- б о я р и н
- Лишился бороды при Петре 1
- Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова боярин
- Определение слова боярин в словарях
- Примеры употребления слова боярин в литературе.
- Зачем Петр I рубил бороды и как это аукнулось сегодня
- Как расправлялся с бородачами Петр I?
- Эффектная реформа
- Духовенство против
- Бороды долой!
- Драма о бороде
- Эффектная реформа
- Духовенство против
- Бороды долой!
б о я р и н
лишился бороды при Петре 1
• в Древней Руси и Московском государстве — старший дружинник, советник князя
• в Московской Руси: крупный землевладелец, представитель высшего управляющего слоя
• в России до начала XVIII века: крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса
• думец при Иване Грозном
• землевладелец в России (XVIII в.)
• лермонтовский Орша по сословной принадлежности
• на Руси сословие, титул
• представитель высшего сословия феодалов на Руси IX—XVII вв.
• титул лермонтовского Орши из одноименной поэмы
• феодал при Грозном
• феодал при Годунове
• знатный дворянин на Руси
• Шурик в устах Иоанна Грозного
• феодал при Иване Грозном
• Шурик для Иоанна Грозного
• крупный землевладелец на Руси
• звание в Московской Руси
• «думец» эпохи Ивана Грозного
• обращение Иоанна Грозного к Шурику
• высший чин служилых людей (на Руси конца 15 в. – начала 18 в.)
• крупный феодал на Руси
• «здрав будь, . » (Шурик и Грозный)
• Представитель высшего сословия феодалов на Руси 9-17 вв.
• В древней и средневековой Руси: крупный землевладелец, принадлежавший к высшему слою господствующего класса
• В Московской Руси : крупный землевладелец, представитель высшего управляющего слоя
• «Думец» при Иване Грозном
• «Думец» эпохи Ивана Грозного
• «Здрав будь, . » (Шурик и Грозный)
• «Здрав будь, . » (тост Яковлева в роли Ивана Грозного)
• м. боярыня ж. ныне барин, барыня. (От бой, бить, воевода? от болярин, болеть по ком, заботиться? от болий, большак?) боярами знаться ума набраться (греха не обобраться). Боярин и в рубище не брат. Такой-сякой боярин, а все не мужик. Всяк боярин свою милость хвалит. Пропали наши головы за боярами голыми. Встарь это был жалованный сан: вельможа, знатнейшее сословие в государстве; ближний боярин, комнатный, что ныне камер-, приближенный к царю. Введенный боярин, дворцовый судья, род канцлера. Боярин путный или с путем, которому с городов или волостей назначались особые доходы. Бояре свойственные, состоявшие в родстве с царицей, в свойстве с царем. пенз. говор. бояр, вместо боярин; в новорос. бояр, молдавский, валашский дворянин; бояринош, бессарабское дворянин низшей степени, личный. Бояре, на свадьбах, все гости, все поезжане, а молодые: князь и княгиня. На свадьбе все бояре. Свадебный боярин, шуточн. то же что калиф на час. Старший или большой боярин, свадебн. старший дружка женихов, распорядитель и речистый балагур; вообще, большие бояре, жениховы дружки или шаферы, малые, невестины. Малым боярином называют и помощника большого, поддружья. Бояры мн. пск. вечер у жениха во время девишника, прощальный вечер, канун свадьбы; и гости эти, одна холостежь, мужчины, зовутся боярами. Боярынаш, бессарабск. люди, не происходящие от дворянского сословия, но достигшие низших молдавских чинов, дающих некоторые боярския права (Грот). Бояринушко и боярынька, ласкательное, любовное умаление. Боярченок м. барченок, барчук, барча. Боярок м. боярка ж. пск. обедневший дворянин, проживающий где в людях; приживатель. Боярка, зап. старшая дружка невесты. Ягода боярышника. Шапка, опушенная мехом, носимая мужчинами и женщинами (Наумов). Боярич, боярышня, дети боярина, барич и барышня. Бояринов, боярынин, им принадлежащий; боярский, барский, относящийся до боярина. Без правды боярской царь Бога прогневит. Умысел боярский, да разум крестьянский. боярский двор ворота широки, да вон узки, о кабале. Неволя, неволя боярский двор: походя поешь, стоя выспишься. Охота, боярский двор: стоя дремлют, сидя спят, походя едят, ножки болят, а сесть не велят. Вселился черт в боярский двор. Не тяга, сын боярский, нетяглый, не работник. По милости боярской, сам себе Пожарский. Боярские дети, стар. сословие мелких дворян, обязанных военною службою. Боярская спесь, барская спесь, растение