- На сайте размещён Грамматический словарь русского языка и не только.
- Поиск ответа
- Таблица «Корни с чередующимися гласными» учебно-методический материал по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Таблица «Корни с чередующимися гласными» учебно-методический материал по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На сайте размещён Грамматический словарь русского языка и не только.
Задача словаря – указать, к какой части речи относится слово, и если оно является изменяемым, то не только показать формы его склонения или спряжения, но и ударения в них.
Словарная статья грамматического словаря содержит следующую информацию:
1. Исходная форма 1 слова.
2. Грамматические характеристики лексемы:
2.2. для имен существительных: род, одушевленность, особенности употребления форм числа (например, помета для имен, употребляющихся только во множественном числе);
2.3. для глаголов: вид, переходность, особенности употребления форм (например, помета для безличных глаголов).
3. Индекс словоизменения в соответствии с «Грамматическим словарём» А.А. Зализняка 2 .
4. Таблица склонения или спряжения, а также образования степеней сравнения (для имен прилагательных и наречий) и неличных форм глагола.
1 Каждое слово в грамматическом словаре записано в исходной форме. Например, для имени существительного исходной формой является именительный падеж (обычно единственного числа), для глагола – инфинитив (неопределенная форма).
2 Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Ок. 110000 слов. — Изд. 6-е, стер. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009. — 800 с. — (Фундаментальные словари).
1 Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 794 с.
Морфемный словарь, помимо начальных форм слов, дополнительно включает словоформы, при разборе которых чаще всего допускаются ошибки, а именно: личные формы глаголов, формы прошедшего времени и повелительного наклонения, а также деепричастий и сравнительной степени прилагательных.
По состоянию на 11.11.2020 г. морфемный словарь сайта насчитывает 536755 разобранных словоформ.
Источник статьи: http://udarenieru.ru/index.php?word=on&morph_word=%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D1%8E
Поиск ответа
Всего найдено: 5
Вопрос № 290424 |
Подскажите, пожалуйста, как написать » лепить – не пере лепить » или » лепить -не пере лепить «. Или правильно писать вообще по-другому. Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Тире не требуется: лепить не пере лепить .
помогите образовать отданных глаголов деепричастия настоящего времени : дерзить,чтить,победить,пылесосить,будить,входить,хотеть, убедить, спать, брызгать, сквозить, грузить, лепить . Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
«Справка» не выполняет домашних заданий.
Здравствуйте! Хочу узнать, относятся ли к корням с чередованиями гласных пары -леп-/ -лип-а-, -сид-/ -сед-а-. Вопрос возник, так как в разных позициях они пишутся по-разному: с лепить (снеговика) — пальцы слипаются, сидеть — приседать. Заранее благодарна, Яна
Ответ справочной службы русского языка
Да, -леп-/-лип-, -сед-/-сид- входят в число корней с чередованием гласных.
Лепить и липкий — однокоренные слова с чередованием гласных е-и или всё-таки это слова с разными корнями?
Ответ справочной службы русского языка
В современном языке это слова с разными корнями.
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, в каком падеже употребляется слово «снеговик» в сочетании с глаголами «строить», » лепить «: » лепить снеговик» или » лепить снеговика»; «строить снеговик» или «строить снеговика»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Источник статьи: http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%82%D1%8C
Таблица «Корни с чередующимися гласными»
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Сводная таблица корней с чередованием гласных (правила, примеры, исключения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka._korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Корни с чередующимися гласными А / О
1. Зависимость от ударения
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .
Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.
Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .
З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.
З о ревать, з о рянка.
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .
Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.
Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны
2. Зависимость от конечных согласных корня
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .
Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.
а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический ).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой ).
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .
Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.
Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Перед г пишется а , перед ж пишется о .
Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .
К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.
4. Зависимость от значения
Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).
Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.
Корни с чередующимися гласными И / Е
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .
Заб и р а ть – заб е ру.
Выж и г а ть – выж е гший.
Заст и л а ть – пост е лить.
Бл и ст а ть – бл е стеть.
Ум и р а ть – ум е реть.
Ст и р а ть – ст е реть.
Разд и р а ть – разд е рёт.
Зап и р а ть – зап е реть.
Выч и т а ть – выч е ты.
Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.
1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.
В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и .
М и р, м и рный, усм и рять.
В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е .
М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.
2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .
П и р, п и ровать.
Чередование A(Я) / им(ин)
Корни с чередованием а(я) / им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .
Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас.
Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы «Чередование гласных А-О в корнях слов». Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло.
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.
Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.
Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.
Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/13/tablitsa-korni-s-chereduyushchimisya-glasnymi
Таблица «Корни с чередующимися гласными»
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Сводная таблица корней с чередованием гласных (правила, примеры, исключения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka._korni_s_chereduyushchimisya_glasnymi.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Корни с чередующимися гласными А / О
1. Зависимость от ударения
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется о .
Заг а́ р – заг о релый, уг о реть, пог о релец.
Приг а рь, изг а рь, выг а рки.
Кл а́ няться, покло́н – покл о ниться, скл о нять, накл о нение, скл о нение.
Тв а́ рь, тво́рчество – тв о рить, сотв о рить, претв о рить, притв о риться.
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении пишется а .
З а́ рево, з о́ рька – з а ря, з а рница, оз а рять.
З о ревать, з о рянка.
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а , о , или ы ), в безударном положении пишется а .
Пл а́ вать, пл ы́ ть – пл а вучесть, попл а вок, жук-пл а вунец.
Пл о вец, пл о вчиха;
пл ы вуны
2. Зависимость от конечных согласных корня
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о .
Р а ст и, р а ст ение, выр а щ ивать, нар а щ ение – выр о с ший, зар о с ли, пор о с ль.
а) Р о стов, Р о стислав, р о сток, р о стовщик, выр о сток (и производные от них, например: р о стовщический ).
б) отр а сль (и производные от них, например: отр а слевой ).
Независимо от того, какой гласный пишется под ударением ( а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о .
Ск а к ать, проск а к ать, на ск а к у – выск о ч ка, заск о ч ить, выск о ч ить.
Ск а чу, ск а чок, ск а чи, вск а чь.
Перед г пишется а , перед ж пишется о .
Сл а г аемое, пол а г ать, разл а г ать – сл о ж ить, пол о ж ить, разл о ж ить.
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется а , если суффикса нет, то в корне пишется о .
К а с а ться, к а с а тельная – к о снуться, прик о снуться.
4. Зависимость от значения
Корень мак- ( мач- ) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость».
Корень мок- ( моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым».
Обм а кнуть перо в чернила («погрузить»), м а кать хлеб в сметану («погружать») – пром о кнуть пятно («пропустить жидкость»), пром о кательная бумага («пропускающая жидкость»), см о чить («сделать мокрым»).
Корень равн- пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный».
Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой».
Пор а вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ур а внение («математическое равенство») – подр о внять кусты («сделать ровными»), разр о внять песок («сделать ровным, гладким»).
Р а внина, пор о вну, ур о вень, р о весник.
Корни с чередующимися гласными И / Е
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е .
Заб и р а ть – заб е ру.
Выж и г а ть – выж е гший.
Заст и л а ть – пост е лить.
Бл и ст а ть – бл е стеть.
Ум и р а ть – ум е реть.
Ст и р а ть – ст е реть.
Разд и р а ть – разд е рёт.
Зап и р а ть – зап е реть.
Выч и т а ть – выч е ты.
Исключения: соч е тание, соч е тать, ч е та.
1) Чередование и / е в корнях мир- / мер- характерно только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным» и т.п.
Вым и рать – вым е реть, зам и рать – зам е реть.
В словах с корнем мир- со значением «отсутствие войны, вражды» всегда пишется и .
М и р, м и рный, усм и рять.
В словах с корнем мер- со значением «мерить, измерять» всегда пишется е .
М е рить, изм е рять, прим е рять платье, м е рило.
2) Чередование и / е в корнях пир- / пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.
Зап и рать – зап е реть, отп и рать – отп е реть, вып и рать – вып е реть.
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и .
П и р, п и ровать.
Чередование A(Я) / им(ин)
Корни с чередованием а(я) / им(ин)
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется им ( ин ), если суффикса нет, то в корне пишется а / я .
Пож им а ть – пож а ть, наж им а ть – наж а ть, разм ин а ть – разм я ть, пон им а ть – пон я ть, нач ин а ть – нач а ть, пом ин а ть – пам я ть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в игровой форме объясняет условие написания корней -кос -кас и учит владеть способом действия при выборе букв о, а в однокоренных словах с корнем -кос -кас.
Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы «Чередование гласных А-О в корнях слов». Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло.
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.
Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме «Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-«.
Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы.
Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ЭОР, поисковый метод.
Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/01/13/tablitsa-korni-s-chereduyushchimisya-glasnymi