Забытая реальность
вспомним прошлое, вернемся к истокам
ТАИНСТВЕННЫЕ КУРГАНЫ «С УСАМИ» В ГОРАХ СЕМЕЙТАУ
Первая археологическая разведка курганов «с усами» в горах Семейтау подарила археологам и краеведам много интереснейших открытий. Так, некоторые курганы имели круглую ограду, составленную из плотно уложенных друг к другу камней. И ни в одном из вскрытых археологами могильников они не обнаружили у скелетов их черепов.
Каменные «усачи»
В конце июля – начале августа в предгорьях Семейтау археологические раскопки вели ученые Семейского археологического отряда Восточно-Казахстанской археологической экспедиции. Работу отряда возглавлял Айдар Айткали. Видимо, археологи провели здесь лишь небольшую археологическую разведку. Они работали в этих местах всего две недели, успев раскопать и обследовать всего три самых крупных и интересных кургана из всего большого могильного комплекса.
Вслед за археологами на Семейтауский могильник выехали члены краеведческого общества «Прииртышье». К сожалению, краеведы Семея так и не смогли встретиться с археологами. Когда мы выехали в предгорья Семейтау, работа Семейского археологического отряда уже была завершена.
Тем не менее прогулка по долине курганов в предгорьях Семейтау подарила любителям истории родного края много интересных находок и открытий.
– В предгорьях Семейтау находится цепь курганов гунно-сарматского и сакского периодов в истории Восточного Казахстана, – рассказал коллегам председатель краеведческого общества «Прииртышье» Марат Сасанов. – Три из них, расположенные в Знаменском сельском округе Семейского региона, были исследованы членами Семейского археологического отряда.
И вот перед краеведами предстал первый курган. К сожалению, он был давно разграблен неизвестными копателями. Но тем не менее дал много интересных сведений исследователям. Он оказался представителем самой загадочной категории курганов, которые принято называть в археологии курганами «с усами». Был построен древними гуннами или сарматами с использованием двух каменных дуг, или «усов».
– Курганы «с усами», расположенные в предгорьях Семейтау, имеют свои отличительные особенности. Каждый из них четко ориентирован по сторонам света. И «усы» всегда направлены на восток, к восходу солнца, – отметил краевед Павел Жуков.
Вот и на этот раз краеведы убедились в справедливости слов своего коллеги. Действительно, у исследуемого кургана «усы» были направлены строго на восток. Обе каменные гряды, выложенные в форме дуг длиной около 15–20 метров, оканчивались небольшими круглыми каменными насыпями. Вполне возможно, что под камнями и слоем земли древние кочевники похоронили вместе с хозяином и его любимых лошадей. Так это или нет, пока неизвестно. Ведь археологи здесь не стали вести раскопки, а краеведы, даже если бы сильно захотели, не смогли бы этого сделать, поскольку не имеют права вести раскопку древних могильников и поселений.
– Главное, что интересовало археологов, это расположение курганов Семейтауского могильника по сторонам света, а также внутренняя архитектура места захоронения, – рассказывает краевед Хаджи-Мурат Илиуф. – Надо сказать, что курганы гунно-сарматской эпохи несколько отличаются от скифских или сакских. Этот курган был интересен тем, что могильная камера была выложена очень большими каменными плитами, которые принесли сюда с соседних гор Семейтау. Единственная находка в этом кургане – бусинка. Может быть, здесь была захоронена женщина. Но есть и такое мнение – это был воин-мужчина, поскольку у многих древних кочевников был обычай носить на шее небольшое ожерелье из бусин.
Воины без головы
Самое любопытное – во всех раскопанных археологами курганах в Семейтауском могильнике у человеческих скелетов не было голов. Почему так случилось, пока можно лишь строить гипотезы и предположения.
