Кто запрещал сбривать бороды

Почему старообрядцы не бреют бороды

Русичи издревле носили бороды, как до принятия христианства в качестве официальной религии князем Владимиром в 988 году, так и после этого эпохального события. Практически каждый взрослый русский мужчина носил традиционную одежду и бороду также и в средневековье, и в ранее новое время. И только лишь Петр I, с его программой, которую нынешними словами можно было бы охарактеризовать как «догоним и перегоним Европу», вознамерился лишить русских мужчин бороды. Для чего ему это было нужно? Дело в том, что, побывав в Европе, Петр увидел, что тамошние джентльмены носят парики и бреют лицо. Вынужденные покориться жестокой воли царя, многие из его подданных начали стричь и брить ранее неприкосновенные бороды. Однако с петровских времен и до наших дней в России осталась одна группа, которая продолжает блюсти традиции предков и носить длинные бороды – это старообрядцы, т.е. православные верующие, не принявшие в XVII веке реформы патриарха Никона. Продолжая быть частью русского народа, старообрядцы, в известной степени, выстроили свою собственную религиозную традицию, во многом отличающуюся от общепринятой в православной России.

Российское законодательство о ношении бороды

Обязательное бритье бороды было введено Петром I в 1698 году. С 1705 года за ношение бороды взималась пошлина, взамен которой выдавался специально отчеканенный бородовой знак. Указом от 1714 года было вообще запрещено носить бороду; исключение было сделано лишь для старообрядцев. По указу 1722 года они должны были платить за бороду 50 рублей в год. Из одежды они могли носить зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть из красного сукна. В 1724 году вышел указ о том, что старообрядцы должны пришивать к своей одежде медные знаки об уплате «бородатой» пошлины.

Окончательно эта пошлина была отменена лишь в 1772 году. После этого в течение длительного времени ношение бороды не являлось чем-либо удивительным. Однако в ранние советские времена бритье бороды стало нормой практически для всех граждан СССР как символ борьбы с пережитками «темного» прошлого. Из всех ближних Сталина бороду носил, пожалуй, только всесоюзный староста Михаил Калинин (кстати, некоторые современные авторы приписывают ему старообрядческое происхождение). Пожалуй, только с этого времени наличие длинной неподстриженной бороды в России стало символом принадлежности к какой-либо ярко выраженной религиозной традиции – старообрядческой, иудейской, мусульманской или какой-либо еще.

Историческое обоснование брадоношения у старообрядцев

Запрет на бритье бороды у старообрядцев восходит к предписаниям библейской книги Левит, не позволяющим брить волосы и края бороды. Одно из них гласит: «не порти края бороды твоей» (19:27). Другое указывает: «они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (21:5). Аналогичное предписание «Кормчей книги» (сборник церковных и светских законов при управлении церковью и в церковном суде) также восходит к ветхозаветному канону:

«Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе: не постригайте брад ваших: се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавый Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады вашы, себо мерзость Господеви. Ибо от Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть: на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, имже брады постризаны. Вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Бога создавшаго вас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отступити, его же Той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите».

Как мы видим, авторы «Кормчей книги» также ссылаются на предписания Моисеевых времен, говоря о том, что мужчина, подстригающий бороду, уподобляется женщине, что «мерзость есть пред Богом». Т.е. подстригание и бритье бород напрямую отождествляется с нарушением религиозных законов. Первым это начал делать, согласно данному источнику, «Константин царь Ковалин», т.е. византийский император Константин V Копроним (718-775). Инициатор иконоборческого движения, Константин воспринимался старообрядцами как один из главных ересиархов, виновный, среди прочего и в грехе брадобрития. И еще важный фактор: сбривание бороды является искажением изначального облика человека, созданного Богом «по образу своему».

По мнению некоторых исследований, впрочем, у старообрядцев есть иное, народное понимание этого предписания: длинные бороды необходимо носить, т.к. такая борода была у Иисуса. Этот фактор, пожалуй, поможет нам понять почему старообрядцы так отрицательно воспринимали Петра I с его политикой насильственного бритья бород.

Читайте также:  Стрижка девушке до плеч спереди лесенкой

Современные старообрядцы о брадобритии

Несмотря на то, что современная РПЦ Московского патриархата не считает брадобритие грехом, нынешние старообрядцы всех толков по-прежнему решительно осуждают «брадобрийство». Так, в постановлении собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2014 года говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

А вот что на эту тему пишут современные старообрядческие авторы Алексей Муравьев и Дмитрий Урушев в работе «Прение о бороде»: «Необходимо отметить еще один важный аспект: русские люди глубоко пережили еврейский Закон, данный в Библии как норма, продиктованная самим Богом. И строгое правило брадоношения стало для русских людей, как и для евреев, признаком покорности Богу и уважения к его благому плану творения мира. Но для русских православных христиан в бороде был еще и смысл религиозно-ограничивающей нормы. Православный человек самоидентифицировался через эту норму брадоношения».

