа ближайшего окружения. К числу привилегированного круга отнесли губернатора Тихона Стрешнева, боярина Черкасского и патриарха Адриана.

В день торжеств и празднеств Нового года 01.09.1698 г. у боярина Шеина провели званый ужин. На нем присутствовал российский государь. В ходе обеда царский шут по приказу государя стал резать бороды.

Последствия введения указа

Введенные запреты на бороды спровоцировали активное недовольство в боярской и в остальных слоях российского общества. Периодически стали возникать акции массового неповиновения, фиксировались и случаи самоубийств. Происходило это не только в кругу духовенства и староверов, но и светском обществе. Царское решение не соответствовало культурным традициям России и нормам церкви. Поэтому не удивительно, что духовенство выступало категорически против нововведений, считая бритье бороды грешным делом и отказываясь благословлять безбородых.

На первом этапе введение штрафных санкций за ношение бород не принесло особых преференций государству – штрафы ввели, но порядок взимания не был отрегулирован. В 1699 г. вводится специальная квитанция, которая подтверждала факт уплаты пошлины. Со временем надчеканенные бородовые знаки приобрели статус платежного документа, получив наименование «бородовых копеек».

Причин введения налога на бороду было несколько. Основная из них – необходимость покрытия дефицита в казне из-за подготовки к Северной войне. Пошлиной облагались не только бороды, но и использование разных объектов быта – бань, печных труб, сапог, дров.

Источник статьи: http://rrepetitor.ru/dates/1698-19-avg-ukaz-petra-i-o-zapreshhenii-nosheniya-borody-i-vvedenii-evropejskoj-odezhdy/

Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой

Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?

1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.

Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.

Читайте также:  Схема стрижки вид спереди

Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.

2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.

Церковь перестала быть самостоятельной. Это было уже государственное учреждение, подчинённое Священному Синоду, Обер-прокурору и Царю. В её обязанности входило — следить за нравственностью населения и осуществлять социальное служение – уход за больными и калеками. Главнейшая, духовно-религиозная функция Церкви была отодвинута на десятый план. С церкви требовали формальных чиновничьих отчётов. Так, каждый прихожанин должен был 1 раз в год причащаться (в то время как в допетровские времена христиане причащались, как правило, еженедельно), об этом церковь должна была дать справку, без которой человек не мог считаться благонадёжным. Вера стала государственной обязанностью и повинностью под присмотром жандармов, что противоречит самой сущности веры и Церкви. Нельзя заставить верить и любить!)
С этого времени началось угасание веры и принижение авторитета Церкви, которые через 200 лет привели к страшной, кровавой безбожной революции. Но это уже другая история.

3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.

С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.

Усы и борода… казалось бы — пустяк и ерунда!
Но вот, Европе подражая, мужчин насильственно лишая
традиции, красы и чести, и видя их, себя сжигающих в протесте,
кто скажет: «Это – ерунда»? О, нет! Насилие – всегда беда!

Читайте также:  Сделать свадебные прически греческом стиле

Источник статьи: http://proza.ru/2017/10/23/1831

Как Пётр I с бородами и банями боролся

С привычкой носить бороду русские расстались легко, но поступиться чистотой тела оказалось выше их сил

Карго-культ Запада

«— Ужасное невежество! – сказал в заключенье полковник Кошкарёв. – Тьма средних веков и нет средств помочь… Поверьте, нет! А я бы мог всему помочь; я знаю одно средство, вернейшее средство.

— Одеть всех до одного в России как ходят в Германии. Ничего больше, как только это, и я вам ручаюсь, что всё пойдёт как по маслу: науки возвысятся, торговля подымется, золотой век настанет в России».

В такой дозволенной цензурою форме Н.В. Гоголь выразил сатиру не только на современных ему западников-прогрессистов, но и на отдельные реформы Петра Великого. И если даже в середине 19 века некоторые верили, что достаточно только переодеть русского мужика в немца, как Россия преобразится, то что же тогда сказать о начале 18 столетия!

Запрет русской одежды

Пётр I, веровавший, по выражению историка В.О. Ключевского, в «воспитательную силу кнута и застенка», считал, что преобразование России на западный лад надо производить в приказном порядке. Образцом для него служила не только Немецкая слобода под Москвой. Пётр к тому времени уже сам побывал за границей.

Вернувшись из «Великого посольства» осенью 1698 года и порубив головы мятежным стрельцам, Царь издал указ о запрете длиннополой русской традиционной верхней одежды. Пётр лично обрезал своим приближённым полы кафтанов, бороды и надевал на них напудренные европейские парики. В 1701 году он запретил дворянам и столичным обывателям носить русское платье и предписал костюм на западноевропейский лад.

«У городских ворот расставлены присяжные наблюдатели бород и костюмов, – писал Ключевский, – которые штрафовали бородачей и носителей нелегального платья, а самое платье тут же резали и драли. Дворян, являвшихся на государственный смотр с невыбритой бородой и усами, нещадно били батогами… Купцам за торг русским платьем – кнут, конфискация и каторга».

Налог на бороды

Только три категории лиц сохранила привилегию носить бороды – крестьяне, священники и старообрядцы. Пётр даже предписал в обязательном порядке носить бороду только в сочетании с одеждой старого фасона. Сами же бороды было решено сделать источником государственного дохода.

В 1705 году за право носить бороду был установлен высокий ежегодный налог. С дворян, купцов и госслужащих брали по 60 рублей, с купцов гостиных и суконных сотен (самых богатых) – по 100 рублей, с прочих горожан – 30 рублей. Сельские обыватели могли свободно носить бороду в деревне, но при каждом въезде в город платили за неё копейку. Для сравнения цен: на один рубль можно было тогда сытно кушать целый месяц.