татарское мыло, огненный цветок, Lychnis chalcedonica. Барская снить, растение Bupeurum. Бояроватый, приемами своими подобный боярину, важный, величавый. Боярство ср. барство, боярское состояние, быт, звание, достоинство; собрание людей этого звания. Иное боярство хуже пономарства. Боярствовать, управлять, жить боярином. Боярничать, боярить, бояриться, принимать на себя вид барина, желать казаться им. Взбоярился он на меня, вскинулся барином. Добоярился, добоярничал до того, что вотчину продали. Что-то он пыльно забоярничал. Избоярился, избаловался. Набоярничал, напроказил. Отбоярить кого, отделать; отбояриться, отделаться. Побоярничали, будет с нас. Нашего боярина не перебояривать стать. Он прибоярился, приосанился. Пробоярил вотчину. Разбоярился, расходился. Сбоярить с кого спесь, сбить. Боярщина, бояршина ж. барщина, тяга, панщина, половниковая работа на помещика, владельца. Боярышник, кустовое ягодное деревцо Crataegus; Сrataegus oxyacantha et monogyna, боярка, глод, барыня, глудина, глог, талоно; Сrataegus melanocarpa, черный глод; Сrataegus pyracantha, чашковое дерево, мушмула; Сrataegus sanguinea, боярышник горный, сибирский. Белый боярышник, Pyrus aria, мучное дерево. Хорош боярышник, да не перед боярским крыльцом. Боярышница стар. мотылек, бабочка; цветистая стрекоза, зеленый коромысел
• представитель высшего сословия феодалов на Руси IX—XVII вв
Источник статьи: http://scanwordhelper.ru/word/12358/0/2527521
Лишился бороды при Петре 1
Последняя бука буква «н»
Ответ на вопрос «Лишился бороды при Петре 1 «, 6 букв:
боярин
Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова боярин
Знатный дворянин на Руси
«Думец» при Иване Грозном
В России до начала XVIII века: крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою господствующего класса
Феодал при Иване Грозном
Крупный землевладелец на Руси
Представитель высшего сословия феодалов на Руси 9-17 вв
Высший чин служилых людей (на Руси конца 15 в. – начала 18 в.)
Определение слова боярин в словарях
Википедия Значение слова в словаре Википедия
«Боя́рин» — бронепалубный крейсер Российского императорского флота . Потерян в ходе Русско-японской войны .
Примеры употребления слова боярин в литературе.
Там, в гробу боярина, книга Агафия пролежала сотни лет, пока наконец один из Бельских, князь Платон, брат моего отца, однажды не вздумал навестить могилы своих предков.
Хотел я тому боярину слово молвить, да раздумал, ему с коня-то да в горлатной шапке виднее, где корабль и где аглицкий ученый немец.
А такое, друг мой добрый, — не сразу ответил лодейный мастер, — хитрое слово: поклонись-де царю, боярин, дабы не от аглицкого ученого немца морские художества перенимал, а к нам бы приехал — в Лодьму, али в Кемь, али в Онегу, али к Архангельскому городу.
У нас через эту Ольгу в аккурат переселение было, — говорил Боярин медлительным глуховатым голосом, не замечая, что Сережа не слушает его.
Как ризничий, он понимал толк в драгоценностях и потому задержался, въедливо рассматривая собранные здесь блюда, украшенные финифтью мисы, алавастры — узкогорлые сосуды для мира, золотые и хрустальные ладанницы, серебряные с чернью кунганы, чеканные чары, братины с надписями и ликами святых мучеников в золоченых кругах, серебряный панагиар Евфимия, с подставкою в виде четырех ангелов, ендовы, кубки, достаканы, ковши и тарели, кратиры — дары великих бояр и приобретения прежних владык, а также драгоценные цепи и пояса, за право хранить которые бывший ризничий бесполезно ссорился когда-то с чашником Еремеем.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Источник статьи: http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/crossword/1541143
Зачем Петр I рубил бороды и как это аукнулось сегодня
Как известно, Петр Алексеевич был западноориентированным правителем: многие обыденные вещи современности появились в России именно благодаря ему (вспомним хотя бы новый год, создание флота, Петербург и перенос столицы) Однако не все нововведения царя поддерживались большинством и легко проходили внедрение — «бородатый» указ тому подтверждение. Зачем Петр 1 обязал сбривать бороды и через какие преграды пришлось идти к этому решению сегодня в нашем рассказе.