Так, по мнению Хаджи-Мурата Илиуфа, вполне возможно, что череп украли грабители, чтобы дух умершего не стал им мстить за разграбление могилы. Есть и другая версия, что среди кочевых племен эпохи раннего железа был обычай, схожий с традициями папуасов южных земель. Там до сих пор процветает обычай охоты на человеческие головы в своей деревне. Чем больше голов и черепов собрано, тем больше родится детей у жителей деревни.
Любопытно, но в Тарбагатайском районе Восточного Казахстана, где также много лет работают специалисты Восточно-Казахстанской археологической экспедиции Института археологии им. Маргулана, были раскопаны пять больших курганов, в которых были скелеты людей без голов. В 1996-1998 году профессор археологии КазНУ Тулесбаев начал изучение первых курганов, расположенных вблизи села Кожир Тарбагатайского района ВКО. Именно он датировал их I в. до н.э.– I в. н.э., то есть эпохой раннего железного века. К этой же эпохе относятся и курганы в предгорьях Семейтау.
Исследование в Тарбагатайском районе в 2009 году продолжили археологи совместной экспедиции Семипалатинского государственного педагогического института и Института археологии им. Маргулана. Они изучили пять могильных комплексов. Причем все они принадлежали мужчинам ростом от 1,8 до 2 метров, судя по всему, знатным воинам, возможно, царям или вождям племени. И у каждого из захороненных не было головы. В первые годы раскопок ученые не придали большого значения этой детали, предполагая разграбление могил. Но когда случайность переросла в закономерность, стали искать логичное объяснение этому явлению.
По мнению представителей молодого крыла участников экспедиции, к которым принадлежит магистр археологии и этнологии Айдын Жунисханов, отсутствие головы у захороненных тел объяснил еще Геродот. Он писал в своей «Истории», что воинственное племя исседонов отличалось странными нравами. Здесь было принято из черепа правителя или вождя делать предметы культа. По другой версии, у исседонов могли появиться нравы и обычаи, схожие с ритуалами народов острова Суматра в Юго-Восточной Азии. Здесь жених в день бракосочетания должен был преподнести своей невесте в качестве свадебного подарка… человеческую голову! По третьей версии молодого исследователя, отсутствие черепов у скелетов могло быть связано и с культом земледелия.
Более приземленное, но и более реальное объяснение отсутствия голов дает профессор археологии Амантай Исин. Предгорья Тарбагатая всегда были лакомым кусочком для соседних народов и племен. Вожди и цари племени, как правило, возглавляли военные походы. Вполне резонно предположить, что их головы послужили военными трофеями для их врагов. Всем известно, что в качестве доказательства победы кочевники отрубали голову царю и предъявляли ее своему повелителю.
Кроме того, головы могли исчезнуть из могильников в результате множественных разграблений древних кладов и захоронений для нужд зарождающейся науки. Известно, что во времена Екатерины Великой существовали антропологические кабинеты, куда можно было сдать человеческие черепа за соответствующее вознаграждение. Эти трофеи служили учебным пособием для антропологов, делающих первые шаги в изучении строения древних человеческих останков.
Как видите, вопросов больше, чем ответов. Возможно, дальнейшие исследования дадут более глубокое понимание этого удивительного явления.
Курган по лунному календарю?
А тем временем прогулка по долине курганов в предгорьях Семейтау продолжалась. Неподалеку от первого осмотренного краеведами кургана виднеется цепь могильников, где в этом году вели археологические раскопки ученые Семейского археологического отряда Восточно-Казахстанской археологической экспедиции.
Самым интересным оказался второй раскопанный археологами могильник. В нем также был скелет человека без головы.
Радиус кургана составил 12 метров. Но больше всего внимание краеведов привлекла двойная каменная ограда вокруг кургана. Выполненные в идеальной круглой форме, они, видимо, играли роль оберега от потусторонних сил. Недаром у многих народов мира в древности существовало поверье о магической силе замкнутого круга: его чертили разными предметами или выкладывали камнями.
