Кто сбривает бороду да будет

Культ бороды: немного истории и интересных фактов

Кто, когда и зачем начал брить бороду? Вопрос из разряда тех, что приходят на ум среди ночи, или пока не двигаешься в руках мастера с опасной бритвой. Сегодня мужчины подравнивают свою «Канадку» и платят барберу за услуги. Раньше платили высокий налог просто за право её носить. Не только Петровская реформа имела судьбоносное влияние, в разных народах были заведены не менее интересные традиции.

Борода, я скажу тебе: «Да»? или «Нет»?

Отношение к растительности на лице у разных религий и народностей в древности было своеобразным. В каких случаях бороду почитали, говорили строгое «нет», или «да», но с уточнениями.

Брить или не брить?

Брить. Носить разрешалось только фараону, и то искусственную.

Не брить, но подстригать ножницами можно.

Не брить! (до Петровской реформы) Нельзя идти против природы и уподобляться женщине.

Не брить, растить, но красивую. Нельзя заходить в мечеть с неухоженной бородой. Усы укорачивать не реже, чем раз в 40 дней.

Брить всё. Мытьё, уход и расчёсывание требуют времени, а его нужно посвящать богослужению.

Не брить. Форма бороды говорила о принадлежности к той или иной философской школе. Позже Александр Македонский приказал бороду брить, потому что в битве противник мог за неё ухватиться*.

В ранний период – не брить. Мужчину растительность украшала, а брились только скорбящие и подневольные рабы. Позже взяли моду с греков, но философы остались верны бороде.

Не брить. Борода завершает образ мужчины и является признаком свободы. Более того, длиной бороды измерялся уровень квалификации и достоверность мужского слова!

*По неофициальной версии у Александра Македонского просто не росла борода, и чтобы не быть высмеянным народом, он ввёл указ растительность сбривать.

Сегодня в России и за рубежом нет строгих рамок в правилах ношения бороды и усов, за исключением религиозных соображений. Появилось множество разных форм бороды и усов, которые ограничиваются только фантазией.

Влияние генетики

Иногда мало одного желания отрастить знатную бороду. Если природа пошла против, ничего не поделаешь. Знакома ситуация, когда волосы на лице растут клочками, а не равномерно, как травка на газоне. Такое можно наблюдать не только у «избранных» мужчин, но и у целых наций.

Например, борода очень неуверенно растёт у азиатов, живущих в северных и центральных районах, и причина тому – физиология. По природе азиатские народы достигают зрелости гораздо позже, чем европейцы, а максимальный уровень гормональной активности наступает только к 30 годам. Редко можно увидеть коренного азиата-бородача — чаще всего борода, хоть и довольно неуверенная, встречается у возрастных мудрецов.

У индейцев не растёт не только борода, но и в принципе волосы на теле. Такая тенденция заложена генетикой: климатические условия, в которых проживали древние народы, не требовали растительности на теле. Более того, каждое племя обязано было иметь отличительные признаки в виде рисунков на лице. Чтобы волосы не мешали, от них избавлялись: бритьём или удаляли с помощью сока растений. Со временем генетика нации изменилась, и волосы сами перестали расти.

У кавказцев, наоборот, гормональный фон активнее, чем у других народностей, и половая зрелость наступает уже к 12-13 годам! Количество активных волосяных фолликулов на лице у кавказских мужчин больше, чем у других наций. Всё это и приводит к быстрому росту густой бороды.

Забыть о бритье на четыре недели

Сегодня нет строгих правил, но есть интересные традиции, которые люди сами для себя придумали и с удовольствием чтут. Есть в году такой месяц, когда мужчины решают оставить волосы на лице в покое и не вмешиваться в их рост. Каждый ноябрь любой желающий может стать причастным к традиции, которая родилась в 1999 году в Аделаиде, крупном городе штата Южной Австралии.

В чём суть?

На протяжении всего месяца мужчины не бреются, а сэкономленные на станках и косметических средствах деньги перечисляют на медицинские исследования и борьбу с раком простаты, а также прочими мужскими заболеваниями.