Одним из европейских направлений царя Петра Алексеевича стала забота о внешнем виде населения России. Такая идея посетила молодого правителя во время своего вояжа по европейским государствам.
Возвратившись домой, Петр 1 собрал бояр и публично остриг нескольких знатных вельмож, в одно мгновение превратив их из суровых и солидных приближенных в достаточно приличных людей внешней наружности. Боярскому изумлению не было предела – их ли царь вернулся из поездки?! Процессия насильственного лишения бороды принимала обороты: однажды на званом ужине у знатного вельможи Шеина по случаю Нового года, бояре были построены в шеренгу для стрижки бород, а цирюльником выступал… царский шут!
Царь подвергся осуждению, общественность категорически отказывалась принимать эту новаторскую идею: в России брить бороду было греховно, безбородые не могли получить благословение. Бывали даже случаи самоубийства после лишения бороды. Общество всколыхнулось, в действиях государя стали усматривать покушение на сами священные устои жизни.
Петр 1 понимает, что кардинальные меры нужно разбавлять либеральными, и в 1698 году в стране устанавливается налог на ношение бороды. Контроль за исполнением этого указа был своеборазен: каждому, кто уплатил в казну сумму налога, выдавался «пропуск» — жетон с указанием … . В дальнейшем указ определил группы населения и были даже установлены штрафы за неисполнение предписаний. К слову, доносительство на «бородоносцев» поощрялось – им полагалась половина выписанного штрафа.
Пошлины платились в зависимости от разряда: царедворцы, дворяне и чиновники платили баснословные по тем временам шестьсот рубликов в год, купцы отплачивали сто рублей, посадские люди платили за бороду шестьдесят, а слуги, извозчики и жители Москвы – по тридцатке. Крестьянам, как низшему классу, было разрешено носить бороду бесплатно, однако при входе в город они обязаны были платить «по копейке с бороды».
Таким нехитрым способом, царь убивал сразу двух зайцев: обеспеченные товарищи, не желавшие расставаться со своей густой бородой «отстегивали» в казну немалую копеечку, а деньги шли на развитие флота и ведение войн.
Интересный факт: несмотря на жесткую политику приведения подданных в европейский вид, двое высоких чинов все же сохранили «бородатую неприкосновенность», это был московский губернатор Тихон Стрешнев (хороший знакомый Петра) и боярин Михаил Черкасский (ввиду возраста).
И все же общественность была не совсем согласна с безбородым указом: в 1757 году Михайло Ломоносов пишет стихотворение, как бы сейчас выразились, в стиле стёба, «Гимн Бороде».
«Антибородатый» указ был отмен Екатериной II лишь в 1772 году, но его отголоски и по сей день шумят в нашей жизни: например, военным и по сей день запрещено ношение бороды. Интересно отметить, что бородатость во время Великой Отечественной войны была отличительным признаком между действующими бойцами и партизанами.
Понравилась публикация? Поддержи канал: ставь лайк и подписывайся на наш Дзен!
Фото и коллажи взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ccd47c524de2d00b2dde917/zachem-petr-i-rubil-borody-i-kak-eto-auknulos-segodnia-5cdf002f4f68ae00b21fd22c
Как расправлялся с бородачами Петр I?
Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.
Эффектная реформа
До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритье считалось тяжким грехом. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.
Положение дел изменил Петр I. Царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.
Духовенство против
Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритье бороды тяжким грехом.
Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что бог с помощью бороды разграничил мужа и жену.
Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.
Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.
Бороды долой!
В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше.
По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.
Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом, в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?».
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/diletant.media/kak-raspravlialsia-s-borodachami-petr-i-5f4b4b5916bfc94ac89681f7
Драма о бороде
Война Петра I с русскими бородачами началась 29 августа 1698 года: тогда царь подписал знаменитый указ о запрете на ношение бород.
Эффектная реформа
До Петра I борода в России была обязательна. Так, при Ярославе Мудром нанесение ущерба бороде каралось штрафом. Во времена Ивана Грозного бритьё считалось тяжким грехом, который не сможет смыть кровь всех великомучеников. О правилах ношения бороды говорилось в решениях Стоглавого собора. И позднее, при первых Романовых, выбритое лицо грозило скандалом.
Положение дел изменил Пётр I. Вернувшись из длительной заграничной поездки, 29 августа 1698 года царь подписал указ, предписывавший подданным брить бороды и носить европейскую одежду. Документ вводил налог на растительность на лице. Придуманный специальный металлический жетон — так называемый «бородовой знак» — демонстрировал, что владелец уплатил требуемую пошлину.