Другое объяснение этим камням дал Хаджи-Мурат Илиуф. По его мнению, круглая форма ограды должна была напоминать умершему его дом – юрту. Ведь недаром у некоторых народов гроб или место захоронения называют домом. Так, у славян это была домовина, у узбеков уй, а казахи применяют арабское слово ит (буквально «дом»).
Краевед Наталья Рыкова, обойдя вокруг кургана дважды, посчитала, что в каждом круге 280 камней, плотно уложенных друг к другу. И только в двух местах, напротив друг друга были небольшие открытые воротца. С одной стороны они оканчивались небольшими уложенными такими же камнями кругами.
Отметим, что расположение и этого кургана строго соответствовало всем сторонам света. Поэтому интересно было видеть, что открытые воротца расположены не строго на восток и запад, как это можно было предположить, а немного смещены на северо-запад и юго-восток.
– Количество камней в кругах кургана наводит на мысль о лунном календаре, – позже прокомментировал исследования археологов и краеведов член краеведческого общества «Прииртышье» Павел Жуков. – Чтобы подтвердить это предположение, надо провести еще целый ряд измерений. И если оно подтвердится, то местоположение воротцев можно объяснить обозначением весеннего и осеннего равноденствия на лунном календаре.
Источник статьи: http://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/tainstvennye-kurgany-s-usami-v-gorax-semejtau/
Майданы
Курганы с усами
Глиняные, каменные или глиняно-каменные сооружения. Центральная часть имеет один или несколько курганов, от которого отходят пара усов на восток.
Что представляют собой курганы с «усами».
Это – курганы с каменными грядами, более известные в археологической литературе под названием курганы с «усами» (КСУ). Сары-Арка – центр зарождения и распространения своеобразной кочевой культуры, связанной с возведением оригинальной по конструкции курганных сооружении на огромную территорию, охватывающую часть Степного пояса Евразии от Поволжья на западе, до Алтая на востоке, от Тянь-шаньских гор на юге и до Южного Урала на севере.
По внешнему виду они представляют собой подковообразное сооружение. С двух сторон, на небольшом расстояний от одиночного кургана или группы курганов (кернов) в восточном (редко и в южном) направлении слегка расширяясь, простираются серповидные по форме две каменные гряды. Как правило, высота курганов и гряд незначительна. Только в редких случаях высота основного кургана достигает 2-3 м, а гряд 0,5 м. Длина же грядок – «усов» колеблется от 11 до 300 м. В большинстве случаев начала и концы «усов» выложены в виде небольших курганообразных или кольцевых кернов (выкладок) в них иногда установлены стоячими камнями – стелами. Иногда ось сооружения отмечена рядом камней, как в случае КСУ на местности Садуакас, или одиночным керном, располагаемым на восточной стороне курганного комплекса между концами гряд, которым относится известный памятник «37 Воинов» у Корпетайских гор, и исследованными нами КСУ Ушкатты, Аралтобе, Сага, Ортау и Садуакас 2.
Оставаясь в конструктивном отношении подобными, эти курганные комплексы имеют вариации по числу и расположению дополнительных курганов относительно основного, а также структурой гряд. Количество курганов в отдельных случаях достигает семи, но большинство курганов с «усами» состоят из одного или двух – большого и малого, располагаемых по линии восток-запад и примерно одинаковых по размеру – по линии север-юг. Курганы сложены только из камня или камня с примесью земли. В некоторых случаях камни уложены в виде уплощенного круга или кольца, а иногда в виде спиральной ветви (КСУ Айдахарлы 1). Структура «усов» от одного к другому несколько варьирует. Чаще всего они представляют собой сплошные гряды, камни которых расположены на материковой поверхности толщиной в один или несколько слоев без какой либо системы. Некоторые из них имеют определенные особенности как в виде установленных на них крупных каменных блоков-менгиров, отдельных или примыкающих друг к другу круглых кернов-звеньев, составляющих цепочку, так и в виде коридорообразного строения из параллельно вкопанных на ребро каменных плит с поперечно установленными плитами, а концевые керны были оформлены в виде куполообразного сооружения. В большинстве случаев начала и концы гряд оформлены в виде круглых, овальных или подпрямоугольных насыпей (выкладок) с вертикально установленными менгирами или без них.