Читайте также:  Стрижка полины гагариной 2019

Почему в ноябре?

Месяц был выбран не случайно: название акции «Movember» произошло от слов «moustache» (с англ. – «усы») и «November» (с англ. – «ноябрь»). В России, чтобы отращивать бороду было веселее, придумали свои вариации названия – «Небритябрь» или «Усабрь».

Акцию запустили группа молодых людей, и со временем она распространилась по всему миру. Уже в 2008 году к участию присоединились более 170 000 мужчин, и в рамках акции было собрано почти 15 миллионов долларов США.

Эксперименты с внешностью всегда вызывают интерес. Особенно, если это не просто спор, а жест с благотворительным посылом. Если после целого месяца «небритья» не затянуло, то возвращайтесь к обычному распорядку и вновь ощутите на щеках нежное прикосновение пены, а в руке – любимый станок.

Источник статьи: http://www.r-ulybka.ru/reviews/detail/239073/

Кто сбривает бороду да будет

Глава о подстригании усов

Умар подстригал свои усы так, что была видна краснота верхней губы, и устранял эти [волосы], то есть между усами и бородой.

От Ибн Умара [передается], что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К фитре [относится] подстригание усов».

От Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье [волос] в паху, выщипывание волос подмышками, подстригание ногтей и подстригание усов».

От Умара, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [передается]: «Поступайте не так, как язычники: отпускайте бороды и подстригайте усы».

Умар, совершая хадж или умру, собирал бороду в кулак и отрезал то, что выходило за его пределы.

Глава об отпускании бороды

От Ибн Умара, да будет Аллаха доволен ими обоими: «Посланник Аллаха сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороду»».

Из хашият к аль-Бухари «Ан-Нур ас-Сари» шейха Хасана аль-Адави аль-Хамрави:

«Из фитры» – то есть из древней сунны всех пророков, мир им.

«обрезание (аль-хитан)» – это устранение крайней плоти у мужчин и части кожи на верхней части полового органа у женщин, похожей на косточку или петушиный гребень. Слово «истихдад» означает использование лезвия для бритья в паху.

«Выщипывание подмышками» желательно начинать справа. Основа сунны достигается и при бритье, особенно если выщипывание доставляет боль.

«Подстригание усов»: [усы] – это волосы, растущие [на верхней] губе.

Глава об отпускании бороды

То есть оставление ее без бритья, выщипывания и сильного подстригания. Также [сюда относятся] слова «Подстригайте усы», – то есть делайте это крайне тщательно. В его словах «отпускайте бороду» слово «и’фа» означает удлинение бороды и отпускание ее».

В «Аль-Бармави аля аль-Бухари»: ««и устранял эти [волосы]», – то есть [волосы] по обеим сторонам губ, между усами и бородой. И они обычно встречаются при подстригании усов на уголках губ. Возможно, также имеются в виду края эспаньолки. «Подстригайте» означает «совершайте это очень тщательно». А слово «отпускайте» означает удлинение и отпускание длинной бороды, и поэтому нельзя ее брить, выщипывать и сильно подстригать. Слово аль-Бухари «отпускание» означает удлинение бороды. Также сказал Абу Убейд.

Если спросят: «Если было повеление отпускать бороду, то почему Умар подстриг свою бороду, хотя он передатчик хадиса?» Возможно, он ограничил [возможность подстригания] только в хадже, либо имеется в виду запрет на такое подстригание, которое было принято у не-арабов.

У Муслима от Абу Хурейры, да будет Аллах им доволен: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье в паху, выщипывание волос подмышками, подстригание ногтей и подстригание усов».

От Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [передается,] что он сказал: «Фитра – это пять вещей: обрезание, бритье волос в паху, подстригание усов, подстригание ногтей и выщипывание волос подмышками».

От Ибн Умара, да будет Аллах им доволен: «Подстригайте усы и отпускайте бороды».