Таким образом, как мы видим, современная старообрядческая церковь, как одна из самых консервативных церквей России, продолжает решительно и однозначно настаивать на необходимости соблюдения брадоношения как части религиозной самоидентификации православного человека.

Реальная ситуация

Значит ли это, что все современные старообрядцы все как один отпускают длинные усы и бороды? Безусловно, все духовное сословие и многие прихожане действительно соблюдают это предписание. Практически в любом информационном буклете, составленном современными старообрядцами об их религиозной традиции, можно найти информацию о необходимости носить усы и бороду. Однако, зайдя в старообрядческий храм во время службы, вы, несомненно, увидите там верующих с подстриженными бородами или даже вовсе без них. Современный образ жизни неизбежно откладывает свое влияние и на эту традиционную общину, заставляя многих из старообрядцев выглядеть вполне конвенционально, не отличаясь от большинства мужчин современной России.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/92711-pochemu-staroobryadcy-ne-breyut-borody.html

Почему старообрядцам запрещено брить бороду

Русичи издревле носили бороды, как до принятия христианства в качестве официальной религии князем Владимиром в 988 году, так и после этого эпохального события. Практически каждый взрослый русский мужчина носил традиционную одежду и бороду также и в средневековье, и в ранее новое время. И только лишь Петр I, с его программой, которую нынешними словами можно было бы охарактеризовать как «догоним и перегоним Европу», вознамерился лишить русских мужчин бороды. Для чего ему это было нужно? Дело в том, что, побывав в Европе, Петр увидел, что тамошние джентльмены носят парики и бреют лицо. Вынужденные покориться жестокой воли царя, многие из его подданных начали стричь и брить ранее неприкосновенные бороды. Однако с петровских времен и до наших дней в России осталась одна группа, которая продолжает блюсти традиции предков и носить длинные бороды – это старообрядцы, т.е. православные верующие, не принявшие в XVII веке реформы патриарха Никона. Продолжая быть частью русского народа, старообрядцы, в известной степени, выстроили свою собственную религиозную традицию, во многом отличающуюся от общепринятой в православной России.

Российское законодательство о ношении бороды

Обязательное бритье бороды было введено Петром I в 1698 году. С 1705 года за ношение бороды взималась пошлина, взамен которой выдавался специально отчеканенный бородовой знак. Указом от 1714 года было вообще запрещено носить бороду; исключение было сделано лишь для старообрядцев. По указу 1722 года они должны были платить за бороду 50 рублей в год. Из одежды они могли носить зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть из красного сукна. В 1724 году вышел указ о том, что старообрядцы должны пришивать к своей одежде медные знаки об уплате «бородатой» пошлины.

Окончательно эта пошлина была отменена лишь в 1772 году. После этого в течение длительного времени ношение бороды не являлось чем-либо удивительным. Однако в ранние советские времена бритье бороды стало нормой практически для всех граждан СССР как символ борьбы с пережитками «темного» прошлого. Из всех ближних Сталина бороду носил, пожалуй, только всесоюзный староста Михаил Калинин (кстати, некоторые современные авторы приписывают ему старообрядческое происхождение). Пожалуй, только с этого времени наличие длинной неподстриженной бороды в России стало символом принадлежности к какой-либо ярко выраженной религиозной традиции – старообрядческой, иудейской, мусульманской или какой-либо еще.

Историческое обоснование брадоношения у старообрядцев

Запрет на бритье бороды у старообрядцев восходит к предписаниям библейской книги Левит, не позволяющим брить волосы и края бороды. Одно из них гласит: «не порти края бороды твоей» (19:27). Другое указывает: «они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (21:5). Аналогичное предписание «Кормчей книги» (сборник церковных и светских законов при управлении церковью и в церковном суде) также восходит к ветхозаветному канону:

Читайте также:  Может ли ремонтантная клубника давать усы

«Что же о пострижении брады; не писано ли есть в законе: не постригайте брад ваших: се бо женам лепо, мужем же не подобно: создавый Бог судил есть, Моисеови бо рече, постризало да не взыдет на брады вашы, себо мерзость Господеви. Ибо от Константина царя Ковалина и еретика суща се узаконено есть: на том бо вси знаяху, яко еретическия слуги суть, имже брады постризаны. Вы же се творяще человеческаго ради угодия, противящеся закону, ненавидими будете от Бога создавшаго вас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, от всего того отступити, его же Той ненавидит, и ничтоже неугоднаго Ему не творите».