Борьба с банями

Ещё один элемент традиционного русского быта подвергся гонению со стороны Петра – бани. Здесь сыграли свою роль два обстоятельства. Во-первых, горячие бани по-русски были неведомы ни немцам на Кукуе, ни голландцам и англичанам, которых Пётр видел в заграничной поездке. Отсюда он пришёл к выводу, что бани не только не нужны, но представляют собой помеху благосостоянию государства. Сам Пётр не был любителем мыться.

Правда, как и в отношении бород, он решил извлечь из привычки русских людей к чистоплотности практическую выгоду и обложил бани налогом. С 1704 года богатые люди должны были платить с домашней бани по три рубля в год, прочие дворяне и городские обыватели – по рублю, сельские – по 15 копеек. «Но в среднем разряде много скудных людей… не могли оплатить своих бань даже с правежа под батогами, и через год их бани перевели на крестьянский оклад» (Ключевский).

Банный налог оказался одним из самых исправно поступавших в казну, в отличие, например, от налога на бороду. С привычкой носить бороду русские расстались легко, но поступиться привычной гигиеной тела ради прогресса оказалось выше их сил.

Если вам понравилась публикация — не забудьте:

— нажать «палец вверх»;

— подписаться на канал;

Еще больше материалов на нашем телеграмм канале
История Российской Империи. Подпишись

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/history_russian/kak-petr-i-s-borodami-i-baniami-borolsia-5ca1ecdb5ec13d00b43ffad3

Зачем Петр I запрещал носить бороды?

Вступив на престол, царь Петр Алексеевич, уже в 26-летнем возрасте, в 1697 году отправился в Европу с официальным визитом, где пробыл практически полгода. Посмотрев на внешний облик жителей передовых европейских стран, царь решил, что старославянский образ его подданых сильно устарел. И уже в конце 1698 года был издан указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», чем вызвал волну недовольства в разных областях страны.

Читайте также:  Прическа для девочки очень короткие волосы

Борода еще во времена Крещения Руси (10 век) считалась обязательной к ношению для всех православных. Ношение бороды было закреплено в церковных правилах и гражданских сборниках, так в 11 века за брадобритие полагался штраф — 12 рублей, это при том, что за убийство был штраф 36 рублей.

Запреты на сбривание бороды сохранились вплоть до начала царствования Петра Великого. Патриарх Московский и всея Руси Адриан в конце 17 века, то есть уже при правлении Петра I, во время своих проповедей подтверждал запрет на бритьё бороды, а тех, кто это делал, он сравнивал с собаками, кошками и женоподобными, — брадобритие считалось в православной церкви признаком нетрадиционной ориентации.

Но вернемся к Петру Алексеевичу и его новыми, радикальными взглядами на внешний образ православных, в контексте растительности на лице. Комментируя свой закон о запрете бород царь говорил:

Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов.

В Преображенском дворце, на царских пирах,Петр самолично стал резать бороды своим вельможам, боярам. Ввиду упорного сопротивления населения, в том числе приближенных, в январе 1705 года он издает указ, по которому носить бороды свободно можно было дьяконам и священникам, все остальные должны были оплачивать специальную пошлину. Было установлено четыре разряда пошлины:

  • царедворцы, городовые дворяне, чиновники — 60 рублей в год
  • гости (купцы) 1-ой статьи — 100 рублей в год
  • купцы средней и мелкой статьи, посадские люди — 60 рублей в год
  • слуги, извозчики, ямщики, разные чины московских жителей — 30 рублей в год
  • «бородатые» крестьяне не облагались пошлиной, но при въезде в город должны были заплатить 1 копейку

После уплаты пошлины «человек с бородой» получал бородовой знак (бородовая копейка) — металлической жетон, квитанция об оплате. Эта пошлина действовала до 1772 года, а с 1715 года был единый тариф — 50 рублей в год. Петр I стремился полностью искоренить ношения бороды и «русского» платья и с 1714 году указом ввел полный запрет на ношения бороды и на торговлю и ношения национального русского платья, — за невыполнения указа били кнутом и могли вообще отправить на каторгу. Исключения были сделаны для старообрядцев, но они все равно платили пошлину 50 рублей и носили только определенную одежду с нашитым медным бородовым знаком. Политика ликвидации обычая носить бороды продолжалась вплоть до конца 18 века, даже церковные сборники старались не печатать, где речь шла об обязательном ношении бороды, либо исключалась эта глава.

Но уже в 1833 году, во время царствования Николая I, при вступлении в должность министра народного просвещения, действительный тайный советник, граф Уваров, которые имел весьма консервативные взгляды на науку, литературу, образование, в своем докладе императору изложил, что:

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная вера
2) Самодержавие
3) Народность

За это идею «официальной народности» «уцепились» славянофилы и стали дальше развивать ее, популяризировать ношение русской одежды и бороды. Власть не поощряла это движение, некоторые сторонники даже арестовывались на небольшие сроки, чтобы отбить желание у сочувствующих. Но с годами сторонников идеи возвращения к национальным и церковным, православным обычаям становилось все больше и уже два последних царя из династии Романовых — Александр III и Николай II носили бороду.

Если понравилась статья, подписывайтесь , делитесь, ставьте лайки !

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/ourhistory/zachem-petr-i-zaprescal-nosit-borody-5b9b6b2e41e36100a99907f7

Оцените статью
Adblock
detector