От Ибн Умара, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, [передается]: «Нам было велено подстригать усы и отпускать бороды».

От Ибн Умара: «Посланник Аллаха сказал: «Поступайте не так, как язычники: подстригайте усы и отпускайте бороды»».

Читайте также:  Прикольные прически под каре

От Абу Хурейры: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стригите усы и отпускайте бороды. Поступайте не так, как эти зорооастрийцы»».

От Аиши, да будет Аллах ею доволен: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Десять вещей [относятся] к фитре: подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой».

Имам ан-Навави сказал в шархе на «Сахих Муслим»: «Что касается подстригания усов, то это сунна, и желательно начинать стрижку с правой стороны. И у человека есть выбор: самому постричь или попросить другого помочь в этом

Источник статьи: http://vk.com/topic-67092265_29782170

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 41-45

41-я заповедь — запрещение расписывать свое тело синей, красной и другими красками, как делают идолопоклонники и как это широко распространено среди египтян до сего дня. Этот запрет содержится в Его речении, да будет Он превознесен: «Наколотых рисунков не делайте на себе» (Ваикра 19:28).

Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (21а).

42-я заповедь — запрещение облачаться в одежды, сотканные из шерсти и льна вместе: в подобные одежды облачались жрецы идолопоклонников в эпоху дарования Торы; и сегодня подобные одежды распространены в Египте у монахов-отшельников.

И об этом речение Ашема, да будет Он превознесен: «Не облачайся в шаатнез (смешанную ткань) — шерсть и лен вместе» (Дварим 22:11). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Килаим (гл.9), Шабат (27аб,54а, 57б) и в конце трактата Макот (20а,21аб).

43-я заповедь — запрещение выбривать виски. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не стригите краев волос вокруг головы вашей» (Ваикра 19:27). И цель этого запрета так же заключается в том, чтобы не уподобляться идолопоклонникам, потому что так они поступали: выбривали только виски.

А в трактате Йевамот (5а) разъяснено: «Состригание волос наголо также является нарушением этого запрета», — чтобы не сказал человек: запрещено только выбривать виски, оставляя остальную шевелюру нетронутой, как делают жрецы идолопоклонников, но, если я сбриваю все волосы, в этом нет никакого уподобления этим жрецам. Поэтому-то мудрецы объясняют нам, что запрещено выбривать виски в любом случае: как только виски, так и виски вместе с остальной шевелюрой.

Преступивший этот запрет карается бичеванием за каждый из висков по отдельности, поэтому, если он обривает всю голову, то карается бичеванием дважды.

Однако, несмотря на то, что нарушителя наказывают дважды, этот запрет не включается в перечень в качестве двух заповедей, поскольку в Торе он выражен как единый запрет. Вот если бы было сказано: «Не стригите краев волос головы вашей справа и краев волос головы вашей слева» — тогда, поскольку за нарушение запрета наказывают дважды, мы должны были бы посчитать две заповеди. Но в настоящем виде — это единый запрет и одна заповедь. И если мы знаем из традиции, что действие запрета распространяется на несколько частей тела и наказание следует за нарушение запрета по отношению к каждой из них по отдельности, из этого еще не следует, что запрет включает в себя несколько заповедей.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (20аб). Женщины под действие этого запрета не подпадают (Кидушин 29а).

44-я заповедь — запрещение сбривать лезвием бритвы «края бороды». И есть пять «краев»: верхний край бороды на правой щеке, верхний край бороды на левой щеке, нижний край бороды справа, под нижней скулой, нижний край бороды слева, под нижней скулой, и самый нижний край бороды. Этот запрет выражен в Торе так: «Не порть края своей бороды» (Ваикра 19:27), поскольку все эти пять «краев» входят в понятие «борода». И не сказано «Не порть своей бороды», но Ашем сказал: «Не порть края своей бороды», подчеркивая: не порть даже один из краев, окаймляющих твою бороду; и наши мудрецы объясняют, что имеются в виду те пять краев, которые мы перечислили. Поэтому, если человек сбривает всю бороду, он карается бичеванием пять раз — несмотря на то, что сбрил всю бороду за один раз.