Как мы видим, авторы «Кормчей книги» также ссылаются на предписания Моисеевых времен, говоря о том, что мужчина, подстригающий бороду, уподобляется женщине, что «мерзость есть пред Богом». Т.е. подстригание и бритье бород напрямую отождествляется с нарушением религиозных законов. Первым это начал делать, согласно данному источнику, «Константин царь Ковалин», т.е. византийский император Константин V Копроним (718-775). Инициатор иконоборческого движения, Константин воспринимался старообрядцами как один из главных ересиархов, виновный, среди прочего и в грехе брадобрития. И еще важный фактор: сбривание бороды является искажением изначального облика человека, созданного Богом «по образу своему».

По мнению некоторых исследований, впрочем, у старообрядцев есть иное, народное понимание этого предписания: длинные бороды необходимо носить, т.к. такая борода была у Иисуса. Этот фактор, пожалуй, поможет нам понять почему старообрядцы так отрицательно воспринимали Петра I с его политикой насильственного бритья бород.

Современные старообрядцы о брадобритии

Несмотря на то, что современная РПЦ Московского патриархата не считает брадобритие грехом, нынешние старообрядцы всех толков по-прежнему решительно осуждают «брадобрийство». Так, в постановлении собора Русской Православной Старообрядческой Церкви 2014 года говорится, что верующих надо «понуждать к соблюдению церковных канонов о недопустимости грехов брадобрития и брадострижения».

А вот что на эту тему пишут современные старообрядческие авторы Алексей Муравьев и Дмитрий Урушев в работе «Прение о бороде»: «Необходимо отметить еще один важный аспект: русские люди глубоко пережили еврейский Закон, данный в Библии как норма, продиктованная самим Богом. И строгое правило брадоношения стало для русских людей, как и для евреев, признаком покорности Богу и уважения к его благому плану творения мира. Но для русских православных христиан в бороде был еще и смысл религиозно-ограничивающей нормы. Православный человек самоидентифицировался через эту норму брадоношения».

Таким образом, как мы видим, современная старообрядческая церковь, как одна из самых консервативных церквей России, продолжает решительно и однозначно настаивать на необходимости соблюдения брадоношения как части религиозной самоидентификации православного человека.

Реальная ситуация

Значит ли это, что все современные старообрядцы все как один отпускают длинные усы и бороды? Безусловно, все духовное сословие и многие прихожане действительно соблюдают это предписание. Практически в любом информационном буклете, составленном современными старообрядцами об их религиозной традиции, можно найти информацию о необходимости носить усы и бороду. Однако, зайдя в старообрядческий храм во время службы, вы, несомненно, увидите там верующих с подстриженными бородами или даже вовсе без них. Современный образ жизни неизбежно откладывает свое влияние и на эту традиционную общину, заставляя многих из старообрядцев выглядеть вполне конвенционально, не отличаясь от большинства мужчин современной России.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/121411-pochemu-staroobryadcam-zapreshheno-brit.html

Кто запрещал сбривать бороды

Существует мнение, что русский народ настолько гостеприимен и хлебосолен, что испокон веков наши предки женились на представителях других народов и отдавали замуж за них своих дочерей. Но это не так: результаты исследования ученых-генетиков (американский журнал «Генетика человека») говорят о том, что русские — весьма однородны по генетическому составу, при этом татаро-монгольское иго практически не оставило следов в генетическом коде русского народа, а исследования советских антропологов , проведенные в Сибири (Татьяна Алексеева, статья «Антропологический облик русского народа») выявили, что даже во второй половине XX века количество смешанных браков было невелико, и русские, живущие в Сибири, сумели сохранить присущий им внешний вид — то есть по большей части были светлоглазы и светловолосы. Что означало лишь одно: да, браки русских с инородцами случались, но на общем фоне количество их было незначительно и не могло повлиять на генотип народа.

На Руси с «погаными» не роднились

Со времен принятия Русью христианства были запрещены браки между православными и «погаными» – то есть иностранцами и иноверцами. Русские никогда не роднились с кочевниками, совершавшими набеги на их селения, исключение составляли половцы, но браки заключались, в основном, между семьями князей и ханов, бывали редки и должны были укрепить союз либо сделку между народами. Например, Юрий Долгорукий был женат на дочери половецкого хана Аепы Осеневича и прижил с ней восемь детей, самый известный из которых – князь Андрей Боголюбский.