Проблемы датировки и интерпретации.
Несмотря на то, что эти памятники изучались на протяжении большого периода времени вопросы датировки, назначения и семантики до сих пор не разрешены. Датировка по сравнительному анализу немногочисленных предметов из самих КСУ, а также курганов, расположенных по соседству допускает большой разброс в определении их возраста. Самая ранняя датировка относит их к VII-V вв. до н.э., самая поздняя – VIII-IX векам н.э., т.е. они причисляются объектам как Тасмолинской археологической культуры, так и Древнетюркской эпохи. В настоящее время это обстоятельство является главной проблемой на пути выяснения их этнокультурной принадлежности. Согласно мнения А.З. Бейсенова «ряд памятников (всего 11 на территории Казахстана), в свое время был датирован исследователями первым тысячелетием н.э. на основании найденных в них впускных захоронении или же предметов, имевших характер «кладов», скорее всего, верхняя граница памятников не выходит за пределы тасмолинского периода (4 или 4-3 вв. до н.э.)». Противовес этому, С.Г. Боталов и И.Э. Любчанский полагают, что, на первичной типологии КСУ и отнесение их к курганам раннего железного века Центрального Казахстана отразилась двойная планиграфия погребальных памятников, когда КСУ располагаются на площадках могильника тасмолинской археологической культуры, а также бедность археологического материала, добываемых из КСУ. Пересматривая хронологическую и культурную принадлежность КСУ, авторы уверенно относят их (КСУ II и IV типов) к эпохе Великого переселения народов и датируют 5-8 вв. н.э.
Одним из главных проблем в изучении КСУ является выяснения их назначения. Академик А.Х. Маргулан считал, что «курганы типа «солнце» являются только ритуальными сооружением, устроенным на месте трапезы или поминок». Согласно М.К. Кадырбаеву КСУ следует рассматривать как единый комплекс, состоящий из основного погребения в большом кургане и относящихся к нему сооружений ритуального характера, «малые курганы, заключающие в себе захоронения коня или его части в сочетаний с дугообразными каменными грядами ориентированный своим открытым концом на восток, в сторону восходящего Солнца, «носят сугубо ритуальный характер и являются отражением культа – вероятнее всего – солярного», при этом он апеллирует к сообщению Геродота: «Из богов чтут только Солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой то, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное».
Относительно семантики гряд существует разные мнения. В площадках или оградках на концах «усов» совершались жертвоприношения, что подтверждается наличием в них прокаленной земли, древесных углей и обожженных костей животных. По убеждению А.М. Оразбаев, гряды (в случае памятника Джанайдар – «коридор»), «очевидно, также предназначались для каких-то ритуальных обрядов, может быть, служили для «сообщения духов». Исходя из такой особенности как дискретная структура гряд некоторых КСУ, С.С. Сорокин склонен считать, что «скорее всего, такого рода памятники являются дошедшими до нас свидетельствами древних поминальных торжеств – асов, найров. Отдельные каменные устройства в дугах, как представляется, и здесь являются обозначением мест старших представителей семейных, родовых или иных общественных групп, – местами «сидящих в первом ряду». Т.е. захоронения коня или его останков, а также устройство каменных гряд совершались позже, чем погребение человека и приурочивались к времени проведения поминальных торжеств. По предположению А.З. Бейсенова «длинные гряды, в отдельных звеньях (элементах) которых имитировался огонь, видимо играли роль своеобразных огненных лестниц, путей, по которым душа умершего уносилась к восходящему Солнцу, к небу, в страну богов».
Источник статьи: http://mound.io.ua/s945612/kurgany_s_usami