Петру приписывают следующие слова: «Ой, бородачи, многому злу корень — старцы да попы. Отец мой имел дело с одним бородачом [патриархом Никоном], а я с тысячами».
Духовенство против
Против нововведений выступали и те, кто указом был освобожден от бритья, — крестьянство и духовенство. Церковь, а по её наущению и простой люд, считала бритьё бороды тяжким грехом.
«Творящий брадобритие ненавидим от бога, создавшего нас по образу своему. Аще кто бороду бреет и преставится тако — не достоит над ним пети, ни просфоры, ни свечи по нём в церковь приносити, с неверными да причтётся», — так, например, говорил византийский богослов Никита Скифит.
Архиепископ Москвы Адриан, которому было как минимум небезопасно осуждать решения царя, писал, что «бог сотворил мир по образу своему и подобию». По мнению патриарха, с помощью бороды всевышний разграничил мужа и жену, дав лишь одному из них «яко начальнику такое благолепие».
Один из староверов, нижегородец Андрей Иванов, публично называл Петра «царственным еретиком». «Государево дело за мною такое: пришёл я извещать государю, что он разрушает веру христианскую, велит бороды брить, платье носить немецкое и табак велит тянуть. А про платье написано: кто будет иноземное платье носить, тот будет проклят, а где про то написано, того не знаю, потому что грамоте не умею», — докладывал после Иванов на допросе главе Преображенского приказа Ивану Ромодановскому.
«Зрите, како мы от завистца и губителя своего диавола древляго нашего супостата здесь живущи на земле от онаго Божественного дара многие отрезаемы и свободной жизни лишаемы, гонимы из дому в дом, оскорбляемы, озлобляемы, издревле установленных законов лишились, обычай свой изменили, слова и звании нашего славянского языка и платья переменили, главы и брады брили, персоны свои ругательски обесчестили», — такую прокламацию отставной дьяк Докунин намеревался прибить к церкви.
Между тем, среди служителей церкви нашлись и те, кто благосклонно отнеслись к петровскому указу. «Образ божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо бог не имеет тела. Бог есть дух, бесплотен и душу созда разумну, бесплотну, вечности общницу. Брада есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное», — отмечает в работе «Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце» митрополит Димитрий Ростовский.
Бороды долой!
В 1705 году Пётр I подписал новый указ — «О бритье бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов». На новом этапе реформы Пётр I сам взялся за инструменты — вместе со своими шутами вылавливал бояр, доставал их из саней и обрезал им бороды и кафтаны. Так было в патриархальной Москве — в провинции с бородачами церемонились ещё меньше. «Бороды резали у нас с мясом и русское платье по базарам и по улицам, и по церквам обрезывали, и по слободам учинился от того многой плач», — гласит жалоба астраханцев на действия воеводы Тимофея Ржевского.
Известны случаи самоубийства тех, кто не желал подчиняться новому закону. Однако царя это не усмиряло. По одной из версий, личная неприязнь Петра к бороде вызвана тем, что его собственная расти не желала.
Одни из наиболее интересных воспоминаний о периоде начала царствования Петра I оставил британский инженер на русской службе Джон Перри в своей книге «Состояние Росси при нынешнем царе». «Царь приехал в Воронеж, где я тогда находился на службе и многие из моих работников, носившие всю свою жизнь бороды, были обязаны расстаться с ними; в том числе один из первых, которого я встретил возвращающимся от цирюльника, был старый русский плотник, которого я всегда особенно любил. Я слегка пошутил над ним по этому случаю, уверяя его, что он стал молодым человеком, и спрашивал его, что он сделал со своей бородой. На это он сунул руку за пазуху и, вытащив бороду, показал мне её и сказал, что когда придёт домой, то спрячет её, чтобы впоследствии положили её с ним в гроб и похоронили вместе с ним, для того, чтобы явившись на тот свет, он мог дать отчёт о ней Св. Николаю», — пишет Перри.
Многие потомки остались благодарны Петру за его решительность в вопросе бритья бород. Так, например, Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» отмечает: «Борода принадлежит к состоянию дикого человека; не брить её — то же, что не стричь ногтей. Она закрывает от холоду только малую часть лица: сколько неудобности летом в сильный жар! Сколько неудобности и зимой, носить на лице иней, снег и сосульки! Не лучше ли иметь муфту, которая греет не одну бороду, а всё лицо?»
Источник статьи: http://diletant.media/articles/43168226/