Читайте также:  Стрижка волос для овального лица каре

За бритье бороды – в еретики

В XVI веке во времена Ивана Грозного было строго запрещено даже общаться с иностранцами, которые зачастили на Русь со всевозможными миссиями, царь боялся шпионажа, а духовные лица — тлетворного влияния на нравы приходов, – так было написано в «Сборнике решений Стоглавого собора» (Стоглаве), который прошел в 1551 году; решением собора строжайше запрещалось брить бороды и стричь усы — такие люди становились похожими на чужеземцев и приравнивались к вероотступникам и еретикам: «Кто брад бриет, и преставится таковой, недостоит над ним служити ни сорокоустия пети, ни просвиры, ни свещи по нем в Церковь, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша».

Кроме того, гладко выбритые иностранцы считались садомитами, то есть людьми падшими и развращенными, с которыми не то что породниться, а и за стол садиться противно. Там же, в Стоглаве, осуждалось и ношение инородческой одежды, а именно — тюбетеек.

Русские в некоторых местах жили по соседству с иноверцами, например, с татарами или с «чухонцами», но вера становилась непреодолимой преградой для брака. Ведь брак заключался в церкви, для чего нужно было, чтобы оба были православными, следовало заручиться благословением родителей с обоих сторон, после чего следовало получить благословение монаха или священника, который не желал получить нарекания от церковного начальства. Браки с иудеями вообще были невозможны и абсолютно исключены: Иван Грозный даже запретил въезд в государство еврейских купцов, так как они русских людей «от христианства отводили, и отравные зелья в наши земли привозили» – так писал царь королю Польши Сигизмунду.

Светский брак — не брак

Только в 1796 году брачное законодательство в Российской империи стало допускать браки православных с лицами других вероисповеданий: католиков, протестантов, иудеев и мусульман. До венчания дело не доходило — браки с иноверцами и браки раскольников фиксировались в церковных книгах гражданского состояния, то есть были светскими, по сути, такой брак оставался «грехом». Изменение затрагивало знать и аристократов, основная масса русских дворян блюла веру и от подобных союзов воздерживалась. Надо заметить, что иногда дворяне женились на цыганках, на черкешенках, на польках, но это было редкостью и общей картины не меняло.

Купцы роднились только «со своими»

Историк Нина Обнорская отследила браки купцов в Ярославской губернии (статья «Cемейные связи купечества XVIII – начале XX века», журнал «Вестник ЯрГУ») и оказалось, что браки на протяжении более чем двухсот лет заключались внутри сословия: с купцами, затем с крестьянами, и уже в XVII веке считалось честью породниться в дворянами, то есть семейные узы связывали членов одного сословия и тянулись к другим сословиями.

И в Сибири русский оставался русским

Но может ли статься, что такие нравы царили только в центральной России, а на окраинах империи смешанные браки были делом обычным?

И там они были редкостью, так как русские на новых землях жили замкнуто даже по отношению к другим этногруппам русских, что уж тут говорить об инородцах. Например, староверы в Сибири века жили замкнутыми общинами, до сих пор сохранив облик русских людей. Этнограф Елена Фурсова в статье «Брачные связи сибирских крестьян как механизм сохранения этнокультуры» сообщает, что выбор невест и женихов у старожил Сибири происходил по принципу землячества, а у староверов — по принципу вероисповедания; постой народ был ориентирован «на своих». Возможно, связи с коренными народами и случались, но это было редкостью, «грехом» и к бракам приводило редко.

Исключение составляли казачьи общины, жившие на Кавказе, где бывали случаи, когда среди казаков селились горцы, бежавшие от земляков, но в этом случае казачье сообщество старалось ассимилировать их, растворить в своей среде.

Не были в России распространены и браки с представителями дальних стран — Китая, Индии, Ближнего Востока в силу разницы менталитетов и экзотичности верований. Но и здесь бывали исключения: так, в начале XX века русская дворянка Екатерина Десницина по большой любви вышла замуж за сына сиамского принца Чакропонга и уехала с ним в далекую Азию, однако брак распался после того, как принц взял в жены вторую, «младшую» жену. Екатерине официально дали развод, при этом ее сын остался жить в королевском дворце, а бывшая жена принца была вынуждена доживать свой век в предместьях Парижа.

Источник статьи: http://russian7.ru/post/pochemu-ivan-groznyy-zapretil-russkim/

Оцените статью
Adblock
detector