Читайте также:  Когда короткая стрижка лучше длинной

И сказано в Мишне (Макот 20а): «За сбривание бороды бичуют пять раз: два за одну сторону, два за другую сторону и один за самый низ бороды». Сказал раби Элиэзер: «И если сбрил все за один раз, его бичуют только один раз».

В Талмуде (Макот 21а) делается вывод из приведенных слов Мишны: «Следовательно, раби Элиэзер считает, что все это — один запрет». И ясно, что первое мнение, с которым раби Элиэзер полемизирует, исходит из понимания, что речь идет о пяти запретах; и закон установлен по этому первому мнению. Однако эти пять запретов не являются пятью самостоятельными заповедями, поскольку они выражены в Торе единым запретом, как мы уже объясняли относительно предыдущей 43-ей заповеди. Запрет сбривать бороду так же связан с тем, что так поступали жрецы идолопоклонников; и сегодня этот обычай широко распространен у монахов в Европе.

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в конце трактата Макот (20аб, 21а). Женщины под действие этого запрета не подпадают (Кидушин 29а).

45-я заповедь — запрещение расцарапывать свое тело в ритуальных целях, как это делают идолопоклонники. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не делайте на себе надрезов» (Дварим 14:1). Этот запрет повторен в Торе также в несколько иных выражениях: «И царапин по умершим не делайте на своем теле» (Ваикра 19:28). И объяснено в трактате Йевамот (13б), что «основное значение речения “Не делайте на себе надрезов” — не наносите себе ран в знак скорби по умершим». И в трактате Макот (21а) сказано, что «Царапин по умершим не делайте» и «Не делайте на себе надрезов» — один запрет. И там же разъяснено, что раздирающий свое тело в знак скорби по умершему, приговаривается к наказанию независимо от того, наносил ли он себе раны рукой или с помощью какого-либо орудия; но наносящий себе раны в целях идолослужения наказывается только в том случае, если он использовал для этого какое-либо орудие, подобно сказанному в книге Пророков: «И стали они (пророки Баала) громко взывать, и, по своему обыкновению, наносили себе раны мечами и копьями, так что кровь лилась по ним» (I Мелахим 18:28).

И еще сказали наши мудрецы (Йевамот 13б), что речение «Ло титгодеду» (Не делайте на себе надрезов) включает также запрет разбиваться на партии и способствовать разногласиям между различными группами еврейского народа (глагол леитгодед имеет два значения: «наносить себе царапины» и «собираться в группы»). Однако основное значение стиха, как мы разъяснили: «не наносите себе ран в знак скорби по умершим»; а второе значение — это только дополнительное толкование.

И подобны этому слова мудрецов (Санхедрин 110а): «Каждый разжигающий разногласия преступает запрет Торы, как сказано: “…Чтобы не были, как Корах и его сообщники” (Бемидбар 17:5)». И это тоже лишь толкование, а основное содержание стиха, как поясняли наши мудрецы, — предостережение, а не запрет: «…Чтобы не приближался человек посторонний, который не из потомков Аарона, воскурять благовония перед Б-гом и чтобы не случилось с ним то же, что с Корахом и его сообщниками…», — Ашем предостерегает, что, если в будущих поколениях кто-то будет оспаривать права коэнов на служение и попытается заменить их, он будет наказан, и хотя не точно той же карой, что Корах — земля не поглотит его заживо, но он будет поражен язвами проказы; так был наказан царь Узияу (см. IIДиврей аямим гл.26).

Вернемся к обсуждаемой нами заповеди и скажем, что законы, связанные с ее выполнением, разъясняется в конце трактата Макот (20-21а). Преступивший этот запрет карается бичеванием.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»

Источник статьи: http://toldot.ru/articles/articles_1315.html

Оцените статью
Adblock
detector